Результаты мониторинга
7 Сентября 2017 года

Результаты мониторинга ФЗГ за август 2017 года

Случаи гибели журналистов – ().

Пропавшие без вести – ().

Нападения на журналистов и блогеров – 7 (Никита Развозжаев, корреспондент НТВ, Москва; Али Феруз (Худоберди Нурматов), журналист «Новой газеты», Москва; Эдуард Фраер, корреспондент ИА Sakh.com, Южно-Сахалинск; Ксения Клочкова, репортер «Фонтанки», Давид Френкель, фотограф, съемочная группа телеканала «Настоящее время», все - Санкт-Петербург; съемочная группа телеканала «Кстати», Нижний Новгород; Евгений Русских, оператор телеканала «Крик ТВ», Екатеринбург; Алексей Иванов, корреспондент Первого канала, Екатеринбург;).

Нападения на редакции, телецентры – ()

Попытки цензуры – 3 (телеканал РБК, Москва; Первый канал, Москва; пресс-служба губернатора Челябинской области, Челябинск).

Уголовное преследование журналистов, СМИ и блогеров – 2 (Людмила Шиленко, бывший редактор газеты «Родник», Ростовская область; Виктор Ночевнов, блогер, Краснодарский край).

Увольнение редактора, журналиста – 2 (Алексей Кривцов, журналист газеты «Берега», Ярославская область; Алексей Яковлев, шеф-редактор филиала ИА «Регнум», Ярославль - в мае 2017 года).

Случаи задержания полицией (ФСБ, etc.) – 4 (Али Феруз (Худоберди Нурматов), журналист «Новой газеты», Москва; Владимир Арсентьев, журналиста газеты региональных правозащитных организаций «За права человека», Москва; съемочная группа телеканала «Кстати», Нижний Новгород; Дарья Турцева, журналист «Реального времени», Татарстан).

Угрозы в адрес журналистов, блогеров и СМИ – 7 (Никита Развозжаев, корреспондент НТВ, Москва; Андрей Кошик, независимый журналист, Краснодар, 2 раза; Александр Серебряников, блогер, Мурманск; Денис Коротков, репортер «Фонтанки.ру», Санкт-Петербург; Николай Касьянов, блогер, Ставропольский край; Екатерина Винокурова, специальный корреспондент интернет-издания Znak.Com, Москва).

Зафиксировано предъявленных к журналистам, блогерам и СМИ судебных исков – 13на сумму 1 220 000 рублейРассмотрено ранее предъявленных к журналистам и СМИ исков – 7, удовлетворено – 4, взыскано в качестве денежной компенсации морального вреда

20 000 рублей

Отказ журналистам в доступе к информации (в том числе запрет производить аудио- и видеозапись, фотосъемку; отказ в аккредитации; ограничение права на посещение и присутствие на мероприятиях в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях) – 23

Попытки выселения редакций из занимаемых помещений – ().

Отказ от печатания (распространения) СМИ – ().

Отключение от эфира, прекращение вещания – ().

Прекращение выхода СМИ – 1 (телеканал Life, Москва).

Изъятие (скупка, арест) тиража – 1 (информационный бюллетень «Искра», Киров).

Препятствование выходу СМИ - ()

Препятствование деятельности интернет-изданий – 2 (сайт газеты «Ока-информ», Московская область; портал «Глазей», Московская область).

Вмешательство в деятельность редакции - ().

Выход изданий-двойников – ()

Изъятие / повреждение фото- видео- и аудиоаппаратуры и компьютеров – ().

Отказ в регистрации СМИ - ()

Административное давление (проверки СЭС, пожарных, налоговых служб) - ().

Экономическое давление – ()Иные формы давления и нарушения прав журналистов – 25

АВГУСТ, 1
Леонид Кудинов
Прокуратура Карасунского округа Краснодара возбудила административное дело по ст. 20.3 КоАП (Публичная демонстрация нацистской символики) на блогера Леонида Кудинова, пишет «Голос Кубани». Причина появления дела - видеоролик «Проворониные новости - Арестован представитель Артподготовки в Краснодаре», который Кудинов опубликовал в своем блоге на сайте «Эха Москвы». В ролике он рассказывал об административном аресте участницы движения «Артподготовка» Натальи Кудеевой за фотографию Владимира Путина со свастикой. Кудинов использовал изображения, на которых оппозиционеры или западные политики показаны в нацистской форме - блогер отмечал, что за такие картинки участников «ура-патриотических групп» в соцсетях правоохранительные органы не штрафуют.

АВГУСТ, 1
Сайт газеты «Ока-информ»
Сайт газеты Серпуховского района (Московская область) oka-info.ru заблокирован по требованию Роскомнадзора. Доступ к сайту прекращен во второй половине дня 1 августа. Сайт oka-info.ru - это интернет-версия газеты «Ока-инфо», которая выходит с 2004 года. Формально бренд принадлежит ООО «Редакция газеты «Ока-информ», финансируемому из бюджета Серпуховского района. Ранее сайт газеты сообщал о предстоящей блокировке. Причина - в комментариях, содержащих незаконную информацию, к статье «А была бы рада Доктор Лиза?», опубликованной в марте. Несмотря на то, что комментарии оперативно удалили, скриншоты были направлены в суд, который вынес решение - сайт заблокировать.

АВГУСТ, 1
Газета «Звезда»
Арбитражный суд Пермского края утвердил мировое соглашение между истцом ФГУП «Почта России» и ответчиком АО «Газета «Звезда». Связисты согласились уменьшить свои требования на 90 тыс. рублей, чтобы двумя частями получить долг в 500 тыс. рублей. О плачевном финансовом положении старейшей пермской газеты ФЗГ уже рассказывал. С изданием, которое вскоре будет отмечать свое 100-летие, вынуждены судиться его же журналисты – в надежде дождаться зарплаты и пособия по уходу за ребенком. Связисты с 5 мая добиваются погашения долга через арбитражный суд. Заключив 31 июля мировое соглашение, АО «Газета «Звезда» обязалось выплатить 250 тыс. рублей до 1 августа, еще 264,8 тыс. рублей (с судебными расходами) – до 1 сентября. При несоблюдения этого порядка истец будет вправе получить исполнительный лист на принудительные меры к ответчику. АО «Газета «Звезда» подконтрольно депутату Госдумы РФ единороссу Дмитрию Скриванову. Ранее другие подконтрольные ему медийные компании нарушали заключенные мировые соглашения.

АВГУСТ, 1
Али Феруз
(Худоберди Нурматов)
В Москве задержан журналист «Новой газеты» Али Феруз. По данным «Медиазоны», его остановили рядом с редакцией издания якобы для выяснения личности, после чего доставили в отделение полиции. В начале июня стало известно, что российские власти отказали в предоставлении временного убежища Ферузу (настоящее имя Худоберди Нурматов), который является гражданином Узбекистана. Судья Басманного районного суда Артур Карпов принял решение о депортации журналиста «путем принудительного выдворения через границу». Кроме того, Феруз оштрафован на 5 тысяч рублей. Об этом сообщает спецкор «Новой газеты» Екатерина Фомина. До момента депортации Феруз должен быть задержан. Таким образом, суд встал на сторону полицейских, составивших в отношении журналиста протокол за нарушение иностранным гражданином режима пребывания в РФ. Сотрудники полиции считают, что с 2011 года Феруз находится на территории России незаконно. Восемь лет назад журналист был вынужден покинуть Узбекистан, потому что местные спецслужбы принуждали его к сотрудничеству. По его словам, сотрудники спецслужб пытали его два дня и угрожали убить его беременную жену. После этого он бежал из страны. В июне журналист сообщил, что в получении убежища ему отказали и не разрешили «европейской стране» вывезти его.

АВГУСТ, 2 - 25
Никита Развозжаев
На корреспондента программы «Чрезвычайное происшествие» на канале НТВ напали во время прямого включения из Центрального парка культуры и отдыха имени Горького в Москве. Никита Развозжаев рассказывал, как в парке отмечают День ВДВ. Репортаж должен был быть позитивным: перед включением Развозжаева ведущая «Чрезвычайного происшествия» Валерия Гавриловская рассказала зрителям, что второе августа для десантников - «особенная дата, время, когда можно встретиться с боевыми товарищами, вспомнить службу в армии». «Крылатые гвардейцы широко отмечают свой праздник», - сказала ведущая и передала слово корреспонденту. Тот отметил: «Никто кроме них так не отмечает свой праздник». После этого Развозжаева прервал мужчина, который подошел к камере и начал выкрикивать нецензурные слова (и упоминать Украину). Корреспондент НТВ попросил мужчину помолчать, после чего получил удар в лицо. Напавший также начал угрожать Развозжаеву, после чего трансляция прервалась. Как сообщает НТВ со ссылкой на очевидцев, мужчина убежал, но вскоре был задержан. В полиции «Интерфаксу» подтвердили информацию о задержании нападавшего. Там отметили, что он не имеет отношения к ВДВ. На мужчине, напавшем на Развозжаева, была надета футболка с надписью «Оплот». «Оплот» - это созданная на Украине организация, которая выступала против «Евромайдана». После задержания нападавший получил 5 суток административного ареста. Материалы уголовного дела в отношении Александра Орлова, который напал с кулаками на корреспондента НТВ, 15 августа были направлены в суд. «Окончено дознание по уголовному делу, возбужденному по признакам преступления, предусмотренного ст. 116 УК РФ «Побои» в отношении 32-летнего мужчины, который в Центральном парке культуры и отдыха им. Горького нанес удар по лицу корреспонденту одного из телеканалов. Материалы уголовного дела совместно с обвинительным заключением направлены мировому судье для рассмотрения по существу», - сообщила официальный представитель МВД Ирина Волк. Ее слова приводятся на сайте столичного главка МВД. 25 августа Александр Орлов, ударивший корреспондента НТВ во время прямого включения с празднования Дня ВДВ в Парке Горького в Москве, был приговорен к шести месяцам исправительных работ и удержанию 10 процентов дохода в пользу государства. Дело Орлова было рассмотрено в особом порядке в мировом судебном участке 396. Перед заседанием, сообщало РИА Новости, Орлов подошел к потерпевшему и принес свои извинения, также свои извинения он направил корреспонденту телеграммой с просьбой о заключении мировой. Корреспондент «Медузы» сообщает, что во время суда он также неоднократно просил извинения у Развозжаева. На суде было объявлено, что Орлов был дважды судим - по статьям 234 («Незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта») и 115 («Умышленное причинение легкого вреда здоровью») УК РФ. Обе судимости уже погашены и сняты. Обвинение просило назначить Орлову наказание в виде 6 месяцев исправительных работ и удержать 15 процентов дохода в пользу государства. Орлов в последнем слове указал, что на его иждивении находится мать-пенсионерка, в очередной раз принес извинения и попросил назначить ему любое наказание, не связанное с лишением свободы. Корреспондент НТВ заявил, что оставляет выбор наказания для Орлова на усмотрение судьи.

АВГУСТ, 2
Издание «Уральский меридиан»
Мэрия Кургана направила письмо местному изданию «Уральский меридиан» с требованием удалить мем с лицом руководителя администрации Андрея Потапова и надписью «Зима близко». Об этом сообщается на сайте курганского издания. Письмо поступило от первого заместителя руководителя администрации города Андрея Жижина. Речь идет о материале, опубликованном 9 июля под заголовком «Зима близко. В Кургане назревает отопительный скандал». Автор текста Илья Винштейн рассказал, что решил проиллюстрировать публикацию популярным мемом с изображением персонажа сериала «Игра престолов» Эддарда Старка, прифотошопив к нему лицо Потапова. В мэрии посчитали, что изображение порочит «деловую репутацию юридического лица». Винштейн назвал письмо бредом. На момент написания новости редакция «Уральского меридиана» не удалила изображение. Кроме того, в материале о полученном письме появился новый мем с изображением здания мэрии и надписью «Администрация Кургана борется с мемами».

АВГУСТ, 2-12
Андрей Кошик
Краснодарскому журналисту Андрею Кошику продолжают поступать угрозы от неизвестных. Журналист рассказал ОВД-Инфо, что 12 августа в 06:01 на его телефон стали поступать звонки с номера 79628779572, а затем в течение нескольких минут с того же номера он начал получать sms-сообщения с ненормативной лексикой, содержащие угрозы физической расправы и оскорбления. «Первые смс и звонки стали поступать 2 - 3 августа, но тут же прекратились, - рассказывает Кошик. - Тогда звонивший представился активистом, к которому обратились фермеры с жалобами на структуры концерна «Покровский», подробно расспросил, пишу ли я об этом. Я ответил, что да, так как уже несколько лет освещаю деятельность ростовского концерна в Краснодарском крае и многочисленные жалобы фермеров, местных агропредприятий, владельцев паев на его агрессивную политику. После с этого же номера стали поступать смс с оскорблениями и угрозами. 3 августа я подал заявление в отдел полиции по Западному округу Краснодара, после звонки и смс прекратились и сегодня утром начались поступать вновь». По словам Кошика, авторы сообщений указывают его персональные данные, поэтому он опасается, что они могут знать его адрес. Угрозы Кошик связывает со своей журналистской деятельностью, так как в последнее время активно освещает деятельность концерна «Покровский». «Буквально в среду, 9 августа, я общался с представителями полиции, работающими по моему заявлению, они сообщили, что номера «левые», то есть не оформлены на конкретного человека, поэтому установить автора посланий будет сложно, - добавил Кошик. - Но рассмотрение моего заявления продолжается, в том числе техническими специалистами МВД». Андрей Кошик - член Союза журналистов России, в настоящий момент фрилансер. Сотрудничал с изданиями «Кавказский узел», «Газета. Ru», «Русская планета», «Кавказская политика», краевой газетой «Юг Times».

АВГУСТ, 3
Али Феруз
(Худоберди Нурматов)
Журналист «Новой газеты» Али Феруз (Худоберди Нурматов) сообщил правозащитникам, что его избили судебные приставы. По его словам, это произошло по дороге в центр временного содержания иностранцев. Гематому в области спины видел член Общественной наблюдательной комиссии Евгений Еникеев. Ему не разрешили ее сфотографировать, но информацию о травме занесли в журнал. По словам журналиста, приставы нецензурно оскорбляли его. Феруз также рассказал, что приставы применили к нему электрошокер. Ранее Басманный суд Москвы постановил выдворить журналиста из России. После этого Феруз пытался вскрыть себе вены. В «Новой газете» сообщили, что в Узбекистане его могут убить.

АВГУСТ, 4
Портал «Глазей»
В Истре (Московская область) суд вынес решение о блокировке портала «Глазей» за публикацию «незаконной информации», хотя эти комментарии были оперативно удалены. Роскомнадзор, выполняя решение суда, ограничил доступ к ресурсу. Ранее «Глазей» уделял много внимания историям с подпольными казино в Подмосковье, коррупцией, ситуации в правоохранительных органах.

АВГУСТ, 5
Информационный бюллетень «Искра»
По мнению коммунистов, желание изъять 100 тысячный тираж газеты связано с тем, что у «временного губернатора Игоря Васильева случился нервный срыв». Пресс-служба кировского регионального отделения партии КПРФ сообщила, что официальную приемную председателя ЦК КПРФ Геннадия Зюганова и кабинет депутата Госдумы и зампреда ЦК КПРФ Владимира Кашина в Кирове попытались обыскать сотрудники полиции. По словам кировских коммунистов, главная цель обыска – изъять информационный бюллетень «Искра», и не допустить распространения данной газеты в Кирове перед приездом Владимира Путина. «Как сообщили сотрудники МВД Кировской области, поступило прямое распоряжение изъять все экземпляры газеты на территории Кировской области. Почему временный губернатор испугался газеты коммунистов?! «Искра» рассказывает жителям Кировской области о коррупционной деятельности команды варягов Игоря Васильева», - сообщается в тексте пресс-релиза. По мнению коммунистов, изъятие тиража газеты связано с тем, что у «временного губернатора Игоря Васильева случился нервный срыв перед визитом в Киров президента России Владимира Путина» и что он опасается, что данная газета может попасть в руки главы государства.

АВГУСТ, 6
Елена Суслова
Железноводский городской суд (Ставропольский край) признал не соответствующими действительности сведения, которыми хотели испортить репутацию журналисту Елене Сусловой. Мы уже писали о том, что в городской суд города Железноводска Ставропольского края от журналиста Елены Сусловой поступило исковое заявление о защите чести и достоинства, компенсации морального вреда к Элине Григорян (см. монитор за март 2017 года). Елена Суслова опубликовала в электронном издании «Новые известия» в январе этого года статью, основанную на данных Вольного сетевого сообщества Диссернет, борющегося с фальсификациями в научной среде. Среди антигероев было и имя Элины Григорян, директора частной околовузовской конторки - Центра профессиональной подготовки и повышения квалификации специалистов «Развитие». Григорян написала заявление о том, что опорочены ее честь, достоинство и деловая репутация», но отправила его почему-то не в суд (как того требовал заголовок), а губернатору, председателю Пятигорской городской думы, председателю Пятигорского отделения Союза журналистов России и на сайт «Открытой газеты», где Елена работает, но где данная статья не публиковалась. В этом заявлении обиженная дама потребовала дать оценку журналисту, которая «известна своей скандальной репутацией». Она намекала, что Диссернет финансируется госдепом. Коснулась обиженная ученая дама и премий, в разные годы полученных журналистом - их, оказывается, нужно стесняться, в частности номинации премии имени Андрея Сахарова «За журналистику как поступок». О себе Григорян сообщила, что она и академию с отличием окончила, и президентской стипендиаткой была, и две диссертации написать успела. Но вот в этом ее «заявлении» на полторы странички Елена Суслова насчитала 25 грамматических и стилистических ошибок. Такой вот научный уровень дамы, повышающей квалификацию людей с высшим образованием! Суслова подала на Григорян в суд иск о защите чести и достоинства. Железноводский городской суд (судья Г. Волошенко) признал сведения, содержащиеся в письме Элины Григорян в указанные выше инстанции, не соответствующими действительности, порочащими честь и достоинство Сусловой. Остается надеяться, что компенсация морального вреда остудит пыл доносчицы. Но кроме Элины Григорян, в доносительстве была замечена и профессор Пятигорского медико-фармацевтического института (ПМФИ) Ирина Айро (Андреева), тоже упомянутая в этой статье Сусловой. И в доносе Айро, тоже отправленном в несколько адресов, в том числе и в краевой союз журналистов, превалирует желание растоптать, раздавить личность в человеке. Елена решила: принижать свое достоинство, в основе которого лежит тяжелый и опасный журналистский труд, не позволит никому. Поэтому в настоящее время готовит еще одно исковое заявление о защите чести и достоинства.

АВГУСТ, 7, 10
Людмила Шиленко
В Матвеево-Курганском суде (Ростовская область) слушается уголовное дело в отношении бывшего редактора районной газеты «Родник» Людмилы Шиленко. Её обвиняют в растрате 17 тыс. рублей. Следствие длилось более девяти месяцев, обвинение предъявлено по статье 160 УК РФ («Присвоение или растрата»). По версии следствия Шиленко в период с 1 января по 31 декабря 2015 года взяла из кассы 17 500 рублей и истратила их на оплату мобильной связи, покупку офисной бумаги и юридические услуги. Бумаги, действительно, ушло много – в то время на маленькую редакцию обрушился шквал проверок из всевозможных, а вернее, из всех возможных инстанций: при недолгом руководстве Людмилы Шиленко (всего 1 год и 5 месяцев) МУП «Редакция газеты «Родник» пережил 11 проверок. При этом проверяющие не сделали руководителю ни одного замечания, но каждая комиссия требовала ксерокопии всех документов. Ещё больше потребовалось типографской бумаги: как выяснилось, предыдущий директор МУПа два года не печатал приложение к газете – официальный бюллетень с документами районной администрации. Ему это сошло с рук, а новому руководителю пришлось отдавать все его долги – и старые бюллетени она отпечатала, и даже невыплаченную сотрудникам зарплату вернула. Всего 2,5 млн. долгов покрыли за счёт ударной работы всего коллектива и жесточайшей экономии: редактор Шиленко получала 14 тыс. зарплаты, корреспонденты – 8 тыс. Ну, а поскольку связь тоже была отключена за долги, то все работали на своих собственных модемах и сотовых телефонах, а директор издала приказ о компенсации сотрудникам затрат на интернет. Теперь эти деньги на связь также фигурируют, как похищенные. Причём не из кассы предприятия, работающего на хозрасчёте, а из бюджета района – глава района Александр Рудковский лично выступает в суде свидетелем, пытаясь доказать, что эти 17 500 рублей были взяты именно из мизерной субсидии, выданной районными властями своей газете. За что глава начал преследовать редактора – это отдельная и достаточно путаная история о «домике неизвестного архитектора»: редакционном туалете, вернее, о редакционном дворе, на котором он стоит (городской канализации в Матвеево-Кургане нет). Есть сведения, что этот клочок земли был отдан в аренду кому-то «из своих» под застройку, а редактор попыталась выяснить, кому и зачем. Вот и нарвалась! Первоначально следователи инкриминировали теперь уже экс-редактору хищение 141 тыс. руб., но Шиленко нашла все документы и смогла доказать обоснованность всех трат. Вот только законность затрат на связь и на юридические услуги следователи так и не признали. Практически вся редакция - 7 человек - уволились вместе с Шиленко в начале 2016 года: из-за, как говорят в народе, «наездов» местных начальников работать уже стало невозможно. Журналисты вместе с верстальщиками и бухгалтерией попытались через суд добиться погашения теперь уже их собственных долгов по зарплате. «После того, как мы обратились в суд с исками к районной администрации, против меня и было возбуждено уголовное дело. Следователи допрашивали меня прямо в больничной палате, куда я угодила в прединфарктном состоянии, - говорит Людмила Шиленко. – А тем временем мой «сменщик» - новый директор и редактор «Родника» (долго в нашей районке никто не работает) вместе с новым коллективом уже успели наделать долгов. В Матвеево-Курганском суде начались прения сторон. Судья Матвеево-Курганского суда (Ростовская область) Анатолий Коркишко 10 августа приговорил Людмилу Шиленко к 1 году и 6 месяцам лишения свободы. При этом суд пришёл к выводу о возможности исправления осужденной без реального отбывания наказания и постановил считать наказание условным.

АВГУСТ, 7
Виктор Ночевнов
Мировой судья судебного участка Центрального района Сочи (Краснодарский край) вынес обвинительный приговор местному жителю Виктору Ночевнову, признав его виновным в «оскорблении религиозных чувств верующих». Пользователь «ВКонтакте» приговорен к 50 тысячам рублей штрафа за размещение у себя на личной странице семи карикатур с изображением Иисуса Христа, которые он перепостил из других групп в социальной сети. До вступления приговора в законную силу суд оставил Ночевнову меру пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении. Об этом сегодня, 7 августа 2017 года, сообщает адвокат Международной правозащитной группы Агора Александр Попков, к которому Ночевнов обратился за помощью после вынесения приговора. Адвокат Попков сообщил, что Ночевнов вину не признал, поскольку не имел цели кого-то оскорбить. Сейчас после получения текста решения суда на руки будем готовить апелляцию, обжаловать этот приговор. Суд установил, что 32-летний Виктор Ночевнов «ввиду отсутствия устоявшихся принципов поведения, а также правильно сформировавшихся критических способностей, подвергся влиянию идей, выражающих крайнюю нетерпимость к приверженцам христианства – христианам, в результате чего стал противопоставлять себя общепринятым социальным нормам и ценностям, проявлять агрессию к вышеуказанной группе верующих, а также всем верующим». Такой вывод суд сделал на основании опубликованных Виктором Ночевновым с 20 октября 2014 года по 31 августа 2015 года во время христианских праздников Псковско-Печерской иконы Божией матери «Умиление», Иконы Божией Матери «Всецарица», рождественского сочельника, в канун празднования Пасхи и непосредственно во время Пасхи семи карикатур с изображением Иисуса Христа, в частности, висящего на турнике, танцующего на стадионе, занимающегося на спортивном снаряде, а также изображенного в виде тяжелоатлета на фоне олимпийских колец. Выступивший на стадии следствия в качестве свидетеля настоятель Князь-Владимирского храма в Сочи Андрей Дубровский заявил, что расценивает карикатуры как кощунство, разжигание межрелигиозной розни, провокацию и оскорбление чувств верующих православных христиан, сославшись на установленный в 787 году догмат вселенской христианской церкви – иконопочитание. Он назвал карикатуры провокационными из-за «сниженного использования священного образа».

АВГУСТ, 7
Желауд Гериев
Верховный суд отказался рассматривать кассационную жалобу на приговор чеченскому журналисту Желауди Гериеву. Защита Гериева направила две кассационные жалобы в Верховный суд с требованием устранить нарушения, допущенные чеченскими судами, и вернуть дело на рассмотрение в суд первой инстанции. Об этом сообщает «Кавказский узел» со ссылкой на адвоката Гериева Надежду Ермолаеву. Адвокат рассказала, что по обеим кассационным жалобам решение было вынесено судом ещё 31 июля, однако информация об этом появилась на сайте Верховного суда только 4 августа. «Судья отказал в передаче для рассмотрения жалобы Гериева в суде кассационной инстанции. Комментировать решение сейчас мы не можем, потому что не получили на руки мотивированное решение, однако мы не согласны с отказом», - заявила Надежда Ермолаева. По её словам, правовая коллизия, созданная президиумом Верховного суда Чечни оказалась неразрешимой. «И мы возлагали большие надежды на судебную коллегию по уголовным делам ВС РФ. Теперь же, судя по всему, эти надежды нам придется возлагать на председателя Верховного суда и на президиум ВС России. Мы продолжаем бороться на национальном уровне и ожидаем рассмотрения жалобы Гериева в Европейском суде по правам человека», - рассказала адвокат. Напомним, что 25 июня защита Желауди Гериева, обвиняемого в незаконном обороте наркотиков (часть 2 статьи 228 УК РФ), направила жалобу по его делу в ЕСПЧ. 5 апреля 2017 года Верховный суд Чечни оставил без изменения приговор Жалауди Гериеву, которого 5 сентября 2016 года Шалинский районный суд приговорил к трем годам колонии по обвинению в хранении марихуаны. При этом президиум Верховного суда Чечни исключил из постановления обвинение в незаконном приобретении наркотиков в особо крупном размере. Защита Гериева настаивает на незаконности приговора.

АВГУСТ, 7
Сайт Фонда борьбы с коррупцией
РБК
Люблинский суд Москвы отклонил иск бизнесмена Сергея Михайлова о защите чести и достоинства к оппозиционеру Алексею Навальному и Фонду борьбы с коррупцией. Михайлов, которого в СМИ называли лидером Солнцевской преступной группировки, известного под кличкой Михась, требовал опровергнуть сведения из фильма-расследования ФБК «Чайка» о бизнесе семьи генерального прокурора, в котором его называют «криминальным авторитетом», и взыскать с Алексея Навального и ФБК 500 тысяч рублей. В расследовании ФБК, в частности, утверждается, что сын генпрокурора Юрия Чайки Артем владеет долей в юридической компании, связанной с неким Франсуа Тареном. Его называют человеком, который помогал Михасю купить недвижимость в Швейцарии. Это не первый подобный иск Михайлова: в июле он потребовал взыскать 300 тысяч рублей с холдинга РБК. В иске он просит опровергнуть и удалить с сайта издания некие данные, подрывающие его деловую репутацию.

АВГУСТ, 7
Алексей Кривцов
Журналист тутаевской газеты «Берега» (Ярославская область) Алексей Кривцов уволился из издания после публикации в Facebook критических высказываний в адрес врио губернатора Ярославской области Дмитрия Миронова. «Мне сказали, что если сам не уволюсь, то уволят по статье. А моему коллеге вынесли предупреждение за лайк и комментарий на Facebook. Аргументировали такое решение нарушением должностных инструкций и кодекса журналистской этики», - пояснил ситуацию корреспонденту «7x7». Горизонтальная Россия» Кривцов. После визита чиновника на день города в Тутаев Алексей Кривцов опубликовал на своей странице в Facebook критический пост про охрану врио губернатора со словами «Чего боится тот, кого ВВП в губернию нашу рулить поставил? Жители Ярославской области тихие и мирные, а когда начальник ограждает себя охраной, это реально не порядок. А еще эта охрана грубая и ругается матом, отгоняя меня от делегации, грубили и угрожали, несмотря на наличие бэйджа, в котором указывается о моей принадлежности к СМИ».

АВГУСТ, 8
Али Феруз
(Худоберди Нурматов)
Судья Мосгорсуда Ольга Панкова приостановила исполнение решения о депортации из России журналиста «Новой газеты» Худоберди Нурматова (Али Феруза). Об этом сообщает корреспондент «Медузы» из зала суда. Феруза не будут депортировать, пока рассматривается жалоба в Европейском суде по правам человека. На это время журналиста поместят в центр пребывания беженцев. Адвокат Феруза Даниил Хаймович рассказал «Медузе», что рассмотрение жалобы в ЕСПЧ может идти до двух лет.

АВГУСТ, 8
Газета «Ведомости»
Руководитель Фонда развития гражданского общества Константин Костин подал иск о защите деловой репутации к ЗАО «Бизнес Ньюс Медиа», издателю газеты «Ведомости». Претензии Костина связаны с материалом о трудностях с поиском «образа будущего» для возможной предвыборной программы Путина, сообщает Русская служба Би-би-си, в распоряжении которой оказалась копия искового заявления. В статье газеты со ссылкой на близких к Кремлю источников и бывшего федерального чиновника указывалось, что поиски «образа будущего» для президентской кампании идут с трудом, «у темы сменилось несколько кураторов» - одним из них был Костин. Издание написало, что «Костин с темой не справился, он предлагал и новые идеи, и те, что были использованы раньше». Претензии Костина касаются цитаты близкого к администрации президента источника издания: «Образ будущего - это программа с экономикой, социальной сферой, политическими реформами. Есть затруднения, так как Валерий Фадеев ушел в Общественную палату, а Костин с темой не справился, он предлагал и новые идеи, и те, что были использованы раньше». Костин требует от «Ведомостей» опровергнуть информацию, принести извинения, а также компенсировать моральный урон в размере 500 тыс. руб. По мнению истца, материал «содержит порочащие сведения» о его «компетенции, отсутствии профессионализма, неумении работать», а также об отсутствии у Костина «навыков и умения». Иск подан в Останкинский районный суд Москвы. В карточке дела отмечено, что иск был зарегистрирован 8 августа.

АВГУСТ, 10

Алексей Яковлев

В ФЗГ поступила информация об увольнении в мае 2017 года шеф-редактора ярославского филиала ИА «Регнум» Алексея Яковлева. Он был уволен после серии критических материалов о врио губернатора Дмитрии Миронове. Политолог Сергей Киселёв утверждает, что за увольнением журналиста непосредственно стоит администрация президента, которая тщательно отслеживает информповестку в отношении своих назначенцев. После того, как «Регнум» уволил шеф-редактора своего филиала в Ярославле, сам А. Яковлев, сообщая об этом на своей странице в «Фейсбуке», заявил, что «шантаж и террор не обеспечат спокойной жизни гореполиттехнологам и ворам во власти». В эфире «Эха Москвы» в Ярославле бывший шеф-редактор пояснил, что имел в виду. «Вы знаете, что такое давление. Не секрет, что на мое руководство, на федеральную редакцию, достаточно давно оказывалось давление, связанное с тем, что у нас новости – не такие. Говорят, у нас много негатива. Я не буду комментировать решение своего руководства, я их в какой-то степени поддерживаю, потому что это сложная ситуация, не просто «увольте и всё». Были определенные условия, методы, способ шантажа был использован».

АВГУСТ, 10
Александр Соколов
Юрий Мухин
Тверской суд Москвы признал вину специального корреспондента РБК Александра Соколова и троих его соратников в организации деятельности экстремистской организации. Об этом говорится в мотивировочной части приговора судьи Алексея Криворучко, передает корреспондент РБК из зала суда. Помимо Соколова, по делу проходят бывший редактор газеты «Дуэль» Юрий Мухин, а также активисты Валерий Парфенов и Кирилл Барабаш. Их обвиняли в организации деятельности экстремистской организации (статья 282.2 УК РФ). Все они своей вины не признали. Приговор по делу о подготовке референдума «За ответственную власть»: журналист РБК Александр Соколов получил 3,5 года колонии, Юрий Мухин – 4 года условного лишения свободы. Активисты Валерий Парфенов и Кирилл Барабаш приговорены к 4 годам заключения каждый. Обвинение считало, что организация «ЗОВ», которую основали подсудимые, была создана для прикрытия, а в действительности под ее видом функционировала организация Мухина «Армия воли народа», запрещенная в 2010 году за экстремизм. Прокуроры запрашивали для фигурантов дела от 4 лет до 4,5 года в колонии. За Соколова вступались омбудсмен Татьяна Москалькова и ее предшественница Элла Памфилова, президентский Совет по правам человека (СПЧ) и международная организация «Репортеры без границ». РБК обращал внимание президента Владимира Путина на преследование своего корреспондента. Александр Соколов намерен обжаловать приговор.

АВГУСТ, 10
Евгений Доможиров
Грязовецкий районный суд (Вологодская область) рассматривает дело вологодского блогера Евгения Доможирова. Ему предъявлены обвинения в клевете, публичном оскорблении полицейского и экстремизме. По версии адвоката Доможирова Виталия Черкасова, которую он изложил международной правозащитной группе «Агора», процесс связан с обвинениями со стороны оппозиционера в адрес вологодской бизнесвумен, которую, по мнению политика, «крышевала» прокуратура. Предпринимательница обратилась в суд с заявлением о клевете. Затем к этому добавилась статья об оскорблении, когда поздно вечером в загородный дом Доможировых в Грязовецком районе пришли люди в штатском, представившиеся сотрудниками правоохранительных органов, и оппозиционер словесно послал их по неприличному адресу. Во время этого визита 68-летняя мать Доможирова повредила руку, и политик эмоционально написал в «Живом журнале» о методах работы полиции. Пост послужил основанием для третьего обвинения - в возбуждении ненависти к социальной группе «вологодские полицейские». Адвокат также заявил, что суд отказал в ходатайстве провести очную ставку между Доможировым, предпринимательницей и прокурором области. Евгений Доможиров является председателем вологодского движения «Вместе» и координатором местного штаба Алексея Навального.

АВГУСТ, 10
«Любимая газета»
«Любимой газете» - самой тиражной газете Пензенской области - отказали в аккредитации на встрече с премьер-министром Медведевым, прибывающим с визитом в Пензу.

АВГУСТ, 10
Юлия Литвиненко
Ленинский районный суд Екатеринбурга возвратил прокуратуре на доследование дело о клевете в отношении журналиста информационного агентства «URA.RU» Юлии Литвиненко. Судья согласилась с ходатайством о том, что органам следствия за 8 месяцев так и не удалось установить, в чем же, собственно, заключалась клевета, в чем был умысел преступления и каковы были его последствия. Напомним, что дело против Литвиненко было возбуждено в конце декабря 2016 года. Заявитель - экс-генпрокурор России Юрий Скуратов - посчитал клеветнической статью о том, что юристы его фирмы помогли Владимиру Макарову, ранее уже судимому за покушение на хищение акций предприятия, выиграть аналогичное дело в суде против завода «Вентпром» в городе Артемовском. Решение разоряло завод, и 500 человек оказывались на улице. Потом это решение было отменено как незаконное, но отставной генпрокурор иск не отозвал. Журналист прошла детектор лжи, который подтвердил, что она не брала за публикацию денег и не врала в статье, но расследование продолжилось. В мае в «URA.RU» прошли обыски. В июле следствие было закончено, дело ушло в прокуратуру, откуда было возвращено обратно. Но и новое следствие не сумело конкретизировать обвинение против Литвиненко. Суд посчитал, что следствие не вычленило отдельные фразы из статьи «Бывший генпрокурор России теперь работает на рейдеров», которые бы были клеветой - то есть, заведомо ложными сведениями. «Может быть, потому что этих фраз там нет, - рассказывает обвиняемая. - На каждое слово статьи есть подтверждающий документ, и дело не ушло бы даже в следствие, если бы не личность обидевшегося - бывшего генпрокурора страны». Впрочем, сторона обвинения уверена, что дело было расследовано добросовестно. «Мы обязательно будем подавать апелляцию», - сказала Татьяна Шавкунова, начальник отдела государственных обвинителей Свердловской областной прокуратуры. Журналисту грозит штраф в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы, либо обязательные работы на срок до двухсот сорока часов. ФЗГ следит за развитием событий.

АВГУСТ, 11
Дмитрий Иванов
Видеоблогер Дмитрий Иванов, известный как Kamikadzedead, заявил о том, что против него может быть возбуждено уголовное дело по статье о склонении к совершению самоубийства. По словам видеоблогера, ему вменяется в вину шуточный ролик, который он записал 7 лет назад, в котором содержится призыв к людям, зарабатывающим меньше 20 тысяч рублей, «сброситься со скалы». Kamikadzedead пояснил, что этот ролик изначально записывался как шутка и был размещен в разделе «юмор», а затем и вовсе скрыт на канале блогера в Youtube. На своем канале в Youtube Иванов сообщил, что полиция в Пензенской области по заявлению некоего блогера провела проверку этого ролика и нашла в нем признаки состава преступления, передав материалы в Следственный комитет для принятия решения о возбуждении уголовного дела. «Я покидаю Интернет на неизвестный срок» - заявил Кamikadzedead, попросив придать его заявление максимальной огласке.

АВГУСТ, 11
Никита Телиженко
Внештатный корреспондент Znak.com и фотограф Открытой России в Кургане Никита Телиженко оштрафован на 1000 рублей. В начале августа в отношении журналиста было возбуждено дело по статье 20.3 КоАП («Пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики»). 3 августа его вызвали на беседу в полицию, где сообщили ему, что на его странице «ВКонтакте» были обнаружены два изображения с символикой нацистской Германии. Сам журналист утверждает, что картинки были им удалены: одна в 2014 году, другая - несколько месяцев назад, однако этот факт никак не был отражен в протоколе. Журналист и его адвокат обнаружили другие фальсификации в материалах дела: например, адрес страницы, на которой были обнаружены изображения не соответствовал адресу той страницы, на которой они были размещены. К тому же экспертиза была проведена полицейскими еще до того, как Телиженко вызвали в полицию. Журналист связывает административное дело в отношении него со своей журналистской деятельностью. Никита Телиженко говорит, что он единственный журналист, освещающий оппозиционные акции в Кургане и деятельность местного штаба Навального.

АВГУСТ, 11
НТВ
Телеканал НТВ приехал в Орёл, чтобы снять очередной сюжет о доме №26 по ул. Раздольной. Проблема тянется с весны 2016 года. В дом №26 власти поселили ребенка-инвалида, забыв оборудовать подъезд лифтом для колясок. Из-за этого ребенок не мог свободно попасть на улицу. Спустя некоторое время подъемник установили, но сначала он не работал, а затем его и вовсе заменили на неподходящий. Когда съемочная группа НТВ приехала на место, возле дома появились представители орловского УКХ. Однако, комментариев журналистам они давать не стали. Начальник жилищного отдела УКХ Владимир Шевелев и вовсе начал бегать кругами, пытаясь скрыться от съемочной группы НТВ.

АВГУСТ, 12
Ксения Клочкова
Давид Френкель
Съемочная группа телеканала «Настоящее время»
На Марсовом поле в центре Санкт-Петербурга ЛГБТ-активистами были проведены одиночные пикеты и митинг. Место проведения было выбрано организаторами из-за городского закона, разрешающего публичные мероприятия в этом «гайд-парке» без согласования с властями. Собственно, сначала была попытка согласовать шествие, но Смольный категорически запретил его. После окончания мероприятия на группу участников и нескольких журналистов напали хулиганы. Они распылили едкий газ из баллончиков, и это успели заснять очевидцы. Среди пострадавших - съемочная группа телеканала «Настоящее время» (Current Time), репортер самого популярного городского сетевого СМИ «Фонтанка» Ксения Клочкова, фотограф Давид Френкель. Хотя сотрудники полиции находились недалеко и непосредственно наблюдали инцидент, они даже не попытались задержать преступников. Социальные сети буквально взорвались гневными предположениями о том, что нападавшие - провластные активисты. В подобных обстоятельствах отлично проявило себя журналистское сообщество: помимо слов поддержки пострадавшим стихийно возникла полезная инициатива - идентифицировать хулиганов. Коллеги передавали снимки друг другу, правообладатели (авторы или редакции) не возражали против их публичного обнародования. А «Новая газета в Петербурге» опубликовала их на своем сайте с призывом к читателям помочь в опознании. Полиция 15 августа возбудила уголовное дело о нападении на журналистов и участников ЛГБТ-акции на Марсовом поле. Поводом стали заявления пострадавших, а также телефонограммы из больниц. Бездействие полицейских, присутствовавших при инциденте, заставило городских депутатов обратиться к начальнику главка с требованием разобраться в ситуации. Журналисты начали самостоятельный поиск хулиганов. В связи с бездействием полиции во время самого инцидента журналисты решили найти нападавших самостоятельно. Их фотографии были опубликованы сетевой газетой «Фонтанка» и «Новой газетой в Петербурге». Активно участвовало и неформальное объединение «Медиафан», в которое входит ряд молодых сотрудников СМИ Петербурга и членом оргкомитета которого является пострадавшая Ксения Клочкова. Переданные журналистами данные позволили правоохранительным органам идентифицировать всех нападавших, утверждает «Фонтанка». 18 августа в рамках расследования уголовного дела по статье 116 УК РФ («Побои») был задержан Артем Андреев, которого подозревают в организации нападения. Он является администратором сообщества «Четкая грань» (Straight Edge) в социальной сети «ВКонтакте», где состоят и многие другие опознанные нападавшие. Не представляя из себя четкого объединения, сообщество, отличающееся ультраправыми взглядами, взяло на себя ответственность за инцидент. Хулиганская выходка привлекла внимание не только журналистов. Ряд депутатов петербургского Законодательного собрания от оппозиционных партий потребовали от полиции активных действий по установлению и наказанию виновных. А еще один региональный депутат Марина Шишкина, секретарь Союза журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, долгие годы возглавлявшая факультет журналистики Санкт-Петербургского государственного университета и руководящая ныне Профи-центром СЖ Санкт-Петербурга и Ленинградской области, обратилась к коллегам по журналистскому объединению с предложением совместно критиковать полицию за «пренебрежительное отношение» к правам журналистов.

АВГУСТ, 14
Съемочная группа телеканала «Ермак»
Артемовский городской суд (Свердловская область) приговорил местных жителей Евгения Шлейна и Дениса Слюсаренко к одному году и шести месяцам условного заключения с испытательным сроком два года по делу о нападении на журналистов телекомпании «Ермак». Об этом сообщается на сайте региональной прокуратуры. Шлейн и Слюсаренко признаны виновными по ч. 3 ст. 144 УК РФ («Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов, соединенное с насилием над журналистами, с повреждением их имущества»). Суд установил, что 28 июля 2016 года сотрудники телекомпании «Ермак» приехали на промышленную площадку для съемки сюжета по заданию редакции. «В процессе работы к сотрудникам телевизионной компании подошли Шлейн и Слюсаренко и без объяснения причин применили в отношении корреспондента и оператора физическое насилие, не повлекшее вреда здоровью, а также повредили видеокамеру», - говорится в сообщении прокуратуры. Приговор суда в законную силу пока не вступил.

АВГУСТ, 14
Саида Вагабова
Барият Идрисова
Патимат Махмудова
Главный редактор дагестанской газеты «Черновик» Маирбек Агаев пожаловался в Совет по правам человека при президенте России (СПЧ) после нападения на журналистов издания. Также он подал жалобу генеральному прокурору Юрию Чайке. Инцидент произошел 12 июня в Махачкале. Во время акции против коррупции у Кумыкского театра на двух освещавших митинг журналистов «Черновика» - Саиду Вагабову и Барият Идрисову - напали трое мужчин. Они отобрали у журналистов телефоны. Вагабову толкнули и пригрозили, что «поломают» ее, с Идрисовой пообещали «разобраться». Их коллеге, Патимат Махмудовой из издания «Кавказский узел», также освещавшей акцию в Махачкале, нападавшие сломали камеру. По информации «Черновика», на журналисток напали сотрудник Кировской администрации Махачкалы Сурхай Магомедов и его приятели Карим Касумов и Гаирбек Ахмедов. В правоохранительных органах отказали в возбуждении уголовного дела. Нападение расценили как мелкое хулиганство. Агаев отметил, что Касумов подозревается по делу об убийстве сотрудника РГВК «Дагестан» Яхьи Яхьева. В 2010 году. Неизвестные избили его и ударили ножом, позже он скончался в больнице. Коллеги журналиста заявляли, что на Яхьева напали из-за его профессиональной деятельности.

АВГУСТ, 14
СМИ Приморского края
Вице-губернатор Приморского края Евгений Вишняков должен был вернуться из отпуска, но на рабочем месте он не появился: накануне в кабинете вице-губернатора прошли обыски. Сотрудники администрации края отказались официально прокомментировать ситуацию для журналистов, хотя позже им пришлось подтвердить, что в кабинете вице-губернатора и в департаменте энергетики прошли обыски, а Фрунзенский суд уже начал рассмотрение дела Вишнякова. «Причины и результаты оперативно-следственных мероприятий нам неизвестны, поэтому до решения суда считаем преждевременным делать какие-то выводы», - так официально комментировали они ситуацию для журналистов. Оказалось, что вице-губернатора Вишнякова задержали сотрудники ФСБ в аэропорту Владивостока. Ранее был задержан и сити-менеджер города Уссурийска Евгений Корж, ущерб от действий чиновников составил порядка 50 миллионов рублей, но об этом молчали. Расследованием дела занимается ФСБ по Приморскому краю. Корреспондент РИА «Восток-Медиа» Евгений Черёмухин сообщил по телефону из здания Фрунзенского районного суда, что заместитель главы региона арестован, против него возбуждено уголовное дело, однако никому из прессы не разрешили находиться в зале во время судебного процесса.

АВГУСТ, 14
Владимир Арсентьев
В Москве задержали журналиста газеты региональных правозащитных организаций «За права человека» Владимира Арсентьева и повезли в Барвихинский отдел полиции, сообщила ОВД-Инфо Ирина Яценко. По ее словам, в момент задержания Арсентьев снимал работу сотрудников ДПС после аварии у МКАД рядом с районом Строгино. У него с собой была пресс-карта. Журналисту вменяют статью 20.1 КоАП («Мелкое хулиганство»). По словам Яценко, есть вероятность, что карту памяти с записями уничтожат.

АВГУСТ, 14
Алексей
Владимиров
В марте 2017 года во время уличной акции протеста в Петрозаводске сотрудник правоохранительных органов ударил журналиста Алексея Владимирова, который вёл видеосъёмку события для своего интернет издания. Нападение полицейского на журналиста попало в общий репортажный ряд, то есть факт немотивированного агрессивного поведения представителя силовых органов был зафиксирован. И материалы видеосъёмки подкрепляли заявления, направленные в Петрозаводский Следственный отдел Следственного управления России по Карелии. Союз журналистов Карелии и пострадавший журналист требовали от следователей проверить факт нападения на корреспондента, выполнявшего свою работу в ходе митинга, и наказать сотрудника, предположительно из Росгвардии, совершившего правонарушение. Надо сказать, что на одежде журналиста находился бейдж с надписью «Пресса», кроме того, Владимиров сообщил подошедшему к нему полицейскому, что он журналист, в ответ на что получил удар по лицу. В результате у А. Владимирова были разбиты очки, но, видимо, полицейскому этого показалось мало, и он ударил корреспондента по ноге. Отобранный смартфон, на который А. Владимиров записывал задержание участника митинга, ему вернули после инцидента (см. монитор за март 2017 года). Заявление в следственные органы было написано сразу после происшествия, однако по истечении четырёх месяцев ни МВД, ни Следственный комитет по Карелии, ни республиканское подразделение Росгвардии (во все инстанции ушли заявления от Союза журналистов РК) ясного ответа так и не дали. Проверка была проведена, виновного нашли (с помощью видеозаписи), но последний заявил, что не бил журналиста и этого оказалось достаточным, чтобы прекратить дальнейшее расследование. Дело закрыли. Союз журналистов Карелии таким ответом не удовлетворился, считая его формальной отпиской, и обратился в вышестоящие следственные инстанции, требуя наказания виновного, а заодно и попросил дать оценку профессионализму следователей Петрозаводска. С похожим по содержанию заявлением в Следственный комитет и в Генеральную прокуратуру РФ обратился также и Союз журналистов России, который просит провести проверку изложенных фактов и представленных материалов, дать им правовую оценку, в случае их подтверждения привлечь виновных к ответственности. Союз журналистов России настаивает на том, что незаконное применение силы в отношении представителей прессы недопустимо. Будем ждать, какую оценку своим региональным коллегам дадут в Москве.

АВГУСТ, 14
Эдуард Фраер
В Южно-Сахалинске корреспондент ИА Sakh.com Эдуард Фраер подвергся нападению неизвестных на проспекте Мира. Александр шёл в наушниках, когда с ним поравнялось такси марки Hyundai (номер корреспондент точно не запомнил, но в нём присутствовала цифра 5). В машине он увидел двух людей: водителя и сидящего на заднем сидении пассажира, одетого во всё чёрное. Пассажир вышел из такси, попытался схватить журналиста и затащить в автомобиль. С криками о помощи Эдуард Фраер бросился бежать. Остановив одного из водителей, журналист смог привлечь внимание к этой ситуации. Мужчина в черном подбежал к машине и снова схватил корреспондента за руку, пытаясь отнять телефон. К счастью, среди свидетелей оказалась сотрудница пресс-службы одного из ведомств областного центра, узнавшая Эдуарда, и только тогда мужчина в черном, наконец, представился. Но на удостоверении сотрудника Госнаркоконтроля, которое он мельком показал, не было даже фотографии! На вопрос, что стало причиной погони, он ответил, что журналист фотографировал дорогу, и это вызвало подозрение, что таким образом он пытался средь бела дня сделать закладки наркотиков. Журналист написал заявление в полицию. Sakh.com обратился к своим читателям с просьбой: если кто-то запечатлел на видео или фото данное происшествие – прислать их в редакцию, указав свои контактные данные.

АВГУСТ, 14
Наталья Гергерт
На процессе по делу сына омской журналистки Натальи Гергерт, обвиняемого по статье 282 УК РФ за репост ВКонтакте, прозвучали важные для всех пользователей этой соцсети сведения. Сторона защиты представила заключение московского ЦТЭ («Центра Технической Экспертизы»), из которого следует, что аккаунтов (личных страниц) ВКонтакте по сути нет: кто угодно может войти в них и наследить, причем так, что этот след станет несмываемым, потому что его вовремя отсканирует Центр по борьбе с экстремизмом. Как сообщалось ранее, сын Натальи около трех лет назад удалил из своего аккаунта посты неизвестного спамера, содержавшие нацистские символы, но сотрудники Центра «Э» успели их зафиксировать. Два с половиной года велось расследование. В поисках доказательств того, что подросток (в момент «совершения преступления» ему было 17 лет) сам разместил на своей странице эти посты, следователи областного СУ СК РФ обходили его соседей: спрашивали (в том числе тех, кто вселился в дом после того, как аккаунт был удален), есть ли у них в подъезде роутер, доступен ли им wi-fi и т.д. Следствие посчитало излишним проведение технической экспертизы, доверившись мнению работника «Омских кабельных сетей», первоначально сказавшего, что в аккаунт ВКонтакте посторонним вход воспрещен, хотя позже, в ходе судебного разбирательства, он признал, что войти туда и разместить что угодно возможности есть. Прокуратура также не увидела необходимости в проведении техэкспертизы, и суд принял дело к рассмотрению. Наталья Гергерт и адвокат сами обратились к специалистам –авторитетным и независимым: экспертные заключения ЦТЭ признаются судами по всей стране. В представленной суду экспертизе расписаны все способы входа в чужой аккаунт (их всего 7) – в частности, можно «клонировать жесткий диск», создав «точную копию всей операционной системы с учетной записью, программами, историей, устройствами» и т.д., а можно, к примеру, путем «удаленного подключения к компьютеру управлять учетной записью ВКонтакте». Гособвинение выступило против приобщения техэкспертизы к делу: оно склонно больше доверять сотруднику «Омских кабельных сетей» со среднетехническим образованием, чем эксперту – выпускнику МВТУ имени Баумана. Но вот еще одно мнение, которое следствию и суду, наверное, стоило бы иметь в виду. В интервью журналисту NBC Мегану Келли о вмешательстве РФ в выборы президента США В. Путин ответил следующее:«IP-адреса - их можно вообще придумать. Знаете, сколько специалистов сделают так, что это с вашего адреса, домашнего, дети ваши послали, что именно ваша девочка трехлетняя совершила эту атаку. Такие специалисты сегодня в мире в сфере высоких технологий, что они вам что угодно придумают, а потом кого угодно обвинят. Это не доказательства». Знает ли наш президент, сколько вот так, без доказательств, осуждено в России людей, преимущественно молодых? По данным правозащитной организации «Агора», только за последние два года только по статье «экстремизм» вынесено 1312 обвинительных приговоров. Известный омский правозащитник Игорь Пушкарь прокомментировал в блоге Натальи Гергерт слова главы государства так: «Следуя логике президента, убедительно доказать принадлежность любого IP-адреса конкретному пользователю Интернета невозможно, а значит, все аналогичные уголовные дела должны быть прекращены в связи с неустранимыми сомнениями, которые в силу ст. 49 Конституции РФ должны толковаться в пользу обвиняемых». Впрочем, и без этих сакраментальных слов стороннему наблюдателю неясно, вокруг чего третий месяц идет судебное разбирательство и что до него расследовалось в течение 2,5 лет. Как мы сообщали ранее, сотрудники Центра «Э» сами признали, что санкция на оперативно-розыскное мероприятие была получена ими незаконно, понятая призналась в суде, что не имела понятия, под чем она расписалась, анонимные свидетели сказали, что никто им не угрожал (почему же их тогда засекретили?), в лингвистической экспертизе обвиняемый 47 раз назван автором репостов, которым, что признано и следствием, и судом, он не является и т.д. и т.п. Многовато странностей для одного дела. Может быть, все дело в том, что Наталья Гергерт – независимый журналист, в настоящее время - заместитель главного редактора «Новой газеты-Регион»? Мы будем следить за дальнейшим ходом странного процесса в Кировском районном суде.

АВГУСТ, 14
Михаил Лобанов
Любой гражданин и в том числе журналист, присутствующий в открытом судебном заседании, может быть удален из зала под видом свидетеля. Это следует из полученных ФЗГ писем зампредседателя Пермского краевого суда Наталии Нечаевой и председателя квалификационной коллегии судей Пермского края Игоря Челомбицкого. Высокопоставленные служители Фемиды откликнулись на запрос собкора ФЗГ с просьбой дать оценку действиям судьи Ленинского районного суда Перми Ольги Коротаевой. Ранее рассказывалось, что при рассмотрении иска АО «Райффайзенбанк» к Ирине Малыгиной - руководителю скандально известного проекта «Первый пермский микрорайон», судья О. Коротаева явно превысила свои полномочия. Вопреки требованиям закона, она учинила допрос собкору – не участнику судебного разбирательства. Держа в руках предъявленный паспорт, председательствующая на процессе в ультимативной форме вынудила назвать персональные данные – фамилию, имя, отчество, год, месяц, день и место рождения. Ссылка на статью 10 ГПК РФ («Гласность судебного разбирательства») не была услышана. Между тем, в законе не прописана такая процедура по отношению к присутствующим гражданам, которые не являются истцами, ответчиками, третьими лицами, представителями, свидетелями, экспертами, специалистами, переводчиками. В гражданском деле по иску АО «Райффайзенбанк» к И. Малыгиной свидетели сторонами не заявлялись, судом не вызывались и не допрашивались. Оценивая действия судьи О. Коротаевой, зампредседателя Пермского краевого суда Н. Нечаева сослалась на статью 163 ГПК РФ («Удаление свидетелей из зала судебного заседания»). Вот цитаты из ответа на запрос: «Названная Вами информация (о персональных данных – Прим. авт.) избыточной не являлась, была запрошена судьей в целях соблюдения требований ст. 163 Гражданского процессуального кодекса РФ, согласно которой явившиеся свидетели удаляются из зала судебного заседания. Изложенные Вами доводы о некорректном поведении судьи подтверждения не нашли, действий, направленных на унижение Вашей личности, председательствующим по делу не совершалось». Новый председатель квалификационной коллегии судей Пермского края Игорь Челомбицкий назвал «жалобой» запрос ФЗГ, направленный в порядке статей 38, 47 Закона РФ «О СМИ» и статьи 18 Закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации». Прикрывшись ответом, которая дала Н. Нечаева, этот судебный начальник предпочел вернуть «жалобу» без рассмотрения. Создается впечатление, что пермским судьям дозволено все, в том числе – невежество и самодурство.

АВГУСТ, 15
Телепрограмм «Пока все дома»
Ведущий программы «Пока все дома» Тимур Кизяков заявил, что производители передачи сами решили прекратить сотрудничество с Первым каналом. Об этом он сказал в комментарии радиостанции «Говорит Москва». «Основная причина в том, что мы не приемлем те методы руководства Первого канала, которые сейчас там практикуются», - сказал Кизяков. О каких именно методах идет речь, неясно. По мнению Кизякова, в декабре 2016 года после выхода публикаций о ситуации с «видеопаспортами сирот» (тогда выяснилось, что Кизяков получал на них деньги из бюджета) «Первый канал просто отошел в сторону». «Сейчас я считаю, что Первый канал пытается сохранить лицо, когда программы с многолетней репутацией уходят», - сказал ведущий. По словам Кизякова, решение о прекращении сотрудничества с Первым каналом в компании «Дом» (наполовину принадлежит Кизякову) приняли в мае 2017 года. При этом газета «Ведомости» пишет, что решение о расторжении контракта было принято в апреле. По информации «Ведомостей», одной из причин этого стало снижение рейтингов передачи. «Скандал с видеопаспортами сирот стал для канала финальной точкой», - сообщила газета со ссылкой на источник на Первом канале.

АВГУСТ, 16
Вести. Калининград
Сообщество «Вести-Калининград» в социальной сети «ВКонтакте» подверглось хакерской атаке. Неизвестные получили доступ к правам администратора в группе. Страницу взломали именно в тот момент, когда президент России Владимир Путин покидал Калининградскую область после рабочего визита.

АВГУСТ, 17
Портал «НеСекретно»
Опровержение может сообщить о героях публикации больше, чем они хотели бы скрыть от гласности. Похоже, это еще раз показал пермский портал «НеСекретно» своей публикацией от 17 августа. Бывший замначальника Центра профессиональной подготовки (ЦПП) краевого главка МВД РФ Баатр Лиджиев обиделся на две заметки 2-летней давности. Полицейский прислал примечательный текст. Редакция полностью опубликовала заявленные требования, сохранив орфографию: «Опровергнуть не соответствующие действительности и порочащие мои, Лиджиева Баатра Дмитриевича, честь и достоинства сведения о моей личной жизни, в частности, о том, что я являюсь племянником генерал-лейтенанта полиции Валяева Юрия Константиновича». Ю. Валяев с 2011 года возглавлял полицейский главк в Перми. Вслед за ним в Пермь прибыл Б. Лиджиев. Наблюдая сотрудничество этих начальников, некоторые подчиненные предположили наличие между ними родства. «Племянник» - так порой за глаза называли Б. Лиджиева. Оба высокопоставленных силовика проходили свидетелями по уголовному делу, связанному с зимними Олимпийскими играми в Сочи. При подготовке осенью 2013 года пермских полицейских к командировке на Олимпиаду Б. Лиджиев передал 15,8 млн рублей бизнесмену Олегу Новиченкову - как представителю ООО «Спортивный комплекс «Пермские медведи». На питание, проживание, проезд силовиков во время учебных сборов было потрачено чуть более половины полученных бюджетных средств. Остальные 6,9 млн рублей украдены – установили следствие и суд. Став обвиняемым, экс-начальник тыла краевого главка МВД РФ Вячеслав Весин сообщил, что 1 млн рублей из похищенных денег он лично передал своему шефу Ю. Валяеву. После проведения очной ставки между бывшими сослуживцами СКР отказал 27 ноября 2015 года в возбуждении уголовного дела против генерала. В. Весин и О. Новиченков были осуждены 21 и 30 декабря 2015 года к условным срокам. Автору опровержения в «НеСекретно» Б. Лиджиеву, видимо, неприятно читать тексты с упоминанием генерала Ю. Валяева. Но в заметках от 30 сентября и 16 октября 2015 года речь шла о личном долге Б. Лиджиева перед Сбербанком России. За неисполненный кредитный договор от 20 сентября 2014 года банк предъявил полицейскому иск на 1,1 млн рублей. Поскольку ответчик уехал в Калмыкию, Мотовилихинский районный суд Перми 15 октября 2015 года направил гражданское дело для рассмотрения по территориальной подсудности – в Элистинский городской суд. Эти сведения Б. Лиджиев предпочел не оспаривать.

АВГУСТ, 19
Телеканал Life
Телеканал Life холдинга «Ньюс Медиа» Арама Габрелянова прекращает работу в ночь на 19 августа. Это приведет к увольнению 90 человек. «Остается только сайт и наши проекты, конечно. Полностью прекращается телевещание. На частоте будет обращение к телезрителям», - цитирует осведомленный источник RT. Сотрудники телеканала Life знали о закрытии, и часть команды перешла в независимые проекты, часть занята в стриминговом вещании. По словам спикера Ura.ru, другая часть находится в поиске работы. 20 декабря 2016 года телеканал отказался от ведущих в кадре. «Для людей сейчас, особенно для молодежи, нет особой разницы, кто им читает новости. У молодой аудитории уже не будет такой классической звезды в новостях, какой была и есть для их мам и дедушек та же Екатерина Андреева, они не воспринимают ее таким образом. Именно в новостях, а не если мы говорим про какую-то итоговую, авторскую программу. Звезд-ведущих уже никаких давно нет», - пояснял тогда первый заместитель главы холдинга «Ньюс Медиа» Анатолий Сулейманов.

АВГУСТ, 21
СМИ Краснодарского края
Заместитель председателя Краснодарского краевого суда Елена Хахалева стала известна за короткое время всей стране. Первая информационная волна, всколыхнувшая российские СМИ в середине лета по поводу богатой свадьбы ее дочери с участием Баскова, Брежневой, Меладзе, Кобзона, сменилась второй. В начале августа российские средства массовой информации бурно обсуждали уже подлинность дипломов Елены Хахалевой и законность ее назначения судьей. Однако конкретные вопросы, поставленные журналистами в многочисленных критических публикациях, не стали поводом для проведения проверки правоохранительными органами, как того требует закон. Проверки в отношении Елены Хахалевой начались лишь после того, как фермер из Краснодарского края Елена Дрюкова обратилась в 8 инстанций (в высшие государственные и правоохранительные органы страны) с просьбой провести проверку подлинности дипломов и законности назначения судьей Елены Хахалевой. Об этой тенденции – не реагировать на критические выступления СМИ - еще несколько лет назад метко высказалась известная российская журналистка и правозащитница Лидия Графова: «Власти стали отвечать на свободу слова… свободой слуха. Говорите, мол, что хотите, а мы тоже свободны: захотим - услышим, а не захотим - пропустим мимо ушей». Скандал с госпожой Хахалевой наглядно показал, что тенденция эта давно уже стала правилом. В Краснодарском крае, к примеру, редакции давно уже ввели в практику: отправлять критические публикации вместе с запросами в государственные и правоохранительные органы с просьбой провести проверку изложенных в критической статье сведений и дать редакции мотивированный письменный ответ. При наличии ряда законов – это избыточные действия, но журналисты сознательно занимаются этой бумажной волокитой, ради того, чтобы добиваться действенности публикаций и повышать авторитет своих изданий в глазах читателей.

АВГУСТ, 21
Телеканал РБК
Новое руководство телеканала РБК ввело «стоп-листы» экспертов, к которым журналистам запрещено обращаться за комментариями. Об этом сообщает телеканал «Дождь» со ссылкой на источник на телеканале. Собственный источник «Медузы» также подтвердил эту информацию. По словам собеседника «Дождя», новый руководитель продюсерской службы телеканала РБК Кристина Филипповская в середине августа потребовала от сотрудников предоставить списки экспертов по внутренней и внешней политике, а также по силовым структурам. Она объяснила, что сделает сводный список, от которого нельзя будет отступать. В частности, тем экспертам, «кто будет в стопе», нельзя будет звонить «ни при каких условиях», подчеркнула она. В сводном списке, с содержанием которого ознакомился «Дождь», телефоны некоторых экспертов сопровождаются пометками «очень хороший», «можно, но аккуратно», «только по согласованию со Штейнбухом». Александр Штейнбух, ранее работавший в ВГТРК, возглавляет недавно созданный на телеканале аналитический отдел. Также, по словам источника, Филипповская объявила, что впредь все вопросы для интервью с представителями федеральных ведомств должны в обязательном порядке предварительно согласовываться со Штейнбухом. Управляющий директор телеканала РБК Игорь Полетаев, в свою очередь, ответил через пресс-службу, что базу данных экспертов «актуализировали», чтобы расширить список и повысить качество экспертного мнения. На телеканале, сказал он, «нет цензуры и не существует стоп-листов ни экспертов, ни ньюсмейкеров. Еще одно нововведение, о котором объявили коллективу телеканала, – необходимость прислать руководству ссылки на свои страницы в соцсетях Facebook и Вконтакте. Если журналистов нет в соцсетях, их обязали в них зарегистрироваться.

АВГУСТ, 21
Первый канал
Телеведущий Андрей Малахов подтвердил, что ушел с Первого канала на «Россию 1» и будет вести там новую программу «Прямой эфир». Об этом сообщается в видеоанонсе передачи, который опубликован в колонке Малахова на сайте возглавляемого им журнала Starhit. Там же в открытом письме экс-ведущий «Пусть говорят» поблагодарил всех сотрудников Первого канала и его генерального директора Константина Эрнста за 25 лет совместной работы. Ранее в интервью «Коммерсанту» свой уход Малахов объяснил стремлением самостоятельно принимать решения, в том числе определять, о чем будет программа. По словам Малахова, ему надоело быть человеком-солдатом, который исполняет приказы. Малахов также добавил, что на Первом канале ему не позволяли в прямом эфире обсуждать некоторые острые темы.

АВГУСТ, 21
Николай Федюнцов
Житель Лахденпохьи (Республика Карелия) В. Пузов обратился в суд с иском о взыскании компенсации морального вреда с редактора газеты «Вести Приладожья» Н. Федюнцова. Последний в социальной сети в группе «Вести Приладожья» разместил видеоролик, на котором зафиксировано, как полицейские задерживают гражданина Пузова, находящегося в нетрезвом состоянии. За что гражданин был обвинён в административном правонарушении. Уже после произошедшего события гражданин В. Пузов оспорил наказание, и в суде было установлено, что сотрудники вневедомственной охраны не имели основания для привода его в отделение полиции из-за громко включённой дома музыки. Редактор газеты «Вести Приладожья», получив видео с задержанием, опубликовал ролик. Сын гражданина, попавшего в переплёт, обратился к Федюнцову с просьбой удалить видеосюжет, не позорить его отца, однако главный редактор газеты отказался это сделать. После этого и появилось заявление в суд от В. Пузова с требованием не вмешиваться в его личную жизнь, а поскольку видео позорило его, то он требовал взыскать с ответчика Н. Федюнцова, являющегося администратором группы в соцсети газеты «Вести Приладожья», и самой газеты 100 тысяч рублей. Н. Федюнцов настаивал в суде на том, что размещая ролик в соцсети защищал публичные и государственные интересы, так как, таким образом, осуждал порок и рассказал о добросовестной работе полиции. Сам В. Пузов настаивал, что редактор Федюнцов не мел права без его согласия размещать на всеобщее обозрение сюжет, позорящий его, и перед тем как совершить подобное действие, обязан был спросить на то разрешения от Пузова, пострадавшего от неправомерных действий полицейских. Пузов настаивал на том, что его задержание в его собственном же дворе не являлось публичным мероприятием и не попадает под понятие «общественного интереса», когда журналист или редакция СМИ могут публиковать материалы, размещать видео без согласия участников, попавших в видеозапись. Суд согласился с тем, что редакция газеты «Вести Приладожья» не может отвечать за публикацию видеосюжета в соцсети, поскольку страница «Вконтакте» под наименованием «Вести Приладожья» не зарегистрирована в качестве СМИ, однако оштрафовал администратора группы Н. Федюнцова за вмешательство в частную жизнь В. Пузова. Судья счёл, что видеосюжет в соцсети под названием «Полицейские просят мужика сесть в машину» является недопустимым вмешательством в частную жизнь. Пузов не является публичной фигурой и обнародование спорного сюжета с ним не связано ни с государственной, ни с политической, ни с общественной, ни с какой либо иной деятельностью Пузова. Задержание В. Пузова не являлось общественно значимым событием. Съёмка производилась сотрудниками полиции с целью фиксации доставки В. Пузова в отделение полиции и не предназначалась для широкого распространения. После обращения В. Пузова в суд, она была удалена со всех открытых интернет ресурсов, в том числе из группы в соцсети газеты «Вести Приладожья». Вопрос о том, кто разместил служебную запись в соцсети, которую продублировал администратор группы Н. Федюнцов, в суде не рассматривался. Суд вынес решение взыскать с Н. Федюнцова 20 тысяч рублей в качестве компенсации морального вреда, нанесённого истцу В. Пузову.

АВГУСТ, 21
Александр Грасс
Журналист, пишущий о теневом алкогольном бизнесе, контролируемом правоохранителями, подозревается в «клевете». Следственное управление СК России по Омской области, не замечавшее ранее множества публикаций о «разветвленной сети торговли нелегальным алкоголем», которые выходили в свет в ряде местных интернет-изданий, неожиданно отреагировало на одну из них под названием «Не пора ли Москве выслать в Омск спецбригаду по борьбе с алкомафией?!», опубликованную на сайте БК55. Статья сопровождалась видеозаписью, которая велась в полицейском отделе по борьбе с экономическими преступлениями. Cледователей СУ СКР заинтересовало не столько само содержание материала, известное им, вероятно, в общих чертах, (как говорит его автор Александр Грасс, только он писал на эту тему не одну сотню раз), сколько то, каким образом удалось журналисту его добыть. Хотя ранее он уже давал объяснения в отделе полиции на предмет «несанкционированного проникновения и видеосъемки в СО БЭП», а также насчет «клеветы в адрес следователя Бабкина и следователя Бабкиной». Это – главное, что увидели правоохранительные органы в публикации о торговле паленой водкой, «крышуемой» (чему Александр Грасс опять же не раз приводил доказательства, включая аудио- и видеозаписи) людьми в погонах. СУ СКР сообщило редакции сайта о том, что в производстве ведомства находится материал проверки по факту совершения преступления, предусмотренного ст. 298.1 УК РФ» («Клевета в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава»). Эта статья предусматривает штрафные санкции в размере от 1 до 5 млн. рублей и принудительные общественные работы на сотни часов. В запросе, направленном в БК55, следственное управление просит редакцию «немедленно связаться» с ним и назвать автора «клеветнического материала» (хотя, казалось бы, тут нет вариантов, поскольку подпись под ним - Александр Грасс), а также раскрыть «тайны» его появления на сайте - каким образом он был направлен туда, подвергся ли при размещении правке и пр. При этом сам следственный орган не уточняет, кто ему подал жалобу на эту публикацию, каково ее содержание, что именно заявитель счел клеветой и т.д. Александр Грасс полагает, что податели жалобы – кураторы теневого алкогольного оборота в городе, под чьим руководством этот бизнес развивается, плодится и укрупняется, несмотря на все усилия правоохранительных органов. Подтверждают это и полученные им ответы на многочисленные обращения в прокуратуру области, которая подтверждает, что полиция в этом вопросе «не справляется со своими обязанностями, допуская «волокиту, укрывательство, непрофессионализм». По данным фактам вынесено немало представлений и дисциплинарных взысканий, но дальнейшему процветанию рынка «левого» алкоголя они не препятствуют.

АВГУСТ, 21
Газета «Куединский вестник»

Нина Корионова

На 86-летие районной газеты «Куединский вестник» (Пермский край) местное начальство сделало подарок ее 4 490 читателям. Глава района и председатель Земского собрания, имена которых ничем не примечательны в сравнении с названием любимой районки, проиграли газете оба своих судебных иска. Среди самых внимательных подписчиков районной газеты – местные чиновники. Прочитав в номере за 7 апреля 2017 года публикацию «Подлог решения Земского собрания – вот до чего дошла администрация района», они уже 17 и 28 апреля вчинили два судебных иска. Первый из них подала районная администрация, второй – гражданин Флорид Бадртдинов, он же председатель Земского собрания. Истцы требовали опровергнуть заголовок. Гражданин Ф. Бадртдинов усмотрел порочащие сведения также в такой фразе про себя: «А он еще и премию себе втихаря (без разрешения ЗС) выписывает». С журналиста и депутата ЗС Нины Корионовой истец Ф. Бадртдинов намеревался получить компенсацию морального вреда в 70 тыс. рублей и расходов на юриста в 50 тыс. рублей. Судья Куединского районного суда Наталия Тимошенко отказала в удовлетворении обоих исков. На решение от 29 мая председатель ЗС жаловаться не стал – и через месяц оно вступило в силу. Решение от 6 июня было оспорено апелляционной жалобой районной администрации за подписью ее главы Александра Горбунова. На слушания в Пермский краевой суд, которые прошли 21 августа, чиновник не явился. Доверил защиту деловой репутации своей подчиненной – руководителю юридического отдела Алене Котовой. Интересы «Куединского вестника» отстаивала директор и редактор Татьяна Коломейцева. «Я представила протокол заседания Земского собрания. На аудиозаписи четко слышно, как председатель ЗС говорит: «Переголосуем вопрос». Мое мнение, что мы дошли до подделки», - сказала в суде второй инстанции автор оспариваемой публикации Нина Корионова. В свою очередь, редактор Татьяна Коломейцева отметила: «Заголовок не может рассматриваться отдельно от текста. У районной администрации не было никаких претензий к содержанию». Апелляционная инстанция сочла необоснованными доводы истца о якобы допущенных процессуальных нарушениях при рассмотрении гражданского дела – и решение от 6 июня тоже вступило в силу. Со ссылкой на свидетельские показания депутата ЗС Екатерины Балабановой там, в частности, говорится: «06.03.2017 согласовывался вопрос об оказании имущественной поддержки социально-ориентированным некоммерческим организациям, 06.03.2017 она голосовала «против», а в протоколе указали «за». Глава администрации района присутствует на каждом заседании, может оскорбить, допускает панибратство, «давит» на депутатов для того, чтобы они голосовали в пользу интересов главы». В попытках засудить районку куединские чиновники достигли прямо противоположного результата, подтвердив ее правоту. После того, как оба судебных решения будут опубликованы на официальном сайте ГАС РФ «Правосудие», любой желающий сможет прочитать и «об одном факте «выписывания» себе премии Бадртдиновым Ф.К.». Директор и редактор старейшей районной газеты «Куединский вестник» Татьяна Коломейцева сообщила ФЗГ, что на днях проверять районку начали налоговая инспекция и прокуратура. Перед этим был Роскомнадзор. А районная администрация подняла арендную плату за редакционные помещения…

АВГУСТ, 21
Татьяна Туманова
енинский районный суд Ростова-на-Дону рассмотрел дело по нарушениям Закона об охране памятников истории и культуры. Ответчиком на процессе должна была выступать Ростовская епархия, которая снесла в охранной зоне на территории Ростовского кафедрального собора, являющего памятником истории и культуры, одно из зданий без всяких предварительных согласований с министерством культуры Ростовской области. На слушания дела не явились обе стороны - ни представитель министерства культуры, ни ответчик. Так что если бы на заседание не пришла корреспондентка газеты «Ростов официальный» Татьяна Туманова, ростовчане так бы и не узнали, что на самом деле епархиальное управление назначило ответственным за снос здания... завхоза Полякова, работающего на полставки. Министерство культуры, видимо, против этого не возражало. Обе стороны прислали заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствии их представителей. В принципе, заседание можно было вообще не проводить, если бы не появление журналистки. Судья Маргарита Лазарева зачитала ей все материалы дела, однако запретила включить диктофон. Приговор по этому туманному делу оказался самым минимальным - штраф 20 тыс. рублей (максимальный штраф за такие правонарушения для физических лиц - 200 тыс. руб. для должностных лиц - 400 тыс. руб; для юридических - 5 млн.руб). Как и следовало ожидать, подавать апелляцию стороны не стали. Видимо, судья Лазарева плохо знакома с занокодательством о средствах массовой информации и о правах журналистов имеет весьма туманное представление. Впрочем, диктофонами в суде могут пользоваться не только журналисты, но и все участники процесса, и просто слушатели на открытых судебных заседаниях.

АВГУСТ, 23
СМИ Ростова-на-Дону

В разгар рабочей недели в здание Донского правительства и Законодательного собрания не пускали журналистов. В том числе и аккредитованных по всем правилам внутреннего распорядка «белого дома», как ростовчане называют это здание. В этот день в Ростов приехал глава МЧС Российской Федерации Владимир Пучков. После осмотра пепелища на месте пожара в центре города он должен был встретиться с губернатором Василием Голубевым. Запланирован был и пресс-подход к журналистам, но только к тем, кто попал в некий список, составленный пресс-службой МЧС. «Вас нет в списке!» - с этими словами выпроваживали из здания корреспондентов, причём даже тех, кто пришёл в правительство или Законодательное собрание по другим редакционным заданиям. По какому принципу составлялись эти списки - неизвестно. Но во всех печатных и электронных СМИ, получивших приглашение увидеть руководителя МЧС и задать ему вопрос, появились сообщения о высокой оценке министром действий пожарных в зоне чрезвычайной ситуации. Как там всё было на самом деле, можно узнать из соцсетей, где очевидцы этих страшных событий рассказывают о трагедии без прикрас. Можно только удивиться оперативности работы пресс-службы МЧС, успевшей и в такой экстремальной ситуации отобрать для пресс-подхода самые благонадёжные СМИ.

АВГУСТ, 23
YA62.ru
В министерстве печати и массовых коммуникаций Рязанской области отказались
аккредитовать корреспондента YA62.ru на мероприятия, запланированные в рамках визита Владимира Путина в Рязань. Начальник отдела взаимодействия со СМИ минпечати Светлана Якунина сообщила, что аккредитация уже закрыта. Из бесед с коллегами из других рязанских информационных агентств редакция YA62.ru узнала, что сотрудники минпечати начиная с прошлой недели обзванивали лояльные рязанскому правительству СМИ и предупреждали о визите президента, а также о необходимости аккредитации. Рязанский портал YA62.ru является официально зарегистрированным СМИ и аккредитовано при правительстве Рязанской области. Редакция YA62.ru считает, что министерство печати и массовых коммуникаций Рязанской области, не предупредив об открытом для прессы мероприятии - визите президента РФ, - в очередной раз нарушило закон о СМИ. Более того, редакция полагает, что такие неоднократные нарушения закона являются формой цензуры. Ранее корреспондента YA62.ru незаконно не пустили на представление врио губернатора Рязанской области Николая Любимова. Позднее Любимов в личной беседе с корреспондентом YA62.ru пообещал, что подобная ситуация больше не повторится. Как показала практика, обещания разошлись с делом.

АВГУСТ, 23
Александр Серебряников
Мурманский блогер Александр Серебряников сообщил «Новой газете», что ему поступают угрозы в связи с журналистским расследованием о семье губернатора Марины Ковтун. «Обещают либо убить, либо подкинуть наркотики», - пояснил он характер полученного предупреждения. Материал, после которого Серебряникову намекнули о грозящей опасности, рассказывал о губернаторе Мурманской области Марине Ковтун, которая помогает нескольким крупным компаниям минимизировать налоговые отчисления в областной бюджет, взамен получая дорогостоящие подарки и высокооплачиваемые должности для своих детей. Согласно обнаруженным документам (имеются в распоряжении «Новой»), спустя всего две недели после подписания Мариной Ковтун соглашения о социально-экономическом сотрудничестве с ООО «Газпром-геологоразведка» 24-летний сын Марины Ковтун Александр получил предложение трудоустройства. Соглашение подразумевает деятельное участие областных властей в привлечении средств для софинансирования инвестпроектов и фактически означает, что компания попадает под действие закона о господдержке инвестиционной деятельности на территории области. А это, в свою очередь, означает возможность сокращения финансовой нагрузки: уменьшение ставки налогов на имущество и прибыль, бюджетные кредиты для уплаты налогов, льготные условия аренды имущества и земли, поручительство правительства региона при получении коммерческих кредитов и частичная компенсация областным бюджетом кредитной ставки. При этом предыдущим местом работы Александра Ковтуна была компания СУЭК - там он работал до конца прошлого года, как раз тогда, когда губернатор продвигала идею перевода области на угольные котельные. СУЭК также является собственником 50% Мурманского морского торгового порта, через который открытым (то есть весьма травматичным для экологии города) способом переваливает собственный уголь. С тех пор, как порт полностью превратился в перевалочную базу угля, в Мурманске нередко выпадает черный снег, однако многочисленные проверки не находят в этом вины компании. Дочь и тезка губернатора Марина Ковтун трудоустроена в «Роснефти», ставшей при действующей главе области поставщиком основных объемов мазута в регион. Туда девушка перешла из Кольской ГМК - дочки «Норникеля», где до своего губернаторства работала Ковтун-старшая. Также блогер рассказал о дорогостоящем отдыхе губернатора, который не вяжется с заявленными ею в декларации скромными доходами. Публикация этих данных вызвала незамедлительную реакцию областного правительства. Оно распространило заявление, согласно которому соглашение с «Газпром-геологоразведкой» не предоставляет компании каких-либо льгот, а наоборот, выгодно области - якобы предприятие приходит в регион, чтобы развивать прославленный звягинцевским «Левиафаном» поселок Териберка. Серебряников, который много лет занимается журналистскими расследованиями, не впервые раздражает власть. В 2013 году после серии громких публикаций в его отношении возбуждалось уголовное дело по статье «Экстремизм». Впоследствии оно было закрыто в связи с истечением сроков давности.

АВГУСТ, 24
Пресс-служба губернатора Челябинской области
Пресс-служба губернатора Челябинской области занимается «редактированием» выступления губернатора. В частности, в релизе для журналистов о последней пресс-конференции Б. Дубровского вымарано его «эпохальное» высказывание о том, что Челябинск можно превратить во второй Карабаш. Как все было? На пресс-конференции журналисты спросили высшее должностное лицо: люди выступают против строительства «Русской медной компанией» Томинского ГОК под боком у Челябинска, против массовой вырубки лесов и разработки месторождений меди. Даже по оценкам ВЦИОМ 79 процентов челябинцев категорически не хотят иметь такую опасную стройку рядом с миллионником. Что скажете? И губернатор ответил: «Карабаш – это тоже РМК… это серьезные деньги…, но если двигаться вместе, понимать друг друга, то можно построить если не Питтсбург, то Карабаш (город возле Челябинска, прим. автора), в хорошем смысле этого слова». Видео с «ляпом» Дубровского мгновенно взорвало местную блогосферу. Мало того, что чиновник после двух лет экивоков, демагогии, уклончивых фраз, наконец, прямо высказался в поддержку РМК, так он еще и желает превратить Челябинск во второй Карабаш? И это вовсе не оговорка. Человек с Магнитогорского металлургического комбината действительно так думает: чем плохо жить в зоне выбросов заводов и месторождений? Негодованию южноуральцев сегодня нет предела. Вот что значит не подлинная выборность высшего должностного лица, его полная отстраненность от нужд и чаяний населения. Такого рода обсуждения кипят в интернете, и не случайно именно губернаторскую резиденцию который год пикетируют южноуральцы с требованием запретить Томинский ГОК. В этом же высказывании Дубровский отметился полным отсутствием знаний о текущей ситуации в Карабаше. Никакие лысые горы там не зарастают деревьями, говорят пользователи в ответ на оптимистично бодрые заявления губернатора, пейзажи по-прежнему марсианско-безжизненные, и красные реки текут по глубоким ранам земли. Видно, что нога Дубровского давно туда не ступала. Эпохальное высказывание Дубровского о создании второго Карабаша в Челябинске, а в последнем итак наблюдается тяжелейшая экологическая ситуация из-за выбросов технологически устаревших заводов, выводит челябинцев на самый верх протестной активности. Были в десятке, теперь оказались в пятерке взрывоопасных регионов. Даешь оранжевые реки в (первом-втором) Карабаше – а затем оранжевые революции?! Зачем это губернатору? Возможно, чтобы не возникало подобных вопросов, его пресс-служба и пытается «править» его речи.

АВГУСТ, 24

Анна Носик

Портал «Санкт-Петербург.ру» опубликовал материал о компании «ТаксовичкоФ», а через некоторое время главному редактору издания Анне Носик на личный номер телефона поступил звонок. Звонивший представился сотрудником службы безопасности компании. Мужчина «настойчиво требовал встречи, стоя у офиса редакции на улице Попова, и желал обсудить» публикацию издания. В редакции встречаться с неизвестным человеком отказались, предложив все претензии прислать в письменном виде, либо обратиться в суд. Однако на это требование молодой человек заявил, что «у службы безопасности компании другие методы работы». В конце беседы мужчина предложил приехать к дому, где живет главный редактор портала, отметив, что адрес в фирме знают, так как некоторое время назад Анна Носик сама вызывала машину компании к своему дому.

АВГУСТ, 24
Телеканал «Матч ТВ»
Sports.ru
Мосгорсуд обязал телеканал «Матч ТВ» удалить незаконно размещенный контент по иску Sports.ru. Об этом Republic сообщил совладелец и генеральный директор Sports.ru Дмитрий Навоша. Он отметил, что суд обязал «Матч ТВ» удалить контент, незаконно размещенный на Sportbox.ru, а также компенсировать госпошлину. У «Матч ТВ» есть 30 дней на обжалование этого решения, сказал Навоша. При этом «Бизнес-Online» пишет, что суд встал на сторону «Матча». Отмечается, что судья постановил заблокировать blogs.Sportbox.ru, но не стал удовлетворять требование сайта заблокировать весь Sportbox.ru. На предыдущем заседании юристы «Матч ТВ» заявили, что копирование чужих текстов в спортивной журналистике не должно наказываться. Они привели результаты экспертизы «Центра социокультурных экспертиз», в которой заимствование текстов в спортивной журналистике называлось «традиционной практикой». Напомним, в середине мая «Матч ТВ» обратился в суд с иском против Sports.ru. Телеканал посчитал незаконной трансляцию на сайте фрагментов двух матчей Футбольной национальной лиги. Весной «Матч ТВ» потребовал заблокировать интернет-ресурс из-за «пиратского контента» (см. монитор за май 2017 года). В конце мая Дмитрий Навоша сообщил, что «Матч ТВ» регулярно заимствует тексты Sports.ru.для озвучивания своих передач. Тогда телеканал назвал инцидент «оплошностью» и извинился перед сетевым ресурсом.

АВГУСТ, 24
Денис Коротков
Репортеру «Фонтанки.ру» Денису Короткову угрожают расправой после выхода его статьи о частной военной компании Вагнера в Сирии, которая, по некоторым данным, финансируется на средства петербургского миллиардера Евгения Пригожина. Как пишет «Фонтанка», угрозы появляются в ветках «Живого журнала» под постами недовольных материалом авторов. Публикации Короткова посвящены реальным потерям вооруженного формирования: 21 и 23 августа вышли статьи «Список Вагнера», «Кого Россия потеряла в Сирии», «Частная армия под крылом Минобороны», «Бродяга, Седой, Вагнер и Ратибор окружили президента», «Они сражались за деньги». Минобороны категорически отрицает существование «мифической» ЧВК, а в официальных списках эти потери не значатся. 23 августа в «Живом журнале» вышел пост петербуржца Андрея Манзолевского «ЧВК Вагнера и погибшие в Сирии. Сенсация из Петербурга». Коротков в нем был представлен автором как «уволенный полицейский», а в ветке комментариев посыпались угрозы - например, «пощупать за вымя». При этом в той же ветке указаны персональные данные Короткова, которые он никогда не афишировал. Отмечается, что за сбором информации о Короткове окружение Евгения Пригожина было замечено даже не в 2016 году, когда он выпустил материал «Кухня частной армии». Публикация стала первой, в которой имя миллиардера связывалось с ЧВК Вагнера. Через несколько часов после публикации сайт газеты подвергся DDoS-атаке, а неизвестные лица пытались выяснить частную информацию о журналисте. По данным журналистов, еще летом 2013 года служба безопасности Пригожина не только наводила справки о творческих планах Короткова, но и пыталась вербовать сотрудников редакции для слежки за ним. Издание пишет, что, после статей Короткова в структурах, связанных с группой Вагнера, состоялось совещание, и до редакции «донесли суть принятых решений», но журналисты надеются «на здравый смысл». Редакция «Фонтанки» попросила правоохранительные органы Петербурга считать публикацию «официальным заявлением с тем, чтобы принять меры и предотвратить наступление нежелательных последствий». В издании сообщили, что со своей стороны предприняли меры безопасности, в том числе и для защиты информации, представляющей интерес для определенных лиц.

АВГУСТ, 25
Телеканал «Пятница»
Депутат пожаловался в Роскомнадзор на «пропаганду гомосексуализма» на канале «Пятница». «В СМИ был опубликован материал «Участница шоу «Пацанки» оказалась мужчиной». Учитывая, что программа «Пацанки» на телеканале «Пятница» выходит с маркировкой «+16», прошу Вас проверить, не является ли участие в передаче молодого человека - транссексуала нарушением закона о пропаганде ЛГБТ среди несовершеннолетних», - говорится в документе. Коммунист попросил главу Роскомнадзора разобраться в ситуации.

АВГУСТ, 25
Съемочная группа телеканала «Кстати»
В Нижнем Новгороде охрана риэлторской фирмы заблокировала выход журналистам, которые приехали на съемки сюжета, говорится в репортаже телеканала «Кстати». В редакцию обратились жители с жалобой, что их угрозами заставляют продать свои квартиры. К журналистам обратились владельцы квартир из Дзержинска и Нижнего Новгорода. По их словам, они стали жертвами мошенников - «черные риэлторы» выкупили небольшую долю в квартире, после чего начали вынуждать их продать остальное жилье по цене ниже рыночной стоимости. Как рассказал собственник квартиры Антон Марков, его брат продал долю в общей квартире его семьи. Новый собственник - по данным Маркова, сотрудник одной из риэлторских фирм в городе - установил металлическую дверь и повесил замок. «Сразу выставил мне требования, что он планирует выкупить всю квартиру, но чтобы мы не рассчитывали на реальную стоимость, - рассказал Антон Марков. – Я, естественно, отказался. Тогда они принялись за мою сестру». Информацию о вымогательстве подтвердила также собственница другой квартиры Татьяна Христова. Она рассказала, что учредитель этой фирмы вместе с тем сотрудником, о котором говорили Марковы, отобрал у ее сына 1/80 доли в квартиры. По ее словам, почти каждый день ей поступают угрозы по телефону. Журналисты съемочной группы телеканала «Кстати» вместе с Антоном Марковым отправились в офис риэлторской компании. Вначале, как видно на записи, сотрудники офиса заперли перед ними дверь, а после отказались разговаривать. Выйти съемочной группе не дала охрана. Охранники заявили, что их вызвали, поскольку в офисе оказались «нежелательные клиенты». «Все, стоим. Приказано всех задержать. Стоим, стоим, все, вы - преступники», - заявил один охранник на камеру. В ответ на вопрос журналистов, почему их задержали, охранники заявили, что те нарушили «кучу законов» и «незаконно что-то несут в свой микрофон». Когда оператор попытался выйти, ему прищемили ногу и начали бить по ней. Прибывшей полиции охрана заявила, что не удерживала группу - та якобы сама не желала покидать помещение. Когда журналистка показала запись задержания с избиением оператора, охрана ответила, что во всем виноват ракурс. В пресс-службе МВД Нижегородской области подтвердили «Таким делам» сообщение об инциденте. Проводится проверка по жалобе журналистов.

АВГУСТ, 25
Сергей Вилков
В судебном участке №1 Фрунзенского района Саратова 25 августа состоялось судебное заседание по обвинению журналиста издания «Общественное мнение» Сергея Вилкова в клевете на депутата областной думы Сергея Курихина. Как сообщает «Коммерсант-Средняя Волга», судья Инга Свободникова завершила судебное следствие по делу. Стороны перешли к прениям. Гособвинитель Андрей Склемин сказал, что считает вину доказанной по трем из четырех вменяемых журналисту эпизодов. Он потребовал назначить Вилкову штраф в размере 100 тыс. руб., но попросил освободить от наказания в связи с истечением сроков давности. Адвокат Курихина Валерий Холоденко, в свою очередь, попросил назначить Вилкову штраф в размере 1 млн рублей. Уголовное дело по ч. 5 ст.128.1 («Клевета, соединенная с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления») в отношении Вилкова было возбуждено в апреле 2015 года по заявлению депутата Саратовской областной думы Сергея Курихина. Вилкову вменялось четыре эпизода - публикации на сайте «Общественного мнения» и в соцсетях. В частности, в соцсетях были выложены документы, похожие на оперативные разработки силовых структур, где говорится о криминальных связях некоего Сергея Курихина по прозвищу Мелкий, а также о том, что он якобы имел коррупционные отношения с работавшим на тот момент в налоговой полиции Михаилом Завьяловым. Публикации в соцсетях появились после того, как 13 января 2015 года на журналиста было совершено нападение. Сергей Вилков предположил, что к нападению имеет отношение господин Курихин. ГУ МВД было возбуждено уголовное дело по ч. 2 п. "а" ст. 116 УК РФ («Побои, нанесенные из хулиганских побуждений»), но расследование ни к каким результатам не привело. В июне 2016 года дело о клевете было направлено в суд, в ноябре – судья Артем Григорашкин вернул дело прокурору, найдя множество процессуальных нарушений. С марта 2017 дело рассматривает судья Инга Свободникова. 31 августа мировой суд Фрунзенского района Саратова оправдал Сергея Вилкова. Как сообщает «Общественное мнение», судья заявила, что никаких неопровержимых сведений, подтверждающих вину журналиста, представлено не было.

АВГУСТ, 25
«Интерфакс»
В УМВД РФ по Кировской области отказались комментировать изъятие тиража агитпродукции КПРФ. «Тему изъятия агитационных материалов мы не комментируем». Именно так ответили в региональном управлении МВД журналистам издания «Интерфакс», которые решили поинтересоваться в ведомстве причинами изъятия агитпродукции КПРФ. Однако в пресс-службе УМВД РФ по Кировской области сообщили изданию, что «в четверг в Яранске сотрудниками правоохранительных органов была пресечена попытка проведения пикета представителями КПРФ». На основании чего был запрещён пикет КПРФ, в областном управлении МВД журналистам издания не сообщили.

АВГУСТ, 28
Портал «Трэвел.ру»
Арбитражный суд частично удовлетворил два иска авиакомпании «Победа» к порталу Travel.Ru. От редакции, которая даже не участвовала в обоих процессах, потребовали удалить две нелицеприятных статьи про авиаперевозчика, но отказали в требовании о компенсации за ущерб деловой репутации. Единственный на сегодня в России низкобюджетный авиаперевозчик «Победа» старается привлечь внимание потенциальных пассажиров. Для этого все средства хороши, в том числе и провоцирование скандала, ведь негативный PR - тоже PR. То сотрудники авиакомпании придираются к ручной клади, объявляя ее сверхнормативной и вынуждая платить за провоз, то рассаживают по разным местам в самолете семьи, не заплатившие услугу по выбору мест. Громкие истории об этом обнародуются в соцсетях и СМИ. При этом «Победа» внимательно следит за критикой своих действий со стороны общественности. Частным лицам они пока претензии не предъявляют, а вот СМИ постоянно сталкиваются с недовольством дочки «Аэрофлота» (лоукостер входит в группу компаний национального перевозчика). Так, уже дважды за последнее время проигрывал суды «Победе» интернет-портал Travel.Ru, чья редакция отслеживает деятельность авиакомпании и сообщает об этом в статьях и новостях. Поводом для двух похожих обращений в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленобласти (по месту нахождения редакции) стали следующие статьи: «Победа» сдала в полицию семейную пару с младенцем из-за смены места в самолёте»; и «Победа» снова нарушила закон, удвоив сбор за право сидеть вместе в самолете». Истец требовал удаления материалов, опровержений недостоверных, по его мнению, сведений, а также выплаты компенсации за ложную и порочащую деловую репутацию информацию. Суд в итоге отказал в истребовании двухмиллионной материальной компенсации, но вынес (в июне и июле) решения об удалении текстов и публикации опровержений, причем в одном из случаев положительное для авиакомпании решение было вынесено лишь в апелляционной инстанции - Тринадцатом арбитражном апелляционном суде. Интересно, что в одном из случаев «Победа» заявила ходатайство об обеспечительных мерах - снятии спорной публикации с сайта до вынесения решения по спору. Арбитраж справедливо отказал в подобной экстраординарной мере. И все же самое удивительное в данных процессах - отсутствие ответчика в ходе разбирательства! Вот что заявил ФЗГ представитель редакции: «Мы не участвовали в этих делах, не получали ни исков, ни уведомлений от суда, ни даже обязательной досудебной претензии от «Победы». Не знаем ничего про эти процессы и не знакомы даже с доводами «Победы», которая, кстати, не ответила на наш запрос по поводу сути их претензий и не ответила на предложение воспользоваться правом на ответ, предусмотренный законом о СМИ».

АВГУСТ, 28
Павел Большаков
Журналисту газеты «Возрождение Урала» Павлу Большакову, бывшему пресс-секретарю губернатора Челябинской области Петра Сумина, предъявлено обвинение в клевете. В региональном СУ СК РФ уверяют: расследование дела идет к логическому финалу, скоро поступит в суд. Дело было возбуждено по обращению депутата Госдумы РФ Валерия Гартунга 11 ноября 2016 года. Накануне выборов депутатов Госдумы по Коркинскому округу, где баллотировался Гартунг, газета «Возрождение Урала» тиражом в 100 тысяч экземпляров распространила материалы «Предательство интересов России. Валерий Гартунг и Чеченская война» и «Как депутат шахтеров обманул». Статьи вышли в выпуске от 3 сентября 2016 года, публиковались под рубрикой «Невыдуманные истории пресс-секретаря губернатора Челябинской области». Большаков рассказывал в них, опираясь на собственные воспоминания, как участника тех событий, о закрытом заседании руководителей силовых органов Южного Урала в резиденции губернатора Петра Сумина в 1997 году. Цитировал доклад генерала ФСБ о расследуемом ведомством деле по продаже партии КамАЗов чеченским экстремистам, в котором фигурировала фамилия Гартунга. Как КамАЗы обивались броней и использовались чеченскими боевиками в боях против российской армии. По словам Павла Большакова, тогда Петр Сумин велел арестовать виновных. Но Валерий Гартунг получил мандат депутата Госдумы, а с ним и депутатскую неприкосновенность. А один из фигурантов дела с КамАЗами, согласившийся сотрудничать со следствием, был найден мертвым при странных обстоятельствах. В итоге дело до суда так и не дошло. Редакция газеты «Возрождение Урала» считает, что вправе была публиковать свидетельские показания экс-чиновника обладминистрации Большакова. Это политическая история Челябинской области, в которой нет ни грамма клеветы.

АВГУСТ, 28
Польское телевидение
Польских журналистов, прибывших в составе делегации консульства республики в Иркутске, оштрафовали за нарушение правил въезда в Россию. Как передает «Якутск.ру», иностранные телевизионщики работали над материалом о политических ссыльных в Якутии. Полиция выяснила, что у журналистов не было официальной аккредитации в России, и права на журналистскую деятельность они, таким образом, не имеют. Телевизионщики прибыли в Россию по гостевой визе по приглашению генерального консульства Польши в Иркутске. По факту незаконной деятельности два журналиста польского телевидения привлечены к административной ответственности по ч. 2 ст. 18.8 КоАП РФ («Нарушение правил въезда в РФ или режима пребывания на территории РФ иностранных граждан, выразившееся в несоответствии заявленной цели выезда фактически осуществляемой в период пребывания»). Заплатив административный штраф, телевизионщики в срочном порядке покинули Якутск.

АВГУСТ, 28
СМИ Перми
Ленинский районный суд Перми отказал юристу Александру Петрову в требовании удалить прессу и рассмотреть в закрытом процессе заявление его доверителя, экс-депутата заксобрания Прикамья Андрея Агишева. Бывший парламентарий-единоросс, осужденный за растрату и мошенничество, обратился в суд за рассрочкой о выплате в краевой бюджет похищенных 30 млн рублей. «Прошу сделать процесс закрытым, так как будут оглашаться персональные данные, сведения об имуществе, его адресах. Мы не даем согласие на присутствие прессы», - сказал юрист А. Петров, представляющий интересы ответчика. Прокурор Дмитрий Свергузов возразил, напомнив о гласности судопроизводства. «Отказать в удовлетворении ходатайства, - определила судья Ирина Шабалина. – Суд не может препятствовать прессе присутствовать в открытом судебном заседании. СМИ могут не публиковать персональные данные».

АВГУСТ, 28
Андрей Кошик
Блогер Михаил Абрамян получил СМС, в котором сообщалось об убийстве журналиста-фрилансера Андрея Кошика в Краснодаре. Об этом Абрамян рассказал «Московскому комсомольцу на Кубани». «Миша добрый день новая газета москва андрей кошика убили час назад», - гласит текст СМС, скрин с которой опубликовало издание (орфография и пунктуация сохранены). В дежурной части ГУ МВД по Краснодарскому краю сообщили, что информации об убийстве журналиста нет. Позже редакция связалась с самим Кошиком, который сообщил, что по нему «рано справлять поминки». «Это провокация, причём одна из многих. Раньше просто угрожали, теперь дошли до такого троллинга. Всё это происходит в рамках кампании, развёрнутой против судьи Хахалевой печально известным агроконцерном», - считает Кошик. Главный редактор «Советской Кубани» Вячеслав Потапов также счел сообщения об «убийстве» Кошика провокацией. «Это нужно тем, кто устроил травлю судьи Елены Хахалевой. Им нужно, чтобы тема и сама фамилия были всё время на слуху. Поэтому и устроили этот информационный вброс. На всю кампанию потрачены огромные деньги и продолжают тратиться. Цель – «нагнуть» судью принять незаконное решение. Андрей Кошик пишет на разные темы. В том числе, объективно по ситуации с Еленой Хахалевой. Задача журналиста собрать достоверную информацию и рассказать её общественности. Вот Андрей это и делает. Но у нас же не любят тех, кто выражает своё мнение. Более того, у нас стараются таких людей запугать, заставить замолчать», - прокомментировал Потапов. Михаил Абрамян в свою очередь высказал предположение, что сообщение об убийстве Андрея Кошика вызвано тем, что некто получил заказ угомонить журналиста, заставить отказаться дальше писать о предполагаемых врагах и заказчиках скандала с Хахалевой.

АВГУСТ, 28
Андрей Кошик
Краснодарскому фрилансеру Андрею Кошику продолжают поступать угрозы по телефону. Сам журналист связывает это с серией расследований о деятельности концерна «Покровский» в Краснодарском крае – на рейдерский захват земли структурами концерна жалуются фермеры из нескольких районов, владельцы земельных паев и местные предприятия. Звонящий представляется агентом ростовского центра по противодействию экстремизму Андреем Солодовниковым. «СМС приходят с разных телефонных номеров, например +79054712786, +79002806952, +79604799545, +79628779384 и других. Очевидно, что они зарегистрированы на подставных лиц. Вот содержание некоторых из них «кошик еще раз про ростов цпэ ростова…. ты тожи сядиш», «еще раз про ростов напиш ждет камера в сизо место есть», «дом знаем это цпэ ростова если фотку не убереш тебе пичаль», «тебя в ростове центр э давно посадил за связь» и так далее. Также автор СМС требует прекратить писать про концерн «Покровский». Отсюда я могу предположить, что они связаны не только с Центром Э из Ростова, но и расположенным там же концерном», - рассказал порталу «ЗА Краснодар» Андрей Кошик. Ранее Андрей Солодовников фигурировал в качестве потерпевшего по уголовному делу ростовского журналиста Сергея Резника. Сам Резник рассказал СМИ, что Солодовников, перед этим звонивший ему с угрозами, проходил по его уголовному делу заявителем и основным свидетелем. «После заявления в полицию о звонках Солодовников пишет заявление уже на меня. Выходило, что я его подкупил, чтобы он мне звонил и угрожал. Когда-то мы работали с ним в одной редакции, пожалели, взяли газеты разносить. В течение двух недель он поочередно всех известных в редакции людей похоронил и за похороны деньги пособирал. Насколько я знаю, у него есть судимость за ложное сообщение о теракте», - рассказывает Резник. Андрей Кошик подали заявления в полицию о поступающих на телефон угрозах, но, как они считают, правоохранители не принимают реальных мер, ссылаясь на то, что не могут определить владельцев номеров, с которых поступают угрозы.

АВГУСТ, 28
Евгений Русских
В ночь на 28 августа оператор телеканала «Крик ТВ» Евгений Русских производил съемку для программы «Один день» на улице Вайнера, в самом центре Екатеринбурга. Он сел на лавочку и стал просматривать снятый им материал. В это время из подземного перехода вышла группа людей, которые стали активно приставать к прохожим. «Каждого второго просто били», - утверждает журналист. Вскоре напали и на него, в результате у оператора повреждена челюсть и выбит зуб. Русских сразу же позвонил редактору телеканала Евгению Анисимову, который и обратился в полицию. В сюжете, который вышел на следующий день, отчетливо видны пятна крови на пешеходной зоне. Инцидент прокомментировали в пресс-группе УМВД России по Екатеринбургу: «Поступило заявление от гражданина в отдел полиции № 5 о том, что ему нанесли телесные повреждения неизвестные. Инцидент произошел в минувшее воскресенье. По данному факту проводится проверка. Гражданин направлен на прохождение судебно-медицинской экспертизы для установления тяжести причиненного вреда здоровью».

АВГУСТ, 28
Дарья Турцева
Под Казанью в Раифском спецучилище для воспитанников с общественно опасным поведением задержали журналиста «Реального времени» Дарью Турцеву. Администрация учреждения обвинила ее в незаконном проникновении на территорию и вызвала наряд полиции. В телефонном разговоре с главным редактором издания директор спецучилища объявила, что пропустивший журналиста сотрудник охраны был уволен, а пригласившая сотрудница в дальнейшем лишится стимулирующих надбавок. Целью приглашения журналиста была подготовка учреждения к 1 сентября. Сотрудница «Реального времени» была пропущена на территорию Раифского спецучилища через проходную учреждения по предъявлению документов, дежурный сделал запись о ее визите. Редакция сообщила о происходящем в прокуратуру РТ, МВД Татарстана и Минобрнауки России. Около 19.20, после приезда юриста «Реального времени» и беседы с сотрудниками МВД, корреспондент наконец покинула стены Раифского спецучилища.

АВГУСТ, 29
Давид Френкель
Прокуратура Петербурга внесла представление на имя начальника ГУ МВД Сергея Умнова за нарушения и волокиту при рассмотрении заявления фотокорреспондента Давида Френкеля на действия душивших его в отделении полиции врачей. Кроме того, ведомство отменило постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Об этом в своем фейсбуке сообщил адвокат международной правозащитной группы «Агора» Виталий Черкасов. 11 декабря 2016 года Френкель освещал несанкционированную ЛГБТ-акцию на Невском проспекте. Один из активистов НОД, выступающий против ЛГБТ-сообщества, несколько раз ударил Френкеля. Журналист хотел написать заявление о нападении, но полиция задерживать активиста не стала и вместо этого задержала его самого. В 78-м отделе полиции журналиста расспрашивали о подробностях ЛГБТ-акции. Когда он отказался отвечать на вопросы, заместитель начальника отдела вызвал скорую помощь, чтобы его «успокоить». Приехавшие врачи, по словам Френкеля, связали и душили его. «Фонтанка» публиковала видеозапись из отдела. На ней видно, как трое врачей грубо хватают спокойно сидевшего Френкеля и привязывают его к стулу, а один из медиков хватает фотографа за шею. По словам фотографа, в результате действий врачей он получил порезы, ссадины на руках и синяк на шее. Министр внутренних дел Владимир Колокольцев пообещал взять под личный контроль проверку инцидента в отделе полиции. 15 декабря Френкель подал заявления в Следственный комитет, МВД и Комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга на бездействие полицейских и медиков. 27 февраля он получил от МВД отказ в возбуждении уголовного дела. 23 августа отказ был отменен, а дело отправлено на доследование. Начальник управления по надзору за уголовно-процессуальной деятельностью ОВД и юстиции Гусев внес представление на имя Умнова и сотрудников прокуратуры Центрального Петербурга и потребовал «организовать надзор за соблюдением законодательства».

АВГУСТ, 29
Алексей Иванов
В Екатеринбурге избит корреспондент Первого канала Алексей Иванов. Как сообщила пресс-служба ГУ МВД по Свердловской области, журналист обратился в правоохранительные органы, сообщив, что на него было совершено нападение на улице Малышева. Журналист рассказал, что снимал на телефон нарушение автомобилем «Мерседес» правил дорожного движения и сделал замечание водителю. В возникшем после этого конфликте, как заявил журналист, также принимал участие пассажир «Мерседеса». Екатеринбургское издание «Вечерние ведомости» сообщает, что журналист находится в больнице с сотрясением мозга и переломом носа. Полиция Екатеринбурга после проведения проверки возбудила уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного пунктом „а“ части 2 статьи 115 Уголовного кодекса Российской Федерации («Причинение легкого вреда здоровью из хулиганских побуждений») в отношении гражданина 1992 года рождения», - говорится в сообщении ГУ МВД по области. Региональное управления Следственного комитета России, в свою очередь, объявило, что потребовало передать ему дело для дальнейшего расследования, в том числе по ч. 3 статьи 144 УК РФ («Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста с применением насилия»).

АВГУСТ, 30
Николай Ярст
Филипп Василенко
Два журналиста из Сочи, работавшие на телевидении, получили убежище в США. Николай Ярст и Филипп Василенко были вынуждены эмигрировать в 2014 году. Журналисты покинули Россию после громкого дела с их задержанием полицией и предъявлением обвинения в торговле наркотиками. В мае 2013 года автомобиль журналиста Н.Ярста и оператора Ф. Василенко был остановлен сотрудниками дорожной полиции. В результате проведенного обыска в автомобиле якобы были найдены наркотики. Журналистов задержали на двое суток. Следователи обвиняли представителей СМИ в распространении наркотиков. Задержанные настаивали на фабрикации дела полицейскими. В марте 2014 года дело было прекращено с формулировкой «за отсутствием состава преступления». После этого журналистам стали поступать угрозы, общий смысл которых сводился к следующему: дело либо возобновят, либо будет новое уголовное дело. В итоге Ярст и его коллега Василенко покинули Россию. В Сочи Н. Ярст и Ф.Василенко работали собкорами службы информационного вещания канала ТВЦ и ОТР.

АВГУСТ, 30
Александр Чернов
Депутат Брянской областной думы Василий Клюенков подал иски о защите чести, достоинства и деловой репутации к журналисту Александру Чернову. В мае этого года Чернов вместе с оператором снимал материал по заказу телеканала ТВЦ в Брасовском районе Брянской области. Но уже после завершения съемки на журналистов якобы напал директор сельхозпредприятия ООО «Сельхозник», член партии «Единая Россия» Василий Клюенков. Александр Чернов заявил, что руководителю фермы не понравилось, что его снимали на видеокамеру. Отмечается, что эта история широко освещалась в региональных СМИ. Фермер решил, что в результате был нанесен ущерб его репутации и подал в суд на журналиста. Клюенков подал два иска о защите чести и достоинства - в Советский районный суд Брянска и в областной арбитражный суд. Истец требует удалить часть фраз, которые содержатся в посвященных ему текстах на странице Чернова во «ВКонтакте». Клюенков также просит опубликовать опровержения на личной странице журналиста «ВКонтакте» и в сообществе «Брянский Дискуссионный клуб». «Выработал я для себя уже линию защиты? Да, безусловно. Считаю, что если столь видные люди творят непотребное, то об этом стоит писать обязательно, предавать огласке их, как мне представляется, неблаговидные дела, прикрываемые множеством областных и ведомственных наград», - прокомментировал ситуацию Чернов. За помощью он обратился к профессиональным юристам - из Брянска и воронежского Центра защиты прав СМИ.

АВГУСТ, 30
Николай Касьянов
В Ставропольском крае начался суд над блогером Николаем Касьяновым. На «простого парня», как сам себя называет Николай, власти Карачаево-Черкессии подали три иска о защите чести, достоинства и деловой репутации. Николай – блогер из Пятигорска, член Северо-Кавказского географического общества, разрабатывает и организует туристические маршруты по Кавказу. И, как любой человек, чья профессия связана с горами, не может остаться равнодушным к экологической катастрофе, которую можно наблюдать во многих метах, доступных для массового туриста. Например, одно из красивейших мест Северного Кавказа, Архыз, по сути, превратился в мусорную свалку. Первым поводом для иска послужило сообщение Николая в соцсети о том, что ежегодный туристический фестиваль «Майский рассвет» переносится из Архыза в Осетию именно в связи с загрязнением территории (об этом потом рассказал «Кавказский узел»). Вторым поводом послужил видеоролик, выложенный в сеть, в котором Николай с соратниками убирает мусор рядом с памятником погибшим во время Великой Отечественной войны защитникам перевалов, а также в других заповедных местах. Интересно, что сначала в администрации Зеленчукского района адекватно отреагировали на эту информацию и даже предложили Николаю встретиться, чтобы совместными усилиями с волонтерами решить экологическую проблему. Потом чиновники «опомнились». Николай получил три иска. Во всех исках требование удалить все негативные высказывания об Архызе и не мешать развиваться туризму в «чистом» и «не просящем помощи» Архызе и Карачаево-Черкессии. В суде глава Архызского сельского поселения Магомет Ботчаев утверждал, что и баков мусорных, и рабочих хватает, и мусор в полном объёме вывозится. Но представитель муниципального унитарного предприятия «Вершина», которое вывозит и утилизирует мусор из Архыза, его опровергла. Мусор вывозится не везде, а только там, где оплачивают, и в этом году, в связи с серьёзным приростом туристического потока, техника с задачей по вывозу мусора не справляется. Кроме того, Магомет Ботчаев при свидетелях в коридорах суда пригрозил блогеру «переломать ноги», а свидетелей обозвал «баранами и овцами». «Если не извинится, получит иск уже от меня», – сказал Николай. ФЗГ будет следить за ситуацией.

АВГУСТ, 30-31
Газета «Листок»
На редакцию информационно-аналитического еженедельника «Листок» (Горно-Алтайск) поступила жалоба от уполномоченного представителя избирательного объединения «Горно-Алтаской местное отделение регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» М. Кайгородова в связи с публикацией статей 30 августа «Семену Танытпасову не удалось защитить честь алтайского народа в суде», «Они давно осуждены народом», «500 тысяч рублей, должность главы села. Едроссы в средствах не стесняются», «Трус, Балбес, Бывалый», «Не пойду голосовать, все равно победит «Единая Россия», «Обращение к жителям Республики Алтай». Рассмотрение жалобы состоялось в четверг 31 августа. По итогам рассмотрения жалобы Избирком подал иск в суд с требованием изъять тираж газеты от 30 августа.

АВГУСТ, 31
Екатерина Винокурова
Журналистка Екатерина Винокурова рассказала «Медиазоне» об угрозах, которые поступили в ее адрес из-за премьеры фильма Алексея Учителя «Матильда». Винокуровой в фейсбуке написал неизвестный под ником Кёртис Дэвис. Собеседник журналистки пообещал, что если «Матильда» выйдет в прокат, то ночью на нее нападут с отверткой. Винокурова уточнила, что в августе она опубликовала несколько материалов, критикующих депутата Наталью Поклонскую, которая выступает против фильма Учителя. В одной статье журналистка назвала Поклонскую несистемным политиком и возможным кандидатом в президенты от радикальных консерваторов. Вторая статья была посвящена возможному недовольству в партии «Единая Россия» активной деятельностью депутата. Журналистка рассказала, что уже заверила скриншот переписки и завтра подаст заявление в московскую полицию.

АВГУСТ, 31
СМИ Краснодарского края
До недавнего времени при входе в Усть-Лабинский районный суд красовалась памятка «Правила поведения граждан, установленные в помещениях участков Мировых судей». В пункте 6 этого «документа» черным по белому значилось «Представитель средства массовой информации допускается в зал судебного заседания лишь при наличии письменного разрешения председателя суда или председательствующего судьи, полученного накануне слушания дела, т.е. за день до судебного заседания». Журналистам телепрограммы «Справедливая Кубань», заявившим о своем желании- присутствовать в открытом судебном заседании Усть-Лабинского районного суда, дали понять, что по действующим в данном суде правилам это невозможно. После критических выступлений телепрограммы по этому поводу в августе правила эти со стены в здании Усть-Лабинского районного суда исчезли. Однако попасть телевизионщикам на судебные процессы в районных судах Краснодарского края по-прежнему практически невозможно. Судьи отказывают журналистам без всяких правил, несмотря на заявления руководства судебной власти об открытости судов.

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни