Дайджест
18 Февраля 2008 года

ДАЙДЖЕСТ ФОНДА ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ № 368

p>ТЕМА НЕДЕЛИ. Reporters sans frontiers: "В России свобода прессы остается под угрозой".

 

РОССИЯ.
1. Московская область. Преследование редактора, защищавшего памятник героям войны.
2. Нижегородская область. Законодатели предлагают очередные поправки в закон о СМИ.
3. Омск. Очередная провокация в отношении собкора "Новой газеты".
4. Свердловская область. Разогнан пикет в поддержку оппозиционной газеты.
5. Ростов-на-Дону. Суд постановил взыскать с "Аргументов неделi" миллион рублей.
6. Архангельск. Претензий к газетам стало меньше.
7. Екатеринбург. Опять вымогательство. Или провокация?

ФОНД ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ.

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ. "Майкрософт" не преследует СМИ за пиратское программное обеспечение

НАШИ ПАРТНЕРЫ. Статья Джона Кроуфута "Барометры свободы".

ПОЧТА ДАЙДЖЕСТА.

--------------------------------------------------------------------------------------------

ТЕМА НЕДЕЛИ. Reporters sans frontiers: "В России свобода прессы остается под угрозой".

Международная организация Reporters sans frontiers ("Репортеры без границ") 13 февраля опубликовала очередной доклад о положении со свободой слова в мире.

В докладе, презентация которого прошла в Берлине, серьезные нарушения прав журналистов были зафиксированы в 85 странах мира. Его авторы назвали прошедший год "особенно тяжелым для журналистов в странах с авторитарным режимом".

Как и в правозащитной организации Human Rights Watch, двумя неделями ранее распространившей доклад о соблюдении прав человека в странах мира (см. http://www.gdf.ru/digest/digest/digest366.shtml#top), в RSF констатируют, что "главы демократических государств ограничиваются общими словами, когда речь заходит о нарушениях свободы слова в таких странах, как Россия и Китай".

Россия отнесена к числу государств, где свобода слова подвергается опасности - в стране "царит произвол, а свобода прессы остается под угрозой", - считают составители доклада. "Давление на СМИ перед парламентскими выборами заметно усилилось. Нас шокировали задержания и избиения журналистов, освещавших акции оппозиции, а также закрытие независимых газет в регионах страны", - заявил корреспонденту газеты "Коммерсант" координатор RSF по России и СНГ Якоб Пройсс. В подтверждение своих слов он привел случай с корреспондентом московского журнала The New Times Натальей Морарь, которой власти отказали во въезде в Россию (http://www.gdf.ru/digest/digest/digest364.shtml#top).

Кстати, корреспондент The New Times оказалась в числе двух специально приглашенных в Берлин журналистов - кроме нее, на презентации присутствовал коллега из Зимбабве. "Печально, что нас выделяют в один ряд с такой страной как Зимбабве по показателям состояния свободы слова и прессы", - отметила в этой связи Н. Морарь.

В части доклада, посвященной России, приведены еще несколько примеров нарушений прав журналистов и СМИ. Среди них, в частности, похищение и избиение сотрудников телеканала РЕН ТВ в Ингушетии (см. http://www.gdf.ru/digest/digest/digest358.shtml#top), уголовное преследование главного редактора "Новой газеты" в Самаре" Сергея Курт-Аджиева, закрытие этого издания (см. http://www.gdf.ru/digest/digest/digest356.shtml#part), и некоторые другие. Особо в докладе выделяются случаи помещения оппозиционных журналистов в психиатрические клиники, пресечение "любых попыток СМИ освещать деятельность оппозиционеров", а также давление на редакционную линию изданий и привлечение прессы на службу президентской пропаганды. В документе подчеркивается, что крупнейшие российские телеканалы "способствовали победе президентского большинства во время предвыборной кампании по выборам в Государственную Думу".

