Дайджест
7 Февраля 2011 года

ДАЙДЖЕСТ ФОНДА ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ № 510

РОССИЯ

Сахалинская область. В Северо-Курильске жестоко избит редактор

Ольга Васильева,
собственный корреспондент ФЗГ в Дальневосточном федеральном округе

В Северо-Курильске вечером 3 февраля рядом со своим домом был жестоко избит редактор и издатель местной газеты «Парамушир-вести» Александр Чернега. Двое неизвестных напали на него сзади, сбили с ног. Нунчаками и трубой стали наносить удары по голове, лицу, ногам.

После нападения А. Чернега с трудом добрался до дома. Вызвал милицию и «скорую». В больнице ему наложили 10 швов на голову. Кроме того, у него сломана рука. По словам врачей, журналист проведет в больнице минимум две недели. Криминальной милицией возбуждено уголовное дело.

Александр Чернега – известный в Северо-Курильске человек с независимыми взглядами и активной позицией. Пять лет является депутатом городского округа. Семь лет издает и редактирует газету «Парамушир-вести». Публиковался он и в газете «Советский Сахалин». И везде резко критиковал мэра Северо-Курильска, областные власти за неэффективное использование бюджетных средств.

Вот и последний номер «Парамушира-вести» получился острым. В частности, редактор-издатель отметил, что траты на содержание чиновников в области растут, несмотря на обещание губернатора Александра Хорошавина их сократить. Зато в Северо-Курильске за 2010 год так и не смогли отремонтировать дорогу до порта и реконструировать сети водоснабжения. Независимая позиция депутата уже выходила ему боком. За публикацию в газете «Советский Сахалин» статьи «Заждались на краю земли» 26 марта 2010 года Чернегу сначала освободили от должности заместителя председателя Собрания с формулировкой «за нарушение этики». А через неделю местная ячейка «Единой России» исключила его из партии. Правда, подтверждения решения от вышестоящего органа Чернега не получал. А в 2006 году злоумышленники сожгли его автомобиль.

 

Пермский край. Журналист просит защиты в Европейском суде

Василий Мосеев,
собственный корреспондент ФЗГ в Приволжском федеральном округе

Пермский журналист Михаил Лобанов на прошлой неделе отправил жалобу в Европейский суд по правам человека. Он просит суд признать факт нарушения Российской Федерацией его права свободно выражать свое мнение. Кроме того, по мнению заявителя, был ограничен его доступ к правосудию.

Суть конфликта в том, что житель Пермского края Сергей Скамров обратился в суд с исковым заявлением о защите чести, достоинства и деловой репутации. Он обиделся на Лобанова и газету «Пермские новости» через три года после публикации статьи «Развлечения от рэкетира?», в которой о нем было написано «корыстный преступник со стажем», «уголовник», «рэкетир». Журналист же ссылался на вынесенный в 2001 году приговор, по которому Скамров был осужден за два тяжких преступления: вымогательство с группой лиц по предварительному сговору с применением насилия, грабеж. Но к моменту публикации с этого гражданина судимость была снята. Он скрыл этот факт при поступлении на государственную службу, где занял высокую должность. А поводом для публикации стало начатое следствие уже по факту мошенничества чиновника…

После суда первой инстанции, признавшего журналиста и издание виновными в диффамации, Михаил Лобанов в кассационной жалобе краевому суду написал: «В российском законодательстве нет нормы, которая бы отменяла и запрещала использование в журналистском материале понятие «преступление» в связи с погашением судимости, Преступление остается фактом биографии человека его совершившего, то есть преступника». Иное, по мнению автора, означает ограничение свободы мысли и слова. Журналист при создании материала имеет право изъясняться на государственном языке с соблюдением литературных норм. В жалобе Лобанов обращает внимание и на то, что суд не обратил внимания на общественную значимость публикации. Он и издание сообщили общественности, что представитель государственной власти при поступлении на работу утаил, что ранее был судим за вымогательство и грабеж.

Автор жалобы обращает внимание и на то, что суд первой инстанции проходил без его участия. Хотя он обращался с заявлением о переносе. Дело в том, что незадолго до суда журналист был жестоко избит, о чем есть заключение судебно-медицинской экспертизы. Но суд причину неявки счел неуважительной, лишил его права дать объяснения. Краевой суд практически не изменил решение суда первой инстанции. Снизил только суммы компенсаций морального вреда Скамрову от автора и редакции.

Михаил Лобанов счел, что исчерпал все возможности доказать невиновность в своей стране и теперь вынужден обратиться в Европейский суд.

 

Комментарий юриста ФЗГ Светланы Земсковой:

Ситуация неоднозначная. В этой ситуации необходимо знать, по каким основаниям была снята судимость. Статья 86 УК РФ предусматривает, что «погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью». Представляется важным, было ли отдельное решение суда по вопросу о снятии судимости, и внесены ли изменения в состоявшиеся ранее судебные решения в части исключения из них эпизодов, описанных в спорной статье.

Вместе с тем, защита чести и достоинства регулируется гражданским законодательством, статьей 152 ГК РФ, в которой однозначно определено, что сведения должны соответствовать действительности на момент их распространения.

 

Республика Карелия. Претендент на пост главы Сортавалы пригрозил выбить журналисту глаз

Анатолий Цыганков,
собственный корреспондент ФЗГ в Северо-Западном федеральном округе

В марте состоятся выборы мэра города Сортавала, в настоящее время формируется список кандидатов. В рамках предвыборных процедур местная парторганизация «Единой России» проводит внутрипартийные голосования - праймериз. На эти открытые обсуждения приглашаются все желающие, которые получают право задавать претендентам вопросы, правда, голосовать они не могут. Определить, кого конкретно сортавальская партийная организация отрядит для участия в мэрских выборах - это уже дело членов «Единой России».

На одной из таких встреч свои программы представляли трое соискателей «ЕдРа». Мероприятие посетил редактор газеты «Ладога онлайн» Александр Луговской. Пришёл вопросы задавать (как горожанин) и заодно отчёт с праймериз для своего издания подготовить. Однако присутствие журналиста в зале не понравилось бывшему главе Сортавальского района С. Рыжкову, который вознамерился баллотироваться на пост мэра города. Заприметив журналиста, он ринулся в его сторону с криком, дескать, вот я сейчас с ним разберусь. И хотя окружающие эмоциональную волну моментально погасили, напомнив С. Рыжкову, что горожане имеют право участвовать в процедуре праймериз, однако партийный выдвиженец успел много чего наговорить редактору А. Луговскому, в частности, прилюдно пригрозил выдавить ему глаз.

Организаторы праймериз «Единой России», утихомирив бывшего главу района, продолжили мероприятие. Всё вошло в рабочую колею: выступали кандидаты, им задавались вопросы. Однако когда А. Луговской попытался сформулировать свой вопрос «единороссовскому» соискателю С. Рыжкову, тот заявил, что будет отвечать только на вопросы членов «ЕР».

Зная вспыльчивый характер бывшего главы Сортавальского района, А. Луговской, страхуясь от возможных неприятностей, написал заявление сразу в несколько адресов: в прокуратуру (городскую и республиканскую), в местную милицию, в следственный комитет и в Сортавальское отделение ФСБ. Журналист пересказывает конфликтную ситуацию, произошедшую в ходе партийного заседания, приводит угрозу, с которой к нему обратился С. Рыжков и сообщает фамилии лиц, готовых подтвердить достоверность произошедшего.

 

Архангельская область. Редакцию оппозиционного издания выселили

Тамара Овчинникова,
собственный корреспондент ФЗГ в Северо-Западном федеральном округе

Редакцию газеты «Вельск-инфо» выселили из занимаемого помещения. Причем, как утверждает главный редактор издания Константин Мамедов, это произошло без предупреждения, за сутки до выхода очередного номера газеты.

«Вельск-инфо» - независимое издание, которое в оппозиции администрации района. И Константин Мамедов считает, что глава района Смелов шантажирует предпринимателя, у которого редакция арендовала помещение.

В своем обращении к читателям редактор пишет: «Целенаправленная и многовекторная стратегия властей на уничтожение Издательского дома «Вельск-инфо» и общественного движения «Важский край» носит долговременный, продуманный, и хорошо координируемый из единого центра, характер.

Уже на протяжении многих лет против наших изданий ведется настоящая война, с использованием всего арсенала средств: запрета на распространение газеты в торговых точках, давление и угрозы на рекламодателей, активный демпинг на рынке рекламы, создание рекламного «клона» нашей газеты с фальшивым «большим» тиражом, использование административного ресурса, ограничение доступа к информации для наших журналистов, ложь, клевета, целенаправленное распространение слухов, и многое другое».

Кстати, помимо финансового и административного давления на редакцию, редактор отмечает и прессинг со стороны надзорных и судебных органов района. За 4 месяца Мамедов был в Вельском районном суде 15 раз; в Вельском мировом суде – 8 раз; в Шенкурском районном суде – 3 раза; в Верховажском районом суде – 2 раза, в Вельской прокуратуре – 8 раз, в Верховажской прокуратуре – 1 раз; в Архангельском арбитражном суде – 3 раза.

Помимо этого, претензии, штрафы и взыскания редакции предъявили: налоговая инспекция, пенсионный фонд, пожарная охрана, инспекция по труду, инспекция по эксплуатации маломерных судов, управление Россвязьнадзора Вологодской области. Управление Антимонопольной службы Архангельской области.

К. Мамедов уверен, что основная цель давления на редакцию - подавить демократическую оппозицию в Поважье и уничтожить единственное организованное и массовое оппозиционное движение в Архангельской области – движение «Важский край», которое уже вышло за пределы Вельского района и региона.

А чтобы победить «Важский край», нужно уничтожить «Вельск-инфо» – экономическую и информационную базу «Важского края».

В настоящее время редакция в экстренном порядке ищет новое помещение под офис.

 

Челябинск. Информационное освещение деятельности городской думы началось со скандала

Ирина Гундарева,
собственный корреспондент ФЗГ в Уральском федеральном округе

Прокуратура Челябинской области потребовала признать торги на оказание услуг по информационному освещению деятельности Челябинской городской Думы незаконными и аннулировать их. Депутаты решили было в 2011 году покрасоваться на телеэкранах и особенно на одном неизвестном никому интернет-ресурсе на сумму 22 миллиона рублей. Но их своевременно остановили.

Прокуратура проверила на сайте http://www.zakaz.cheladm.ru документацию на право заключения муниципального контракта на оказание информуслуг, и пришла к выводам, что здесь есть нарушения законодательства. Так, ею установлено, что 20 декабря 2010 года муниципальным заказчиком в лице руководителя аппарата Челябинской городской Думы Юрием Чановым была утверждена заявка на организацию и проведение открытого аукциона на оказание услуг по информационному освещению деятельности Челябинской городской Думы в 2011 году. Извещение о проведении аукциона и соответствующая документация размещены на сайте www.zakaz.cheladm.ru. Аукцион состоял из 22 лотов с финансированием на сумму более 22, 6 миллионов рублей.

20 января 2011 года состоялось рассмотрение заявок. Согласно протоколу, аукцион по двадцати лотам признан несостоявшимся. Аукционная комиссия приняла решение о заключении муниципального контракта с единственным участником и победителем аукциона обществом с ограниченной ответственностью «VIP.74» по начальной максимальной цене.

Вопреки требованиям законодательства документация об аукционе содержала указание на фирменные наименования, которые повлекли ограничение количества участников аукциона, информационная карта аукциона содержала название конкретных средств массовой информации, на которых должны быть изготовлены и размещены информационные материалы.

По результатам проверки прокуратура возбудила в отношении руководителя аппарата Челябинской городской Думы дело по части 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях («Включение должностным лицом заказчика в документацию об аукционе указания на фирменные наименования, а также требований к услугам, если они влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа»). Материалы направлены в Управление Федеральной антимонопольной службы Челябинской области. Так как на момент возбуждения дела муниципальные контракты на оказание услуг по информационному освещению деятельности Челябинской городской Думы в 2011 году не заключены, то торги следует аннулировать, делает выводы прокуратура.

Свои выводы вслед за ней, судя по всему, сделает и УФАС по Челябинской области.

 

Владивосток. «Мэр в «ящике» на миллион евро»

Анна Селезнева,
собственный корреспондент ФЗГ в Дальневосточном федеральном округе

Администрация Владивостока решила потратить на освещение своей деятельности более 40 миллионов рублей, т.е. около миллиона евро. Обнародованы итоги шести аукционов: четыре лота на ТВ-обеспечение, один - на печатное и один - на радийное «слово». На освещение деятельности владивостокского мэра Игоря Пушкарева телеканал ОТВ-Прим решил потратить 6 миллионов бюджетных рублей, ПТР – столько же, «Лица-23» - 4 миллиона, ТНТ- 7 миллионов, радио «Лемма» - 8,62 млн. рублей, печатные издания холдинга «Владивосток-новости» - 9,23 млн рублей. Журналист газеты «Тихоокеанский комсомолец» Зина Сидорова проанализировала итоги торгов.

Все торги прошли на безальтернативной основе, точнее, как сообщает протокол Единой комиссии по размещению заказов, «признаны «не состоявшимися» ввиду отсутствия конкуренции. Значит, компания, принявшая участие в торгах, так и оставалась единственной и автоматически получала муниципальный заказ. Заказчик, то есть администрация города, облегчила «победу» нужным конкурсантам, согласовав условия конкурса с их лицензиями.

Например, для радио выставлялось условие «распространение радиопрограммы на английском языке». Это условие прописано лишь в единственной лицензии - компании «Лемма», значит, она и получила этот заказ. А «Лемма» полностью подконтрольна мэру. Чтобы «Радио «Лемма» могло получить все 8,62 млн. рублей, отпущенных на радийное освещение деятельности главы города, мэрия прописала конкурсные условия, списанные с её лицензии: «вещание не менее чем на двух волнах одновременно (FM и AM), в диапазонах частот соответственно - 87,5–108 МГц и 526,5–1 606,5 кГц».

Также тщательно были прописаны условия для телевизионщиков. Совпадают время выхода, частоты, объемы… Для телекомпаний было оговорено ещё одно условие – наличие передвижной телестанции, которая – по чистому совпадению! - имеется лишь у губернаторского ОТВ-Прим.

По подсчётам журналистов, администрация Владивостока сможет потратить на освещение собственной деятельности около 40 млн. рублей. Для сравнения – в Хабаровске, центре Дальневосточного федерального округа, мэрия выделила на пиар всего 19 млн. рублей.

И дело не только в этих суммах. Дело – в принадлежности этих СМИ. ЗАО «Владивосток-новости», учредитель и издатель газеты «Владивосток», находится в управлении ООО «Востокцемент», которым рулят два брата - Андрей Сергеевич и Владимир Сергеевич Пушкарёвы. А третий их брат - Игорь Сергеевич Пушкарёв - «рулит» владивостокским бюджетом, из которого кормится компания меньших братьев… «Это - видимая часть медиа-айсберга главы города, есть и скрытая от «компетентных» глаз. Эксперты утверждают, что через посредников старший брат Пушкарёва контролирует не только газеты «Владивосток» и «Семь дней в Приморье», но и «Известия-регион», «Аргументы и факты ДВ», «Московский комсомолец во Владивостоке», журналы «Сады и огороды Приморья», «Шеф», радиоканалы «ВиБиСи» и «Лемма», - отмечают аналитики краевой газеты «Тихоокеанский комсомолец».

Ну, а уж о язвительных комментариях на сайтах об этих суммах, их «распределении», о хозяевах СМИ и города – и говорить не стоит: «Зато мэр теперь будет выглядеть в «ящике» на миллион евро».

 

Ростовская область. Из-за «неправильной» заметки тираж газеты был уничтожен, а редактора оставили без зарплаты

Продолжение темы

Анна Лебедева,
собственный корреспондент ФЗГ в Южном федеральном округе

Матвеево-Курганский межрайонный отдел управления Следственного комитета РФ по Ростовской области продолжает расследование по заявлению, поступившему в прокуратуру от бывшего редактора районной газеты «Родник» Петра Бычкова. В нем сообщается, что весь тираж одного из номеров газеты был уничтожен по требованию администрации района.

Как рассказал Бычков корреспонденту ФЗГ, в этом номере было опубликовано интервью с бывшим главой района Александром Криворотовым под заголовком «Спасибо, земляки». Он рассказывал об итогах работы районной власти за прошлые годы. Когда об этом стало известно учредителям газеты – районной администрации – весь тираж был изъят из местного отделения «Почты России» и уничтожен. А управляющая делами районной администрации Наталья Мельниченко лично поехала в ростовскую типографию, где печатается газета, чтобы оплатить наличными новый тираж.

Петр Бычков, редактор «Родника» и одновременно директор муниципального предприятия, выпускающего газету, уволился с работы. При этом он подал иск в мировой суд о выплате ему задолженности по зарплате: она составляет более 30 тысяч рублей. Судья Валентина Мурзагишиева иск удовлетворила, обязав МУП и редакцию выплатить Петру Бычкову полагающуюся ему зарплату. Но через какое-то время отменила свое собственное решение. Это случилось после того, как нынешний редактор «Родника» Василий Сапутский подал в прокуратуру заявление, в котором утверждает, что бывший редактор Бычков нанес газете материальный ущерб, опубликовав интервью с экс-главой на странице, где нужно было разместить рекламное объявление.

Прокуратура, в свою очередь, не дожидаясь результатов проверки следственным комитетом этого инцидента, направила представление в суд об отмене решения о выплате задолженности по зарплате. Судья Мурзагишиева вынесла соответствующее постановление об отмене своего прежнего решения. Зарплату Бычкову так и не выплатили.

Читатели «Родника» в курсе всех этих событий: новый редактор обличает на страницах газеты прежнего. Фонд защиты гласности будет следить за дальнейшим развитием событий.

 

Екатеринбург. Митинг против произвола милиции

Продолжение темы

Владимир Голубев,
собственный корреспондент ФЗГ в Уральском федеральном округе

В Екатеринбурге на площади Труда 5 февраля прошла акция, посвященная ходу расследования убийства Евгения Ильющенко. Напомним, 29-летний видеорежиссер погиб от пулевого ранения в ходе ссоры с соседом, майором милиции Павлом Мирошниковым. Возмущение горожан вызвало очередное неправомерное применение табельного оружия пьяным милиционером, находящимся на оперативном дежурстве. В дискуссии в интернете майора уже нарекли уральским «евсюковым».

На площадь Труда в центре Екатеринбурга пришло много журналистов, блоггеров, представителей оппозиционных партий, причем преобладала молодежь. В руках участников митинга были плакаты «Милиция должна нас защищать, а не убивать», «Полиция без мусора», «Мы за трезвую милицию». Пришедшим раздавались белые ленты, символизирующие чистоту рядов МВД.

В ходе выступлений назывались и другие вопиющие факты преступлений, совершенных людьми в погонах, свидетельствующие о безнаказанности и круговой поруке в силовых органах. В пределах видимости от выступающих находился с десяток высоких милицейских чинов, но ни один из них так и не подошел к микрофону и не извинился за очередное преступление.

Митингующими было собрано около 250 подписей под обращением к начальнику ГУВД по Свердловской области Михаилу Бородину, в котором екатеринбуржцы высказались за гласное и объективное расследование убийства Евгения Ильющенко, за отставку пресс-секретаря ГУВД по Свердловской области Валерия Горелых, за формирование нового общественного совета при ГУВД области, а также за реформирование правоохранительных органов и усиление над ними гражданского контроля.

 

ФОНД ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ

Конфликты, зафиксированные службой мониторинга ФЗГ на территории Российской Федерации в январе 2011 года

 

Случаи гибели журналистов – 1 (Роман Никифоров, редактор программы «ТПО Ред Медиа», Москва).

Пропавшие без вести – 1 (Екатерина Силина, корреспондент ИА REX, Москва).

Нападения на журналистов – 3 (Дмитрий Дерунец, журналист телеканала «ТВ-Центр», Москва; Александр Свешников, главный редактор газеты «Богатей», Саратов; Дмитрий Сластенов, главный редактор газеты «Заря Тиммана», Республика Коми).

Попытки цензуры – 3 (радиостанция «Милицейская волна», Республика Карелия; телепрограмма «Пусть говорят», Первый канал, Москва; газета «Коммерсант», Москва).

Уголовное преследование журналистов и СМИ – 4 (Дмитрий Зидляев, главный редактор газеты «Парма», Пермский край; Лидия Ртищева, бывший главный редактор газеты «Молот», Ростов-на-Дону; Николай Кириллов, главный редактор газеты «Вечерняя Рязань», Рязань; Владимир Осипов, независимый журналист, Владимирская область).

Увольнение редактора, журналиста – 3 (Анатолий Табачков, главный редактор «Находкинского рабочего», Приморский край, Людмила Брызгалина, главный редактор газеты «Семь дней в Приморье», Приморский край; Юлия Биктимирова, сотрудник пресс-службы Читинской епархии).

Случаи задержания милицией (ФСБ, etc.) – 11 (Дмитрий Зыков, журналист интернет-издания «Грани.Ru», 2 раза; Андрей Позняков, корреспондент радио «Эхо Москвы», оба – Москва; Павел Барабанщиков, редактор газеты «Баррикада», Пенза; Андрей Рысев, корреспондент интернет-издания «Когита!ру», Санкт-Петербург; Сергей Чазов и Андрей Некрасов, оба - корреспонденты ИА «День», Ижевск; Елена Хрусталева, корреспондент «Кавказского узла», Ставрополь; Павел Смоляк, главный редактор журнала «Шум», Сергей Еремеев, корреспондент портала sensusnovus.ru, Федор Горожанко, корреспондент сайта «Заливает. СПБ», все - Санкт-Петербург).

Зафиксировано предъявленных к журналистам и СМИ судебных исков – 9 на сумму 1 400 000 рублей.

Отказ журналистам в доступе к информации (в том числе запрет производить аудио- и видеозапись, фотосъемку; отказ в аккредитации; ограничение права на посещение и присутствие на мероприятиях в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях) – 18

Угрозы в адрес журналистов и СМИ – 2 (Евгений Вышенков, заместитель директора Агентства журналистских расследований, Санкт-Петербург; Александр Луговской, редактор газеты «Ладога онлайн», Республика Карелия).

Попытки выселения редакций из занимаемых помещений – 2 (ИА «Хакасия», Абакан; телеканал СТВ, Московская область).

Отключение от эфира, прекращение вещания – 1 (телеканал СТВ, Московская область).

Прекращение выхода СМИ – 4 (телепрограммы «Картина маслом», «Суд времени», «Программа передач», все - на Пятом канале, Санкт-Петербург; газета «Ежедневные новости», Владивосток).

Изъятие (скупка, арест) тиража – 1 (газета «Справедливая Россия», Курская область).

Препятствование деятельности интернет-изданий – 4 (ИА «Хакасия»; cайт Ruleaks.net, сайт Rospil.info; сайт «Солнечногорской газеты», Московская область).

Иные формы давления и нарушения прав журналистов – 26

 

На прошлой неделе на ФЗГ в Интернете ссылались не менее 10 раз

 

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Институт развития прессы–Сибирь

Институт развития прессы–Сибирь провел очередной семинар в рамках программы «Я вправе» для представителей правозащитных организаций «Кто, если не мы? Овладение методами визуальной подачи информации при осуществлении гражданского контроля и проведении Общественных расследований».

Семинар созвучен идее проекта «Кирилл Мефодьевич», который направлен на обучение граждан минимальным навыкам операторского искусства. Научившись фотографировать или снимать на камеру события, происходящие вокруг них, люди смогут самостоятельно формировать картину современной действительности.

С участниками работали постоянные тренеры проекта – Александр Раппопорт, полномочный представитель Российского авторского общества в Сибири; Юрий Тригубович, обозреватель «Новой газеты в Сибири»; Виктор Юкечев, директор ИРП–Сибирь; Алексей Коновалов, юрист Института развития свободы информации.

В первой части семинара Александр Раппопорт кратко охарактеризовал особенности различных способов подачи информации и более подробно остановился на фотографии. Опираясь на публикации российских фотоблогов, он рассказал участникам, на что стоит обращать внимание, если фотографируешь внезапное событие, если участвуешь в запланированной фотосъемке или собираешься проиллюстрировать наболевшую тему. Кроме этого, он коснулся вопросов этики фотографа, построения кадра, минимальных технических требований.

В качестве практического задания участникам было предложено сфотографировать все, что, по их мнению, ущемляет права или представляет опасность для жизни людей, и написать об этом пост в дневнике семинара. Группы представляли свои мини-проекты, а тренеры оценивали, насколько точно в фотографиях передана идея правонарушения, и советовали, что нужно сделать, чтобы снимки смотрелись выигрышнее.

В заключительной части семинара Юрий Тригубович рассказал об общественных расследованиях, которые проводятся в социальной правозащитной сети «Так-так-так» и предложил участникам кейс, основанный на реальных фактах одного из расследований. По словам Юрия Леонидовича, он ожидал, что участники предложат варианты решения, но не мог предположить, что эти решения будут настолько продуманны и последовательны. Это еще раз доказало, что защищать свои права эффективней сообща.

Проект осуществляется при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID) и технической помощи Корпорации Менеджмент Системс Интернэшнл (MSI).

 

ПОЧТА ДАЙДЖЕСТА

В ФЗГ поступило письмо от известной владимирской журналистки и правозащитницы Наталии Новожиловой. Она пишет:

«Избит мой муж - Степанов Александр Анатольевич.

Вернувшись с работы, он поужинал и отправился в магазин купить ребенку молока на утро. Возле магазина к нему с вопросом: «Это вы Александр Степанов?» подошли трое неизвестных. Возраст - 25 - 30 лет, славянской внешности, рост 180 - 200 см., одеты в черные кожаные черные куртки, джинсы, зимние ботинки.

Муж ответил: «Да, я. Мы разве знакомы?» Ответ: «Сейчас познакомимся. Ты, сука, давай прекращай выступать против «ЕР».

За этим последовало несколько ударов в правую часть головы (висок) и правый глаз. Александр упал. Его пытались поднять, видимо, чтобы еще раз ударить, и в сопротивлении разорвали куртку.

Он закричал «милиция», и нападавшие убежали.

Одной из последних записей Александра на владимирском форуме был комментарий, касающийся Михаила Бабича. Он, действительно, резко высказался в адрес заместителя председателя Комитета Государственной Думы РФ по обороне Михаила Бабича, курирующего региональное отделение «ЕР»: «Мы хотим, чтобы таких, как вы, и близко не было во властных структурах города и области. И не важно - уроженцем какого города вы являетесь. Это просто касается принадлежности к вашей партии. Партии, проводящей геноцид русского народа. Так что, это вы занимаетесь пустой болтовней на подконтрольном вам телеканале, с помощью его продажного руководителя».

У Александра были еще посты с критикой партии «ЕР» и ее прислужников.

Сашу положили в больницу с сотрясением мозга. Высокая температура».

 

АНОНС

Фонд защиты гласности (Москва) совместно с Международным центром журналистики (США www.icfj.org и ijnet.org/ru) объявляет набор слушателей для дистанционного обучения по программе журналистов-расследователей

Это новый этап бесплатной образовательной программы, призванной помочь начинающим освоить основы качественной журналистики.

Школа журналистики прошла в Москве, Екатеринбурге, Владивостоке, нынче завершается в Саратове. Очная форма обучения пока остается доступной жителям больших городов и университетских центров. Журналисты небольших, провинциальных, местных СМИ, составляющие самый многочисленный отряд медиасферы, зачастую лишены возможности повысить свой профессиональный уровень. Дистанционное обучение расследователей (ДОР) предназначено в первую очередь для них.

Первый, экспериментальный, этап ДОР начнется весной 2011 года на Урале и в соседних с ним областях. От результатов первого этапа будет зависеть, удастся ли распространить программу на другие территории.

Мы приглашаем общественные, профессиональные организации медиасообщества, исследователей и известных журналистов из регионов участвовать в поиске молодых дарований и рекомендовать их в нашу программу. Основным условием является желание и возможность учиться без отрыва от основной работы или учебы. Личная инициатива приветствуется.

 

Итак, программа по дистанционному обучению журналистов-расследователей:

Общее число слушателей – 25 человек.

Количество вольнослушателей – 5-10 человек.

Срок обучения – 14 недель.

Форма обучения – дистанционное, заочное

Первоначальное законченное журналистское образование – не обязательно.

 

Материалы, представляемые на конкурс:

  • CV или краткая биография;
  • Мотивационное письмо: почему и зачем соискатель хочет получить эти знания;
  • Опубликованное расследование, либо материал с элементами исследования, или неопубликованный комментарий на актуальную тему;
  • Рекомендация от средства массовой информации.
  • Справка о технических возможностях участия: марка компьютера, скайп, телефон.

Материалы отправлять на электронный адрес: dor-2011@yandex.ru

Необходимо указать свой электронный адрес, по которому будут высланы дополнительные тесты.

Занятия по Интернету в удобное для слушателей время.

Лекции, практические занятия, интернет-конференции по обучению основным методам проведения расследований, языку, этике, экспертизам и т.д. будут вестись известными журналистами России, опытными юристами, социологами и лингвистами.

 

  • Руководитель проекта Школы – президент Фонда защиты гласности Алексей СИМОНОВ (simonov@gdf.ru)
  • Руководитель программы – журналист Ольга ЗАКОРЮКИНА (Екатеринбург) dolly51@mail.ru ;
  • Мастер – эксперт Центра экстремальной журналистики Сергей ПЛОТНИКОВ (sergp55@yandex.ru)

 

ВНИМАНИЕ!

Обучение по программе ДОР БЕСПЛАТНОЕ

Материалы на конкурс принимаются до 25 февраля

Начало занятий с марта 2011 года.

 

Дайджест подготовлен Фондом защиты гласности (ФЗГ),

 

Выходит при поддержке Фонда К.и Дж. Мак Артуров еженедельно, по понедельникам с 11 августа 2000 года.

Распространяется по 1600 электронным адресам в России и за рубежом.

 

Под редакцией Алексея Симонова.

Редакционная коллегия: Борис Тимошенко - руководитель службы мониторинга, Светлана Земскова – юрист, Всеволод Шелховской - переводчик, Александр Ефремов - интернет-администратор.

 

При использовании информации и материалов дайджеста ссылку на нашу организацию обязательна.

Контакт: 119992 Москва, ГСП-2, Зубовский бульвар 4, комн. 432, Фонд защиты гласности.
Телефон/факс: (495) 637-49-47, 637-44-20, адрес электронной почты: boris@gdf.ru fond@gdf.ru

 

Уважаемые господа! Если Вы не желаете получать информационную рассылку Фонда защиты гласности, просьба сообщить по адресу digest@gdf.ru

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни