Результаты мониторинга
31 Октября 2018 года

Результаты мониторинга ФЗГ за октябрь 2018 года

Конфликты, зафиксированные ФЗГ в течение ОКТЯБРЯ 2018 года на территории РФ.

Случаи гибели журналистов   ().

Пропавшие без вести ().

Нападения на журналистов и блогеров  ().

Нападения на редакции, телецентры 1 (Федеральное агентство новостей, Санкт-Петербург)

Попытки цензуры  ().

Уголовное преследование журналистов, СМИ и блогеров – 2 (Юлия Шевчук, редактор газеты «Новая Кондопога», Карелия; Константин Ишутов, блогер, Чебоксары).

Увольнение редактора, журналиста  ().

Случаи задержания полицией (ФСБ, etc.) – 9 (Алексей Шварц, журналист сетевого издания «Молния», Курганская область; Константин Ишутов, блогер, Чебоксары; Сергей Золотарев, корреспондент «Sota. Vision», Москва; Светлана Анохина, независимый журналист, и Шамиль Гаджидадаев, фотограф, оба - в Махачкале; Андрей Суровцев и Вера Олейникова, оба - сотрудники пресс-службы движения «За права человека», в Санкт-Петербурге; Сергей Золотарев, корреспондент Sota Vision, Никита Адищев, корреспондент  телеканала «Дождь»), Марина Царева, корреспондент газеты «Коммерсантъ», Илья Давлятчин, корреспондент ИА «Росбалт», все - Санкт-Петербург).

Угрозы в адрес журналистов, блогеров и СМИ – 2 (Дмитрий Муратов, издатель «Новой газеты», Москва; Денис Коротков, корреспондент «Новой газеты», Москва).

Зафиксировано предъявленных к журналистам, блогерам и СМИ судебных исков – 13

на сумму 63 650 000 рублей и 1 000 000 евро

Рассмотрено ранее предъявленных к журналистам и СМИ исков – 9

       удовлетворено – 2

       взыскано в качестве денежной компенсации морального вреда

       500 000 рублей

Отказ журналистам в доступе к информации (в том числе запрет производить аудио- и видеозапись, фотосъемку; отказ в аккредитации; ограничение права на посещение и присутствие на мероприятиях в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях) – 24

Попытки выселения редакций из занимаемых помещений   ()

Отказ от печатания (распространения) СМИ  ().

Отключение от эфира, прекращение вещания  ().

Прекращение выхода СМИ  ().

Изъятие (скупка, арест) тиража – 4 (газета «Город 24», Крым; газета «Наш Сосногорск», Республика Коми, 3 раза).

Препятствование выходу СМИ -  ().

Препятствование деятельности интернет-изданий  ().

Вмешательство в деятельность редакции -  ().

Выход изданий-двойников  ()

Изъятие / повреждение фото- видео- и аудиоаппаратуры и компьютеров – 1 (компьютер Константина Ишутова, блогера, Чебоксары).

Отказ в регистрации СМИ -  ()

Административное давление (проверки СЭС, пожарных, налоговых служб etc.) -  ().

Иные формы давления и нарушения прав журналистов – 38

 

ОКТЯБРЬ, 1

Газета «Город 24»

В Феодосии (Крым) «после звонка из Москвы» изъяли тираж газеты «Город 24», где была опубликована статья о доме гендиректора МИА «Россия сегодня» Дмитрия Киселева в Коктебеле. Об этом «Новой газете» рассказал автор изъятого материала Владимир Мазурин. Материал был опубликован и на сайте газеты, и в ее печатной версии. На сайте, по словам Мазурина, статью спустя два часа после публикации заменили рекламным блоком. «Что касается бумажного тиража, редактора газеты заставили выкупить его за свой счет», - сказал Мазурин. Он не уточнил, кто инициировал изъятие тиража. Копию статьи Мазурина опубликовали в телеграме «Крымский канал». В публикации говорится, что в 2015-2016 годах Мазурин руководил проектом по реконструкции коттеджа; стоимость проекта составила почти 200 миллионов рублей. Дом был построен на холме, и во время реконструкции выяснилось, что его фундамент залит с нарушениями. По мнению Мазурина, из-за этого коттедж мог обрушиться, уничтожив дома, построенные ниже. Но хозяин коттеджа, по его словам, отказался полноценно укрепить конструкции. Имя владельца дома в статье не названо.

Новая газета, 1 октября                                 

 

ОКТЯБРЬ, 1

Владимир Мазурин

Гендиректор МИА «Россия сегодня» Дмитрий Киселев подал заявление в полицию на журналиста газеты «Город24» Владимира Мазурина, который сообщил о реконструкции его дома в Коктебеле почти за 200 миллионов рублей. Киселев заявил радиостанции «Говорит Москва», что Мазурин - «просто мошенник», который «вымогает деньги». По его словам, документы на дом находятся «в образцовом порядке». Владимир Мазурин утверждал в статье в газете «Город24», что из-за нарушений коттедж Дмитрия Киселева, расположенный на холме, мог обрушиться на дома, построенные ниже. Мазурин отмечал, что хозяин особняка отказался укрепить конструкции.

Говорит Москва, 1 октября                                 

 

ОКТЯБРЬ, 1

Елена Войтова

В Феодосии (Крым) после публикации в газете «Город24» (Феодосия) статьи о реконструкции дома гендиректора МИА «Россия сегодня» Дмитрия Киселева главного редактора издания Елену Войтову отстранили от работы, сообщил Мазурин телеканалу «Дождь».

Говорит Москва, 1 октября                          

 

ОКТЯБРЬ, 1

Юлия Шевчук

Глава администрации Кондопожского района (Республика Карелия) В. Садовников в мае этого года обратился в следственный отдел по борьбе с экономическими преступлениями МВД Карелии, указав в заявлении, что редактор муниципальной газеты «Новая Кондопога» Юлия Шевчук неправомерно начисляет ежемесячные и квартальные премии и иные выплаты сотрудникам редакции. На основании этого заявления сотрудники ОБЭП МВД произвели выемку финансово-хозяйственной документации МУП «Редакция газеты «Новая Кондопога», возбудив уголовное дело по статье 160 УК РФ («Присвоение или растрата»). В момент, когда в редакции появились сотрудники ОБЭП, они не показали своих служебных удостоверений, лишь сообщив, что являются таковыми. Отказались они предоставить и заявление В. Садовникова, на основании которого проводилась выемка редакционных документов. Обо всём этом Юлия Шевчук сообщила в своём заявлении, направленном в прокуратуру Кондопожского района. После того, как в редакции наконец-то прочитали текст заявления главы районной администрации, стало ясно, что обвинения В. Садовникова надуманные. Никаких нарушений финансовой дисциплины в редакции не было, и это подтвердится в ходе следственных действий. Неправдой было и утверждение Садовникова, что у муниципального предприятия «Редакция газеты «Новая Кондопога» существовали финансовые трудности, якобы свидетельствовавшие о плохом экономическом положении дел в редакции. В ходе проверки выяснится, что районная газета все последние годы работает с прибылью, в первом квартале 2018 года заработав на публикации рекламных объявлений 66 тысяч рублей. Если иметь в виду, что большинство муниципальных газет в Карелии являются дотационными, то редакцию «Новой Кондопоги» как раз следует отметить в качестве примера экономической эффективности, так как коллектив умеет зарабатывать на свою деятельность и даже приносить прибыль в казну. И чтобы в том удостоверится, главе администрации района вовсе не требовалось обращаться в отдел по борьбе с экономическими преступлениями, а достаточно было поручить контрольно-счётному органу мэрии проверить финансово-хозяйственную деятельность МУП «Редакция газеты «Новая Кондопога». И в том, что муниципальное предприятие работает с прибылью, было бы легко удостовериться в ходе рядовой служебной проверки, для чего не требовалось инициировать возбуждение уголовного дела. Проверка ОБЭП закончилась тем, что ни одно обвинение главы районной администрации не было подтверждено, и на этом основании уголовное дело в отношении редактора Ю. Шевчук было прекращено. Доследственная проверка никаких признаков уголовного деяния в действиях редактора газеты не обнаружила, никакого имущества либо денежных средств Ю. Шевчук не похищала. Заявителю В. Садовникову было отказано, однако нервы Юлии Шевчук и редакционному коллективу основательно попортили, оскорбив самим фактом подобного подозрения (что активно обсуждалось в районе). Дело прекращено, но должностное лицо фактически возвело поклёп на редактора районной газеты. За это глава Кондопожской администрации В. Садовников должен отвечать?

Информация Анатолия Цыганкова (Петрозаводск)       

 

ОКТЯБРЬ, 1

Ольга Шабельникова

Екатерины Дегай

В Екатеринбурге судьба бывших руководителей ООО «Малина Медиа» будет решаться в суде. Директор пиар-агентства Magic Inc. Платон Маматов написал в ФСБ заявление с просьбой возбудить уголовное дело в отношении Ольги Шабельниковой (Чебыкиной) и Екатерины Дегай в связи с фактами, выявленными в ходе разбирательства о долге интернет-телевидения «Малина» перед телекомпанией «4 канал» в размере около 20 млн рублей. В заявлении на имя начальника УФСБ по Свердловской области Александра Вяткина Маматов сообщает, что Дегай и Чебыкина похитили не менее 5 миллионов рублей ООО «Малина Медиа». Действия менеджмента компании Маматов квалифицирует как мошенничество (статья 159 УК РФ) и злоупотребление полномочиями (статья 201 УК РФ). Дело тянется уже несколько лет. «Малина» свое существование прекратила, журналисты, которым телекомпания перед закрытием задолжала крупную сумму, по нашей информации, деньги через суд все-таки получили. Но точку, оказывается, ставить еще рано. 

Информация Владимира Голубева (Екатеринбург)          

 

ОКТЯБРЬ, 1

Виктор Корб

Решение Куйбышевского суда, признавшего законным и обоснованным возбуждение уголовного дела против независимого журналиста Виктора Корба, вступило в силу. В Омском областном суде 1 октября прошло рассмотрение апелляционной жалобы адвоката Андрея Огнева, поданной в интересах Корба, с дополнениями и уточнениями заявителя. Провела заседание и приняла решение единолично «судья-докладчик» Галина Люсева. Выступая в прениях, Виктор Корб подробно, со ссылками на тексты законов и решения высших судебных органов (ППВС и ЕСПЧ), объяснил, что для возбуждения уголовного дела не было не только законных и разумных оснований, но даже формального повода. Он напомнил, что состав преступления по ст. 205.2 УК РФ можно усматривать лишь в действиях самого подозреваемого, который лично и публично выражал одобрение терроризма или призывал к нему. Инкриминирование же нейтрального сообщения о реальных фактах, осуществленного в информационных, исследовательских и правозащитных целях и в соответствующем контексте, являются ничем иным, как попыткой ограничить свободу слова и информации и фактически запретить общественную дискуссию по актуальным вопросам. Прецедент произвольно расширительной трактовки этой «террористической» статьи позволит, по мнению Корба, развязать руки силовым структурам для преследования независимых журналистов, правозащитников и исследователей. Напомним, уголовное дело против редактора агентства «ДО-инфо» Виктора Корба было возбуждено СУ СКР по Омской области 16 мая 2018 года по материалам, предоставленным начальником регионального УФСБ генералом Василием Кондратенко. Чекисты даже не пытались скрыть то, что единственным формальным поводом для преследования Корба является его статус создателя и координатора Международного комитета защиты Бориса Стомахина. В материалах зафиксировано, что в ФСБ много лет осуществляют сплошной мониторинг сайта «Патриофил» (открытой информационно-аналитической и правозащитной площадки), в 2017 году по заказу спецслужбы были выполнены «лингвистические исследования», обнаружившие признаки одобрения терроризма в стенограмме последнего слова Стомахина, произнесенного им в открытом заседании по своему третьему делу еще в апреле 2015 года, но заказ на возбуждение дела против Корба ФСБ передало в СКР лишь 10 мая 2018 года - на следующий день после того, как стало известно о частичной победе Стомахина в ЕСПЧ. В рамках предварительного расследования за четыре с половиной месяца был проведен лишь один формальный допрос. Обвинение журналисту до сих пор не предъявлено, но еще в начале июня его фамилия была внесена в «список террористов и экстремистов» Росфинмониторинга, в результате чего были заблокированы все счета и аккаунты в банках и платежных системах.

Открытый Омск, 2 октября                                       

 

ОКТЯБРЬ, 1

Николай Усков

В Останкинском суде Москвы прекращено рассмотрение дела по иску Александра Федотова, бывшего владельца российского Forbes, к экс-главреду, а теперь редакционному директору издания Николаю Ускову. Об этом сообщил из зала суда корреспондент РАПСИ. Представитель Федотова попросил прекратить разбирательство по инициативе истца. С чем это связано - не сообщается. Иск Федотова был подан в суд после интервью Ускова телеканалу «Дождь». Бывший владелец Forbes посчитал, что Николай оскорбил его. Бизнесмен требовал защиты своих чести и достоинства, а в качестве компенсации морального вреда просил символический рубль. Но теперь и этого не хочет. Напомним, в сентябре Николай Усков также отозвал из суда свой иск против издателей Forbes, в котором требовал восстановить его в должности после июньского увольнения. После того, как Федотов продал Forbes предпринимателю Магомеду Мусаеву, конфликт был исчерпан, так как новый владелец вернул Ускова в редакцию.

Лениздат, 1 октября                             

 

ОКТЯБРЬ, 1

Елена Пивоварова

В Ростовской области многоопытный редактор популярной муниципальный газеты снова стала стажёром: ей назначен трёхмесячный «испытательный срок» после того как в городе появился новый градоначальник. Батайская городская газета «Вперёд» считается одной из лучших муниципальных газет Ростовской области, а её редактор Елена Пивоварова стала победителем конкурса Союза журналистов России на лучшее журналистское произведение 2017 года. Впрочем, к победам самой газеты и её журналистов на престижных профессиональных конкурсах все давно уже привыкли. «Вперёд» - газета авторитетная и популярная, продаётся (а главное раскупается) не только в газетных киосках - 4 тыс.экземпляров каждого номера расходятся только в продовольственных магазинах, и это не считая других торговых точек. В сентябре в Батайске произошло эпохальное событие: прежний градоначальник, руководивший Батайском много лет, ушёл на пенсию. Ну, а поскольку в Ростовской области нет прямых выборов глав администрации городов и районов, некая комиссия из всех претендентов на высокий пост отобрала одного - Геннадия Павлятенко, заместителя министра труда и социального развития Ростовской области. Карьеру он сделал в том же министерстве, так что опыта работы в муниципалитете у него пока нет. Среди его первых шагов на новом поприще стало продление на три месяца контракта с редактором городской газеты Еленой Пивоваровой. Её прежний трудовой договор закончился одновременно с отставкой прежнего главы: такой порядок по-прежнему существует во многих муниципальных образованиях Ростовской области. Никакой логики в этом нет: сотрудники газеты, включая редактора, не являются муниципальными служащими (и чиновничий стаж, дающий право на пенсионные и прочие льготы, им, соответственно, не идёт). Журналисты работают в муниципальном унитарном предприятии и у всех, кроме его руководителя, трудовые контракты бессрочные. А вот редактор газеты, он же директор муниципального предприятия, принимается на работу новым главой и одновременно с прекращением его полномочий увольняется. Кстати, на муниципальные предприятия другого профиля (типа банно-прачечный комбинат и прочие) это правило не распространяется. Выходит, газета и её редактор находятся на особом положении, то есть, с привязкой к судьбе главного местного начальника.

Информация Анны Лебедевой (Ростов-на-Дону)       

 

ОКТЯБРЬ, 2

ИА «СеверПост»

Сотрудники управления Роскомнадзора по Мурманской области составили в отношении ИА «СеверПост» шесть протоколов, по одному уже вынесено судебное решение. Все протоколы составлены в отношении редакции сайта за «нарушение установленного порядка распространения среди детей продукции средств массовой информации». До этого Роскомнадзор выслал в адрес издания сразу несколько запросов, все они касались публикаций на тему пропавших детей. Все эти заметки о розыске пропавших детей выходили по просьбе волонтёров поисковых отрядов «Мурманспас» и «Лиза Алерт». На фотографиях были лица пропавших и их фамилии и имена, а как иначе можно найти этих мальчиков и девочек? Естественно, никто из журналистов не брал у родственников или руководителей приютов разрешение на публикацию персональных данных и изображений детей. После череды протоколов представители надзорного ведомства попытались найти нарушения в регистрации СМИ. Согласно письму, полученному из регионального Роскомнадзора, его руководство усматривает нарушение в самой процедуре регистрации, несмотря на то, что свидетельство о СМИ было получено в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в Москве ещё в 2014 году. Как уверены сотрудники ИА «СеверПост», чиновники Роскомнадзора действуют в чьих-то интересах и хотят закрыть сайт. К слову, за пять лет существования до этой осени «СеверПосту» как СМИ Роскомнадзор не выписывал ни единого штрафа.

Информация Александра Борисова (Мурманск)           

 

ОКТЯБРЬ, 2

Николай Семена

Федеральная служба исполнения наказаний не разрешила украинскому журналисту Николаю Семене выехать из Крыма для прохождения лечения в кардиологической клинике Киева. Об этом пишет «Крым. Реалии» со ссылкой на адвоката журналиста Эмиля Курбединова. Также издание сообщает, что Семена может получить возможность выехать в Украину в июле 2019 года. «Получается, что только в июле у него заканчивается половина срока условного осуждения. Он может подать на условно-досрочное. Если удовлетворят, а это через суд делается, тогда он спокойно может выехать», - рассказал Курбединов. 22 сентября 2017 года суд в Симферополе приговорил журналиста к двум с половиной годам лишения свободы условно. Его признали виновным в публичных призывах к нарушению территориальной целостности России (ст. 280.1 УК РФ). Семене назначили испытательный срок в три года и на этот же период его лишили права заниматься публичной деятельностью. Поводом для возбуждения уголовного дела стала статья Семены «Блокада - необходимый первый шаг к освобождению Крыма» на портале «Крым. Реалии». Следствие посчитало, что в ней журналист призывает к нарушению территориальной целостности России. Сам Семена утверждает, что в своих материалах он реализовывал право на «свободное выражение мнения». В конце 2017 года Верховный суд Крыма снизил Семене срок запрета на занятие публичной деятельностью с трех до двух лет.

ОВД-Инфо, 2 октября                                    

 

ОКТЯБРЬ, 2

Лидия Калоева

Журналист Лидия Калоева стала жертвой запугивания со стороны силовиков. В гостинице в Курске, где она жила во время участия в Международном медиафоруме «Префикс плюс 10», неизвестный сотрудник правоохранительных органов, показавший удостоверение, но не позволивший увидеть его имя, обвинил ее в торговле наркотиками в особо крупных размерах. О провокации она написала в Фейсбуке. «Он предложил мне по-дружески «угостить косячком», угрожал про тюрьму и особо крупные размеры… Только сейчас я понимаю, что он меня допрашивал. Я была настолько растеряна перед этим чистым злом, что даже не догадалась включить диктофон или сфотографировать его удостоверение. В какой-то момент инстинкты просто унесли меня оттуда... От такого манипулятивного обмана я просто в ужасе. Вчера мне казалось, что я просто умру от тревоги и унижения. Сегодня немного легче, но моя любовь к миру и вера в то, что мир – безопасное и доброе место – потеряна», – написала Калоева в соцсетях.

Радио Свобода, 2 октября                                 

 

ОКТЯБРЬ, 2

Интернет-издание «ТВ-МИГ»

Во Владимирской области еще одно СМИ перешло на уровень перепечатки пресс-релизов. На днях интернет-издание «ТВ-МИГ» уволило последних штатных журналистов и отказалось от аренды помещения. По словам руководства ресурса, все это связано с желанием снизить издержки, повысить эффективность сайта и привлечь к работе профессионалов, готовых работать дистанционно исключительно за гонорары, без гарантий Трудового кодекса и заключения бессрочного трудового договора. Это официальная версия. А неофициально, по словам информированных источников, увольнение сотрудников велось для последующего полного закрытия интернет-ресурса. Якобы генеральный директор компании Светлана Васкес Кремадес (в региональных медиа более известна как Светлана Киреева) наконец-то получила испанское гражданство и более не заинтересована в жизни в России. Якобы появился «покупатель» этого СМИ, и сайт «живет» выкладкой пресс-релизов, чтобы сохранить капитализацию. Мол, это надежда показать потенциальному покупателю жизнеспособность продаваемого ресурса.

Владимирские ведомости, 2 октября                             

 

ОКТЯБРЬ, 3-24

Интернет

Жители Ингушетии 24 октября начали массово подавать в Роскомнадзор жалобы на отключение в республике мобильного интернета, которое странным образом совпало с митингом протеста против соглашения о границе между Ингушетией и Чечней. По словам адвоката Хусена Даурбекова, собирающего жалобы, их накопилось уже более 400, однако в Роскомнадзор из-за нехватки времени подано лишь около 30. Стандартные жалобы, поданные через электронную форму на сайте ведомства, указывают на то, что «с 22:30 3 октября по 17 октября» в Ингушетии «произведено полное отключение услуги «Мобильный интернет» путем отключения технологий 3G и 4G» в отсутствие законных оснований и без предварительного уведомления абонента, что является нарушением правил оказания услуг телефонной связи. Авторы жалоб просят привлечь своих операторов к административной ответственности за нарушение лицензионных требований (ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ). «У Роскомнадзора есть месяц на рассмотрение каждой жалобы. После того как мы получим от него подтверждение, что права абонентов были нарушены, мы обратимся в суд с исками к операторам за взысканием ущерба», - объяснил Даурбеков. Отсутствие мобильной связи в регионе совпало по времени с митингом противников соглашения о границе между Ингушетией и Чечней, подписанного главами этих республик Юнус-Беком Евкуровым и Рамзаном Кадыровым 26 сентября. Акция проходила в центре Магаса с 4 по 16 октября. В это время по всей республике ни один из операторов не обеспечивал стабильного доступа абонентов к мобильному интернету. Митингующие обвиняли в происходящем власти региона, якобы давшие «команду глушить интернет». По их словам, 17 октября, когда митинг официально закончился, на его площадке «ловил прекрасный мобильный интернет». Мобильные операторы пока не комментируют претензии жителей Ингушетии. В «Вымпелкоме» и «МегаФоне» отказались от комментариев, в МТС не ответили на запрос. Представитель «Ростелекома» заявил, что оператор не приостанавливал оказание услуг в Ингушетии. А в Tele2 заявили, что у данного сотового оператора вообще нет операций в Ингушетии. В Роскомнадзоре же пообещали ответить на жалобы в установленном порядке. 10 октября Русская служба ВВС обнародовала сведения и скриншоты из переписки в корпоративной почте, информации на внутреннем портале для сотрудников и данных программы по мониторингу базовых станций, в которой почти все вышки на территории республики помечены красным цветом как проблемные. Информация о них была размещена во вкладке «аварии и плановые работы», однако оператор не спешил их устранять. При этом в письме сотрудникам колл-центра компании было «запрещено упоминать об аварии или технических проблемах» в Ингушетии, а клиентам рекомендовалось говорить, что «трудностей в предоставлении услуг связи не зафиксировано». Вышки «Мегафона» в соседней Северной Осетии работали в обычном режиме.

Newsru.Com, 24 октября                         

 

ОКТЯБРЬ, 3

Алексей Шварц

В Шадринске (Курганская область) задержали координатора местного отделения «Весны» Сергея Каргапольцева и журналиста сетевого издания «Молния» Алексея Шварца. Об этом сам Каргапольцев сообщил ОВД-Инфо. По его словам, он планировал провести одиночный пикет с требованием установить очистительный фильтр на заводе «Технокерамика», который занимается производством материала, используемого в нефтедобывающей промышленности. Шварц шел с ним, чтобы впоследствии сделать публикацию о пикете Каргапольцева. Координатор местной «Весны» говорит, что по дороге они подобрали некие листовки и газеты, которые потом собирались выбросить. Затем к ним подошел полицейский: он сказал, что получил сообщение от местного жителя - якобы двое мужчин раздают листовки экстремистского характера. После их привезли в межмуниципальный отдел полиции «Шадринский», где у активиста «Весны» пытались взять отпечатки пальцев.

ОВД-Инфо, 3 октября                                          

 

ОКТЯБРЬ, 4

Эрик Китуашвили

В Дорогомиловском суде Москвы прокуратура запросила для видеоблогера и основателя сообщества «Смотра.ру» Эрика Китуашвили, более известного под псевдонимом Давидыч, семь лет колонии общего режима. По версии обвинения, Китуашвили со своей гражданской женой и еще несколькими сообщниками инсценировал угон четырех автомобилей и получил по поддельным документам деньги от страховых компаний. По оценкам следствия, сумма страховых выплат превысила 8 миллионов рублей. Гражданскую жену Китуашвили Анну Каганскую прокуратура просит приговорить к трем годам и двум месяцам колонии общего режима. Кроме того, с обоих обвиняемых просят взыскать 10 миллионов рублей в пользу компаний «ВТБ страхование» и «Ингосстрах». Китуашвили и Каганская вину не признают и считают дело сфабрикованным. Видеоблогер, в частности, утверждает, что его арест стал местью за ролики, раскрывавшие коррупцию в рядах сотрудников дорожной полиции. В СИЗО он находится с 22 февраля 2016 года. Эрик Китуашвили стал известен благодаря созданным им порталу Smotra.ru и каналу на Youtube, который был посвящен автомобильной тематике. Канал имел более двух с половиной миллионов подписчиков и более 500 миллионов просмотров. Он также сотрудничал с проектом «СтопХам», организованным комиссаром прокремлевского движения «Наши» Дмитрием Чугуновым.

Радио Свобода, 4 октября                                

 

ОКТЯБРЬ, 4

Газета «Рабочее слово»

В Пикалево (Ленинградская область) - скандал в газете «Рабочее слово». Творческий коллектив в лице последнего журналиста и корректора не согласны с намерением собственника издания – местной администрации - назначить молодого директора. «В связи с тяжелой ситуацией, которая может привести к закрытию АНО «Редакция газеты «Рабочее слово» и увольнению всего творческого коллектива… просим вас принять участие в собрании трудового коллектива», - написали сотрудники издания в Союз журналистов Петербурга и Ленобласти. «Творческий коллектив» и «сотрудники» - это два человека – последний журналист Валентина Сорокина и корректор Ольга Соловьева. Еще есть штатный бухгалтер Светлана Буга и директор, он же верстальщик Кирилл Никитин, но тот уже подал заявление об увольнении. «Тяжелая ситуация» – это желание учредителя СМИ - местной администрации назначить газете нового директора – молодого, амбициозного Игната Норкина. «Творческий коллектив» против, бухгалтер - на стороне начальства.

Лениздат, 4 октября                                             

 

ОКТЯБРЬ, 4

Константин Ишутов

В Чебоксарах (Чувашия) против блогера Константина Ишутова возбудили уголовное дело за опубликованное в фейсбуке фото листовки Третьего рейха. Об этом пишет «Медиазона» со ссылкой на адвоката подозреваемого Юрия Иванова, который сотрудничает с международной правозащитной группой «Агора». Ишутова подозревают в реабилитации нацизма (ст. 354.1 УК). Мужчину задержали, после чего у него дома провели обыск и изъяли компьютер. Так правоохранители установили, что публикация была сделана с его устройства. Ишутов подписал листовку: «Когда Третий рейх относится к советскому народу лучше, чем Путин к российскому».

ОВД-Инфо, 6 октября                

 

ОКТЯБРЬ, 5

«URA.RU»

В Екатеринбурге редакция информагентства «URA.RU» одержала победу в суде в тяжбе с создателем строительной корпорации «Маяк», экс-депутатом Владимиром Коньковым. Еще в ноябре 2016 года в рубрике «Слухи» «URA.RU» опубликовало материал о том, что Коньков возобновил финансирование регионального отделения КПРФ, а также лоббировал финансирование из бюджета собственных коммерческих проектов на одном из заседаний фракции в региональном Законодательном собрании. Со значительной задержкой Владимир Коньков посчитал, что информация порочит его деловую репутацию, и в феврале 2018 года подал иск в Ленинский районный суд Екатеринбурга. Однако там ему отказали в удовлетворении исковых требований, не смог бизнесмен склонить на свою сторону и областной суд в апелляционной инстанции. Юрист Евгения Вершинина, представлявшая интересы СМИ, заявила: «Нам удалось доказать, что опубликованные сведения не являются порочащими и негативными. В суде мы защищали позицию, что бюджетные средства реально выделялись на те объекты, которые вели его предприятия». После того, как Коньков потерпел очередную неудачу, редакция «URA.RU» подала на него заявление в тот же Ленинский суд о распределении судебных расходов. И вот 5 октября суд взыскал с предпринимателя 100 тысяч рублей на оплату услуг представителя СМИ в двух инстанциях. «Это необычно высокая сумма, как правило, в подобных делах суд взыскивает не больше 20 тысяч рублей. Но, во-первых, Коньков не явился в суд и не представил своих возражений. Во-вторых, возможно, судам надоело, что к ним поступает много необоснованных исков по защите деловой репутации и это был показательный жест, чтобы предотвратить подачу таких заявлений», - резюмировала ситуацию Евгения Вершинина.

Информация Владимира Голубева (Екатеринбург)              

 

ОКТЯБРЬ, 6

Все СМИ

В Московском районном суде Чебоксар (Чувашия) блогеру Константину Ишутову, задержанному за публикацию листовки Третьего рейха, продлили срок содержания под стражей на 72 часа. Журналистов на судебное заседание не пустили, так как «суббота - нерабочий день».

ОВД-Инфо, 6 октября                               

 

ОКТЯБРЬ, 6

Владимир Мазурин

Архитектора Владимира Мазурина, который написал статью о доме гендиректора МИА «Россия сегодня» Дмитрия Киселева в Коктебеле, уволили из строительной компании «Столица». Об этом он сообщил «Новой газете». «4 октября разбудили рано утром, сказали, что срочно нужно подъехать в офис в Симферополь. А я живу в Феодосии. Приехал - мне тут же говорят: «Вы нам больше не нужны». И протягивают соглашение о расторжении договора. По соглашению сторон», - рассказал архитектор. По словам Мазурина, после объявления об увольнении ему стало плохо.

The Insider, 6 октября                                         

 

ОКТЯБРЬ, 6

Сергей Золотарев

В Москве на смотровой площадке парка «Зарядье» задержали участника «Бессрочного протеста» Георгия Ковалева. Об этом ОВД-Инфо сообщил Сергей Ожич. Как говорит координатор «Бессрочного протеста» Софья Кардаш, участники акции стояли с текстом для видеообращения. «Мы собирались записать видеообращение ко всей оппозиции, собрались на смотровой площадке, пришла полиция, стали спрашивать, что мы тут раздаем», - рассказала активистка ОВД-Инфо. Затем Ковалева задержали и повели в автозак. Затем, по словам участника «Бессрочного протеста» и очевидца Глеба Сахарова, у полицейского автобуса задержали корреспондента «Sota. Vision» Сергея Золотарева. Он снимал задержание Ковалева. Всех задержанных доставили в отдел полиции «Якиманка». Вечером их отпустили из отдела с обязательством о явке.

ОВД-Инфо, 6 октября                                  

 

 

ОКТЯБРЬ, 6

Сайт «МБХ медиа»

Роскомнадзор по решению Генпрокуратуры заблокировал «зеркало» сайта «МБХ медиа», сообщается в телеграм-канале издания. Основной сайт «МБХ Медиа» заблокировали в феврале. Основанием для ограничения доступа назвали статью 15.3 федерального закона «Об информации», которая регламентирует порядок блокировки сайтов с призывами к беспорядкам и экстремизму, а также к участию в публичных несогласованных мероприятиях. В той же статье говорится о возможности блокировки информационных материалов организаций, признанных «нежелательными». В июне Таганский районный суд Москвы отказался признать блокировку издания незаконной. Представители редакции настаивали, что удалили с сайта материалы, признанные незаконными, но ведомство все равно отказалось восстанавливать к доступ к ресурсу.

Медиазона, 6 октября                         

 

ОКТЯБРЬ, 7

ИА Sakh.com

ИА Sakh.com разместил на своем сайте открытое письмо общественного совета при областном министерстве здравоохранения. Совет в лице семи человек, возглавляемый Гульнур Миньковой, помощником депутата городской думы Олега Болутенко, обвинил независимое СМИ в «разжигании вражды» к медикам. Речь шла об освещении ситуации Паши Нагорного - трехлетнего сахалинца, который болен лейкозом, не выявленным, по мнению его мамы, сахалинскими врачами. «Минькова пишет, что для сочинения этого письма совет собрался во внеочередном порядке», удивляется Sakh.com, но почему-то редакция за все время своего существования никогда не слышала ни о внеочередных, ни об очередных заседаниях общественного совета при Минздраве и вообще не подозревала, что он есть. Хотя именно с помощью Sakh.com очень часто решаются проблемы тяжело больных маленьких пациентов. И ни разу ни одного отклика или слов поддержки на свои публикации от Совета! Так случилось и с сахалинцем Пашей Нагорным, которого сегодня в Москве готовят к пересадке костного мозга. Sakh.com счел, что манипулирование фактами в «Открытом письме» провластного общественного совета не только нарушает моральные нормы, но, возможно, и противозаконно. Последнему даст оценку юридическая служба информационного агентства.

Информация Ольги Васильевой (Пятигорск)                   

 

ОКТЯБРЬ, 8

«Кавказский узел»

Радио Свобода

Журнал «Дош»

Издание «Кавказ.Реалии»

Судебный процесс в Чеченской Республике по делу главы грозненского «Мемориала» Оюба Титиева начался в открытом режиме, но в тот же день закрылся от прессы – она не смогла присутствовать на допросе начальника тыла Курчалоевского РОВД и оперуполномоченного, который отвозил подсудимого в наркодиспансер на освидетельствование. Прокурор убедил суд провести допрос полицейского в закрытом режиме, объяснив это присутствием в суде журналистов изданий, «которые преподносят информацию в искаженном виде». Обвинение сослалось и на то, что свидетель является кадровым офицером, занимающимся оперативно-разыскной деятельностью, борьбой с экстремизмом и борьбой с оборотом наркотических средств. А открытый допрос приведёт, мол, к разглашению анкетных данных свидетеля и может быть небезопасным для него. Защита и сам Оюб Титиев выступили против этого предложения. Адвокаты Петр Заикин и Илья Новиков предложили суду закрыть лишь ту часть допроса, на которой свидетель Эльмурзаев огласит свои анкетные данные. Однако судья удовлетворила ходатайство обвинения и закрыла процесс на время допроса оперативника Эльмурзаева. На заседание, кроме постоянно освещающего процесс корреспондента «Кавказского узла», пришли журналисты Радио Свобода, журнала «Дош» и издания «Кавказ.Реалии». Оюб Титиев занимается защитой прав жителей Чечни. Он возглавил грозненское представительство «Мемориала» в 2009 году, после убийства Натальи Эстемировой. Уголовное преследование Титиева почти полностью идентично делу корреспондента «Кавказского узла» Жалауди Гериева, осужденного по сфабрикованному делу о хранении наркотиков.

Информация Ольги Васильевой (Пятигорск)             

 

ОКТЯБРЬ, 8

«ПримаМедиа»

«Сах.ком»

Арбитражный суд Приморского края удовлетворил иск ООО «ПримаМедиа» к ООО «Сах.ком», в котором истец просил признать недостоверным высказывание главного редактора ИА Sakh.com, сделанное ею на прошедшем в Южно-Сахалинске медиафоруме. Суть высказывания: ПримаМедиа» вымогает деньги у органов власти, коммерческих компаний и частных лиц за то, чтобы так называемые журналисты этого СМИ не писали заказные, заведомо ложные публикации в отношении этих компаний и организаций. И то, что медиафорум в Южно-Сахалинске проводит именно «ПримаМедиа» свидетельствует о том, что правительство Сахалинской области решило таким образом «задобрить» это СМИ… Ранее главреду Sakh.com предлагали войти в оргкомитет этого медиафорума, но узнав о его операторе, агентство отказалось иметь хоть какое-то к нему отношение. Свою позицию Sakh.com неоднократно излагал своим читателям: он никогда не имел, не имеет, и не будет иметь государственных, муниципальных контрактов и договоров на платное информационное обслуживание. И уж тем более, не будет сотрудничать со СМИ, живущими именно за счет такого обслуживания и заимевших подмоченную репутацию. Объяснял читателям и свое настороженное отношение к подобным журналистским форумам, сборам и конференциям: там не происходит разговора по существу, о том, что сегодня представляет из себя современная журналистика. В суде Sakh.com предоставил свои доказательства: и свои собственные расследования о том, как тратятся бюджетные деньги, и опубликованные расследования приморских коллег о том, как «ПримаМедиа» вымогает у бизнесмена деньги, а потом мстит ему за отказ… И, наконец, совсем бомбу: нотариально заверенные показания бывшего мэра Южно-Сахалинска о том, каким образом его вынудили сотрудничать с «ПримаМедиа». Но суд доказательства ответчика не счел убедительными. Уже после суда материализовалось еще одно доказательство «киллерства» ПримаМедиа»: во все подконтрольные власти сахалинские СМИ было разослана новость «ПримыМедиа» про выигранный ею суд. Однотипные посты появились и в соцсетях. Как ссылается Sakh.com на свой источник, размещение этой новости проплатил (за каждую – 4000 тысячи рублей) Николай Литус, руководитель «Молодой гвардии» на Сахалине, он же председатель молодежного парламента, он же советник экс-губернатора области Олега Кожемяко по молодежной политике. Кстати, и про «Молодую гвардию» Sakh.com не раз писал – как власти ее используют, например, для того, чтобы занять площадь во время запланированной на ней акции протеста или поддержать непопулярную инициативу. Главный редактор ИА Sakh.com Ксения Семенова – для ФЗГ: «Я впервые публично сделала то, что до меня давно никто не делал - назвала агентство «ПримаМедиа» тем, кем оно, по моему глубокому убеждению, является. Многочисленные звонки из Владивостока, Хабаровска, Москвы и более 27 тысяч просмотров материала «Сахалинский губернатор впервые услышал о медиакиллерах» подтвердили, что нас поддерживают и коллеги, и читатели. Ни в законе о СМИ, ни в иных нормативно-правовых актах РФ не закреплены критерии или правила заключения договоров «на информационное обслуживание» со СМИ, не предусмотрены случаи, в которых органы власти за освещение своей деятельности могли бы платить СМИ деньги, продолжает Ксения. Фактически контракты на такое обслуживание заключаются исходя из принципа свободы договора. В результате заключения таких договоров финансируются и негосударственные (частные) средства массовой информации. Назовите это как хотите - рекламой или цензурой, но однозначно, что распространитель такой информации связан с соответствующей властной структурой договорными обязательствами и не может заниматься критикой власти. При этом подобные материалы не содержат ссылки на его заказной характер, и читатель не в состоянии определить это самостоятельно. Мы привели в суде статьи о методах работы и «ПримаМедиа», и ее «дочек», написанные начиная с 2013 года, и отнюдь не только Сахкомом. Обратили внимание суда на то, что слова «вымогает» и «задобрить» журналист намеренно взяла в кавычки, сняв тем самым с них прямую смысловую нагрузку. Их следует толковать в переносном смысле, в контексте всей публикации, которая поднимает главную проблему современной журналистики - потерю независимости СМИ через заключение контрактов, а также затрагивает проблему закрытости власти, представители которой готовы платить бюджетные деньги за умалчивание фактов, объективно требующих широкого информирования населения, общественной дискуссии и возможной конструктивной критики власти». Справка ФЗГ: Первый Международный форум российских островов» прошел в Южно-Сахалинске в апреле 2018 года. По официальной информации департамента информационной политики Сахалинской области, форум проводился за счет областного бюджета, а именно программы, направленной на поддержку, развитие и благосостояние СМИ области. «Ожидаемый эффект от проведения мероприятия - расширение взаимодействия между медиасообществом Сахалинской области и других регионов России, совершенствование профессионального мастерства работников СМИ Сахалинской области, интеграция успешных практик в деятельность местных редакций, содействие развитию взаимодействия между органами власти, СМИ, предприятиями и организациями, бизнесом, общественными объединениями». Президиум сахалинского отделения Союза журналистов России отказался принимать участие в форуме из-за одиозности организаторов.

Информация Ольги Васильевой (Пятигорск)                    

 

ОКТЯБРЬ, 8

Дмитрий Антоненков

Сергей Панин

Дмитрий Емельянов

В Екатеринбурге директору Сети городских порталов Hearst Shkulev Digital Ринату Низамову пришло официальное письмо от ГУ МВД по Свердловской области. Как сообщил местный портал Е1, в письме говорится, что в полиции провели проверку по поводу задержаний журналистов 9 сентября на несанкционированном митинге против повышения пенсионного возраста в Екатеринбурге. «В целях исключения воспрепятствования профессиональной деятельности журналистов с сотрудниками УМВД России по Екатеринбургу были проведены занятия в системе служебной подготовки, дополнительно изучены положения закона Российской Федерации «О средствах массовой информации», а также на собраниях строевых подразделений был разобран факт задержания журналистов с оценкой действий сотрудников полиции», - заверили в свердловском ГУ МВД. Также, чтобы избежать конфликтных ситуаций в дальнейшем, в полиции Ринату Низамову посоветовали дополнительно довести до журналистов, чтобы они всегда неукоснительно соблюдали федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», что он и сделал. Напомним, что во время акции, организованной 9 сентября сторонниками Алексея Навального в Екатеринбурге, по данным «ОВД-инфо», было задержано 183 человека, в том числе журналист портала 66.ru Дмитрий Антоненков и корреспонденты E1 Сергей Панин и Дмитрий Емельянов. На всех были составлены протоколы по статье 20.2 КоАП РФ. Позже протоколы в отношении журналистов были аннулированы, и перед ними во время личной встречи извинился глава свердловского ГУ МВД Михаил Бородин.

Информация Владимира Голубева (Екатеринбург)     

 

ОКТЯБРЬ, 8

Алексей Гаврилов

Уже больше двух лет в Карелии длится судебный процесс в отношении бывшего депутата Законодательного собрания Карелии и редактора партийной газеты «Нам всё ясно» Алексея Гаврилова. Он обвиняется в организации информационной провокации, совершённой в сентябре 2016 года группой лиц в период избирательной кампании в Госдуму РФ и в парламент Карелии, в отношении партийных конкурентов на выборах. Накануне дня голосования на стенах домов в избирательном округе, где баллотировался в Заксобрание Карелии от партии «Справедливая Россия» А. Гаврилов, появились вульгарные, в том числе и матерные, надписи, дискредитировавшие кандидата в депутаты Госдумы Валентину Пивненко (выдвигалась от партии «Единая Россия») и кандидата в депутаты Законодательного собрания республики Дмитрия Макеева (выдвиженец партии «Яблоко»). Двоих молодых людей, писавших надписи на стенах, полиция задержала. Они сообщили, что «работу» им заказал и оплатил депутат парламента Карелии А. Гаврилов (на тот момент он был действующим депутатом ЗС РК). Следственный комитет МВД РК возбудил в отношении А. Гаврилова уголовное дело, ему вменялся вандализм по мотивам политической ненависти. Кроме показаний задержанных, никаких других фактов вины Гаврилова обнаружено не было. Сам он считает, что его оговорили, у одного из молодых людей есть в том прямая заинтересованность, поскольку он одновременно проходит по другому уголовному делу, обвиняется в причинении тяжкого вреда потерпевшему, а у второго вандала-рисовальщика недавно завершился срок уголовного наказания. А. Гаврилов не исключает, что и того, и другого могли принудить оговорить его. В судебном заседании пострадавшие В. Пивненко и Д. Макеев, давая показания, заявили, что надписи на стенах считают оскорбительными для себя, но политической ненависти в них не видят. А. Гаврилов, в свою очередь, в очередной раз просил суд обратить внимание на то, что надписи, дискредитирующие его самого, также были написаны на тех же стенах, однако следователи почему-то не включили их в материалы и не расследуют, хотя он требовал этого. 18 сентября 2018 года уголовное дело Гаврилова надо было прекращать в связи с истечением срока давности. Обвиняемому предложили прекратить рассмотрение дела по причине истечения срока и по не реабилитирующим основаниям закрыть его. А. Гаврилов отказался от такой сделки, будучи уверенным, что докажет свою правоту. Накануне очередного судебного заседания он сломал ногу, и врачи рекомендовали ему постельный режим. Однако судья сочла, что это не мешает Гаврилову явиться в судебное заседание. В результате судебные приставы в прямом смысле слова вносили А. Гаврилова в здание суда и в зал заседания. Но судья вскоре была вынужден прервать судебное заседание из-за плохого самочувствия А. Гаврилова. Его на скорой увезли из зала судебного заседания. После осмотра врач рекомендовал А. Гаврилову в течение двух-трёх недель посидеть дома. Правда, на этой неделе предполагается продолжение рассмотрения дела. Каким на этот раз будет решение судьи в отношении редактора газеты «Нам всё ясно», пока совсем не ясно.

Информация Анатолия Цыганкова (Петрозаводск)      

 

ОКТЯБРЬ, 9

Федеральное агентство новостей

В Санкт-Петербурге в окно редакции Федерального агентства новостей (ФАН), которое связывают с бизнесменом Евгением Пригожиным, кинули бутылку с зажигательной смесью, в результате чего произошел пожар. Об этом говорится в сообщении ФАН. «Нападавшие сначала разбили окно на первом этаже бизнес-центра, бросив в него камнем, затем залили в образовавшуюся дыру в стекле воспламеняющуюся жидкость и подожгли ее. Пластиковую бутылку, в которой, судя по всему, был бензин, чуть позже нашли на месте преступления», - заявили в агентстве. В момент поджога в редакции работала журналист, которая обратилась к охране бизнес-центра «Ильич», где расположена редакция, и пожару не дали распространиться. В сообщении отмечается, что никто не пострадал. «Думаю, что это связано с деятельностью ФАН. Мы подвергаемся атакам чаще всего в интернете, но и такого сорта атаки в оффлайне уже были в отношении ФАН», - сказал руководитель агентства Евгений Зубарев. Правоохранители прибыли на место ЧП после заявления журналистов о нападении на редакцию. В ГУ МВД по Санкт-Петербургу заявили, что полицией приняты меры  по установлению и задержанию лиц, причастных к случившемуся.

Новая газета, 9 октября; АиФ, 9 октября              

 

ОКТЯБРЬ, 9

Светлана Анохина

Шамиль Гаджидадаев

В Махачкале полицейские задержали художницу Катрин Ненашеву, журналистку Светлану Анохину и фотографа Шамиля Гаджидадаева. Об этом сама Ненашева написала в фейсбуке. Художница приехала в Махачкалу с акцией «Груз 300», посвященной пыткам. По ее словам, через пять минут после начала ее вместе с Анохиной и Гаджидадаевым задержали. «А в Дагестан, между тем, сегодня приехали представители всего силового блока России - глава Росгвардии, глава МВД России, глава ФСБ. Все совпадения случайны», - отметила Ненашева. Во время аналогичной акции в Москве на Новом Арбате Ненашеву также задерживали полицейские. На нее и на ее помощницу Сашу Старость составили протоколы о проведении акции без подачи уведомления (часть 2 статьи 20.2 КоАП). После этого Государственная галерея на Солянке отменила выставку художницы «Груз 300».

Медитазона, 9 октября                                   

 

ОКТЯБРЬ, 9

Moloko+

Коллектив Moloko plus подал заявление в Следственный комитет после срыва полицейскими презентации альманаха в Нижнем Новгороде, сообщается в телеграм-канале издания со ссылкой на адвоката Алексея Матасова. В своем заявлении Матасов сообщил, что полицейские 16 сентября задержали авторов Moloko plus Павла Никулина, Софико Арифджанову и Михаила Шубина и несколько посетителей во время презентации третьего номера альманаха. Кроме того, силовики изъяли весь тираж Moloko+ и отправили журналы на экспертизу на признаки экстремизма, а авторов альманаха увезли в отдел. В полиции сотрудники Центра «Э» не пускали Матасова к Никулину, ссылаясь на то, что личность журналиста не установлена. В результате на Никулина без адвоката составили протокол по статье 19.3 КоАП («Неповиновение полицейским»), а суд назначил ему двое суток ареста и освободил после заседания, так как журналист отбыл это время в изоляторе временного содержания. В действиях полицейских коллектив альманаха видит превышение должностных полномочий (часть 1 статьи 286 УК РФ), создание протокола об административном задержании задним числом и внесение сведений о не присутствующих свидетелях в протокол (статья 292 УК РФ) и воспрепятствование журналистской деятельности (часть 2 статьи 144 УК РФ). Презентации Moloko+ срывали три раза за два месяца. «Медиазона» писала, как силовики преследуют журналистов альманаха.

Медиазона, 9 октября                                 

 

ОКТЯБРЬ, 10

«Институт региональной прессы»

Адвокат «Команды 29» Максим Оленичев добился отмены штрафа для «Института региональной прессы». ИРП считается иностранным агентом. Раз в три месяца он должен предоставлять отчеты о своей деятельности, раз в год проходить аудиторскую проверку. С отправкой одного из таких отчетов в институте и затянули. В апреле 2018-го на ИРП был составлен протокол об административной ответственности, 18 июня дело передали в суд. «По закону срок давности привлечения к ответственности по этому составу, согласно позиции защиты - три месяца, поэтому, как заявлял юрист «Команды 29» Макс Оленичев в ходатайстве о прекращении дела, производство подлежало прекращению по истечении срока давности», - сообщает «команда 29». Однако 23 июля мировой судья судебного участка №206 города Санкт-Петербурга все равно постановил оштрафовать институт за правонарушение на 200 тысяч рублей. Для НКО это существенная сумма. Благодаря усилиям адвоката решение мирового судьи удалось оспорить, 10 октября Куйбышевский районный суд прекратил административное дело в отношении ИРП и отменил постановление мирового судьи.

Лениздат, 16 октября                                            

 

ОКТЯБРЬ, 10

Павел Никулин

Софико Арифджанова

В Краснодаре дознаватель УМВД Мыльникова приостановила расследование дела о нападении на журналистов Moloko+ Павла Никулина и Софико Арифджанову. Об этом пишет «Медиазона» со ссылкой на адвоката Алексея Аванесяна, который представляет интересы пострадавших. В июле двое неизвестных людей в медицинских масках распылили перцовый газ на Арифджанову и Никулина, которые приехали в город для презентации нового номера альманаха. Из-за нападения в конце того же месяца возбудили уголовное дело по части 2 статьи 115 УК («Умышленное причинение легкого вреда здоровью»). В постановлении о приостановлении расследования, пишет «Медиазона», указано, что дознаватель приостановил дело из-за того, что нападавший не установлен. Адвокат Алексей Аванесян сказал изданию, что собирается обжаловать бездействие полиции. Издатели журнала Moloko+ Павел Никулин и Софико Арифджанова рассказали ОВД-Инфо о том, как в Краснодаре их задерживала полиция, на них нападали на улице неизвестные в масках, а журналы изымали во время презентации. Инициировала давление организация «Потомки Бессмертного полка». У некоторых ее активистов есть татуировки со свастиками, но краснодарская полиция всерьез реагирует на их доносы. На презентацию нового номера альманаха в Петербурге приходили сотрудники ФСБ, а во время презентации в Нижнем Новгороде задержали троих журналистов Moloko+ и троих слушателей.

ОВД-Инфо, 10 октября                                        

 

ОКТЯБРЬ, 10

Все СМИ

Врио губернатора Санкт-Петербурга Александр Беглов выступил на заседании Заксобрания. Градоначальник ограничился общими фразами, назвав Петербург «колыбелью парламентаризма», а две ветви власти «двумя крыльями». «Прошу вашей поддержки и вашей помощи, - обратился Беглов к депутатам. - Мы с вами защищаем город». Хотя врио назвал себя открытым и готовым к диалогу, у журналистов и депутатов не было возможности задать ему свои вопросы. Вскоре после выступления Беглов покинул Мариинский дворец, не став давать пресс-подход и журналистам. Беглов был назначен исполнять обязанности губернатора Петербурга 3 октября президентом Владимиром Путиным после того, как Полтавченко ушел в отставку. Путин предложил последнему вместо Петербурга возглавить Объединенную судостроительную корпорацию.

ЗАКС.Ру, 10 октября                                     

 

ОКТЯБРЬ, 11

Все СМИ

В мире с начала 2018 года убито 56 журналистов из-за их профессиональной деятельности, сообщили в международной организации «Репортеры без границ» (RSF). Таким образом, этот показатель уже сейчас выше, чем число убитых журналистов за весь 2017 год - 55 человек. Как сообщается на сайте организации, 29 из них погибли в зонах военных конфликтов. С начала этого года больше всего журналистов было убито в Афганистане (13 человек), Йемене (5 человек), США (6 человек) и Мексике (6 человек). 30 апреля 2018 года в Афганистане погибло сразу 10 журналистов: девять из них, включая фотографа агентства «Франс-Пресс» Ша Мараи Фези, погибли в результате двойной бомбежки в Кабуле. Этот день стал днем самой массовой гибели журналистов с момента падения талибов в 2001 году. Через несколько часов в Хосте был застрелен десятый журналист Ахмад Шах, который работал на BBC. Второй самой смертоносной страной для журналистов стал Йемен: отмечается, что в этой стране журналисты становятся не только жертвами военных действий, но и жертвами тюремного заключения. Также в материале упоминается гибель журналистов Орхана Джемаля, Кирилла Радченко и Александра Расторгуева, убитых в Центральноафриканской республике в ходе расследования деятельности наемников ЧВК Вагнера, известной своей деятельностью в Сирии. По словам генерального секретаря «Репортеров без границ» Кристофа Делуара, статистика указывает на острую необходимость принятия мер для защиты журналистов. В частности, Делуар призвал учредить должность спецпредставителя генсека ООН, который будет заниматься этим вопросом. Он отметил, что эту инициативу поддерживает все больше правительств в мире и более ста СМИ, организаций и союзов журналистов по всему миру.

NEWSru.com, 11 октября

 

ОКТЯБРЬ, 11

Наталья Яковлева

В Таврическом районе Омской области сотрудник районной администрации пытался избить журналиста издания «В Омске» Наталью Яковлеву. Она сообщила, что в конце сентября родители юных тхэквондистов Таврического района, которых изгнали из школьного спортзала, пытались культурно, по записи, придти на прием к своему главе Юрию Постовому. И напрасно, их не приняли. «11 октября мы стояли возле администрации Таврического района в надежде предпринять вторую попытку – упорная пятерка родителей снова записалась на прием, на этот раз пригласив на встречу журналиста издания «В Омске». Но желания разговаривать у руководства опять не было», - рассказала Наталья Яковлева. Оперативный дежурный Юрий Сумский, которому не понравилась камера журналиста, потребовал убрать ее. По словам Яковлевой, Сумский несколько раз ударил по фотоаппарату, которым она успела прикрыть лицо. Защитил журналиста Михаил Олещенко, тренер закрытой секции. Связываться с тренером по тхэквондо дежурный почему-то не стал. Яковлева рассказала: «Приемную главы я набирала пять раз, успевая лишь представиться, после чего там бросали трубку. Юрий Постовой так и не вышел к посетителям. Не вышел он даже тогда, когда Иван Герасимов, майор из Таврического УВД, приехал по моему вызову. Полицейский пробыл у главы минут 15, спустился в кабинет оперативных дежурных, и сообщил, что прием, начавшийся полчаса назад, закончен, а товарищ Сумский с работы исчез.

В Омске, 13 октября                      

 

ОКТЯБРЬ, 11

Владимир Губа

В Томске суд оштрафовал на 12 тыс. рублей редактора газеты «Томская неделя» Владимира Губу за участие в несанкционированном митинге. Как сообщил журналист корреспонденту «Росбалта», он намерен обжаловать решение в апелляции. По словам Губы, на митинге 9 сентября он присутствовал в качестве корреспондента и выполнял редакционное задание. Несмотря на это, он был задержан полицейскими. Губа не согласен с самим утверждением, что митинг был несогласованным. «У нас есть конституционное право на проведение пикетов и митингов. Оно носит уведомительный характер, но все чаще превращается в разрешительный», - констатировал журналист. Редактор газеты обратил внимание, что при составлении прокола об административном правонарушении были допущены явные нарушения. Так, протокол был составлен через несколько дней после митинга, при этом в графе протокола не были указаны свидетели и понятые, а когда Губа поставил прочерк в этих графах, чтобы их имена не появились задним числом, полицейские сетовали, что протокол якобы испорчен. Кроме того, журналист требовал предоставить в суд протокол доставления, чего также не было сделано. «Судья не обратил внимания на нарушения и не отправил дело на устранение нарушений. Очевидно, что решение о виновности было заготовлено заранее», - предположил Владимир Губа, добавив, что намерен обжаловать решение суда в апелляции. Напомним, что 9 сентября в российских городах прошли акции протеста оппозиции под лозунгами против повышения пенсионного возраста. В большинстве крупных городов власти отказывались согласовывать организаторам заявленные площадки.

Росбалт, 12 октября                                     

 

ОКТЯБРЬ, 11

ООО «АктивМедиа»

Арбитражный суд Пермского края взыскал 5,63 млн рублей с бывшего шеф-редактора ООО «АктивМедиа» Александра Григорьева. Решением от 19 июля в пользу этого медиахолдинга взыскано 1,41 млн. рублей с Анны Офицеровой – жены А. Григорьева. Обе суммы признаны неосновательным обогащением. О требованиях к А. Офицеровой ФЗГ уже сообщал. С 13 марта по 14 августа 2015 года ей как индивидуальному предпринимателю было перечислено более 1,11 млн. рублей. Это выяснилось после 1 ноября 2017 года, когда в рамках дела о банкротстве ООО «АктивМедиа» арбитражный суд ввел процедуру наблюдения и назначил временного управляющего. Во время антикризисных мероприятий были выявлены финансовые операции, не подтвержденные договорами об оказании услуг, техническими заданиями, актами приемки услуг и другими документами. Не оспаривая получение денег, и назвав их «неотработанным авансом», ответчица представила в суд копии никем не подписанных бумаг. По версии А. Офицеровой, сами документы не сохранились при переезде и имеются только в электронном виде. Помимо основного долга, в пользу медиахолдинга 19 июля взысканы проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 306,1 тыс. рублей. На 13 ноября в Семнадцатом арбитражном апелляционном суде назначено рассмотрение жалобы А. Офицеровой на это решение. Ее муж, шеф-редактор А. Григорьев, с 28 августа 2015 года по 15 декабря 2016 года получил как ИП 41 банковский перевод на общую сумму свыше 4,72 млн рублей. Не усмотрев доказательств о правомерности данных выплат, суд первой инстанции 11 октября взыскал также проценты в размере 913,3 тыс. рублей. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке. Из выписок по банковским счетам видно – только в октябре-декабре 2016 года шеф-редактору перечислено 564,5 тыс. рублей. В это время начались задержки с зарплатой для журналистов.

Информация Михаила Лобанова (Пермь)                      

 

ОКТЯБРЬ, 11

Телеканал «Дождь»

В Москве сотрудники правоохранительных органов нагрянули с визитом в редакцию телеканала «Дождь» на Винзавод, передают журналисты у себя в Telegram-канале. Приход полицейских связан с грядущим эфиром о митинге в Ингушетии, где местные жители протестуют против передачи части своих земель Чечне. Студию «Дождя» намеревались посетить активисты из Магаса. Напомним, 5 октября ингушские депутаты ратифицировали соглашение о новой границе между Чечней и Ингушетией, которое ранее подписали главы республик - Юнус-Бек Евкуров и Рамзан Кадыров.

ЗАКС.Ру, 11 октября                                      

 

ОКТЯБРЬ, 13

Андрей Мардасов

В Сергиевом Посаде неизвестные в ночь на 13 октября подожгли машину депутата и журналиста Андрея Мардасова, выступающего против открытия крупнейшего в Подмосковье мусорного полигона. Об этом сообщает местное издание AltGazeta. Автомобиль подожгли у переднего колеса, огонь перекинулся на двигатель. Мардасов вместе с соседями потушил пламя водой и огнетушителем, но передняя часть автомобиля выгорела. Мардасова после тушения пожара госпитализировали и на ночь оставили в больнице. Главный редактор AltGazeta Андрей Трофимов предполагает, что поджог является «актом устрашения» из-за публикаций Мардасова, связанных с попыткой губернатора Подмосковья Андрея Воробьева открыть мусорную свалку в деревне Сахарово Сергиево-Посадского района. В феврале Трофимову, выступающему против полигона, тоже подожгли автомобиль. Крупнейший в Подмосковье полигон твердых бытовых отходов будет принимать мусор из 12 районов Подмосковья и Северо-Восточного административного округа. Жители Сергиево-Посадского района выступают против открытия свалки.

ОВД-Инфо, 14 октября                                                 

 

ОКТЯБРЬ, 14

Андрей Суровцев

Вера Олейникова

В Санкт-Петербурге задержали трех участников «бессрочного протеста» и двух сотрудников пресс-службы движения «За права человека» с пресс-картами - Андрея Суровцева и Веру Олейникову. Об этом на горячую линию ОВД-Инфо сообщил сам Суровцев. Задержанных отвезли в отдел полиции № 78. По словам активистов, они сидели на скамейке, после чего к ним подошли сотрудники полиции и провели осмотр личных вещей. Затем молодых людей задержали - правоохранители сказали, что подозревают их в организации несогласованного мероприятия. Суровцев отметил, что полицейские не обратили внимание на наличие у него и у Олейниковой пресс-карты. Сотрудники пресс-службы «За права человека» приехали в Петербург из Москвы, чтобы подготовить материал о «бессрочном протесте». Около двух часов ночи всех задержанных отпустили из отдела полиции без протоколов.

ОВД-Инфо, 14 октября                                

 

ОКТЯБРЬ, 15

ВГТРК

Телевизионная кампания «Резонанс»

В июле 2017 года в программе «Вести» был показан репортаж, в котором рассказывалось о претензиях жителей Карелии к строительной кампании «Сана+». Группа компаний «Сана» и «Сана+» строит и продаёт квартиры, предоставляя клиентам займы. Несколько лет назад в Карелии начался публичный скандал, когда люди, бравшие деньги в долг на строительство квартир под проценты в валюте, не смогли оплачивать просроченные долги. Произошло это по той причине, что резко упал курс рубля. Строительный холдинг стал через суд требовать свои деньги с клиентов, и в результате судебных решений некоторые клиенты «Саны+» остались без жилья, и к тому же с долгами перед строительной компанией, выдавшей им кредиты. Пострадавшие клиенты «Саны+» добились было, что в отношении неопределённого круга лиц, имевших отношение к холдингу, было возбуждено уголовное дело о мошенничестве, однако позже его закрыли, не найдя в действиях сотрудников «Саны +» признаков преступления. Обо всём этом регулярно писалось в СМИ Карелии. Редакции освещали уличные акции протеста людей, считавших себя обманутыми и выступавших против действий строительной компании, и ход их судебных тяжб с «Саной+». Тема была социально острой и даже критической для нескольких семей, запутавшихся в долгах перед «Сана+», и оставшихся без денег и без жилья. Строительная фирма «Сана»+» все подобные публикации в СМИ отслеживала и с разной степенью успешности для себя судилась с авторами и изданиями, где писалось об этом затяжном многолетнем противостоянии строителей со своими клиентами. Причём, подобные процессы шли не только в Карелии. Например, Арбитражный суд Свердловской области, рассматривая в сентябре 2018 года иск ООО «Сана+» к блогеру из Екатеринбурга С. Колясникову и телевизионной кампании «Резонанс», полностью отказал заявителю в удовлетворении иска. В данном случае истцы требовали признать распространённые телекомпанией и блогером сведения не соответствующими действительности и порочащими деловую репутацию «Саны+», оценив репутационный вред в 15 миллионов 50 тысяч рублей. С ГТРК «Карелия» (ВГТРК) карельская компания «Сана+» требовала взыскать за подрыв деловой репутации 10 миллионов рублей и опровержения сведений, попавших в телевизионный репортаж. Судья Арбитражного суда Карелии, рассмотрев материалы, признала четыре фразы из репортажа не соответствующими действительности, и постановила, что издание должно опровергнуть данные фразы и выплатить ООО «Сана+» 500 тысяч рублей компенсации репутационного вреда, а также оплатить строительной компании судебные издержки (86 тыс. руб.) и госпошлину (9 тыс. руб.). Юрист телекомпании с таким решением не согласился, ссылаясь, в том числе, на схожее решение другого Арбитражного суда, сообщив, что редакция будет обжаловать вынесенное решение.

Информация Анатолия Цыганкова (Петрозаводск)       

 

ОКТЯБРЬ, 16

Информационный портал города Рассказово

В Арбитражном суде Тамбовской области рассматривается иск о защите деловой репутации, который подали два местных предприятия – «Раском» и «Авангард». Ответчик - ООО «КУГО», владеющее сайтом – информационным порталом города Рассказово. Истцы утверждают, что в публикациях на портале их обвинили «в таких преступлениях, как геноцид, экоцид, сброс ядовитых и высокотоксичных веществ, дача взятки, фальсификации документов, обвинения в осуществлении преступной деятельности, фиктивном банкротстве». По их мнению, доказательств этим обвинениям не существует. Истцы подчеркивают, что распространенные сведения нанесли серьезный урон их репутации как в профессиональной среде их бизнеса, так и среди жителей Рассказова. В отношении фирмы «Раском» только в 2016 году было подано более 50 жалоб и проведено более 40 проверок, связанных с контролем экологических показателей. А в сети, в обсуждениях раздаются призывы закрыть предприятие. Истцы требуют опровергнуть 214 фрагментов текстов и взыскать с ответчика компенсацию репутационного вреда. «Раском» надеется получить 25 млн., «Авангард» – 10 млн. рублей. Между тем, новостной портал Рассказово – это ресурс, куда пользователи могут добавлять тексты самостоятельно. Так и были опубликованы тексты, вызвавшие конфликт. Редакция портала предупреждает пользователей в своих правилах, что они несут ответственность за содержание своих материалов. К тому же среди опровергаемых текстов – только три публикации сайта, остальные – читательские комментарии. Согласно же постановлению Пленума Верховного суда от 15.06.2010 года №16 «О практике применения судами Закона РФ «О СМИ», если комментарии публикуются без премодерации, редакция не несет ответственности за их содержание. В таких случаях отвечать перед законом должны авторы текстов, если их личности удается установить. Ответчик также обращает внимание на то, что в публикациях на портале затрагивались вопросы экологии – тема, несомненно, важная и представляющая общественный интерес. Она становилась предметом публикации и других тамбовских СМИ, начиная с 2014 года. И редакция портала, получая информацию из различных источников и распространяя ее, помогает обществу реализовать право на доступ к общественно значимой информации. Некоторые из оспариваемых высказываний на самом деле подтверждаются судебной практикой, некоторые – не имеют прямого отношения к истцам. И хотя представители компаний заказали лингвистическую экспертизу, которая признала порочащими большинство спорных фраз, качество ее проведения тоже вызывает вопросы. Поэтому результаты экспертизы ответчик будет оспаривать на ближайшем заседании суда. Наконец, истцы не обосновали сумму компенсации за репутационный ущерб. Более того, уже в ходе судебного процесса они попытались провести «экспертизу причиненного ущерба». «На прошлом заседании истцы хотели оценить размер нанесенного им репутационного ущерба с помощью экспертизы, – рассказывает старший юрист Центра защиты прав СМИ Светлана Кузеванова, представляющая в суде интересы ответчика. – Мы активно возражали, и суд «заморозил» это ходатайство». Истцы хотели, чтобы эксперты обнаружили зависимость между распространенными в публикациях сведениями и репутационными потерями предприятий. Они предлагали также «определить величину ущерба репутации фирмы, включая потери планируемой прибыли и бизнеса, ущерб деловой репутации». Но обращаясь в суд, истец сам должен сначала доказать наличие вреда, обосновать его размер. Кроме того, истец должен был предоставить доказательства того, что именно спорные публикации стали прямой причиной репутационного вреда. Этого сделано не было. Наконец, вызвала сомнение и компетентность заявленных экспертов в обсуждаемых вопросах. «Ни эксперт-филолог, ни эксперт в области оценочной деятельности не компетентны ответить на вопрос о наличии или отсутствии причинно-следственной связи между какими-либо событиями или действиями, – говорит Светлана Кузеванова. – Такую оценку может дать исключительно суд с учетом представленных в материалах дела доказательств, подтверждающих факт наступления вреда, его характер и степень, противоправные действия ответчика, а также причинно-следственные связи между действиями и наступившим вредом».

Информация Романа Жолудя (Воронеж)                         

 

ОКТЯБРЬ, 16

Давид Френкель

Дзержинский районный суд Санкт-Петербурга прекратил дело корреспондента «Медиазоны» Давида Френкеля о неповиновении приставу (ч. 2 ст. 17.3 КоАП) и отменил штраф. Об этом сообщает адвокат Международной правозащитной группы «Агора» Виталий Черкасов, представляющий интересы Френкеля. Черкасов передает, что суд отменил штраф из-за нарушений, который допустили во время рассмотрения дела в суде первой инстанции. Дело прекратили из-за истечения трехмесячного срока давности привлечения к ответственности. «Судья согласилась с нашими доводами о том, что протокол об административном правонарушении является недопустимым доказательством, - рассказал адвокат Черкасов. - Да и сопутствующие материалы грешат необъективностью. Первым был составлен рапорт пристава о том, что Френкель 19 июня 2018 года якобы громко кричал и неуважительно относился к работникам суда. Затем в протоколе появилась надпись, что он не просто кричал, но и провоцировал толпу на противоправные действия», - рассказал адвокат. На журналиста составили протокол 19 июня, когда он пришел в Дезржинский суд на заседание по делу антифашиста Виктора Филинкова, фигуранта дела о террористическом сообществе «Сеть». На заседание и оглашение решения никого не пустили, и когда Филинкова выводили из зала суда, пришедшие в знак поддержки начали ему аплодировать. «Медиазона» писала, что помощница председателя суда возмутилась реакцией пришедших, и потребовала от приставов задержать Френкеля. Издание сообщает, что в это время Френкель стоял в коридоре и никому не аплодировал. Приставы, которые задержали журналиста, утверждали, что он кричал. Во время задержания Френкелю сломали очки. 15 августа суд признал виновным Френкеля в неисполнении законного распоряжения пристава и назначил ему штраф в размере 500 рублей.

До-Инфо, 16 октября                                                 

 

ОКТЯБРЬ, 16

Дмитрий Киселёв

История о вилле гендиректора МИА «Россия Сегодня» Дмитрия Киселёва в Крыму перешла в судебную плоскость. Автор материала об этом жилье Владимир Мазурин, участвовавший в строительстве объекта, потребовал сатисфакции от телеведущего и подал к нему иск в Королёвский горсуд Московской области по адресу регистрации Киселёва. «Исковые требования в том, чтобы со мной рассчитались и погасили долг по зарплате. Вся эта история давности двух с половиной лет. Господин Киселёв не заплатил мне денег. И у меня от изумления, что называется челюсть отпала, когда он назвал меня вором и отстранил, когда уже дом был сдан. Два года я пытался до него достучаться цивилизованными методами, без суда. У меня никакого желания судиться с таким человеком не было. Но два года он от меня скрывался, бегал, обманывал, поэтому мне пришлось обратиться к адвокату и мы 2 октября подали к нему иск. Первое заседание назначено на 6 ноября», - рассказал Мазурин в беседе с ForPost. Истец уточнил, что после подачи заявления в суд у него состоялись две встречи с представителями Дмитрия Киселёва, «при этом, кроме непонятных реплик и обещаний неприятностей, пока ничего не звучало». «Из реализованных неприятностей только то, что меня уволили с работы», - напомнил Владимир Мазурин. Шум вокруг виллы Киселёва, которая расположена в курортном посёлке Коктебель, поднялся после появления в сентябре этого года в феодосийской газете статьи Мазурина. Он написал о строительстве жилья, однако ни словом не упомянул ни адреса, ни владельца. После выхода статьи появились сведения о том, что была дана команда изъять весь тираж газеты и уволить её редактора. Руководство издания это отрицало. А Дмитрий Киселёв в комментарии изданию «Говорит Москва» назвал Владимира Мазурина мошенником, который вымогает деньги. «По факту он рассчитался со всеми, кроме меня. Когда я звоню ему и спрашиваю, где мои деньги, он бросает трубку. Это очень удобно - объявить меня вором, шантажистом и при этом не заплатить. Я готовлю документы для суда, подтверждающие моё право на оплату моего труда по договору, который он подписал, он у меня есть, а дальше - как сочтёт суд», - подчеркнул Владимир Мазурин. «Когда дело дойдёт до суда или полиция меня выявит, я попрошу обосновать свою позицию господина Киселёва. Потому что свою позицию я обосновать смогу и не просто словами, а документами с печатями, подписями, фотографиями, расписками, договорами и так далее», - отметил Владимир Мазурин.

ForPost, 16 октября                                        

 

ОКТЯБРЬ, 16

Антон Чаблин

Главный редактор общественно-политической газеты «Открытая. Для всех и каждого» Людмила Леонтьева опубликовала публичное обращение к прокурору Ставропольского края Анатолию Богданчикову. В нем она напоминает об уголовном деле, возбужденном после нападения на сотрудника редакции Антона Чаблина, о пятимесячном расследовании без каких либо видимых результатов, и просит переквалифицировать вменяемый состав преступления, предусмотренный ст. 116 УК РФ («Побои») на состав преступления, предусмотренный ч. 3 ст. 144 УК РФ («Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов, соединенное с насилием над журналистом или его близкими»). В обоснование своей позиции она напоминает об обстоятельствах нападения. В материалах дела имеются данные с камер видеонаблюдения, свидетельствующие о спланированном и четко организованном характере преступления. Нападавшие выслеживали Чаблина, следовали за ним несколько кварталов, а после нападения (нанесение ударов с криком: «Антоха! Будешь знать, как язык распускать!») быстро покинули место преступления, вероятно, на заранее припаркованном автомобиле. Нападение на журналиста вызвало широкий общественный резонанс в Ставропольском крае и за его пределами. Обращения с требованием провести всестороннее и объективное расследование преступления были приняты Думой Ставропольского края и региональной организацией Союза журналистов России. И редакция, и выступившие в защиту гласности коллеги и депутаты считают, что нападение связано с профессиональной деятельностью журналиста. В последнее время он опубликовал несколько расследований, посвященных захвату земельных участков и незаконной застройке Юго-Западного района Ставрополя одной из крупнейших строительных организаций региона компанией «ЮгСтройИнвест», которая давно вышла за пределы закона и контроля, как отмечала газета в своих расследованиях. В своем обращении редактор просит прокурора края не только переквалифицировать вменяемый состав преступления, но и взять расследование нападения под личный контроль. Интересен один из откликов, на сайте «Открытой» на это обращение редактора к прокурору. Читатель под ником «Леша Богомолов» считает: «Никто никого искать не будет. Уже давным-давно позвонили Гречкину (дознаватель, возбудивший дело о нападении на Чаблина - прим. авт.) из УФСБ и аппарата правительства Ставропольского края и подсказали в каком ритме вести расследование. Записи с камер уже уничтожены…лучшие умы оперативного розыска будут изображать, что они проводят ОРМ до истечения сроков давности по 116 еще полтора года. Потом пришлют отписку, что дело прекращено с истечением сроков давности и неустановлением лиц. ЮгСтройИнвест выполняет строительство по программе государственной поддержки, все остальное мелочи и прелюдия».

Информация Ольги Васильевой (Пятигорск)            

 

ОКТЯБРЬ, 16

Газета «Наш Сосногорск»

Заместитель прокурора Республики Коми утвердил обвинительное заключение по уголовному делу в отношении бывшего главы муниципального района «Сосногорск» – руководителя администрации района Игоря Леонова и бывшего начальника комитета по управлению имуществом администрации района Дмитрия Кирьякова, сообщает прокуратура Коми. Органом предварительного расследования они обвиняются в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 285 УК РФ («Злоупотребление должностными полномочиями, повлекшее тяжкие последствия»). По версии следствия, в 2010 году руководитель районной администрации разработал незаконную схему приобретения в свою собственность подлежащего приватизации муниципального имущества. Осуществить задуманное он решил путём проведения фиктивных конкурсных процедур через подставных лиц по заведомо заниженной стоимости. Он поручил находящемуся в его подчинении начальнику КУМИ Д. Кирьякову не допустить распространения информации о проведении аукционов, чтобы в дальнейшем была возможность признать их несостоявшимися ввиду отсутствия заявок. Далее планировалось применить положения закона, которые позволяют на 50% уменьшить стоимость реализуемого имущества при его продаже путём публичного предложения. Д. Кирьяков организовал изъятие трех тиражей специального выпуска газеты «Наш Сосногорск» с публикациями о проведении торгов. Аукционы были признаны несостоявшимися, имущество по заниженной стоимости приобретено подставным лицом за 15 млн. рублей, полученные от руководителя администрации.

Комиинформ, 16 октября                           

 

ОКТЯБРЬ, 17, 19

Мария Мотузная

Обвиненная в экстремизме студентка из Барнаула, блогер Мария Мотузная объяснила свой отъезд из России на Украину желанием «нормально жить, а не как на пороховой бочке». Об этом она написала на своей странице «ВКонтакте». «Я собиралась уехать с первого дня. Просто не было возможности. Я не готова ставить на себе эксперименты а-ля помилуют/посадят», - отметила девушка. Она добавила, что раньше говорила об отсутствии планов уехать из страны, но делала это для «усыпления бдительности органов». В своем Twitter-аккаунте Мотузная уточнила, что на Украине находится проездом и планирует просить политическое убежище в другой стране. Об отъезде Мотузной в Киев стало известно 17 октября, спустя неделю после того, как суд отправил дело в отношении студентки обратно в прокуратуру для устранения нарушений. Правозащитники собирались добиться прекращения преследования Мотузной по обеим инкриминируемым ей статьям: об экстремизме (статья 282 УК РФ) и оскорблении чувств верующих (статья 148 УК РФ). Поводом для возбуждения дела против девушки послужило несколько картинок, сохраненных ей на своей странице во «ВКонтакте».

Лента.Ру, 19 октября                                          

 

ОКТЯБРЬ, 18

Дмитрий Муратов

Денис Коротков

В Москве к зданию, где расположена редакция «Новой газеты», 18 октября подбросили корзину с отрезанной головой барана. Днем ранее к редакции принесли похоронный венок. На венке была надпись «Денис Коротков - предатель Родины»; в корзине с головой барана лежала записка «Главному редактору «Новой газеты» с приветом Вам и Короткову». Издатель «Новой газеты» Дмитрий Муратов рассказал спецкору «Медузы» Илье Жегулеву об угрозах в адрес журналистов: «Началось все несколько дней назад. Было какое-то заявление уфимского ФСБ, что они задержали террористов, которые охотились на российских летчиков в Сирии. К этому заявлению начали прицеплять информацию, что якобы эти террористы данные о российских пилотах взяли из «Новой газеты». Тогда как никаких персональных данных мы никогда не публиковали, у нас вообще не было подобных материалов в последнее время… Нам прислали отрезанную голову то ли барана, то ли козла черного, всю в крови, с понятным месседжем - мы и вам отрежем голову». «Мы обратились в органы, проводится проверка. По ее итогам будет известно, возбудят дело или нет», - рассказала пресс-секретарь газеты Надежда Прусенкова.

Медуза, 18 октября                                         

 

ОКТЯБРЬ, 18

Эхо Москвы

Прокуратура не нашла нарушений в отказе нефтекамского Горсовета предоставить журналистам декларации о доходах депутатов. Ранее с таким запросом в Городской совет Нефтекамска обратилась редакция «Эха Москвы». Председатель Совета отказался предоставлять декларации депутатов. А отсутствие сведений об их доходах на сайте Горсовета пояснил решением, согласно которому публиковать декларации обязаны только сам председатель и его заместитель. «Эхо Москвы» обратилось с жалобой на отказ в предоставлении запрошенной информации в прокуратуру Башкирии, оттуда письмо перенаправили в прокуратуру Нефтекамска. Заместитель прокурора города Ришат Насибуллин в ответе на жалобу редакции отметил, что оснований для прокурорского реагирования не выявлено, а Горсовет вправе отказать СМИ в предоставлении деклараций, поскольку они «содержат персональные данные», а лица, «получившие доступ к персональным данным, не вправе раскрывать их третьим лицам». Напомним, запрос «Эха» был направлен в Горсовет Нефтекамска после публикации уфимским штабом Навального расследования о депутате нефтекамского Горсовета Роберте Яляеве. В расследовании утверждалось, что Яляев незаконно захватил береговую линию Староречья Саузово, частично перекрыв доступ к воде. Кроме того, штаб Навального заявил, что депутат не публикует декларации о доходах. В администрации бывшего главы Башкирии Рустэма Хамитова «Эху» ранее заявили, что Яляев предоставил информацию непосредственно главе республики.

Эхо Москвы, 18 октября                                  

 

ОКТЯБРЬ, 18

Издание «Деловой Петербург»

Городской суд Санкт-Петербурга отменил решение о пяти миллионах рублей компенсации, которую должны были выплатить издание «Деловой Петербург» и его журналисты. Такую сумму ранее присудили ректору Санкт-Петербургского горного университета Владимиру Литвиненко по иску о защите чести и достоинства. Суд также снизил с пяти до одного миллиона рублей сумму, которую должен будет выплатить центр антикоррупционных расследований «Трансперенси Интернешнл Россия». В ноябре 2016 года издание «Деловой Петербург» опубликовало статью «Схемы горного короля». В ней говорилось о том, как территории и здания стоимостью около 7 миллиардов рублей переходили от Санкт-Петербургского горного университета в собственность людей, близких ректору Владимиру Литвиненко. Позднее организация «Трансперенси Интернешнл Россия» сообщила, что на землях, выделенных для университета, якобы построили элитное жилье. Литвиненко подал в суд, который признал, что часть сведений в статье о нем не соответствует действительности, и постановил, что «Трансперенси» выплатит пять миллионов рублей. С «Делового Петербурга» взыскали четыре миллиона и еще один миллион с авторов материала об имуществе ректора. Изначально Литвиненко оценил причиненный ему ущерб в 50 миллионов рублей. Литвиненко был сопредседателем избирательного штаба президента Владимира Путина России в Петербурге. В университете, который возглавляет Литвиненко, Путин в 1997 году защищал свою кандидатскую диссертацию. Дочь Литвиненко Ольга в интервью Радио Свобода заявила, что Путин писал свою диссертацию не сам. Она также обвиняет своего отца в связях с криминалом. Владимир Литвиненко занимает 122-ю строчку рейтинга богатейших бизнесменов России по версии Forbes. Утверждается, что он владеет состоянием примерно в 850 миллионов долларов. В 2017 году Литвиненко заработал более 195 миллионов рублей. Это самый высокий доход среди ректоров российских вузов.

Радио Свобода, 18 октября                                    

 

ОКТЯБРЬ, 19

Эрик Китуашвили

Дорогомиловский суд Москвы приговорил создателя сайта «Смотра.ру» Эрика Китуашвили, известного как Эрик Давидыч, к четырем годам и восьми месяцам лишения свободы в колонии общего режима. Он обвинялся в мошенничестве со страховкой и отмывании денег. «Китуашвили совершил мошенничество в сфере страхования», - заявила судья. Обвинение запросило для известного блогера семь лет лишения свободы. 25 апреля сообщалось, что Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) признал незаконным содержание под стражей Китуашвили. Об этом сообщил его адвокат Сергей Жорин. «Нарушением было признано, в первую очередь, его содержание под стражей», - рассказал Жорин. Адвокат добавил, что ЕСПЧ присудил выплатить Китуашвили компенсацию в размере 2,1 тысячи евро (около 159 тысяч рублей). По версии следствия, Китуашвили инсценировал хищения застрахованных автомобилей премиум-класса - Lexus LS430, Mercedes SL 55 AMG, BMW М5 и BMW 745i, а затем получал за них по ложным документам страховое возмещение, которое впоследствии отмывал. Общий ущерб полицейские оценивают в сумму около 10 миллионов рублей. Сам блогер себя виновным не считает.

Лента.Ру, 19 октября                                    

 

ОКТЯБРЬ, 22

Лидия Баинова

Наталья Ковалева

Алексей Меняйлов

Антон Ангел

В московском отеле «Золотое кольцо» прошла конференция правозащитников, независимых юристов, блогеров, журналистов под девизом «282: не верь, не лайкай, не пости» - о статье УК, используемой властью для борьбы с «экстремизмом», под которую может попасть любой гражданин за любое неосторожное высказывание или, скажем, за картинку, скопированную им в соцсети, или просто за то, что кем-то написанное, нарисованное, сказанное ему понравилось. В конференции приняли участия фигуранты самых громких уголовных дел, возбужденных в последнее время по этой статье, а также их представители, адвокаты. Тридцатилетняя жительница Абакана, популяризатор культуры коренного народа Хакассии Лидия Баинова, описала на своей странице ВКонтакте эпизод в кафе, где ее дочку не пустили в игровую комнату, сказав, что вход в нее разрешен «только русским». Вспомнила, что и ранее ей и ее родителям часто случалось сталкиваться с неприязнью к их национальности, и завершила пост эмоционально: «В такие минуты хочется устроить революцию и переворот! Вернуть власть, землю нашему народу! Отвоевать!». Сотрудники УФСБ обратили внимание на эти слова, а происшествие, которое им предшествовало, их не заинтересовало. Возбужденное ими уголовное дело поставило крест на культурологических проектах Баиновой – в частности, издании сказок на хакасском и русском языках, и чем завершится оно в суде, трудно предсказать. Что представляет собой судебная система в нашей стране, знает на собственном горьком опыте и предприниматель из Саратова, по совместительству блогер Наталья Ковалева: из-за неправосудных решений ее бизнес понес большие потери. В качестве моральной компенсации женщина сочиняла частушки и песни о местном судейском корпусе и размещала их на YouTube. Например, такие: «В Саратове продажный суд, здесь судьи взяточки берут, кураторство и кумовство цветут»; «Грех озарил мою больную душу: я за бабло законы все нарушу»; «Служу Фемиде, алчным бесом одержим, процентной ставкой я всю область обложил». Куплеты сопровождались видеорядом, промелькнула на экране и фотография и.о. председателя Саратовского областного суда Евгения Шепелина, по его заявлению в СУ СКР и было инициировано уголовное дело «о возбуждении ненависти к социальной группе «судейское сообщество» (ч.1 ст. 282 УК РФ). Как показывают соцопросы, трудно ухудшить отношение россиян к этому сообществу даже с помощью стихотворчества: рейтинг доверия судам по стране колеблется от 6 до 7% (притом есть подозрения, что в этот процент входят граждане, которым, по счастью, не случалось с нашим правосудием сталкиваться). Адвокату Натальи Ковалевой удалось доказать, что квалифицированы ее частушки неправильно: дело по статье 282 УК РФ закрыли, и открыли по двум другим – 297 («Неуважение к суду») и 298.1 («Клевета на судью»). Как заметил руководитель оргкомитета конференции Роман Аргашоков, «вместо одной отрубленной головы у «гидры» часто вырастают две новые». На 19-летнего студента Даниила Маркина завели уголовное дело за «картинки с Гарольдом, скрывающим боль, и Джоном Сноу из «Игры Престолов». Тульский историк, писатель, предприниматель Алексей Меняйлов обвиняется в «женоненавистничестве», которое борцы с экстремизмом усмотрели в его роликах о роли женщин в современном обществе. Ненавидит женщин, по версии следствия, и его жена. Сам он сейчас находится в СИЗО. На конференции его представитель, бывший офицер спецназа Михаил Терехов, сказал, что мотивом возбуждения этого дела является, вероятно, рейдерский захват здания бывшего детсада, выкупленного Меняйловым, где он намерен разместить музей Великой Отечественной войны, чтобы туляки чтили память героев-партизан, в том числе и женщин - Зои Космодемьянской и Елизаветы Чайкиной. Репер Птаха (Давид Нуриев) осужден за возбуждение ненависти либо вражды к социальной группе «граждан, оказывающих помощь правоохранительным органам в розыске и задержании преступников», то есть, попросту, говорит Давид, «стукачей». На конференции он признался, что если б не его «связи», в том числе и во властных кругах, наверняка получил бы реальный срок, а так – отделался штрафом в размере 200 тысяч рублей. Житель города Заринска Антон Ангел, чью страницу ВКонтакте неоднократно вскрывали неизвестные, обвиняется в посте, возбуждающем «ненависть к евреям», хотя ничего подобного, говорит он, в своем аккаунте не размещал. Зато посты его пробуждали недобрые чувства к чиновникам горадминистрации и главе города Ивану Терешкину, который вовсе не еврей, и, тем не менее, полагает Антон, только в этом и заключался его «экстремизм». Резолюция конференции будет отправлена в Общественную палату. В документе, в частности, предлагается рассматривать «экстремистские» дела исключительно судами присяжных для устранения возможности преследования за «экстремизм» неугодных», отменить внесение в реестр РосФинМониторинга граждан, привлекаемых по части 1 статьи 282 УК РФ, «устранить противоречие между прямым умыслом и назначением психо-лингвистической экспертизы»: если назначается экспертиза, значит, умысел неочевиден, а без доказанного умысла не может быть доказанным состав преступления по «экстремистским» статьям.

Информация Георгия Бородянского (Омск)        

 

ОКТЯБРЬ, 22

Дмитрий Пашинов

Липецкий областной суд отменил решение суда первой инстанции, который постановил отправить на принудительное психиатрическое медосвидетельствование журналиста партийной газеты «Правда» из села Доброе Дмитрия Пашинова. Об этом он сам сообщил ОВД-Инфо. На заседании областной суд обратил внимание на то, что Пашинов добровольно прошел медосвидетельствование в Москве, но суд первой инстанции это проигнорировал. Прокурор поддержал доводы защиты и добавил, что решение суда первой инстанции незаконно. В конце июля Пашинов опубликовал материал о том, что главу села Доброе Валерия Маликова задержали из-за езды в нетрезвом состоянии на автомобиле со скоростью 140 км/ч. После этого Маликов просил суд взыскать 500 тысяч рублей репутационного ущерба с Липецкого обкома КПРФ, с которым сотрудничает журналист, и 200 тысяч - с самого Пашинова. Затем глава села направил заявление в больницу с просьбой провести принудительное психиатрическое освидетельствование журналиста. Сначала больница предложила Пашинову пройти добровольное освидетельствование, а после обратилась в суд с иском о принудительном. Причинами для освидетельствования врачи назвали «агрессивное поведение» журналиста: якобы он регулярно преследует, оскорбляет людей и лезет драться. Пашинов заявил ОВД-Инфо, что такие свидетельства дали односельчане, становившиеся героями его расследований. Дмитрий Пашинов рассказывал, что не доверяет местным врачам и прошел добровольное освидетельствование в Московской психиатрической больнице № 1. Журналист утверждает, что посылал справку об этом в суд, но, несмотря на это, заседание по иску Добровской районной больницы провели, не известив об этом журналиста. После этого Липецкий районный суд постановил, что Пашинова необходимо отправить на принудительное освидетельствование.

ОВД-Инфо, 22 октября                               

 

ОКТЯБРЬ, 22

«Областная газета»

Удивительная история произошла в «Областной газете», официальном издании правительства Свердловской области. Регулярно на ее страницах публикуются юмористические подборки из популярного журнала – тоже уральского – «Красная бурда», и вдруг недавно выяснилось, что одна из заметок, появившаяся в «Областной» еще 9 ноября 2017, заблокирована решением Вольского районного суда аж из Саратовской области. Вышеупомянутый суд вынес решение о блокировке заметки юмористов из «Красной бурды» под названием «Как брать и давать взятки, чтобы за это потом не взяли» еще в декабре 2017 года, однако исполнять его начали только сейчас. Об этом говорится в сообщении «Красной бурды» в Facebook. Сейчас публикация уже удалена с сайта «Областной газеты». На странице «Облгазеты» в социальной сети Facebook указано, что иск с требованием заблокировать заметку уральских юмористов подал Роскомнадзор. Надзорный орган посчитал, что в тексте содержится информация, которая запрещена к распространению в России. Главный редактор «Областной газеты» Дмитрий Полянин полагает, что история с блокировкой данной заметки достойна отдельного фельетона «Красной бурды». «Возникший прецедент – вопиющая халатность. Очевидно, что никто из тех, кто принимал решение, не открывал ссылку. Хотя вполне допускаю, что анекдоты о взяточниках могли оскорбить кого-нибудь из этих прекрасных людей и вызвать чувства, описанные в других статьях того же закона», – рассказал Полянин.

Информация Владимира Голубева (Екатеринбург)        

 

ОКТЯБРЬ, 22

ИА Sakh.com

Сахалинская область. Региональное отделение ОНФ не поддержало общественников Минздрава, обвинивших ИА Sakh.com в «разжигании вражды». ФЗГ уже сообщал о том, как Общественный совет Сахалинского областного минздрава обвинил ИА Sakh.com в «разжигании вражды», требуя прекратить публиковать новости о больных, поскольку, по мнению совета, такие новости оказывают негативное влияние на общественность. Региональное отделение Общероссийского народного фронта обнародовало свою позицию на Sakh.com, по сути, подтвердив многочисленные проблемы местного здравоохранения. В архиве регионального отделения ОНФ - масса обращений и жалоб, снимков и от пациентов, и от врачей: о проблемах станции скорой помощи и недавно построенного дорогущего, но неэффективного перинатального центра в Южно-Сахалинске, о тяжелой ситуации со специалистами, «исчезнувшими» после медицинской реорганизации в районах. Активисты ОНФ проводят «круглые столы», организуют встречи в медицинских учреждениях с первыми лицами регионального минздрава, однако положительных итогов добиться не удается. Против позиции общественного совета выступает и статистика. Эксперты фонда независимого мониторинга медицинских услуг и охраны здоровья человека «Здоровье» проанализировали демографические данные за январь — июль 2018 года и выявили, что за семь месяцев по сравнению с аналогичным периодом прошлого года добиться снижения смертности сумели 23 субъекта РФ. Но в 55 регионах этот показатель вырос, причем в 32 из них этот показатель выше, чем в целом по России. Среди наихудших – и Сахалинская область.

Информация Ольги Васильевой (Пятигорск)                  

 

ОКТЯБРЬ, 24

Первый канал

Арбитражный суд Москвы зарегистрировал иск компании «Си Ди Лэнд контакт», которому принадлежат права на образ «Ждуна», к Первому каналу. Сумма иска составляет три миллиона рублей. Об этом сообщает РИА Новости. Основания исковых требований не раскрываются. Уточняется, что «Си Ди Лэнд контакт» обладает исключительными правами на использование образа «Ждуна» с апреля 2017 года. Тогда компания заключила контракт с создателем персонажа Маргарет ван Брифорт. Летом арбитражный суд Москвы взыскал в пользу правообладателя более 8,5 миллионов рублей с мобильного оператора «Мегафон». Арбитраж признал, что поставщик услуг связи использовал изображение «Ждуна» в рекламных целях на сайте. «Ждун» - скульптура художницы из Нидерландов Маргрит ван Брифорт. Она создала его в 2016 году под латинским названием Homunculus loxodontus. Вымышленный персонаж имеет голову морского слона, тело личинки с руками человека.

Радио Свобода, 29 октября                                 

 

ОКТЯБРЬ, 24

ИА «Красная Весна»

По сообщению ИА «Красная Весна», Брянская областная дума отказала в аккредитации журналистам этого агентства. Причиной отказа явилось отсутствие в заявке на аккредитацию информации о периодичности выпуска продукции и её тираже, при том, что «Красная Весна» является сетевым агентством и печатную продукцию не выпускает. Также были озвучены другие причины отказа. Председатель комитета заявил, что информационно-аналитический отдел достаточно полно, по его мнению, освещает работу думы, а кандидатуры журналистов вызывают у него вопросы, которые он, правда, не решился задать представителям агентства. ИА «Красная Весна» пытается через суд восстановить свои нарушенные права.

Красная Весна, 24 октября                            

 

ОКТЯБРЬ, 25

Издание «Новый проспект»

Редактор издания «Новый проспект» Павел Горошков при подготовке материала отправил запрос в АО «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области». Ответы пресс-секретаря Ольги Пышкиной сводились к фразам: «читайте на сайте» и «уточните» не у нас.

Лениздат, 25 октября                                      

 

ОКТЯБРЬ, 25

СМИ Екатеринбурга

В Екатеринбурге сотрудники Центра по противодействию экстремизму ГУ МВД РФ по Свердловской области прервали телемост с экс-олигархом, основателем движения «Открытая Россия» Михаилом Ходорковским, проходивший в конференц-зале «Центральной гостиницы». Как сообщает сайт «Ведомости-Урал», силовики, пришедшие на мероприятие, где собрались несколько десятков человек, в том числе корреспонденты ведущих СМИ региона, переписали у всех участников паспортные данные, а также попросили у присутствующих дать объяснения. Покинуть помещение участники телемоста не могли, сделать это им не давали сотрудники Центра. По словам полицейских, причиной их визита стала поступившая в МВД информация о собрании в «Центральной гостинице» сторонников «нежелательной в России организации». В итоге все окончилось мирно: проверив документы, полиция всем дала возможность уйти. Любопытно, что этот телемост проходил одновременно и в Тюмени, но, как сообщил екатеринбургский общественник Сергей Зыков, в соседнем городе видеоконференцию с Ходорковским правоохранители не посетили.

Информация Владимира Голубева (Екатеринбург)            

 

ОКТЯБРЬ, 25

Сергей Сергеев

Три бизнесмена из «списка Титова» подали в Тверской суд Москвы иск о защите чести и достоинства против журналиста «Коммерсанта» Сергея Сергеева и Генпрокуратуры, передает РБК. Заявители иска - бывший декан факультета повышения квалификации медицинских работников Российского университета дружбы народов (РУДН) Виктор Ламаш, мурманский бизнесмен Владимир Зюзин и адвокат Евгений Рыжов. Все они упоминаются в публикации «В лондонском списке не все исправимо», который стал поводом для обращения в суд. В статье говорится, что Генпрокуратура считает неподлежащими к пересмотру дела ряда лиц из «списка Титова». О Рыжове в статье сообщается, что его обвиняли в попытке рейдерского захвата, Ламаша подозревают в продаже поддельных дипломов об обучении в РУДН, а Зюзина, указано в статье, обвиняют в хищении кредитов Сбербанка почти на миллиард рублей. По мнению истцов, публикация содержит «высказывания оскорбительного характера, утверждения о фактах или событиях», которые «не имели места в действительности». Слова официального представителя Генпрокуратуры Александра Куренного, приведенного в статье, заявители считают внушающими «общественности представление о том, что истцы виновны, и опережают оценку фактов компетентными судебными органами». Истцы просят суд обязать ответчиков опубликовать опровержение и удалить вызвавшую претензии статью с сайта издания. «Список Титова» - перечень имен ряда бизнесменов, покинувших Россию из-за грозившего уголовного преследования, составленный уполномоченным по правам предпринимателей Борисом Титовым. Упомянутым в списке бизнесменам омбудсмен обещал помочь вернуться в Россию. Накануне Генпрокуратура отчиталась о проверке дел 25 человек из списка и подтвердила законность уголовного преследования всех этих случаев.

ЗАКС.Ру, 25 октября                                     

 

ОКТЯБРЬ, 26

Петр Верзилов

Издатель «Медиазоны», участник Pussy Riot Петр Верзилов подал заявление в полицию с жалобой на угрозу физической расправы над его матерью. Верзилов сообщил в твиттере, что на двери квартиры его матери в Москве написали нецензурное оскорбление. По словам Верзилова, надпись появилась вечером 25 октября - в день его рождения. Петр Верзилов в сентябре попал в больницу в Москве из-за потери зрения и речи. Через несколько дней его перевезли в одну из берлинских клиник. Немецкие врачи заявили, что Верзилов, вероятно, был отравлен. Такую же версию высказывали его близкие. В Берлине состояние Верзилова улучшилось, 27 сентября его выписали из клиники. В настоящее время он находится за пределами России.

Медуза, 26 октября                                                   

 

ОКТЯБРЬ, 26

Натела Полежаева

Как сообщал Фонд защиты гласности представители службы судебных приставов пытались проникнуть с утра в две квартиры: в одной из них (по ул. Красина, д. 4 корп.1) находилась директор «Новой газеты – Регион» главврач санатория «Рассвет» Натела Полежаева с дочерью-инвалидам Ириной, в другой  (по ул. Октябрьская, д. 98) ее престарелая мать. В течение 11 часов (с 8 до 19) приставы несли вахту по двум адресам, время от времени звоня и стуча в двери. По распоряжению УФССП, что подтверждает управляющая компания, в обеих квартирах было отключено электричество. То, что действиям сотрудников этого ведомства иногда свойственная противоправность, мы знаем, но в данном случае она более чем странная. Во-первых, квартира на улице Красина, куда они отчаянно вламывались, Нателе Полежаевой не принадлежит: владеет ею ее экс-супруг, сын бывшего омского губернатора, депутат Законодательного собрания Константин Полежаев. Интересовать может УФССП только имущество, находящееся в этой квартире, совместно нажитое в период супружества Полежаевыми. Но это имущество судебными приставами ранее уже было описано и отдано на реализацию: зачем понадобилось арестовывать его второй раз? И половина квартиры на ул. Октябрьской, куда они безуспешно стучались, принадлежащая Нателе Полежаевой, была взята под арест 3 сентября - за 9 дней до их внезапного появления: вторая половина, где живет ее мать, не имеет к долгам, взыскуемым приставами, никакого отношения: за что же они устроили испытание нервам и сердцу ветерана труда? На эти вопросы должен ответить Первомайский районный суд, где началось рассмотрение жалобы Нателы Полежаевой на действия сотрудников УФССП. Но еще до начала процесса в распоряжении корреспондента ФЗГ оказался документ, который, вероятно, дает объяснение не только вышеупомянутым странностям, но и всему происходящему с Нателой Полежаевой и с «Рассветом». Это ответ отдела судебных приставов по Центральному округу № 1 города Омска на запрос ее адвоката: «Сообщаем, что предоставить запрашиваемую вами информацию, а также копии документов не представляется возможным, поскольку протоколом обыска (выемки) старшим оперуполномоченным ОВД УФСБ России по Омской области произведена выемка материалов исполнительных производств в отношении должника Полежаевой Н.О.» (см. документ). Чем же так заинтересовали долги частного лица – главного врача санатория службу государственной безопасности? По ее масштабам они не так уж и велики: образовались эти долги, как мы писали ранее, отчасти ее стараниями: например, замначальника УФСБ полковник Богданов обращался в областной суд с ходатайством, в котором пожаловался на «бездействие УФССП по взысканию денежных средств с Центра реабилитации «Рассвет», где по уникальным методикам лечатся дети с особенностями развития (дэцэпэшники, аутисты, страдающие синдромом Дауна и др.), которых государственные медучжреждения признали неизлечимыми. Именно с того момента, как появился в «Рассвете» этот Центр, все региональные министерства, начиная со здравоохранения, расторгли с ним отношения: так совпало, что в это время Натела Полежаева вышла из состава главной омской семьи, и оказалась, по-видимому, вместе с детьми-инвалидами, в том числе собственной дочерью, в «черном списке». Несмотря на экономическую блокаду, «Рассвет» все-таки рассчитывается по долгам, но руководству УФСБ кажется, что УФССП недостаточно взыскательно: 12 сентября, в день странного визита к Нателе Полежаевой его представителей, прошли обыски дома и на работе у начальника Управления службы судебных приставов по Омской области Владимира Витрука. Неужели у сотрудников госбезопасности не находится более важных дел, чем следить за движением денежных средств со счетов «Рассвета»? Может быть, они подозревают Нателу Полежаеву в финансировании террористических организаций? Ведь откуда-то пришла эта мысль руководству одного из отделений Сбербанка, заблокировавшего ее личные счета и счет ее дочери Ирины, на который она получала пенсию по инвалидности. Придает всей этой коллизии здравый смысл заявление Нателы Полежаевой в областную полицию – о «рейдерском захвате» санатория группой лиц, в числе которых министр областного здравоохранения Андрей Стороженко и вице-губернатор, в недавнем прошлом начальник областного Управления ФСБ Игорь Бондарев.

Информация Георгия Бородянского (Омск)

 

ОКТЯБРЬ, 26

Интернет-издание Fonar.tv

В Центр защиты прав СМИ обратился редактор белгородского интернет-издания Fonar.tv, от которого Белгородская региональная спортивная общественная организация «Федерация плавания» и ее президент Геннадий Луценко хотели получить опровержение публикации, компенсацию морального вреда в размере 350 тыс. рублей и извинения. Светлана Кузеванова представляла интересы издания и автора материала в суде. В марте этого года на сайте издания появилась публикация «Массовое плавание просто задушили. Как в Белгородской области монополизировали детское плавание». В ней критически описывалась деятельность федерации в области детского спорта, ставились вопросы о непрозрачности в работе федерации и распределении денежных средств на детское плавание. Президент организации Геннадий Луценко в своем иске попросил суд признать недостоверными и порочащими его репутацию 16 фраз из публикации и выплатить ему 150 тысяч рублей. Федерация (т.е. юридическое лицо) оспаривала те же самые сведения, как умаляющие ее репутацию, и просила 200 тысяч рублей компенсации. Позиция редакции и журналиста сводилась к тому, что большинство спорных сведений не относились ни к федерации плавания, ни к ее президенту. Редакцией были представлены доказательства достоверности опубликованных сведений, часть из которых не носила порочащего характера. По словам Светланы Кузевановой, извинения как мера ответственности не предусмотрены законом, также как и возможность компенсации морального вреда организации. Эти требования не основаны на законе, а, значит, не могут быть удовлетворены судом. В ходе судебного разбирательства были допрошены свидетели со стороны истца и со стороны ответчика. Свидетельские показания обеих сторон как раз и подтвердили отсутствие ясности в том, как именно работает федерация, каким образом происходит ее финансирование, куда тратятся членские взносы. 25 октября Октябрьский районный суд Белгорода отказал в удовлетворении иска. «На оглашении решения судья обмолвился, что это была критика и на нее нужно реагировать соответственно. Издание имело право поднимать значимые для общества вопросы, могло задавать их даже в неудобной форме, критиковать и инициировать дальнейшее общественное обсуждение» - рассказала Светлана Кузеванова.

Центр защиты прав СМИ, 26 октября                    

 

ОКТЯБРЬ, 26

The New Times

Евгения Альбац

Тверской районный суд оштрафовал журнал The New Times и его главного редактора Евгению Альбац на 22 миллиона рублей. Суд счел, что издание нарушило статью 13.15.1 КоАП, требующую от СМИ своевременно предоставлять информацию о получении денежных средств в Роскомнадзор. О какой именно сумме издание, по мнению Роскомнадзора, не отчиталось, Альбац в интервью «Медиазоне» не уточнила. «Медузе» Альбац сообщила, что административное дело, по которому вынесено решение о штрафе, было в июле возвращено мировым судьей в прокуратуру. Сроки давности по нему, по словам главного редактора The New Times, давно истекли. Однако 23 октября прокуратура опротестовала возврат дела, а спустя два дня суд вынес по нему решение о штрафе. Альбац связывает возвращение дела в суд и его срочное рассмотрение с тем, что 22 октября в эфире ее программы на «Эхе Москвы» появился Алексей Навальный.

Медиазона, 26 октября                                    

 

ОКТЯБРЬ, 28

Сергей Золотарев

Никита Адищев

Марина Царева

Илья Давлятчин

В Санкт-Петербурге, как и во многих других городах страны, прошли акции против произвола спецслужб и других органов правопорядка, включая суды, в делах псевдогрупп «Сеть» и «Новое величие». В Петербурге акция 28 октября проходила в форме одиночных пикетов и народного схода в самом центре города - на Невском проспекте. Многие стояли с самодельными плакатами, некоторые скандировали. Но полицейские, начав с «одиночников» (тех, кто имел полное право стоять с плакатами без всяких разрешений или согласований), затем хватали всех без разбора - даже простых наблюдателей, которые пытались сторониться. Всего было задержано около 40 человек, причем среди них оказались и несовершеннолетние, и корреспонденты ряда изданий, освещавшие происходящее. Отбить коллег пытались другие присутствовавшие на акции журналисты, которые ходили от автозака к автозаку, переговаривались с полицейскими, пытались обратиться за помощью к присутствовавшим представителям городской администрации. Список представителей СМИ, которые были незаконно задержаны: Сергей Золотарев (сетевое издание Sota Vision), Никита Адищев (телеканал «Дождь»), Марина Царева («Коммерсант»), Илья Давлятчин (ИА «Росбалт»). Все они в итоге были отпущены без составления протокола, причем заслугу в освобождении журналистов попытался приписать себе Смольный, назвав даже имя председателя комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации Сергея Серезлеева в качестве главного «спасителя».

Информация Романа Захарова (Санкт-Петербург)        

 

ОКТЯБРЬ, 29

СМИ Перми

Ленинский районный суд Перми признал обоснованным административное наказание, назначенное заместителю министра – начальнику контрольно-ревизионного управления краевого минфина Инне Васькиной. Она оштрафована на 3 тыс. рублей за не размещение на ведомственном сайте сведений о проведенных проверках. До сентября 2013 года Инна Васькина руководила департаментом ЖКХ администрации Перми. С 5 апреля 2018 года заняла высокое кресло в министерстве финансов Пермского края. Прокуратура уже 29 июня усмотрела отсутствие гласности в деятельности КРУ и привлекла чиновницу к административной ответственности по части 2 статьи 13.27 КоАП РФ («Не размещение в сети «Интернет» информации о деятельности государственных органов, если эта обязанность установлена федеральным законом»). Вопреки российскому закону, который гарантирует доступ к информации о деятельности органов власти, и приказу регионального минфина о размещении таких сведений в течение 5 дней, на официальном сайте не было сведений о ряде проверок. Опрошенная прокуратурой министр Елена Чугарина признала допущенное нарушение, отметила, что за размещение информации отвечает руководитель структурного подразделения и добавила: «Моей вины нет». Мировой судья судебного участка № 4 Ленинского судебного района Перми 17 сентября признал виновной замминистра И. Васькину и назначил минимальный штраф 3 тыс. рублей. К своей жалобе об отмене вынесенного постановления чиновница приложила скриншоты, сделанные с сайтов финансовых органов других регионов. «Большинство регионов не публикуют информацию, а сообщают годовую отчетность. В нашей компетенции определять периодичность. Каким образом проконтролировать не размещение информации на сайте, если на еженедельных совещаниях работник не докладывает об этом?» - заявила Инна Васькина 29 октября на заседании Ленинского районного суда Перми. «Ничто не мешает вам просматривать сайт», - ответил прокурор Александр Лобастов. Резонное замечание. Создается впечатление, что «невиновная» в попрании гласности министр Е. Чугарина и «виновная» замминистра И. Васькина вообще не заглядывают на свой официальный сайт. Посетив 29 октября 2018 года раздел «Административное производство» и открыв страницу «Правонарушения в финансово-бюджетной сфере», можно увидеть: последняя информация датирована 21 декабря 2017 года и сообщает об уже забытой проверке в СПК «На страже мира». «За полтора года сайт посетило 537 человек при населении Пермского края более чем в 2 миллиона 600 тысяч человек», - этими цифрами И. Васькина хотела доказать малозначительность допущенного правонарушения. Вышло наоборот. Да, равнодушием к гласности пермские финансисты сумели оттолкнуть людей от себя. Ведь никому неинтересно читать прошлогодние, с позволению сказать, новости. «Смотрюсь в сайт, как в зеркало», - эта доля оставлена чиновникам.

Информация Михаила Лобанова (Пермь)               

 

ОКТЯБРЬ, 29

СМИ Сахалинской области

На сайте Sakh.com появилась новость: Сахалинское правительство готовится забросить в соцсети 2500 постов. То есть, за бюджетные деньги будут рассказывать пользователям соцсетей, как много исполнительная власть для них делает. Вообще-то и сейчас каждый орган власти в области имеет собственный сайт, у министерств и свои страницы в соцсетях, но посещаемость тех и других крайне низка, а потому к народным массам решено пробиваться за деньги через раскрученные группы. На сайте госзакупок появился тендер на «Оказание услуг по анализу информационного потенциала сахалинского сегмента социальных сетей, подготовке коммуникационной стратегии информирования населения Сахалинской области, апробировании эффективности предложенной стратегии на практике, путем подготовки и размещения информационных и графических материалов в социальных сетях». За все правительство области готово отдать 2 миллиона 159 тысяч 550 рублей и даже 31 копейку. Соцсети, которые интересуют власть, - «Фейсбук», «Одноклассники», «ВКонтакте» и «Инстаграм». Согласно техзаданию, исполнитель должен изучить самые популярные сахалинские группы в этих соцсетях и расписать, сколько у них пользователей, какого возраста, что их интересует и даже какой у них доход. Подрядчик предложить группам не менее 2500 постов на разные темы от политики до социалки. Выполнить задание нужно до 28 декабря 2018 года. Интересно, что многие популярные группы ведут сами чиновники правительства или их «молодогвардейцы». Sakh.com, ссылаясь на свои источники, напомнил своим читателям о расценках на вбросы. Один пост, например, в популярной группе «ВКонтакте», стоит от 2000 до 4000 рублей.

Информация Ольги Васильевой (Пятигорск)

 

ОКТЯБРЬ, 29

Сайт «Черника»

Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Карелии намерено судиться сайтом «Черника». В одной из школ Медвежьегорского района после проверки Роспотребнадзора был опечатан кабинет, в котором обнаружилась предельно допустимая концентрация формальдегида. Рисковать здоровьем детей не стали, и кабинет предпочти закрыть. Обеспокоенные родители обратились к руководству школы, в районную администрацию, в Роспотребнадзор, требуя проведения экспертизы школьных парт, поскольку подозрение пало на них. Дело в том, что 60 парт для четырёх школьных кабинетов приобретены были в 2017 году в рамках муниципального заказа у Медвежьегорской тюремной больницы. И потому родители стали грешить на УФСИН, хотя в территориальном управлении Роспотребнадзора, подтвердив факт, что из-за повышенной концентрации формальдегида закрыли один школьный кабинет, не смогли, однако, назвать причину произошедшего, объяснив это тем, что вначале требуется провести проверку, в том числе и парт. Информация об этом инциденте появилась в соцсети, и сайт «Черника» её пересказал, в том числе изложив и подозрение родителей относительно возможного источника распространения формальдегида. УФСИН по Карелии оперативно отреагировало на эту публикацию, сочтя, что журналистская статья наносит урон деловой репутации заведения. В управлении имеются производственные цеха и заключённые изготавливают различные товары народного потребления, в том числе и парты для школ. В письме, направленном в редакцию сайта «Черника», сообщалось, что на изготавливаемую в колониях мебель имеются сертификаты соответствия, протоколы испытаний и ни разу в ходе таких проверок не обнаруживался формальдегид в изготавливаемых товарах. Заодно в письме сообщалось, что в рамках одного муниципального заказа парты поставлялись для четырёх классных помещений, поэтому если б действительно что-то было произведено с нарушением санитарных требований, то и в трёх других классах обнаружились бы следы формальдегида, но этого не случилось. Тон опубликованной статьи на сайте «Черника» в УФСИН сочли презрительным по отношению к заключённым, изготавливавшим мебель, как и к самому пенитенциарному учреждению, и на этом основании редакция была уведомлена, что УФСИН будет готовить исковое заявление в суд о защите деловой репутации. Хотя в самой статье журналистских оценок не высказывалось, да и слова родителей о том, что небезопасные парты могли стать причиной закрытия школьного кабинета, звучали лишь в предположительном тоне, никто ничего не утверждал. Родители лишь просили дополнительно исследовать ещё и парты. В ситуации, когда причины отравления воздуха были не известны, просьба вполне правомерная. И важно подчеркнуть, что редакция сайта не отказывала УФСИН в праве на ответ, позиция, изложенная в письме управления службы исполнения наказаний была обнародована редакцией. Однако судебный процесс, судя по всему, всё равно назревает.

Информация Анатолия Цыганкова (Петрозаводск)     

 

ОКТЯБРЬ, 29

«Новая газета»

В Москве к зданию, где находится редакция «Новой газеты», принесли клетки с живыми овцами. Фото опубликовала в своем фейсбуке пресс-секретарь издания Надежда Прусенкова. На животных надеты жилеты с надписью «Пресса» и «Новая газета». Кто привез клетки, пока не установлено. Ранее в октябре к редакции «Новой газеты» подбрасывали корзину с отрезанной головой барана и похоронный венок. Издание расценило произошедшее как угрозы в адрес журналиста Дениса Короткова и обратилось в полицию. Коротков, в числе прочего, известен материалами про наемников из частных военных компаний в Сирии, а также статьей про уязвимость на сайте Минобороны. Очередное расследование Короткова - о Евгении Пригожине - вышло на «Новой газете» 23 октября.

Медуза, 29 октября                                                               

 

ОКТЯБРЬ, 29

«Санкт-Петербургские Ведомости»

«Санкт-Петербургские Ведомости» закончили судебную тяжбу с полицией. Представители Василеостровского ГУВД подавали иск о защите чести, достоинства и деловой репутации после публикации в газете статьи о погроме на Смоленском кладбище. Текст вышел в июне 2017 года. Тогда в редакцию обратился Александра Эстерлис – сын бывшего сотрудника газеты Михаила Эстерлиса, похороненного на том самом кладбище. Надгробные памятники на могиле журналиста и его жены оказались разбиты. Александр рассказал, что после случившегося хотел обратиться с заявлением в полицию, однако, в 30-м отделе ему изначально отказали в этом, потребовав сначала принести справку о понесенном ущербе. Только с этим документом заявление было принято. Далее в тексте рассказывалось собственно о погроме, о том, что вандалы были задержаны, возбуждено уголовное дело. Однако представителей полиции возмутило упоминание в материале эпизода с непринятым заявлением. Были проведены внутренние проверки, которые показали, что это неверная информация. За опороченную честь, достоинство и, что самое странное для полиции, деловую репутацию стражи порядка требовали с издания и самого Александра Эстерлиса 50 тысяч рублей. Судья Василеостровского районного суда, рассматривавшая это дело, полицейским в иске отказала. Те обратились в городской суд. Но и он оказался на стороне журналистов, так как не усмотрел в опубликованном материале чего-то, что могло бы опорочить честь, достоинство и деловую репутацию сотрудников Василеостровского УМВД. 29 октября газета сообщила, что решение Городского суда вступило в законную силу.

Лениздат, 30 октября                                        

 

ОКТЯБРЬ, 30

Валерий Бриних

Верховный суд Республики Адыгея вынес решение о выплате компенсации морального вреда в 300 тыс. рублей экологу, блогеру Валерию Бриниху, добившемуся реабилитации за незаконное уголовное преследование, передает «Интерфакс». «Апелляционная инстанция Верховного суда Республики Адыгея вынесла решение по моему иску о компенсации причиненного мне морального вреда трехлетним уголовным преследованием. Суд обязал Минфин РФ выплатить мне 300 тыс. рублей», - сообщил агентству сам Бриних. Директор Института региональных биологических исследований Валерий Бриних с 2014 по 2017 год проходил подозреваемым по уголовному делу об экстремизме за публикацию в интернете статьи «Молчание ягнят», посвященной острым экологическим проблемам в Теучежском районе Адыгеи из-за деятельности местного свиноводческого предприятия, которое принадлежит бывшему сенатору Совета Федерации РФ от Карачаево-Черкесии Вячеславу Дереву. В отношении эколога избиралась мера пресечения в виде подписки о невыезде. В августе 2017 года уголовное дело было прекращено в связи с отказом государственного обвинителя от обвинения, за Бринихом было признано право на реабилитацию. Сумму вреда, причиненного здоровью и репутации, эколог оценил в 3 млн. рублей, подав в суд иск на Российскую Федерацию. Первая судебная инстанция, Майкопский городской суд, в апреле 2018 года постановила взыскать в пользу Бриниха 1 млн. рублей. Минфин РФ обжаловал это решение и попросил максимально снизить сумму компенсации. «Верховный суд Адыгеи встал на сторону ответчика. Доводов для снижения суммы выплаты представитель Минфина не представил. Я, конечно, не согласен с таким исходом и намерен добиваться увеличения суммы компенсации. Сначала в кассации, затем в Верховном суде РФ», - подчеркнул Бриних. Статья Бриниха «Молчание ягнят» о проблемах экологии в Теучежском районе Адыгеи в 2014 году по требованию прокуратуры была включена в список экстремистских материалов. Однако в 2017 году прокуратура республики через суд отменила это решение по вновь открывшимся обстоятельствам. Окончательная экспертиза, проведенная по делу Институтом криминалистики ФСБ, не нашла в материале «Молчание ягнят» признаков экстремизма. Валерий Бриних является в Адыгее известным гражданским активистом. Он много лет ведет борьбу с экологическими нарушениями в регионе. По данным СМИ, ранее возглавляемое Бринихом отделение ВООП протестовало против строительства многоэтажного гаража на территории одного из немногих последних городских скверов в Майкопе. В 2007 году экологу удалось опротестовать приказ Минприроды о лишении особого природоохранного статуса около 10 тыс. га территорий национального парка в Сочи, где планировалось построить ряд ключевых олимпийских объектов.

Newsru.Com, 30 октября                                        

 

ОКТЯБРЬ, 31

Вадим Тюменцев

Томский блогер Вадим Тюменцев, приговоренный к пяти годам колонии общего режима за «зкстремизм» (ст. 280 и 282 УК РФ), снова объявил голодовку. Протестует он, как сказал «Новой» адвокат осужденного Андрей Миллер, против нарушений закона администрацией колонии, а также неоправданного медицинского вмешательства, которое привело к ухудшению состояния его здоровья. При проведении комиссионной прокурорской проверки учреждения ИК-3 его руководство не допустило к проверяющим блогера, из-за чего он не смог обнародовать жалобы на условия содержания. Позже он направил их в одно из управлений Генеральной прокуратуры РФ. Вскоре к нему, по его словам, стали приходить местные оперативники и медик – с повторяющимися вопросами: они спрашивали, как он относится к вхождению Крыма в состав России и к президенту РФ. После этих «бесед» Тюменцева этапировали в исправительную колонию № 4, поместив в медсанчасть для проведения медицинского освидетельствования. Сам он категорически против этого возражал, и никаких оснований, чтобы подозревать его в «психических отклонениях», ни в уголовном деле, ни в его биографии нет. «Я Вадима знаю давно, – говорит адвокат. – Мы были с ним знакомы задолго до того, как его осудили. Он – человек абсолютно адекватный, вменяемый. Но если у любого человека с подобными умонастроениями спрашивать каждый день «как вы относитесь к Путину Владимиру Владимировичу?», то он будет реагировать негативно. Вадим говорит, что ему там давали какие-то длинные таблетки, по его мнению, воздействующие на нервную систему, принимал он их под контролем медиков, и после их приема чувствовал себя плохо. К таким действиям сотрудников УФСИН нельзя применить чисто юридически понятие «принудительные», но все это делалось против его воли, поэтому он и объявил голодовку. Напомним, Вадим Тюменцев был осужден за размещение в своем блоге двух трехминутных видеороликов, в одном из которых призывал к «перекрытию улицы в знак протеста против «беспредела маршрутчиков, крышуемых мэрией», в другом – к «выдворению лугагнско-донецких беженцев», что было расценено судом как «разжигание ненависти к украинскому народу». Правозащитный цетр «Мемориал» признал томского блогера политическим заключенным. Ранее, в декабре прошлого года, он объявлял голодовку в знак солидарности со всеми преследуемыми и осужденными по «экстремистским» статьям, пытаясь таким образом «обратить на них внимание российского правительства». В начале октября с.г., как известно В. Путин внес в Госдуму РФ законопроект с предложением декриминализовать статью 282 УК РФ, заменив уголовное наказание на административное. Если президентские поправки будут приняты (предполагается, что это произойдет до конца текущего года), Вадим Тюменцев сможет скоро выйти на свободу. Возможно, с этим связаны и попытки переместить его в психиатрическую клинику, уже «всерьез и надолго»: адвокат пока не готов судить, есть ли такие замыслы у правоохранителей, но и не исключает, что они могут быть.

Информация Георгия Бородянского (Омск)               

 

ОКТЯБРЬ, 31

Павел Большаков

Центральный районный суд Челябинска изменил приговор журналисту Павлу Большакову, виновному в клевете на депутата Госдумы Валерия Гартунга. Апелляционная инстанция освободила колумниста от выплаты 5 тыс. руб. штрафа за истечением сроков давности. Осужденный вину не признает, заявляя, что в отсутствие наказания не может быть и состава преступления, поэтому опротестовывать нечего. Пострадавший заявляет, что отмена штрафа не является реабилитирующим основанием. Адвокаты обжалуют приговор после изучения мотивировочной части решения. Центральный районный суд в апелляционном порядке изменил приговор челябинскому журналисту Павлу Большакову. 16 августа мировой суд признал колумниста газеты «За возрождение Урала» (издатель — одноименное прогубернаторское движение) виновным в распространении порочащих сведений о депутате Госдумы Валерии Гартунге (ч. 2 ст. 128.1 УК РФ «Клевета в средствах массовой информации»). Решением суда Большаков был освобожден от выплаты ранее назначенного ему штрафа в 5 тыс. руб. за истечением срока давности. Поводом для судебного разбирательства стали две статьи под заголовками «Предательство интересов России. Валерий Гартунг и Чеченская война» и «Как депутат шахтеров обманул», опубликованные в августе 2016 года в спецвыпуске газеты тиражом в 100 раз больше обычного (постоянный тираж газеты не превышает 10 тыс. экземпляров). В тексах Павел Большаков, в 1997–2000 годах работавший пресс-секретарем главы региона Петра Сумина, описывал, как на одном из совещаний у губернатора сотрудники ФСБ якобы заявили, что Валерий Гартунг продавал «КамАЗы» чеченским террористам. В другой статье журналист утверждал, будто господин Гартунг манипулировал бастующими шахтерами в политических целях. В обоих случаях Павел Большаков не представил подтверждений своих заявлений. Впоследствии областной избирком признал выпуск газеты, вышедшей накануне выборов депутатов Госдумы по Коркинскому округу, незаконной агитацией. Учредителю было выдано предписание о прекращении его распространения. Мировой суд, сославшись на отсутствие доказательств политической ангажированности журналиста, приговорил Павла Большакова к минимальному штрафу. Обе стороны обжаловали решение суда первой инстанции. Защитники депутата Госдумы требовали ужесточить наказание, назначив Большакову штраф в 1 млн. руб. Подсудимый, в свою очередь, направил ходатайство о прекращении уголовного дела за истечением сроков давности преступления. В ходе рассмотрения заявлений адвокаты господина Гартунга представили суду заключение эксперта-лингвиста на статью Большакова, опубликованную на сайте издания уже после вынесения приговора. «В ней журналист вновь обвиняет депутата Государственной думы в совершении тех же самых преступлений», - заявили в пресс-службе регионального отделения партии «Справедливая Россия». Также при рассмотрении дела в районном суде адвокаты господина Гартунга потребовали отвода прокурора. «На протяжении всего судопроизводства прокуратура поддерживала обвинение, требуя самой суровой меры пресечения. А через два с лишним года, непосредственно в день рассмотрения апелляционных представления и жалоб, изменила позицию и отозвала представление. По мнению адвокатов, это может свидетельствовать о коррупции или незаконном сговоре с осужденным», - подчеркивают представители партии. Сразу после оглашения приговора Павел Большаков сказал, что не намерен оспаривать решение суда. По мнению осужденного, решение, которым он был признан виновным в клевете, отменено, поскольку освобождение от штрафа напрямую указывает на его невиновность. «Если нет наказания, о каком доказательстве вины может идти речь?» - заявил Большаков. Валерий Гартунг, в свою очередь, настаивает, что отмена штрафа в связи с истечением сроков давности не является реабилитирующим основанием. «В принципе, я доволен приговором - и первая, и вторая инстанции подтвердили вину журналиста. Клевету в статьях подтвердил и сам Большаков, заявив ходатайство о прекращении дела за истечением сроков давности уголовного преследования. Однако, согласно приказу Генпрокурора РФ, указанное обстоятельство может быть учтено, если подсудимый полностью загладил вину, чего тот не сделал», - подчеркнул депутат. Господин Гартунг добавил, что его адвокаты обжалуют решение суда в связи с неправильной квалификацией обвинения. Он добавил, что клевета, сопряженная с обвинением государственного служащего в тяжком преступлении, согласно статье 282 УК РФ, приравнивается к экстремизму, и подчеркнул, что будет добиваться «новых решений судов и компенсации причиненного вреда путем подачи гражданских исков».

Коммерсантъ - Южный Урал, 1 ноября               

 

ОКТЯБРЬ, 31

Эрик Китуашвили

Президиум Верховного суда России признал незаконным содержание под стражей в ходе двухлетнего следствия основателя сайта «Смотра.ру» Эрика Китуашвили (Давидыча), который был осужден по делу о мошенничестве. В апреле содержание Китуашвили под стражей в ходе следствия незаконным признал ЕСПЧ, присудив ему 2,1 тысячи евро компенсации. Как отмечал тогда адвокат Китуашвили, его подзащитного поместили под стражу, когда проверялась его причастность к насильственным преступлениям - позже эта информация не подтвердилась, но арест, тем не менее, продлевался. Китуашвили 19 октября был приговорен к четырем годам и восьми месяцам колонии общего режима за мошенничество со страховкой на автомобили. Он вины не признал, утверждая, что уголовное преследование связано с созданными при его участии фильмами о коррупции в ГИБДД. По закону, вступившему в силу летом 2018 года, один день, проведенный под арестом в СИЗО, засчитывается как полтора дня колонии.

РИА Новости, 31 октября                                         

 

ОКТЯБРЬ, 31

СМИ Перми

Ленинский районный суд Перми отказал юристу Александру Петрову в требовании удалить прессу и рассмотреть в закрытом процессе очередное заявление его доверителя, экс-депутата Заксобрания Прикамья Андрея Агишева. Бывший единоросс, осужденный за растрату и мошенничество, обратился в суд за новой рассрочкой по возврату в краевой бюджет похищенных 30 млн. рублей. А. Петров требовал удаления прессы, так как, по его мнению, иначе могут быть разглашены персональные данные его доверителя, сведения об имуществе и адресах. Зампрокурора Ленинского района Перми Дмитрий Свергузов напомнил о гласности судопроизводства. Судья Ирина Шабалина не нашла оснований для удаления прессы.

Информация Михаила Лобанова (Пермь)                        

 

ОКТЯБРЬ, 31

Мария Карпенко

Журналист петербургской редакции газеты «Коммерсантъ» Мария Карпенко не смогла попасть на открытое заседание городского парламента. Представителям аппарата Законодательного собрания не понравился внешний вид девушки. На сей раз блюстителей дресс-кода возмутила белая футболка (без надписей и прочих отличительных знаков). «Футболка у меня белая, брюки чёрные, как учили в школе. «До тех пор, пока вы будете позволять себе ходить в законодательное собрание в таком виде, вход в зал вам будет запрещён», - сказала мне завхоз Алена Сергеевна Кукушкина. «Не пускать», - приказала она привратникам. Они молча сомкнули передо мной могучие плечи, - написала Мария у себя в Facebook, - Новый начальник управления по информации Елена Гаврищук, сославшись на положение о проходе в зал, сказала, что я «сама приложила руку» к произошедшему и предложила изучить литературу, касающуюся делового этикета». У посетителей ЗакСа, в том числе журналистов, в последние годы то и дело возникают проблемы из-за дресс-кода, который в этом учреждении, пожалуй, самый суровый в городе. По какой-то странной причине он распространяется не только на депутатов и сотрудников парламента, но и на всех в него входящих. В Мариинский дворец, на заседание депутатов ту же Марию Карпенко уже не пускали с рюкзаком. А в сентябре 2017-го в здание запретили проходить мужчинам без галстуков. Тогда председатель парламента Вячеслав Макаров разразился грозной тирадой: «Никогда в ЗакСе не будут появляться люди в шлепанцах, тапочках, халатах, шортах. Спортивные костюмы отменяются. Никогда! Дресс-код будут соблюдать все. За выполнение нормы, правила и распорядок отвечает председатель, а сотрудники аппарата выполняют распоряжение председателя. А когда говорят, что кто-то из депутатов попытается пройти без штанов, попрошу охрану позвать меня».

Лениздат, 31 октября                                            

 

ОКТЯБРЬ, 31

Денис Коротков

В прокуратуру Санкт-Петербурга, Генпрокуратуру РФ в СЗФО и в ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти отправлено обращение с просьбой проверить действия журналиста Дениса Короткова на нарушение статьи Уголовного кодекса «Заведомо ложный донос». Обратилась редакция интернет-журнала PolitRussia. Об этом главред издания Руслан Осташко сообщил у себя в Twitter. Осташко и, видимо, другим журналистам PolitRussia не понравился материал Дениса Короткова «Повар любит поострее», вышедший 22 октября в «Новой газете». Текст по большей части основан на рассказе Валерия Амельченко, которого автор называет своим информатором, человеком, работавшим на связанных с предпринимателем Евгением Пригожиным заказчиков. Как следует из расследования «Новой», Амельченко участвовал в покушениях на блогеров, убийствах, а также испытании яда на сирийских военных. Денис Коротков отмечает, что встречался с информатором 2 октября в Петербурге, но после их разговора Амельченко загадочно пропал. 3 октября журналист написал заявление в полицию. Но 24 октября – через два дня после публикации материала – сам Амельченко явился к стражам порядка и просил прекратить его розыск, сообщив, что с ним все в порядке. В своем обращении PolitRussia ссылается на текст, который 25 октября был опубликован в издании «Версия». В нем сообщается, что Коротков выдумал всю историю с Амельченко и его рассказом про Сирию. Это предположение («Версия», конечно, подстраховывается и пишет «Похоже, что журналист «Новой газеты» придумал расследование») основано на фотографиях, которые были выложены в анонимном Telegram-канале «338». Канал якобы ведут «силовики». Но, в то же время, его авторами называют экс-активистов движения «Наши» и журналиста-военкора. В канале «338» 25 октября появились снимки заявления Амельченко, в котором он подробно объясняет, как познакомился с Коротковым и как тот предложил ему стать «информатором» - прочитать под диктофон заготовленный текст. За это Коротков якобы обещал заплатить 20 тысяч евро, но в итоге отдал только 200 тысяч рублей. Про проверку подлинности этих фотографий и заявления в тексте «Версии» ничего не сообщается. PolitRussia, судя по всему, предлагает разобраться в этом правоохранителям. «Редакция общественно-политического издания PolitRussia считает, что подобные действия журналиста общественно-политического издания «Новая газета» Дениса Короткова подлежат уголовной ответственности согласно статье 306 УК РФ «Заведомо ложный донос, - отмечается в обращении. - На основании изложенного в соответствии со статьями 26, 27 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» просим провести проверку изложенной в данном обращении информации и принять необходимые меры», - говорится в обращении редакции. Примечательно, что об обращении PolitRussia сегодня с разницей всего в несколько минут сообщили агентства «ФАН», «Новый день» и REX.

Лениздат, 31 октября                                              

 

ОКТЯБРЬ, 31

Владислав Аскариди

Пермский краевой суд оставил без изменения приговор Ленинского районного суда главному редактору портала Properm.ru Владиславу Аскариди - штраф в сумме 1 тыс. руб. Владислав Аскариди не признаёт себя виновным и намерен обжаловать это решение в вышестоящих инстанциях, а в случае необходимости намерен обратиться за защитой в ЕСПЧ. Напомним, 9 сентября в центре Перми сторонники оппозиционера Алексея Навального провели несанкционированную акцию против повышения пенсионного возраста в России. В итоге полицейские задержали 24 человека, в том числе и главного редактора интернет-издания Properm.ru Владислава Аскариди, который выполнял редакционное задание - вел прямой репортаж с места проведения акции. 17 сентября в 9:00 полиция снова задержала Владислава Аскариди, который шел на работу. Владислав был задержан у бизнес-центра «Бажов», где находится офис редакции сетевого издания. Его доставили в Ленинский отдел полиции, а затем - в суд, где редактор был оштрафован «за неповиновение полиции, якобы случившееся 9 сентября.

59i.Ru, 31 октября                                                         

 

ОКТЯБРЬ, 31

Первый канал

Останкинский суд Москвы отклонил иск певца и предпринимателя Александра Новикова к Первому каналу на один миллион евро. Новикову не понравился выпуск программы «Пусть говорят», посвященный скандальному долгострою «Бухта Квинс». Он решил, что в программе решили очернить его репутацию. Этому якобы активно способствовал ведущий ток-шоу, который вел себя «по-хамски». Свои моральные страдания шансонье оценил в огромную сумму. «Позорное решение об отказе в иске Первому каналу. При документально неоспоримой моей правоте. Больше года шло, и когда стало понятно, что Первый канал вчистую проиграл, судья на последнем заседании вдруг за несколько минут выносит глупейшее решение. Это надо было видеть - лихорадочное перелистывание страниц, глаза - в стол. На пять минут - в совещательную комнату, и, как венец всему, - в трех предложениях само решение», - сообщил Александр Новиков. Бард считает, что отклонение его иска - это указание сверху. Он намерен продолжить разбирательство в Верховном суде.

Екатеринбург-ТВ, 1 ноября                                       

 

ОКТЯБРЬ, 31

ВГТРК

Савеловский суд Москвы отклонил иск Павла Грудинина к ВГТРК. Бывший кандидат в президенты России требовал с телевизионщиков 1 рубль компенсации за, как он считал, недостоверную информацию о его бракоразводном процессе. О нем было рассказано в программе «Прямой эфир» 12 июля. «Решением Савеловского районного суда Москвы от 31 октября 2018 года в удовлетворении исковых требований Грудинина Павла Николаевича к ФГУП ВГТРК о защите чести, достоинства, признании сведений не соответствующих действительности, опровержении сведений, взыскании компенсации морального вреда отказано», - цитирует RNS решение суда.

Лениздат, 31 октября                                        

 

 

Получено от корреспондентов:

31, 33, 32, 28, 24, 23, 27, 40, 18, 29, 34, 10,

21, 45, 30, 27, 23, 8, 17, 7, 15, 32, 27, 58,

23, 27, 25, 50, 38, 42, 22, 30, 20, 48, 35, 34                                                         

36, 19, 35, 31, 38, 29, 17, 35, 39, 30, 31, 36

30, 34, 28, 35, 52, 39, 25, 34, 46, 40, 36, 30

33, 34, 31, 36, 27, 31, 21, 32, 18, 30; 23, 25

16, 32, 16, 18, 35, 23, 28, 38, 29, 12, 35, 21                              

25, 22, 34, 32, 25, 28, 25, 37, 31, 37, 30, 26                                            - 50

38, 26, 37, 27, 21, 37, 10, 34, 24, 30, 39, 29                                              

31, 34, 35, 25, 24, 12, 35, 24, 40, 31, 31, 24

30, 21, 39, 43, 17, 12, 24, 42, 28, 27, 26, 33

31, 35, 37, 33, 34, 22, 16, 42, 33

 

 

КРОМЕ ТОГО, из др. источников (прессы, «самотеком»):

103, 102, 121, 126, 97, 76, 84, 103, 87, 159, 187, 89,

107, 110, 111, 146, 112, 94, 118, 97, 126, 126, 105, 131,

111, 135, 158, 90, 108, 88, 87, 107, 107, 130, 93, 134                                        

82, 122, 147, 117, 106, 113,121, 109, 134, 153, 114, 142

89, 104, 169, 142, 105, 104, 98, 127, 97, 110, 147, 220

86, 114, 188, 115, 147, 83, 103, 128, 115, 160; 108, 116

102, 111, 121, 121, 81, 96, 131, 122, 97, 123, 103, 110                                                   

104, 162, 85, 85, 88, 78, 85, 124, 169, 125, 95, 106                                  - 73

93, 91, 133, 128, 135, 84, 139, 111, 111, 87, 98, 82

58, 81, 112, 124, 110, 119, 96, 112, 116, 89, 105, 105

64, 78, 143, 108, 96, 95, 65, 71, 93, 141, 100, 112

102, 85, 73, 71, 150, 90, 101, 61, 126

 

 

Всего:

134, 135, 153, 154, 121, 99, 111, 143, 105, 199, 221, 99,

128, 155, 141, 173, 135, 102, 135, 104, 141, 158, 132, 189,

134, 162, 183, 140, 146, 130, 109, 137, 127, 178, 128, 168                                 

118, 141, 182, 148, 142, 142, 138, 144, 170, 183, 145, 178

119, 138, 197, 177, 157, 143, 123, 161, 143, 150, 183, 250

119, 148, 219, 151, 174, 114, 124, 160, 133, 190; 131, 141

118, 143, 137, 131, 116, 119, 159, 160, 126, 135, 138, 131                                                               

129, 184, 119, 117, 113, 106, 110, 161, 200, 162, 125, 132                   - 123

131, 117, 170, 155, 156, 121, 149, 145, 135, 117, 137, 111

89, 115, 147, 149, 134, 131, 131, 136, 156, 120, 136, 129

94, 99, 182, 151, 113, 107, 89, 113, 121, 168, 126, 145

133, 120, 110, 104, 184, 112, 117, 103, 159



Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни