Дайджест
21 Ноября 2011 года

Дайджест Фонда защиты гласности № 546

 

СОБЫТИЕ НЕДЕЛИ

Центр защиты прав СМИ отмечает юбилей

Воронежский Центр защиты прав СМИ, одна из ведущих российских правозащитных организаций, работающих в сфере защиты свободы слова, отметил 15-летие.

Организация была зарегистрирована 15 ноября 1996 года в качестве регионального представительства Фонда защиты гласности. С тех пор Центр защиты прав СМИ не только обрел самостоятельность, но и значительно расширил географию своих действий. Юристы Центра участвуют в судебных процессах, консультируют редакции и журналистов не только в Центральном Черноземье, но и в других регионах России, включая Сибирь, ведут дела в Европейском суде по правам человека.

Центр ведет учебные программы, проводит семинары, конференции и тренинги в сфере медиаправа для журналистов, адвокатов и судей, издает методическую литературу, проводит мониторинг нарушений свободы выражения мнения и доступа к информации.

Деятельность организации высоко оценена журналистским и правозащитным сообществом. В этом году директор и ведущий юрист Центра Галина Арапова была награждена специальной премией Союза журналистов России «За защиту интересов профессионального сообщества» и грамотой Московской Хельсинской группы.

В рамках празднования юбилея Центра защиты прав СМИ 17 ноября в Воронеже прошла конференция «Российская пресса: текущее состояние и перспективы, опыт защиты свободы слова». В ней приняли участие президент Фонда защиты гласности Алексей Симонов, руководитель информационной службы ФЗГ Борис Тимошенко, секретарь Союза журналистов России Надежда Ажгихина, представители СМИ Воронежской, Липецкой, Курской и Рязанской областей.

А. Симонов рассказал о деятельности ФЗГ в сфере защиты прав журналистов. Б.Тимошенко представил созданную фондом базу данных Международной Федерации журналистов (МФЖ), посвященную случаям посягательств и давления на журналистов в России.

«Безнаказанность преступлений против журналистов – вот зеркало сегодняшней ситуации», – заявил А. Симонов. Директор Центра защиты прав СМИ Г. Арапова добавила, что по статистике Следственного комитета РФ, в нашей стране сейчас успешно раскрывается четыре из пяти убийств, но это не относится к убийствам журналистов, поскольку за последние пятнадцать лет было раскрыто всего лишь два таких заказных убийства из более чем 300 случаев гибели журналистов. Б. Тимошенко рассказал, что за последние годы изменилось соотношение видов давления на журналистов: в частности, увеличилось число угроз и обвинений в экстремизме. Тема преследования журналистов по 282-й статье УК РФ вызвала оживленную дискуссию. Г. Арапова сообщила о наблюдаемой тенденции, что сейчас, когда происходит декриминализация статей УК «Оскорбление» и «Клевета», обвинение в экстремизме становится основным способом давления государства на журналистов. «В нашей стране экстремизмом называют любое несогласие с начальством, выраженное в резкой форме», – невесело пошутил А. Симонов.

Сотрудников Центра поздравили также губернатор Воронежской области Алексей Гордеев, представители пресс-служб органов власти региона, юристы, представители судейского корпуса, коллеги из правозащитных организаций и журналисты.

 

РОССИЯ

Сахалинская область. Экономическая цензура

Ольга Васильева, собственный корреспондент ФЗГ в Дальневосточном федеральном округе

С началом избирательной компании у старейшей газеты Сахалинской области «Советский Сахалин» возникли проблемы.

Во-первых, она исчезла из газетных киосков. Владельцы киосков ссылаются на запрет, исходящий из правительства области. Во-вторых, ее отказалась приобретать местная авиакомпания. Ее генеральный директор объясняет это финансовыми трудностями, которые испытывает компания. В-третьих, прекратили свое сотрудничество с газетой многие рекламодатели. Они тоже ссылаются на пожелания исполнительной власти.

«Советский Сахалин» - старейшая (выходит с 1925 года) общественно-политическая газета Сахалина и Курил, самая тиражная и влиятельная в области. Единственная независимая областная газета. Учредитель и издатель – коллектив редакции. Выходит 4 раза в неделю, в среду - с «Деловым вторником». Чуть ли не в каждом номере газета печатает критические материалы в адрес исполнительной власти и руководящей партии. И надо сказать, что местное жизнеустройство дает для этого немало поводов – скандалы, связанные с коррупцией, превышением служебных полномочий, антидемократическими акциями власти следуют один за другим. Владельцы киосков не скрывают от своих покупателей: чиновники им прямо сказали, что не только не продлят аренду земельных участков, но снесут киоски немедленно, если газета появится на прилавках. Тем более, что киоски, якобы, уродуют облик города. Продавцы успокаивают покупателей: потерпите, газета появится на второй день после выборов.

Своими запретами власть добилась только вспышки интереса к газете. Ситуация обсуждается на форуме «Сахкома», активизировалась подписка на бумажную и электронную версии опального издания.

Воронеж. Полиция арестовала тираж оппозиционной газеты

Роман Жолудь, собственный корреспондент ФЗГ в Центральном федеральном округе

Вечером 18 ноября редактор воронежской оппозиционной газеты «Мы – граждане» Александр Болдырев успел забрать из типографии только часть отпечатанного тиража, сообщил Иван Кондратенко, региональный координатор ассоциации «ГОЛОС» в Воронеже. Через полчаса в типографию пришла полиция и арестовала оставшиеся экземпляры. Рано утром полицейские стали звонить редактору газеты, требуя, чтобы он явился для дачи показаний. В ответ Александр Болдырев попросил прислать ему повестку и обещал прийти с адвокатом.

По словам Болдырева, газету обвиняют в нарушении правил предвыборной агитации. «Однако на самом деле тираж газеты арестован из-за критики губернатора, – говорит он. – В частности, мы написали о громком деле государственного унитарного предприятия «Воронежинвест», которое представляло собой гигантский коррупционный механизм, в котором участвовали и прошлый губернатор области Кулаков, и нынешний – Гордеев, бывший тогда министром сельского хозяйства. Наконец, возглавлял «Воронежинвест» господин Нетесов, нынешний лидер воронежских «единороссов».

Газета «Мы – граждане» издаётся в Воронеже Демократическим центром. На прошлых – региональных – выборах в марте 2010 года она также была изъята правоохранительными органами по обвинению в незаконной агитации, а те, кто раздавал газету – задержаны. Хотя, по словам журналистов, ни один из текстов ни тогда, ни сейчас не противоречил нормам Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав».

Воронежские правозащитники считают, что в данном случае налицо прямое давление на представителей прессы под предлогом нарушений правил агитации. «К сожалению, реальные случаи нарушения закона «Об основных гарантиях избирательных прав» избирательная комиссия Воронежской области зачастую оставляет без внимания, - пояснил Иван Кондратенко. – Нас настораживает такая аномальная предвыборная активность правоохранительных органов».

Ростовская область. Муниципальным газетам «не рекомендовано» участвовать в предвыборной агитации

Анна Лебедева, собственный корреспондент ФЗГ в Южном федеральном округе

Звонки из министерства внутренней и информационной политики Ростовской области раздались в редакциях муниципальных газет еще в конце лета: редакторам «настоятельно не рекомендовали» подавать заявки на участие в предвыборной агитации, чтобы иметь право на платной и бесплатной основе публиковать статьи, подготовленные участвующими в выборах политическими партиями. Отказ от участия в выборах лишал газеты, большинство из которых находится далеко не в лучшем финансовом положении, возможности заработать что-то во время избирательной кампании. Не говоря уже о том, что в сельской глубинке районная газета зачастую – главный источник информации. В отдаленных районах можно «поймать» только один, в лучшем случае два федеральных телеканала, областную и центральную прессу тут мало кто выписывает, а вот районку читают на всех «завалинках», обсуждая с соседями содержание очередного номера.

Если бы районные и городские газеты опубликовали статьи, рассказывающие о программах и деятельности политических партий, участвующих в выборах, это поддержало бы их материально и повысило авторитет у читателей. Но ослушаться своих «командиров и начальников» (министерство внутренней и информационной политики является соучредителем муниципальных изданий) редакторы не посмели. На одном из последних совещаний, куда были созваны все «муниципалы», зам губернатора Виктор Гончаров, курирующий СМИ, похвалил редакторов за то, что они «приняли мудрое решение» не участвовать в выборах. Вроде как они сами так решили!

С недавних пор то же министерство обязало муниципальные издания публиковать «вести власти» - присылаемые из Ростова полосы с материалами о проводимых администрацией области мероприятиях. Причем они идут одновременно в районных, городских и областных газетах, так что читатели, выписывающие и покупающие районку и областную газету, получают два издания с одинаковыми статьями и заметками. Министерство газетную площадь, которую оно занимает, оплачивает, но по «специальным» расценкам. Как сказал корреспонденту ФЗГ редактор одного из муниципальных изданий, министерство оплачивает меньше двух рублей за квадратный сантиметр газетной площади при редакционных расценках на платные материалы – 16 рублей.

В министерских выпусках постоянно публикуются статьи о деятельности губернатора Ростовской области Василия Голубева, возглавившего на выборах список донских единороссов, и о деятельности его администрации. Так что про «руководящую и направляющую» роль «партии власти» жители донской глубинки в любом случае знают, а про остальные партии, им, выходит, и знать ничего не надо?

Омск. Власти используют подконтрольные СМИ для черного пиара

Георгий Бородянский, собственный корреспондент ФЗГ в Сибирском федеральном округе

На предстоящих выборах в Госдуму и Заксобрание власти Омской области возлагают надежды на сексуальное электоральное большинство. Об этом говорит телепередача «Момент истины», показанная на днях по главному областному телеканалу, который в регионе многие зовут «губернаторским». В ней тележурналист Андрей Караулов рассказывает о том, как депутат Госдумы омич Олег Смолин «оказывал покровительство» самому большому в Европе гей-клубу, нашедшему приют в центре столицы – в здании Всероссийского общества слепых.

Как следует из беседы телеведущего с бывшим префектом Северного округа Москвы Олегом Митволем, в течение 7 лет над этим заведением находился кабинет парламентария, под которым «каждую пятницу начинались Содом и Гоморра». Что там происходило, Митволю, конечно, видней, поскольку Смолин, как известно, незряч от рождения и может иметь об этом только смутное представление. В передаче, тем не менее, утверждается, что «процессом руководил он».

Сам депутат уже комментировал данный сюжет после его выходов в свет – на федеральном 5-ом канале 17-го и 24-го октября. На своем сайте он перечислил все «моменты лжи», из которых телеведущий сфабриковал очередной «Момент истины».

В частности, процитировал письмо президента Всероссийского общества слепых и члена Совета при Президенте РФ по делам инвалидов А. Неумывакина, отправленное А. Караулову; «депутат Госдумы РФ, вице-президент ВОС (на общественных началах) О.Н. Смолин не имеет кабинета на ул. Куусинена, 19а в здании Культурно-спортивного реабилитационного комплекса … Кабинет О.Н. Смолина находится в здании аппарата управления общества на ул. Новая площадь, д. 14».

К распределению имущества ВОС отношения он тоже никогда не имел, т.к. в обязанности его входит только «взаимодействие с палатами Федерального Собрания в части согласования законотворческой деятельности…». А распоряжается имуществом общества, в том числе и арендой, его президент, между прочим, входящий в Генеральный совет партии «Единая Россия». Очевидно, у них и стоит спросить, почему оказывается такое благоволение нетрадиционному заведению.

В передаче, кстати, ведущий «на голубом глазу» утверждает, что депутат Смолин «состоит в Центральном комитете КПРФ», хотя он всегда был беспартийным и лишь выдвигался в Госдуму от компартии. Как сказал корреспонденту ФЗГ один из лидеров ее омского отделения Андрей Алехин, без ведома областных властей эта «утка» не могла бы пройти в эфир, а пустили они туда заведомо лживую информацию с целью очернить накануне выборов коммунистов, которые в Омске всегда были главными конкурентами правящей партии, и, согласно данным опросов, имеют реальные шансы одержать победу 4-го декабря. «Это – в чистом виде «черный пиар», и раз власти решились на такое откровенное нарушение избирательного законодательства, похоже, что дела у них - совсем плохи». В связи с повторением «Момента истины» в эфире регионального ТВ обком КПРФ подал жалобу в облизбирком, а Олег Смолин готовит исковое заявление с требованием взыскания с телекомпании морального вреда. Аналогичные иски направил он в суд в отношении 5-го канала и А. Караулова.

Заметим, что омские политтехнологи, а вместе с ними и областная власть, не в первый раз пытаются умалить своих оппонентов путем причисления их к сексуальным меньшинствам

К примеру, 4 с половиной года назад во время приезда в Омск тогдашнего лидера СПС Никиты Белых, совпавшего с выступлением в местном цирке Бориса Моисеева, неизвестные выстроились в пикет с плакатами, намекающими на «неправильную» ориентацию правых, и эта акция была показана безнаказанно на голубых экранах областного ТВ.

Между тем, самих представителей главной партии пользователи омских форумов называют не иначе, как «едросами» с добавлением к этому слову буквы «п». Самый массовый из этих форумов, где ЕдРо получило в ходе голосования 4%, неизвестные хакеры атаковали 7 дней (с 13 по 19 ноября), и только благодаря тому, что сервер данного форума недоступен властям, так как находится за рубежом, дорогостоящую, как пишет администратор, ddos-атаку удалось отразить.

Воронеж. Конфликт вокруг делового издания Inside

Роман Жолудь, собственный корреспондент ФЗГ в Центральном федеральном округе

В Воронеже продолжается конфликт вокруг делового издания Inside. Напомним, в августе текущего года учредитель журнала Татьяна Прищенко сообщила, что ее не устраивает политика редакции и объявила о своем желании сменить журналистов. Коллектив во главе с главредом Евгенией Куриленок отказался подчиняться Прищенко и зарегистрировал новое издание под названием Inside comments. По некоторым данным, причина конфликта между редакцией и учредителем – финансовая: Евгения Куриленок обвинила Татьяну Прищенко в прекращении финансирования издания, та в ответ заявила, что не получала от доходов Inside ни рубля.

На сегодняшний день в Воронеже издаются Inside, принадлежащий Татьяне Прищенко, и Inside comments, который возглавляет Евгения Куриленок.

В сентябре Евгения Куриленок оказалась в больнице после того, как воронежский ЧОП «Кобра» приехал вывозить из редакции Inside вещи, принадлежащие учредителю издания. Редактор, по ее собственным словам, попыталась проследить, что именно забрали чоповцы, в это время один из охранников ударил ее и вытолкнул из машины, поле чего Евгения была госпитализирована с сотрясением мозга и ушибами. Полицией по факту незаконных действий сотрудников охранного предприятия была начата проверка.

На прошлой неделе Евгения Куриленок рассказала, что полиция отказала ей в возбуждении уголовного дела. В постановлении об отказе указываются две причины: невозможность установить личность чоповца и отсутствие акта судебно-медицинской экспертизы о степени тяжести причиненных телесных повреждений.

Сама Евгения Куриленок считает обе причины смехотворными. Она полагает, что сотрудники полиции просто не захотели искать работника «Кобры» - если бы поиск действительно велся, вряд ли что-то могло помешать полицейским. Кроме того, Евгения сообщила, что передавала в полицию копию акта судебно-медицинской экспертизы, но она, видимо, таинственным образом исчезла из материалов дела.

Между тем, Татьяна Прищенко заявила, что в ночь с 11 на 12 ноября неизвестные сожгли ее автомобиль. На следующий день Татьяна получила смс-сообщение с текстом «Не нужно издавать журнал, иначе будет хуже». В настоящее время полицией ведется проверка и решается вопрос о возбуждении уголовного дела.

Ростовская область. Редакцию газеты «Звезда Придонья» власти разорили, вынуждая уволиться неугодного им редактора

Анна Лебедева, собственный корреспондент ФЗГ в Южном федеральном округе

Газета «Звезда Придонья», выходящая в Усть-Донецком районе, многие годы была прибыльным изданием. Читателям их районка нравилась, они на нее охотно подписывались и покупали в розницу. Все было хорошо, но… Сначала окончательно сломалась старая печатная машина, тиражировавшая бланки и приносившая редакции - муниципальному предприятию - неплохой доход (сама газета печатается в городе Шахты). А потом за финансовое разорение газеты с большим рвением взялись районные власти. Они установили тарифы на публикацию официальных материалов администрации района и бюджетных организаций ниже себестоимости выпуска газетных полос с этими материалами.

Потом постановили, что МУП – редакция газеты «Звезда Придонья» должен платить в муниципальный бюджет уже не 15%, а 30% своих доходов. Затем изменили штанное расписание, сократив ставку фотокорреспондента (он еще и сам писал заметки и выполнял еще множество других заданий), и бухгалтера. (В «Звезде Придонья» всего-то три ставки корреспондентов, куда же тут еще сокращать?) Ну, и в довершении всего, уменьшили на 12 тысяч – почти в два раза – зарплату редактора.

«В администрации мне заявили, что «для женщины, да еще в нашей сельской местности, я слишком много получаю, - сказала корреспонденту ФЗГ редактор «Звезды Придонья» Татьяна Самборская. – Неужели это имеет какое-то значение – мужчина редактор или женщина?».

Для главы Усть-Донецкого района Владимира Ткаченко, значит, имеет. Чтобы приструнить редактора, имеющего «плохую привычку» публиковать в газете критические материалы на самые злободневные темы из жизни района, местные начальники лишили редакцию хозяйственной самостоятельности и урезали журналистам зарплату, которую они сами себе честно зарабатывали.

Татьяна Самборская написала заявление о своем несогласии с принятыми решениями, в котором сообщила, что если они не будут отменены, она уволится. Несколько недель администрации делала вид, что никак не отреагировала на ее демарш, а 18 ноября редактору был вручен приказ об увольнении, причем не по ч. 7 ст. 77 ТК РФ (в связи с несогласием с изменением работодателем условий труда), указанной в ее заявлении, а «по собственному желанию». Это лишает редактора возможности получения выходного пособия.

Дайджест ФЗГ неоднократно писал о горькой судьбе «крепостных журналистов» - редакторов и сотрудников муниципальных СМИ. Руководители страны не раз говорили, что с этим уродливым явлением пора заканчивать, но воз и ныне там. Журналисты в глубинке по-прежнему находятся в полной власти местных властей: глава района и его подручные могут казнить журналиста, а могут и помиловать. Это уж как они пожелают…

Астрахань. Дан отвод судье по делу об избиении журналистов. Продолжение темы

Дмитрий Флорин, собственный корреспондент ФЗГ в Центральном федеральном округе

Астраханский суд 15 ноября принял решение об отводе судьи Н. Кузичкиной от рассматривания дела об избиении журналистов В. Ященко и О. Теплищева, освещавших местные выборы. Такое решение суд принял по ходатайству потерпевшей стороны и прокурора, в силу того, что Кузичкина уже вела аналогичный судебный процесс.

Журналисты Олег Теплищев и Вячеслав Ященко были избиты во время их работы по освещению выборов мэра Астрахани 11 октября 2009 года (см. Дайджест 448). Обвиняемый по уголовному делу о нападении на журналистов - депутат Астраханской облдумы Рифкат Шабанов, в свою очередь, заявил в милиции, что это Теплищев избил его на территории одного из избирательных участков.

Сам Теплищев уверяет, что дело против него появилось сразу после того, как он отказался примириться с Шабановым. Последний же утверждает, что произошедшее 11 октября 2009 года - это спланированная провокация в отношении него, как члена партии «Единая Россия».

В том процессе суд признал, что в Астрахани журналисты вконец распоясались и нападают на боксёров. Избитым оказался экс-президент федерации бокса Астрахани, кандидат в мастера спорта, депутат Астраханской Думы господин Шабанов.

Именно судья Кузичкина весной 2011 года не приняла в качестве доказательства со стороны защиты ни аудиозапись, на которой явно слышен весь процесс избиения журналистов Теплищева и Ященко, ни показания свидетелей стороны защиты, ни показания журналиста Ященко, который, как и Теплищев, был избит - судья посчитала его заинтересованным лицом. Вместо этого суд опросил свидетелей, которых привёл Шабанов (и сейчас уже доказано, что те свидетели лгали) и, основываясь только на их показаниях, перевернула всё с ног на голову и вместо того, чтобы назначить Шабанову заслуженное наказание, обвинила Теплищева.

Новый судья по делу пока не определен.

Пермский край. Депутат обиделась на письмо

Михаил Лобанов, собственный корреспондент ФЗГ в Приволжском федеральном округе

Председатель Пермского регионального отделения партии «Яблоко», депутат Краснокамской гордумы Ольга Колоколова проиграла судебный спор местной газете «Краснокамск - наш город», напечатавшей письмо избирательницы, инвалида 2 группы Евгении Агеевой со словами о развешанных портретах «яблочницы» - «над каждым рабочим местом» в ее частной компании.

Агеева пришла в управляющую компанию ООО «ПКФ «Уралкомп» за разъяснениями о качестве предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, а встретила непонимание и грубость. По совету соседки женщина решила публично пристыдить коммунальщиков и депутата Краснокамской городской думы Колоколову, которая возглавляет эту компанию. Проверив факты, газета «Краснокамск - наш город» опубликовала письмо читательницы под заголовком «Беспредел».

«Тут вышла сама Ольга Аркадьевна. …Начала подталкивать меня в спину до тех пор, пока я не опустилась до первого этажа»; «В дни приема, по вторникам, Колоколовой никогда на месте не бывает»; «Она грубо говорила мне, чтоб я научилась сначала правильно говорить»; «…А над каждым рабочим местом развешаны портреты Ольги Аркадьевны», - поведала Агеева жителям и властям Краснокамска.

Колоколова, которая теперь руководит и Пермским региональным отделением партии «Яблоко», вчинила избирательнице-инвалиду и газете судебный иск о защите чести, достоинства, деловой репутации. Она попросила признать приведенные сведения не соответствующими действительности и порочащими, опубликовать опровержение, взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда - по 5 00 рублей с каждого. По мнению бизнеследи и политика, ее, известного в Краснокамске человека, охарактеризовали «непорядочной и недобросовестной, равнодушной к проблемам города и населения, которая может позволить себе фактически хулиганское поведение с применением силы к незнакомому гражданину». Публикация якобы «указывает на нарушение ею действующего избирательного законодательства путем совершения нечестного поступка».

В качестве соответчиков Краснокамский городской суд привлек к участию в гражданском деле трех учредителей газеты – ООО «Метроном», городскую администрацию и Думу. Допрошенные свидетели подтвердили правдивость высказываний читательницы Агеевой. Так, проверявший перед публикацией изложенные в письме сведения журналист Овсов сообщил: в возглавляемой депутатом Колоколовой организации действительно были вывешены ее портреты. Исследовав все доказательства, городской суд отказал в удовлетворении иска.

Отклонив кассационную жалобу истицы, Пермский краевой суд дополнил историю своими выводами: «В письме не указывается на то, что такие действия были совершены именно истицей (развешивание портретов), сама фраза оценочных суждений не содержит и не свидетельствует о нарушении истицей каких-либо норм действующего законодательства, либо морально-этических норм, следовательно, не является порочащей. Высказанное автором письма мнение о том, что истица не здоровается с людьми, не может быть признано однозначно порочащей истицу характеристикой, поскольку морально-этические нормы в императивной форме не обязывают публичное лицо к приветствию всегда и в отношении любого лица».

 

ФОНД ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ

На прошлой неделе на ФЗГ в Интернете ссылались не менее 10 раз. В частности,

 

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

Кинотеатры отказались показывать фильм «Ходорковский»

Георгий Бородянский, собственный корреспондент ФЗГ в Сибирском федеральном округе

Кинотеатры, принадлежащие депутатам – «единороссам», отказались накануне выборов показывать документальный фильм «Ходорковский» из-за «отсутствия в нем коммерческой составляющей».

Российская премьера немецкого фильма «Ходорковский», назначенная на 1 декабря с.г., в Омске, как и во многих других городах России, не состоится. Ни один из кинотеатров города не решился пустить эту ленту на свой экран. Представители кинопрокатных фирм объясняют отказ ее показывать тем, что картина – не игровая, а документальная, а значит, по их словам, обречена на провал.

«Политической подоплеки тут нет – заявила сайту «СуперОмск» главный маркетолог кинотеатра «Галактика» Валерия Седельникова – Просто у фильма нет никакой коммерческий составляющей». Того же мнения и руководитель проката кинотеатра «Атриум-кино». Дмитрий Отрахов. Оба кинотеатра, кстати, принадлежат депутатам Законодательного собрания от «Единой России» - Владимиру Седельникову и Валерию Кокорину.

Как сказал ФЗГ лидер регионального отделения объединения «Опора России» Владимир Виноградов, «практически все кинотеатры в городе находятся под контролем – либо депутатов - «единороссов», либо других людей, сильно зависимых от областных властей». Предприниматель провел опрос среди своих друзей и знакомых, включая и тех, кто в силу занятости крайне редко или совсем не ходит в кино: на фильм, говорит он, нашлось бы время у всех: «Все понимают, кто такой Ходорковский. Он мог бы, как Березовский, бежать из страны, но повел себя, как мужик. Его закрыли, но он и там держится. Основной его посыл в том, в стране сейчас – тупиковая ситуация, исключающая возможность развития. Если в фильме идет речь и об этом, то, естественно, его демонстрация накануне выборов не прибавит власти очков».

Президент областного союза предпринимателей Павел Кручинский тоже считает, что у кинопрокатчиков «есть некоторое табу» - гласная или негласная установка, «прикрывающаяся отсутствием коммерческой выгоды».

В интервью журналу «Огонек» представитель дистрибьютера показа фильма в РФ Ольга Паперная объяснила причины их поведения. По ее мнению, «коммерческая составляющая» в нем все-таки есть: «Люди могут опасаться проверок и того, что им перестанут выделять средства. А, скорее всего, боятся на всякий случай. Это советский страх, который сидит в нас».

По сведениям Паперной, рискнули показать фильм только 20 кинотеатров в России. Пройдет он в Москве, Новосибирске, Перми, Чите, Тольятти, Якутске, Саратове.

 

Дайджест подготовлен Фондом защиты гласности (ФЗГ).

 

Выходит по понедельникам с 11 августа 2000 года.

Распространяется по 1600 электронным адресам в России и за рубежом.

 

Под редакцией Алексея Симонова.

Редакционная коллегия: Борис Тимошенко – руководитель службы мониторинга, Светлана Земскова – юрист, Всеволод Шелховской – переводчик.

 

При использовании информации и материалов дайджеста ссылку на нашу организацию обязательна.

Контакт: 119992 Москва, ГСП-2, Зубовский бульвар 4, комн. 432, Фонд защиты гласности.
Телефон/факс: (495) 637-49-47, 637-44-20, адрес электронной почты: boris@gdf.ru fond@gdf.ru

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни