Результаты мониторинга
30 Ноября 2018 года

Результаты мониторинга ФЗГ за ноябрь 2018 года

онфликты, зафиксированные ФЗГ в течение НОЯБРЯ 2018 года на территории РФ.

 Случаи гибели журналистов   ().

 Пропавшие без вести ().

 Нападения на журналистов и блогеров 3 (Эдуард Чеменев, оператор интернет-журнала «Новый Фокус», Абакан; Руслан Яндиев, блогер, Ингушетия; Алексей Мальцев, телеоператор «ТВ-21», Мурманск).

 Нападения на редакции, телецентры 1 (НТВ-Петербург, Санкт-Петербург).

Попытки цензуры2 (телекомпания «12 канал», Омск; сайт «Петрозаводск говорит», Петрозаводск).

Уголовное преследование журналистов, СМИ и блогеров – 1 (Сергей Бабенко, редактор газеты «Морозовский вестник», Ростовская область).

Увольнение редактора, журналиста – 3 (Тахмина Тынысова, корреспондент «12 канала», Омск; Наталья Бессонова, главный редактор «Новой газеты», Сахалинская область; Раиса Решетникова, редактор объединенной редакции газет «Ханты-Ясанг» и «Луима сэрипос», Ханты-Мансийский автономный округ).

Случаи задержания полицией (ФСБ, etc.) – 4 (Станислав Савончик, редактор издания «Твердый знак», Тамбовская область; съемочная группа телекомпании «АС Байкал ТВ», Иркутская область; Руслан Яндиев, блогер, Ингушетия; Александр Дорогов, журналист СМИ «Росдержава», Москва).

Угрозы в адрес журналистов, блогеров и СМИ –  ().

Зафиксировано предъявленных к журналистам, блогерам и СМИ судебных исков – 6

на сумму  10 456 000 рублей

Рассмотрено ранее предъявленных к журналистам и СМИ исков – 2

       удовлетворено – 1

       взыскано в качестве денежной компенсации морального вреда

       5 000 рублей

Отказ журналистам в доступе к информации (в том числе запрет производить аудио- и видеозапись, фотосъемку; отказ в аккредитации; ограничение права на посещение и присутствие на мероприятиях в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях) – 28

Попытки выселения редакций из занимаемых помещений   ().

Отказ от печатания (распространения) СМИ  ().

Отключение от эфира, прекращение вещания  ().

Прекращение выхода СМИ  ().

Изъятие (скупка, арест) тиража  ().

Препятствование выходу СМИ -  ().

Препятствование деятельности интернет-изданий2 (портал ДВХАБ, в Хабаровске; издание «Бизнес Online», в Казани).

Вмешательство в деятельность редакции -  ().

Выход изданий-двойников  ()

Изъятие / повреждение фото- видео- и аудиоаппаратуры и компьютеров – 2 (видеокамера Эдуарда Чеменева, оператора интернет-журнала «Новый Фокус», Абакан; компьютеры газеты «Деловой экспресс», Ханты-Мансийский автономный округ).

Отказ в регистрации СМИ -  ()

Административное давление (проверки СЭС, пожарных, налоговых служб etc.) -  ().

Иные формы давления и нарушения прав журналистов – 30

 

НОЯБРЬ, 1

Антон Носик

Верховный суд России отказался рассматривать кассационную жалобу на приговор по делу о возбуждении ненависти или вражды блогеру Антону Носику. Дело было заведено в 2016 году из-за его поста в Живом журнале. В июле 2017 года Носик скончался на 52-м году жизни. Адвокат блогера сообщил, что просил пересмотреть дело из-за постановления Верховного суда, который разъяснил свою позицию по делам об экстремизме. Поводом для возбуждения дела в отношении Носика послужил его пост в Живом журнале, в котором он заявил, что приветствует авиаудары по Сирии. Блогер сравнил республику с нацистской Германией. В 2016 году Носика признали виновным и оштрафовали на 500 тысяч рублей. Позже сумму снизили до 300 тысяч.

Радио Свобода, 1 ноября                                  

 

НОЯБРЬ, 1

Алексей Полоротов

По месту регистрации журналиста «Инфо24» Алексея Полоротова приходили сотрудники силовых ведомств в связи с делом о взрыве в здании управления ФСБ в Архангельске. Об этом Полоротов сам рассказал ОВД-Инфо. По его словам, о том, что им интересуются силовики, он узнал от знакомых. Они рассказали Полоротову, что сотрудники силовых ведомств приходили по адресу его регистрации в городе Вельске Архангельской области. Но ни сам Полоротов, ни его семья по этому адресу сейчас не живут. Также силовики интересовались у знакомых Полоротова о том, где он проживает в настоящий момент. «Мне рассказали, что мною интересуются сотрудники органов из-за того, что я много переписывался с устроившим взрыв [Михаил Жлобицкий]. Это неправда. Я с ним не был знаком. Я написал ему лишь один раз по работе — после теракта, слово «Здравствуйте», чтобы проверить действительно ли этот человек тот, за кого он себя выдает, или же это чья-то шутка. Через какое-то время я увидел, что мое сообщение прочитано», — рассказал Полоротов. Он считает, что силовики «подняли старые базы, в которых я мог оказаться из-за драк с неонацистами». Также он отмечает, что раньше имел отношение антифашистскому движению в Архангельской области.

ОВД-Инфо, 1 ноября                                   

 

НОЯБРЬ, 1

Интернет

Россия вошла в число худших стран по уровню свободы в интернете. Она занимает 53 место в опубликованном сегодня ежегодном рейтинге, который составляет неправительственная организация Freedom House, занимающаяся мониторингом прав человека в мире. Исследование правозащитников, затронувшее 65 государств, было проведено с июня 2017-го года по май 2018-го. По сравнению с предыдущим аналогичным периодом, ситуация со свободой в интернете в России ухудшилась: тогда она занимала 51 место из тех же 65. Freedom House оценивает свободу в интернете по девяти параметрам, среди них – случаи блокировок социальных сетей, случаи блокировок политического, социального или религиозного контента, количество законов, увеличивающих государственную цензуру, количество арестованных и осужденных интернет-блогеров, а также наличие «троллей», выражающих в сетевых дискуссиях провластную позицию. Наиболее свободный интернет, по результатам исследования, в Эстонии, Исландии и Канаде – в этих странах не было зафиксировано ни одного случая государственной цензуры или государственного давления в сети. Хуже всего со свободой в интернете дело обстоит в Китае, Иране, Сирии и Эфиопии.

Радио Свобода, 1 ноября

 

НОЯБРЬ, 1

Тахмина Тынысова

В Омске корреспондент «12 канала» Тахмина Тынысова была вынуждена уволиться с этого телеканала. «Новый Омск» пообщался с Тахминой Тынысовой, которая на днях отработала последний день на областном «12 канале». Как ранее сообщал БК55, она прекратила работу вскоре после подготовки сюжета о чрезвычайной ситуации в селе Иртыш Черлакского района, где без тепла остались школа и детский сад. По ее словам, директор «12 канала» Артем Серов потребовал внести правки, с которыми автор оказалась не согласна: «Я никогда не буду заниматься подтасовкой фактов и врать. В итоге он снял сюжет с эфира, мое поведение назвал неправильным, неподобающим и «дерзким», мол, я должна молча выполнять его поручения, потому что мне за это платят». После конфликта Тахмине предложили написать заявление на увольнение. Девушка этого не сделала, после чего, по ее словам, ее стали вынуждать уйти. В итоге она все-таки оставила это место работы. Тынысова обратилась в региональное отделение Союза журналистов, членом которого она является. В письме на имя председателя организации Татьяны Бессоновой девушка просит принять участие в решении спорной ситуации. Приводим текст письма полностью: «Уважаемая Татьяна Лукинична! Прошу Союз оказать содействие в решении спорного вопроса между мной и генеральным директором АО «Омские медиа» Серовым А. А. Считаю его поведение неприемлемым для руководителя вообще и тем более такого уровня, а те репрессии, которым я подверглась, и вовсе расцениваю как преступление в отношении объективной журналистики. В этом году Союз принял меня в свои ряды, о моих сюжетах на резонансные темы (например, о незаконных вырубках на севере Омской области, госквартире для убийцы и насильника), а также победах в конкурсах (лауреат всероссийских конкурсов «Правда и справедливость», «Госзакупки») правлению ОСЖ известно, как и мои гражданская и профессиональная позиции. Из СМИ могу сделать вывод, что Вы в курсе конфликта и даже выразили готовность разобраться в ситуации. Готова со своей стороны посвятить Вас в детали произошедшего и предоставить доказательства непрофессионального поведения Серова А. А. Уверена, что игнорирование подобных вещей приведет к гибели гражданской журналистики. Рассчитываю, что коллеги не останутся безучастными и помогут защитить мои права как журналиста». В комментарии для «НО» она пояснила, какие надежды возлагает на это письмо. Помимо восстановления в прежней должности, Тахмина хотела бы, чтобы руководству телеканала была дана публичная моральная оценка. Также журналистка ответила на комментарии анонимных читателей на сайте БК55 относительно того, что из-за особенностей характера не задерживалась подолгу ни на одном из последних мест работы: «Меня не увольняли с «Продвижения», там закрыли именно новости, а я в первую очередь новостник, поэтому мы заключили соглашение, и я ушла на другое ТВ. «Новый Омск» также обратился за комментарием ко второму участнику конфликта - Артему Серову. В момент телефонного звонка он был занят и попросил перезвонить попозже, но трубку не взял.

Новый Омск, 1 ноября                                

 

НОЯБРЬ, 2

Все СМИ

2 ноября отмечается международный день прекращения безнаказанности за преступления против журналистов. ЮНЕСКО подготовило доклад о ситуации с нападениями на репортеров, убийствах, нарушениями их прав. Как сообщается в докладе, с 2006 по 2017 год эта международная организация выступала с осуждением убийств 1010 работников СМИ. Причем 182 журналиста лишились жизни за свои прошлые материалы, когда они уже не работали в редакциях. «Безнаказанность за эти преступления по-прежнему шокирует, поскольку статистика показывает: из десяти таких убийств только по одному обвиняемый в преступлении предстает перед судом», - говорится в докладе. Причем, как показали исследования, большинство жертв – это не военкоры, а журналисты, расследующие коррупцию, преступность и пишущие на темы политики. В 2017 году они составили 90 процентов погибших репортеров. ЮНЕСКО, стараясь привлечь внимание к проблеме преступлений против журналистов, уже пять лет отмечает 2 ноября день прекращения безнаказанности за такие правонарушения. Впрочем, если верить статистике той же организации, ситуация лучше не становится.

Лениздат, 2 ноября

 

НОЯБРЬ, 2

«Новая газета – Регион»

Трое неизвестных лиц избили одного из старейших омских  правозащитников -председателя областного Комитета по правам человека Валентина Кузнецова. Также эти лица в присутствии сотрудников полиции удерживали его в автомобиле, лишив свободы на 5,5 часов. Случилось это в пригородном поселка Омский, куда он приехал со знакомым предпринимателем, чтобы снять с квадрокоптера территорию «китайского городка», о котором рассказывала «Новая газета». Как сообщалось в публикации, в нем предполагается разместить 3,5 тысячи китайцев, которые будут там проживать три года, работая на модернизации нефтезавода. Собрание жителей поселка 4 октября единогласно выступило против строительства этого городка, после чего 200 человек подписали обращение к главе области, рассказав, чем эта затея обернется для местного населения (его численность в 1,5 раза меньше – 2400) – транспортным коллапсом, перебоями с водой, электричеством, так как «чайна-таун» будет подключен к здешним коммуникациям – поблизости к ним место и подбиралось. Строится городок на сельхозугодьях: месяц назад с его территории снят застройщиком плодородный слой, несмотря на то, что по документам этот участок до сих относится к землям сельскохозяйственного назначения. Валентин Кузнецов решил провести съемку территории городка с квадрокоптера, чтоб разместить ее на сайте «Новой-Регион». Однако велась она несколько минут: управлял летательным аппаратом его владелец, друг Кузнецова – предприниматель, сам он находился рядом – метрах в пятистах от «чайна-тауна», обнесенного забором с колючей проволокой. Когда собрались уезжать, дорогу им перегородил внедорожник, где сидел «представитель собственника» (некой «СТГ – групп») Олег Кардонис. Следом за Кардонисом прибыл полицейский УАЗ, в котором сидел вызванный им участковый уполномоченный. Валентин Кузнецов вынул из квадрокоптера флешку с отснятым видео, положил в карман, вышел из автомобиля и пошел к трассе. Путь ему перекрыла белая иномарка, из которой вышли, говорит Валентин Николаевич, три качка в гражданской одежде: они не представились, он предполагает, что это были вызванные Кардонисом бойцы ЧОПа. Они сбили 74-летнего правозащитника с ног, заломили руки за спину, связали их снятым с его брюк ремнем, и стали, говорит Кузнецов, бить его головой о землю, и ногами по телу, потом бросили его в свою иномарку, заблокировали в ней двери. Вскоре на место происшествия прибыли еще пять полицейских авто – с непонятною целью. До того, как у Кузнецова отняли телефон (стерев в нем все записи и номера), он успел позвонить коллеге – правозащитнику, заместителю председателя Международного движения против преступности и коррупции «Наше право» Юрию Шадрину. Он попросил полицейских представиться, спросил, на каком основании они прибыли сюда: никто, включая старшую по званию – майора, внятного ответа не дал. При этом за 5 с лишним часов никто из стражей порядка не предпринял попытки освободить удерживаемого неизвестными лицами пенсионера - правозащитника. Ближе к вечеру, после того, как Шадрин позвонил в областное УМВД, полицейским пришла оттуда команда разъезжаться. Кузнецова отпустили – Юрий Шадрин повез его в больницу на медицинское освидетельствование. На его теле и лице множество повреждений, но флешку он бандитам все-таки не отдал.

Информация Георгия Бородянского (Омск)        

 

НОЯБРЬ, 2

Наталья Бессонова

Мэр города Макарова (Сахалинская область) Андрей Красковский вынудил написать заявление об увольнении по собственному желанию главного редактора местной «Новой газеты» Наталью Бессонову, проработавшей в этом СМИ 14, 5 лет. Сама Наталья связывает эту «опалу» с инцидентом, происшедшим накануне увольнения. Она приехала взять интервью о качестве воды к руководителю «Водоканала» Сергею Гейченко, но тот разговаривать с ней отказался из-за того, что она была не одна, а с депутатом-коммунистом собрания МО «Макаровский городской округ». После этого ей и позвонил Андрей Красковский, отчитал и предложил уволиться. Спорить с мэром она не стала, 1 ноября написала заявление, в этот же день ее уволили, а 2 ноября она попала в больницу.  Должность главного редактора сейчас занимает верстальщища, всего в газете осталось два работника. Администрация недавно сократила даже бухгалтерию, которая одновременно занималась кадрами издания. Ситуация типичная для СМИ – муниципальных бюджетных учреждений, учредителями которых является администрация. Но в ней представляет интерес личность не состоявшегося интервьюируемого. У него скандальная репутация. Сергей Гейченко - бывший мэр городского округа «Александровск-Сахалинский район». Он - обвиняемый в приобретении и хранении наркотиков, а также получении взяток в крупном и особо крупном размерах. Находящийся под следствием и выпущенный под залог, он, тем не менее, был трудоустроен градоначальником Макарова и с сентября работает директором «Водоканала». По информации ИА Sakh.com, мэр Макарова Андрей Красковский подтвердил факт заявления Бессоновой об увольнении по собственному желанию, но о своем влиянии на появление этого документа отвечать отказался.                                                          

Информация Ольги Васильевой (Пятигорск)    

 

НОЯБРЬ, 2

Станислав Савончик

В Мичуринске (Тамбовская область) полицейские задержали журналиста и редактора тамбовского издания «Твердый знак» Станислава Савончика, пишет «ОВД-Инфо». Мужчину доставили на допрос в Тамбов, в его квартире провели обыск. Позднее стало известно, что губернатор Тамбовской области Александр Никитин обвинил его в клевете. Причиной иска сам журналист считает публикацию интервью с политологом Юрием Анциферовым, в котором тот утверждает, что Никитин больше времени проводит в Москве в развлечениях, а настоящим руководителем региона является его заместитель вице-губернатор Олег Иванов. Издание также опубликовало карикатуру на политиков, в которой губернатор Никитин представлен собачкой на поводке у Иванова. Публикация интервью и карикатуры состоялась еще год назад. По данным издания «Новый Тамбов», журналист пока проходит по делу о клевете в качестве свидетеля. При этом в материалах уголовного дела жертва клеветы остается «неустановленным лицом».

Телеграф, 3 ноября                                   

 

НОЯБРЬ, 6

The New Times

Евгения Альбац

Журнал The New Times и его главный редактор Евгения Альбац обжаловали штраф в 22 с лишним миллиона рублей, который был наложен на издание московским судом. Об этом во вторник заявил журналистам адвокат Вадим Прохоров. Он уточнил, что дата рассмотрения апелляционной жалобы пока не назначена. Ранее представитель ОБСЕ по свободе прессы Арлем Дезир призвал власти России отменить штраф. Международная правозащитная организация «Репортеры без границ» выступила с резкой критикой решения суда и назвала его смертным приговором для оппозиционного издания. В Кремле, в свою очередь, заявили, что многомиллионный штраф соответствует действующему законодательству России. 26 октября стало известно, что суд в Москве оштрафовал издание The New Times и Евгению Альбац на 22 миллиона 250 тысяч рублей и на 30 тысяч рублей соответственно, признав их виновными в несвоевременной подаче в Роскомнадзор данных о зарубежном финансировании. Фонд, через который изданию поступали пожертвования, был признан «иностранным агентом». Альбац заявила, что считает дело политическим заказом.

Радио Свобода, 6 ноября                                     

 

НОЯБРЬ, 6

Газета «Биробиджанская звезда»

Газета «Биробиджанер штерн»

В Еврейской автономной области сотрудники старейших газет замерзают в своих кабинетах. Весь октябрь и начало ноября редакции газет «Биробиджанская звезда» и «Биробиджанер штерн», а также областная типография не были подключены к отоплению. Причина «холодов» - долги, накопленные издательским домом «Биробиджан» из-за того, что правительство области не финансирует собственное учреждение в необходимом объёме и в положенный срок. Заработную плату работникам ИД «Биробиджан» периодически задерживают: с журналистами и рабочими типографии рассчитались только за сентябрь, а внештатным сотрудникам газет гонорары не выплатили даже за август. Не лучшим образом идут дела и у большинства районных газет. Штаты редакций урезаны до минимума. В некоторых газетах работают только редактор и один корреспондент. Уменьшены заработные платы, растут долги районных газет за полиграфические услуги перед издательским домом «Биробиджан», что ещё больше ухудшает его финансовое положение. В ноябре областные газеты «Биробиджанер штерн» (единственная в стране газета, в которой публикуются статьи на идиш) и «Биробиджанская звезда» отметят 88-ю годовщину со дня выхода в свет. По случаю этой даты губернатор Александр Левинталь впервые за многие годы изъявил желание посетить издательский дом «Биробиджан». Журналисты ждали Александра Борисовича 30 октября. «Они хотели показать главе региона условия, в которых им приходится трудиться. А многим и вовсе было интересно, сумеет ли Александр Борисович прочитать фирменную полуторачасовую лекцию об успехах экономического развития ЕАО в одном из заледенелых кабинетов областной типографии. Но - увы! - в день запланированного долгожданного приезда губернатора работникам издательского дома «Биробиджан» сказали, что Александр Борисович скоропостижно улетел в столицу нашей Родины… Посему торжественное собрание в морозильной камере, простите, пресс-центре издательского дома переносится на 7 ноября, сообщила интернет-газета «Набат». А чиновники из управления по внутренней политике заверили журналистов в том, что к этому дню тепло издательскому дому «Биробиджан» дадут. Назвали даже точную дату - 6 ноября. Потому что 7 ноября учреждение все же должен посетить губернатор области Александр Левинталь, который поздравит журналистов с 88-летием областных газет.

Информация Ольги Васильевой (Пятигорск)              

 

НОЯБРЬ, 7

Павел Никулин

Суд в Нижнем Новгороде направил на новое рассмотрение административное дело главного редактора альманаха Moloko plus Павла Никулина и отменил вынесенное еще в сентябре решение о его двухдневном аресте. Об этом Никулин сообщил в своем Telegram-канале. 16 сентября на презентацию альманаха Moloko plus в Нижнем Новгороде пришли полицейские и стали утверждать, что к ним поступило заявление о распространении экстремистской литературы. Сотрудники МВД задержали журналистов Павла Никулина, Софико Арифджанову, Михаила Шубина и нескольких посетителей, а из библиотеки бара «Подсобка» изъяли книги. На Никулина тогда составили административный протокол о неподчинении полиции и арестовали его на двое суток, но освободили в зале суда, так как журналист уже отбыл этот срок в отделении полиции. Сотрудники правоохранительных органов в сентябре также вмешивались в презентацию нового номера Moloko plus в Петербурге и Краснодаре, где на журналистов издания еще и напали неизвестные.

Радио Свобода, 7 ноября                                             

 

НОЯБРЬ, 7

Эдуард Чеменев

Съемочная группа телекомпании «Прима»

В Хакасии совершено нападение на журналистов. Это произошло в Абакане на праздновании Октябрьской революции. Досталось оператору интернет-журнала «Новый Фокус» Эдуарду Чеменеву, снимавшему для красноярской телекомпании «Прима». Никаких противоправных действий Эдуард не допускал, а обходил свиту кандидата на пост главы республики Валентина Коновалова, чтобы начать съёмку, так как корреспондент Полина Кольт уже подошла к Коновалову и готовилась взять интервью по предварительной договорённости с ним. После вопроса: «Почему кандидат на пост главы Хакасии Валентин Коновалов не встречается со своим избирателями?» к съемочной группе подскочил то ли охранник, то ли сторонник Валентина Олеговича напал на оператора и разбил ему камеру. «Нападение записано на видео. Полицейские задержали нападавшего, но тут же отпустили, а теперь вновь ищут», - сообщил главный редактор «Нового Фокуса» Михаил Афанасьев.

 Хакасия инфо, 7 ноября; 19.Rus, 7 ноября; информация Михаила Афанасьева        

 

НОЯБРЬ, 8

Жалауди Гериев

Верховный суд Чечни отменил постановление об условно-досрочном освобождении корреспондента издания «Кавказский узел» Жалауди Гериева. Его осудили на три года по обвинению в хранении наркотиков. Решение об УДО было принято Наурским районным судом Чечни в середине сентября. Защита настаивает, что журналист провел в колонии три четверти назначенного срока и не имеет дисциплинарных взысканий. Прокуратура обжаловала этот вердикт. Ведомство заявило о нестабильном и асоциальном поведении Гериева. Жалауди Гериев был задержан в Чечне 16 апреля 2016 года, когда ехал из Курчалоя в Грозный. По его словам, трое вооружённых мужчин сняли его с маршрутного такси, ударили по голове и затащили в свою машину. Затем журналиста отвезли в лес, где били и угрожали, после чего, отняв все личные вещи, высадили на кладбище на окраине Курчалоя. По версии следствия, именно там Гериев был задержан с марихуаной в рюкзаке и якобы немедленно сознался в хранении наркотиков. Сам журналист позднее отказался от признательных показаний, заявив, что они были получены под давлением. Международная правозащитная организация Human Rights Watch считает дело Гериева местью за его журналистскую деятельность.

Радио Свобода, 8 ноября                                         

 

НОЯБРЬ, 8

Газета «Номер один»

После публикации статьи «Правительство Бурятии потратит миллионы на обновление автопарка и мебели» редакция газеты «Номер один» получила два письма из МВД Бурятии с просьбой предоставить персональные данные читателей, оставивших под заметкой критические комментарии. Сообщение об этом опубликовано на сайте издания. В нем говорится, что один запрос редакция получила от Центра по противодействию экстремизму, а второй - из управления «К». В статье шла речь о закупках администрацией главы и правительства республики шести машин на сумму более 7,2 млн руб., а также новой мебели. «Публикация вызвала гнев и возмущение читателей, что в условиях нынешнего социально-экономического положения республики нам кажется вполне естественным. При этом редакция сайта «Номер один», а также Роскомнадзор не усмотрели в размещенных комментариях никакого нарушения закона», - говорится в сообщении. В Центре по противодействию экстремизму посчитали, что авторы комментариев «склоняют к воспрепятствованию деятельности государственных органов власти». В письме из управления «К» сослались на законы «О полиции» и «Об оперативно-разыскной деятельности». Сославшись на статьи законов «О персональных данных» и «О средствах массовой информации», редакция опубликовала ответ на оба послания, который подписала главный редактор Оксана Сажинова. В нем говорится, что «редакция не вправе предоставить информацию об IP-адресах, так как они подпадают под определение «Персональные данные». В пресс-службе МВД Бурятии РБК сообщили, что пока не комментируют информацию о запросах ведомства по поводу IP-адресов читателей. Главный редактор газеты «Номер один» Оксана Сажинова рассказала РБК, что такой запрос поступил впервые. «Наша позиция одна - мы должны соблюдать закон, который охраняет права наших читателей. У нас сейчас общение [с сотрудниками МВД] в правовом поле, они нам присылают запросы, на которые мы официально отвечаем. Не вижу здесь никакой трагедии», - сказала она.

РБК, 8 ноября                                                    

 

НОЯБРЬ, 9

Сергей Одинцов

Издание «Журналистский контроль»

В производстве Автозаводского районного суда города Тольятти (Самарская область) находится дело по иску о защите чести, достоинства и деловой репутации, предъявленного Надеждой Асадовой и Главным управлением МВД РФ по Самарской области к Сергею Одинцову и изданию «Журналистский контроль». В исковом заявлении истцы указали, что 9 апреля 2018 года на интернет-сервисе, предоставляющим услуги видеохостинга YouTube, размещен видеоролик под названием «Тольятти. Погоны и бизнес», продолжительностью 18 минут 37 секунд. Данный видеоролик содержит видеорасследование издания «Журналистский контроль», в ходе которого утверждается о совершении неправомерных действий следователем по ОВД СУ по РОПД СУ Управления майора юстиции Асадовой Н. В., а именно о проведении ею расследования уголовного дела. В видеоролике автор употребляет следующие высказывания: «...на место парней в кожаных куртках пришли люди в погонах. Прикрываясь российским законом, они уже не понимают слово «нет»; «И этот факт является прямым нарушением закона следователем МВД Асадовой»; «теперь главный вопрос. Смогла бы следователь Асадова пойти на такое грубое нарушение закона без указания сверху?»; «На свидетелей было оказано психологическое давление» и ряд других. Истцы просят суд обязать ответчиков удалить упомянутый видеоролик, запретить им дальнейшее распространение этого видеоролика, а также обязать ответчиков в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу разместить опровержение «путем размещения на интернет-сервисе, предоставляющим услуги видеохостинга YouTube, видеообращения, на котором будет зачитана резолютивная часть решения суда».

В судебном заседании представитель ответчиков заявил ходатайство о назначении судебной лингвистической экспертизы. Проведение экспертизы просил поручить экспертному учреждению РОО «Гильдии лингвистов-экспертов по документационным и информационным спорам». Истцы против назначения судебной лингвистической экспертизы не возражали. Суд определил: «Назначить по делу судебную лингвистическую экспертизу, проведение которой поручить экспертам РОО «Гильдии лингвистов-экспертов».

**                                                                                                

 

НОЯБРЬ, 10

НТВ-Петербург

В Санкт-Петербурге пытались поджечь редакцию НТВ. Неизвестный в ночь на 10 ноября бросил бутылку с зажигательной смесью в стеклянную дверь в здание на улице академика Павлова, где расположена редакция НТВ-Петербург. Но «снаряд» не пробил стекло, а отскочил и улетел под припаркованную рядом с тротуаром машину телевизионщиков. Машина обгорела. Как передает «Фонтанка», происшествием заинтересовались в службе по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом регионального УФСБ, то есть случившееся может быть признано экстремизмом. Сотрудники спецслужбы уже изъяли записи видеокамер с самого здания и с окрестных домов. По ним удалось выяснить, что бросавший коктейль Молотова – мужчина примерно 30 лет, к редакции он подходил, не закрывая лица. Также сообщается, что первым пожар заметил проезжавший мимо водитель. Он вызвал спасателей и еще до их прибытия попытался сам потушить пламя.  

Лениздат, 12 ноября                                        

 

НОЯБРЬ, 12

Sakh.com

Врачи и сам министр здравоохранения Сахалинской области Алексей Пак написали в УМВД и прокуратуру заявление, связанное с профессиональной деятельностью агентства Sakh.com. Они обвиняют журналистов в «возбуждение вражды». Сыр-бор разгорелся в связи с историей Паши Нагорного, которому несвоевременно поставили диагноз сахалинские врачи, что привело впоследствии к смерти ребенка уже в московской больнице. Его мама, пытаясь спасти ребенка и устав обивать пороги сахалинского министерства здравоохранения, как и многие мамы Сахалинской области, обратилась в информационное агентство Sakh.com как в последнюю инстанцию. Редактор ИА Sakh.com Ксения Семенова написала петицию об отставке Алексея Пака, которую на данный момент подписали около четырех с половиной тысячи человек. Однако авторы жалобы расценили публикацию материалов об их деятельности как «возбуждение ненависти» и «унижение достоинства как конкретных лиц, так и всего медицинского сообщества». Редакция же считает, что в здравоохранении Сахалина есть системные, глобальные, закоренелые проблемы, решать которые никто не собирается. Обращаясь в правоохранительные органы, врачи вместо попытки разобраться в проблемах местного здравоохранения, о чем журналисты просили неоднократно, по сути, препятствуют исполнению работниками СМИ своих должностных обязанностей, то есть публикации новостей на общественно важные, социально значимые темы, - считает редакция.

Информация Ольги Васильевой (Пятигорск)                

 

НОЯБРЬ, 12

Раиса Решетникова

В Ханты-Мансийском автономном округе экс-редактор объединенной редакции национальных газет «Ханты-Ясанг» и «Луима сэрипос» Раиса Решетникова, которая в сентябре была отправлена в отставку по решению югорских властей, подала в суд на правительство ХМАО. Она пытается оспорить увольнение и вернуть должность. По информации агентства «URA.RU», Решетникова уже проиграла суд первой инстанции и обратилась в апелляционную инстанцию. Журналисты издания специализируются на новостях о жизни коренных малых народов Севера и публикуются исключительно на национальных диалектах, при этом основной бюджет редакции формируется из госзадания, по которому региональные власти выделяют деньги на производство контента. Редактор и ее коллеги не раз жаловались на нехватку средств. Так, в апреле 2018 года сотрудники редакции требовали у властей увеличения бюджетных поступлений в редакцию для увеличения зарплат сотрудникам. Соответствующее письмо Раиса Решетникова направила на имя губернатора ХМАО Натальи Комаровой, а также в окружную думу депутатам Еремею Айпину и Александру Новьюхову, которые представляют интересы коренных северян в югорском парламенте.  Изменений в финансировании не произошло, зато последовали кадровые перестановки. Решение об увольнении редактора, как пояснили в региональном департаменте общественных и внешних связей, было принято 7 сентября «в связи с истечением срока трудового договора». ФЗГ следит за развитием событий.

Информация Владимира Голубева (Екатеринбург)     

 

НОЯБРЬ, 12

Алексей Владимиров

В Петрозаводском горсуде продолжается рассмотрение дела, в рамках которого бизнесмен Виталий Шанин настаивает на том, что журналист сайта «Черника» Алексей Владимиров распространил в своих публикациях недостоверную информацию о нём и его деятельности. На этом основании заявитель требует опровергнуть ряд фрагментов публикаций, удалить материал и взыскать с Владимирова 5 миллионов рублей в качестве компенсации морального вреда. Журналист полностью не согласен с исковыми требованиями. Он провёл расследование, и на основе многочисленных фактов и документов установил, что ООО «Девелопмент групп» ведёт незаконную предпринимательскую деятельность, добывая под Петрозаводском песчано-гравийную смесь, не имея на то разрешения, и более того, песок для строительных работ добывается неподалёку от места, где находится скотомогильник сибирской язвы. Шанин после возникшего публичного скандала стал настаивать, что не имеет отношения к предприятию, о котором пишет журналист, хотя у Владимирова имеются доказательства обратного, и это было подтверждено свидетелями в судебном заседании. В ходе последнего заседания судья, удовлетворив ходатайство истца, назначила проведение лингвистической экспертизы нескольких фрагментов из публикации журналиста. Сам ответчик возражал против этого, настаивая, что в выбранных фрагментах излагаются его оценочные суждения, а не утверждение о фактах. Однако судья поддержала ходатайство и в деле опять возникла пауза.

Информация Анатолия Цыганкова (Петрозаводск)           

 

НОЯБРЬ, 12

Газета «Хакасия»

Временно исполняющий обязанности главы Хакасии Михаил Развожаев поручил минимуществу провести проверку расходования бюджетных средств главной газеты республики – «Хакасия». Главный редактор издания Сергей Сипкин на время ревизии временно отстранён от занимаемой должности. Правительственный портал сообщил, что проверять будут законность расходования бюджетных средств при издании увеличенного тиража газеты. Последний связывают с проходящей выборной компанией руководителя республики. Незадолго до этого в Центральной избирательной комиссии в Москве прошло совещание, где рассматривались жалобы на нарушения выборного законодательства при размещении агитационных материалов в СМИ Хакасии. На указанном мероприятии присутствовал председатель избирательной комиссии республики Александр Чуманин, привезший из столичной командировки рекомендацию ЦИК применить к «Хакасии» санкции за нарушения избирательного законодательства. А именно, за размещение данным печатным изданием ряда статей, содержащих признаки предвыборной агитации. Один из номеров газеты, содержащий такие статьи, вышел усиленным тиражом. За это изданию теперь грозит административный штраф. Более того, после разговора с Чуманиным врио главы республики Михаил Развожаев принял решение провести в отношении газеты служебную проверку, так как правительство региона является одним из учредителей «Хакасии». Заниматься финансовой ревизией Развожаев поручил исполняющему обязанности министра имущественных и земельных отношений Дмитрию Панарину. Кроме этого, на время проведения проверки отстранил от исполнения служебных обязанностей главного редактора издания Сергея Сипкина. В Интернете размещено заявление на происходящее самого Сергея Сипкина. Приводим его фрагмент: «Ну вот меня и отстранили от занимаемой должности. Пока временно. Что будет дальше - покажет время. Могу сказать одно - ни одной бюджетной копейки, в чем поторопились меня обвинить, на производство и распространение специальных выпусков потрачено не было. И перед законом я чист».

Хакасия инфо, 12 ноября                                  

 

НОЯБРЬ, 12

Съемочная группа телекомпании «АС Байкал ТВ»

В Тулуне (Иркутская область) полиция задержала съемочную группу телекомпании «АС Байкал ТВ». Журналисты приехали, чтобы снять сюжет о скандальных действиях полиции в одном из бытовых конфликтов. Журналиста и оператора схватили без объяснения причин и около часа держали в каком-то кабинете в здании полиции. Задержанных выпустили только после оперативного вмешательства областного ГУ МВД. Вот что рассказал один из задержанных журналистов: «Я и Артём Синтоцкий действительно были в отделении полиции Тулуна. И это действительно связано с нашей профессиональной деятельностью. Но ничего страшного не произошло. Нас не били, не запугивали, не забирали ничего. Камеры у нас не забирали, я бы и не отдал, удалить видео попросили, но раз это в форме просьбы, я отказал».

Babr24, 13 ноября                                     

 

НОЯБРЬ, 13

Все СМИ

Учредитель портала «Закс.ру», медиахолдинг «Медиа СПб», оспорил в Петербургском городском суде правила аккредитации журналистов в Законодательном собрании Санкт-Петербурга. Истец считает, что правила не помогают корреспондентам работать, а написаны для того, чтобы мешать СМИ освещать работу городского парламента. Иск подготовили юристы «Центра защиты прав СМИ». Распоряжением председателя Законодательного собрания Санкт-Петербурга Вячеслава Макарова от 20 февраля 2017 года утверждено «Положение о порядке аккредитации журналистов при Законодательном Собрании Санкт-Петербурга». В декабре 2017 года в названное положение Макаров внес изменения. Истец полагает, что в существующей редакции Положение нарушает федеральный закон «О средствах массовой информации». Действующее законодательство о СМИ (ст. 48 Закона о СМИ) использует термин «аккредитация», чтобы обозначить процедуру льготного режима для журналистов при сборе информации в конкретном государственном органе. Часть 1 указанной статьи закона определяет, что редакция имеет право подать заявку в государственные органы на аккредитацию своих журналистов. Система аккредитации направлена на то, чтобы установить более благоприятный режим доступа к информации и взаимодействия прессы и аккредитующего органа, но никак не на то, чтобы ограничить права журналистов или установить своего рода «фильтры». «Закс.ру» полагает, что оспариваемое положение как раз таки и есть такой фильтр. Так, положение предусматривает квоты для аккредитации для редакций СМИ различных форм распространения информации (печатные СМИ, информационные агентства, телекомпании, радиокомпании). Истец полагает, что квотирование представляется довольно сомнительным, поскольку даже не аккредитованные журналисты вправе присутствовать на открытых мероприятиях Заксобрания - их право на доступ к информации нельзя ограничивать правилами аккредитации. Редакция «Закс.ру» считает, что положение произвольно незаконно сузило круг редакций СМИ, которые могут подать заявку на аккредитацию, в то время как федеральное законодательство не содержит подобных ограничений. При перечислении квот для СМИ Макаров не учел такую форму, как «сетевые издания» (редакции СМИ, распространяемых в Интернете, ст. 2 закона РФ «О СМИ»), что ограничивает их право на аккредитацию. Таким образом, журналистам сетевых изданий могут отказать в аккредитации только потому, что сетевые издания не указаны в положении. Другой пункт истец находит недопустимым с точки зрения закона вмешательством в профессиональную самостоятельность редакции, которая сама решает, какие сведения распространять, а какие нет (ч. 1 ст. 19 закона РФ «О СМИ»). Макаров не вправе продлевать аккредитацию, только если журналист освещает деятельность Заксобрания. Один лишь редактор решает, какие материалы выходят в свет (эфир). Из всего объема информации, которую журналисты редакции получают, пользуясь профессиональным правом на доступ к информации, далеко не все материалы публикуются, что есть нормальная редакционная практика. Никто не вправе требовать публиковать материалы только на том основании, что журналист получил те или иные сведения. Случаи обязательной публикации материалов в СМИ прямо установлены законодательством (ст. 35). Публикация материалов, подготовленных аккредитованным журналистом, с мероприятий аккредитующего органа к таким обязательным случаям не относится. Фактически навязывание аккредитованным СМИ постоянного освещения деятельности Заксобрания под угрозой того, что журналисту не продлят аккредитацию, есть неправомерное ограничение свободы массовой информации, считает истец. В оспариваемом положении говорится, что для того, чтобы получить аккредитацию журналисту необходимо представить в пресс-службу копию свидетельства о государственной регистрации СМИ. Вместе с тем, статьей 2 названного закона определено, что под СМИ понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием). Согласно статьям 8, 12 закона «О СМИ» существуют средства массовой информации, официальная регистрация которых не требуется. Следовательно, такие СМИ ограничены в праве быть аккредитованными при Заксобрании. Также в положении указано, что аккредитуют журналистов для «распространения объективной информации о деятельности собрания», а аккредитованный журналист обязан «всесторонне и объективно» информировать граждан о работе собрания. Однако термины «всесторонне» и «объективно» — оценочные и нечеткие для нормотворческого языка. Они устанавливают не предусмотренные действующим законодательством ограничения свободы массовой информации, не обеспечивают ее единообразное понимание, предусматривают для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения. Это тоже определенный «фильтр», поскольку СМИ указывают вести себя лояльно к Заксобранию. В иске сказано, что основания для отказа в аккредитации сформулированы таким образом, что непонятно, нарушение каких именно требований положения станет основанием для отказа в аккредитации или прекращения аккредитации журналиста или редакции СМИ. Подобные нечеткие критерии предоставляют широкие возможности для злоупотребления и фактически для того, чтобы ограничивать доступ к информации. Закрепленная в положении возможность отказа в аккредитации из-за того, что правоохранительные органы проводят проверку в отношении журналиста также, по мнению истца, незаконна и ограничивает журналистов в трудовых и профессиональных правах. Проверка правоохранительными органами в отношении гражданина не свидетельствует о том, что гражданин нарушил закон или что гражданин непрофессионал как журналист. В соответствии с Конституцией РФ, в стране действует презумпция невиновности. Так можно инициировать проверки по всем неугодным журналистам и отказать им в аккредитации, пока правоохранительные органы формально будут проверять различные обращения. Так и случилось с журналистом Сергеем Кагермазовым в январе 2018 года. Формально аккредитовать журналистов должны не в разрешительном, а в уведомительном порядке, а любые требования для аккредитующихся редакций должны носить характер не более чем соблюдения формальных требований (подготовить и подать в срок установленный пакет документов). Другой пункт положения говорит, что журналисту необходимо уважать честь и достоинство Заксобрания и что недопустимо совершать действия, отрицательно влияющие на ход заседание парламента. Между тем обязанности журналистов регламентированы статьей 49 Закона РФ «О СМИ». Истец полагает, что, несмотря на то, что содержащийся в названной статье перечень не является закрытым, его субъективное расширительное толкование все же недопустимо. Честь и достоинство - это морально-этические категории, которые не могут распространяться на публично-правовые образования. Что касается формулировки «отрицательно влияющих на ход мероприятия действий», то она также оценочная и формально не определена. Любое действие по сути можно рассматривать как отрицательно влияющее на что-либо в зависимости от личности оценивающего. Также положение обязывает журналистов снимать только в строго отведенных для этого местах. В то же время федеральное законодательство не предусматривает таких ограничений. Истец просит признать недействующими оспариваемые пункты положения.

MR7.Ru, 13 ноября                                            

 

НОЯБРЬ, 13-15

Натела Полежаева

Три дня подряд – 13, 14, 15 ноября сотрудники Федеральной службы безопасности пытались вручить повестку на допрос директору «Новой газеты-Регион» (Омск), по совместительству главврачу санатория «Рассвет» Нателе Полежаевой. Все три попытки вышли неудачными: входя в ее кабинет, спецслужбисты сталкивались с ее представителем - правозащитником Юрием Шадриным, который с первого взгляда находил в предъявляемых ими листках серьезные недостатки. Первый раз вернул им повестку, поскольку в ней не был указан процессуальный статус вызываемого ими лица: в каком качестве собираются допрашивать Н. Полежаеву – пострадавшей, свидетеля, обвиняемой? На следующий день внесли правку, но забыли поставить дату и час, на которые она вызывается. В третий раз пришли два человека в штатском и двое понятых: принесли повестку за 50 минут до назначенного времени следственных действий - успеть при всем желании она не могла. Осознав это, старший из них под видеокамеру исправил ручкой 15-е число на 16-е. Оформить простейший процессуальный документ для сотрудников УФСБ оказалось тяжелой задачей. По какому поводу будет допрашиваться Натела Полежаева, не сказали: в повестке есть номер дела, а о чем оно, неизвестно - наверное, дело государственной важности, раз занимается им служба госбезопасности.

Информация Георгия Бородянского (Омск)                       

 

НОЯБРЬ, 15

Андрей Заякин

Один из основателей вольного сетевого сообщества «Диссернет» Андрей Заякин был приглашен на диссовет в МГЮА, где должны были слушать одно из дел. Андрей Заякин сообщил: «Диссовет, согласно Положению о присуждении ученых степеней и Положению о диссовете, «работает в условиях гласности». Поэтому все происходящее на совете по определению публично. Как я всегда делаю, я включил камеру и стал снимать происходящее.  Сначала отдельные члены совета стали почему-то говорить, что я вмешиваюсь в их частную жизнь. Ссылались на то, что в МГЮА видеосъемка на диссоветах без разрешения ректора запрещена. После этого появился начальник отдела режима МГЮА Игорь Стенин, который схватил мой штатив без моего разрешения и утащил его в коридор. Совершил открытое хищение имущества, которое я использовал для профессиональной деятельности. Я вышел за штативом, Стенин последовал за мной. Забрав штатив, я попытался вернуться в аудиторию, Стенин закрыл собой мне путь. Я начал снимать его безобразия на видео, и Стенин стал выкручивать мне руку, чтобы помешать (телефон выбить он не сумел). Тут я вызвал полицию, стал писать заявление и звонить адвокату. С моим заявлением о событиях, имеющих признаки преступления, предусмотренного статье 144 УК РФ, будут разбираться полицейские Пресненского УВД».

**                                                     

 

НОЯБРЬ, 15

СМИ Волгограда

Волгоградская облдума отключила прямую трансляцию заседания во время выступления оппозиционного депутата. Депутат от Краснооктябрьского района Волгограда профессор Таранцов, которого многие считают самым реальным претендентом на кресло губернатора региона в 2019 году, попытался донести до людей свою точку зрения, но был отключен от эфира. Традиционно все заседания областной думы транслируются в сеть интернет. Данное заседание не стало исключением. В Сеть попали восторженные слова вице-губернатора по финансам Александра Дорждеева о мощном рывке в развитии региона, благостные слова бывшего врача, а ныне депутата – пенсионера Натальи Семеновой о совершенном порядке в волгоградском здравоохранении, но как только заговорил Таранцов, трансляцию отключили.

Блокнот Волгоград, 15 ноября                   

 

НОЯБРЬ, 15

Портал ДВХАБ

В Хабаровске Роскомнадзор заблокировал доступ к новостному порталу ДВХАБ. Об этом корреспонденту «Сибирь.Реалии» сообщила его директор Полина Реховская. Сегодня большинство читателей не смогли открыть сайт. По словам руководителя редакции, в конце прошлой недели на электронную почту Роскомнадзор прислал уведомление с требованием удалить с сайта несколько материалов за 2013-2015 годы. В этих текстах рассказывалось о случаях суицида в регионе. Журналисты частично согласились с письмом и убрали эти заметки. Юрист портала уведомил об этом ведомство, а также выразил свое несогласие по нескольким материалам, поскольку в них не описывался способ совершения самоубийства. В редакции отметили, что не получали ответа от Роскомнадзора на свои письма. В местном управлении ведомства заявили, что все вопросы, связанные с блокировкой dvhab.ru, необходимо адресовать в Москву. Читатели портала считают, что блокировка связана с давлением на редакцию и сменой губернатора региона. Полина Реховская также рассказала о приглашении в администрацию региона и предупреждении, что редакция находится на контроле у главы Роскомнадзора Александра Жарова. «Говорят, что это может быть за то, что во время выборов мы якобы поддерживали оппозиционного кандидата Сергея Фургала, который в итоге выиграл губернаторские выборы. Называют нас аффилированным СМИ. Но это не так, мы просто объективно освещали реальность во время выборов и говорили обо всех кандидатах», – заявила Реховская. Она также отметила, что не знает, есть ли у блокировки портала политическая подоплека. Своей задачей она видит как можно быстрее восстановить работу сайта. Комментаторы портала отмечают, что сайт ДВХАБ был заблокирован вечером 15 ноября, когда в эфире телеканалов холдинга Национальная Медиа Группа, принадлежащего друзьям президента России Юрию Ковальчуку и Геннадию Тимченко, вышли сюжеты с критикой нового губернатора Хабаровского края Сергея Фургала. Несмотря на то, что он возглавляет регион чуть больше месяца, федеральные СМИ обвинили его в коррупции и безработице.

Радио Свобода, 16 ноября                          

 

НОЯБРЬ, 15

Издание «Бизнес Online»

У Казанского Кремля нет цели выносить на обсуждение результаты ограничения доступа в некоторым интернет-ресурсам в госучреждениях республики, заявила его официальный представитель Лилия Галимова. «Нет цели результаты какие-то выносить на обсуждение. Это внутренняя работа, связанная с вопросом дисциплины. Все, что мы делаем в аппарате, не подлежит публичному обсуждению ни на брифинге, нигде. Это корпоративная работа», - сказала Галимова, добавив, что вся информация была озвучена на прошлой неделе. Ранее читатели «Бизнес Online» пожаловались на закрытие доступа к изданию из министерств и ведомств, подчиняющихся правительству РТ. В Казанском Кремле объяснили, что руководство республики приняло решение ограничить доступ в рабочее время с офисных компьютеров в госучреждениях РТ «на ряд интернет-ресурсов». Согласно результатам анализа работы внутри структур органов госвласти, некоторые сотрудники посвящают значительную часть рабочего времени посещению определенных сайтов. Власти Татарстана объяснили блокировку исключительно как меру повышения эффективности работы. В самой редакции расценили такие шаги как блокировку. На какие ресурсы, помимо издания «Бизнес Online», распространяется ограничение, Галимова говорить не стала. Она объяснила отказ тем, что служебная внутренняя информация, принятая на уровне аппарата, не подлежит публичному раскрытию.

Inkazan.Ru, 15 ноября                                            

 

НОЯБРЬ, 15

Телекомпания «Карибу»

Имя Олега Дудника последние три года не раз мелькало в дайджестах ФЗГ. Главный по информационной политике Магадана то судился с блогером и журналисткой «АиФ», то осуществлял коммерческую деятельность наряду с чиновничьей, то выигрывал им же составленные контракты. И снова новость: отделом по расследованию особо важных дел следственного управления СК России по Магаданской области возбуждено еще одно уголовное дело в отношении бывшего руководителя управления по информационной политике мэрии города Магадана Олега Дудника. Теперь уже - по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 33, ст. 201 УК РФ («Организация и руководство использования лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя и других лиц»). Одновременно (одним постановлением), возбуждено уголовное дело в отношении генерального директора ООО «Карибу» и ООО «Семь Кругов», которой инкриминируется совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 201 УК РФ («Использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя и других лиц»). По версии следствия, в 2016 - 2017 годах указанные лица, действуя поэтапно и согласованно, каждый в соответствии со своими ролями, осуществили отчуждение лицензии ООО «Карибу» на телевизионное вещание в пользу ООО «Семь кругов», а также выход ООО «Карибу» из состава участников ООО «Карибу-Арт». Это причинило существенный вред правам и законным интересам ООО «Карибу», которые выразились в невозможности получения данным Обществом прибыли и в фактическом прекращении деятельности в области радио- и телевещания. Кроме того, противоправные действия обвиняемых повлекли причинение существенного вреда охраняемым законом интересам государства в виде неспособности ООО «Карибу» уплатить обязательные платежи, размер которых составил более 3,5 млн. рублей, и причинении федеральному бюджету Российской Федерации ущерба на указанную сумму. Обоим фигурантам уголовного дела предъявлено соответствующее обвинение. В настоящее время данное уголовное дело соединено в одном производство с ранее возбужденным уголовным делом в отношении бывшего руководителя управления по информационной политике мэрии города Магадана по ст. 289 УК РФ («Незаконное участие в предпринимательской деятельности»). Выявлению дополнительных эпизодов способствовала совместная работа следователей следственного управления и оперативных сотрудников УФСБ России по Магаданской области. Расследование уголовного дела продолжается.

Информация Ольги Васильевой (Пятигорск)         

 

НОЯБРЬ, 15

СМИ Кабардино-Балкарии

В Кабардино-Балкарской Республике то тлеет, то взрывается ярким пламенем земельный конфликт в Нартане. Три человека в масках 7 ноября избили правозащитника Адама Медалиева, отстаивающего в судах права жителей на землю. Избили прямо на его участке в Нартане, а на следующий день был сожжен его автомобиль. 9 ноября в Правозащитном центре Кабардино-Балкарии прошла пресс-конференция, посвященная земельной проблеме и нападению на правозащитника. Лишь одно государственное СМИ опубликовало информацию с пресс-конференции - ВГТРК Кабардино-Балкарии дала сюжет о пресс-конференции в вечернем выпуске новостей. Глава Кабардино-Балкарского правозащитного центра Валерий Хатажуков рассказал «Кавказскому узлу», что одни официальные СМИ отказались вообще присутствовать на пресс-конференции, в других журналистский материал был написан, но так и не увидел свет. А в третьем ему прямо сказали, что издание является органом парламента и правительства республики и его задача - отражать официальную точку зрения. В. Хатажуков раскритиковал позицию официальных СМИ. По его мнению, «никакую проблему невозможно решить, если не обсуждать ее в публичном пространстве».

Информация Ольги Васильевой (Пятигорск)                    

 

НОЯБРЬ, 15

Газета «Деловой экспресс»

В редакции газеты «Деловой экспресс» (Ханты-Мансийский автономный округ) силовики устроили обыски и изъятия техники. По информации агентства Znak.com, мероприятия проходили в рамках расследования уголовного дела, возбужденного в отношении экс-редактора информационного ресурса «Чиновник.Ру» Эдуарда Шмонина. По словам очевидцев, сотрудники силовых ведомств явились в редакцию в масках, вывели всех сотрудников в коридор, провели обыск на рабочих местах и изъяли технику. Как сообщило другое уральское информагентство URA.RU, следственные действия также коснулись издания «ЮграPRO». Эту информацию подтвердили в пресс-службе окружного УМВД. В полиции не стали раскрывать подробности, отметив только, что обыски проходили по поручению СКР. Напомним, что Эдуард Шмонин обвиняется в вымогательстве в составе организованной группы, в клевете, а также в распространении порнографии. По версии следствия, на созданном им портале «Чиновник.Ру» регулярно публиковались негативные материалы про чиновников, депутатов, силовиков, предпринимателей с целью шантажа. Сам Шмонин подтвердил URA.RU информацию про обыски в «Югорском экспрессе» и по месту жительства у одного из сотрудников «ЮграPRO». Он считает, что таким образом силовики оказывают прессинг на людей, с которыми он общается.

Информация Владимира Голубева (Екатеринбург)

 

НОЯБРЬ, 16

СМИ Самары

Прокуратура Октябрьского района Самары возбудила дело по статье 5.61 КоАП («Оскорбление») в отношении мужчины, который угрожал «вырвать ноги» сотрудникам СМИ. Бранные и нецензурные выражения и угрозы сыпались на журналистов во время рейда, который организовал департамент по вопросам общественной безопасности и противодействия коррупции администрации Самары 31 августа. Представители СМИ также получили плевки в лицо, а одного из операторов ударили. Мужчина, в отношении которого теперь возбуждено дело, в прокуратуру по вызову пока не явился. В надзорном ведомстве говорят, что он прописан в другом регионе. Интересно, что возбуждать уголовное дело по статье «Хулиганство» в отношении этого мужчины полиция отказалась. Напомним, в Самаре на сотрудников СМИ напали при полицейских и чиновниках. В региональной столице в ночь на 31 августа состоялся так называемый «антинаркотический рейд» с участием сотрудников полиции, чиновников департамента общественной безопасности и представителей СМИ. Компания «ревизоров» ходила и ездила по городу и выясняла, не употребляет ли кто-то наркотики. В одном из дворов на детской площадке сидела шумная компания - мужчины, женщины и дети - и распивала пиво. Недовольство выпивающих вызвали включенные телекамеры, после чего на операторов посыпался поток брани, а один из них получил удар в лицо. При этом сотрудники полиции почему-то не спешили составить протокол ни за распитие спиртного на детской площадке, ни за нарушение общественного порядка, ни за нецензурную брань и нападение на представителей СМИ.

Волжская коммуна, 16 ноября                

 

НОЯБРЬ, 17

Руслан Яндиев

Ингушский блогер Руслан Яндиев задержан у мемориала Памяти и Славы, где собрались желающие принять участие в субботнике на территории, которая стала предметом спора о согласовании границ с Чечней. Яндиев намеревался освещать мирную акцию. О задержании и избиении Яндиева, которые проходили на ее глазах, сообщила журналистка Изабелла Евлоева в прямой трансляции в соцсети Facebook. На видео присутствует большое количество техники и силовиков, поваленный на землю человек, которого потом за руки и за ноги уносят. «Они избивают Яндиева Руслана за то, что он хотел снимать», - комментирует Евлоева, поясняя, что это блогер. Она констатирует, что Яндиева увозят. «Еще кого-то увозят... Просто люди хотели собраться на субботник. Посмотрите, что они делают - бьют дубинками!», - говорит Евлоева. К ней подходят вплотную, на нее кричат, в ответ Евлоева требует не мешать ее профессиональной деятельности. «Я журналист! Оставьте мой телефон!», - кричит она перед тем, как обрывается эфир. 26 сентября главы Чечни и Ингушетии Рамзан Кадыров и Юнус-Бек Евкуров подписали Соглашение о закреплении границы между этими республиками. В Ингушетии подписание этого соглашения и соответствующего республиканского закона привело к массовым акциям протеста.                                              

Информация Ольги Васильевой (Пятигорск)    

 

НОЯБРЬ, 18

СМИ Ростовской области

Воскресный вечер. Центральные телеканалы передают потрясающие новости: президент Путин заявил, что в стране большие проблемы с лекарственным обеспечением всех слоёв населения и особенно льготников. В ряде регионов закупаются не самые нужные (по соотношению цены и качества) лекарства, а самые выгодные для чиновников, которые рулят этим процессом. Телезрители прилипли к экранам: неужели сейчас назовут имена или хотя бы названия городов и областей? Но нет, репортеры сообщают, что «разбор полётов» пройдёт за закрытыми дверями. Журналистов отправили обратно по редакциям названивать своим «источникам информации» (у кого они, конечно, есть). Надо же сообщить читателям хоть что-то ещё, кроме того, что дозволено было сказать по телевизору. Такая вот у нас «гласность» во всех вопросах, в том числе в борьбе с коррупцией в жизненно важных сферах. Полгода назад в Ростовской области разразился большой скандал: суд города Гуково приговорил начальника местного бюро медико-социальной экспертизы Минтруда РФ Бориса Котова к 5 годам заключения за выдачу статуса инвалидов ста тринадцати гражданам даже без прохождения ими медико-социальной экспертизы. На этом криминальная история не закончилось: компетентные органы продолжают следствие, чтобы привлечь к ответственности всех посредников в передаче взяток (их размер колебался от 40 до 130 тысяч рублей). Также по всей строгости российских законов должны ответить и взяткодатели, «мирные обыватели», как их называли в старых книгах. Редакции ростовских СМИ получили пресс-релиз с призывом к этим несознательным гражданам явиться с повинной, что освобождает их от уголовной ответственности. Откликнулся ли кто-нибудь из сотни человек? Следственное управление СК России по Ростовской области на этот вопрос не отвечает даже после официальных редакционных запросов. Также, как не отвечает и на другой, ещё более интересный для широкой аудитории вопрос: как продвигается следствие по делам начальника ростовского областного Бюро МСЭ и его замов, арестованных в рамках расследования гуковской истории. Казалось бы, уж о таких событиях должны трубить все газеты, телеканалы и интернет-СМИ - для самого широкого оповещения «мирных обывателей» о том, как, оказывается, опасно химичить с «получением группы». Сам нарвешься на уголовное дело! Однако у следаков, очевидно, другой взгляд на это, и спорить с ними, к сожалению, бесполезно: общественное мнение, в том числе и просьбы журналистов приоткрыть завесу таинственности, их мало волнуют. То же самое можно сказать и о судейском корпусе. В судах случаются и вовсе анекдотичные истории. Судья Железнодорожного районного суда Ростова-на-Дону Маргарита Донцова заявила корреспонденту ФЗГ в ходе очередного заседания, что журналисты могут присутствовать на заседании только в качестве слушателей, то есть для удовлетворения собственного любопытства. А использовать полученную информацию при подготовке материалов в СМИ они не имеют права, потому что подали официальное письменное ходатайство об аккредитации при Железнодорожном суде, а не конкретно на слушаниях данного дела. Очевидно, судебному департаменту Ростовского областного суда нужно провести семинар для судей по изучению Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации». Неплохо бы ещё выпустить для них памятку на эту тему.

Информация Анны Лебедевой (Ростов-на-Дону)       

 

НОЯБРЬ, 19

Патимат Махмудова

Саида Вагабова

Баирят Идрисова

Суд в Дагестане в вынес вердикт по факту нападения на журналиста. Он признал Карима Касумова виновным в нападении на корреспондента издания «Кавказский узел» Патимат Махмудову и назначил ему полтора года лишения свободы условно. Об этом сообщает «Медиазона». Прокуратура в прениях запрашивала для него два года колонии. Это одно из первых дел, возбужденных в Дагестане по статье 144 УК РФ («Воспрепятствование законной деятельности журналиста) и, возможно, первое, по которому вынесен приговор, отмечает издание. 12 июня 2017 года во время антикоррупционного митинга в Махачкале трое неизвестных напали на журналисток газеты «Черновик» Саиду Вагабову и Баирят Идрисову. Они отобрали у женщин телефоны и угрожали им расправой. Их коллеге, Патимат Махмудовой из издания «Кавказский узел», нападавшие сломали камеру. Журналисты обратились в полицию с просьбой возбудить уголовное дело по статье о воспрепятствовании профессиональной деятельности, но им было отказано. Местные журналисты полагают, что Карим Касумов и другие люди, атаковавшие журналистов, были связаны с бывшим главой региона Рамазаном Абдулатиповым, а расследование нападения стало возможным только благодаря смене руководства в Дагестане в октябре прошлого года. Что касается дела Саиды Вагабовой и Баирят Идрисовой, то полиция не нашла в действиях нападавших состава преступления.

Радио Свобода, 19 ноября                                    

 

НОЯБРЬ, 19

ВГТРК

Савеловский районный суд Москвы отклонил иск депутата от ЛДПР Сергея Жигарева к ВГТРК. Причины отказа в рассмотрении дела пока не сообщаются. Этот иск парламентарий подавал еще в августе. Депутата был не доволен сюжетом «Любовь к роскоши: откуда у депутата Жигерева миллионы». По мнению истца, в материале была обнародована информация, которая не соответствует действительности, является недостоверной, порочащей его честь и достоинство, а также репутацию политического деятеля, депутата Госдумы. За все это Жигарев требовал не много – опровергнуть информацию и заплатить ему тысячу рублей компенсации, а также оплатить 21 тысячу судебных расходов. Адвокат депутата отметил в разговоре с RNS, что после получения решения суда планирует его изучить и по возможности оспорить.

Лениздат, 19 ноября                                             

 

НОЯБРЬ, 19

Сайт «Петрозаводск говорит»

Редакция сайта «Петрозаводск говорит» без объяснений удалила статью своего внештатного автора. В Карелии идёт принятие республиканского бюджета на 2019 год, поэтому публикаций на эту тему в СМИ много. Свою оценку бюджетному процессу дал и блогер Александр Степанов, мнение которого тем более интересно, что он сам два созыва являлся депутатом Законодательного собрания Карелии. Экс-депутат сравнил суммы расходов на содержание парламента республики, заложенные в бюджете следующего года, с теми, что были прежде, и выяснилось, что они выросли по сравнению с прошлыми созывами. Что странно, пишет А. Степанов, поскольку не так давно в парламенте заседало 50 депутатов, но потом, ради экономии регионального бюджета, их численность сократили до 36. А теперь выяснятся, что это никак не отразилось на бюджетных расходах, идущих на содержание аппарата и депутатского корпуса Законодательного собрания Карелии. О чём и написал Александр Степанов, съязвив, что 155 миллионов рублей на деятельность парламента численностью в 50 депутатов считалось много, а 168 миллионов - на 36 депутатов ни у кого больше вопросов не вызывает. Тут надо заметить, что предыдущий созыв Заксобрания Карелии по своему составу был многопартийным и фракция «Единая Россия» не имела возможности диктовать свою волю, как это сейчас происходит. А. Степанов, проанализировал в своей статье, как в республике шло приручение парламента правительством Карелии, в том числе и с использованием инструмента зарплатного содержания депутатского корпуса. Статья была доступна для чтения несколько часов, а потом исчезла. Вроде бы учредитель издания Андрей Мазуровский выразил неудовольствие фактом публикации. Сайт «Петрозаводск говорит» находится в зоне влияния бизнесмена А. Мазуровского, который, ко всему прочему, является депутатом Законодательного собрания Карелии, поэтому можно предположить, что публичная дискуссия на тему депутатских зарплат могла показаться ему не нужной и даже вредной, поскольку роняла тень на депутатский корпус. Редакция удалила статью. У А. Степанова нет никаких претензий к ней за это, на своей странице «Вконтакте» он понимающе оправдывает коллег (кстати, в прошлом Степанов сам работал журналистом), соглашаясь, что против воли работодателя не попрёшь. Но действительно огорчило его то, что учредитель, как стало известно Степанову, распорядился больше не сотрудничать с ним.

Информация Анатолия Цыганкова (Петрозаводск)      


НОЯБРЬ, 20

Журнал The New Times

Тверской суд Москвы отклонил жалобу журнала The New Times и его главного редактора Евгении Альбац на решение мирового судьи, оштрафовавшего издание на 22 миллиона рублей. Представители The New Times просили отменить решение суда о штрафе за несвоевременное предоставление данных в Роскомнадзор и прекратить административное дело в отношении издания. Ранее суд также вынес аналогичное постановление в отношении Евгении Альбац, которую мировой судебный участок оштрафовал на 30 тысяч рублей. 26 октября мировой судья Тверского района Москвы оштрафовал журнал The New Times и Евгению Альбац на 22 миллиона рублей. Суд счел, что издание нарушило статью КоАП, по которой СМИ должны своевременно сообщать Роскомнадзору о получении денежных средств. 9 ноября журнал The New Times объявил сбор средств на выплату штрафа и за несколько дней собрал более 27 миллионов рублей. Евгения Альбац говорила, что издание направит деньги «на штраф, адвокатов и функционирование издания». Она также отмечала, что журнал готов оспорить штраф в Верховном суде и Европейском суде по правам человека.

Интерфакс, 20 ноября                                    

 

НОЯБРЬ, 20

Газеты Орловской области

Газеты в Орловской области на грани вымирания, а главные редакторы бьют тревогу из-за нехватки денег. О плачевном финансовом состоянии печатной прессы в регионе говорили на профильном комитете областного парламента, передает корреспондент «Орловских новостей». По словам главного редактора газеты Урицкого района «Новая жизнь» Галины Переходовой, в этом году впервые редакция не выплатила сотрудникам аванс. «Чем платить зарплату - не знаю. Я с тревогой смотрю в будущее», - говорит Переходова. Главный редактор районки отметила, что ее газета востребована. Однако зарабатывает лишь 61% доходов, а этого мало. При том, что субсидии с каждым годом уменьшаются. Еще одна проблема – почта. С 1 января 2019 года Переходову уже предупредили о повышении цен на почтовые услуги на 10-15 %. Кроме того, выросли тарифы на услуги типографии. Переходову поддержали и другие коллеги из районов, а также редактор «Орловской правды». Как выяснилось, у всех изданий одни и те же проблемы. Насчёт типографий чиновники посоветовали районкам объявлять торги и заключать потом контракт с той типографией, которая предложит наименьшую сумму. Депутат Валентина Остроушко заявила, что газетам сложно конкурировать с электронными СМИ. «Сложно газетам районов, да и «Орловской правде», оказывать достойную конкуренцию частным изданиям, электронным СМИ. На мой взгляд, учредители наших газет не справляются со своими обязанностями», - уверена Остроушко. Представитель департамента финансов Орловской области сказал, что чиновники постараются выделить около 6 млн рублей изданиям, чтобы до конца года закрыть зарплатные вопросы. Однако панацеей это вряд ли можно назвать. Между тем, народные избранники подготовят обращение от комитета к правительству области о состоянии районных газет и попросят изыскать возможность решить их финансовые вопросы. Напомним, что районные газеты являются автономными учреждениями, они финансируются из бюджета региона.

Орловские новости, 21 ноября                              

 

НОЯБРЬ, 20

Съемочная группа программы «Вести»

В Липецком областном суде оставлен без изменения приговор Елецкого городского суда по делу Виктора Соковых - бывший мэр Ельца был осужден по ст.144 ч.3 УК РФ («Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов») к 1,5 года лишения свободы условно. Об этом сообщает пресс-служба Липецкого областного суда. Напомним, что 16 марта прошлого года съемочная группа «Вестей» приехала в Елец для съемок сюжета о торговле наркотиками, к которой, по данным «Дежурной части», причастна дочь Виктора Соковых Юлия и ее приятель Абас. Корреспондент пожелал узнать мнение бывшего мэра Ельца о том, как в его доме оказались наркотики и оружие, но тот вышел им навстречу с топором в руке. Виктор Соковых сломал беспроводной микрофон, находившийся в руках у репортера, после чего угрожал расправой съемочной группе.

Город48.Ру, 20 ноября                                            

 

НОЯБРЬ, 21

Александр Дорогов

В отделе полиции «Мещанский» в Москве с применением силы задержали журналиста общественно-политического СМИ «Росдержава» Александра Дорогова. Об этом ОВД-Инфо сообщил сам Дорогов. Его содержат за решеткой в отделе полиции, угрожают, что составят протокол по части 20.1 КоАП («Мелкое хулиганство»). К журналисту приехала «скорая», но, по словам Дорогова, начальник отдела полиции Игорь Морковник запрещает его госпитализировать. Дорогов также сообщил, что его сильно ударили в живот. К нему не пускают адвоката. Коллега журналиста Антон Ядров рассказал, что все началось с того, что Дорогов со знакомыми повздорил с предположительными полицейскими в штатском, когда они все вместе стояли в очереди в магазине. Он рассказал, что мужчины в штатском были недовольны тем, что компания Дорогова задерживала очередь, так как обратили внимание продавца на просроченные товары. После этого завязался конфликт, и один из мужчин вышел на улицу и затем вернулся с пистолем, начав угрожать Дорогову и его знакомым. Вслед за этим по вызову Дорогова к магазину подъехал патруль полиции, который задержал агрессивных мужчин, а компания, в которой был журналист, поехала за ними, чтобы подать заявление. В ОВД «Мещанский» сотрудники полиции отказывались принимать заявление, а также агрессивно реагировали на видеосъемку. По словам Дорогова, у его знакомого завязался конфликт с начальником отдела Игорем Морковником - тот стал отнимать у него камеру. Когда Дорогов попытался вмешаться, Морковник применил к нему силу, рассказал журналист. После этого его поместили в «обезьянник». Антон Ядров, который с еще несколькими коллегами находился в отделе полиции, говорит, что у него отказываются принимать заявление на Морковника. По его словам, сотрудники ОВД ходят мимо, улыбаются, один из них периодически произносит фразу «я не слышу тебя». Позднее Дорогова увезли на скорой помощи в НИИ им. Склифосовского. Об этом сообщил в своем твиттере Андрей Филин. К нему в больницу приехал начальник отдела полиции Игорь Морковник, который повредил ему руку.

ОВД-Инфо, 21 ноября                                       

 

НОЯБРЬ, 22

Алексей Назимов

Андрей Облезов

В Крыму Алуштинский городской суд вынес решение в отношении депутата местного горсовета Павла Степанченко, редактора издания «Твоя Газета» Алексея Назимова и оператора Андрея Облезова. Их обвинили в вымогательстве денежных средств у алуштинского отделения «Единой России» за «непубликацию порочащих партию сведений». Павел Степанченко осуждён на три года и девять месяцев лишения свободы, Алексей Назимов - на четыре года и семь месяцев. Андрея Облезова суд приговорил к трём годам условно с испытательным сроком два года. Все трое вину не признали. По версии следствия, Назимов, Облезов и Степанченко требовали у представителя «Единой России» Александра Рыжкова сумму в размере 450 тысяч рублей перед выборами осени 2016 года за отказ в публикациях критических статей. Назимов назвал преследование политически мотивированной провокацией со стороны властей и ФСБ за критические материалы в издании. Обвиняемые были задержаны уже после выборов, однако изменений редакционной политики за все это время не последовало. В ходе судебного процесса выяснилось, что Рыжков учится в академии ФСБ и участвовал в операции против Назимова и Степанченко, предлагая им деньги за лояльность партии и записывая подобные разговоры. Адвокат международного объединения «Агора» Алексей Ладин, представляющий интересы Назимова, уже заявил, что защита будет обжаловать приговор.

Радио Свобода, 22 ноября                                      

 

НОЯБРЬ, 22

Интернет-журнал «7х7»

Интернет-журнал «7х7» пытается получить от Законодательного Собрания Оренбургской области сведения о том, кто из депутатов и как именно голосовал по вопросу о назначении референдума по возврату выборности мэров и глав районов области. Подали запрос о голосовании каждого депутата с указанием его фамилии, имени, отчества и результата голосования - «за», «против», «воздержался», «не голосовал», «не присутствовал». Получили отписку, в которой, в частности, сказано: «В ответ на Ваш запрос сообщаю, что порядок опубликования и предоставления результатов поименного голосования депутатов закреплен регламентом Законодательного Собрания Оренбургской области. Согласно статье 46 регламента, результаты поименного голосования могут быть опубликованы в СМИ по решению большинства от установленного числа депутатов… Информирую Вас о том, что решение об опубликовании результатов голосования по указанным в редакционном запросе вопросам на заседании Законодательного Собрания Оренбургской области 17 октября 2018 года не принималось». Документ подписан депутатом Законодательного Собрания Оренбургской области – руководителем аппарата Законодательного Собрания Оренбургской области В. К. Купчиком. «Сейчас составляем повторный запрос. После вероятного повторного отказа подадим в суд», - сообщили в редакции «7Х7».

**                                                                      

 

НОЯБРЬ, 22

Александр Валов

В Лазаревском районном суде Сочи (Краснодарский край) прокурор запросила шесть лет и три месяца колонии для главного редактора издания «БлогСочи» Александра Валова. По версии следствия, Валов вымогал у депутата Госдумы от ЛДПР Юрия Напсо 300 тысяч рублей за удаление компрометирующих материалов: в них утверждалось, что чиновник огородил часть общественного сочинского пляжа, установив личный бассейн. Журналист отрицает вину и считает дело политически мотивированным. Он связывает уголовное преследование с деятельностью сайта «БлогСочи». Его защитники настаивают на оправдательном приговоре. Слушания по делу Валова сопровождались скандалами. В июне обвиняемого госпитализировали из СИЗО с проникающим ранением брюшной полости. Следователь, ведущий дело, заявлял, что Валов сам себе воткнул ручку в живот, протестуя против нарушений содержания в следственном изоляторе. В начале ноября у Валова снова обнаружили рану - на этот раз на шее. Он вновь ранил себя ручкой, протестуя против действий судьи, который игнорировал его ходатайства. А на прошлой неделе судья Николай Трухан, который рассматривает дело Валова, удалил из процесса двух его защитников - Александра Попкова и Михаила Беньяша. Это произошло после того, как они заявили несколько ходатайств, а затем отвод судье. Теперь адвокаты не смогут принять участие в прениях.

Радио Свобода, 22 ноября                                     

 

НОЯБРЬ, 22

Sports.ru

Роскомнадзор штрафует Sports.ru за мат в блогах. Спорт – это такое дело, что без мата там, видимо, никак. А Роскомнадзор это не понимает и упорно штрафует Sports.ruза нецензурные слова и выражения. Массово решения РКН стали приходить в редакцию летом, а обсудить эту проблему предметно у журналистов с чиновниками не получается в течение вот уже трех месяцев. При этом в издании не понимают, за что их наказывают. Мат в большинстве случае содержится не в редакционных материалах, а в блогах пользователй. Генеральный директор издания разразился постом в Facebook. «РКН вроде бы умеет дифференцировать – инициирует штрафы за редакционные нарушения, в случае с пользовательскими нарушениями просто присылает требования об удалении. Пользовательский контент типа «комментарий» Роскомнадзору понятен. Пользовательский контент типа «пост» – почему-то до сих пор нет. Те сотрудники РКН, до которых мы добрались, «всё понимают», но «ничего не решают». К что-то решающему руководству через помощников и секретарей не пробиться месяцами», - написал Дмитрий Навоша. По его словам, «прилетало» и Юрию Дудю, который был главным редактором сайта, его оштрафовали за пост пользователя, который он, скорее всего, не читал и даже не видел. - Пока эти разъяснения(о разнице редакционных материалов и постов пользователей – ред.)отказывались слушать в РКН, наши юристы разъясняли в судах – но судебные решения пока похожи на рандом. 2 дела выиграл Sports.ru, 2 совершенно идентичных – РКН (будем, конечно, подавать апелляцию и выносить рассмотрение в суды более высокого уровня). Совершеннейший Кафка: юристы, представители РКН, суд, раз за разом проговаривают одни и те же аргументы; секретари пишут; почта гоняет туда-сюда протоколы и решения. И много-много ровно такого же ещё впереди. Все при деле, но деятельность, прямо скажем, не особенно продуктивна, - возмущен Навоша. В РКН увидели пост гендиректора Sports.ru и так же в Facebookнаписали ответ: «Для сетевых изданий закон не делает различий по типу контента - редакционного или пользовательского. Употребление нецензурной брани зарегистрированным (как в Вашем случае) средством массовой информации в России по закону запрещено. За несоблюдение этого требования предусмотрена административная ответственность (ч.3 ст. 13.21 КоАП). Редакция несет полную ответственность за содержание всех опубликованных материалов. Исключение составляют только комментарии к материалам, в отношении которых действует отдельное постановление Пленума Верховного суда РФ». Стороны остались при своих. Кстати, помимо штрафов за мат в постах, один выписан изданию и за редакционный материал. На сайте была выложена запись, сделанная болельщиками, в момент обрушения эскалатора в римском метро. «Что, кроме мата, должны были произносить фанаты в тот момент, когда их перемалывал сломавшийся эскалатор (и какой вред общественной морали наносит публикация документальной съемки резонансного ЧП), вопрос отдельный», - рассуждает Дмитрий Навоша.

Лениздат, 22 ноября                                              

 

НОЯБРЬ, 22

СМИ Ставропольского края

Еще в 2013 году президент Владимир Путин сказал по поводу бюджетных трат сахалинских чиновников: «То, что на улучшение имиджа губернатора миллионы запланированы, – это, конечно, самый большой удар по его рейтингу! Ничего глупее придумать невозможно! Давайте попросим, чтобы эти миллионы направили, скажем, на строительство детских садов, либо на решение каких-то других острых социальных проблем. Вот это будет самый лучший способ повышения рейтинга!». Краевая независимая «Открытая газета» напоминает об этих словах в своей статье, анализирующей миллионные траты на СМИ, неустанно восхваляющих власть и лично губернатора Ставропольского края. Правительство края утвердило проект корректировок бюджета на 2019 год. Расходы по статье «Средства массовой информации» по сравнению с 2018 годом увеличились до 265 миллионов рублей: 162 миллиона – на электронные СМИ (телевидение и радиовещание), а 64 миллиона – на газеты и журналы. Причем сумма трат ежегодно растет: если в 2013 году она составляла всего 110 миллионов, то в прошлом году – уже вдвое больше, под 200 миллионов. Постоянно демонстрируя лояльность власти, СМИ требуют от нее постоянного увеличения бюджетных вливаний, не стесняясь об этом говорить на заседании правления краевого Союза журналистов. Не потеря аудитории волнует акул пера, а бюджетное финансирование, журналисты даже пакет коммерческих предложений направили на имя губернатора Владимирова. Тот идею одобрил, и, возможно, пишет «Открытая», новая строка в краевом бюджете появится уже в 2019 году, очень своевременно, - там ведь и выборы губернатора не за горами. Проведя собственное расследование уже израсходованных в 2018 году средств, «Открытая» убедилась: бюджетные средства на поддержку СМИ распределяют крайне непрозрачно. Чиновники чаще напрямую выплачивают субсидии лояльным СМИ на выполнение некоего «государственного задания». «Пылесосом» этих огромных сумм стали учрежденные самим правительством структуры - два издательских дома – «Ставропольская правда» (издает одноименную газету) и «Периодика Ставрополья» (издает 24 районные газеты, именно в этом ИД случилась прогремевшая на всю страну история с изъятием тиража газеты «Благодарненские вести», на страницах которой читатели обсуждали пенсионную реформу), а также госучреждение «Ставропольское телевидение» (телеканал «Свое ТВ»). Но чтобы «пережевать» огромные бюджетные куски, в сентябре прошлого года губернатор Владимир Владимиров учредил еще одну странную структуру – автономное учреждение «Ставропольское краевое информационное агентство». Председателем наблюдательного совета нового госучреждения был назначен начальник управления по информационной политике аппарата правительства края. На содержание госучреждения из бюджета края в 2018 году пошло 35 миллионов. Причем странное госучреждение не только получает бюджетные деньги на собственные расходы, но и служит «прокладкой» для перераспределения контрактов лояльным СМИ, - пишет «Открытая». Она называет суммы, предприятия, имена гендиректоров фирм и госзадания для них, такие странные, «что возникает стойкое подозрение о некой мошеннической схеме по распилу бюджетных средств». «Открытая» перечисляет краевые СМИ, получающие наибольшие суммы от правительства региона на «информирование». Список прикормленных довольно внушительный. В тройке лидеров - издательский дом «Комсомольская правда» (он получил с начала года более 17,5 млн. рублей), затем ГТРК «Ставрополье» (14 миллионов рублей) и правительственная газета «Ставропольская правда» (7,5 миллионов рублей). «А читатели напрасно будут стучаться в эти богатые двери со своими проблемами и бедами: болеть за народ сытые «акулы пера» не хотят и не умеют. Им комфортнее обслуживать тех, кто затем щедро отблагодарит за лояльность из бюджетной «кормушки», - подводит итог газета.

Информация Ольги Васильевой (Пятигорск)                      

 

НОЯБРЬ, 22

Федеральное агентство новостей

НТВ

Приморский районный суд Петербурга арестовал Вадима Лифшица и Игоря Васильева, обвиняемых в поджоге офиса ФАН (часть 2 статьи 213 УК РФ), которое связывают с бизнесменом Пригожиным. Об этом сообщает объединенная пресс-служба судов города. По версии следствия, Лифшиц, который в суде представился как журналист петербургского издания «Вкризис.ру», и его сообщники из-за «незначительного повода» решили поджечь офис ФАН, расположенный в бизнес-центре «Ильич» в Петербурге. Следователи считают, что Лифшиц должен был указывать исполнителям, что делать. «Фонтанка» со ссылкой на корреспондента в зале суда пишет, что еще в августе Лифшиц договорился с учредителем «Вкризис.ру» Аркадием Орловым о нападении на офис. Васильев, по версии следствия, нашел исполнителей и привез их к офису ФАН на своей машине. По данным «Фонтанки», среди них был 36-летний Василий Кирсанов. «Установленное лицо приискало камень, охотничьи спички, а также пластиковую бутылку, в которую налило бензин», - пишет пресс-служба. После этого другой участник поджога, еще неустановленный следствием, разбил камнем окно на первом этаже офиса. Еще один нападавший, который известен следователям, но его имя не указано, через разбитое стекло вылил в помещение бензин. Затем неизвестный бросил внутрь зажженную спичку. «Фонтанка» пишет, что разбил окно офиса, вылил бензин и бросил спичку Кирсанов. Это произошло примерно в два часа ночи 9 октября. После поджога Васильев забрал сообщников, позвонил Лифшицу, чтобы сообщить о поджоге, и поехал к Орлову, который заплатил ему 25 тысяч рублей. Никто из сотрудников ФАН не пострадал. Васильев, как и Лифшиц, признал вину и просил о домашнем аресте. Следователи настаивали, что Васильева надо отправить в СИЗО, потому что, по их данным, он участвовал в поджоге редакции телеканала НТВ 10 ноября. «Фонтанка» сообщила, что Кирсанов тоже признался в этом нападении, а заказчиком считается Лифшиц. ФАН связывают со структурами бизнесмена Пригожина, которого много раз называли спонсором «ЧВК Вагнера». С июня 2017-го петербургское издание «Вкризис.ру» посвятило Пригожину четыре статьи и во всех писало о его связях с «ЧВК Вагнера».

Медиазона, 22 ноября                                           

 

НОЯБРЬ, 22

СМИ Кабардино-Балкарии

В начале октября в Нальчике вышла в свет книга «Канжальская битва: взгляд сквозь столетия», посвященная столкновению между черкесами и войсками крымского хана Каплан-Гирея в верховьях реки Малки. Ее автор, краевед Виктор Котляров считает, что битва имеет прямое отношение к современности, в частности, к сентябрьским беспорядкам в селе Кенделен. А 15 октября Котляров пожаловался в прокуратуру на угрозы и оскорбления в свой адрес в Интернете, связав их с выходом книги. Авторы постов обвиняли его «в продажности, непорядочности, фальсификации истории, разжигании вражды между балкарцами и кабардинцами, обзывали «фашистом», «провокатором», предлагали посадить на кол, «судить как опасного преступника». Виктор Котляров через суд потребовал защиты чести и достоинства с возмещением морального вреда в размере 100 тысяч рублей с автора поста в социальной сети, который негативно отозвался о его работе. Журналисты, в том числе корреспондент «Кавказского узла», не были допущены в зал Нальчикского городского суда, хотя судебный процесс по иску Виктора Котлярова был открытым. У входа в здание суда собрались две группы людей. Одна группа пришла поддержать истца Котлярова, другая - ответчика Хадиса Тетуева. Дежурившие у входа в здание суда приставы сослались на распоряжение судьи Екатерины Шапкиной не пускать журналистов. Формальной причиной назвали отсутствие мест в кабинете судьи, где рассматривалось дело, сообщил корреспондент «Кавказского узла». Суд в результате перенес рассмотрение дела. Причиной конфликта в селе Кенделен стало давнее несогласие кабардинцев и балкарцев в оценке исторической значимости Канжальской битвы. Для черкесов, кабардинцев и других адыгоязычных народов битва 1708 года является одним из символов национального героизма. Тюркские народы, включая балкарцев, негативно относятся к этой теме.

Информация Ольги Васильевой (Пятигорск)                

 

НОЯБРЬ, 23

Издание SotaVision

Иван Егоров

Наталья Черникова

В Москве задержали участников схода против сноса киноцентра «Соловей»: В автозак также заводили корреспондентку издания SotaVision Анну, позже ее отпустили. Также были задержаны участники YouTube-канала «Другое мнение» Иван Егоров и Наталья Черникова, освещавшие народный сход. Позднее их отпустили из отдела полиции без протоколов.

ОВД-Инфо, 23 ноября                           

 

НОЯБРЬ, 23

«Новая газета»

Бывший глава ОАО «РЖД» Владимир Якунин подал к «Новой газете» иск о защите деловой репутации. Как сообщил РБК представитель Якунина Григорий Левченко, поводом для иска стали две публикации, «содержащие сведения, которые не соответствуют действительности и носят оскорбительный характер». В рамках иска Якунин требует от «Новой газеты» удалить недостоверные сведения, опубликовать опровержение, а также выплатить два миллиона рублей в качестве компенсации морального вреда. С журналистов издания Андрея Сухотина и Ирека Муртазина бывший глава РЖД требует один миллион и два миллиона рублей соответственно. Если иск будет удовлетворен, заявил представитель Якунина, то деньги перечислят на «поддержку профессиональной журналистики», а также благотворительные проекты по защите детей. Главный редактор «Новой газеты» Сергей Кожеуров заявил РБК, что издание пока не получало уведомлений об иске и следовательно не может его прокомментировать. Какие именно публикации стали поводом для обращения в суд, представитель Якунина не уточнил. Ранее он заявлял о возможности иска к «Новой» из-за статьи Ирека Муртазина «Как могут быть связаны расстрел следователя Шишкиной, миллиарды полковника Захарченко, расследование ФБК и бизнес-интересы сына экс-главы РЖД». У Андрея Сухотина Якунин и люди из его окружения упоминаются в статье «Миллиарды черпали половником».

Медуза, 23 ноября                                                  

 

НОЯБРЬ, 23

Алексей Мальцев

В Мурманске телеоператор Алексей Мальцев по заданию редакции «ТВ-21» снимал сюжет о просроченных продуктах, которые сотрудники прокуратуры обнаружили на витрине магазина «Яблочко». Охранник торгового предприятия стал ему препятствовать, настаивая на том, что видеосъёмка в торговом зале запрещена. А. Мальцев стал возражать, объясняя, что своей работой никому из покупателей не мешает, что громоздкого технического оборудования не использует, снимает сюжет на видеокамеру телефона. Однако у представителя охранной службы было иное мнение и он, применив силу, стал отбирать телефон. Инцидент закончился тем, что охранник повалил Мальцева на пол, и, вырывая у журналиста из рук телефон, повредил ему палец и порвал куртку. Конфликт был остановлен благодаря появившейся в торговом зале директору магазина, отругавшей охранника за вред, который тот нанёс журналисту и заодно репутации торгового учреждения. Директор извинилась перед оператором, пообещав телекомпании принять административные меры в отношении охранника. А. Мальцев написал заявление в полицию, требуя наказания охранника и возмещения материального вреда. Странного и агрессивного сотрудника магазина по имени Камран доставили в отдел полиции для дачи показаний. По факту происшедшего сотрудниками правоохранительных органов проводится проверка. Шеф-редактор телепрограммы «Новости» телеканала «ТВ-21» Сергей Юдков, комментируя произошедшее, сказал, что нападение охранника на корреспондента вполне можно квалифицировать как грабёж. Сомнительно, что именно такая статья будет фигурировать в материалах дела, но то, что охранник препятствовал сотруднику редакции в осуществлении профессиональной деятельности, при этом применив силу и нанеся физический ущерб, - это факт.                                                                           

Информация Александра Борисова (Мурманск) и Анатолия Цыганкова (Петрозаводск)

 

НОЯБРЬ, 24

Алена Савчук

Украинской журналистке Алене Савчук запретили въезжать в Россию до 2028 года. Об этом сообщают «Крым. Реалии». По словам самой Савчук, причиной запрета правоохранители назвали пункт 1 части 1 статьи 27 закона о порядке въезда в страну и выезда из нее. Согласно этому пункту, запрет связан с «обеспечением обороноспособности или безопасности государства, либо общественного порядка, либо защиты здоровья населения». 24 ноября девушка пыталась пересечь границу Украины и Крыма, девушку задержали на российском пункте пропуска «Джанкой». Савчук отметила, что у нее также взяли отпечатки пальцев.

ОВД-Инфо, 25 ноября                                              

 

НОЯБРЬ, 25

ИА «СеверПост»

В Арбитражный суд Мурманской области поступил иск Мурманского морского рыбного порта к редакции ИА «СеверПост». Поводом для судебного разбирательства стала публикация на сайте издания 12 сентября статьи «Война за причалы». В ней журналисты сообщили о конфликте Мурманского морского рыбного порта и ФГУП «Нацрыбресурс», которое является подведомственным предприятием Федерального агентства по рыболовству. Эти структуры не могут договориться об условиях использования причалов порта, которые находятся в государственной собственности. В частности, раздражение истцов вызвал размещенный в спорном материале комментарий заместителя генерального директора по экономике и инвестициям ФГУП Сергея Сухова. Портовики намерены добиться публикации опровержения взыскания с ответчика 5 миллионов рублей

Информация Александра Борисова (Мурманск)            

 

НОЯБРЬ, 26

Дмитрий Полянин

В Екатеринбурге продолжается поиск нападавших на главного редактора «Областной газеты» Дмитрия Полянина. «Пока уголовное дело бесфигурантное, оно не раскрыто, но работа проводится - и следственная, и оперативная», – сообщил сайту «Ведомости-Урал» пресс-секретарь регионального управления Следственного комитета России Александр Шульга, отметив, что срок расследования, ранее ограниченный серединой ноября, вновь продлен. Напомним, нападение на Полянина произошло 12 апреля во дворе его дома на улице Толмачева. Сам журналист утверждает, что двое неизвестных напали сзади, сильно ударили его арматурой, после чего скрылись в неизвестном направлении. В результате Полянин получил сильные ушибы, сотрясение головного мозга, а также перелом ребра. После нападения он несколько дней провел в больнице. Главный редактор «Облгазеты» уверен, что проишествие связано напрямую с его профессиональной деятельностью и было совершено в связи с выходом в его издании резонансного материала о «коммунальных войнах» в Екатеринбурге. С тех пор существенных подвижек в расследовании, по версии пострадавшего, не произошло: сроки дважды продлевались, менялась квалификация преступления, расследование у полиции забрал Следственный комитет РФ. Но ни один из нападавших пока так и не задержан правоохранителями. Дмитрий Полянин несколько раз выступал с резкой критикой правоохранительных органов, расследующих ЧП. В свете этого небезынтересна недавняя публикация информагентства «URA.RU» о том, что свердловская прокуратура оштрафовала… главного редактора «Областной газеты». Административное наказание – штраф порядка 30 тысяч рублей – было назначено по итогам проверки соблюдения бюджетного законодательства, в результате которой надзорное ведомство выяснило, что руководитель главного печатного СМИ региона не расплатился за контракты, которые были заключены с «Почтой России». Также в облпрокуратуре в отношении Полянина проводилась и другая проверка. Надзорное ведомство разбиралось в нюансах, которые позволили главреду «ОГ» с 2015 года начислить себе к зарплате порядка восьми миллионов рублей. Сам Полянин считает эти начисления легальными, поскольку его трудовой договор через дополнительное соглашение ранее подразумевал возможность получать проценты от внебюджетных средств, которые «Облгазета» зарабатывает на рекламе. Как считают некоторые эксперты в местном медиа-сообществе, критика Поляниным силовиков за неэффективность следствия и прокурорские проверки его деятельности, скорее всего, связаны между собой. Известно также, что Союз журналистов России держит на контроле ход расследования уголовного дела о нападении на Полянина: организация обратила внимание главы СКР Александра Бастрыкина и Генпрокурора РФ Юрия Чайки на данное резонансное дело.

Информация Владимира Голубева (Екатеринбург)       

 

НОЯБРЬ, 26

Валентин Кузнецов

Омский районный суд оштрафовал на 500 рублей 74-летнего председателя КПЧ (Комитета по правам человека) Валентина Кузнецова за «неповиновение сотруднику полиции» (ч 3. ст. 19 КоАП РФ). Как сообщалось ранее, инцидент случился в пригородном поселке Омский, где Кузнецов снимал с квадрокоптера для «Новой газеты-Регион» территорию, на которой предполагается поселить 3,5 тысячи граждан КНР, как минимум, на 3 года – до окончания реконструкции нефтеперерабатывающего завода (эксперты не исключают, что она затянется на более долгий срок). По звонку «представителя собственника» земельного участка на место съемки прибыл участковый уполномоченный, попросивший правозащитника предъявить документы, не уточнив, какие именно – удостоверение личности или разрешение снимать видео в данном месте, которого, по мнению Кузнецова, не требовалось, так как этот объект – не секретный, и есть ли у него настоящий собственник, неизвестно. Председатель КПЧ ответил, что документов при себе не имеет, и спросил участкового, на основании чего он проводит именно здесь оперативные действия. Тот не предъявил надлежащего документа, и правозащитник, посчитав его действия противоправными, направился в сторону трассы. На видеозаписи, которая просматривалась в зале суда, видно, как «представитель собственника», пока шли препирательства, достал из кармана предмет, похожий на газовый пистолет. Фамилия этого человека – Кордонис, а точное имя его не установлено: при оглашении материалов дела судья Тригуб, дважды отказавший в ходатайстве о его вызове в суд, называл его тремя разными именами – Олегом, Алексеем и Александром. Как мы писали в упомянутом дайджесте, на собрании граждан поселка Омский, выступивших единогласно против строительства в нем «китайского городка», этот человек представлялся «Олегом Николаевичем», категорически отказываясь свою фамилию называть. Не стало ее раскрывать и руководство районной администрации. Вспомнила его фамилию депутат Троицкого поселения Ирина Дроздова – три года назад г-н Кордонис представлял там Топливную компанию, проводившую в дома селян газ: собрано было с местных жителей 2,5 млн. рублей – газа, говорит Ирина Леонидовна, нет до сих пор, часть собранных Кордонисом средств исчезла бесследно… Путь к трассе правозащитнику преградили трое неизвестных лиц: они сбили пенсионера с ног, заломили руки за спину, связав их снятым с его брюк ремнем, били его головой о землю и ногами по телу, после чего бросили в свою иномарку, где около 5 часов удерживали его в присутствии большого числа полицейских, прибывших к месту происшествия следом за участковым. Медики зафиксировали у Кузнецова сотрясение мозга и множество гематом. Медицинское освидетельствование приложено к заявлению, по которому проводит проверку областное СУ СКР. Решение районного суда Кузнецов считает абсолютно необоснованным. «Если судья Тригуб думает, что «отделался» от меня, назначив минимальный штраф, то напрасно – сказал корреспонденту ФЗГ Валентин Николаевич – Я буду добиваться полного оправдания: готовлю жалобу в областной суд».

Информация Георгия Бородянского (Омск)                            

 

НОЯБРЬ, 26

Алексей Владимиров

Шведская газета Dagens Nyheter опубликовала статью, в которой сообщила, что один из российских журналистов, участвующих в программе расследовательской журналистики в рамках международной школы Scoop Russia, имеет отношение к российской разведывательной службе, а в шведскую школу журналистики проник с целью сбора сведений об её участниках. Хотя в газетной публикации фамилия «русского разведчика», работающего, по версии шведского издания, под прикрытием, не было указана, но довольно скоро всё прояснилось, поскольку подсказок в публикации была достаточно. В шпионаже шведский журналист Маттиас Карлссон заподозрил редактора карельского оппозиционного сайта «Черника» Алексея Владимирова. Надо сказать, последний действительно давно и качественно занимается расследованиями, по причине чего не раз попадал в сложные ситуации, в том числе и судебные. Никаких доказательств того, что Владимиров, обучаясь в школе в Scoop Russia, занимался шпионской деятельностью, М. Карлссон не привёл, лишь упомянув о том, что когда-то Владимиров, проходя срочную службу в армии, был приписан к военной разведке. Что правда, и это не было тайной для журналистов в Карелии, работавших с ним в интернет-издании «Черника». Журналист Карлссон после первой своей довольно сдержанной публикации в газете, выступая в роли комментатора на радиостанции Sveriges Radio, проявил уже большую осведомлённость, сообщив слушателям, что российский журналист перед тем, как приступить к учёбе в международной школе в шведском городе Кальмаре, имел контакты в России с сотрудниками ФСБ, давая понять, что Владимиров работал по их заданию. Последний, вынужденный комментировать обвинения шведских журналистов, сообщал своим коллегам в России, что действительно служил когда-то в спецназе военной разведки в Таджикистане, но не считает, что данный факт биографии как-то порочит его и делает невозможной работу в журналистике. Предположение шведского журналиста о том, что ФСБ внедрила А. Владимирова в проект Scoop Russia поразило его своей бездоказательностью. После вспыхнувшего скандала Владимирову точно не удастся довершить задуманное им расследование в рамках шведского проекта.

Информация Анатолия Цыганкова (Петрозаводск)       

 

НОЯБРЬ, 26

В Хакасии закрыли дело против защитницы коренных народов. Ее обвиняли в призывах к экстремизму из-за поста о русских. Следователь ФСБ прекратил уголовное преследование жительницы Абакана Лидии Баиновой, которую обвиняли в призывах к экстремизму из-за публикации во «ВКонтакте». Об этом в телеграм-канале сообщил глава международной правозащитной группы «Агора» Павел Чиков. Дело прекратили за отсутствием в действиях обвиняемой состава преступления, сказано в постановлении следователя, опубликованном Чиковым. За Баиновой признали право на реабилитацию. Дело возбудили в июле после того, как Баинова написала пост о притеснении коренных жителей Хакасии. Она рассказала, что в одном из ресторанов Абакана дети не пустили ее дочь в игровую комнату со словами «вход только русским». В своей записи Баинова использовала слова и выражения «в такие минуты хочется устроить», «революция», «переворот», «вернуть власть, землю нашему народу» и «отвоевать». Уже после возбуждения дела Баинову включили в список экстремистов, в связи с чем ей запретили пользоваться банковскими картами и личными счетами.

Медуза, 26 ноября                                          

 

НОЯБРЬ, 26

Газета «Белгородские известия»

Белгородский индивидуальный предприниматель Иван Маматов обратился с жалобой на решение арбитражного суда Белгородской области, который в августе этого года отказал ему в иске к издательскому дому «Мир Белогорья» и местному активисту Анатолию Закопырину. Апелляция рассматривается в Воронеже, в 19-м арбитражном апелляционном суде. Иск был подан из-за статьи, опубликованной в марте 2016 года в газете «Белгородские известия». В публикации, построенной на основе письма Анатолия Закопырина, критиковалась хозяйственная деятельность истца. В частности, в ней говорилось, что из-за распашки лугов в водоохранной зоне и сжигания на ней травы угодья эти будет невозможно дальше использовать. Иван Маматов требовал публикации опровержения и по 445 тыс. рублей компенсации морального вреда с каждого из соответчиков. Суд тогда отказал истцу в его требованиях, руководствуясь результатами лингвистической экспертизы. В апелляционной жалобе предприниматель предъявляет претензии к проведенной экспертизе и просит суд провести новую. Однако при рассмотрении жалобы выяснилось, что автор письма в редакцию Анатолий Закопырин скончался. И тут судья принял странное решение: отложил рассмотрение жалобы на полгода – до вступления в права наследников активиста. «Законодательство устанавливает, что защита чести, достоинства и деловой репутации – это защита неимущественных прав. А согласно ст. 1112 ГК РФ, в состав наследства не входят права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, личные неимущественные права и другие нематериальные блага, – объясняет юрист Центра защиты прав СМИ Ольга Воронова. – Решение судьи о приостановлении производства по делу до определения круга наследников непонятно. Правовые нормы не допускают правопреемства в данном случае. Кроме того, наследники не могут быть ответчиками по делу и в силу фактических обстоятельств – они не являются авторами оспариваемых сведений, не могут подтвердить их достоверность, пояснить умозаключения и выводы, сделанные автором на основе имеющихся у него личных знаний и компетенций».

Информация Романа Жолудя (Воронеж)                      

 

НОЯБРЬ, 27

Екатерина Дегай

Арбитражный суд Свердловской области арестовал имущество и счета экс-директора интернет-телевидения «Малина» Екатерины Дегай. К этой истории с ликвидацией телекомпании, когда перед частью сотрудников осталась задолженность по зарплате, ФЗГ уже обращался. Арест продлится до момента, пока не будет вынесено окончательное решение о привлечении Е. Дегай к ответственности по долгу телекомпании. Кредитор «Малины», политтехнолог Платон Маматов заявил, что пока к ответственности просят привлечь только Дегай: «Она была директором «Малины», ее подписи стоят на всех документах, потому ее проще привлечь. Однако мы не забыли про Ольгу Чебыкину, которая была учредителем и одним из собственников. Сейчас мы собираем по ней доказательства для суда. Когда найдем, то подадим иск и к ней». Как известно, ООО «Малина Медиа» было зарегистрировано в 2012 году. В следующие два года «4 канал» выдал этому телеканалу заем на 20,5 миллиона рублей. Эти деньги две журналистки должны были инвестировать в развитие телеканала и потом вернуть их, но этого не было сделано. По информации, опубликованной в картотеке дел свердловского арбитража, определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в течение 10 дней.

Информация Владимира Голубева (Екатеринбург)             

 

НОЯБРЬ, 27

Газета «Мой район»

Санкт-Петербургский городской суд оставил в силе решение суда первой инстанции, который отклонил гражданский иск УМВД по Центральному району к члену ОНК Яне Теплицкой и газете «Мой район» из-за публикаций об издевательствах над беременной женщиной в ОВД. Об этом в своем фейсбуке сообщила сама Теплицкая. Суд признал законным решение Приморского районного суда Петербурга о том, что публикация жалобы на издевательства над женщиной в отделе полиции № 78 не наносит ущерб деловой репутации УМВД по Центральному району. Яна Теплицкая рассказывала ОВД-Инфо, после чего Управление МВД подало иск на нее и на газету. «В июне 2017 года в Центре содержания мигрантов в Петербурге женщина нам пожаловать на то, что над ней издевались в отделе № 78. Не вызвали скорую, не подкормили, применили силу. Мы с ее слов написали обращение и рассказали об этом публично», - объяснила правозащитница. УМВД подало жалобу в августе того же года. «Команда 29» рассказывала, что полиция требовала признать информацию в статье не соответствующей действительности. От газеты требовали удалить публикацию, от члена ОНК - возместить ущерб, нанесенный деловой репутации, в размере 50 тысяч рублей. Кроме того, полиция просила взыскать с обоих ответчиков 8 890 рублей за заверение скриншотов сайта «Мой район» у нотариуса. Яна Теплицкая написала, что 18 декабря Приморский суд Петербурга рассмотрит аналогичный иск УМВД к ней и «Медиазоне». Речь идет о публикации издания, в которой также рассказывается про пытки в отделе полиции № 78.

ОВД-Инфо, 27 ноября                                   

 

НОЯБРЬ, 27

Магомед Хазбиев

Магасский районный суд Ингушетии приговорил главного редактора сайта «Ингушетия.орг» Магомеда Хазбиева к двум годам и 11 месяцам лишения свободы в колонии-поселении, а также штрафу в 50 тысяч рублей. Об этом сообщает «Медиазона» со ссылкой на адвоката из правозащитной группы «Агора» Андрея Сабинина. Магомед Хазбиев признан виновным в «разжигании ненависти» к главе Ингушетии Юнус-Беку Евкурову, местным властям, правоохранительной системе, а также в незаконном хранении оружия. Сам Хазбиев заявил, что его преследуют за политическую и правозащитную деятельность. Он настаивает, что сотрудники органов безопасности подбросили ему боеприпасы. Магомеда Хазбиева задержали 11 января в Назрани. С тех пор его содержали в спецкорпусе СИЗО, в одиночной камере под видеонаблюдением. Вернуться в Ингушетию и дать показания он решил сам. Магомед Хазбиев – бывший председатель регионального отделения партии ПАРНАС. Он неоднократно критиковал ингушское правительство и президента России Владимира Путина. У себя на родине он подвергался преследованиям со стороны властей. В 2014 году он посетил Киев, чтобы выразить поддержку демонстрантам, выступавшим за интеграцию Украины с Евросоюзом.

Радио Свобода, 27 ноября                                   

 

НОЯБРЬ, 28

СМИ Екатеринбурга

На минувшей неделе на заседании Екатеринбургской городской думы неожиданный ажиотаж вызвало предложение добавить в штатное расписание думской пресс-службы должность видео-оператора. Этот вопрос, который почти не вызвал разногласий на заседании профильной комиссии, привел к почти часовому обсуждению роли СМИ в работе депутатов и возможностей их совместных действий: от предложения платить за сюжеты на ТВ до идеи о том, что журналисты сами должны платить депутатами за информационные поводы. Депутат от партии «Справедливая Россия» Александр Колесников с дрожью в голосе заявил: «Мы кому собрались платить? «Четвертому каналу»? Это нам должны платить! У нас в городе журналисты – бестолочи, давайте говорить правду. Не мы для журналистов, а они для нас!». Реакция медиа-сообщества на это скандальное заявление последовала незамедлительно: кто-то из сотрудников СМИ даже предложил бойкот освещению деятельности подобных избранников. Руководитель регионального союза журналистов Александр Левин тоже отреагировал на скандальное заявление «эсера»: «Думаю, это некорректно, грубо и несправедливо. А самое главное – похоже, не от большого ума». Надо отдать должное ряду депутатов, у которых пламенная речь Колесникова вызвала некоторую оторопь. В частности, Константин Киселев и Александр Караваев посчитали нужным извиниться перед журналистами за своего коллегу.

Информация Владимира Голубева (Екатеринбург)

 

НОЯБРЬ, 28

Даниил Туровский

Чертановский районный суд Москвы отказал в удовлетворении иска бывшего директора «Лиги школ» Сергея Бебчука к специальному корреспонденту «Медузы» Даниилу Туровскому из-за расследования о домогательствах. Иск был подан в мае. Интересы Туровского представляли юристы Международной правозащитной группы «Агора». Мотивировочную часть решения суд обнародует позже. Сергей Бебчук - фигурант расследования Даниила Туровского о домогательствах к ученикам «Лиги школ». О домогательствах со стороны Бебчука, занимавшего пост директора, и его заместителя Николая Изюмова рассказали двадцать выпускников школы. После публикации в начале 2017 года расследования «Медузы» о «Лиге школ» СК проводил проверку. Уголовное дело возбуждено не было.

Медуза, 28 ноября                                               

 

НОЯБРЬ, 30

Антон Смертин

Сетования журналистов на трудности в получении информации в органах власти, силовых и бизнес-структурах стали, к сожалению, неотъемлемой частью профессии. А вот случаи, когда самих журналистов обвиняли в сокрытии информации, крайне редки. Причем не просто обвиняли, но и наказывали рублем. Адвокат Олимпиада Кучерова обратилась в прокуратуру Западного административного округа Краснодара с требованием об устранении нарушений законодательства о порядке рассмотрения депутатского запроса. Адвокат жаловалась на то, что ее обращение, направленное главному редактору РБК Кубань (ООО «Союзники») Антону Смертину, было им получено, однако, оставлено без рассмотрения и ответа. Адвокат сочла, что таким образом главным редактором были ущемлены ее права на осуществление адвокатской деятельности и на оказание квалифицированной юридической помощи гражданам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию. Заместитель прокурора Западного административного округа Краснодара Л. Сидорова рассмотрела обращение адвоката в присутствии генерального директора ООО «Союзники» М. Сеструхина и предложила руководителю предприятия устранить выявленные нарушения и применить дисциплинарные меры к нарушителю, а также передать материалы дела в мировой суд. Мировой судья судебного участка № 30 Западного округа Краснодара Е Золотухина, рассмотрев поступивший из прокуратуры материал, вынесла постановление – признать главного редактора РБК Кубань А. Смертина виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.5.39 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде штрафа в размере 5000 рублей.

Информация Галины Ташматовой (Краснодар)      

 

НОЯБРЬ, 30

Издание «Про Уфу»

Верховный суд Башкортостана оставил в силе решение суда первой инстанции по иску Гульшат Хамитовой и фонда «Мархамат» к изданию «Про Уфу» и правозащитницам Рамиле Саитовой и Альмире Жуковой. Апелляционная жалоба ответчиков была отклонена, решение райсуда было изменено лишь в части сумм возмещения морального ущерба, нанесенного истцам. Напомним, что в августе нынешнего года Советский райсуд Уфы признал не соответствующими действительности сведения, опубликованные порталом «Про Уфу» о том, что в деятельности благотворительного фонда «Мархамат», возглавляемого Гульшат Хамитовой, супругой экс-главы республики Рустэма Хамитова, были допущены финансовые нарушения. В публикации сообщалось, что Рамиля Саитова и Альмира Жукова обратились в ФСБ с просьбой проверить деятельность фонда, поскольку на его сайте отсутствовали отчеты о выручке фонда от серии благотворительных концертов, проведенных в последние годы. По мнению Жуковой и Саитовой, «неизвестные лица Фонда путем обмана присвоили не принадлежащие им денежные средства, собранные с продажи билетов на концерты». Заявительницы также попросили «установить возможную причастность к данным нарушениям председателя попечительского совета Благотворительного фонда «Мархамат» Г. Г. Хамитовой». Суд, рассмотрев исковое заявление фонда и Гульшат Хамитовой, обязал портал «Про Уфу» опубликовать опровержение и постановил взыскать с ответчиков в пользу Гульшат Хамитовой 10 тысяч рублей в качестве компенсации морального вреда. Журналисты и правозащитники, не согласившись с вердиктом, обжаловали его в Верховном суде республики, подчеркнув, что решение суда первой инстанции было принято с множеством процессуальных и иных нарушений. После непродолжительных прений суд объявил, что жалобу ответчиков удовлетворяет лишь частично. Сняв исковые требования к правозащитнице Рамиле Саитовой, суд уточнил эти требования к Альмире Жуковой, определив, что она обязана выплатить Гульшат Хамитовой пять тысяч рублей в качестве компенсации морального вреда. В остальном решение первой инстанции ВС оставил без изменений.

Идель Реалии, 30 ноября                                                  

 

НОЯБРЬ, 30

Сергей Бабенко

Сотрудники межрайонного следственного отдела Следственного управления СК РФ по Ростовской области, раскрыв, очевидно, все нарушения закона на вверенной им территории города Морозовска и трёх сельских районов, расследует возбужденное прокуратурой уголовное дело в отношении редактора газеты «Морозовский вестник». О том, как глава района Пётр Тришечкин решил во что бы то ни стало уволить главного редактора газеты Сергея Бабенко, мы уже сообщали. Комитет по управлению имуществом районной администрации по указанию главы подал иск в арбитражный суд на якобы допущенные нарушения при начислении редактору премий. Пётр Тришечкин руководит районом уже больше десяти лет, но почему-то, только заступив на третий срок, он дал указание «оптимизировать» бюджет районной газеты, несмотря на то, что издание это не только авторитетное, но и прибыльное, имеет стабильный тираж и дотаций из районной казны не получает. «Оптимизация» заключалась в том, что редактору уменьшили зарплату – с 20 тысяч рублей до 14 тысяч, да ещё и премии ему районное начальство распорядилось выдавать не ежемесячно, как всем остальным сотрудникам газеты, а ежеквартально. Этому решению предшествовала проверка комитетом по управлению имущество редакционной бухгалтерии. Она длилась полгода, и «выявили отдельные нарушения» – в начислении премий главному редактору. Ему предложили уволиться «по собственному желанию» вместе с главным бухгалтером, а когда Бабенко отказался, районная администрация объявила ему один за другим три выговора. Редактор оспорил действия комитета и выиграл дело в районном суде, однако областной суд решение районного отменил. Кассационная инстанция – Президиум Ростовского областного суда - в свою очередь отменил и это решение, вернув дело в апелляцию на новое рассмотрение с другим составом судей. Увы, вторая судейская тройка повторила вердикт первой. Осталось только дождаться ещё одного решения Президиума областного суда, куда опять обратился Бабенко, после чего в случае неблагоприятного исхода можно подавать в Верховный суд. Процессы в арбитражном суде Бабенко также проиграл. Районная администрация требует взыскать с редактора «Морозовского вестника» полученные им в 2016 году премиальные, компенсационные и стимулирующие выплаты в виде материальной помощи. Квартальные премии, премии к профессиональному празднику, премии за добросовестный труд и увеличение редакционной подписки на 2-е полугодие 2016 года, - всего на сумму 384 356 рублей. А также премиальные, компенсационные и стимулирующие выплаты за первый квартал 2017 года на сумму 64 227 рублей. По сравнению со среднемесячной зарплатой чиновников правительства Ростовской области в прошлом году (54 398 рублей) и чиновников городского и районного уровня (32 879 рублей) заработок Бабенко, не муниципального специалиста второй категории, а директора МУП и одновременно редактора газеты, не особо – то и впечатляет. Тем более, что положение администрации Морозовского района «Об условиях оплаты труда руководителей муниципальных унитарных предприятий», трудовой договор и дополнительное соглашение к нему, коллективный договор МУП «Редакция газеты «Морозовский вестник» на 2015-2018 годы такие «стимулирующие выплаты» предполагает. Если верить тому, что пишут в газетах, у нас в Ростовской области рядовые учителя получают в среднем около 30 тысяч рублей в месяц. И районные начальники не устраивают по этому поводу в школах «ревизии с пристрастием» (возможно, только до тех пор, пока директор школы не попадёт в немилость). Чем же так не угодил главе района редактор «Морозовского вестника», газеты отнюдь не оппозиционной, а самой, что ни на есть, лояльной всем уровням власти? Сергей Бабенко и сам затрудняется ответить на этот вопрос. Возможно, Пётр Тришечкин считает, что голодный редактор лучше сытового и зарплаты в 14 тысяч рублей ему вполне достаточно. В разговоре с корреспондентом ФЗГ Бабенко высказал предположение, что прокуратура отслеживала ситуацию в судах и возбудила уголовное дело после того, как апелляционная инстанция повторно отменила решение районного суда. Статья 160 УК РФ («Присвоение или растрата, то есть хищение чужого имущества, вверенного виновному») – серьёзная: от штрафа в размере до 500 тысяч рублей до шести лет лишения свободы за «деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, а равно в крупном размере». Крупным размером признается стоимость имущества, 250 тысяч рублей.

Информация Анны Лебедевой (Ростов-на-Дону)       

 

НОЯБРЬ, 30

Издание Sakh.com

В Южно-Сахалинске старейший правозащитник области Марк Куперман, региональный координатор нескольких объединений, движений и проектов - «Гражданской ответственности», «За права человека», Московской Хельсинской группы - подал в полицию заявление на издание Sakh.com. На единственное независимое СМИ области, которое не раз предоставляло ему трибуну для обнародования своих идей, планов и отчетов о проделанной работе! Поводом для разногласий послужила история о 27–летней гражданке Украины, пытающейся вернуть своего ребенка, воспитывающегося у опекунов. Ранее биологическая мать с диагнозом «ВИЧ и алкогольная зависимость» была лишена родительских прав. Четырехмесячного ребенка взяла под опеку и воспитывала сахалинская семья. Теперь мать, ее ранее судимый сожитель и правозащитник настаивают на том, чтобы девочку вернули. А правозащитник, представляющий интересы этой гражданки, обвиняет корреспондента агентства в разглашении персональных данных (статья 137 УК РФ). В материале агентства нет и намека на раскрытие персональных данных, считает Sakh.com. Имена биологической матери, ребенка и опекуна не называются, история рассказана обезличено, подана как прецедент, сложный и резонансный случай. При подготовке материала получен комментарий администрации Южно-Сахалинска, биологической матери и самого Купермана. Правозащитник в телефонном разговоре очень негативно охарактеризовал свою подзащитную, но заявил, что эта характеристика «не является юридическим и моральным основанием для лишения ее родительских прав», ребенка передали опекунам незаконно, пользуясь полной правовой неграмотностью биологических родителей, молодая мать осознала все свои ошибки, а от алкоголизма уже лечится. И - что тему эту предавать публичности Sakh.com не должен. Редакция этот совет-приказание - о том, какую тему поднимать, а какую нет, проигнорировала. Тема получила продолжение, широкий резонанс (более 55 тысяч просмотров, тысячи комментариев). Sakh.com не скрывал, на чьей он стороне: опекуны не хотят возвращать ребенка, к которому привязались, в семью, где для него создадут неизвестно какие условия. Ведь биологическая мать отказывает представителям опеки в осмотре съемной квартиры, у пары нет своего жилья, зато есть проблемы со здоровьем, работой и взаимоотношениями (женщина периодически жалуется в полицию на то, что сожитель ее избивает). Марк Куперман пояснил свою позицию для ФЗГ: «Автором допущена явная полуправда, которая хуже лжи. И ряд моих постов - попыток внести хоть какую-то ясность - безбожно удаляются. Такой нынче в издании «плюрализм»... Перед тем, как обратиться в полицию, я убеждал журналистку в недопустимости распространения персональных сведений - по крайней мере, до завершения судебного рассмотрения дела. Я обращался и лично к редактору Ксении Семёновой с предложением встретиться и обсудить острейшую ситуацию, ставшую по вине Sakh.com очень резонансной. Она не только отказалась, но и написала об этом публично - в одном из своих постов... Амбиции перевесили и требования разума, и запреты закона»...

Информация Ольги Васильевой (Пятигорск)              

 

НОЯБРЬ, 30

«Республиканская телевизионная сеть»

Газета «Хакасия»

Недавно избранный глава Хакасии 30-летний Валентин Коновалов решил оптимизировать бюджетные траты. Его предложения наверняка будут одобрены местным парламентом – по крайней мере, бюджетный комитет Верховного совета Хакасии принял их единогласно. Под сокращения попадают не только чиновники исполнительной власти, но и большое количество журналистов, освещающих ее деятельность в СМИ – искать новую работу, скорее всего, придется, пятнадцати сотрудникам «Республиканской телевизионной сети», учредитель которой – министерство имущественных и земельных отношений, и семи – региональной газеты «Хакасия». Годовая экономия на их зарплатах составит соответственно 9,2 млн. рублей и 6,7 млн. рублей. Оставшемуся персоналу этих медиа, вероятно, придется на ходу перестраиваться, отчасти корректируя и политическую ориентацию: ведь, как известно, новый губернатор был выдвинут на эту должность компартией, а его предшественник Виктор Зимин представлял «Единую Россию».

Информация Георгия Бородянского (Омск)          

 


Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни