Дайджест
5 Декабря 2011 года

Дайджест Фонда защиты гласности № 548

 

ТЕМА НЕДЕЛИ

Привычное состояние

Очередная предвыборная кампания прошла сопровождалась скандалами, в том числе многочисленными нарушениями прав журналистов и СМИ, которые, похоже, никого уже не удивляют.

В дело шли все доступные методы, но чаще всего использовалась блокировка информации, исходящей от оппонентов «партии власти», как ее еще называют, хотя имеет эта партия и другие названия.

Так, снимались с эфира агитационные ролики оппонентов, причем, как сообщает портал Newsru.Com, убирали их не по коллегиальному решению самой комиссии, а по личному указанию главы Центризбиркома Владимира Чурова. По мнению юриста КПРФ Вадима Соловьева, это прямое превышение своих полномочий должностным лицом. Уместно напомнить, что в УК РФ имеется статья 286 («Превышение должностных полномочий»), предусматривающая наказание в виде лишения свободы до семи лет. Но почему-то кажется, что г-ну Чурову эта санкция пока не грозит. Видимо, сознавая это, он рассылал на федеральные телеканалы и в регионы указания предоставить ролики всех политических партий для дополнительной проверки, после чего, к примеру, в Астрахани забраковали сразу два материала «Справедливой России»…

Вот и Роскомнадзор не остался в стороне, потребовав «незамедлительно прекратить нарушение законодательства Российской Федерации» и убрать из эфира «Эха Москвы» аудиоролик Партии народной свободы с призывом голосовать на выборах в Госдуму против всех, несмотря на то, что ранее Конституционный суд признал подобное голосование законным.

Были и другие инциденты – в частности, в Тульской области прервали трансляцию радио «Эхо Москвы», когда в программе «Разворот» выступал лидер КПРФ Г. Зюганов. Выпускались издания-двойники: «Новая газета» в Москве, газета «Красный Воронеж» в Воронеже, «Первомайский вестник» и газета «Справедливой России» в Алтайском крае, «Аргументы и факты» в Ижевске. У ряда изданий возникли проблемы с распространением и печатанием – это газеты «Мой город – Кострома», «Иваново-Пресс», «Советский Сахалин», «Новые колеса» (Калининград). Кроме того, несколько интернет-ресурсов подверглись DDoS-атакам (Закс.Ру, Лениздат.Ру и сайт «Новой газеты в Петербурге», сайт Издательского дома «Коммерсантъ», портал «Мы можем.Ru»).

Однако сильнее всего впечатлил размах, с которым по всей стране изымались тиражи газет. Если в обычное время ФЗГ фиксирует от 3 до 5 подобных инцидентов в месяц, то в ноябре мы наблюдали небывалый «изъятельский» бум – 17 случаев! Жертвами полицейской бдительности стали газеты «Справедливой России», которые только в Курганской области изымали несколько раз. В Туле дважды изымали «Тульскую правду». В Свердловской области - газету «ЛДПР губерния», в Пермском крае - «Пермскую правду»; «Областную газету» в Волгограде, «Югорские хроники» в Ханты-Мансийском автономном округе, газету «Мы – граждане» в Воронеже, «Вечерний Нефтекамск» в Башкирии; «Советскую Россию» в Туле, и ряд других изданий по всей стране.

Все это очень сильно напоминает цензуру. Впрочем, состояние, когда накануне выборов цензура просто висит в воздухе, стало уже вполне привычным.

Остается непонятным, чего они так боятся – ведь всем известно, что последнее слово в этой кампании останется за тем же Чуровым, который владеет небывалым даром «правильно» считать. К тому же там есть, кому подсказать. Глава ЦИК хорошо усвоил правила игры и знает, что делать.

А мы?

 

СОБЫТИЕ НЕДЕЛИ

Определены финалисты премии имени А. Сахарова «За журналистику как поступок»

В субботу, 3 декабря, состоялось финальное заседание жюри премии имени Андрея Сахарова «За журналистику как поступок». Эта премия присуждается за материалы, которые становятся продолжением жизненной позиции авторов, последовательно воплощаемой в работе на высоком профессиональном уровне, и отстаивают те ценности, которые отстаивал А. Д. Сахаров. Конкурс проводился в одиннадцатый раз. Его лауреатами ранее становились Эльвира Горюхина (Новосибирск), Анна Политковская (Москва), Галина Ковальская (Москва), Михаил Афанасьев (Абакан), Игорь Найденов (Москва), Анна Лебедева (Ростов-на-Дону), Евгений Шолох (Владивосток), Тамара Проскурякова (Камышин), Татьяна Седых (Ванино), Владимир Воронов (Москва).

Жюри премии назвало фамилии четырнадцати финалистов конкурса 2011 года, которыми стали:

Елена Костюченко (Москва), «Новая газета»; Виктор Булавинцев (Владивосток), «Новая газета во Владивостоке»; Павел Гутионтов (Москва), газета «Деловой вторник»; Дмитрий Флорин (Москва), сайт «ИнтерКавказ»; Абдулла Дудуев (Москва), журнал «ДОШ»; Василий Авченко (Владивосток), «Новая газета во Владивостоке»; Наталья Островская (Владивосток), «Комсомольская правда»; Георгий Бородянский (Омск), «Новая газета»; Лев Рубинштейн (Москва), «Грани.Ру»; Лада Глыбина (Владивосток), «Дальневосточные ведомости»; Алексей Тарасов (Красноярск), «Новая газета»; Наталья Фонина (Владивосток), «Арсеньевские вести»; Борис Вишневский (Санкт-Петербург), «Новая газета»; Михаил Ходорковский (Сегежа, Карелия).

Специальным дипломом жюри будет награждена член Общественного Совета при Уполномоченным по правам человека в Приморском крае, собственный корреспондент ФЗГ Анна Селезнева – «За укрепление авторитета премии имени А. Д. Сахарова на Дальнем Востоке».

Имена номинантов и лауреата, избранных из приведенного выше состава финалистов, будут названы на торжественной церемонии награждения и чествования победителей конкурса 2011 года, которая начнется в 18 часов 15 декабря в Центральном Доме журналиста в Москве (Никитский бульвар, д.8А, ст. метро «Арбатская»). Присутствующие на церемонии получат в подарок только что появившуюся из печати книгу «Так мы живем», в которую вошли лучшие работы участников предыдущего конкурса.

В 2011 году в конкурсе приняли участие около сотни авторов из десятков регионов Российской Федерации от Санкт-Петербурга до Владивостока, от Грозного до Кызыла. Лауреат и номинанты получили приглашение в Москву, им будут вручены премии и дипломы. Дипломы жюри будут вручены всем участникам финальной стадии конкурса и редакциям, опубликовавшим работы лауреата и номинантов.

 

РОССИЯ

Хабаровский край. Тираж газеты «Мое побережье» скупали пачками

Татьяна Седых, собственный корреспондент ФЗГ в Дальневосточном федеральном округе

Первого декабря в поселке Ванино в торговых точках был скуплен выпуск газеты «Мое побережье». Произошло это в течение двух часов сразу же после того, как свежий номер поступил в продажу. «Неизвестные люди на автомобилях скупили газету пачками» - так объясняли произошедшее продавцы постоянным читателям газеты, которым пришлось уходить от газетных киосков ни с чем.

В этом (предвыборном) номере газеты были следующие материалы: репортаж «Дожились или довели?» со схода жителей села Уська-Орочская Ванинского района, на котором критиковалась работа главы района и районной прокуратуры. Граждане выступили за отставку главы поселения и потребовали решения актуальных вопросов: почему закрыли баню, сберкассу, интернат, почему нет врача, не ремонтируют дороги, почему в таежном поселке нет стройматериалов на ремонт домов, а на гробы людям приходится разбирать заборы? Кроме этого, в не дошедшем до читателей номере были заметки о митинге докеров, о запрете со стороны районных властей от медицины предоставлять информацию редакции «Мое побережье, а также опубликовано критическое письмо читателя под названием «Двое из ларца одинаковых с лица».

Любопытное «совпадение»: день массовой скупки газеты «Мое побережье» совпал с прибытием в Ванино губернатора Хабаровского края…

 

Сахалинская область. Борьба с гласностью на избирательном участке

Ольга Васильева, собственный корреспондент ФЗГ в Дальневосточном федеральном округе

Для Александра Чернеги, издателя и редактора газеты «Парамушир. Вести» из Северо-Курильска, ночь на избирательном участке выдалась тяжелой.

Несмотря на то, что он за сутки уведомил и ТИК, и УИК о своем дежурстве, сделал удостоверение, взял паспорт, ровно в 20 часов председатель участковой комиссии №160 решил его удалить. От него потребовали показать документ об аккредитации, ссылаясь на статью 48 Закона о СМИ, где прописаны правила аккредитации.

Полицейские, несмотря на уговоры председателя, проявили осторожность: «Мы нарушений не видим, и удалять силой не будем». Председатель провел голосование УИК, в котором 9 членов было за удаление, а 1 воздержался. Чернега еще раз напомнил о гласности выборов, о ст.30 ФЗ №67 «Гласность в деятельности комиссий»…

Кстати, председателем перед самыми выборами, 30 ноября, был назначен адвокат Юрий Антоненко. Дайджест уже сообщал о судебной тяжбе между адвокатом и А. Чернегой - корни конфликта тянутся к выборам 2009 года, когда Ю. Антоненко возглавлял районную избирательную комиссию, которая, как установила прокуратура, сфальсифицировала результаты голосования. Журналист тогда отстоял свои разоблачительные материалы, выиграв суд с юристом. За нарушения во время выборов, за безнаказанные хищения бюджетных средств Антоненко убрали с должности председателя ТИК и вывели из состава комиссии.

И вот, он вновь председатель, теперь уже в УИК, где все члены впервые работают на выборах. Для чего предыдущего председателя, Н. Гришину, убедили 29 ноября написать заявление об уходе якобы по состоянию здоровья, хотя в больницу за помощью она не обращалась. Были организованы выборы нового члена УИК – Ю. Антоненко, а затем, учитывая его «великие заслуги» по фальсификации выборов мэра в 2009 году, его назначили председателем УИК.

Журналист снимал процесс подсчета голосов на видеокамеру, истратив восемь комплектов батареек. Наблюдатель от «ЕР» и председатель УИК всячески мешали съемке, закрывая своими телами ящик для голосования, требовали убрать камеру с одного места в другое, неудобное, напротив окон, чтобы не было видно лиц голосующих.

А. Чернега уверен, что фальсификации в этот день были. К концу голосования до вскрытия ящика у счетчиков УИКа и наблюдателей КПРФ не сошлись цифры - разница около 300 бюллетеней. При вскрытии бюллетени стационарного ящика и переносного были перемешаны и отдельно не подсчитаны (все это подтверждается непрерывной записью на видеокамеру). Но в итоге все чудесным образом сошлось. Была подана только одна жалоба – на то, что не взяли на выездное голосование наблюдателя от КПРФ.

 

Свердловская область. Рукоприкладство в редакции

Владимир Голубев, собственный корреспондент ФЗГ в Уральском федеральном округе

Череду нападений на журналистов на Среднем Урале продолжил директор и владелец артемовского ООО «Альтекс Медиа» Андрей Горбунов, чья компания вещает в телевизионном и радиоэфирах на местную округу. Конфликт с журналистом Евгением Скутиным возник в редакции 1 декабря из-за того, что руководитель СМИ при выплате зарплаты обманул журналиста: пообещав за срочную работу одну сумму, А. Горбунов в силу каких-то только ему известных обстоятельств урезал ее в несколько раз.

Стоит отметить, что Горбунов предпочитает договариваться с работниками об их функциональных обязанностях на словах. Как рассказывают сотрудники СМИ, он не слишком церемонится со своими подчиненными: неоднократно физическое воздействие применялось даже к девушкам. Но теперь пострадавший намерен довести дело до суда, написав заявление в полицию. А драчливый работодатель в этот же день лишился части своего штата, а именно - двух журналистов, плюс еще один написал заявление об увольнении. Да и другие сотрудники теперь наверняка задумаются - имеет ли смысл устраиваться в издание с такой репутацией…

 

Санкт-Петербург. Велено не пущать

Роман Захаров, собственный корреспондент ФЗГ в Северо-Западном федеральном округе

В Санкт-Петербурге выборы прошли беспокойно, вопреки бодрым заверениям городских властей. Многие избиратели не смогли найти себя в списках для голосования, а другие, напротив, обнаруживали, что проголосовали прежде своей явки на участок... Досталось и журналистам, которым мешали работать представители избиркомов и полицейские.

Журналисты, работавшие 4 декабря на выборах в Санкт-Петербурге, сходятся в том, что не припомнят, когда еще им создавали столько помех в профессиональной деятельности. Словно прогнозируя подобную ситуацию, Союз журналистов Санкт-Петербурга открыл «горячую линию» для фиксирования нарушений. И звонков на нее было довольно много. Больше всего страдали внештатные журналисты. Дошло до того, что помимо справки из редакции и редакционного задания от них требовали оригинал свидетельства о регистрации средства массовой информации! Особую бдительность члены избиркомов проявляли по отношению к сотрудникам интернет-СМИ.

Впрочем, не уберегала от сложностей и солидная «корочка». Так, съемочная группа одного из телеканалов смогла приступить к работе только после жалобы в горизбирком. И вообще фото- и телесъемка на участках вызывала в лучшем случае недовольство. Не помогали даже достигнутые заранее договоренности с представителями избирательных комиссий. Полиция так рьяно защищала свободу волеизъявления граждан, что число фотокорреспондентов, удаленных с участков, достигло десятка.

Интересно и то, как отреагировал представитель петербургского горизбиркома на просьбу Фонда защиты гласности объяснить большое количество конфликтных ситуаций с журналистами: «Жалоб на действия наших сотрудников на местах не поступало».

 

Владикавказ. Журналистку задержали на площади Свободы

Наталья Юсупова, собственный корреспондент ФЗГ в Северо-Кавказском федеральном округе

3 декабря во Владикавказе на площади Свободы, где должен был состояться митинг сторонников бывшего кандидата в президенты Южной Осетии Аллы Джиоевой, сотрудниками полиции была задержана журналистка и блогер Мария Плиева. Журналистку обвинили в оскорблении сотрудников органов внутренних дел и возбудили административное производство по факту «мелкого хулиганства».

Митинг сторонников экс-кандидата в президенты Южной Осетии Аллы Джиоевой должен был пройти в минувшую субботу в 12 часов возле Дома правительства в столице Северной Осетии. Однако, по заявлениям находившихся на площади представителей правоохранительных органов, в «день тишины» перед выборами в Госдуму акцию проводить было нельзя.

Во время задержания полицейские пытались узнать у Плиевой, не является ли она организатором митинга и почему в ее блоге было опубликовано объявление об этой акции.

Рассмотрение дела состоялось уже на следующий день после задержания журналистки. 4 декабря мировой суд оправдал Марию Плиеву за отсутствием состава административного нарушения. Как отметила она сама в интервью одному из интернет-СМИ, задержавших ее полицейских на судебном заседании не было.

 

ФОНД ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ

Конфликты, зафиксированные службой мониторинга ФЗГ на территории Российской Федерации в ноябре 2011 года

Нападения на журналистов – 4 (Денис Приходько, журналист еженедельника «АиФ-Петербург», Санкт-Петербург; Елена Никищенко, корреспондент газеты «Коммерсант-Урал», Екатеринбург; Александр Калинин, журналист ИА «Росбалт», Санкт-Петербург; Дмитрий Зыков, корреспондент Грани.Ру, Москва).

Попытки цензуры – 11 (телепрограмма «НТВшники», НТВ, Москва; телепрограмма «Нереальная политика», НТВ, Москва; ВГТРК, Москва; Первый канал, Москва; Свердловское областное телевидение, Екатеринбург; радиостанция «Абакан», Хакасия; портал Inosmi.Ru, Москва; ЦИК – на телевидении; радио «Эхо Москвы», Москва; Газета.Ру, Москва).

Уголовное преследование журналистов и СМИ – 2 (Дмитрий Пронин, блогер, Московская область, - 2 дела).

Увольнение редактора, журналиста – 3 (Михаил Козлов, главный редактор газеты «Знамя», Смоленская область; Татьяна Сырвачева, главный редактор газеты «Республика Башкортостан», Башкортостан; Максим Шалыгин, журналист государственной радиокомпании «Голос России», Москва).

Случаи задержания милицией (ФСБ, etc.) – 9 (Анна Бусыгина, журналист телеканала «Дождь» и Лолита Груздева, журналист радиостанции «Коммерсантъ-ФМ», обе – Москва; Антон Носик, блогер, в аэропорту «Домодедово», Москва; Максим Кулаев, журналист портала «Рабкор», Санкт-Петербург; Олег Мясоедов, корреспондент телеканала Piter.tv, Санкт-Петербург; Андрей Новичков, корреспондент Интернет - телеканала «Фронде ТВ», Москва; Дмитрий Зыков, корреспондент Грани.Ру, Москва; Сергей Мингазов, редактор информационного агентства «Амурмедиа», Хабаровск; Ильшат Ганиятуллин, корреспондент газеты «Вакыт», Уфа; Александр Игнашов, сотрудник кабельного телеканала «ДЛД», Самара).

Зафиксировано предъявленных к журналистам и СМИ судебных исков – 21,

на сумму 26 700 504 рубля.

Отказ журналистам в доступе к информации (в том числе запрет производить аудио- и видеозапись, фотосъемку; отказ в аккредитации; ограничение права на посещение и присутствие на мероприятиях в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях) – 20

Угрозы в адрес журналистов и СМИ – 6 (Елена Никищенко, корреспондент газеты «Коммерсант-Урал», Екатеринбург; Татьяна Прищенко, учредитель издания «Инсайд», Воронеж; Андрей Новичков, корреспондент Интернет - телеканала «Фронде ТВ», Москва; съемочная группа Piter.tv, Санкт-Петербург; телекомпания «НТВ-Плюс», Санкт-Петербург; Екатерина Родина, корреспондент «Русской службы новостей», Москва).

Отказ от печатания (распространения) СМИ – 4 (газета «Мой город – Кострома», Кострома; газета «Иваново-Пресс», Иваново; газета «Советский Сахалин», Сахалинская область, 2 раза).

Отключение от эфира, прекращение вещания – 1 (радио «Эхо Москвы» в Тульской области).

Прекращение выхода СМИ – 4 (телепрограмма «Нереальная политика», НТВ, Москва; телепередача «Прямой эфир с Савиком Шустером», РБК-ТВ, Москва; газета «Российские вести», Москва; сайт itartass-sib, Новосибирск).

Изъятие (скупка, арест) тиража – 17 (газета «Справедливая Россия», Курганская область, 3 раза; газета «Вестник Справедливой России», Курганская область; газета «Тульская правда», Тула, 2 раза; газета «ЛДПР губерния», Свердловская область; газета «Пермская правда», Пермский край; газета «Звезда Алтая», Горно-Алтайск; «Областная газета», Волгоград; газета «Югорские хроники», Ханты-Мансийский автономный округ; газета «Справедливая Россия», Якутск; газета «Мы – граждане», Воронеж; газета «Вечерний Нефтекамск», Башкирия; газета «Только ЛДПР», Приморский край; газета «Советская Россия», Тула; газета «Защитим Остров Васильевский», Санкт-Петербург).

Препятствование деятельности интернет-изданий – 6 (сайт РИА «ФедералПресс»; сайт Межрегионального координационного центра «Забытый полк»; сайт родительского движения «8 марта»; портал «Мы можем.Ru»; Livejournal, 2 раза).

Вмешательство в деятельность редакции - 1 (телеканал «ТВ-6 Владимир», Владимир).

Выход изданий-двойников – 6 («Новая газета», Москва; газета «Красный Воронеж», Воронеж; газета «Первомайский вестник», Алтайский край; газета «Справедливая Россия. Алтайский край», Алтайский край; газета «Аргументы и факты», Ижевск; газета «Вечерний Новоалтайск», Горно-Алтайск).

Изъятие / повреждение фото- видео- и аудиоаппаратуры и компьютеров – 1 (фотоаппарат, видеокамера и компьютер Ильшата Ганиятуллина, корреспондента газеты «Вакыт», Уфа).

Административное давление (проверки СЭС, пожарных, налоговых служб) - 4 (СМИ Пермского края; газета «Мой город – Кострома», Кострома; газета «Слава труду», Ростовская область; Виктор Зырянов, корреспондент газеты «Орловская правда», Орел).

Экономическое давление – 3 (газета «Советский Сахалин», Сахалинская область; газета «Звезда Придонья», Ростовская область; муниципальные газеты Ростовской области)

Иные формы давления и нарушения прав журналистов – 32

 

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

Республика Дагестан: журналистку «ушли» за высказывания в личном блоге

Магомед Магомедов, собственный корреспондент ФЗГ в Северо-Кавказском федеральном округе

Дагестанская журналистка Наиля Далгатова в своем блоге nurmagomedova.livejournal.com 28 ноября сообщила, что больше не работает в государственной республиканской газете «Молодежь Дагестана», так как была вынуждена написать заявление об уходе по собственному желанию.

Вот как она излагает хронологию своего ухода из газеты: 23 ноября ее в свой кабинет пригласил главный редактор газеты Шамиль Абашилов и сообщил ей, что учредители газеты – правительство РД и Народное собрание Дагестана - приняли решение отстранить Далгатову от работы.

Как пишет журналистка, Абашилов «был в замешательстве и было видно, что такой разговор ему крайне неприятен, но сделать он ничего не мог», а по поводу увольнения его сотрудника с ним никто не советовался – он был просто поставлен перед фактом: либо он увольняет Далгатову, либо увольняют его. Отметим, что каких-либо нареканий в адрес Далгатовой со стороны Абашилова не было: критику власти журналистка вела в своем личном блоге, а не излагала на страницах газеты. Но, по словам Далгатовой, именно это и не понравилось учредителям издания: «я (Далгатова – Прим. ред.), сотрудник государственной газеты, критикующий власть в личном блоге ЖЖ и фейсбуке. Кроме того, имею наглость писать, что шариат – единственная совершенная система правления и конституция ей, несомненно, проигрывает». Учредители потребовали, чтобы Далгатова была уволена немедленно, хотя Абашилов и пытался объяснить им, что журналистка находится на шестом месяце беременности и через пару недель и так уходит на продолжительное время в декрет.

Главный редактор «Молодежи Дагестана» в своем комментарии агентству «Кавказский узел» объясняет, что от него решение об увольнении не зависело, его «приняли учредители, и если бы Наиля не уволилась добровольно, или я бы воспротивился, они бы нашли способ, как это сделать». По словам Абашилова, учредители посчитали, что в государственной газете не может работать человек, открыто критикующий власть и публикующий не соответствующие политике издания материалы в социальных сетях.

Далгатова отмечает, что недовольство её поведением в администрации президента и правительства Дагестана началось с того дня, как она начала носить хиджаб, однако видит в случившемся не только религиозный подтекст: «Я знаю поимённо людей, которые стоят за моим увольнением. Знаю, что они уговорили учредителей принять такое решение в целях личной мести. Не считаю нужным называть их, но думаю, они сами себя выдадут в комментариях и обсуждениях в соцсетях, как делали это уже не раз», – указывает Далгатова, и добавляет: «Так как в «молодежке» всегда преобладали человеческие отношения, я не стала упираться и идти на принцип. Просто чтобы не навредить главному редактору».

Принудительный уход из газеты Далгатовой вызвал бурное обсуждение в дагестанском сегменте ЖЖ и Фейсбук. Отметим, что это не первое за относительно короткое время (два-три года) давление на главных редакторов различных изданий республики с требованием уволить тех или иных, неугодных журналистов. В их числе журналисты Светлана Анохина и Яна Сутаева, которых в 2009 году тоже попросили написать заявление об уходе в «добровольно-принудительном порядке» из дагестанского еженедельника «Новое дело», а также Гуризада Камалова. Анохина полагает, что с просьбой уволить её и Сутаеву, к учредителю газеты «Новое дело» обратился родственник президента Дагестана Заурбек Газиев. Известный дагестанский тележурналист, в то время он возглавлял отделение правозащитной организации «Мемориал» в Дагестане. Ныне – главный редактор еженедельника «Свободная республика».

К главному редактору еженедельника «Настоящее время», в которой работает Г. Камалова, обратился уже другой представитель республиканской структуры, с предложением уволить из газеты журналистку, так как она «задает неудобные вопросы». Однако её шефу не понравилось вмешательство в работу издания (газета является негосударственной) «посторонних лиц» и он отклонил это предложение.

В качестве одного из лиц, делающих редакторам предложения, «от которых трудно отказаться», дагестанские блогеры и пострадавшие журналисты называют директора РИА «Дагестан» Наримана Гаджиева. Последний, помимо работы в информационном агентстве, неофициально занимается и продвижением «государственной идеологии» в социальных сетях.

Вот как комментирует для Фонда защиты гласности произошедшее событие сам Нариман Гаджиев: «Наиле Далгатовой надо обращаться в суд. Пусть заберет свое заявление и обратится в судебные органы. Кроме того, пусть те, кто принимал решение об ее увольнении, в конце концов, выскажутся. Это главный редактор газеты, а также руководитель Комитета по печати и массовым коммуникациям РД Умаросман Гаджиев. Никакого отношение к давлению на редактора «молодежки» я не имею. Те, кто считает, что за этим стою я, пусть выскажутся, расскажут механизм того, как это было возможно. Главного редактора «Молодежи Дагестана» я никогда не видел, никогда, даже по телефону не разговаривал, да и газету эту никогда не читал».

Руководитель Комитета по делам печати и массовым коммуникациям РД Умаросман Гаджиев прокомментировал ситуацию общими фразами: «Решение об увольнении или принятии на работу журналиста принимает главный редактор издания… Свобода редактора заключается в возможности выбора журналистов, других сотрудников, которые признают цели и задачи издания, и готовы все свои знания и опыт приложить для их осуществления, свобода журналиста – в возможности выбора издания, редакционная политика которой совпадают с его жизненными ориентирами и убеждениями. Совместная работа возможна, когда обе позиции совпадают. Свобода, как известно, - это не вседозволенность, а возможность выбора. А выбор есть всегда. И в данном конкретном случае, на мой взгляд, имеет место абсолютное несовпадение позиций издания и журналиста».

P. S. Несмотря на давление со стороны отдельных представителей властных структур Дагестана на журналистское сообщество республики, можно отметить и печальную закономерность: журналисты, в силу субъективного фактора (хорошие отношения с главным редактором) не желают отстаивать свои права в судебных и иных органах власти. В свою очередь главные редактора (как правило, государственных СМИ), понимают, что если будут активно защищать свой коллектив, могут лишиться своей должности. Вследствие этого они вынуждены занимать пассивную позицию при защите прав журналистов…

 

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Определены лауреаты правозащитной Премии Московской Хельсинкской Группы

Определены лауреаты Премии Московской Хельсинкской Группы (МХГ) в области защиты прав человека за 2011 год. Среди победителей – журналист Леонид Никитинский. Полный список лауреатов

Почетный диплом МХГ в номинации «За экспертную и научную деятельность в области прав человека» присужден Джону Кроуфуту (Великобритания), которого выдвинул на премию Фонд защиты гласности - за создание базы данных о нарушениях прав журналистов и прессы «Россия. Конфликты в СМИ».

ФЗГ поздравляет победителей этого престижного конкурса!

 

Фестиваль «ТВ-Радио-Антитеррор»

В Пятигорске 29 ноября состоялась церемония награждения победителей V Всероссийского фестиваля телевизионных и радиопрограмм антитеррористической направленности «ТВ-Радио-Антитеррор». Фестиваль организован при поддержке и по заказу Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Впервые награждение проводилось на Северном Кавказе. И не случайно: во-первых, сама тема антитеррора тесно связана с регионом, а во-вторых, три из семи высших наград фестиваля в этом году достались северокавказским журналистам. Более того, все три «Золотых колокола» отправились в одну республику – Кабардино-Балкарию. За фильм «Мужество против бесчестия» приз вручили журналистке Наталье Конаревой и руководителю пресс-службы Управления Федеральной службы наркоконтроля по КБР Залине Суановой. Лента посвящена пятой годовщине нападения боевиков на Нальчик. «Золотой колокол» выиграла и телепередача «Жизнь в режиме КТО» (автор – директор филиала ВГТРК «ГТРК «Кабардино-Балкария» Людмила Казанчева).

Особенно приятно, что еще один главный приз фестиваля достался собственному корреспонденту ФЗГ в Северокавказском федеральном округе, корреспонденту радиовещания ГТРК «Кабардино-Балкария» Наталье Юсуповой. «Золотого колокола» удостоена ее авторская радиопередача «Русские ваххабиты: по пути джихада». В радиопередаче затрагивается проблема возрастающего фактора так называемого террористического «русского ислама» на Северном Кавказе и, в частности, в Кабардино-Балкарии.

Специальным призом за документальный фильм «Обыкновенный ваххабизм» посмертно наградили режиссера дагестанского «ТВ-Чиркей» Абдуллу Алишаева. На церемонию награждения приехал его брат, который и получил бронзовую статуэтку. Абдуллу убили 2 сентября 2008 года, спустя некоторое время после выхода программы в эфир. Расследование этого убийства продолжается до сих пор.

 

Почта дайджеста

Уважаемый Алексей Кириллович!

Обращается к Вам Евгений Анатольевич Спиридонов, заместитель редактора информационно-аналитической газеты «Бердск. Городской вестник» (Новосибирская область). Когда-то Вы уже посещали наши края, и я тогда даже имел честь общаться с Вами. Это было в 2003 году, на подведении итогов творческого конкурса СМИ Новосибирской области «Толерантная журналистика как инструмент формирования гражданского общества в России».

Об этой встрече с Вами я вспомнил, когда знакомился в Интернете с материалами, посвящёнными 20-летию Фонда защиты гласности. Вы тогда подчеркнули, что российская пресса сейчас свободнее, чем два года назад, но большинство журналистов вместо критики власти заняты её восхвалением. И ещё Вы сказали, что гласность в России есть: сказать можно обо всём – но услышанным сказанное, скорее всего, не будет.

Эти слова – как раз о ситуации, последние годы сложившейся в нашем городе. В Бердске сегодня издаётся четыре информационные газеты и несколько рекламных, есть городская студия телевидения. Однако только газета «Бердск. Городской вестник» не боится ставить острые вопросы, нередко критикует и городскую власть, и крупных предпринимателей, и руководителей правоохранительных структур. Остальные местные СМИ с властью и бизнесом предпочитают не ссориться… Когда мэром в Бердске был член «Единой России», на наши публикации местная власть не реагировала никак – в полном соответствии с Вашими словами. Порой даже обидно становилось: пишем, пишем – а чиновники и ухом не ведут, как будто их это и не касается.

Но весной нынешнего года ситуация кардинально изменилась. В результате муниципальных выборов мэром нашего города стал коммунист, коммунистическая фракция сформировалась и в городском Совете депутатов. Однако практически сразу же после выборов коммунисты эти во главе с мэром стали лоббировать интересы пары-тройки местных бизнесменов, поддержавших их в период предвыборной кампании...

Обо всём этом, разумеется, наша газета писала – как писала и о некомпетентности нового мэра и его команды в делах муниципального управления. Иными словами, «Бердск. Городской вестник» остался в оппозиции и к новой власти. Это, кстати, отметил и прокурор Бердска: во время беседы с нашим корреспондентом он подчеркнул, что читает «Бердск. Городской вестник» с немалой пользой для себя, поскольку это единственная в городе оппозиционная газета, сообщающая о фактах, о которых прочие местные СМИ просто умалчивают. Достаточно сказать, что после прочтения лишь одного номера нашей газеты прокурор дал своим помощникам сразу три поручения, поскольку усмотрел в содержащихся в этом номере публикациях основания для проведения прокурорских проверок.

А вот мэр-коммунист и пользующиеся его благорасположением бизнесмены усматривают в нашей газете отнюдь не пользу, а угрозу для себя. И объявили нам настоящую войну, в которой используются любые средства – в том числе и самые недостойные. Не раз уже нашему редактору Виталию Шапрану звонили весьма влиятельные в городе люди и угрожали физической расправой и даже убийством. Не раз уже выходили спецвыпуски газет-однодневок, созданных исключительно для того, чтобы поливать грязью «Бердск. Городской вестник».

А в последнее время наши оппоненты стали использовать и ещё один метод: в городской суд валом повалили от них судебные иски о защите чести, достоинства и деловой репутации – причём суммы в них выставляются полумиллионные и миллионные, а на судебных заседаниях их интересы представляют самые лучшие бердские и новосибирские адвокаты. Цель этой хорошо режиссированной акции ясна: разорить наше издание и таким образом полностью ликвидировать его. Легко просматривается и другая задача этой акции: устрашить другие средства массовой информации – чтобы те после расправы с нами даже помыслить о какой-то критике и каких-то журналистских расследованиях не смели.

Если Вы откликнетесь на это письмо, поддержите нас в этой трудной ситуации – мы будем Вам очень благодарны за это.

С уважением – Евгений Спиридонов
01.12.2011

 

Дайджест подготовлен Фондом защиты гласности (ФЗГ).

 

Выходит по понедельникам с 11 августа 2000 года.

Распространяется по 1600 электронным адресам в России и за рубежом.

 

Под редакцией Алексея Симонова.

Редакционная коллегия: Борис Тимошенко – руководитель службы мониторинга, Светлана Земскова – юрист, Всеволод Шелховской – переводчик.

 

При использовании информации и материалов дайджеста ссылку на нашу организацию обязательна.

Контакт: 119992 Москва, ГСП-2, Зубовский бульвар 4, комн. 432, Фонд защиты гласности.
Телефон/факс: (495) 637-49-47, 637-44-20, адрес электронной почты: boris@gdf.ru fond@gdf.ru

Все новости

Архив