Кроме того, в упрек российским властям поставлено отсутствие прогресса в расследовании гибели главного редактора российского Forbes Пола Хлебникова, обозревателя "Новой газеты" Анны Политковской и военного обозревателя "Коммерсанта" Ивана Сафронова.

В итоге эксперты RSF поместили Россию в группу стран, где ситуация со СМИ квалифицируется как "трудная". Кроме нашей страны, в этой группе Колумбия, Мексика, Зимбабве, Алжир, Египет, Афганистан, Пакистан, Филиппины, Непал, Шри Ланка и ряд других.

Всего же авторы доклада выделили пять групп. В первую вошли страны, где "хорошая ситуация" (Канада, Новая Зеландия, Португалия, Ирландия, Исландия, Великобритания, Швеция, Норвегия, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Дания, Германия, Швейцария, Австрия, Бельгия, Голландия, Люксембург, Чехия, Словакия, Венгрия, Словения, Греция). Во второй группе страны с "удовлетворительной ситуацией" (США, Франция, Австралия, Испания, Италия, Польша, ЮАР, Чили, Япония). В третьей - с "проблемной" (Украина, Турция, Индия, Бразилия, Аргентина, Индонезия, Чад), в четвертой - с "трудной". Наконец, в пятой группе страны, в которых ситуация со СМИ "очень серьезна" - это Белоруссия, Туркменистан, Узбекистан, Иран, Ирак, Сирия, Саудовская Аравия, Сомали, Ливия, Тунис, Китай, Северная Корея, Бирма, Вьетнам, Лаос, Куба.


РОССИЯ.

1. Московская область. Преследование редактора, защищавшего памятник героям войны.

В Химках продолжается преследование главного редактора газеты "Химкинская правда" Михаила Бекетова - на рассмотрении мирового судьи находится уголовное дело о клевете, возбужденное после публикации в этом издании серии статей о варварском отношении местных властей к воинскому захоронению.

История началась весной 2007 года. События в подмосковных Химках развивались параллельно со скандальным переносом Бронзового солдата в Таллинне. "Химкинская правда" написала о небрежном, мягко говоря, отношении чиновников городской администрации к переносу памятника защитникам Москвы и останков шестерых летчиков, похороненных у Ленинградского шоссе. "Мы требовали отставки нынешней власти, говорили, что они опозорили страну, опозорили Химки, опозорили нашу память, наше прошлое", - рассказал М. Бекетов.

После этого у главного редактора начались проблемы. Сначала дело ограничивалось угрозами, а в ночь на 24 мая кто-то сжег его автомобиль (см http://www.gdf.ru/digest/digest/digest332.shtml#rus7 ). Виновных не нашли. Не обошлось, разумеется, и без "мелочей" вроде внезапно возникших трудностей с распространением газеты, но и здесь саботажники остались безнаказанными.

А вот в отношении М. Бекетова уголовное дело возбудили - по статье 129 УК РФ ("Клевета"). По заявлению главы Химок Владимира Стрельченко, обиженного газетными публикациями и обрушившейся на него всероссийской известностью. О серьезности дела свидетельствует тот факт, что обвинение редактору было предъявлено следователем по особо важным делам следственного отдела по городу Химки М. Бурнашовым.

ФЗГ заключил договор с адвокатом, который будет защищать Бекетова на этом процессе.

2. Нижегородская область. Законодатели предлагают очередные поправки в закон о СМИ.

Законодательное Собрание Нижегородской области предложило внести очередные изменения в Закон РФ "О СМИ". Имеется в виду статья 16, которая дополняется абзацем: "Деятельность средства массовой информации может быть прекращена судом также и по иску гражданина или юридического лица, о котором средством массовой информации в течение двенадцати месяцев неоднократно распространялись сведения, признававшиеся судом не соответствующими действительности, порочащими честь, достоинство, деловую репутацию гражданина или деловую репутацию юридического лица".

Текст постановления Законодательного Собрания Нижегородской области, а также комментарии юристов ФЗГ см. http://www.gdf.ru/content/2008/02/12022008_2.shtml .

3. Омск. Очередная провокация в отношении собкора "Новой газеты".

Как рассказал "ДО-инфо" сам Георгий Бородянский, инцидент произошел на 32-м километре Черлакского тракта, под Омском. Собственный корреспондент "Новой газеты" направлялся выполнять редакционное задание - фотографировать знаменитые дачи губернатора и вице-губернатора. За несколько километров от места машину затормозили сотрудники ДПС якобы за "превышение скорости". Во время составления протокола на Георгия неожиданно набросился неизвестный, который с жуткой бранью и со словами: "А вот ты где! Где мои деньги?" стал хватать его за одежду и провоцировать потасовку. Все это происходило на глазах у милиционеров, но вмешались они лишь тогда, когда провокатор весьма профессионально изобразил падение. Тут же на месте происшествия оказался патруль УВД, который потребовал "проехать в отделение". Причем, не в ближайшее, а Центрального округа Омска.

По словам Георгия Бородянского, в милиции их продержали несколько часов. Долго не совершали вообще никаких действий, видимо, проводя "консультации". Затем приняли заявление от "потерпевшего". Георгий также в заявлении изложил все обстоятельства инцидента, отметив, что расценивает его как спланированную провокацию, направленную на воспрепятствование исполнению им своего профессионального долга. Несмотря на вывихнутый палец, он не намерен проходить медицинское освидетельствование, поскольку, по его словам, "это лишняя трата времени, которая еще ни разу не давала результатов".

Георгий Бородянский особо отмечает, что о его намерении сфотографировать недвижимость господ Полежаева и Луппова можно было узнать только путем прослушивания телефонов или негласного наблюдения. Учитывая всю историю непростых отношений единственного в Омске журналиста-расследователя с "первыми лицами" региона, можно ожидать любого развития событий. Редакция "Новой газеты" в связи с этим предупредила омские власти и милиционеров, что отвечать им обязательно придется. И не в местных судах, а в Европейском.

ИА "ДО-инфо" (Омск).

4. Свердловская область. Разогнан пикет в поддержку оппозиционной газеты.

В Нижнем Тагиле 11 февраля милиция разогнала пикет в поддержку газеты "Тагилка", устроенный читателями. Организаторы пикета считают действия сотрудников милиции незаконными, так как ранее они уведомили городскую администрацию о проведении акции.

По словам одного из соучредителей газеты Вероники Чернявской, поводом для пикета стало рассмотрение в суде города иска руководителя жилищного управления администрации города Надежды Смирновой, которая посчитала, что публикациями в "Тагилке" ей нанесен моральный ущерб в размере 1 000 000 рублей и потребовала взыскать эту сумму с газеты. Пикетчики требовали прекратить гонения на оппозиционную газету. Около десяти человек расположились у здания Ленинского районного суда, где рассматривался иск Смирновой, с плакатами "Руки прочь от "Тагилки" и "Смирнова против "Тагилки" - народ против Смирновой", но сотрудники милиции свернули пикет, ссылаясь на отсутствие разрешения.

Секретарь Свердловской областной организации Союза журналистов России Дмитрий Полянин заявил корреспонденту ИА REGNUM, что в Нижнем Тагиле "давно и последовательно вытравливается свобода слова и всякое инакомыслие. Многоденежные иски чиновников против оппозиционных СМИ и разгон пикета в защиту журналистов - лишь очередные тому доказательства. К сожалению, иных вариантов для восстановления нормальной работы СМИ в Нижнем Тагиле, кроме смены градоправителя, сейчас я не вижу".

По материалам ИА REGNUM.

5. Ростов-на-Дону. Суд постановил взыскать с "Аргументов неделi" миллион рублей.

Анна Лебедева,
собственный корреспондент ФЗГ в Южном федеральном округе.

Ленинский районный суд донской столицы повторно рассматривает иск бывшего прокурора города Красный Сулин Ростовской области Андрея Солдатова к редакции газеты "Аргументы неделi" и главному редактору региональной вкладки в это издание "Юг. Факты неделi" Александру Толмачеву.

В прошлом году в региональном выпуске "Аргументов неделi" была напечатана серия публикаций Александра Толмачева о том, что прокурор Красного Сулина Андрей Солдатов якобы "крышует" незаконный бизнес и криминальные группировки города. Солдатов подал в Ленинский районный суд Ростова-на-Дону (по месту нахождения областной прокуратуры) иск о защите чести, достоинства и деловой репутации. Суд признал иск обоснованным и принял решение взыскать консолидировано - с редакции центрального издания "Аргументов неделi", редакции регионального выпуска "Юг. Факты неделi" и Александра Толмачева - в пользу истца миллион рублей морального вреда.

Ответчики по делу опротестовали это решение в областном суде, который отменил решение районного суда и направил дело на новое рассмотрение в тот же Ленинский районный суд. В настоящее время по ходатайству ответчиков проводятся допросы дополнительных свидетелей, которые не давали показания на первом процессе. Как заявил корреспонденту ФЗГ А. Толмачев, в "областном суде разобрались, что в статьях написана правда и отменили решение Ленинского суда". По словам Толмачева, скомпрометировавшего себя прокурора уже сняли с работы.

Однако, как оказалось, это не совсем так. Вернее было бы сказать, что А. Солдатов пошел на повышение: он переведен на работу в Ростов и возглавляет сейчас прокуратуру Ворошиловского района донской столицы. Корреспонденту ФЗГ Солдатов заявил, что областной суд посчитал сумму морального вреда, присужденную районным судом, чрезмерной и поэтому направил дело на новое рассмотрение.

После завершения гражданского процесса А. Солдатов намерен, по его словам, подать заявление в следственные органы о возбуждение против Александра Толмачева уголовного дела о клевете.

6. Архангельск. Претензий к газетам стало меньше.

Тамара Овчинникова,
собственный корреспондент ФЗГ в Северо-Западном федеральном округе.

В Архангельске состоялась пресс-конференция по итогам работы судей за 2007 год. На вопросы журналистов отвечал председатель Архангельского областного суда Михаил Аверин. Он заметил, что ни один сигнал в отношении судопроизводства, будь то заявления граждан или публикация в газете, не остаются без внимания.

По словам Аверина, судьи, превышающие свои полномочия или ведущие аморальный образ жизни, компрометируют судейское сообщество. "Мы стараемся от них избавляться", - заявил председатель областного суда. За прошлый год в Архангельской области к дисциплинарной ответственности было привлечено 4 судьи и наложено 5 взысканий.

Что касается дел о защите чести, достоинства и деловой репутации, то их количество снизилось, на что главный судья области пошутил: "Непонятно, то ли чести, то ли достоинства у людей меньше стало".

Кстати, оправдательных приговоров в 2007 году тоже стало меньше - 25 по отношению к 33 в 2006 году.

7. Екатеринбург. Опять вымогательство. Или провокация?

Кандидат в депутаты Палаты представителей Свердловской области Зяблицев заявил, что генеральный директор местной газеты "Капитал" Рустам Губин вымогал у него деньги за отказ от публикации компрометирующей кандидата статьи.

По словам кандидата, Губин предложил ему выкупить тираж газеты с компрометирующим материалом за 200 000 рублей. "Он мне сказал, что этот материал ему заказали за 350 тысяч рублей. Но он, якобы, "из большой любви ко мне" готов мне его перепродать за 200 тысяч", - заявил Зяблицев. Кандидат в депутаты обратился в милицию. 13 февраля сразу после передачи денег появились милиционеры, которые изъяли купюры и задержали Губина, его сотрудницу и бухгалтера газеты. Против сотрудников издания возбуждено уголовное дело по статье 204 УК РФ ("Коммерческий подкуп"), их поместили в изолятор временного содержания.

Представитель ГУВД Свердловской области подтвердил факт задержания сотрудников газеты.

Корреспонденту ИА "Новый Регион" удалось пообщаться с женой Р. Губина - телеведущей и журналисткой Элеонорой Расуловой. Она рассказала, что история эта началась после того, как в "Капитал" по электронной почте поступила статья о кандидате в Палату представителей Е. Зяблицеве. За ее размещение газете предложили деньги. "Поскольку и у Рустама с господином Зяблицевым были нейтральные отношения, мы поставили в известность представителей Зяблицева об этой статье и о своем нежелании ее публиковать. С точки зрения репутации газеты "Капитал" и холдинга "Финансист" это был бы неверный шаг", - рассказала Э. Расулова. По ее словам, представители Зяблицева пришли в редакцию "Капитала", посмотрели статью, после чего Губин "безвозмездно, написал расписку для Зяблицева о том, что ни "Капитал", ни "Финансист" не будут распространять информацию, порочащую кандидата. Представитель Зяблицева забрал расписку и ушел. На следующий день этот же человек снова пришел в "Капитал". В коридоре этот человек остановил одного из менеджеров газеты и там же, в коридоре, вручил ей пакет с деньгами со словами: "Это деньги для Рустама от Зяблицева". Менеджер взяла пакет и отнесла в бухгалтерию. Через 15 минут в редакции был УБЭП. Они нашли пакет, деньги в нем оказались мечеными. Сотрудники милиции заперлись в бухгалтерии и начали переписывать купюры. Потом начались обыски. Вывезли рабочий компьютер Рустама, менеджера, которая взяла деньги… Их самих - Рустама и менеджера Анастасию - задержали".

В пятницу, 15 февраля, судья Верх-Исетского районного суда Екатеринбурга принял решение отпустить задержанных под подписку о невыезде.

Использованы материалы Newsru.Com, ИА Новый Регион, УралПолитРу.


ФОНД ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ.

На прошлой неделе на ФЗГ в Интернете ссылались не менее 10 раз. В частности,

http://www.gzt.ru/society/2008/02/11/220201.html
http://www.regnum.ru/news/956511.html
http://www.regnum.ru/news/956618.html
http://khakasia.info/2008/02/12/zhurnalistam_v_rossii_vse_trudnee.html
http://www.43region.com/vyatka-news/Prezident-Fonda-zawity-glasnosti-Iski-o-zawite-chesti-i-dostoinstva-vse-chawe-stanovjatsja-sredstvom-borby-so-svobodoi-slova/
http://www.smi21.ru/?publication=158966
http://www.novgorod.ru/news/29132/?rss=1
http://hro1.org/node/1195
http://grani-tv.ru/entries/54/
http://www.svobodanews.ru/Transcript/2008/02/15/20080215121118887.html


НАШИ ПУБЛИКАЦИИ. "Майкрософт" не преследует СМИ за пиратское программное обеспечение

Роман Захаров,
собственный корреспондент ФЗГ в Северо-Западном федеральном округе.

Как уже писал Фонд защиты гласности, Международная федерация журналистов на прошлой неделе призвала руководство "Майкрософта" помочь российским СМИ приобрести лицензионное программное обеспечение по сниженной цене или даже пользоваться им бесплатно (см. http://www.gdf.ru/digest/digest/digest367.shtml#part ). Случилось это сразу после того, как правоохранительные органы в очередной раз использовали факт установки контрафактного программного обеспечения в качестве предлога для изъятия компьютеров в редакции и фактического воспрепятствования деятельности неугодного издания - газеты "Новый Петербург" (подробности см. http://www.gdf.ru/digest/digest/digest367.shtml#pub ).

Согласно данным, которые обнародовал Генеральный секретарь российского Союза журналистов Игорь Яковенко, 95 процентов средств массовой информации в России использует пиратское программное обеспечение. С уверенностью можно сказать, что эта цифра верна и в отношении личных компьютеров журналистов. Как и большинство не имеющих отношения к прессе соотечественников, руководство СМИ и журналисты часто не задумываются о наличии у них права на использование той или иной нужной компьютерной программы. Впрочем, главный вопрос - это цена. Лицензионные версии стоят, как считает большинство жителей страны, слишком дорого.

Но сами производители программного обеспечения не хотят, чтобы их обвиняли в преследовании СМИ. Пресс-секретарь российского отделения "Майкрософт" Ольга Мигачева сообщила Фонду защиты гласности, что компания не инициировала акций правоохранительных органов против СМИ, ведь по действующему законодательству, правоохранительным органам для проведения проверки не требуется никаких заявлений от правообладателя. "Основным фокусом в борьбе с компьютерным пиратством являются производители и распространители нелицензионных копий продуктов", - подчеркнула представитель американской корпорации.

Союз журналистов России также проводил переговоры с "Майкрософт" о введении специальных цен на программное обеспечение. Пока что они не увенчались успехом. Возможно, подействует заявление из Брюсселя, от имени главы Международной федерации журналистов. Но даже в случае положительного ответа от "Майкрософт", вздохнут с облегчением не все руководители российских СМИ, ведь речь идет только о "беднейших" представителях отечественных масс-медиа. А что делать остальным, чтобы вырвать дубинку в виде законных и по форме и по существу обвинений в нарушении законодательства из рук властей?

Вариантов два. Первый - перейти на так называемое открытое программное обеспечение. Так уже поступил, в частности, издательский дом "Топ-менеджер" в Петербурге, выпускающий деловые журналы.

Второй вариант - продолжать диалог с компаниями-производителями программного обеспечения о специальных условиях его приобретения. Как заверила Фонд защиты гласности Ольга Мигачева, у "Майкрософт" есть программы корпоративного лицензирования, которые предусматривают скидки для корпоративных клиентов. Если СЖР и другие объединения журналистов станут своеобразным корпоративным клиентом, то их члены, соответственно, получат возможность покупать лицензионное программное обеспечение по льготным ценам. Ну, а для крупных издательских домов и медиа-холдингов этот путь уже давно известен.

НАШИ ПАРТНЕРЫ. Статья Джона Кроуфута "Барометры свободы".

В ближайшем номере британского журнала Index on Cenzorship выйдет статья английского журналиста и исследователя Джона Кроуфута "Барометры свободы".

Дж. Кроуфут, в частности, пишет: "Численность журналистских смертей может служить мерилом "свободы прессы" лишь в определенных обстоятельствах - там, где эта свобода уже существует, но имеет нестабильное настоящее и неопределенное будущее. В странах с давно установившейся свободой прессы, например, в Великобритании, стрелка барометра стоит фактически на нуле: там за 14 лет был убит один журналист. Столь же малоинформативен барометр в странах, где СМИ полностью контролируются государством, как в Северной Корее: КЗЖ не зарегистрировал в КНДР вообще ни одной смерти журналиста - ни местного, ни иностранца. Если в России численность журналистов, погибших насильственной смертью или смертью при подозрительных обстоятельствах, периодически снижается, то означает ли это, что местная ситуация начинает приближаться к британской? Или она возвращается к той, что была в советские времена, и начинает напоминать ситуацию в Северной Корее? Барометр, разумеется, является ценным прибором, но неплохо бы в дополнение к нему иметь компас, а также, скажем, карту".

Русскую версию этой статьи см. http://www.gdf.ru/content/2008/02/18022008.shtml


ПОЧТА ДАЙДЖЕСТА.

Здравствуйте, Алексей Кириллович и Борис Тимошенко! Возможно, у Вас будет шанс задать вопрос президенту. Если это реально, пусть прозвучит и мой.

Заранее благодарна Вам.
С уважением, Седых Т.А.

Уважаемый Владимир Владимирович!
У меня нет возможности приехать лично на пресс-конференцию, но, как это я делала прежде, все-таки попытаюсь задать Вам свой очередной вопрос. Возможно, он получит отклик.
На мой взгляд, в Хабаровском крае СМИ под властью и контролем местных чиновников. Возможно, губернатор Хабаровского края об этом даже не догадывается?! Ведь 13 января, в День печати, обращаясь к журналистам Хабаровского края, губернатор сказал: "Говорите людям правду!". Опираясь на свой личный опыт, я давно уже поняла, что говорить правду в Хабаровском крае просто опасно, то есть, если говорить, значит - себе вредить. Вот только один из самых свежих примеров.
В ноябре 2007 года в Хабаровске состоялись слушания на тему: "СМИ и общество: свобода слова, права и ответственность", которые проводились комиссией Общественной палаты по коммуникациям, информационной политике и свободе слова в СМИ. Во время слушаний в своем кратком выступлении я сказала, что в Хабаровском крае имеют место быть и цензура, и гонения на журналистов. Опираясь на собственный опыт, тому примеров я могу привести немало…
Что же было дальше? После отъезда представителей Общественной палаты вскоре меня, без объяснений, отстранили от эфира на радио "Восток России", хотя до этого районным корреспондентом радио я была два года! А также начались гонения на редакцию газеты "Мое побережье", которую я возглавляю: по суду нас решили переселить в другое (очень неудобное для нас) помещение. Не дожидаясь окончательного решения суда, чиновники начали мешать работе редакции, требуя немедленного переселения. В некоторые дни работа редакции была просто парализована. В итоге редакции пришлось уйти из муниципального помещения, искать, в буквальном смысле спасения.
Замечу, наша газета не является политической, а я не член какой-либо партии. Просто газета "Мое побережье" откликается на жалобы населения Ванинского района, помогает людям в решении вопросов, которые они не могут решить в течение длительного времени в администрации района. Конечно, положительный результат достигается, прежде всего, тем, что жалобы мы публикуем, критикуем чиновников за бюрократизм и волокиту… В итоге заканчивается всё тем, что у властей откуда-то берутся деньги и на восстановление отопления, и на ремонт и пр.пр.пр.
Работа журналиста, приносит мне большое моральное удовлетворение - я реально, здесь и сейчас, способна помочь своим землякам. Но какой ценой? Доходит вплоть до попыток физического устранения. А за что? За то, что вслух говорю о бездействии, о равнодушии, о бюрократизме местной власти. Наш глава 2 марта будет баллотироваться на третий срок. И сейчас наша газета, в которой опять же звучат жалобы ветеранов войны, погорельцев и многих других, для него как кость в горле. Доходит до того, что чиновники меня обвиняют в том, что я специально выискиваю негатив. Но это для них жалобы населения - негатив, а для меня это жизненно важные проблемы.
Как можно отвернуться от такой проблемы, как отвратительное состояние детского отделения Центральной районной больницы в Ванино? Группа родителей обратилась в редакцию с коллективной жалобой, чтобы местная власть в лице главы, который 8 лет назад пообещал уделять должное внимание объектам здравоохранения, до сих пор не приложил усилий, чтобы детское отделение привести в порядок. А там обшарпанные стены, пол с изодранным линолеумом, не хватает стульев и пеленальных столов, недостаток в медиках-специалистах. И это в год Семьи!
На тему "СМИ и власть" можно говорить много. Но все-таки, как Вы считаете, почему журналист, который старается помочь людям и откликается на жалобы населения, подвергается в России преследованиям?

Татьяна Александровна Седых,
редактор еженедельника "Мое побережье".
п.Ванино Хабаровского края.


Мы, к сожалению, не имеем возможности задать этот вопрос на пресс-конференции президента. Задаем его в дайджесте.

***


Обращаюсь к вам за поддержкой.

Сегодня в 12 часов начнется седьмая пресс-конференция президента России Владимира Путина. Более тысячи журналистов из многих стран мира с большим интересом ждут начала этого важной встречи. Хотел и я принять участие в заключительной пресс-конференции президента РФ: 17 января этого года, как редактор газеты "Регион 51", которая выходит в Мурманской области, и сайта RIA 51.RU. Я подал заявку на аккредитацию и получил ее, о чем было размещено сообщение на сайте президента страны Владимира Путина.

Среди сотен фамилий журналистов была и моя - Амрахов Шафиг Тахирович. По телефону я перепроверил эту информацию и, получив подтверждение, купил билеты на самолет и забронировал гостиницу.

Для меня это была привычная процедура, так как я был среди первой группы журналистов, участвовавших в первой встрече с Владимиром Путиным в 2001 году. Принимал я участие и в работе по освящения саммита Большой восьмерки, проходившем в Санкт-Петербурге в июле 2006 года, был в группе журналистов на декабрьском заседании Госсовета, который проходил в Москве. С надеждой ждал и заключительной пресс-конференции президента России 14 февраля 2008 года.

Надеялся принять участие в откровенной беседе лидера нашей страны с журналистами, надеялся задать важный с моей точки зрения вопрос - "Владимир Владимирович, Вы неоднократно бывали в Мурманской области и я уверен, что ясно и точно понимаете, что Заполярью нужно новое экономическое дыхание. На мой взгляд и к сожалению нынешняя администрация во главе с губернатором Юрием Алексеевичем Евдокимовым, не способна обеспечить решение этой задачи в силу разных причин, не хочу их перечислять. У меня к Евдокимову отношение нормальное, он прекрасный политик, но я твердо убежден, что он как губернатор современным методом "нового экономического дыхания", как вы говорите - инновационным, не владеет. Мурманская область остро нуждается в современном руководстве. Многие северяне ждут этого и надеются на понимание с Вашей стороны".

Но этому не суждено теперь состоятся, так как по некоему необъяснимому решению какого-то клерка из администрации президента вчера около 12 часов дня меня вдруг лишают аккредитации: мою фамилию убрали из списка, размещенного на сайте президента, а по телефону сообщили, что это решение принято службой безопасности президента. Получить вразумительный ответ или какие-то претензии к моей кандидатуре я не смог, так как по номерам телефонов, которые мне любезно сообщили, никто не отвечал.

Сегодня, когда журналисты будут говорить с президентом об открытости нашего общества, о свободе слова, о демократических преобразованиях в Росси и других важных направления развития страны и мирового сообщества, судьба одного журналиста в этом празднике останется никем не замеченной…

А мне остается только поделиться своими подозрениями с коллегами по журналистскому цеху. В группе журналистов из 5 человек, участвующих в сегодняшней пресс-конференции президента от Мурманской области, только я один был представителем независимой прессы. Остальные журналисты из нашего региона представляют издания, финансируемые из муниципальных бюджетов - редакции областной и районных газет. И видимо, моя кандидатура, которая не прошла процедуру согласования в областной администрации, и вызвала такое раздражение у власти, и такое не ординарное решение - лишить меня аккредитации участия в пресс-конференции президента России.

Можно много говорить с самых высоких трибун о свободе и демократии, но вот такие маленькие в масштабах страны решения власти перечеркивают все их слова и показывают истинное ее лицо - держиморды.

С уважением, независимый журналист Шафиг Амрахов.

Все новости

Архив
Последние обновления
20 Ноября 2014 года

Glasnost defence foundation digest No. 683-684

10 Ноября 2014 года

Glasnost Defence Foundation digest No. 682

Погибшие журналисты
Нападения на журналистов

База данных
«Россия – конфликты в СМИ»

База данных
Журналисты, погибшие в России
совместный проект Международной федерации журналистов, Центра экстремальной журналистики и ФЗГ
Деятельность ФЗГ поддерживается Норвежским Хельсинским комитетом Норвежский хельсинкский комитет