Результаты мониторинга
8 Августа 2017 года

Результаты мониторинга ФЗГ за июль 2017 года

Случаи гибели журналистов – ().

Пропавшие без вести – ().

Нападения на журналистов и блогеров – 3 (Алексей Назимов, главный редактор «Твоей газеты», Крым; Анвер Юмагулов, редактор портала «Личное мнение», Уфа; съемочная группа программы «Вести», Московская область).

Нападения на редакции, телецентры – ()

Попытки цензуры – 1 (пресс-служба правительства Пермского края, Пермь).

Уголовное преследование журналистов, СМИ и блогеров – ().

Увольнение редактора, журналиста – 1 (Дмитрий Скоробутов, шеф-редактор программы «Вести», Москва).

Случаи задержания полицией (ФСБ, etc.) – 8 (Владимир Задумин, независимый фотограф, Свердловская область; Алексей Трунов, блогер, Петрозаводск; Александр Батманов, ведущий программы «Новости на НКО ТВ», Волгоград; Дмитрий Андреянов, собственный корреспондент ОРТ, Ростовская область; Идрис Юсупов, журналист издания «Новое Дело», Махачкала; Павел Дмитриев, главный редактор «МК в Пскове», в Псковской области; Павел Никулин и Юлиана Лизер, корреспонденты журнала «Молоко-Plus», Москва; Леонид Макаров, независимый фотограф, Екатеринбург).

Угрозы в адрес журналистов, блогеров и СМИ – 5 (редакция ИА ЕАОMedia, Еврейская автономная область; редакция радио «FM Биробиджан», Еврейская автономная область; Ринат Сагдиев, журналист газеты «Ведомости», Москва; Виктор Шатерников, блогер, Ставропольский край – 2 раза).

Зафиксировано предъявленных к журналистам, блогерам и СМИ судебных исков – 8на сумму 3 300 000 рублейРассмотрено ранее предъявленных к журналистам и СМИ исков – 1, удовлетворено – 0, взыскано в качестве денежной компенсации морального вреда 0 рублей

Отказ журналистам в доступе к информации (в том числе запрет производить аудио- и видеозапись, фотосъемку; отказ в аккредитации; ограничение права на посещение и присутствие на мероприятиях в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях) – 15

Попытки выселения редакций из занимаемых помещений – ().

Отказ от печатания (распространения) СМИ – ().

Отключение от эфира, прекращение вещания – ().

Прекращение выхода СМИ – 2 (печатная версия газеты The Moscow Times, Москва; печатная версия газеты «Призыв», Владимир).

Изъятие (скупка, арест) тиража – ().

Препятствование выходу СМИ - ()

Препятствование деятельности интернет-изданий – 1 (сайт движения «Свободная Ингрия», Ленинградская область).

Вмешательство в деятельность редакции - ().

Выход изданий-двойников – ()

Изъятие / повреждение фото- видео- и аудиоаппаратуры и компьютеров – 3 (компьютеры агентства бизнес-информации «Абирег», Воронеж; телефон шеф-редактора оренбургского бюро радиостанции «Эхо Москвы» Максима Курникова, Оренбург; фотокамера Леонида Макарова, независимого фотографа, Екатеринбург).

Отказ в регистрации СМИ - ()

Административное давление (проверки СЭС, пожарных, налоговых служб) - ().

Экономическое давление – ()Иные формы давления и нарушения прав журналистов – 35

ИЮЛЬ, 1
Съемочная группа программы «Вести. Ставропольский край»

Губернатора надо защищать от журналистов, - к такому выводу пришли депутаты, обсуждая ситуацию с телевизионными сюжетами, прошедшими по федеральному каналу и неприятными для главы региона. Речь идет о той самой прямой линии с президентом, на которой жительница села Краснокумское пожаловалась на задержку компенсаций подтопленцам. Кроме того, она сообщила, что ее принуждают собирать справки за свой счет, чтобы подтвердить, что ее дом требует ремонта. Последовал суровый вопрос-требование президента - теперь уже к губернатору края Владимиру Владимирову - немедленно навести порядок. Обсуждая неприятности краевой власти, последовавшие после обращения сельчанки (генпрокуратура начала проверку), депутаты встали горой на защиту губернатора. Вспомнили 2002 год: тогда в результате наводнения в крае даже погибли люди, но шумихи в прессе не было! А сейчас, когда губернатор «днюет и ночует» в подтопленных районах, журналисты своими репортажами вместо помощи «наносят краю серьезный репутационный урон». И вот как высказался в адрес пишущей братии депутат Андрей Юдин: любому, кто нанесет репутационный удар по краю, обязательно прилетит «ответ». Журналисты расценили это как угрозу. Тем более, что пристальное внимание они к себе почувствовали тотчас. Съемочную группу программы «Вести. Ставропольский край», снимавшую репортаж о происходящем в пострадавших районах, сопровождала и фотографировала группа мужчин во главе с сити-менеджером Минеральных Вод Сергеем Перцевым и заместителем председателя правительства края Ольгой Прудниковой. А когда корреспонденты уехали, полиция начала выяснять у местных жителей, кто вызвал журналистов и о чем последние расспрашивали интервьюируемых.

ИЮЛЬ, 4
Юрий Басок
Европейский суд по правам человека приступил к рассмотрению дела о нападении на журналиста в Екатеринбурге. Об этом сообщает портал «Сутяжник.ру». Инцидент произошел в 2009 году. Начальник ГИБДД ГУВД по Свердловской области Юрий Демин нарушил правила дорожного движения, что попытался снять на камеру журналист Юрий Басок. За это начальник областной ГИБДД ударил его по лицу, сломав объектив и плазменный экран его фотоаппарата. При этом сам Демин утверждал, что лишь отстранил Баска, взяв его за рукав пуховика. В ноябре 2009 года главные свидетели по этому делу - журналист и оператор 4-го канала - отказались в суде от показаний против обвиняемого. Журналист Виталий Чащухин заявил, что его первоначальные показания неправильно поняли, а оператор Константин Ялымов признал, что его наблюдения были ошибочными. В итоге Верх-Исетский районный суд Екатеринбурга не нашел состава преступления в действиях Демина. По ходатайству как защиты, так и обвинения преследование полковника было прекращено.

ИЮЛЬ, 4
Мария Хлынова
Корреспондентку из Первоуральска (Свердловская область) вызвали для объяснений по поводу ее статьи о грязных технологиях в предвыборной гонке. Сама девушка считает, что лучше бы полицейские искали автора листовки. «Местный депутат Денис Ярин на своей странице в соцсети рассказал, что в почтовом ящике обнаружил странную листовку якобы от партии «Справедливая Россия», опубликовал фотографию», - рассказала «URA.RU» Мария Хлынова, корреспондент издания «Городские вести». По словам Марии, в листовке призывали голосовать за партию многие известные люди города, к этой партии отношения не имеющие. Речь шла о предстоящих в сентябре выборах в местную городскую думу. «При этом заявления некоторых выглядели просто по-идиотски. Мне удалось прозвонить большинство из персонажей листовки, и все они отрицали свою причастность к ней. Да это и так было понятно, что фейк», - продолжает Мария. А спустя несколько дней Марию вызвали в полицию для дачи объяснений по поводу ее статьи.

ИЮЛЬ, 5
Съемочная группа телеканала «Ника плюс»
В Петрозаводске нашли клад. Ценные с точки зрения истории предметы: монеты, украшения, нательные крестики - обнаружили на площади Кирова, на месте раскопок церкви Воскресения Господня, сгоревшей в 1924 году. Съемочная группа телеканала «Ника плюс» отправилась взглянуть на работу археологов, но журналистов не пустили на место раскопок. В тот же день объект посетил врио главы республики. Об этом официально сообщила пресс-служба правительства. Чиновников с места раскопок никто не выгонял.

ИЮЛЬ, 5
Алексей Ефремов
Координатора штаба Навального во Владимире Алексея Ефремова уволили с работы из-за политических взглядов. 27 июня его не пустили в областной телецентр, где он работал в должности главного инженера. До этого руководство неоднократно предупреждало Ефремова, что если он не уйдет сам или не прекратит оппозиционную деятельность, то в компании найдут причины для его увольнения. О своем отстранении от должности Алексей Ефремов узнал за десять минут до начала пресс-конференции, посвященной митингу 12 июня. По словам Ефремова, претензий к его работе не было, но начальству не нравилась его оппозиционная деятельность. Алексей Ефремов занимал должность главного инженера в региональной телекомпании. Первые попытки убрать его с должности были еще в мае, тогда Ефремова предупредили о невозможности совмещения работы в государственной телекомпании и оппозиционном штабе.

ИЮЛЬ, 6
Газета The Moscow Times
Газета The Moscow Times, выходящая в России на английском языке, прекратила выпуск печатной версии. Также из издания был уволен главный редактор Михаил Фишман и часть сотрудников. Последний печатный номер выйдет в июле, сообщает Лента.ру со ссылкой на опубликованное на сайте издания сообщение. В начале июня основатель газеты Дерк Сауэр вернулся в состав владельцев The Moscow Times в качестве соучредителя. В сообщении издания говорится, что Сауэр вместе с представителем владельца издания Демьяном Кудрявцевым намерены создать некоммерческую организацию в Европе для того, чтобы обеспечить ее правами на выпуск издания. «Ведомости» со ссылкой на источники, близкие к The Moscow Times, сообщают, что команда издания после сделки практически полностью сменится. Главный редактор издания Михаил Фишман сообщил, что он вместе с командой дорабатывает последние «пару дней». Газета The Moscow Times была основана в 1992 году и входила в состав Independent Media. В 2015 г. семья Кудрявцева выкупила часть российских активов Sanoma Media, в том числе The Moscow Times и «Ведомости», Men’s Health, Women’s Health и National Geographic.

ИЮЛЬ, 6
Газета «Призыв»
Во Владимире старейшая в области газета «Призыв» прекратит свое существование в печатном виде после 26 июля, когда выйдет последний номер. После этого материалы издания будут появляться только в интернете на официальном портале газеты со 100-летней историей, пишет «АиФ-Владимир». По имеющимся данным, о сокращении верстальщиков и корректора редакции сообщили неделю назад. Об увольнении журналистов пока что речи не идет. Известно, что руководство «Призыва» намерено осваивать новые формы подачи материалов. Например, вести онлайн-трансляции с массовых мероприятий. Сообщается, что в последнее время интернет-версия содержала намного больше материалов, чем классическая газета.

ИЮЛЬ, 7
Руслан Соколовский
Свердловский областной суд удовлетворил апелляцию на приговор блогеру Руслану Соколовскому, ранее приговоренному к 3,5 годам условно за оскорбление чувств верующих, передает корреспондент ТАСС из зала суда. «Приговор Верх-Исетского районного суда изменить, исключить статью 138.1 «Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений». Назначить наказание в виде лишения свободы сроком два года три месяца условно», - сказала судья. В свою очередь, Соколовский сообщил, что намерен обжаловать приговор в ЕСПЧ. «Будем обжаловать решение вплоть до ЕСПЧ до полного оправдания», - отметил он. Соколовский стал известен как блогер, ловивший покемонов в Храме-на-Крови Екатеринбурга. Ранее Верх-Исетский районный суд Екатеринбурга приговорил Соколовского к 3,5 года лишения свободы условно. Также суд предписал блогеру удалить все видеоролики, которые оскорбляют чувства верующих, и запретил участвовать в массовых мероприятиях.

ИЮЛЬ, 8
Алексей Трунов
Оппозиционного блогера Алексея Трунова задержали утром, когда он возвращался с работы домой. По закону, задержанному должны были предъявить обвинение в течение трех часов, но, поскольку этого не произошло, Трунова освободили. Блогера Алексея Трунова в 12:30 отпустили из петрозаводского УМВД. Об этом сообщил корреспондент «7x7» с места после беседы с Труновым сразу после его выхода из здания полиции. Как рассказал Алексей Трунов, его привезли в полицию для «установления личности», поскольку у него при себе не было паспорта, уже в здании на Курганском проезде Трунову запрещали звонить по телефону, и, по его утверждению, общались с ним в грубой форме. «Один из оперативников попросил меня открыть сумку, чтобы проверить, нет ли там бомбы и колюще-режущих предметов. Я открыл одно отделение, там были пряники и мои личные наброски. В другом отделении были листовки. Но он их не видел. Уже женщина следователь завела меня в другой кабинет, и там уже прозвучало слово листовки. Я сразу потребовал адвоката, но мне сказали, что в моем случае адвокат мне не положен. Я на каждое их слово требовал адвоката, но мне было заявлено, что мне адвокат не нужен», - сказал Трунов. По словам Трунова, он несколько раз пытался уйти домой, поскольку в полиции ему говорили, что он не задержан, но при этом его не отпускали. «После того, как прошли три часа, я сказал, что они не имеют права меня удерживать и я ушел. При этом все листовки у меня изъяли на предмет выявления экстремизма», - рассказал Трунов.

ИЮЛЬ, 8
Барият Идрисова
Саида Вагабова
МВД Дагестана сообщило, что корреспондентам «Черновика» отказано в возбуждении уголовного дела по их заявлениям о нападении и воспрепятствовании в осуществлении профессиональной деятельности. Полиция не нашла состава преступления в действиях провокаторов, напавших на журналистов «Черновика». Напоминаем, мы писали о том, что 12 июня во время антикоррупционного митинга в Махачкале группа молодых людей в гражданской одежде препятствовала журналистам снимать происходящее, отбирая или выбивая телефоны из рук. Кроме того, тогда же нападению подверглись корреспонденты «Черновика» Барият Идрисова и Саида Вагабова, и обе в тот же день обратились с заявлениями в полицию. Почти сразу редакция установила личности нападавших. По мнению «Черновика», все они входят в ближайшее окружение родственников главы Дагестана Рамазана Абдулатипова. На данный момент вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием состава преступления. Материал направлен в прокуратуру, которая определит, правомерно ли было вынесено данное постановление.

ИЮЛЬ, 9
Владимир Задумин
Известного фотографа Владимир Задумин задержали под Екатеринбургом за съемку самолета президента. В Екатеринбург 9 июля прибыл Владимир Путин. Как рассказал уральский фотограф Владимир Задумин, известный в интернете как Ekamag, он приехал в аэропорт, чтобы снять на свою фотокамеру «борт №1». На Арамильском тракте припарковать автомобиль было проблематично, поэтому он оставил свою машину подальше, а потом проследовал к взлетной полосе, чтобы сделать снимки самолета. По пути он не встретил никаких постов охраны, об этом сообщают «Ведомости Урал». Тем не менее, к нему в процессе фотосъемки подошли люди в камуфляжной одежде и предложили пройти с ними. Сам фотограф рассказывает: «Меня задержали, полтора часа продержали в арамильском отделе полиции, взяли показания, сняли отпечатки, потом отпустили. Я находился, конечно, на свободной территории, но у нас в полиции, как обычно, руками разводят, предъявить ничего не могут, но задержать надо, протокол чтобы был. Сам виноват, конечно, жалко потерянного времени. Но, главное, я снял борт № 1, чего и хотел».

ИЮЛЬ, 9
Дмитрий Андреянов
В Батайске (Ростовская область) произошел инцидент. Сотрудники полиции задержали собственного корреспондента «Общественного телевидения России» в Ростовской области. Глава пресс-службы ГУ МВД региона Наталья Устименко сообщила, что корреспондент Дмитрий Андреянов якобы не представил свои документы. С ее слов, в отделение полиции журналиста доставили для установления личности. После этого он был отпущен. В отношение Андреянова не был составлен протокол. Сам журналист прокомментировал происшествие. По его словам, он вместе с оператором приступал к съемке безобидного сюжета - они проводили опрос, едят ли жители Батайска колбасу. События происходили в городском парке. Неожиданно к ним подошли сотрудники полиции и попросили предъявить документы. Причину проверки полицейские так и не объяснили. Удостоверение журналиста Дмитрий предъявил, а паспорта с собой у него не было. После этого, по словам корреспондента, его затолкали в машину, при этом чуть не разбили камеру. В отделение полиции журналист просидел примерно два часа. Чтобы дать обоснование своим действиям, сотрудники полиции заявили журналисту, что он похож на человека, недавно ограбившего магазин. Позднее Дмитрий Андреянов был отпущен.

ИЮЛЬ, 9
«Батайское время»
На официальный запрос редакции «Батайского времени» (Ростовская область) о причинах задержания корреспондента ОРТ в Ростовской области полиция не ответила, сообщив, что эти вопросы «на контроле». В редакции отметили, что по предыдущему опыту знают: фраза «на контроле» у бюрократов в погонах означает только одно - ответа на запрос, вопреки российским законам, не будет.

ИЮЛЬ, 10
Елена Зубова
Бывшая сотрудница Forbes Елена Зубова проиграла судебный спор с издателем и главным редактором журнала. После увольнения она требовала взыскать с работодателя 1,3 млн руб., обвинив его в изменении редакционной политики издания. Пресненский районный суд отказал в иске журналистки Елены Зубовой к издателю Forbes Александру Федотову и главному редактору Николаю Ускову, сообщили в ACMG. Госпожа Зубова подала иск после своего увольнения из Forbes, в заявлении об уходе, опубликованном на странице в Facebook, она ссылалась на изменение редакционной политики. В числе исковых требований госпожа Зубова просила взыскать 1,2 млн руб. с Александра Федотова и еще 100 тыс. руб.– с Николая Ускова. Кроме того, госпожа Зубова требовала признать увольнение неправомерным, восстановить ее на работе и выплатить сумму, равную числу окладов с момента ухода. По словам Николая Ускова, «в соответствии с законом о СМИ и уставом Forbes редакция самостоятельно определяет редакционную политику издания». «Ни одна из статей Елены не была снята из номера или электронной версии издания, никто не указывал ей, какую тему выбрать, а от какой отказаться», - передал он через пресс-службу ACMG.

ИЮЛЬ, 10
РБК
Бизнесмен Сергей Михайлов подал иск о защите чести, достоинства и деловой репутации против РБК. Об этом RNS сообщили в пресс-службе Гагаринского районного суда Москвы. «Исковое заявление о защите чести, достоинства и деловой репутации зарегистрировано в суде 10 июля», - сказали представители суда. Ответчик требует «удалить с интернет-сайта порочащую информацию, а также опубликовать на сайте опровержение данной информации и взыскать моральный вред в размере 300 тысяч (рублей)». Дата заседания по этому делу пока не назначена. В пресс-службе РБК сообщили, что медиахолдинг пока не получил искового заявления Михайлова. Какая именно статья вызвала претензии бизнесмена, не сообщается. Одна из последних публикаций РБК о бизнесмене - новость о подаче им иска против юриста Алексея Навального. «Сергей Михайлов подал иск о защите чести и достоинства к Алексею Навальному и ФБК. Михайлов упоминается в одном из расследований Навального как «криминальный авторитет 1990-х годов», - сообщал РБК.

ИЮЛЬ, 11
Марина Баутина
Пресс-секретарю минприроды Алтайского края Марине Баутиной предложили уволиться после репоста критической статьи о демографии региона и ее комментариев по теме. Сайт Politsib.ru, текст которого стал причиной скандала, назвал это «охотой на ведьм». «Друзья, ну наконец-то, всё разрешилось. О моих постах в Fb (перепост и резкий коммент статьи ПолитСибру о том, что молодёжь уезжает из нашего края валом) информация доведена до нужных людей, которые «попросили» меня освободить место пресс-секретаря Минприроды Алтайского края», - заявила Баутина в фейсбуке. Как пишет Politsib.ru, поводом для возмущения руководства сотрудницы министерства стал текст «Поуехали тут». Почему молодежь массово уезжает из Алтайского края?» и критические комментарии Баутиной. В материале, в частности, говорится, что с 2001 года в крае фиксируется отрицательный показатель миграционного прироста: «Последние пять лет регион ежегодно покидает более 80 тысяч человек. Алтайский край стал вторым в Сибири после Омской области по числу переехавших в другие регионы». Баутина утверждает, что о ее постах в соцсети «руководству края» стало известно 7 июля, и в тот же день ей пришлось написать заявление. По данным издания, решение было принято после «традиционных понедельничных планерок» в администрации региона.

ИЮЛЬ, 11
Александр Батманов
Ведущий программы «Новости на НКО ТВ» Александр Батманов был задержан в Волгограде. Полицейские заявили, что журналист якобы украл из магазина колбасу и хлеб. «Проблемы начались с того, что его [Батманова] несколько недель назад вызвали в полицию, потому что он, как было сказано, украл в магазине колбасу и хлеб, как бы смешно это не звучало. В минувшую пятницу его задержали, разговора с оперативниками не получилось, и его закрыли в кабинете в отделении полиции до понедельника - без воды, без еды. Он решил, что так не сможет, и хотел убежать через окно, но сорвался с третьего этажа и сломал себе обе ноги. Понятное дело, что сотрудники полиции сильно испугались и решили через суд его арестовать, предъявив обвинение в краже продуктов», - сообщил Темур Кобалия. На Youtube-канале НКО ТВ опубликовано видео из больницы, куда Александра Батманова отвезли после получения травмы. Позднее ведущего НКО ТВ доставили в волгоградский СИЗО-1. По словам Темура Кобалия, на журналиста при помощи надуманных обвинений оказывается давление за его профессиональную деятельность. «Его вроде бы сначала хотели отпустить, но после звонка в прокуратуру решили закрыть на выходные, чтобы в понедельник решить, что с ним делать», говорит правозащитник. По его словам, в последнее время Батманов вел журналистское расследование о строительстве стадиона «Волгоград-Арена», параллельно изучая выделение региональных грантов для местных НКО.

ИЮЛЬ, 12
Съемочная группа телеканала «Ермак»
Орджоникидзевский районный суд Екатеринбурга вынес приговор отцу и сыну Борису и Константину Лущиковым, избившим журналистов телеканала «Ермак» в автосервисе АвтоMaster. Как Znak.com сообщили в пресс-службе прокуратуры Свердловской области, Лущиковы признаны виновными по части 3 статьи 144 УК РФ («Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов, соединенное с насилием над журналистами, с повреждением их имущества») и статье 112 УК РФ («Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью»). Каждый из них получил наказание по 1 году и 9 месяцам лишения свободы с отбыванием в колонии общего режима. Гособвинение просило для обвиняемых по 3,5 года лишения свободы в колонии общего режима. В июле прошлого года в автосервис Лущиковых АвтоMaster на Эльмаше приехала съемочная группа «Ермака». Журналисты намеревались снять сюжет о конфликте между юристом, кандидатом в депутаты свердловского Заксобрания Иваном Волковым и Лущиковыми. Юрист утверждал, что отдал в сервис подсудимых автомобиль своей жены Mitsubishi, чтобы поменять лампочки габарита. В итоге специалисты автосервиса сказали, что в машине заменили также необходимые детали на сумму 60 тыс. рублей. Волков расплатиться сразу не смог, но оставил задаток. Но вскоре он узнал, что в автомобиле вообще ничего не меняли. Об этом Волков и рассказал журналистам «Ермака». Когда оператор «Ермака» начал снимать сервис, то Лущиковы напали на журналистов, а также избили Волкова и отобрали у оператора камеру. Судом установлено, что Константин Лущиков бил кулаками корреспондента, выбив при этом из рук корреспондента микрофон. Тот упал на пол и сломался. Затем Лущиковы стали вырывать из рук оператора видеокамеру, которую тот прижал к себе. При этом Лущиковы били его вместе в область рук и груди. Вырвав видеокамеру, они забросили ее в кабинет директора в офисном помещении сервиса. В результате журналисты получили легкие травмы, ТК «Ермак» был нанесен материальный ущерб в размере 979 тыс. рублей.

ИЮЛЬ, 12
Илья Варламов
Адвокат правозащитной группы «Агора» Андрей Сабинин, представляющий интересы блогера Ильи Варламова, получил ответ от прокуратуры Ставропольского края. Надзорное ведомство сообщило о результатах проверок, проведенных после двух нападений на Варламова: связи между двумя нападениями на блогера и строительной компанией, сотрудников которой блогер видел среди нападавших, не обнаружено, доводы о причастности к нападению лиц, действовавших в интересах ставропольской строительной компании и ее руководителя, не подтвердились. Сам Илья Варламов так прокомментировал в своем блоге результаты проверки: сотрудники ставропольской полиции до сих пор не приняли никаких мер для расследования нападения и не забрали на экспертизу поврежденную при нападении технику. «Будем обжаловать», - написал Варламов. ФЗГ сообщал, что 26 апреля на фотоблогера Илью Варламова в краевом центре устроили два нападения. Сначала в аэропорте блогера облили зеленкой. Потом в микрорайоне «Перспективный» ему разбили машину и, устроив потасовку, повредили глаза. По словам Ильи, оба раза на него нападали одни и те же люди, среди которых он узнал депутата краевой Думы и работников строительной компании.

ИЮЛЬ, 12
СМИ Воронежа
Воронежский избирком исправил положение об аккредитации журналистов. Центру защиты прав СМИ и редакциям воронежских изданий удалось опротестовать в прокуратуре незаконные положения об аккредитации в областной избирательной комиссии. Избирательная комиссия Воронежской области исправила положение об аккредитации журналистов, первоначальная версия которого стала поводом для совместного обращения в прокуратуру руководства нескольких ведущих изданий региона и Центра защиты прав СМИ. Избирком убрал из документа пункты о необходимости предварительного согласования публикаций с комиссией и обязательстве «объективно и достоверно» освещать ее работу. Глава облизбиркома Сергей Канищев отметил, что комиссия «пошла навстречу» журналистам и устранила «юридические ошибки». В Центре защиты прав СМИ похвалили избирком за «грамотную и оперативную реакцию», но обратили внимание на оставшийся в документе спорный момент, касающийся защиты чести и достоинства сотрудников избиркома, который «может спровоцировать конфликт на пустом месте». Правки в положение об аккредитации журналистов при избирательной комиссии Воронежской области ее члены приняли на июньском заседании. Это произошло после коллективного обращения в прокуратуру главных редакторов нескольких крупнейших СМИ региона: газет «МОЁ!», «Коммуна», региональных подразделений «Российской газеты» и «Коммерсанта», а также порталов «РБК-Черноземье» и «Новости Воронежа». Обращение в надзорное ведомство подготовила юрист Центра защиты прав СМИ Диана Веретенникова. Документ регламентирует, в частности, допуск журналистов на заседания избиркома. Журналисты жаловались сразу на несколько пунктов положения об аккредитации. Среди них было обязательство предварительного согласования текстов и фото с представителями избиркома, а также обязательство «объективно и достоверно» освещать деятельность комиссии. Незаконными авторы обращения также сочли пункты, ограничивающие круг журналистов, имеющих право на аккредитацию только представителями зарегистрированных СМИ, при этом не включив в них «сетевые издания». Спорный документ был принят на апрельском заседании избиркома.

ИЮЛЬ, 13
Идрис Юсупов
Журналист издания «Новое Дело» Идрис Юсупов был задержан у мечети «Тангъим» в Махачкале в ходе проводимых полицейскими профилактических мероприятий. Его доставили в отдел МВД по Советскому району Махачкалы. Как сообщил «Кавказ. Реалии» сам журналист, около мечети к нему подошли представители полиции и без объяснения причин задержали. «По какой причине меня задержали, объяснить не смогли. Сказали, что я нахожусь на учете, и по этой причине проводится идентификация личности. У меня хотели забрать мобильный телефон, но так как они не смогли мне обосновать необходимость таких мер, не забрали. Я хочу написать заявление о неправомерных действиях со стороны сотрудников полиции», - сообщил журналист из отдела полиции.

ИЮЛЬ, 13
Павел Дмитриев
Газета «Псковская губерния»
Русская служба ВВС
Главный редактор «МК в Пскове» Павел Дмитриев был задержан пограничниками в Гдовском районе Псковской области, на границе с Эстонией. П. Дмитриев находился в поездке по заданию «Московского комсомольца»: он готовил публикацию о местных жителях, которые из-за плохих дорог и инфраструктуры хотят провести референдум о присоединении к Ленинградской области. Вместе с главным редактором «МК в Пскове» были задержаны журналисты «Псковской губернии» и Русской службы ВВС: по словам Дмитриева, один из местных жителей, который был главным инициатором референдума, узнав о приезде ВВС, назвал журналистов представителями вражеских СМИ и сам вызвал сотрудников пограничного управления ФСБ РФ по Псковской области. Группу журналистов пригласили жители Гдовского района области. Владельцы дачных участков и жители деревень Хитово, Мельговщина, Козлов Берег, Кишкино, Доможирка обратились к губернатору Андрею Турчаку с жалобой на неудовлетворительное состояние дороги, ведущей к ним, и просьбой перевести их деревни в состав Ленинградской области. Подписи под обращением поставили около 50 человек. Журналисты были задержаны возле деревни Козлов Берег, после чего были доставлены на погранзаставу для составления протоколов об административном правонарушении. Основанием для задержания послужило «нахождение на пограничной территории без спецпропусков». Задержанным журналистам было вынесено предупреждение

ИЮЛЬ, 13
Дмитрий Скоробутов
Симоновский суд Москвы признал незаконным увольнение шеф-редактора программы «Вести» Дмитрия Скоробутова. Суд постановил восстановить журналиста на работе и выплатить ему компенсацию за вынужденный «простой» и причинение морального ущерба. В ВГТРК решили не обжаловать решение суда. Напомним, бывший красноярец Скоробутов был уволен в прошлом году после конфликта с режиссером монтажа. Журналист рассказывал, что причиной ссоры якобы стало его замечание по поводу очередного брака в эфире. Однако руководство «Вестей», желая замять конфликт, решили уволить шеф-редактора. Тогда Скоробутов и решил подать заявление в суд. До этого журналист проработал на «Вестях» в Москве 15 лет.

ИЮЛЬ, 13
Павел Подъячев
Советский районный суд Новосибирска огласил приговор Павлу Подъячеву, который скончался в ноябре прошлого года в 47-летней возрасте в лечебно-исправительном учреждении № 10, где у него случился инсульт. Решение вынесено по обвинению его в вымогательстве 2-х миллионов рублей у депутата Заксобрания, академика Сибирского отделения РАН Николая Похиленко. Дело это, по мнению людей, знавших Павла – жителей Академгородка - сфабриковано его недоброжелателями (см. монитор за ноябрь 2016 года). О том, как шел процесс по делу о «вымогательстве», рассказал порталу Сибкрай общественный защитник погибшего Александр Галичанин: «Адвокат Владимир Ларин подготовил многочасовую речь, где перечислено множество нарушений, допущенных, по его мнению, следствием, прокуратурой, утвердившей обвинительное заключение. Собирался он озвучить и предположения о преступлении, совершенном в отношении его подзащитного. Но суд ему этого не разрешил. Ларину объявили замечание, когда он прокомментировал выступление государственного обвинителя. При этом судья дал ему понять, что критиковать позицию обвинения он не имеет права. А у него большая часть речи построена именно на этом. Он спрашивает: - Как вести речь? Суд дал ему 10 минут на подготовку и пригрозил жалобой в адвокатскую палату. Он сказал, что за 10 минут не справится, у него подскочило давление, ему стало плохо. Вызвали «скорую»: она приехала, померила давление: 200 на 100, гипертонический криз». За две недели этого судебного разбирательства Ларин получил, по его словам, больше замечаний в суде, чем за предыдущие десять лет адвокатской практики. В итоге суд признал Павла Подъячева виновным в вымогательстве и постановил «прекратить дело в связи со смертью подсудимого». Близких, друзей и соратников Павла этот приговор не устраивает. «Мы, разумеется, на этом не остановимся, будем подавать апелляцию, – говорит Александр Галичанин. - Мы готовы и планируем дойти до Европейского суда по правам человека, и надеемся, что хотя бы одна из этих инстанций – Верховный суд, областной или ЕСПЧ даст оценку тому, что произошло. Мы рассчитываем, что рано или поздно Павел будет реабилитирован, и его память будет увековечена, потому, что таких людей надо помнить».

ИЮЛЬ, 13
Александр Пастухов
Свердловский районный суд Перми отказал ООО «АктивМедиа», подконтрольному депутату Госдумы РФ от партии «Единая Россия» Дмитрию Скриванову, в просьбе уменьшить размер очередного штрафа за неисполнение предписания Государственной инспекции труда (ГИТ). Защищая права журналистов, которым задержана зарплата, ГИТ добилась наложения штрафа в 100 тыс. рублей. Ранее за нарушения трудового законодательства медиахолдинг был оштрафован на 30 и 60 тыс. рублей. ФЗГ рассказывал об исках трех журналистов к ООО «АктивМедиа». Не дождавшись исполнения мирового соглашения, утвержденного судом 10 апреля, бывший руководитель отдела социальных медиа Александр Пастухов получил исполнительный лист и передал его в службу судебных приставов. 16 мая ОСП по Свердловскому району Перми возбудил исполнительное производство, предложив ответчику в 7-дневный срок добровольно погасить долг по зарплате в 195,2 тыс. рублей. Поскольку этого не случилось, 8 июня в бизнес-центре Green Plaza судебный пристав-исполнитель Рангел Чуприяновский с участием двух понятых, взыскателя Александра Пастухова составил акт описи и ареста обнаруженного имущества ООО «АктивМедиа». Из офиса вывезено и передано на ответственное хранение журналисту 24 монитора Philips s/n AVDA142100, 17 стационарных телефонов Panasonic TS3252, два miniPC Tonk и цветной принтер Epson L1300B322B. Уже 9 июня пристав Чуприяновский предварительно оценил все имущество в 50,7 тыс. рублей и затем установил окончательную цену в 103,7 тыс. рублей. Свердловский районный суд Перми, куда пожаловался медиахолдинг, признал действия судебного пристава законными. Александр Пастухов сообщил ФЗГ, что заявил о согласии самому реализовать арестованное имущество. Похоже, журналисту придется лично продавать переданную на хранение офисную технику – и тем самым попытаться частично выручить деньги на собственную зарплату. Кроме того, СО по Свердловскому району Перми СКР продолжает доследственную проверку по фактам невыплаты зарплаты, отметил журналист.

ИЮЛЬ, 13
Редакция ИА ЕАОMedia
Редакция радио «FM Биробиджан»
В Союз журналистов России поступило обращение от Союза журналистов ЕАО. Общественная профессиональная организация сообщает об угрозах сотрудникам СМИ (ИА ЕАОMedia и радио «FM Биробиджан») в связи со скандальными публикациями о закрытии смены в детском лагере биробиджанской секции кудо. СЖР, в свою очередь, направил запрос в Генеральную прокуратуру РФ с просьбой устранить нарушения закона и привлечь виновных к ответственности, сообщает ИА ЕАОMedia. «В соответствии с Уставом целями и задачами Союза журналистов России являются, среди прочих, защита прав и свобод журналиста, содействие распространению средствами массовой информации идеалов толерантности, демократии, уважения прав человека в контексте предотвращения опасностей. Присоединяясь к коллегам из нашего регионального отделения, мы выражаем обеспокоенность возникшей ситуацией. Просим Вас провести проверку изложенным фактам, дать им правовую оценку, и в случае их подтверждения – устранить нарушения закона, восстановить нарушенные права и привлечь виновных к ответственности», - говорится в обращении СЖР. Напомним, в начале месяца на сайте ИА EAOMedia были опубликованы заметки, в которых рассказывалось об употреблении алкоголя некоторыми взрослыми на закрытии смены в детском лагере биробиджанской секции кудо. Кроме того, тема поднималась в эфире радиостанции «FM Биробиджан». После публикаций сотрудники данных СМИ подверглись давлению и угрозам. Неизвестные звонили как на телефоны редакций, так и на личные телефоны сотрудников. «В комментариях под материалами на сайте информагентства и в группах популярного мессенджера анонимы называют журналистов «животными» и «моральными отбросами», советуют им «мылить шею», угрожают засудить рассказавшее о скандальном случае СМИ», - сообщается в письме Союза журналистов Еврейской автономной области в СЖР. Прокуратура ЕАО начала проверку указанных фактов.

ИЮЛЬ, 14
Руслан Соколовский
Росфинмониторинг внес «ловца покемонов», блогера Руслана Соколовского в федеральный перечень террористов и экстремистов. Об этом в Twitter сообщил адвокат Павел Чиков. «Новой газете» адвокат разъяснил, что блогера внесли в этот перечень, так как приговор суда по его делу вступил в силу. Верх-Исетский районный суд Екатеринбурга 11 мая признал Соколовского виновным в возбуждении ненависти не только к христианству и исламу, но и к феминизму и назначил «ловцу покемонов» три с половиной года условного заключения. В тексте приговора, вынесенного судом, говорилось, что блогер оскорбил чувства верующих «через отрицание существования бога, отрицание существования основателей христианства и ислама Иисуса Христа и Мухаммеда». Позднее Свердловский областной суд смягчил приговор Соколовскому, удовлетворив апелляцию защиты. Условный срок блогера уменьшен до двух лет и трех месяцев.

ИЮЛЬ, 14
СМИ Севастополя
В правительстве Севастополя готовят регламент, который официально введёт общение журналистов с чиновниками только через правительственную пресс–службу. Но уже сейчас эта форма взаимодействия, когда прессе дают «причёсанную» информацию, есть – как «внутреннее соглашение», не подкреплённое документом. Так в исполнительной власти города хотят «профессионализировать» комментарии для СМИ. Раньше корреспонденты могли позвонить чиновникам и напрямую получить у них важную для читателей и зрителей информацию или комментарий о ситуации, которая волнует жителей и гостей города. Напомним, в августе прошлого года местное правительстве приняло постановление, по которому чиновники обязаны отвечать на все входящие звонки на служебный телефоны. А если звонок был пропущен – перезванивать. В случае нарушений этих требований предполагалось привлекать к дисциплинарной ответственности. Теперь же чиновники отказываются говорить и отправляют всех в пресс–службу правительства. По словам главного редактора портала «Примечания» Виктора Ядухи, для руководимого им издания ничего не изменилось. «Раньше на наши запросы в отдельные департаменты мы либо слишком поздно получали ответы, либо не получали. Всё зависело от конфликтности темы: собеседник или затягивал предоставление комментария, или отказывался его давать, или, если что–то безобидное, охотно общался. Сейчас же всё централизовано», – отметил Ядуха.

ИЮЛЬ, 14
Алексей Алексеев (Владимиров)
Следственный комитет Петрозаводска отказался возбудить уголовное дело против сотрудника полиции, избившего 26 марта на митинге против коррупции журналиста издания «Черника» Алексея Алексеева (Владимирова). Ответ ведомства опубликовал портал «7х7». Председатель Союза журналистов Карелии Евгений Белянчиков заявил, что такой ответ организацию не устраивает. Карельский СЖ рассмотрит возможность обращения в суд. Алексей Владимиров пострадал во время акции 26 марта от рук полицейского. Он вел прямую трансляцию событий, когда правоохранитель ударил его несколько раз, в том числе по лицу, и отобрал смартфон. Карельский Союз журналистов требовал наказать виновного, а также возместить журналисту стоимость его разбитых очков.

ИЮЛЬ, 17
Ринат Сагдиев
Журналист «Ведомостей» Ринат Сагдиев подал в полицию заявление в связи с угрозами, которые получил по СМС. Об этом глава юридического отдела издателя «Бизнес ньюс медиа» Владимир Румянцев сообщил агентству RNS. «Мы обсудили с Ринатом Сагдиевым, когда пришли СМС, он написал заявление в полицию - мы расцениваем эти сообщения как реальные угрозы, поскольку, судя по тексту СМС, за журналистом, возможно, следили», - сказал Румянцев. Переписку с угрозами от неизвестного Сагдиев опубликовал в своем Facebook. Отправитель СМС-сообщений посоветовал журналисту «отказаться говно копать» и «взять больничный», а также сообщил, что «главреду прилетит» и что на него «давно глаз положен». Сагдиеву порекомендовали также застраховаться от несчастных случаев и предупредили, что у него «может пропасть возможность заниматься трудовой деятельностью». На вопрос одного из подписчиков о том, «что за текст, который это все вызвал», журналист ответил так: «Про вертолеты «Роснефти» и на чем летают главы госкомпаний. Не представляю, кто так заистерил и почему». В указанной статье утверждается, что компания «Роснефть» является одним из крупнейших владельцев люксовых вертолетов в России и тратит на оплату перелетов на них до 10 млрд рублей в год.

