Дайджест
20 Февраля 2012 года

Дайджест Фонда защиты гласности № 558

 

 

ТЕМА НЕДЕЛИ

Предвыборное

Страна готовится к выборам. В ходе подготовки только за истекшую неделю зафиксирован ряд случаев, которые достаточно полно характеризуют этот процесс.

Так, 12 февраля власти выдворили из России известную французскую писательницу и журналиста Анну Нива «за встречи с оппозицией». Сотрудники миграционной службы, якобы выявившие нарушение визового режима, сказали Анне, что у нее – деловая российская виза, а вместо того, чтобы заниматься делом, она общается с оппозицией. «Перегиб на местах» вскоре был исправлен, когда директор Федеральной миграционной службы Константин Ромодановский отправил в отставку начальника УФМС по Владимирской области Олега Бречко и назначил служебную проверку в связи высылкой Анны Нива, однако «встречи с оппозицией» для журналиста теперь невозможны.

Затем внимание общественности привлекли события вокруг «Эха Москвы» - сначала руководство главного акционера радиостанции ОАО «Газпром» потребовало смены совета директоров «Эха», причем пресс-секретарь российского премьера Дмитрий Песков поспешил заявить, что перестановки на «Эхе Москвы» не могут быть связаны с критикой радиостанции Путиным и назвал их «внутрикорпоративными делами». Буквально тут же поступила информация, что главный редактор «Эха» Алексей Венедиктов приглашен в прокуратуру для дачи объяснений по поводу устава радиостанции. Причина – гражданин А. Филшер из Тамбова очень своевременно счел незаконными положения устава о выборах главного редактора коллективом радиостанции и сообщил об этом куда следует. Правда, вскоре Генпрокуратура России выступила с опровержением информации о вызове А. Венедиктова, но признала, что проверка по факту жалобы бдительного гражданина проводится. В дальнейшем нас пытались уверить, что популярной радиостанции ничего не угрожает, однако многие склонны видеть в событиях вокруг «Эха Москвы» продолжение той политики, которая сделала российское телевидение развлекательно-пропагандистским инструментом властей.

Вскоре подоспел очередной скандал – программа «Госдеп с Собчак» была снята с эфира молодежного телеканала MTV без объяснения причин. Хотя причины эти – на поверхности: телеведущая Ксения Собчак сообщила, что в передаче должен был участвовать Алексей Навальный. Позднее последовало объяснение руководства телеканала, суть которого в том, что ток-шоу с острой общественно-политической окраской пришлось зрителю не по вкусу, но К. Собчак ранее подчеркивала, что у первого выпуска программы были высокие рейтинги...

Не остался без внимания и телеканал «Дождь», в редакцию которого из Замоскворецкой межрайонной прокуратуры поступил запрос, в котором требуется объяснить, кто финансировал трансляцию митингов за честные выборы на Болотной площади и на проспекте Сахарова в декабре прошлого года. Проверка проводится по запросу депутата-единоросса Р. Шлегеля. «Почему депутат от «Единой России» решил заинтересоваться именно финансированием трансляций с протестных митингов, пока неизвестно», - сообщает Лента.Ру. Сам же Шлегель заявил, что ему просто «интересно выяснить этот вопрос».

Любопытная информация приходит и из регионов. В частности, в Воронеже редакторов газет, подконтрольных органам власти, заставляют публиковать предвыборные статьи Путина, вышедшие ранее в федеральных СМИ, сообщает портал Y-Voronezh. В местные издания пришла директива из партии власти, в которой устанавливается план выхода этих статей. В частности, авторы письма сообщают, что «необходимо обеспечить оперативное размещение текста статьи в ведущих региональных и муниципальных печатных СМИ, электронных СМИ». Кроме этого, редакторы газет должны размещать рядом с материалом комментарии депутатов областной или городской Думы от «Единой России», освещающие «основные тезисы статьи».

В Ярославле главный редактор телекомпании НТМ Антон Голицын обратился с открытым письмом к региональным властям, обвинив их в обмане и давлении. Голицын сообщил, что отказывается участвовать в освещении выборов мэра Ярославля и уходит на больничный. «Диагноз прост. Мне стыдно. Сегодня вы снимаете с эфира мои программы. Вы убираете какого-то кандидата из эфира… Вы решили зачистить СМИ», - цитирует Голицина портал «Грани.Ру».

В Первоуральске (Свердловская область) распространители отказываются от сотрудничества с редакциями газет, признанных местными чиновниками недостаточно лояльными, причем делается это, как утверждают сотрудники опальных изданий, со ссылкой на «неофициальные рекомендации» местных властей.

А в Самаре неизвестные избили правозащитника, корреспондента ИА «Свобода» Александра Лашманкина. Нападение произошло вечером, когда он направлялся на заседание оргкомитета движения «За честные выборы». В результате Лашманкин оказался в нейрохирургическом отделении больницы с закрытой черепно-мозговой травмой, переломом костей носа и ушибами лица.

Как видим, в ход идет все: использование админресурса, цензура, банальная уголовщина… А в резерве еще остается глава ЦИК Чуров, всегда готовый «помочь» в исправлении всевозможных фальсификаций. Несколько опережая события, он уже утверждает, что количество жалоб в связи с нарушениями после президентских выборов вырастет по сравнению с думской кампанией. Впрочем, кто б сомневался.

В таких условиях исход предстоящих выборов вызывает все меньше сомнений, зато все больше сомнений вызывает легитимность результатов этих выборов.

 

РОССИЯ

Кабардино-Балкарская Республика. Угрозы телеведущим

Под угрозой кровавой расправы оказались ведущие телепрограммы «Вести. Кабардино-Балкария» (ГТРК «Кабардино-Балкария») Азнор Аттаев и Арина Жилясова. Сотрудникам телекомпании угрожает один из лидеров экстремистского бандподполья.

На радикальном исламском сайте «Джамаат Такбир» 13 февраля появился видеоролик под названием «Разъяснение амира Абдуль-Малика». Такие «разъяснения», которые призывают поддерживать «лесных братьев» - деньгами, оружием или словом, - не редкость. Но в данном случае, помимо стандартного набора уговоров и запугиваний населения республики в целом, экстремисты решили припугнуть и ведущих программы «Вести», которые, по мнению боевиков, излишне радостно преподносят информацию о проводимых в республике спецоперациях по поимке и уничтожению бандитов и их пособников. Окруженный на видео вооруженными головорезами в масках, амир Абдуль-Малик пообещал телеведущим вырезать им «улыбки» лезвием ножа.

Пожалуй, это первый случай, когда так называемые «амиры» в открытую угрожают журналистам в КБР. Ранее угрозы, в том числе и персонифицированные, поступали в адрес руководства республики, представителей традиционного исламского духовенства, сотрудников силовых структур, различных государственных организаций, представителей бизнеса.

 

Воронеж. Уволен полицейский, мешавший работе журналиста на избирательном участке

Роман Жолудь, собственный корреспондент ФЗГ в Центральном федеральном округе

Правозащитники Воронежа добились увольнения лейтенанта полиции, мешавшего корреспонденту ассоциации «ГОЛОС» работать на избирательном участке 4 декабря прошлого года.

Как сообщили в воронежском представительстве ассоциации «ГОЛОС», которая занимается мониторингом выборов в России, инцидент произошел в день выборов в Госдуму на избирательном участке № 31/32 Воронежа. Туда прибыл для наблюдения за ходом выборов корреспондент «ГОЛОСа» Максим Лобанов. Он обнаружил, что перед входом на участок висят флаги «Единой России». Господин Лобанов расценил это как незаконную агитацию и обратился к председателю УИК за разъяснениями. После чего члены избирательной комиссии отказались регистрировать Лобанова в качестве корреспондента на участке и вызвали полицию.

Тем временем на избирательный участок прибыла руководитель Молодежного правозащитного движения Наталья Звягина (в «ГОЛОСе» пояснили, что она также выполняет функции юриста воронежского отделения организации). Присутствовавший на участке лейтенант полиции Дмитрий Пылев, по словам правозащитников, попытался отобрать у госпожи Звягиной фотоаппарат и несколько раз ее толкнул.

Максима Лобанова полицейские посадили в служебную машину и заставили писать объяснительную.

После инцидента Лобанов и Звягина обратились с жалобой на действия полицейского в управление собственной безопасности ГУ МВД по Воронежской области. Недавно ими был получен ответ, в котором сообщалось, что Дмитрий Пылев был уволен из органов внутренних дел.

 

Хабаровск. Оправдана главный редактор «Тихоокеанской звезды»

Продолжение темы

Ольга Васильева, собственный корреспондент ФЗГ в Дальневосточном федеральном округе

Судебное разбирательство длилось более полугода. Еще в прошлом году оно было приостановлено в ожидании лингвистической экспертизы. И вот 14 февраля обвиняемой - генеральному директору и главному редактору газеты «Тихоокеанская звезда» Людмиле Болдыревой вынесен приговор.

Напомним, редактор обвинялась по двум уголовным статьям:129 УК РФ и 130 УК РФ («Клевета» и «Оскорбление») – см. http://www.gdf.ru/digest/item/1/871#r2). Обе эти уголовные статьи два месяца назад утратили свою силу, и перешли из Уголовного Кодекса в административный. Но обвиняемая настаивала на продолжении дела.

«В связи с декриминализацией предъявляемых мне статей обвинения я могла отказаться от дальнейшего рассмотрения данного дела, но намеренно не воспользовалась данным правом, - сказала обвиняемая. - Я работаю в журналистике более 25 лет и на сегодняшний день являюсь руководителем трудового коллектива, в котором более 150 человек. Убеждена, что по данному делу должен быть вынесен приговор».

Потерпевшие по делу - родители погибшего студента Андрея Немцова. В умышленном нанесении тяжких телесных повреждений молодого человека был обвинен, а затем осужден его преподаватель - бывший начальник ДВЖД, 75-летний профессор ДВГУПС Анатолий Иванов. Родителей возмутила статья Людмилы Болдыревой, в которой она усомнилась в правомочности решения суда, вступившего в законную силу. Она, посчитали истцы, «умышленно искажая факты и распространяя сведения клеветнического характера, нанесла публичные оскорбления нам, пострадавшей стороне по уголовному делу, а также дискредитировала в глазах общественности работу прокуратуры, следственных органов и судебной системы».

«Моя публикация - мое личное мнение о качестве работы правоохранительных и судебных органов по расследованию данного преступления», - заявила Людмила Болдырева на последнем заседании. А адвокат обвиняемой, доктор юридических наук Юрий Кулешов в защитной речи сослался на предвыборные статьи Владимира Путина, в которых тот «в пух и прах разносит правоохранительную систему».

В приговоре (по статье 130 УК РФ) судья мирового участка №18 Кировского района Хабаровска Ирина Сытник сочла, что «само по себе написание нескольких статей по данном делу не подтверждает те обстоятельства, что Болдырева писала их по заказу, просьбе или приказу каких-либо лиц». И далее: «Состав деяния по статье «Оскорбление» не доказан, в связи с чем Болдырева подлежит оправданию». Что же касается статьи 129 УК РФ, то здесь судья вынесла постановление о его прекращении, поскольку деяния, квалифицированные частью 2 данной статьи, не являются частным обвинением. Материалы выделены в отдельное производство и направлены прокурору Кировского района Хабаровска для решения вопроса о возбуждении нового уголовного дела - в порядке уже публичного обвинения (в отличие от частного, где обвинение поддерживают сами потерпевшие, здесь обвинение поддерживает прокурор).

Отдельного внимания заслуживает экспертное заключение, сделанное по публикации Болдыревой. Его провела московский эксперт в области лингвистической и автороведческой экспертиз АНО «Центра судебных экспертиз» Валерия Иванова. По всем вопросам, поставленным судом перед экспертом, были даны ответы: «публикация не содержит признаков оскорбительной формы высказывания», «не имеется отрицательной оценки», «информация является оценочной, и не является негативной». В частности, эксперт отметила: «Ирония, иронические слова и скрытая насмешка не могут быть предметом судебного разбирательства, так как они связаны с восприятием. Одно и то же ироническое высказывание разные люди воспринимают по разному: одни - положительно, другие - отрицательно, третьи - не воспринимают ироническую фразу вообще. Намек, предполагающий в тексте догадку, не может порочить и унижать, так как нельзя установить, был ли намек понят, была ли догадка. Намек может быть определен экспертом-лингвистом, но не может быть аргументом для определения информации негативного содержания».

 

Республика Карелия. Петрозаводская администрация всё время что-то прячет от журналистов

Анатолий Цыганков, собственный корреспондент ФЗГ в Северо-Западном федеральном округе

В Петрозаводске, как и в других городах России, ведётся оптимизация бюджетных средств местной казны. В некоторых случаях такие усилия оказываются полезными, когда, например, ликвидируются учреждения с дублирующими функциями. Но всегда важно при этом объясниться с обществом: что реорганизуется и кто от этого выигрывает? В такой ситуации естественным выглядит присутствие журналистов на обсуждениях, тянущих за собой массу социальных вопросов. По этой причине газета «Петрозаводск» направила своего корреспондента Татьяну Демидову на совещание, в ходе которого должны были обсуждать вопросы реформирования детско-юношеских спортивных школ города.

Заседание было открытым для публики, и для журналистов в том числе. Однако руководители Петрозаводской администрации в лице заместителя главы города Л. Подсадник и начальника управления физкультуры и спорта В. Филина не впустили корреспондента в зал заседания, объяснив это тем, что спортивного обозревателя, коим является Т. Демидова, не приглашали, как и прессу вообще.

Союз журналистов Карелии, узнав о факте воспрепятствования работе корреспонденту, направил письмо на имя главы Петрозаводска Николая Левина, требуя наказать чиновников нарушивших федеральное законодательство.

Подобный случай, когда сотрудники Петрозаводской администрации пытаются затруднить работу журналистов, не единственный. Чтобы поставить чиновников на место, Союз журналистов РК уже обращал внимание прокуратуры, что случаи незаконных действий сотрудников столичной мэрии повторяются, и пора бы применять более серьёзные меры воздействия к муниципальным служащим (главе Петрозаводска Н. Левину уже делалось прокурорское предостережение).

 

ФОНД ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ

На прошлой неделе на ФЗГ в Интернете ссылались не менее 10 раз. В частности,

 

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

Странные совпадения

Георгий Бородянский, собственный корреспондент ФЗГ в Сибирском федеральном округе

В Омске областной суд потребовал от «Новой газеты» запоздалого опровержения - о том, что человек, против которого протестуют участники голодовки - не тот, кого они имеют в виду.

На сайте «Новой газеты» 21-го января была опубликована заметка о том, что 25 жителей Омской области объявили предупредительную голодовку. Среди ее участниц - Светлана Кошелева, семья которой (трое детей, зять, пятимесячный внук) вместе с ней выселена из дома, где прожила много лет, на улицу. В заметке упоминалась вселившаяся в этот дом Ольга Филатова, о которой сказано, что она «является гражданской женой председателя коллегии судей Омской области Николая Гаркуши, в чем он сам публично признался в ходе судебного разбирательства».

Через 3 недели после публикации этой информации пресс-секретарь областного суда Юлия Соколенко сообщила редакции, что Николай Гаркуша, представлявший в районном суде интересы Ольги Филатовой - не тот человек, который возглавляет квалификационную коллегию судей. Хотя они и являются полными тезками - и того, и другого зовут Николаем Николаевичем и фамилии у них одинаковы, но у этих людей, как установила проверка облсуда - разные паспорта. Различаются они, в частности, годами рождения - хотя по возрасту и близки: один родился в 1960 году, другой - годом позже. «Настоящий» Н. Н. Гаркуша состоит в законном браке уже много лет, других жен, в том числе и гражданских, у него нет. В связи с чем суд потребовал от редакции опровергнуть недостоверную информацию. На сайте газеты председателю коллегии судей Николаю Гаркуше были принесены извинения. Однако там же приведено и мнение голодающих.

У них вызывают большие сомнения странные совпадения. Поэтому плакат с именем и фамилией председателя коллегии судей в доме, где проходит голодовка, с «доски позора» не снят (он, кстати, уже не раз уже был показан по областному телеканалу). Остается в силе и требование - отправить его в отставку. И для этого, считают участники акции, у них есть веские основания.

О том, что выселению семьи Кошелевых посодействовал именно он, Светлана Кошелева писала во множестве заявлений и жалоб, поданных, в частности, в прокуратуру Омска, Следственный комитет РФ, Высшую квалификационную коллегию судей РФ. Пока ни один из этих органов власти официального ответа не дал, хотя, например, заявление прокурору города было подано еще в декабре 2011 года. Оттуда оно было направлено в Следственное управление СК РФ, которое проводило по данному факту проверку - в ходе допроса заявительница вместе с ее представителем Нинель Виневитиной (тоже участвует в голодовке) подтвердили ранее высказанное, и опровержения не последовало. Не счел нужным требовать опровержения и сам председатель областной коллегии судей - в заявлении на его имя супруга одного из голодающих замечает, как «помог он освободить жилплощадь для своей гражданской жены». Отвечая ей, Н. Н. Гаркуша этот факт обходит молчанием. Оставляет его без ответа и председатель облсуда В. А. Ярковой.

Еще много странных совпадений нуждаются в разъяснении: у тезок похожие подписи (их копии у редакции есть). Имеется, утверждает Светлана Кошелева, и сильное сходство между ними самими (фото председателя коллегии судей видела в интернете). Готова опознать Николая Николаевича, выступавшего в райсуде. По ее словам, судьи вели себя с ним подобострастно: «Когда показал им доверенность, даже не попросили паспорта». Отказ его принести справку об имущественном положении его доверителя судом был принят без возражений.

Голодающие требуют провести расследование по установлению личности этого господина. Они верят в то, что в России правоохранители могут жить по двум паспортам (в последнее время такие случаи обнаруживаются). По мнению участников голодовки, опровержение понадобилось областному суду в связи с тем, что на днях в Омск прибывает бригада из Генеральной прокуратуры, которая займется проверкой…

 

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Коммюнике радиостанции «Эхо Москвы»

Газпром-медиа, контролирующий акционер радиостанции «Эхо Москвы» (66% голосующих акций), в полном соответствии с законодательством РФ потребовал созыва акционерного собрания с повесткой дня – досрочное прекращение полномочий действующего Совета Директоров «Эха Москвы» и избрание нового состава Совета Директоров.

Журналисты-акционеры радиостанции «Эха Москвы» (34% голосующих акций) выражают свое недоумение этим решением. Ведь годовое собрание, где планово должен сменяться СД, должно пройти в июне, и подобная спешка нуждается в объяснении.

Мы выражаем сожаление, что в результате этих событий Совет Директоров вынуждены покинуть два независимых директора – А. Маковский и Е. Ясин, которые 11 лет помогали развиваться «Эху Москвы». Мы считаем, что их удаление из состава Совета Директоров является несправедливым. Мы намерены инициировать изменения устава радиостанции, где собираемся создать Наблюдательный (Общественный) совет во главе с Александром Маковским и Евгением Ясиным, чтобы они смогли продолжить свою работу по развитию «Эха».

Тем не менее, мы согласовали с Газпром-медиа единый совместный список в новый состав Совета Директоров, за который будем голосовать на акционерном собрании 29 марта 2012 года. В этом совместном списке мы сохранили институт независимых (не связанных с акционерами) директоров, поддержав кандидатуры Вадима Семенова, генерального директора Связьинвеста и Евгения Трубина, бывшего генерального директора Лениздата.

Мы понимаем, что Газпром-медиа не мог не отреагировать на критику высших должностных лиц РФ в отношении радиостанции.

Мы заверяем наших слушателей, что редакционная политика «Эха Москвы» была и будет основываться на законах Российской Федерации в интересах общественного блага, как, собственно говоря, радиостанция и работала до сих пор.

14.02.2012

 

Почта дайджеста

Уважаемые коллеги!

Поскольку вы занимаетесь вопросами нарушения прав журналистов, просим у вас поддержки!

В пятницу 17 февраля в помещение редакции газеты «Энергия» – корпоративной газеты ОАО «МСЗ» (ведущего российского производителя ядерного топлива для атомных электростанций и подводных лодок Госкорпорации «Росатом») – пришла «группа товарищей» во главе с судебным приставом Е. Патаховой. Привело их сюда исполнительное производство по делу к организации, занимавшей данное помещение до 31 декабря прошлого года. Пришла и изъяла все более-менее ценное имущество, полностью парализовав работу редакции. Попытки присутствовавших объяснить, что это другая организация, другой арендатор, что здесь есть личные компьютеры сотрудников, ни к чему не привели – приставами овладела полная глухота. Компьютеры, принтеры, телефоны и другое редакционное оборудование судебными приставами было ловко собрано и унесено в неведомом направлении. При этом их руководитель Е. Патахова, несмотря на неоднократные просьбы, отказалась оставить в редакции копию акта об изъятии, так что никакой официальной бумаги о проведенной «операции» на руках у журналистов газеты «Энергия» не осталось.

Единственное, что постоянно повторяла Е. Патахова – «обращайтесь в суд, и через него получите свое имущество, если докажете, что оно ваше». То есть принцип презумпции невиновности для судебных приставов г. Электросталь не существует принципе – они забирают все!

Теперь коллектив журналистов газеты «Энергия» сидит за пустыми столами, уныло гадая – придется ли им писать статьи по старинке, ручкой, а газету печатать на ротаторе?

Кстати, газета – одна из старейших в атомной отрасли, основана в 1990 году – выходит еженедельно. Ее читатели – сотрудники и пенсионеры ОАО «МСЗ», тираж газеты – 8000 экз. Расположена редакция в г. Электростали.

Александр Кузнецов, генеральный директор ООО «Атомпресса», член Союза журналистов России

 

Дайджест подготовлен Фондом защиты гласности (ФЗГ).

 

Выходит по понедельникам с 11 августа 2000 года.

Распространяется по 1600 электронным адресам в России и за рубежом.

 

Под редакцией Алексея Симонова.

Редакционная коллегия: Борис Тимошенко – руководитель службы мониторинга, Светлана Земскова – юрист, Всеволод Шелховской – переводчик.

 

При использовании информации и материалов дайджеста ссылку на нашу организацию обязательна.

Контакт: 119992 Москва, ГСП-2, Зубовский бульвар 4, комн. 432, Фонд защиты гласности.
Телефон/факс: (495) 637-49-47, 637-44-20, адрес электронной почты: boris@gdf.ru fond@gdf.ru

Все новости

Архив