ИЮЛЬ, 17
Максим Курников
МВД не стало возбуждать уголовное дело о повреждении сотового телефона шеф-редактора оренбургского бюро радиостанции «Эхо Москвы» Максима Курникова во время пикета у местного штаба Алексея Навального. Об этом сообщает радиостанция, также Курников предоставил постановление об отказе в возбуждении дела «Медиазоне». В документе говорится, что Курников не направил в МВД справку о причиненном ущербе, сам журналист настаивает на том, что это не так, он предоставил «Медиазоне» справку из сервисного документа, согласно которой стоимость ремонта Sony Xperia составит 11,8 тысячи рублей. Помимо отказа заводить дело по статье 167 УК («Умышленное повреждение имущества») в постановлении говорится, что материалы по статье 144 УК («Воспрепятствование журналистской деятельности») выделены в отдельное производство и переданы в Следственный комитет. Курников написал заявление о повреждении имущества и воспрепятствовании журналистской деятельности 6 июля, отказ датирован следующим днем, но поступил журналисту лишь 15 июля. При этом шеф-редактору радиостанции направили еще один документ, в котором просто говорится об отказе в возбуждении дела. Инцидент произошел 6 июля у штаба Навального, где проводили пикет противники оппозиционера. Когда журналист снимал происходящее, по его словам, к нему подошел один из участников акции, схватил телефон и бросил его на землю. Позже Курников узнал, что этим человеком был местный предприниматель Александр Либкинд, его полиция допросила в рамках проверки. Согласно показаниям Либкинда, он пришел в тот день к штабу в ожидании Навального и заметил человека, который снимал на телефон видеозапись. «Когда данный мужчина с сотовым телефоном приблизился к Либкинду, то у него разболелся зуб и он интенсивно поднял руку к лицу и тогда, возможно, мужчина испугался движения и выронил телефон, который упал на землю», - приводятся в постановлении показания Либкинда. Курников заметил «Медиазоне», что МВД не допросило журналиста, фотографии которого публиковало издание Prooren. По мнению шеф-редактора бюро «Эха Москвы», на этих изображениях видно, что его телефон повредили умышленно.

ИЮЛЬ, 17
Александр Соколов
Юрий Мухин
Прокурор попросил приговорить журналиста РБК Александра Соколова к четырем годам колонии общего режима, передает корреспондент Дождя из зала суда. Соколов, а также бывший редактор газеты «Дуэль» Юрий Мухин и их единомышленники Валерий Парфенов и Кирилл Барабаш обвиняются в участии в запрещенной организации (282.2 УК РФ). Прения сторон начались в Тверском суде Москвы Первой слово взяла сторона обвинения. Прокурор заявила, что считает вину всех подсудимых доказанной и назвала сроки наказания, которые, по ее мнению, должен назначить суд. Парфенова и Барбаша обвинение попросило приговорить к четырем годам колонии общего режима, Мухина - к 4,5 годам. «Органами предварительно расследования собраны объективные и достоверные доказательства, в частности показания засекреченных свидетелей и вещдоки», - сказала прокурор. В основу обвинений прокурор просила добавить и выступления обвиняемых на митингах в 2013 году, а также критически отнестись к показаниям свидетелей защиты, в том числе политика Алексея Навального. Никто из свидетелей не смог ответить на конкретные вопросы о деятельности инициативной группы, сказала прокурор. Соколов, Мухин и Парфенов в суде обвиняются в том, что продолжили участвовать в организации Армия воли народа, несмотря на то что она была запрещена Мосгорсудом осенью 2010 года. Прокуратура в суде настаивала на том, что фигуранты дела лишь формально переименовали АВН в «Инициативную группу по проведению референдума «За ответственную власть», однако новая организация полностью скопировала цели и лозунги старой. Инициативная группа выступала за проведение референдума и принятие закона «за ответственную власть»: авторы проекта предлагали оценивать работу депутатов, сенаторов и руководства страны. А именно после истечения их полномочий проводить всенародный референдум и по его результатам либо награждать политиков, либо отправлять в тюрьму. Сам журналист Соколов неоднократно заявлял в суде, что считает, что реальной причиной его уголовного преследования стали его резонансные расследования в РБК, а также диссертационная работа, посвященная проблемам коррупции. Одним из последних расследование Соколова стала публикация, посвященная хищениям при строительстве космодрома «Восточный».

ИЮЛЬ, 18
Валерий Усков
Центральный суд Челябинска огласил вердикт по делу в отношении редактора газеты «Правда города Златоуста» Валерия Ускова, который вымогал крупную денежную сумму у депутата Государственной Думы. Журналиста признали виновным и приговорили к трем годам лишения свободы с отбыванием в колонии строгого режима, сообщил корреспондент Telefakt.ru. Ускова взяли под стражу в зале суда, до приговора он находился под подпиской о невыезде. Дело рассматривалось в особом порядке, было заключено соглашение о сотрудничестве со следствием. Валерия Ускова обвиняли в вымогательстве, совершенном группой лиц по предварительному сговору, в крупном размере (ч.2 статьи 163, пункты а, г УК РФ). Мужчина вместе с соучастником в июле-августе 2016 года в период избирательной компании вымогал у депутата Государственной Думы Российской Федерации Олега Колесникова миллион рублей под угрозой публикации критических статей в подконтрольной ему газете.

ИЮЛЬ, 19
Юлия Латынина
На дом, в котором проживает журналистка Юлия Латынина, ночью было совершено нападение. По словам самой Латыниной, здание было опрыскано едким газом неизвестного состава. Отмечается, что в результате произошедшего пострадали восемь человек, среди которых оказались четверо пожилых людей, а также двое детей. Соседи рассказали, что заметили отъезжающую машину нападавших.

ИЮЛЬ, 19
Алексей Назимов
В Крыму двое конвоиров избили главного редактора «Твоей газеты» Алексея Назимова, когда тот знакомился с материалами уголовного дела. Сообщение об этом появилось на странице Назимова в Facebook, которую ведут его близкие. После того, как во время ознакомления с делом журналист потребовал «прекратить пытки и предоставить питание», в клетку зала суда, где он находился, «ворвались двое конвойных, заломили ему руки, повалили на скамейку, затем выволокли в зал, скрутили и уложили на пол лицом вниз», говорится в сообщении. В это время в зал зашла секретарь суда, спросила, будет ли арестованный продолжать ознакомление с делом, и, не получив ответа от «прижатого к полу, задыхающегося Назимова, молча удалилась». Затем конвойные выволокли журналиста на улицу и затолкали в автозак, попутно несколько раз ударив его по голове. В машине его продержали около пяти часов, и только потом отвезли в симферопольский СИЗО. Приехавший в изолятор по требованию Назимова врач, который должен был зафиксировать побои, оставил без внимания жалобы журналиста на боли во всем теле, а также не увидел следов избиения, говорится на странице журналиста. При этом весь процесс медицинского освидетельствования снимался на видеорегистратор. Назимов настаивал на том, чтобы его осмотрел врач из другого медучреждения, однако руководство СИЗО не дало разрешение на вывоз арестованного и отпустило конвоиров. Информацию о произошедшем подтвердил житель Краснокаменки Геннадий Дмитренко. Он рассказал порталу «Примечания», что в это время он ожидал начала судебного заседания по своему иску, слышал крики Назимова и видел, как двое охранников волокут его по лестнице к выходу. Когда Назимова уже увели во двор к автозаку, Дмитренко услышал оттуда «два глухих удара, после чего - звук падающего тела», сообщает портал. Алексея Назимова задержали 4 октября 2016 года по подозрению в коммерческом подкупе. По версии следствия, он вымогал деньги у представителя алуштинского отделения «Единой России» за непубликацию материалов, порочащих членов этой партии. Против журналиста возбудили уголовное дело по статье 163 УК («Вымогательство»). Соучастником Назимова по этому делу проходит депутат городского совета Алушты Павел Степанченко. Ранее он активно поддерживал протесты против застройки в городе, а «Твоя газета» Назимова была единственной местной газетой, освещавшей эти события. Третий обвиняемый – видеооператор Андрей Облезов, по состоянию на март 2017 года он находился под домашним арестом, однако в настоящее время с материалами дела знакомятся только Назимов и Степанченко. В марте Назимов вместе со Степанченко объявлял голодовку. В заявлении на имя прокурора Крыма Назимов писал, что считает дело сфабрикованным и что причиной его преследования является критика алуштинских чиновников, представителей «Единой России». Степанченко написал аналогичное заявление.

ИЮЛЬ, 20
ИА «Абирег»
В офисе воронежского агентства бизнес-информации «Абирег» сегодня прошли оперативные мероприятия. Как сообщили в редакции издания, местные полицейские по просьбе липецких следователей изъяли винчестеры из компьютеров журналистов и ноутбуки. Оперативники действовали в рамках расследования уголовного дела, возбужденного по факту нарушения неприкосновенности частной жизни (статья 137 УК РФ). В агентстве пояснили, что в основе дела - публикации «Абирега» о родственных связях липецких полицейских, вышедшие в феврале нынешнего года. «Сегодня узнали, чем обычные компьютеры лучше, чем ноутбуки и моноблоки. При изъятии, у ПК просто снимают винчестеры, а ноуты и моноблоки изымают целиком. Странно. Там винты легко снимаются. Бывший липецкий начальник УБЭП, уволенный после публикации «Абирега», не может успокоиться. Работа и редакции, и PR-агентства в порядке. Надеемся, СК быстро изучит наши компы и вернет», - написал на своей странице в сети Facebook владелец агентства Дмитрий Орищенко. Пока официальной информации об обысках, а также об их причинах, нет. В пресс-службе регионального управления Следственного комитета пообещали прокомментировать случившееся позже. По неофициальным сведениям, обыски действительно связаны с подозрением на вторжение в частную жизнь одного из липецких полицейских.

ИЮЛЬ, 21
Съемочная группа программы «Вести»
В Пушкино (Московская область) напали на съемочную группу «Вестей». Журналисты снимали репортаж о расследовании обстоятельств аварии, в которой по вине пьяного сотрудника полиции погибла семья священника. Корреспондент попытался поговорить со знакомой полицейского, которая, как оказалось, в момент трагедии была в его машине. Но знакомая, высокопоставленный сотрудник органов опеки, выбрала другие методы общения.Людмилу Гуркину журналисты застали на рабочем месте, она заместитель начальника местного отдела опеки. В кабинетах было чинно и тихо, пока мы не начали задавать вопросы по поводу смертельного ДТП на Ярославском шоссе. Дама в деловом костюме вдруг теряет самообладание и набрасывается с кулаками на оператора. А потом, так и не ответив ни на один вопрос, стремительно скрывается. Заперлась в соседнем кабинете. Пока врачи скорой помощи останавливали кровь (Гуркина успела разодрать ногтями ухо нашему оператору), прибывшие полицейские уговаривали чиновницу открыть дверь. В конце концов, Гуркина сдалась. По факту нападения на съемочную группу составлен протокол, написано заявление в полицию.

ИЮЛЬ, 22
Информагентство «СеверПост»
В Мурманске череда судебных исков не останется без последствий для областного информагентства «СеверПост». За исками стоят местные власти, говорит глава агентства Дмитрий Высоцкий. Очередной иск поступил от «Вечернего Мурманска», местной газеты, находящейся в собственности и под контролем городской администрации Мурманска. Газета считает, что «СеверПост» подорвал её деловую репутацию, опубликовав материал о том, как местные политики платят за статьи, дискредитирующие их оппонентов, пишет агентство. «Вечерний Мурманск» возглавляет Виктор Хабаров, депутат городского Совета от партии «Единая Россия». Нынешнее исковое заявление – одно из многих дел, инициированных группами, связанными с городской администрацией. Так, Алексей Веллер, до недавнего времени мэр города, а сейчас член Государственной Думы, обратился в областной Следственный комитет с требованием возбудить дело о клевете. Аналогичный иск был подан бывшим замглавы городской администрации. В комментариях на страницах «Вечернего Мурманска» Алексей Веллер обвинил «СеверПост» в искажении и фальсификации информации. По словам основателя и главного редактора агентства Дмитрия Высоцкого, иски подаются представителями городской администрации из-за публикуемых агентством критических статей. «Мы регулярно критикуем их за необоснованные расходы и неверные решения, и теперь они снова от нас устали и решили втянуть нас в судебное разбирательство на бездоказательных основаниях», - сказал он Barents Observer’у. – Это очередная попытка отвлечь нас от журналистской работы, это вынуждает нас тратить силы и финансовые ресурсы – критически важные для независимого издания – на судебные битвы».

ИЮЛЬ, 23
Павел Никулин
Юлиана Лизер
В Москве около станции метро «Ленинский проспект» вечером были задержаны сотрудники журнала «Молоко-Plus» Павел Никулин и Юлиана Лизер. Полиция сначала заявила, что на Никулина якобы есть ориентировка. По словам журналиста Юлианы Лизер, к ним вечером подошли двое полицейских уголовного розыска. Когда Никулин отказался от досмотра без понятых, его вместе с Лизер доставили в отделение полиции. «Потом они сказали, что проходит операция «Мак». Потом - что у них вообще много ориентировок есть. При этом ни одной не показали», - уточнила Лизер. При этом в полиции изданию Republic представители ведомства отказались называть причину задержания, заявив, что журналиста вовсе не задерживали. Позже издателей журнала отпустили.

ИЮЛЬ, 23
Журнал «Совет да любовь»
Управление СК РФ по Татарстану начало доследственную проверку в связи с публикацией свадебным журналом «Совет да любовь» фотографий, на которых модель в полупрозрачном платье позирует в Ильинском храме в селе Гари Елабужского района республики. Авторов фотосессии заподозрили в оскорблении чувств верующих. Судя по снимкам, которые опубликовал журнал, храм находится в полуразрушенном состоянии. Издание «Бизнес Online» отмечает, что он выглядит заброшенным, но в нем, «как выяснилось, время от времени ведутся богослужения». Диакон Алексий Шаманин в комментарии «Бизнес Online» заявил, что в храме действительно проводят службы, хотя он «пока пребывает в плачевном состоянии» и денег на его восстановление нет. «В храме установлена железная дверь, чтобы люди видели, что он не забыт и не заброшен», - сказал диакон. Фотосессию журнал «Совет да любовь» опубликовал в своем паблике «ВКонтакте». В течение суток снимки были удалены. Журнал принес извинения всем, кого они оскорбили. «При выборе данного места для съемок здание рассматривалось как заброшенное, но ни в коем случае не как „действующий“ храм», - говорится в сообщении редакции журнала.

ИЮЛЬ, 24
Наталья Гергерт
Судья Кировского райсуда Омска Литвинов запретил заместителю главного редактора «Новой газеты-Западная Сибирь» Наталье Гергерт присутствовать на судебном процессе по делу, где обвиняемый – ее сын. Напомним, сын журналистки обвиняется в размещении на своей странице ВКонтакте поста, попавшего на нее в результате авторасслки, сделанной неизвестными лицами, который вскоре он сам удалил, но, как выяснилось, к тому времени сотрудники Центра «Э» успели его заметить и сделать скриншты: подросток, только что закончивший школу, попал в «разработику» правоохранительных органов. Велась она почти непрерывно три года, и три месяца назад дошла до суда. Найти доказательства, подтверждающие распространение обвиняемым контента «экстремистского содержания», следствию так и не удалось: в ходе слушаний выявляется их тотальная фальсификация. К примеру, понятая Рамзиля Юлдашева заявила в суде, что не знает, каким образом, с чьего аккаунта и из какой социальный сети сотрудники Центра по борьбе с экстремизмом делали копии. Длилось же, по ее словам, это оперативно-розыскное мероприятие около 20 минут, а, по версии следствия - согласно рапорту ЦПЭ продолжительность его составила в присутствии понятых 4,5 часа. Свидетельница – бывшая одноклассница сына Натальи, сказала на следствии (и повторила в суде), что не видела на его странице ВКонтакте материалов, имеющих «признаки нацизма», после чего следователь показала ей фото скриншотов, сделанные якобы с его аккаунта и спросила – есть ли такие признаки в них? В ходе следственных манипуляций вопрос «размещал ли обвиняемый нацистские материалы?» подменялся по сути вопросами «что такое нацизм?» и «хорошо это или плохо?» (вероятно, у следствия имелись на сей счет некоторые сомнения). Дело это еще интересно тем, что в нем имеется семь свидетелей, которых следователь засекретила – из соображений их безопасности: в суде давали они показания из соседней комнаты через микрофон, изменяющий их голоса – все они ответили адвокату, что обвиняемый ничем им не угрожал. Почему следствие опасалось за них, осталось неясным. Вероятно, не столько за них, сколько за себя – вдруг дадут они «неверные» показания: с анонимов их проще брать – даже подписей под ними ставить не надо. Одного из анонимов, вызванных в суд, неожиданно поставил в тупик вопрос: кто допрашивал его в следственном управлении – мужчина или женщина? Длилась пауза несколько минут. И Наталья Гергерт не выдержала, предположив вслух, что свидетель ожидает подсказки. Судья сделал ей замечание. Ситуация повторилась: свидетель снова не смог сразу ответить на вопрос, который не вызвал бы затруднения и у пятилетних детей. И Наталья снова в короткой реплике высказала то же предположение. И судья объявил, что удаляет ее из зала, и притом не до окончания заседания, а на весть оставшийся судебный процесс. А судебный пристав приказал ей покинуть не только зал, но и здание суда (вероятно, это какая-то новая норма в процессуальном кодексе), не пустив ее на другое открытое слушание, где она хотела присутствовать как журналист. «Мне еще повезло» – говорит Наталья: на ее глазах несколько дней назад этот пристав «выволакивал из здания» журналиста другого издания. Самое главное, что выяснилось в суде в ходе рассмотрения дела ее сына: оно было изначально сфальсифицировано – возбуждено по статьям 11-112 УК РФ (организация массовых беспорядков), что и позволило следствию провести обыск в их доме, прослушивать телефоны и пр. В суде сотрудники ЦПЭ признали, что подозрения о «планировании беспорядков» не подтвердились, и, стало быть, санкции на обыски была незаконны, и на проведение всех друг «оперативных мероприятий» сотрудники Центра «Э» не имели права. Однако в ходатайстве об истребовании материалов по обращениям за этими санкциями суд стороне защиты отказал. Мы будем следить за ходом этого процесса в Кировском райсуде: другим журналистам издания, а также Фонда защиты гласности, вход в него пока что не воспрещен.

ИЮЛЬ, 24
Газета «Амурская правда»
Редкий случай: генеральный директор ООО «Издательский дом «Амурская правда» Александр Щербинин добровольно снизил себе оклад на 50 процентов. Это связано с тяжелым финансовым положении газеты, которой в 2018 году исполнится 100 лет. Настолько тяжелым, что амурская организация Союза журналистов России сделала заявление, в котором призвала представителей областного правительства, депутатов областного Законодательного Собрания не устраняться от сложившейся ситуации в старейшей региональной газете, а попытаться найти эффективные решения для преодоления кризисных явлений. «По результатам мониторинга, который проводил Амурский Союз журналистов, мы знаем, что во многих сельских библиотеках люди специально записываются, чтобы читать свежие номера «Амурской правды». Это живая история Приамурья, которая должна продолжаться», - считает председатель журналистской организации области Евгений Дуюнов. Призыв был услышан: по инициативе главы области Александра Козлова состоялось рабочее совещание с участием руководителей аппарата облправительства, представителей министерства финансов области, а также менеджмента «Амурской правды», на котором положительно решился вопрос финансирования издания.

ИЮЛЬ, 24
СМИ Магадана
Несколько магаданских СМИ обнародовали документы, указывающие на коррупцию в мэрии города. По их мнению, Олег Дудник, отвечающий в мэрии за информационную политику и содействие со СМИ, в то же время фактически является владельцем телеканалов и радио «Карибу». А именно эти СМИ, не принадлежащие муниципалитету, и выигрывают миллионные контракты на освещение деятельности органов местного самоуправления Магадана. При этом городской телеканал МТК почему-то в конкурсе на пиар власти не участвует и испытывает финансовые трудности, практически разваливаясь на части. Директор канала Людмила Малышева, которую год назад пригласили из Москвы возглавить МТК, уволилась в связи «со сложной, в том числе финансовой ситуацией на канале». Олег Дудник уже попадал в поле зрения ФЗГ. Год назад мы сообщали, что он подал в суд на пользователя Твиттера Наталью Алексееву. Наталья участвовала в обсуждении слухов о коррупции, касающихся Дудника в бытность его директором Магаданского института экономики. И хотя в общей переписке участвовало несколько человек, Олег Дудник, уже возглавивший в это время управление информационной политики Магадана, потребовал защитить свои честь, достоинство и деловую репутацию только от Натальи. Потому что знал, что она – журналистка. Суды удовлетворили его иск, оштрафовав блогершу на 16 тысяч рублей - сумму для Натальи неподъемную, поскольку во время судебной тяжбы ее сократили в местном филиале редакции «Аргументы и факты», а попытки устроиться в другие СМИ не удались. На момент вынесения решения она была безработной и состояла на учёте в органах занятости. И вот – новый скандал и опять с коррупционной составляющей. И хотя со времен публикаций о нарушении закона о госзакупках, прошло более месяца, ни от мэрии Магадана, ни от правительства Колымы, ни от депутатов официальных комментариев не последовало.

ИЮЛЬ, 24
Илья Рождественский
Журналист РБК Илья Рождественский рассказал, что уволился из холдинга, так как руководство редакции отказалось выпустить его текст о «секретной тюрьме» ФСБ в Подмосковье. По словам Рождественского, он предложил руководству шесть вариантов материала, но ему ответили, что это «не формат» и «попытка оправдать подозреваемых в терроризме», которые рассказали о пытках. Руководство редакции решило, что материал можно опубликовать только новостной заметкой. В связи с этим Рождественский уволился из РБК, он покинет редакцию после выхода из отпуска 4 августа. «Мы верим в то, что подозреваемых в терроризме нужно было на мерседесе привезти в белую камеру и поить курвуазье? Или что?» - гласил комментарий редактора к одному из абзацев. Материал Рождественского вышел 24 июля в Republic. В нем пятеро фигурантов уголовных дел о терроризме и убийстве рассказывают, как их до официального задержания пытали в «секретной тюрьме» в Подмосковье. По словам задержанных, в пытках участвовали отставные сотрудники ФСБ. Редакция РБК отказалась публиковать расследование Ильи Рождественского о «секретной тюрьме» ФСБ в Подмосковье, так как оно не было должным образом проверено. Об этом в фейсбуке написала один из руководителей объединенной редакции Елизавета Голикова. Она заметила, что издание «не занимается перепечаткой чьих-либо жалоб в полном объеме», а информация должна проходить «профессиональную экспертизу». В редакции не видят «оснований безоговорочно доверять текстам адвокатских допросов». «История не может быть основана на мнении одной стороны», - напомнила Голикова. При этом в тексте Рождественского, который в итоге был опубликован в Republic, указано, что информацию от адвокатов подтвердили два неназванных источника, связанных с расследованием дел о терроризме. «В ФСБ и СКР, куда мы отправляли запросы по всем эпизодам, упоминающимся в этой статье, также не ответили», - сказано в материале

ИЮЛЬ, 24
Леонид Макаров
Под запретом для фотосъемок оказалось строительство стадиона «Екатеринбург Арена» в столице Урала, на котором летом следующего года пройдет несколько матчей чемпионата мира по футболу-2018. Скандальный инцидент с задержанием сотрудниками ЧОПа «Агентство профессиональной охраны» фотографа Леонида Макарова 24 июля стал уже вторым после июньского ареста его коллеги Владимира Задумина. По словам Макарова, он собирался лишь сделать пару кадров арены для статьи в популярной онлайн-энциклопедии «Википедия». И через 2 минуты оказался в наручниках и без фотоаппарата, а затем в отделение полиции № 9, где его обыскали, сняли отпечатки пальцев и сфотографировали. Как рассказал Леонид порталу TochkaNews , ЧОПовцы при задержании ссылались на постановление правительства РФ №485 об антитеррористической деятельности, но в нем на самом деле ничего не сказано о фотографировании объектов, готовящихся к мундиалю-2018. В екатеринбургской полиции подтвердили информацию о случившемся. «24 июля Леонида Макарова действительно доставили в ОП № 9. Его опросили, установили личность, технику не изымали и ничего не удаляли. После чего мужчину отпустили», - пояснили в пресс-группе УМВД РФ по городу Екатеринбургу. Фотографы удивлены подобным подходом властей к «особо охраняемым объектам», поскольку нельзя фотографировать строящийся стадион только в Екатеринбурге - в других городах-хозяевах ЧМ-2018 с этим проблем нет.

ИЮЛЬ, 24
Наталья Вахонина
В Нижнем Тагиле (Свердловская область) закрыто уголовное дело об экстремизме в отношении главного редактора агентства новостей «Между строк» Натальи Вахониной. В постановлении о прекращении дела, которое сегодня получила Вахонина, говорится, что страницу в социальной сети «ВКонтакте», где были выложены запрещенные материалы, вело «лицо мужского пола», а не сама журналистка. Уголовное дело в отношении Вахониной расследовалось по статье о возбуждении ненависти по социальному признаку. По версии следствия, в 2011 году с ее IP-адреса были загружены песни группы «Хук справа», которые содержат признаки экстремизма. В августе 2016 года в квартире Вахониной прошел обыск. Сама журналистка связала действия следователей с тем, что в конце июня «Между строк» опубликовало расследование о бывшей компании мэра города Сергея Носова, которая построила в Нижнем Тагиле бизнес-империю.

ИЮЛЬ, 24
Сайт движения «Свободная Ингрия»
Сайт движения «Свободная Ингрия», сторонники которого выступают за автономию территории вокруг Санкт-Петербурга, заблокирован по требованию Генпрокуратуры России. Ресурс внесли в реестр запрещенных сайтов 21 июля. В паблике сторонников «Свободной Ингрии» в соцсети «ВКонтакте» говорится: «По мнению Генпрокуратуры РФ, сайт содержал призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка». «Свободная Ингрия» выступает за создание автономии на территории примерно в границах Ленинградской области, а также за возможность дальнейшего самоопределения - как отмечают сторонники движения, в соответствии с российским и международным законодательством.

ИЮЛЬ, 25
Аркадий Бабченко
Зюзинский суд Москвы отклонил иск, поданный сотрудниками телеканала «Звезда», которые обвиняли независимого журналиста Аркадия Бабченко в оскорблении чести и достоинства, следует из картотеки суда. Как сообщает «РИА Новости», в качестве компенсации нанесенного им морального вреда сотрудники телеканала просили взыскать с Бабченко по 500 тыс. руб. в пользу каждого оскорбленного. Кроме того, истцы требовали удалить запись, сделанную Бабченко в сети Facebook 26 декабря 2016 года, и опубликовать опровержение содержащихся в ней сведений как несоответствующей действительности и порочащей честь и достоинство работников «Звезды». «Суд решил в удовлетворении исковых требований отказать», - сказала судья Елена Сафьян. 26 декабря 2016 года, на следующий день после крушения близ Сочи принадлежащего Минобороны России самолета Ту-154, везшего в Сирию участников Ансамбля имени Александрова и журналистов нескольких российских телеканалов, на странице Бабченко в сети Facebook появилась запись, автор которой утверждал, что не испытывает сочувствия и жалости к погибшим. При этом журналисты, в том числе и сотрудники «Звезды», обвинялись в том числе в «раскрутке механизма посадок и убийств» и вербовке людей «на войну как в Украину, так и в ту же самую Сирию».

ИЮЛЬ, 26
СМИ Пермского края
Пресс-служба правительства Пермского края прислала в местные СМИ инструкцию с указанием, что можно освещать, а какую тему с губернатором не связывать. Выдержки из документа опубликовал новый интернет-портал «Версия» (v-59.ru) в своем первом выпуске от 26 июля. Направив таблицу с контактами пресс-секретарей региональных министерств, чиновники по недосмотру разослали и свою аппаратную инструкцию – предположили журналисты «Версии». Сотрудникам по связям с общественностью велено следовать «Схеме работы взаимодействия с пресс-службой губернатора» и выполнить поставленные там три задачи. Кроме того, в инструкции обозначено шесть «актуальных тем» с конкретными разработчиками и исполнителями. Слово «губернатор» в этом послании почему-то пишется исключительно с большой буквы. Вообще-то в Пермском крае с февраля 2017 года нет губернатора, а есть врио губернатора – откомандированный из Москвы уроженец Перми Максим Решетников. Выборы регионального главы назначены на единый день голосования 10 сентября. Но аппаратчики уже сейчас торопятся расписаться в верноподданнических чувствах назначенцу Владимира Путина, пренебрегая правилами русского языка – государственного для Российской Федерации. Ведомственным пресс-чиновникам приказано поддерживать в СМИ тематики, «которые в «публичке» обозначил губернатор». Часть публикаций планируется оплачивать. Подчиненные пресс-секретари обязаны информировать начальство о «кризисных» темах, которые могут появиться в публичном пространстве. Среди исполнителей «актуальных» тем аппаратная инструкция называет Игоря Лобанова - советника врио губернатора, по совместительству председателя региональной организации Союза журналистов России. Подобно советской цензуре, правительственная пресс-служба называет «необдуманной» проведенную чиновниками минобразования тему «Поборы в детских садах». И отчитывается – соответствующую анкету с министерского сайта необходимо было убрать, голосование – закрыть. Дальше следует разъяснение: «Не все поборы - это поборы. Сбор денег – это решение родительского комитета и/или активных родителей. С губернатором тему не связывать». Принципы работы в информационном поле новой команды нового руководителя региона становятся понятны, отмечает «Версия». Редактирует этот частный портал Александр Соснин. ФЗГ в дайджесте № 800 сообщал, что журналист ранее возглавлял портал «Местное время». После фактического закрытия этого интернет-ресурса и увольнения он был вынужден судиться за долг по зарплате. Задача «Версии» - журналистские расследования, сообщил ФЗГ Александр Соснин. По его словам, создание и деятельность нового портала начаты коллегами-единомышленниками на безвозмездной основе.

ИЮЛЬ, 27
Lentachel.ru
Уральское управление Роскомнадзора продолжает преследовать сетевое издание lentachel.ru, и похоже это уже на преднамеренную травлю. Вина журналистов заключается в том, что они перепечатывают заметки официальных силовых структур (сайтов прокуратуры, спасателей) с упоминанием «Правого сектора», слова «суицид» и других запрещенных для СМИ слов и выражений. «В двух судах, где нам вменялось упоминание «Правого сектора» (запрещенного в России), мы отбились,- рассказывает главный редактор издания Герман Галкин. - Суд признал малозначительным нарушение. Перед этим помощница судьи распечатала публикации, нашу, давно уже исправленную, и с сайта прокуратуры (где все как было, так и осталось). Судья посмотрел, хмыкнул, и вынес решение: освободить меня от административной ответственности, ограничиться устным замечанием». После этого у ведомства опять появились претензии к изданию. По поводу заметки от 27 апреля 2017 года «Мужчина выпрыгнул с 14 этажа». Нельзя писать «выпрыгнул», и нельзя писать про версию суицида, которую рассматривает следствие. Надо, по мнению Роскомнадзора, писать так: мужчина вдруг, ни с того ни с сего, как-то погиб. Да, и упоминать этаж не нужно. Это запрещено! Всего изданию вменяются три административных протокола о нарушениях. За каждое нарушение может последовать штраф для юрлица и учредителя СМИ в 50 тысяч рублей. Журналистов ожидают новые суды по этим протоколам. Хотя после каждого предупреждения они стараются все исправить - переписать, вычеркнуть. На недавней встрече с представителями Уральского управления Роскомнадзора журналисты, заподозрив, что ведомство не располагает четкими критериями оценки для обнаружения нарушений, просили выдать им инструкции, что все-таки будет запрещено упоминать в публикациях с 1 июля 2017-го. Однако ничего не дождались. Как пояснила представительница уральского управления Роскомнадзора, каждый случай индивидуален. Поэтому и решать Роскомнадзор (присылать повестки и таскать по судам) будет индивидуально с каждым. «Изменения в законодательстве, которые вводятся с 1 июля, предельно усложняют работу СМИ», - высказывает свое мнение Герман Галкин. - Фактически теперь будет закрыта сама возможность журналистских расследований, без которых журналистики не бывает. Со второго полугодия вступает в силу закон, ужесточающий ответственность за несогласованное разглашение персональных данных граждан. Если журналисты допустили «утечку» персональных данных, это будет расцениваться как злоупотребление свободой СМИ. В таком случае редакция рискует получить предупреждение Роскомнадзора. Два предупреждения за год – повод для обращения в суд с иском о прекращении деятельности издания». Цензура в открытом виде процветает вновь, как когда-то в советские годы. В добавление к давно существующей самоцензуре СМИ.

ИЮЛЬ, 27
Анвер Юмагулов
Известный общественный деятель и журналист, редактор портала «Личное мнение» Анвер Юмагулов подвергся нападению в Уфе. Происшествие случилось около полудня на улице Вокзальной. По словам Юмагулова, на него напали у шиномонтажа, куда он загнал свой автомобиль, поблизости с домом. С просьбой подтолкнуть машину к нему за помощью обратился мужчина крепкого телосложения лет 35-40. По дороге к авто он напал на журналиста. В больнице, куда доставили пострадавшего, у него диагностировали переломы ребер, носа и челюсти. На своей странице в Фейсбуке сын журналиста Мансур Юмагулов прокомментировал произошедшее: «Отца чуть не убили. Я прекрасно понимаю, что в нашей стране быть журналистом-правозащитником - это опасное занятие, но это перебор. Берегите себя». «Что касается самочувствия, сейчас оно более-менее. У меня переломы, это длительный процесс восстановления. А подозревать можно многих, поэтому я не буду теряться в догадках. Очень жаль, что так случилось. Сейчас полиция ищет нападавшего» - прокомментировал случившееся сам Анвер Юмагулов.

ИЮЛЬ, 27
Сергей Доренко
Главного редактора и ведущего радиостанции «Говорит Москва» Сергея Доренко вызвали в Роскомнадзор, чтобы составить протокол, сообщает радиостанция. Об этом сообщается на сайте радиостанции. Отмечается, что телеграмма на имя главреда поступила в редакцию с пометкой «срочно». В 2015 году Роскомнадзор вынес радиостанции предупреждение за «отрицание семейных ценностей» в эфире. В ведомстве решили, что этим был нарушен федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Поводом для предупреждения послужила эфир еженедельной программы «Андеграунд» от 25 мая 2015 года. В этой программе рассказывается о неформальных и независимых культурных течениях. Эфир 25 мая был посвящен свингерам.

ИЮЛЬ, 27
Сергей Рудковский
Неизвестные в ночь камнями разбили окна в доме главного редактора информационного агентства RostovGazeta Сергея Рудковского в городе Аксай Ростовской области, а также повредили автомобиль, передает корреспондент издания с места события. Инцидент произошел около 00.15. Камнем было пробито насквозь окно в одной из спален на первом этаже дома, а также повреждено окно в соседней комнате. В комнатах в этот момент никого не было, поэтому никто не пострадал. Также несколько камней были брошены в припаркованный во дворе автомобиль Hyundai Getz, принадлежащий сестре журналиста. В автомобиле разбито заднее стекло и повреждена крыша. Полиция зафиксировала повреждения и приняла заявление. Официальных комментариев от пресс-службы ГУ МВД по области пока не поступало. Нападение может быть связано с работой информационного агентства RostovGazeta, которое в последнее время освещало ряд острых тем. В настоящее время журналисты издания работают над несколькими расследованиями, в том числе о деятельности строительной компании «ЮгСтройИнвест» (ЮСИ).

ИЮЛЬ, 28
Петр Маняхин
В Новосибирске (и не только в нем) доступ журналистов в избирательную комиссию категорически запрещен. Пройти на ее заседание попытался внештатный корреспондент сайта Тайга.инфо Петр Маняхин. Заседает рабочая группа ОИК (окружного избиркома) в администрации Центрального округа. Она решала судьбоносный вопрос – о регистрации кандидатом в депутаты Законодательного собрания руководителя регионального штаба в поддержку Алексея Навального Сергея Бойко. О степени важности этого заседания можно было судить по тому, что в здании, куда по закону может пройти без предъявления документов любой гражданин РФ, был выставлен кордон из шести сотрудников полиции. Один из них, майор, потребовал у известного журналиста удостоверение сотрудника СМИ, которого при себе у Маняхина не оказалось, а также справку о том, что он является доверенным лицом Сергея Бойко. Такой порядок, пояснил правоохранитель, определен председателем окружной комиссии. Не пропустили Петра Маняхина и в расположенные в этом здании социальные, жилищные службы, грубо нарушив его конституционные права. Спустя несколько минут двое в штатском, представившиеся «прохожими», стали выталкивать журналиста, а затем схватив его за руки, выволокли на улицу. Сергей Бойко, комментируя на своей странице в соцсети этот инцидент, заметил, что в холле при этом стояли камеры ОТС и Первого канала. «У нас, – написал он – оказываются, бывают не только избиратели двух сортов, но и журналисты». Можно не сомневаться в том, что если бы Петр Маняхин предъявил журналистское удостоверение, с ним поступили бы точно также: к примеру, его коллегу – корреспондента Радио Свобода, кордон в том же холле тоже не пропустил в ОИК: предъявленное им удостоверение не вызвало у полицейских доверия. И в Омскую городскую избирательную комиссию пропускают тоже только избранных журналистов: сотрудники ряда изданий, в частности, «Новая газета – Регион» к таковым не относятся.

ИЮЛЬ, 28
Виктор Шатерников
Виктор Шатерников
из станицы Новотроицкой (Ставропольский край) – общественный активист, блогер, автор и ведущий местного канала на ютубе «Со-Весть». «Коктейль Молотова» прилетел к нему в гараж около двух часов ночи с пятницы на субботу. Сам он успел увидеть только свет фар и шум отъезжающей машины. Приехавшие пожарные и дознаватели установили - это поджог. Кто-то проник в гараж, выбил в машине лобовое стекло и бросил в салон бутылку с горючей жидкостью. Деятельность правозащитника и журналиста не нравится многим. Резонансным оказался сюжет об Изобильненской ЦРБ, вышедшем на канале «Со-Весть»: там в родильном отделении с рожениц вымогали деньги, без оплаты не делали даже операции, что ставило под угрозу жизнь мамы и ребенка. Звонки с угрозами особенно участились после того, как аналогичный сюжет о больнице с его участием вышел на краевом телевидении. Второй резонансный сюжет Шатерникова на канале «Со-Весть» - о том, как с фермера из Красногвардейского района требовали откат за выдачу гранта на поддержку и развитие хозяйства, а позже заставляли отказаться от участка (он превратил бывшую свалку в сад) и угрожали расправой. Позже в соцсети появился еще один видеоролик, в котором Виктор Шатерников, пользуясь возможностями прямого радиоэфира, задал зампреду правительства края Николаю Великданю вопрос о поддержке фермеров. Бодрый чиновничий ответ он соединил со свидетельством фермера о том, как на самом деле осуществляется эта помощь.

ИЮЛЬ, 30
В ФЗГ обратился главный редактор «Городской газеты» (Химки, Московская
область) Алексей Софин. Он сообщил, что в производстве Химкинского городского суда находятся пять исков о защите чести, достоинства и деловой репутации, предъявленные к учредителю издания Андрею Зайцеву в связи с публикациями в «Городской газете» материалов, содержащих, по мнению истца, не соответствующие действительности и порочащие его сведения. Истец – глава городского округа Химки Дмитрий Волошин, требует публикации опровержений.

ИЮЛЬ, 31
ТВ-2
Девятый Арбитражный апелляционный суд Москвы в споре Роскомнадзора и томской медиагруппы ТВ-2 принял сторону ведомства, отклонив апелляционную жалобу ТВ-2 на решение Арбитражного суда Москвы и подтвердив все предыдущие судебные решения в пользу Роскомнадзора. Об этом партнер Коллегии медиа-юристов Федор Кравченко рассказал «Новой газете». Таким образом, суд постановил, что ведомство поступило правомерно, не выдав ТВ-2 лицензию на вещание ввиду того, что директор медиагруппы Виктор Мучник не подтвердил отсутствие второго гражданства. Судебные разбирательства между ТВ-2 и Роскомнадзором начались полтора года назад. За это время медиагруппа выиграла суды первой и второй инстанции, однакоРоскомнадзор подал кассационную жалобу в Федеральный Арбитражный суд Московского округа. В феврале ТВ-2 проиграл в кассации Роскомнадзору. Суд принял решение в пользу ведомства и отправил дело на повторное рассмотрение в первую инстанцию - Арбитражный суд Москвы, а также приостановил исполнение решений первых двух инстанций.

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни