Результаты мониторинга
31 Декабря 2018 года

Результаты мониторинга ФЗГ за декабрь 2018 года

Конфликты, зафиксированные ФЗГ в течение ДЕКАБРЯ 2018 года на территории РФ.

Случаи гибели журналистов   ().

Пропавшие без вести ().

Нападения на журналистов и блогеров 4 (Юрий Сурин, фотокорреспондент-фрилансер, Тверь; Светлана Виданова, фотокорреспондент «Новой газеты», Ярославль; Мария Кожевина, корреспондент телеканала Москва 24, Москва; съемочная группа программы «Вести», Уфа).

Нападения на редакции, телецентры   ().

Попытки цензуры3 (газета «Северянка», Ярославская область; «Медиазона», Москва; газета «Сахалинский нефтяник», Сахалинская область).

Уголовное преследование журналистов, СМИ и блогеров  ().

Увольнение редактора, журналиста – 1 (Анна Чуракова, главный редактор муниципальной газеты «Сахалинский нефтяник», Сахалинская область).

Случаи задержания полицией (ФСБ, etc.) – 5 (Нури Абдурашидов, независимый журналист, Симферополь; Никита Телиженко, журналист Znak.com, Курган; Нариман Мемедеминов, блогер, Симферополь – в марте; Андрей Щукин, журналист «Мемориал-курьер», Екатеринбург – в сентябре; съемочная группа телекомпании «Эфир», Казань).

Угрозы в адрес журналистов, блогеров и СМИ –  ().

Зафиксировано предъявленных к журналистам, блогерам и СМИ судебных исков – 9

на сумму 27 850 000 рублей

Рассмотрено ранее предъявленных к журналистам и СМИ исков – 3

       удовлетворено – 1

       взыскано в качестве денежной компенсации морального вреда

       50 000 рублей

Отказ журналистам в доступе к информации (в том числе запрет производить аудио- и видеозапись, фотосъемку; отказ в аккредитации; ограничение права на посещение и присутствие на мероприятиях в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях) – 19

Попытки выселения редакций из занимаемых помещений   ()

Отказ от печатания (распространения) СМИ  ().

Отключение от эфира, прекращение вещания  ().

Прекращение выхода СМИ 11 (журнал «Мир фантастики», Москва; газета «Волхонка», «Радио Ногинска», студия телевидения Ногинска, все - Московская область; газета «Спорт День за Днем», Санкт-Петербург, бумажная версия; газета «Вечерняя Казань», Казань; «Телекомпания ИТВ», радио «Третья столица», газета «Слово и дело», журнал «Персональный компьютер», журнал «Вестник омской православной духовной семинарии», все - Омск).

Изъятие (скупка, арест) тиража  ().

Препятствование выходу СМИ -  ().

Препятствование деятельности интернет-изданий1 (сайт «МБХ Медиа», Москва).

Вмешательство в деятельность редакции -  ().

Выход изданий-двойников  ()

Изъятие / повреждение фото- видео- и аудиоаппаратуры и компьютеров  ().

Отказ в регистрации СМИ -  ()

Административное давление (проверки СЭС, пожарных, налоговых служб etc.) -  ().

Иные формы давления и нарушения прав журналистов – 23

 

ДЕКАБРЬ, 3, 7

Сайт Russian Criminal

Бизнесмен Алишер Усманов 3 декабря подал иск о защите чести, достоинства и деловой репутации из-за трех статей с упоминанием его имени на сайте Russian Criminal. Об этом РИА «Новости» рассказала пресс-секретарь Басманного суда Москвы Юнона Царева. «В своем иске Усманов просит 50 тысяч рублей компенсации морального вреда, удалить три статьи: «Алишер Усманов. Статус: «авторитет», «Алишер Усманов в деле Шакро» и статью о связях с ОПГ», - сказала пресс-секретарь. В карточке на сайте суда говорится, что ответчиками по иску выступает Роскомнадзор и Волков А. М. Рассмотрение назначено на 7 декабря. По словам Царевой, Роскомнадзор числится ответчиком из-за того, что Усманов «просит запретить данную информацию» о нем, а это «может сделать только Роскомнадзор». В упомянутых публикациях говорится, что имя бизнесмена встречалось в прослушке переговоров двух фигурантов дела о взятках от «вора в законе» Шакро Молодого (Захария Калашова). По данным издания, начальник управления собственной безопасности СК Михаил Максименко и его заместитель Александр Ламонов обсуждали, что из-за ареста подручного Шакро Молодого Андрея Кочуйкова по прозвищу Итальянец состоялась встреча между Калашовым и Усмановым. 7 декабря Басманный суд Москвы удовлетворил иск Алишера Усманова. Как сообщает ТАСС, суд постановил удалить три статьи с сайта Russian Criminal, выпустить опровержение и выплатить Усманову компенсацию в размере 50 тысяч рублей. Роскомнадзор, выступавший соответчиком по иску, поддержал удаление материалов. Ответчик в суд не пришел, попросив рассмотреть иск без него. Шакро Молодой - один из самых влиятельных «воров в законе» в России. В марте 2018 года его приговорили к девяти годам и 10 месяцам колонии строгого режима по делу о вымогательстве. С делом Шакро Молодого связаны несколько высокопоставленных сотрудников СК в Москве, которых обвинили в получении взятки от криминального авторитета.

 

Медиазона, 3 декабря; ТАСС, 7 декабря                      ИСК

 

ДЕКАБРЬ, 3

СМИ Самары

Суд рассмотрел административное дело, возбужденное по статье 5.61 КоАП («Оскорбление») в отношении мужчины, который угрожал «вырвать ноги» сотрудникам СМИ. Бранные и нецензурные выражения и угрозы сыпались на журналистов во время рейда, который организовал департамент по вопросам общественной безопасности и противодействия коррупции администрации Самары 31 августа. Представители СМИ также получили плевки в лицо, а одного из операторов ударили. Как пояснил зам прокурора Октябрьского района Самары Андрей Тукмаков, оператор телеканала не стал выдвигать претензии в связи с ударом, поэтому дело было возбуждено только по статье «Оскорбление». «Суд назначил по этому делу штраф в тысячу рублей», - сообщил зам прокурора. Напомним, в Самаре в ночь на 31 августа состоялся так называемый «антинаркотический рейд» с участием сотрудников полиции, чиновников департамента общественной безопасности и представителей СМИ. В одном из дворов на детской площадке сидела шумная компания - мужчины, женщины и дети - и распивала пиво. Недовольство выпивающих вызвали включенные телекамеры, после чего на операторов посыпался поток брани, а один из них получил удар в лицо. При этом сотрудники полиции почему-то не спешили составить протокол ни за распитие спиртного на детской площадке, ни за нарушение общественного порядка, ни за нецензурную брань и нападение на представителей СМИ. На вопрос журналистов о бездействии полицейских один из них ответил, мол, «надо вызвать сотрудников ППС. Звоню в дежурку и, как всегда, дозвониться не могу». Еще одна сотрудница на просьбу привлечь нападавших к ответственности заявила: «Это не входит в программу нашего рейда, правильно?». Позднее наряд полиции все же прибыл. Человека, ударившего оператора, забрали двое прибывших полицейских, пояснивших, что его отпустят, если не будет написано официальное заявление (в котором должен быть указан адрес заявителя).

 

Волжская коммуна, 3 декабря                                   другое

 

ДЕКАБРЬ, 3

Вадим Ампелонский

Следственный комитет России (СКР) прекратил уголовное дело в отношении руководителей Роскомнадзора, сообщил ТАСС источник, близкий к следствию. Дело прекращено за отсутствием состава преступления, уточнил собеседник агентства. Пресс-секретарь Роскомнадзора Вадим Ампелонский, начальник правового управления ведомства Борис Едидин и советник гендиректора ФГУП «Главный радиочастотный центр» (структурное подразделение Роскомнадзора) Александр Весельчаков были задержаны в начале октября 2017 года по подозрению в мошенничестве. Тогда суд отправил их под домашний арест. Позже всем троим предъявили обвинения в мошенничестве в особо крупном размере, совершенном организованной группой. По данным источника «Ленты.ру», почти сразу уголовное дело, возбужденное Чертановским межрайонным следственным отделом СКР, забрали в центральный аппарат ведомства. По данным следствия, с 2012 по 2017 год в Роскомнадзоре действовала незаконная зарплатная схема: заключался договор на выполнение работ с одной из подконтрольных организаций, перечислялись деньги, которые выплачивались сотрудникам ведомства якобы за выполненную в свободное время работу. Однако, по версии следствия, фактически никакие работы не выполнялись, а акты фальсифицировались. Позже, по данным источника «Ленты.ру», сумма ущерба увеличилась до 58 миллионов рублей, но уголовное дело переквалифицировали на более мягкую статью - «Присвоение или растрата». В сентябре 2018 года всем обвиняемым изменили меру пресечения на подписку о невыезде. Источник «Ленты.ру» в правоохранительных органах подтвердил информацию о прекращении уголовного преследования Ампелонского, Весельчакова и Едидина.

 

Лента.Ру, 5 декабря                                                  длящийся

 

ДЕКАБРЬ, 4

СМИ Пензы

У пензенских депутатов появились секреты от жителей города. Видимо, народные избранники рассудили: чем меньше знают избиратели, тем крепче спят. Теперь не только обсуждения в кулуарах, но и официальные заседания, которые проводятся раз в месяц, будут избавлены от посторонних глаз и ушей. Вход на них могут ограничить кому угодно, в том числе журналистам, выполняющим редакционное задание. На закрытых обсуждениях запрещено вести фото- и видеосъемку, пользоваться мобильными телефонами, а участникам не разрешено разглашать подробности происходившего. Такие поправки в свой регламент работы внесли городские депутаты на очередной сессии. «Дума по предложению главы города Пензы или председательствующего на сессии вправе принять решение о проведении закрытой сессии, либо о закрытом рассмотрении проекта решения, либо о закрытом рассмотрении вопроса, включенного в повестку дня. Сведения о содержании закрытой сессии или закрытого вопроса не подлежат разглашению», - говорится в проекте документа, опубликованном на официальном сайте Пензенской городской Думы. Кого следует пропустить в зал, а кого оставить за порогом, будут решать глава города или председательствующий на сессии Думы. Прокуратура пока никак не отреагировала на законодательную инициативу. Собственный юридический отдел Думы согласовал принятое решение.

 

Российская газета, 4 декабря                                  отказ в инф – 3 раза

 

ДЕКАБРЬ, 4

Георгий Марков

В Октябрьском районном суде Санкт-Петербурга слушалось дело об «Исчезающей конституции». 10 октября у Конституционного суда Петербурга появилась и по аналогии с произведением Бэнкси самоуничтожилась картина, изображавшая конституцию России. На автора этой акции Тимура Расулова, участника движения «Время», был составлен протокол о нарушении порядка проведения публичного мероприятия. А 4 декабря суд вынес решение – наказать Расулова 100 часами обязательных работ. Фотокорреспондент Георгий Марков, присутствовавший на суде, сообщал в своем Twitter, что в зале были запрещены фото- и видеосъемка. Он все же сделал несколько кадров после окончания суда. Судебным приставам это не понравилось, и они потребовали удалить снимки. Разгорелся спор, который продолжился уже на выходе из здания суда. Там за Маркова вступился и Тимур Расулов. В итоге его самого скрутили, надели наручники и увели в отдельную комнату. После этого активиста увезли в полицию. «Составили протокол о мелком хулиганстве - якобы, нецензурно ругался (есть свидетели и видео, что ничего этого не было). Он написал, что никаких нарушений не совершал», - сообщил чуть позже депутат ЗакСа Борис Вишневский в Telegram.

 

Лениздат, 5 декабря                                        отказ в инф

 

ДЕКАБРЬ, 4

Натела Полежаева

Управления ФСБ и ФССП по Омской области при участии дорожно-патрульной службы провели совместную спецоперацию по задержанию директора «Новой газеты – Регион», главврача Центра реабилитации «Рассвет» Нателы Полежаевой. Машина, в которой она ехала работу, была остановлена сотрудниками ДПС на повороте с магистрали к проходной санатория: при этом, как выяснилось, никаких претензий по части соблюдения правил дорожного движения у них не было. Автомобиль окружили поджидавшие его в этом месте представители дружественных им ведомств – службы судебных приставов и госбезопасности. Они открыли двери машины, потребовав, чтоб глава «Рассвета» поехала с ними, непонятно на каких основаниях. Предъявили, говорит Натела Полежаева, «постановление дознавателя о проведении следственных действий по статье 315 УК РФ («Неисполнение решения суда»). Речь идет о непогашенных долгах Центра, в котором проходят курс реабилитации дети-инвалиды с заболеваниями, признанными государственной медициной «неизлечимыми». Благодаря эксклюзивным методикам профессора Валиды Исапновой, одного из лучших в мире специалистов по кинезиотерапии, у таких детей появляются надежды на исцеление, и, как показывает практика, они оправдываются. График погашения «Рассветом» долгов в начале текущего года был согласован с главным судебным приставом области Владимиром Витруком. И этот график неукоснительно исполнялся, но он категорически не устраивает службу государственной безопасности: в сентябре с.г. замначальника областного управления ФСБ полковник Богданов обратился в райсуд с ходатайством о «проведении оперативно - розыскных мероприятий» в отношении «неустановленных приставов – исполнителей», которые недостаточно быстро взыскивают с реабилитационного Центра долги. При этом антимонопольная служба признала факт дискриминации инвалидов «Рассвета», которым отказано в праве на реабилитацию по программе обязательного медстрахования, но, как выяснилось, УФАС областным властям – не указ. 29 ноября Владимир Витрук был заключен под стражу по обвинению «получении взятки в сумме 300 тысяч рублей». Примечательно, что обвиняется он в событии 9-месячной давности, при избрании меры пресечения следствие не предъявило никаких доказательств, кроме показаний самого «взяткодателя», взятых у него под подпиской о невыезде. Большинство комментаторов этой новости в соцсетях не сомневаются, что «Витрука подставили»: люди, знающие его, называют «настоящим русским офицером, который не стал бы пачкаться» (до работы в УФССП он десятки лет прослужил в армии, прошел много «горячих точек»). Отмечают, что «фээсбэшники побоялись показать видео обысков в его квартире: все бы поразились, в какой нищете живет главный судебный пристав» и т.п. «Одним из немногих порядочных людей во власти» называет его, в частности, глава омской чеченской диаспоры Альви Джабраилов. Независимые омские СМИ пишут о взаимосвязи уголовного преследования Владимира Витрука и Нателы Полежаевой. Очевидность ее просматривается и в датах – ареста руководителя УФССП и задержания приставами (его подчиненными) при участии спецслужбистов главрача РЦ «Рассвет». Продержали ее на морозе – с открытой дверью машины около часа. Она вызвала по телефону своего представителя – правозащитника Юрия Шадрина. Как сказал он «Новой», приставы не предъявили ему «надлежаще оформленного постановления и поручения для его исполнения». «Тем не менее, мы с Нателой Олеговной решили поехать на Ленина, 14 (офис УФССП), и там разобраться с происходящим. Там нас встретили судебные приставы, которые меня отсекли, и стали силой вытаскивать ее из машины. На допрос законного представителя не допустили. Длился он два часа, после чего Натела Полежаева заявила, что объявляет голодовку и никуда не уйдет, однако по окончании рабочего дня ее вместе со стулом вынесли на улицу. Ранее Натела Полежаева подала заявление в областное УМВД, которое, возможно, объясняет многие «странности»: в частности, почему ликвидация Центра, где лечат «неизлечимых» детей, стала одной из приоритетных задач органов государственной безопасности. В заявлении сказано о «рейдерском захвате «Рассвета» (занимающего 8 гектаров в центре города на берегу Иртыша), в которому участвуют вице-губернатор, бывший начальник регионального УФСБ Игорь Бондарев и его родственник – министр здравоохранения Омской области, сын ее бывшего главного милиционера Андрей Стороженко. Группа омских правозащитников и общественников, депутатов районных и сельских советов (всего на данный момент 15 человек) заявила о готовности объявить голодовку в поддержку Нателы Полежаевой и Владимира Витрука, если не будет прекращено в ближайшее время их уголовное преследование.

 

Информация Георгия Бородянского (Омск)                 другое

 

ДЕКАБРЬ, 5

Газета «Московский комсомолец»

В редакцию «Московского комсомольца» ворвался пожилой мужчина в неадекватном состоянии и угрожал избить одного из сотрудников газеты. Об этом сообщает «Интерфакс» со ссылкой на пресс-службу столичной полиции. В результате инцидента никто не пострадал. Приехавшие на место происшествия стражи порядка доставила агрессивного гражданина в территориальный отдел полиции для дальнейшего разбирательства. Источник агентства «Росбалта» в правоохранительных органах уточнил, что пенсионер угрожал расправой начальнику службы безопасности и требовал встречи с правозащитницей Евой Меркачевой. Сообщается также, что 27 ноября в редакцию пришло письмо, автор которого требовал встречи с журналистами издания. В случае, если встреча не состоится, он угрожал устроить «подобие керченского теракта». Главред «Московского комсомольца» подтвердил «Росбалту», что письмо с угрозами написал престарелый дебошир, ворвавшийся в редакцию. Отмечается, что «террористу» 76 лет, при себе он имел справку из психиатрической больницы. «Мужчина заявил, что проходил лечение в этом медучреждении, но сейчас отпущен на три месяца», - пишет газета.

 

Лента.Ру, 5 декабря                                           другое – 2 раза

 

ДЕКАБРЬ, 6

Эрик Китуашвили

Мосгорсуд удовлетворил жалобу на приговор основателю сайта «Смотра.ру» Эрику Китуашвили, более известного как Давидыч, и освободил его из-под стражи. Сам Китуашвили участвовал в заседании по видеосвязи из СИЗО. Суд признал истекшим срок давности привлечения осуждённого к уголовной ответственности по двум эпизодам мошенничества. Гражданскую жену Китуашвили Анну Каганскую, также проходившую по этому уголовному делу и приговорённую к трём годам и двум месяцам колонии, суд тоже освободил от наказания. В октябре Давидыча приговорили к четырем годам и восьми месяцам колонии по делу о мошенничестве. По версии следствия, он со своей гражданской женой и ещё несколькими сообщниками инсценировал угон четырёх автомобилей и получил по поддельным документам деньги от страховых компаний. По оценкам следователей, сумма страховых выплат превысила 8 миллионов рублей. Позже Верховный суд признал незаконными почти два года ареста Китуашвили. Тогда адвокат видеоблогера указал, что его подзащитному осталось отбыть за решеткой совсем недолго: Давидыч был задержан в феврале 2016 года и провел всё это время в СИЗО, где, по закону, день считается за полтора дня, проведённых в колонии. Ориентировочно блогер должен был выйти на свободу в начале 2019 года. Китуашвили и Каганская вину не признавали. Они считают дело сфабрикованным. Видеоблогер, в частности, утверждает, что его арест стал местью за ролики, раскрывающие коррупцию в рядах сотрудников дорожной полиции. Эрик Китуашвили стал известен благодаря созданным им порталу «Смотра.ру» и каналу на Youtube, который был посвящен автомобильной тематике. Канал имеет более двух с половиной миллионов подписчиков и более 500 миллионов просмотров. Давидыч также сотрудничал с проектом «СтопХам», организованным комиссаром движения «Наши» Дмитрием Чугуновым.

 

Радио Свобода, 6 декабря                                        длящийся

 

ДЕКАБРЬ, 6

Сергей Еремеев

Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга прекратил административное дело и отменил штраф в 500 рублей корреспонденту издания «Закс.ру» Сергею Еремееву за неповиновение приставам (часть 2 статья 17.3 КоАП), рассказал «Медиазоне» адвокат Виталий Черкасов. В сентябре мировой судья судебного участка №4 признал Еремеева виновным и оштрафовал на 500 рублей (см. монитор за сентябрь 2018 года), однако Октябрьский суд отменил это решение. Адвокат предположил, что прекращение административного дела связано либо с процессуальными нарушениями, либо с истечением сроков давности. В июне Еремеев пришел в Октябрьский суд на заседание по административному делу главы петербургского штаба Навального Дениса Михайлова. В 16:45 судебные приставы потребовали от журналистов покинуть суд, сказав, что он закрывается. По словам адвоката, Еремеев поинтересовался, до которого часа работает суд, на что приставы ответили: «Иди на выход, там посмотришь». После этого корреспондент решил сфотографировать Михайлова и его защитника, которым был Черкасов. Пристав расценил действия журналиста как отказ покинуть суд, и составили на него протокол о неповиновении.

 

Медиазона, 6 декабря                                             длящийся

 

ДЕКАБРЬ, 6

Сайт «МБХ Медиа»

Сайт «МБХ Медиа» по адресу mbk.news заблокирован Роскомнадзором, сообщило издание вечером 6 декабря. Основанием для блокировки стало то же решение прокуратуры, по которому в феврале был заблокирован сайт mbk.media, а в октябре - mbk.sobchakprotivvseh.ru. Сайт работал «чуть больше месяца», заявили в «МБХ Медиа». «Это сделано неправомерно, глупо и вопреки интересам своей же службы. Повторно блокируются так называемые «зеркала», а сайт mbk. news не является зеркалом mbk. media, в чем может убедиться любой, имеющий глаза. Роскомнадзор даже не удосужился это проверить», - заявил адвокат Сергей Бадамшин.] Сайт «МБХ Медиа» попал в список запрещенных сайтов в феврале. Прокуратура заявила, что там распространялись «информационные материалы нежелательных организаций». В «МБХ Медиа» говорят, что удалили упомянутые прокуратурой материалы, но сайт так и не был разблокирован.

 

Медуза, 6 декабря                                                блокировка сайта

 

ДЕКАБРЬ, 6

Нури Абдурашидова

В Крыму силовики задержали гражданского журналиста Нури Абдурашидова, который прибыл в Киевский районный суд Симферополя на заседание по делу адвоката Эмиля Курбединова. Задержание произошло, когда Абдурашидов вел съемку в коридоре суда. Об этом сообщает «Крымская солидарность»: «Только что был задержан активист «Крымской солидарности», гражданский журналист Нури Абдурашидов, который намеревался освещать судебное заседание по делу адвоката Эмиля Курбединова. Его увезли судебные приставы, на него составляется административный протокол», - говорится в сообщении. Позднее стало известно, что Н. Абдурашидову вменяется статья 17.3 КоАП РФ («Неисполнение распоряжения судьи или судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов»). Он был отпущен под обязательство явиться по повестке для дачи объяснений.

 

Укринформ, 6 декабря                                         задержание / отказ в инф

 

ДЕКАБРЬ, 6

Телеканал ТВК

Телеканал «Прима»

«7 канал»

Компания «Ростелеком» с января следующего года выключает красноярские независимые каналы из своей кабельной сети. Об этом сообщают телеканалы ТВК, «Прима» и «7 канал» со ссылкой на уведомление от Ростелекома о намерении не продлевать договор. В пресс-службе телекоммуникационной компании заявили, что не готовы сотрудничать бесплатно. «Ростелеком» является главным техническим и инфраструктурным партнером властей в рамках проведения зимней Универсиады в Красноярске с 2 по 12 марта. Отключив местные независимые каналы от своих сетей, Ростелеком лишит зрителей возможности увидеть игры Универсиады через их трансляции. Главный редактор «7 канала» Игорь Астапов объяснил, что вопрос о сотрудничестве упирается в деньги. «Основные федеральные телеканалы не приносят доходов, размещаются у провайдеров бесплатно. Как всегда, деньги решили собрать в регионах. «Ростелекому» выгоднее вместо наших новостей поставить, например, очередной магазин на диване», - сказал он. В пресс-службе «Ростелекома» объяснили, что компания заинтересована быть партнером местных каналов, но за деньги. «Чтобы обеспечить экономическую эффективность функционирования и развития сети, а также высокое качество сервиса, «Ростелеком» предлагает различные подходы к разделению доходов: они могут быть финансовыми (платежи со стороны телеканала), натуральными (рекламный инвентарь), а также их комбинации, - сказала представитель сибирского филиала «Ростелекома» Ольга Шрайбер. В ТВК отметили, что позиция «Ростелекома» выглядит как дискриминация. Депутат горсовета Константин Сенченко считает, что финансовое давление на местные телеканалы - это «удар по жителям Красноярска». «Мое убеждение, что для такой крупной компании, как «Ростелеком», брать деньги с наших местных телекомпаний - это не совсем честно», - сказал Константин Сенченко. По его словам, депутаты уже готовят запрос к «Ростелекому» с просьбой изменить решение.

 

РБК, 6 декабря                                        другое – 3 раза

 

ДЕКАБРЬ, 6

Телекомпания «Самотлор»,

В Нижневартовске (Ханси-Мансийский автономный округ) в отношении 15-летнего вартовчанина, который грозил терактом телекомпании «Самотлор», возбуждено уголовное дело за заведомо ложное сообщение о готовящемся преступлении. «Полицейскими установлено, что школьник оставил сообщение с угрозой совершения особо тяжкого преступления под постом об актированных днях в паблике городской телекомпании в социальной сети. В результате работа телекомпании была приостановлена на несколько часов. Экстренные службы проводили обследование здания, эвакуировали персонал. Информация не подтвердилась, но в результате противоправных действий подозреваемого была дестабилизирована деятельность правоохранительных органов, отвлечены значительные силы и средства экстренных служб», - пояснили в пресс-службе УМВД Югры. Как сообщало siapress.ru ранее, юношу расстроило то, что местный телеканал сообщил, что мороз не позволит пойти в школу только ученикам с 1 по 8 класс. «Я теракт устрою вам сегодня», - написал он. Журналисты сообщили об угрозах в полицию и в городской департамент образования.

 

Siapress.Ru, 6 декабря                                         другое

 

ДЕКАБРЬ, 7

Сайт «Своя колокольня»

В Арбитражном суде Рязанской области завершилось рассмотрение иска строительной фирмы «Северная компания» к местному интернет-изданию «Своя колокольня». Истец заявил, что в публикациях, критикующих компанию, содержится недостоверная и порочащая информация. Ее распространение якобы привело организацию к материальным убыткам. Компания даже представила в суд социологическую экспертизу, которая, по его мнению, доказывала наличие порочащих сведений, репутационного вреда и рассчитывала его размер – 12,8 млн. рублей. Истец просил опубликовать решение суда на сайте издания, выплатить компенсацию репутационного вреда и возместить расходы на экспертизу. 7 декабря суд вынес решение. «Были признаны недостоверными все обжалуемые фразы, хотя часть из них – это субъективные мнения, по некоторым есть доказательства, – рассказывает юрист Центра защиты прав СМИ Ольга Воронова, оказывавшая изданию юридическую поддержку. – Неподтвержденными остались только фразы про долги компании и их размер. Но в юридическом смысле эти сведения не являются порочащими, так как в них не говорится о нарушении закона». Во взыскании репутационного вреда суд отказал. Но при этом ответчика почему-то обязали оплатить расходы на экспертизу, якобы установившую репутационный вред, – в размере 207 тыс. рублей. «Мы, конечно, не согласны с таким решением и будем его обжаловать вплоть до ЕСПЧ, – говорит Ольга Воронова. –  Лично меня больше всего смущает в этой истории факт назначения социологической экспертизы, перед которой были поставлены вопросы: являются ли сведения порочащими, был ли нанесен ущерб деловой репутации истца, и если да, то в каком размере. Не может социолог ответить на эти вопросы, он не обладает соответствующими познаниями». Судебное решение будет обжаловано в апелляционной инстанции.

 

Центр защиты прав СМИ, 13 декабря                        ИСК

 

ДЕКАБРЬ, 7

Юрий Сурин

В Твери произошло нападение на фотокорреспондента региональных СМИ Юрия Сурина. По его словам, его жестоко избил хозяин одного из городских баров. Об этом журналист написал на своей странице в Facebook. «Меня избил хозяин бара Калинин на Трехсвятской… Черепно-мозговая травма, весь пол в крови в «Чикенхаусе», куда я пришел вызвать полицию, и там потерял сознание», - написал Сурин. На фото, опубликованном в сообщении журналиста, он с перевязанной головой и весь окровавленный. По словам журналиста, он обратился в полицию. В ГУ МВД по Твери пока никак не комментируют инцидент.  Причины и обстоятельства произошедшего выясняются. Юрий Сурин работал фотокорреспондентом в газете «Ведомости», информационном агентстве «Твериград», в настоящее время находится на фрилансе.

 

ТВ Звезда, 7 декабря                                              нападение

 

ДЕКАБРЬ, 10

Максим Верников

В Екатеринбурге возбудили административное дело в отношении екатеринбургского активиста Максима Верникова - за организацию телемоста с основателем движения «Открытая Россия» Михаилом Ходорковским, состоявшуюся 25 октября в местной гостинице «Центральная». Дело возбуждено по статье 20.33 КоАП РФ («Осуществление деятельности на территории Российской Федерации иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности»). Как рассказал Верников на своей странице в социальной сети Facebook, видимо, само общение по скайпу с экс-олигархом уже является признаком нежелательной организации. «Интересно узнать: а куда же смотрят господа прокуроры, когда тот же Ходорковский раздает интервью «Дождю», Дудю, «Коммерсанту», РБК и многим другим? В общем смех смехом, а на допрос вызывают», - резюмировал Верников. Небезынтересно, что тот самый телемост, прошедший в конце октября текущего года, неожиданно прервали сотрудники Центра по противодействию экстремизму ГУ МВД РФ по Свердловской области. Правда, все окончилось мирно: переписав паспортные данные участников мероприятия, полиция всем дала возможность уйти.

 

Информация Владимира Голубева (Екатеринбург)

 

ДЕКАБРЬ, 10

СМИ Екатеринбурга

Екатеринбургская городская Дума в официальном ответе за подписью спикера Игоря Володина оперативно отреагировала на заявление своего депутата Александра Колесникова, который назвал местных журналистов «бестолочами» и потребовал, чтобы СМИ платили депутатам за информационные поводы. В письме сообщается, что гордума уральской столицы позицию «эсера» никоим образом не поддерживает и категорически осуждает. При этом народные избранники не стали давать правовую оценку словам Колесникова, предложив тем, кто недоволен его скандальным выступлением, обращаться с заявлениями в прокуратуру или суд. Кроме того, уже в самое ближайшее время этот депутат рискует быть исключенным из фракции «Справедливой России». Об этом было заявлено 3 декабря на заседании регионального отделения партии. Более серьезное наказание Колесников получить не может, так как он избирался в думу не по партийным спискам. Как сообщает сайт «Ведомости-Урал», этот господин не в первый раз появляется в СМИ в неожиданном ракурсе, на что дает постоянные поводы. К примеру, в 2016 году он набросился на оператора регионального телеканала ОТВ. Кроме того, Колесников прославился скупкой голосов на праймериз «Единой России», за что бы снят с предвыборной гонки. Именно после этого, он переметнулся к «Справедливой России», от имени которой сейчас и заседает в городской думе столицы Урала. Но, видимо, осталось недолго.

 

Информация Владимира Голубева (Екатеринбург)          другое

 

ДЕКАБРЬ, 10

Журнал «Мир фантастики»

В Хабаровском крае вышла статья краеведа и писателя Павла Попельского. В ней он поделился с читателями своими тревожными мыслями по поводу изменений в мире периодики, выложив на сайте снимки последних номеров любимых изданий. «Сегодня я получил свежий декабрьский номер - 12\2018 - моего любимого журнала – «Мир фантастики». Это лучший русский журнал о новостях мира Сайенс Фикшн и Фэнтэзи. На обложке этого номера слева желтая крупная надпись: ПОСЛЕДНИЙ НОМЕР». Автор узнал из предисловия главного редактора, что отныне все читательские материалы можно будет прочесть только на сайте журнала, в бумажном варианте он выходить больше не будет. Автор подчеркивает: бумажный вариант СМИ - зафиксированный документ истории, и предлагает читателям «Дебрей» обсудить ситуацию с любимыми изданиями.

 

Информация Ольги Васильевой (Пятигорск)         прекращение выхода СМИ

 

ДЕКАБРЬ, 10

Татьяна Бочарова

В Ростове-на-Дону. известная журналистка написала открытое письмо губернатору Василию Голубеву, обидевшись на неэтичное поведение руководителя его пресс-службы. Инцидент произошёл перед заседанием правительства Ростовской области. Корреспондент телеканала Дон24 Татьяна Бочарова брала интервью у трёх лиц по повестке дня. «Работали быстро, уложились вовремя, стояли на обычном месте в углу перед столами. Закончив, давая указания оператору для дальнейшей съемки, я услышала грозный окрик сбоку, из-за стола. И повелительную команду, на которую ответила естественным образом», - так описывает события Бочарова. Команда ей поступила: «На место!» и сопровождалась она повелительным жестом пресс-секретаря губернатора Ирины Четвертаковой, указывающей, где журналисту место. Молодой репортёр, может быть, в такой ситуации и промолчал бы, а Татьяна Бочарова («демократ первой волны», как она написала о себе в открытом письме) ответила пресс-начальнице в том же тоне: «Собачьи команды не исполняю!». В своём обращении к губернатору, размещённом в Facebook, Бочарова пишет, что пресс-секретарь ведёт себя так не в первый раз: «Широко известна ее манера общения с журналистами и операторами, в процессе которой идет жесткая селекция вопросов и лиц, могущих их задавать. Четвертакова даже не гнушается применением рук для того, чтобы оттащить или дернуть оператора, зыркнуть на присутствующих, и сквозь зубы выразить свое отношение к коллегам, одновременно демонстрируя перед Вами свое подобострастное рвение». В комментариях в Facebook в группе МедиаРостов и на страничке Бочаровой коллеги рассказывают похожие истории: однажды на конгрессе казаков в Новочеркасске фотокорреспондент сумел стряхнуть с себя куртку, схваченную сзади недовольной ракурсом его съемки пресс-секретарём, да так крепко, что куртка осталась у Четвертаковой  в руках. На открытии памятника бойцам, павшим во время боев на Самбекских высотах, пресс-леди вцепилась в пиджак коллеги-журналистки, причём молча, без предупреждений.

 

Информация Анны Лебедевой (Ростов-на-Дону)                        другое

 

ДЕКАБРЬ, 10-12

Елена Бойко

В Москве 10 декабря пропала украинская журналистка Елена Бойко. Двое суток друзья и родные ничего не знали о местонахождении журналистки Елены Бойко. Как передают в соцсетях близкие семьи, в «9:30 утра к Елене пришел участковый с двумя в форме и одним гражданским». Они попросили Бойко пройти с ними в участок, так как хотели задать ей ряд вопросов. Журналистка ушла с ними. Спустя несколько часов еще кто-то в полицейской форме приходил к квартире Бойко, но остававшаяся дома подруга семьи, не открыла ему дверь. Сама Ольга так домой и не вернулась. Как выяснилось, у нее не было с собой телефона. Вечером близкие начали переживать и звонить в полицию. После долгих разбирательств родные получили ответ, что журналистку увезли в ФСБ, но там о ней ничего не знают. 12 декабря Елена Бойко нашлась - в миграционном центре. Преображенский суд Москвы признал её виновной в нарушении правил пребывания на территории страны, оштрафовал на 5 тысяч рублей и принял решение о выдворении за пределы Российской Федерации. Суд установил, что Бойко незаконно находилась в России с лета 2016 года. Пресс-секретарь Преображенского суда Александра Савельева уточнила, что в журналистка находится в центре временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, откуда будет депортирована на Украину после вступления решения суда в силу. Сама журналистка признала в суде вину в нарушении миграционного законодательства России, но просила не выдворять её, так как Служба безопасности Украины расследует в отношении неё два уголовных дела по обвинению в «посягательстве на территориальную целостность Украины» и «государственной измене». При этом, по словам Бойко, ещё в 2016 году она обратилась в органы ФМС России за политическим убежищем, однако ей было отказано. После этого, как утверждает журналистка, она «периодически обращалась в различные инстанции за предоставлением убежища», но также получала отказы. Отсутствие патента на осуществление трудовой деятельности в России Бойко объяснила тем, что не стала его оформлять, так как её работа «носила разовый характер». Регистрацию на территории Москвы ей оформляли знакомые из «специализирующихся на этом фирм». Депутат Госдумы от КПРФ Сергей Шаргунов направил запрос в Генеральную прокуратуру с просьбой опротестовать решение суда о депортации Елены Бойко. Шаргунов отметил, что на Украине Бойко «может ожидать расправа» - тем более, что «выдворять её будут по месту изначального жительства», то есть, на западную Украину, во Львов. Елена Бойко (настоящая фамилия – Вищур) приехала в Россию в марте 2016 года для участия в телеэфирах в качестве эксперта. Она неоднократно была гостем политических ток-шоу, где под аплодисменты аудитории критиковала действующие власти Украины, в частности – президента страны Петра Порошенко. До выдворения Бойко оставят в центре временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства при ГУ МВД по Москве. Адвокат журналистки сообщил СМИ, что попытается оспорить это решение. Это дело взяла на контроль омбудсмен Татьяна Москалькова, которая пояснила РИА Новости, что отправлять человека на родину, если ему там грозит опасность, запрещено. Кроме того, члены общественной наблюдательной комиссии собираются посетить Елену в ближайшее время. А глава МИА «Россия Сегодня» Дмитрий Киселев заявил, что готов официально взять Бойко на работу в агентство.

 

Лениздат, 12 декабря; Радио Свобода, 13 декабря      другое

 

ДЕКАБРЬ, 11

Татьяна Соломенникова

«Здесь не хватает Каменских… По наказанию - они должны сидеть в местах лишения свободы», - заявила 11 декабря на заседании Свердловского районного суда Перми потерпевшая, директор местного филиала ЗАО «Издательский дом «Комсомольская правда» Татьяна Соломенникова. С ее допроса началось слушание уголовного дела о поджоге личного автомобиля, сгоревшего под окнами редакции. Перед началом судебного следствия прокурор Юлия Казакова зачитала обвинительное заключение. По версии полиции, у проживающего на Кипре уроженца Перми Александра Каменских возник умысел на уничтожение имущества ранее знакомой Т. Соломенниковой. Он предложил жителю Перми Шамсу Погосяну, с которым состоял в дружеских отношениях, поджечь автомобиль своей бывшей подруги. Узнав от одного из знакомых, что уроженец Гремячинска Иван Кевраликин нуждается в деньгах, Ш. Погосян встретился с ним и пообещал решить вопрос – за уничтожение автомобиля «Мерседес». 29 ноября 2017 года в 11-30 Ш. Погосян на автомашине «Тойота Королла» забрал И. Кевраликина в условленном месте и привез к дому по ул. Островского, 76 «б», в котором находится пермская редакция «Комсомольской правды». Получив от Ш. Погосяна матерчатые перчатки и пластиковую емкость с горючей жидкостью, И. Кевраликин облил капот припаркованного белого «Мерседес-Бенц С 300», чиркнул зажигалкой. Затем вернулся в «Тойоту Короллу» и вместе с соучастником скрылся. Татьяна Соломенникова признала, что проживала с А. Каменских в 2015-2016 годах. После расставания тот пытался наладить отношения. А позднее сообщил ей, что будет уничтожать все, что ей дорого. Его угрозы оправдались. Каменских написал ей: «Ну что? Дубль-2, дубль-3?», - рассказала Т. Соломенникова. После судебного заседания Татьяна Соломенникова ответила ФЗГ, что знала о судимости Александра Каменских – 25 июля 2008 он был признан виновным в нападении на депутата Заксобрания Пермского края от ЛДПР Андрея Аликина. Действия осужденного квалифицированы как умышленное причинение вреда здоровью средней тяжести, совершенное группой лиц. Наказание – 3 года условного лишения свободы с испытательным сроком 2 года. А. Каменских отсидел под стражей три с половиной месяца и был освобожден в зале суда. Расследование о заказчике преступления в отношении Т. Соломенникова выделено в отдельное производство. По словам адвоката Ирины Волковой, речь в полицейском постановлении идет о «неустановленном лице». Находящийся под подпиской о невыезде поджигатель И. Кевраликин полностью признал вину. Освобожденный из ИВС под залог в 200 тыс. рублей предполагаемый подстрекатель и пособник Ш. Погосян отрицает причастность к криминалу. Неустановленный заказчик отсутствует на скамье подсудимых. Очередное заседание назначено на 20 декабря. ФЗГ будет следить за развитием ситуации.

 

Информация Михаила Лобанова (Пермь)                  другое

 

ДЕКАБРЬ, 11, 17

Алексей Навальный

Глава Росгвардии Виктор Золотов подал иск о защите чести, достоинства и деловой репутации к оппозиционеру Алексею Навальному. Он хочет взыскать с него 1 млн. рублей. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на адвоката Золотова Шота Горгадзе. Золотов хочет, чтобы суд признал не соответствующими действительности ряд утверждений блогера, в том числе «о недвижимости и руководстве Росгвардии, которое, по его словам, объедает своих сотрудников». На это Навальный у себя в Twitter ответил: «Очень смешно. Вчера ФСБ подтвердила выводы нашего расследования и назвала контракт Росгвардии на закупку продовольствия «коррупционноемким». Сегодня глава Росгвардии подает на меня в суд. Что же на ФСБ не подал? Ну ок, я все это и в суде скажу». В августе Фонд борьбы с коррупцией (ФБК) Навального опубликовал расследование о том, что продукты в Росгвардию поставляют по завышенным в два-три раза ценам. Из-за этого расследования в середине октября Золотов вызвал Навального на «дуэль» и пообещал сделать из него «отбивную». Оппозиционер принял вызов, но предложил провести «дуэль» в виде дебатов на федеральном канале, на что получил отказ. Позже Навальный потребовал изъять у Золотова дачу, которая ранее находилась в собственности у государства. За день до подачи иска, 10 декабря, стало известно, что ФСБ обнаружила те же самые нарушения в поставках продуктов для Росгвардии, о которых ранее сообщал ФБК. 17 декабря Люблинский суд Москвы оставил без движения иск Виктора Золотова к Алексею Навальному, рассказали в пресс-службе суда. Отмечается, что в иске есть недостатки по форме, содержанию и качеству прилагаемых документов. Рассмотрение дела отложено до 9 января, если к этому времени недостатки не будут устранены, то исковое заявление будет возвращено.

 

Санкт-Петербург.Ру, 11 декабря; Интерфакс, 17 декабря            ИСК

 

ДЕКАБРЬ, 12

Радиостанция «Эхо Москвы в Пскове»

«Псковская лента новостей»

Роскомнадзор усмотрел признаки «оправдания терроризма» в рассуждениях журналиста о теракте в здании ФСБ в Архангельске в эфире радиостанции «Эхо Москвы в Пскове». Об этом сообщает «МБХ медиа». По данным издания, речь идет о программе «Минутка просветления», в которой принимала участие журналист Светлана Прокопьева. Во время эфира она заявила, что государство «само воспитало» поколение граждан, которые борются с ним, приведя в качестве примера теракт в Архангельске. По словам журналистки, это «не что-то личное, это вполне себе политическое действие. Теракт как метод политической борьбы - не зря многие тут же вспомнили народовольцев», - сказала Прокопьева. Роскомнадзор вынес предупреждение не только радиостанции, но и изданию «Псковская лента новостей», которое разместило на своем сайте расшифровку эфира программы. Позднее материал был удалён. Взрыв в приемной ФСБ в Архангельске произошел 31 октября. Бомбу в здание пронёс 17-летний студент местного колледжа Она взорвалась у него в руках. Он погиб, трое сотрудников пострадали. Следственный комитет возбудил дело о теракте.

 

Радио Свобода, 12 декабря                                другое – 2 раза

 

ДЕКАБРЬ, 12

Никита Телиженко

В Кургане активист и оппозиционер Ярослав Лобанов в знак протеста поджег Конституцию РФ в день ее 25-летия на крыльце здания регионального управления ФСБ. Молодого человека задержали вместе с журналистом, который снимал акцию. Уже известно, что на активиста завели дело об административном правонарушении. Акцию 20-летний курганец устроил в половине седьмого вечера. Он взял и поджег одно из изданий высшего нормативного правового акта государства на крыльце здания ведомства. «Обращаюсь к ФСБ: если вы боитесь признаться людям, что Конституции для вас давно не существует, то это сделаю я. Сожгу ее прямо у вас на глазах, чтобы вас каждый раз не тыкали ею, когда обнаруживали бы очередные следы побоев или шокера», — написал Лобанов в Telegram-канале «Ратующий». Сотрудники управления задержали молодого человека. «Затолкнули в здание, ногой ударили», — прокомментировал он в Telegram. Вместе с ним задержали и журналиста Znak.com Никиту Телиженко, который пришел для освещения одиночной акции как представитель СМИ. О ней Лобанов сообщил ему заранее. В отделе полиции № 1 их продержали 4 часа, а потом отпустили. В отношения Ярослава принято решение о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ («Нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования»). Идет расследование. Молодому человеку грозит наложение административного штрафа в размере от 10 тысяч до 20 тысяч рублей или обязательные работы на срок до 40 часов.

 

Вечерние ведомости, 13 декабря                            задержание / отказ в инф

 

ДЕКАБРЬ, 12

Все СМИ

Сенаторы внесли в Госдуму проект закона о запрете на публикацию в СМИ и интернете недостоверной информации, которая создает угрозу жизни граждан или массового нарушения порядка. Об этом говорится на сайте нижней палаты парламента. В одном из документов идет речь о том, что «недостоверные» сообщения необходимо блокировать. По замыслу сенаторов, чтобы бороться с такой информацией, нужно использовать такие же механизмы, как и для борьбы с распространением информации об экстремизме и призывам к участию в незаконных массовых мероприятиях. За ее распространение предлагается штрафовать граждан от одной до пяти тысяч рублей, должностных лиц — от 30 до 50 тысяч рублей, а юридических лиц — от 400 тысяч рублей до 1 млн. рублей. «Принятие предлагаемого законопроекта будет способствовать выполнению СМИ своей основной функции — предоставлению обществу достоверной, полной и объективной информации», — говорится в пояснительной записке к законопроекту. Кроме того, распространение в интернете материалов «в неприличной форме выражающих явное неуважение» к обществу, государству, официальным государственным символам, Конституции и органам государственной власти предлагается приравнять к «мелкому хулиганству». Таким образом, в случае принятия этого законопроекта, будут введены штрафы от 1 тысячи рублей до 5 тысяч рублей или административный арест на 15 суток. В пояснительной записке к этому документу говорится, что Интернет — это «общественное пространство», где должны соблюдаться «правила допустимого поведения, направленные на обеспечение общественного порядка и уважения к обществу и государственным институтам». Напомним, в сентябре депутаты в третьем чтении приняли поправки в ст. 315 УК, вводящие уголовную ответственность за «злостное неисполнение» требования по опровержению ложной информации. Согласно документу, наказание будет применяться в случае, если лицо уже было привлечено к ответственности за отказ прекратить распространение ложной информации или ее опровергать, и так и не исполнило эти требования. Депутаты предложили наказывать за это либо годом лишения свободы, либо тремя месяцами ареста. Среди других возможных наказаний — штраф до 50 тысяч рублей, обязательные работы сроком до 240 часов или исправительные работы до одного года. Кроме того, в Госдуме прошел первое чтение законопроект, обязывающего владельцев социальных сетей удалять недостоверную информацию по требованию государственных органов.

 

Новая газета, 12 декабря                                                другое

 

ДЕКАБРЬ, 12

Татьяна Данилова

Газета «Северянка»

Попытка увольнения главреда даниловской районной газеты «Северянка» Татьяны Даниловой связана с решением властей ввести цензуру в издании, считают политические и общественные деятели ярославского региона, сообщает корреспондент ИА Красная Весна. Желанием администрации Даниловского района (Ярославская область) получить подконтрольное СМИ объяснила Татьяна Данилова в интервью REGNUM попытку своего увольнения. «На сегодняшний день я получила от работодателя довольно скудный выбор: либо подписываю соглашение о расторжении контракта, либо остаюсь во главе МАУ «Редакция газеты «Северянка» — с одним условием: каждый номер издания я должна согласовывать у главы Даниловского района Александра Смирнова», — пояснила Данилова. С подобной точкой зрения ранее выступили и отдельные видные политические и общественные деятели региона. Так, депутат Государственный думы от партии «Справедливая Россия» Анатолий Грешневиков в интервью изданию «ЯрКуб» выразил свое возмущение по поводу того, что ярославские региональные СМИ «превращают в пропагандистский рупор». Что касается попытки увольнения ДаниловойАнатолий Грешневиков заявил, что знает о том, «что Даниловой тоже было предложено посылать газетные полосы перед отправкой в типографию «на сверку». Татьяна Данилова же, по его словам, «отказалась это сделать, сославшись на то, что это противоречит Закону о печати». Версию произошедшего высказала и председатель областного отделения Союза журналистов России Ирина Пухтий в интервью «ЯрКуб». По ее мнению, приказ об увольнении журналиста пришел из областного правительства. В свою очередь председатель наблюдательного совета МАУ «Редакция газета «Северянка» Ирма Бушелашвили, по сообщению REGNUM, направила главе Даниловского района Александру Смирнову протест о недопустимости цензуры СМИ. Напомним, 7 декабря в паблике даниловской районной газеты «Северянка» соцсети «ВКонтакте» была опубликована заметка под названием «Шок года», в которой коллектив издания сообщил, что главного редактора газеты Татьяну Данилову увольняют. В заметке также сообщалось, что причины увольнения коллегам Даниловой неизвестны. «Коллектив «Северянки», региональное отделение Союза журналистов направили главе Даниловского муниципального района Александру Владимировичу Смирнову письма. Ждем ответ», — говорится в сообщении. Далее в тексте заметки приводится письмо председателя отделения Союза журналистов Ирины Пухтий с просьбой к главе района Александру Смирнову объяснить «столь неожиданное решение о расторжении трудового соглашения с главным редактором».

 

ИА Красная весна, 12 декабря                                попытка цензуры / другое

 

ДЕКАБРЬ, 12

Нариман Мемедеминов

Киевский районный суд Симферополя продлил арест блогеру и координатору стримеров правозащитного движения «Крымская солидарность» Нариману Мемедеминову до 18 февраля 2019 года. Об этом сообщается на странице движения в фейсбуке. Мемедеминова обвиняют в публичных призывах к терроризму с помощью интернета (ч. 2 ст. 205.2 УК РФ). Поводом для преследования стал YouTube-канал, в котором активист рассказывал об исламе и деятельности организации «Хизб ут-Тахрир», которая признана в России террористической. Мемедеминов разместил ролики в 2013 и в 2014 годах, а в это время Крым был частью Украины, которая считает легальной деятельность этого объединения. Сторона защиты просила изменить меру пресечения, однако суд решил, что в этом случае Мемедеминов может скрыться от следствия. Сам же обвиняемый заявил, что даже физически не смог бы этого сделать — его украинский паспорт лежит в здании ФСБ, а заграничный давно забрал следователь. Наримана Мемедеминова задержали 22 марта. После этого «Крымская солидарность» опубликовала обращение по поводу случившегося: «Профсоюз работников независимых СМИ Крыма считает арест Наримана Мемедеминова очередной акцией устрашения, направленной на всех гражданских журналистов, работающих в Крыму, а также очередной демонстрацией целенаправленной борьбы правоохранителей со свободой слова на территории полуострова».

 

ОВД-Инфо, 12 декабря                                         задержание

 

ДЕКАБРЬ, 13

Андрей Щукин

Верх-Исетский районный суд Екатеринбурга прекратил дело в отношении журналиста «Мемориал-курьер» Андрея Щукина, которого задержали 9 сентября на акции против пенсионной реформы. Об этом сообщает «Апология протеста». После задержания на акции на Щукина составили протокол по части 5 статьи 20.2 КоАП («Нарушение участником порядка проведения публичного мероприятия»). Адвокат Елена Макарова рассказала «Знаку», что дело закрыли за отсутствием состава правонарушения, так как Щукин смог доказать, что присутствовал на акции как представитель СМИ. «У него было редакционное задание от зарегистрированного СМИ «Мемориал курьер» на репортаж на территории Екатеринбурга в форме просветительского сюжета о реализации статьи 31 Конституции РФ, в которой написано, что граждане имеют право собираться без оружия», — пояснила Макарова. 9 сентября во многих городах страны прошли митинги и шествия против повышения пенсионного возраста. По данным ОВД-Инфо, задержали не менее 1195 человек, больше всего задержанных было в Петербурге — порядка 623. В Екатеринбурге в тот день задержали по меньшей мере 184 человека.

 

ОВД-Инфо, 13 декабря                                           задержание / отказ в инф

 

ДЕКАБРЬ, 15

Все СМИ

В России 15 декабря был отмечен День памяти погибших журналистов. По инициативе Союза журналистов России эта дата отмечается с 1991 года, когда в Югославии погибли корреспондент Центрального телевидения Виктор Ногин и его оператор Геннадий Куренной. С тех пор траурный список непрерывно пополняется. По нашим данным, на сегодняшний день в нем 226 журналистов, погибших и в «горячих точках» - во время боевых действий в Чечне, в Сирии, на востоке Украины, во время событий у телецентра «Останкино» в Москве, в командировке в Центральноафриканской Республике – и в мирных российских городах. Причем последних значительно больше. К сожалению, виновные в смерти журналистов очень редко несут ответственность за свои деяния. Большинство случаев гибели так и остаются не расследованными. А безнаказанность порождает новые преступления.

 

**

 

ДЕКАБРЬ, 16

Телекомпания «НСК 49»

В производстве суда Ленинского района Новосибирска находится дело по иску о защите деловой репутации, предъявленного городской больницей № 25 к телекомпании «НСК 49». Поводом для иска стал сюжет от 28 ноября 2017 года, в котором прозвучали сведения: «Женщина поделилась шокирующей информацией: по ее словам, медицинский персонал настолько запустил ситуацию, что у лежащей больной образовались внушительные пролежни - омертвение мягких тканей. Также пациентке до сих пор не поставили диагноз, поскольку в медучреждении отсутствуют необходимые условия для диагностики». Сочтя эти и ряд других сведений не соответствующими действительности, истец просит суд обязать ответчика опровергнуть их, публично принести извинения и взыскать с телекомпании «НСК 49» компенсацию морального вреда в размере 10 000 000 (десять миллионов) рублей.

 

**                                                                           ИСК

 

ДЕКАБРЬ, 17

Алексей Гаврилов

Решением Петрозаводского мирового суда главный редактор газеты «Нам всё ясно» Алексей Гаврилов приговорён к двум годам ограничения свободы, его признали виновным в совершении вандализма по мотивам политической ненависти. Судебная история тянется уже два года и вынесенное решение состоялось за рамками срока давности по уголовному делу, что стало основанием одновременно с оглашением приговора о наказании и для вынесения решения об освобождении Гаврилова от данного наказания. Однако последний, не соглашаясь с решением судьи, уже заявил, что будет обжаловать его. А. Гаврилов обвинялся в том, что, баллотируясь в 2016 году в парламент Карелии, организовал информационную атаку на конкурентов, расписав стены домов вульгарными надписями, дискредитирующими оппонентов. По версии следствия, он нанял для этого двух молодых людей, которые за вознаграждение нанесли на стены хамские и матерные надписи. Сам Гаврилов отрицает это, доказывая, что его оговаривают. Следствие свои доказательства основывало на показаниях подельников Гаврилова. Никаких других сведений о виновности Гаврилова в судебном заседании приведено не было.

 

Информация Анатолия Цыганкова (Петрозаводск)         длящийся

 

ДЕКАБРЬ, 17

Хаджимурад Камалов

Расследование дела об убийстве Хаджимурада Камалова, застреленного семь лет назад в Махачкале, не продвигается даже после передачи его в Москву, отмечают родственники и коллеги журналиста. ФЗГ сообщал о том, что родные и коллеги Хаджимурада Камалова сумели добиться передачи дела о его убийстве в управление СКР по Северо-Кавказскому федеральному округу, а в марте этого года руководитель Следственного комитета России Александр Бастрыкин, заслушав ход расследования дела, принял решение передать его в центральный аппарат СК России. В апреле 2018 года родные Камалова пожаловались на то, что расследование долго не продвигалось, так как силовики не были заинтересованы в его раскрытии. И сейчас, в годовщину убийства журналиста, родные выступили в СМИ с заявлениями о том, что разочарованы ведением следствия. Брат Хаджимурада Камалова Магди Камалов: «Мы долго добивались передачи дела в Центральный аппарат СКР, но после того как это было сделано, мало что нового появилось у следствия. Более высокой следственной инстанции, чем Следственный комитет России, у нас нет. Но если они так ищут убийц брата, то никаких иллюзий не остается, искать преступников придется, скорее всего, нам – родственникам и друзьям Хаджимурада». Гендиректор компании «Свобода слова», основатель и учредитель газеты «Черновик» Хаджимурад Камалов был убит 15 декабря 2011 года в Махачкале недалеко от офиса редакции. Убийцы выстрелили в журналиста 14 раз. Хаджимурад Камалов комментировал многие проблемные ситуации в регионе - от противостояний религиозных общин до проблем коррупции, вооруженных конфликтов и свободы СМИ. Он заступался за тех, кто подвергался незаконным задержаниям и насилию. В эти декабрьские дни коллеги и родные на страницах «Черновика» тепло вспоминают погибшего и обещают найти заказчиков и исполнителей убийства. «Черновик» вспоминает подозреваемых. Это Мурад Шуайбов, задержанный в декабре 2012 года по подозрению в убийстве Камалова (позднее осужденный за убийство другого журналиста, Малика Ахмедилова). Магомед Хазамов, задержанный в 2015 году, но затем отпущенный под подписку о невыезде и осужденный по обвинению в хранении боеприпасов и наркотиков. Также в связи с делом об убийстве Хаджимурада Камалова в СИЗО Лефортово был допрошен бывший вице-премьер Дагестана Шамиль Исаев, арестованный по делу о крупном мошенничестве при реализации социальных программ в Дагестане. В адрес Шамиля Исаева и раньше звучали обвинения в причастности к убийству неугодных журналистов, в том числе Камалова.

 

Информация Ольги Васильевой (Пятигорск)         длящийся

 

ДЕКАБРЬ, 17

Алексей Шитик

Журналисту, пытавшемуся бороться с китайской экспансией в Томской области, предоставлено политическое убежище в Литве. Томский независимый журналист Алексей Шитик получил политическое убежище в Литве. Он обратился к властям этого государства в апреле 2018 года – после того, как получил анонимное письмо, где было сказано, что «если он не заткнется, то его родным придется его хоронить», а следом за тем достоверный источник сообщил ему, что прокуратура имеет намерения возбудить в отношении него уголовное дело по статье 282 УК РФ – за «разжигание ненависти к китайцам». Алексей Шитик жил в городе Асино Томской области, публиковался в местной газете «Образ жизни», а также выкладывал на youtube ролики, где резко критиковал районную власть и руководство российско-китайской компании «РосКитинвест», строящей в этих местах лесопромышленный кластер, который, по сведениям журналиста и блогера (и он в этом мнении не одинок) причиняет большой ущерб окружающей среде. Рассказывал он и о том, что на предприятии ЛПК не соблюдаются нормы охраны труда. Шитик – член партии «Яблоко», в 2017 году выдвигался от нее в мэры города Асино и набрал более 25 процентов голосов избирателей, что вызвало беспокойство у региональной власти: после этого, по словам Шитика, его без причины семь раз вызывали в полицию. Его публикации и сюжеты затрагивали, в частности, бизнес-интересы депутата областной Думы и членов его семьи, от которого, считает журналист, и могли исходить угрозы, и он решил, не дожидаясь их исполнения, попросить политическое убежище. «У меня не было другого выхода - сказал Алексей Шитик агентству новостей ТВ2 - Долгие месяцы ожидания, наконец, закончились: скоро я начну ходить на курсы по изучению литовского языка и истории для мигрантов. Конечно, планирую и дальше заниматься политической борьбой и вести свой блог в youtube».

 

Информация Георгия Бородянского (Омск)                длящийся

 

ДЕКАБРЬ, 18

Светлана Виданова

После оглашения решения суда о продлении ареста десятерым бывшим сотрудникам ярославских колоний, обвиняемым в пытках, родственница одного из арестованных напала на фотокорреспондента «Новой газеты» Светлану Виданову. Инцидент произошел вечером 18 декабря. Об этом из здания суда сообщил корреспондент «7x7». По данным корреспондента «7x7», Зульфия Гирфанова, двоюродная сестра обвиняемого в пытках Сардора Зиябова, в коридоре Фрунзенского районного суда Ярославля попыталась выкрутить руки Видановой, ударила по фотоаппарату. Судебные приставы попросили всех покинуть здание суда, поскольку время его работы закончилось. Светлана Виданова написала заявление о нападении в Кировском РОВД. Свидетелями инцидента были родственники обвиняемых, супруга правозащитника Руслана Вахапова Юлия и адвокат Ирина Бирюкова. О Зульфии Гирфановой известно, что она работала в ярославском управлении ФСИН. 18 декабря суд продлил арест десяти бывшим сотрудникам ярославских исправительных учреждений, они останутся под стражей до 20 марта. 20 июля «Новая газета» опубликовала видео пыток заключенного Евгения Макарова. В тот же день следователи возбудили уголовное дело о превышении служебных полномочий. По делу обвиняемыми проходят 15 человек. Евгений Макаров вышел на свободу 2 октября 2018 года. Во время расследования подтвердилась информация, что во время заключения он подвергался пыткам водой.

 

7Х7, 18 декабря                                            нападение

 

ДЕКАБРЬ, 18

Ирек Муртазин

«Новая газета»

Андрей Якунин, сын бывшего главы РЖД Владимира Якунина подал в суд иск о защите репутации против «Новой газеты» и её журналиста Ирека Муртазина. Поводом для иска послужила статья «Особо важное убийство», опубликованная в газете в октябре. В ней Муртазин пишет о возможной связи убийства следователя по особо важным делам Евгении Шишкиной и бизнес-интересов Якунина. В частности, газета писала, что следователь могла быть причастна к расследованию дела о возможной коррупции при продаже электронных билетов РЖД, которое возбудили после расследования Фонда борьбы с коррупцией (ФБК). Иск подан в Басманный районный суд Москвы. Андрей Якунин считает, что упоминание его имени в контексте убийства недопустимо, требует признать текст не соответствующим действительности, опубликовать опровержение, принести ему извинения и взыскать по одному миллиону рублей с автора статьи и «Новой газеты». В середине ноября иск против газеты из-за этой же статьи подал Владимир Якунин. Он требовал с издания и журналистов в общей сложности пять миллионов рублей.

 

Радио Свобода, 18 декабря                                                   ИСК

 

ДЕКАБРЬ, 18

Сергей Еремеев

В Дзержинском районном суде Санкт-Петербурга 18 декабря проходило заседание по делу Михаила Цакунова, которого обвиняют в насилии по отношению к полицейскому. Михаила задержали еще в мае на акции «Он нам не царь». На заседании суда хотел приуставать журналист издания ЗАКС.РУ Сергей Еремеев. Но приставы не пропустили его в здание, так как в рюкзаке корреспондента при проверке личных вещей обнаружилась металлическая вилка. Вилкой Сергей планировал воспользоваться по назначению – съесть с ее помощью обед и, конечно, сделать это уже после заседания по делу Цакунова. Однако судебный пристав посчитал, что столовый прибор – это опасный предмет. Журналист пытался решить проблему, вышел из здания суда, выбросил вилку и вернулся к приставам уже без нее. Но это не помогло. Данные Еремеева записали в журнал, где ведется учет тех, кому отказано в посещении. Летом этого года Сергея не пустили в другой суд - Невского района - из-за того, что он был в шортах, а не в брюках.

 

Лениздат, 18 декабря                                              отказ в инф

 

ДЕКАБРЬ, 18

Газета «Семилукский вестник»

Редакция независимой районной газеты «Семилукский вестник» (Воронежская область) обратилась за помощью в Центр защиты прав СМИ после того, как получила в свой адрес два иска о защите деловой репутации и компенсации в размере 2 миллионов рублей от компании «Ника-Петротэк». Интересы ответчиков в суде представляла старший юрист Центра защиты прав СМИ Светлана Кузеванова. 18 декабря Арбитражный суд Воронежской области вынес решение по одному из двух исков о защите деловой репутации от компании ООО «Ника-Петротэк» (является разработчиком и производителем химических реагентов для нефтепромышленности) к учредителю и редакции газеты «Семилукский вестник». В удовлетворении исковых требований было отказано полностью, суд обязал истца также оплатить две проведенные по делу судебные экспертизы. Поводом к первому судебному разбирательству стали шесть публикаций в газете, появившиеся в октябре 2016 - июне 2017 годов. В них описывалось противостояние местных жителей с огнеупорным заводом, принадлежащим компании-истцу, которые жаловались на загрязнение воздуха выбросами с завода и на ухудшение состояния их здоровья. Авторы материалов также утверждали, что, несмотря на протесты местных жителей, компания не спешит соблюдать экологические требования. Судебное разбирательство длилось больше года. За это время было проведено три судебных экспертизы. Первую экспертизу суд поручил провести Елене Топильской – заведующей кафедрой связей с общественностью Воронежского государственного университета. Эксперт сделала выводы о наличии сведений негативного характера в форме утверждения лишь в двух фразах. Остальные сведения, по ее мнению, либо не сообщали о действиях истца, либо являлись выражением мнения авторов публикаций. Неудовлетворенные результатами экспертизы Топильской, истцы ходатайствовали о проведении повторной лингвистической экспертизы, которая в итоге была поручена эксперту воронежской некоммерческой организации «Судебно-экспертный центр» филологу Татьяне Ильиной. В соответствии с выводами эксперта, 6 фраз из публикаций ответчика носили порочащей характер и были выражены в форме утверждения о фактах. В фразах, которые эксперт признала диффамационными, говорилось о том, что семилукцы продолжают борьбу за чистый город, который «затуманен и омрачен» выбросами с завода «Ника-Петротэк». Также сообщалось, что глава районной администрации лоббировала интересы руководства завода. Ответчики были против проведения повторной экспертизы. Они утверждали, что экспертиза Топильской была проведена с соблюдением всех необходимых процедур, а истцы просто пытаются добиться получения иных экспертных выводов по оспариваемым фразам. Позиция ответчиков сводилась к тому, что большинство спорных сведений были выражены в форме мнения, а утверждения о имеющих место выбросах были подтверждены свидетельскими показаниями и различными ответами надзорных органов на жалобы жителей. Требование о компенсации репутационного вреда ответчики также оспаривали как не предусмотренное законом, а наличие вреда, его размер, а также причинно-следственную связь между публикациями и вредом ответчики считали недоказанными. Истец же в качестве доказательства вреда представил письмо от контрагента, отказывающегося от дальнейшего сотрудничества с ним из-за публикаций в газете. «Это было сложное дело. На протяжении года мы пытались убедить суд, что жители небольшого города имеют право через СМИ обсуждать экологическую обстановку в своем городе, рассказывать о своих опасениях за собственное здоровье, за чистоту воздуха, которым они дышат. Именно общественный интерес спорных публикаций помогал нам отстаивать наряду с правом редакции газеты распространять информацию о деятельности компании-истца, критиковать ее, право вести дискуссию по такому важному вопросу как право жителей города на благополучную окружающую среду» - комментирует дело юрист Светлана Кузеванова.

 

Центр защиты прав СМИ, 19 декабря                         ИСК – 2 раза

 

ДЕКАБРЬ, 18

Жалауди Гериев

Наурский районный суд 18 декабря отказал в условно-досрочном освобождении корреспондента «Кавказского узла» Жалауди Гериева, осужденного по делу о хранении наркотиков (ч. 2 ст. 228 УК РФ). На сайте издания говорится, что суд причину отказа не объяснил. Гериева приговорили к трем года колонии в сентябре 2016 года. По версии обвинения, в апреле 2016 года он поехал на окраину села Курчалой, чтобы употребить марихуану, где и был задержан. Правозащитники полагают, что истинная причина преследования Гериева — его журналистская деятельность. На прошедшее заседание об УДО не пустили корреспондента «Кавказского узла», который приехал освещать процесс. Суд согласился с доводами представительницы ФСИН: она просила суд отказать в удовлетворении ходатайства и заявила, что администрация колонии считает нецелесообразным освободить Гериева. Прокурор также поддержал эту позицию. Адвокат осужденного Алауди Мусаев считает, что основанием для отказа стали не доводы представителей УФСИН и прокуратуры, и у решения судьи есть другие причины, которые, по словам адвоката, он пока не может раскрывать. Он также отметил, что у Жалауди в колонии нет действующих взысканий, есть три поощрения. Также его подзащитный окончил профессиональное училище при колонии. «При этом основанием для отказа в рекомендации об УДО они назвали то, что Жалауди Гериев не признался в содеянном и не раскаялся. Но назвать суду норму права, где было бы прописано это основание, ни представитель УФСИН, ни прокурор не смогли. Такой нормы просто нет», — приводит «Кавказский узел» комментарий Алауди Мусаева. «Признаться в том, чего он не совершал, мой подзащитный не может. Он настаивает на том, что преступление совершил не он. Гериев и сейчас настаивает на том, что наркотики ему были подброшены, и он обращался с заявлением о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности. Сейчас по его заявлению доследственная проверка еще не завершена», — добавил адвокат. До окончания срока содержания журналиста в колонии осталось четыре месяца. В сентябре Наурский районный суд принял решение об условно-досрочном освобождении Гериева. Вскоре прокурор республики обжаловал это решения, и 8 ноября Верховный суд Чечни удовлетворил апелляцию, отменив УДО Гериева. На заседаниях 2016 года защита указывала на несколько серьезных противоречий в обвинении: Гериев якобы собрал марихуану в августе, хотя созревает она в октябре; якобы журналист с большим пакетом в апреле 2016 года отправился в село для употребления наркотика, но при этом не было найдено никаких приспособлений для его приготовления; и, в конце концов, за день до предполагаемого употребления наркотиков Гериев приобрел билет на самолет и в день задержания должен был уже направляться в аэропорт.  «Мемориал» признал Жалауди Гериева политзаключенным.

 

ОВД-Инфо, 20 декабря                                          длящийся / отказ в инф

 

ДЕКАБРЬ, 18

Вадим Рогожин

Расследование уголовного дела об организации заказного убийства известного саратовского журналиста Вадима Рогожина, выжившего после покушения на него в 2009 году, возобновлено. Информацию об этом в телефонной беседе с корреспондентом ИА «Свободные новости» подтвердил сам пострадавший. По словам Рогожина, ставшего недавно депутатом Саратовской областной думы от «Единой России», он действительно встречался со следователем, но о подробностях допроса и о ходе расследования уголовного дела рассказывать отказался, сославшись на подписку о неразглашении. «Следственные действия по уголовному делу о розыске заказчика покушения на меня возобновлены. Это дело было выделено в отдельное производство в феврале 2010 года, после того как правоохранители поймали и осудили исполнителей нападения на меня. По факту сразу после возбуждения дела никакие работы не велись, и оно было приостановлено спустя год. Теперь оно возобновлено», - отметил Вадим Рогожин. Он предполагает, что сейчас расследование дела будет продвигаться в более серьезном темпе и с «более глубоким» восприятием.

 

ИА Свободные новости, 18 декабря                              длящийся

 

ДЕКАБРЬ, 18

Сергей Вилков

Полиция возобновила поиск заказчика покушения на саратовского журналиста Сергея Вилкова. Об этом сообщил Вадим Рогожин – уголовное дело о нападении на него также возобновлено. «Насколько я знаю, по покушению на Вилкова тоже возобновлено расследование уголовного дела, - заявил В. Рогожин. – Пока говорить рано, потому что это разные дела. Объединить их могут в случае, если хотя бы подозреваемым станет одно лицо. Кто это лицо? Мы пока не беремся его называть». Свои соображения по поводу возобновления и возможного объединения в одно производство дел о нападении на него и Вадима Рогожина на своей странице в Facebook разместил журналист Сергей Вилков. По его словам, его также вызвали к следователям. «Для саратовской околополитической тусовки эта версия далеко не нова, и я сам к ней всегда склонялся. Более того, она неоднократно звучала на моем суде, как, полагаю, и фамилия вероятного заказчика», - пишет Вилков. Напомним, нападение на Вилкова было совершено в День печати, 13 января 2015 года. В одном из нападавших Вилков узнал преподавателя клуба «Патриот», который был организован на базе ФСИН при поддержке фонда «Православие и современность», возглавляемого депутатом облдумы Сергеем Курихиным. Вилков также являлся обвиняемым по уголовному делу о клевете на депутата Курихина, но был оправдан судом.

 

ИА Свободные новости, 18 декабря                              длящийся

 

ДЕКАБРЬ, 19

Павел Никулин

Советский районный суд Нижнего Новгорода оштрафовал на тысячу рублей главного редактора Moloko plus Павла Никулина по статье о неповиновении полиции (ст. 19.3 КоАП). Его задержали во время презентации альманаха, которую сорвала полиция. Об этом пишет «Медиазона» со ссылкой на самого Никулина. Суд повторно рассмотрел административное дело. Сначала журналиста арестовали на двое суток, но суд отменил это решение. Адвокат Алексей Матасов заявил, что решение по статье 19.3 КоАП суд может принимать только в присутствии человека, на которого составляли протокол. Так как ни Никулина, ни Матасова не было на заседании, решение будет обжаловано, заявил адвокат. 16 сентября полиция пришла на презентацию альманаха в Нижнем Новгороде, задержала троих журналистов и двоих посетителей мероприятия.

 

ОВД-Инфо, 19 декабря                                               длящийся

 

ДЕКАБРЬ, 20

Съемочная группа телекомпании «Эфир»

В Казани работники фирмы «Газ контроль» незаконно задержали съемочную группу телекомпании «Эфир». Корреспондент и оператор приехали на съемки сюжета: обратившаяся в телекомпанию за помощью пожилая женщина хотела вернуть газовый анализатор в фирму, которая его продала. Прибыв в офис продаж, сотрудники телекомпании столкнулись с агрессией со стороны представителей фирмы. Съемочную группу без объяснения причин заперли. «Как только наша съемочная группа зашла в офис, журналисты сразу представились и объяснили, с какой целью они приехали. Буквально тут же, без объяснения причин, помещение было заблокировано изнутри работниками этой фирмы. Мы давно не сталкивались с настолько грубыми попытками воспрепятствовать работе СМИ. Значит, им есть что скрывать, - пересказывает хронологию событий шеф-редактор телекомпании «Эфир» Дмитрий Аверкиев. - Сначала полицию вызвали сотрудники этой компании, затем был звонок в полицию с нашей стороны, поскольку мы расценили происходящее как незаконное задержание и препятствование журналистской деятельности». По словам Дмитрия Аверкиева, сотрудники правоохранительных органов опросили всех участников действа, а также приняли заявление телевизионщиков о привлечении работников «Газ контроля» к уголовной ответственности.

 

                                                                                            задержание/отказ в инф

 

Татарстан-24, 20 декабря; Реальное время, 21 декабря   

 

ДЕКАБРЬ, 20

Роман Доброхотов

Главного редактора The Insider Романа Доброхотова не пустили на пресс-конференцию Владимира Путина. За полтора часа до начала мероприятия Доброхотов написал в твиттере, что его не пускает ФСО. «Окончательно сказали, что на прессуху не допустят (зачем тогда аккредитовали - неясно). Что ж, быть единственным журналистом, которому не позволено приходить на пресс-конференцию Путина - это почетно, я считаю. Кстати, сегодня поздравим Путина с днем чекиста новым расследованием», - сообщил Доброхотов. Организаторы пресс-конференции рассказали, что Доброхотова не пустили по рекомендации правоохранительных органов. В чем была конкретная причина не допуска, не уточняется. Ранее пресс-секретарь президента Дмитрий Песков утверждал, что на конференцию допустили 99,9% желающих. По словам Пескова, не пустили «людей с определенными заболеваниями и судимостью». В январе 2018 года Доброхотова уже не пускали на Гайдаровский форум по требованию ФСО, которая, по мнению журналиста, включила его в «черный список».

 

Медуза, 20 декабря                                                   отказ в инф – 2 раза

 

ДЕКАБРЬ, 20

«Новая газета»

Телеканал «Дождь»

«Росбалт»

Fonar TV

Агентство федеральных расследований

Депутат Государственной думы России Андрей Скоч подал иск к «Новой газете», «Дождю», «Росбалту», Fonar TV и Агентству федеральных расследований из-за материалов о его причастности к делу Шакро Молодого. Парламентарий требует опровергнуть информацию о том, что он причастен к коррупционным схемам, сообщает «Дождь». Скоч имеет претензии к расследованию «Четвертая силовая», опубликованному «Новой газетой». В нём говорилось о том, что депутат якобы передал следователям миллион рублей за то, чтобы те освободили Шакро Молодого и его соратника Андрея Кочуйкова. Позже эту информацию телеканал «Дождь» использовал в описании к интервью с парламентарием.

 

Радио Свобода, 20 декабря                                      ИСК

 

ДЕКАБРЬ, 20

Артем Кудинов

ИД «Регион»

Телеканал «Катунь 24»

Судья Людмила Аникина решила назначить лингвистическую экспертизу в рамках рассмотрения иска Алтайского крайкома КПРФ к ИД «Регион», краевому телеканалу «Катунь 24», финансируемым из бюджета, и лично журналисту Артему Кудинову. Экспертам предстоит выяснить, действительно ли Кудинов допустил в эфире высказывания, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию алтайских коммунистов. О решении сообщается на сайте Центрального райсуда Барнаула. Программа, ставшая причиной иска, вышла еще в мае. В ней Артем Кудинов в привычной манере острослова рассуждал о ситуации во фракции КПРФ в АКЗС. В сюжете он вспомнил и другие скандалы с участием коммунистов, напомнив, что их фракция в Заксобрании состоит всего из восьми депутатов. «Не реальная работа на благо избирателей, а сплошное выяснение отношений. Вот только реальных дел у фракции КПРФ что-то не заметно. А, как известно, чем меньше дырка — тем сильнее из нее дует», — примерно на такой риторике построен материал. В итоге в августе крайком КПРФ как юридическое лицо направил судебный иск о защите чести и деловой репутации, 20 декабря было принято решение о назначении лингвистической экспертизы. Ответчик может обжаловать его в течение 15 дней. Добавим также, что изначально коммунисты не говорили о том, чего хотят добиться от телеканала и издательского дома. Сейчас в пресс-службе крайкома пояснили ИА «Банкфакс», что в заявленных требованиях — опровержение прозвучавших в сюжете сведений, которое должно быть транслировано не менее пяти раз. При этом от попытки взыскать моральную компенсацию даже в символическом размере было решено отказаться.

 

Банкфакс, 21 декабря                                                     ИСК

 

ДЕКАБРЬ, 21

Телеканал BBC World News

Роскомнадзор объявил о проверке в отношении телеканала BBC World News. Об этом говорится на сайте ведомства. Причиной для проверки стала ситуация, связанная с решением британского регулятора Ofcom о нарушении каналом RT правил вещания, пояснили в Роскомнадзоре. Под проверку попадут также ресурсы канала в интернете. Речь идет о проверке «на предмет соответствия выпускаемых материалов российскому законодательству», подчеркнули в ведомстве. В свою очередь, представитель Би-би-си заявил РБК, что корпорация, предоставляя аудитории независимую информацию, соблюдает российское законодательство, как и во всех остальных странах. В Кремле, говоря о решении Роскомнадзора, отметили, что во многих ведомствах в Москве накопились вопросы к работе Би-би-си. Они, в частности, касаются освещения событий в России и Сирии в «запрограмированном и ангажированном» виде.

 

РБК, 21 декабря                                                       другое

 

ДЕКАБРЬ, 21

Съемочная группа телекомпании «Прима»

Хакасский следственный Комитет отказался возбуждать уголовное дело о нападении на съёмочную группу красноярской телекомпании «Прима ТВ» на митинге КПРФ 7 ноября и уничтожении видеокамеры оператора Эдуарда Канзычакова. Следователь назначил экспертизу повреждений, причинённых камере, некоему только ему известному «экспертному учреждению», которое и насчитал ущерб на «4-5 тысяч рублей». Следователь и пришёл к выводу о том, что ущерб от нападения Богдана Павленко на журналистов и уничтожения видеокамеры незначительный.

 

Информация Михаила Афанасьева (Абакан)           длящийся

 

ДЕКАБРЬ, 21

Газета «Спорт День за Днем»

Заканчивается 2018-й год и заканчивается выпуск бумажной версии петербургской спортивной газеты «Спорт День за Днем». 28 декабря выйдет последний печатный номер. Дальше только сайт. Об переменах в издании «Лениздату» рассказал главный редактор газеты Иван Жидков.

 

Лениздат, 21 декабря                     прекращение выхода СМИ

 

ДЕКАБРЬ, 21

«Курчатов ТВ»

По многолетней традиции, 21 декабря, накануне Дня энергетика, руководство Курской АЭС подводит итоги уходящего года. Обычно это мероприятие проходило в форме пресс-конференции в областном Доме журналиста, куда мог прийти представитель любого СМИ и задать свои вопросы, но в 2018-м всё изменилось. Руководство предприятия решило перенести место проведения встречи с прессой на территорию своего режимного объекта, где введён пропускной режим. В результате на пресс-конференцию смогли попасть лишь избранные СМИ, у многих из которых с Курской АЭС заключены многомиллионные информационные договоры. Кстати, во многих городах-спутниках АЭС, информационные центры атомных станций являются априори открытыми для населения. Но не в Курчатове. Здесь всё строго. Журналисты «Курчатов ТВ» предприняли все усилия, чтобы попасть на пресс-конференцию по итогам деятельности градообразующего предприятия в 2018 году. Однако представители Центра общественной информации (ЦОИ) всячески избегали общения. Так, в телефонном разговоре пояснили, что никакой пресс-конференции не будет, а запланирована лишь церемония награждения участников клуба «Чистая энергия. На проходной, которую охраняют вооруженные люди, журналистам пояснили, что руководством дано указание пропускать только тех, кто находится в списках Центра общественной информации.

 

Курск ТВ, 22 декабря                                                     отказ в инф

 

ДЕКАБРЬ, 23

Кирилл Рубанков

Свердловский районный суд Костромы отменил штраф в 4 тысячи рублей для главного редактора издания Kostroma.today Кирилла Рубанкова. Об этом журналист написал у себя в фейсбуке. Летом 2018 года Kostroma.today выпустило материал, в котором рассказывалось о задержании последователей Свидетелей Иеговы. Через неделю в редакцию пришло письмо от Роскомнадзора, в котором было сказано, что своей публикацией издание нарушило закон. Оно якобы не указало, что «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России» признан экстремистской организацией на территории РФ. Рубанков утверждает, что указание об этом было размещено в материале. Претензия Роскомнадзора была связана с тем, что непосредственно в тексте указания о признании организации экстремистской действительно не было — но оно было в титрах к видеоролику, который также был использован в публикации. Юридическую помощь Рубанкову в оспаривании решения о штрафе оказывал Центр защиты прав СМИ. В августе 2018 года мировой суд оштрафовал Рубанкова за эту публикацию на 4 тысячи рублей за распространение информации об организации, включенной в перечень экстремистских, без указания на то, что ее деятельность запрещена (ч. 2 ст. 13.15 КоАП). Своим решением Свердловский районный суд признал, что в мировом суде не были учтены существенные обстоятельства дела, и отменил его решение. В связи с истечением срока давности административное дело было прекращено.

 

ОВД-Инфо, 21 декабря                                           другое

 

ДЕКАБРЬ, 24

СМИ Брянской области

ООО «Клинцы-ТВ» заключено три контракта с Клинцовской городской администрацией (Брянская область) на общую сумму 2 855 622,18 рублей. Для СМИ интернет изданий не проведено не одной госзакупки, за всю историю Клинцовской горадминистрации. Закупочная документация заточена под ООО «Клинцы-ТВ».

 

Телеграм-канал 338, 24 декабря                           другое

 

ДЕКАБРЬ, 24

Все СМИ

Любителям почитать свежую прессу во многих регионах приходится нелегко: киосков Роспечати и частных распространителей в 2018 году стало ещё меньше. Единственный газетный киоск в посёлке Эсто-Садок на знаменитом горонолыжном курорте Красная Поляна стоит в двух шагах от местной школы. Поэтому он и жив до сих пор: пока мы беседовали с интеллигентной киоскёршей, за новыми тетрадками забежали несколько школьников, а одна мамаша не пожалела денег на покупку самого лучшего альбома для рисования. Газеты и журналы сюда давно уже привозят согласно точному списку покупателей с названием издания и ФИО его читателя. Лишний экземпляр как лишний рот - списаний эта бедная торговая точка просто не вынесет. Частная, между прочим, точка - ни одного киоска Роспечати мне не удалось обнаружить в Адлерском районе ни в горах (даже в суперпопулярном Розе Хуторе), ни на море. В культовом для отдыхающих Курортном городке в Адлере в разгар бархатного сезона 2018 в торговых павильонах было всё, что душе угодно, кроме газет и журналов. Единственный киоск с прессой мне удалось найти в центре Адлера и только после визита в районную администрацию, где подсказали адресочек. Киоск этот держит ООО «ОДС», дислоцированное в Сочи. Разговаривать с журналистом руководство этой фирмы не захотело. И в сочинском отделении Роспечати тоже ждала неудача: единственная сотрудница на вопросы отвечать не стала, заявив, что их офис переезжает из центра куда-то «на кудыкину гору» ввиду нехватки средств на аренду помещения. Стоит ли после этого удивляться жалобам курортников - любителей почитать на пляже газету или журнальчик - на долгие поиски места, где их продают. И уж совсем не удивительно «почетное» 53 место, которое занимает Краснодарский край в рейтинге обеспеченности киосками прессы среди 85 субъектов Российской Федерации: менее одного киоска на 10 тыс. населения (это ещё не считая курортников). Правда, Московская область занимает следующую, 54 строчку, в этом антирейтинге - 0,87 киоска на 10 тыс. населения. Ростовская область стоит на 36 месте - 1,19 киоска на то же количество жителей. Возглавляет же таблицу Калининградская область с показателем 2,71. Немного отстали от лидера Республика Алтай - 2,52 и Республика Бурятия - 2,06. Полностью ознакомиться с результатами рейтинга, составленного Ассоциацией распространителей печатной продукции, можно на её сайте http://www.arpp.ru/2009-01-28-14-46-37/286722-rejting-sub-ektov-rf-po-obespechennosti-kioskami-pressy-2018.html . Чем объяснить столь печальную картину? На последней пресс-конференции Владимир Путин назвал, видимо, главную, по его мнению, причину - коммерциализацию СМИ. Президент дал средствам массовой информации совет, как снова завоевать доверие миллионов людей: надо писать правду! Отличный совет, особенно для присутствовавших в зале журналистов-практиков, каждый из которых может сам его оценить в зависимости от своего профессионального опыта. Многие работают в СМИ, которые в открытую получают за пиар власти бюджетные деньги. Так что и вопросы продаж их не очень волнуют: они не с читательских рублей (и, соответственно, интересного для людей, актуального и правдивого контента) живут... А ведь ещё несколько лет назад президент Путин заявлял, что все СМИ, в том числе и независимые, должны получать бюджетную поддержку. Получается, что с тех пор даже риторика властей изменилась? Что же касается реальных действий, то тут всё ещё печальней: миллиарды субсидий текут в нефтяную отрасль, а медийной сфере если и достанется кусочек пирога, то только за ту «правду», которая устраивает распорядителей бюджета. Кстати, Москва занимает восьмую строчку в рейтинге распространителей СМИ с 1,61 киоска на 10 тыс. человек, Санкт-Петербург - одиннадцатую строчку, опередив на две сотых Республику Крым (1,57 киоска против 1,55) и на целых семь сотых - Рязанскую область.

 

Информация Анны Лебедевой (Ростов-на-Дону)  другое / отказ в инф

 

ДЕКАБРЬ, 24

СМИ Биробиджана

Наиболее бурное обсуждение на очередном заседании Законодательного Собрания ЕАО вызвал вопрос о поправках в закон «О статусе депутата Законодательного Собрания ЕАО». Депутат от партии «Справедливая Россия» Владимир Дудин, инициировавший эти поправки, объяснил: они вносятся для того, чтобы все фракции имели равный доступ, в том числе, и к средствам массовой информации и могли свободно высказывать там свое мнение. Он имел в виду газету и интернет-сайт, которые выпускает пресс-служба ЗС ЕАО. «Сегодня все сидящие в этом ряду люди (оппозиция) не могут ими воспользоваться. Хотя пресс-служба должна ходить за мной и спрашивать: «Владимир Николаевич, что там было принято?». А не публиковать ту ахинею, которую она сейчас публикует. Я считаю, что надо эту норму менять и позволить подключиться всем тем людям, которые сегодня выпали из обоймы», - говорит В. Дудин. Коллегу поддержали товарищи по партии: в ведомственных СМИ идет явный перекос в сторону «Единой России». А остальные парламентские фракции как будто и не существуют. Все их заявления, предложения, выступления никак не обнародуются. Кроме того, при распределении ответственных постов в Законодательном Собрании оппозиция остается за бортом. «Даже в Государственной Думе нет такого! Там обязательно прислушиваются к мнению всех парламентских партий», - возмущались оппозиционеры. Тем не менее, инициативу парламентского меньшинства благополучно отклонили. За предложенные поправки проголосовали 5 депутатов от оппозиции, остальные 10 депутатов от «Единой России» воздержались. Информация об этом заседании была размещена на сайте Собрания, и, действительно, в ней об инициативе депутата «справедливоросса» и итогах голосования – не было ни слова.

 

Информация Ольги Васильевой (Пятигорск)                   другое

 

ДЕКАБРЬ, 24

СМИ Екатеринбурга

В екатеринбургских СМИ в преддверии Нового года развернулась активная борьба за главное «лакомство» - деньги из городского бюджета на освещение деятельности городских чиновников. Как в печатных изданиях, так и на телевидении. Одной из неожиданностей стало участие в тендере на право публикации принимаемых администрацией и думой Екатеринбурга правовых актов незарегистрированной (!) газеты «Екатеринбургская неделя». По мнению ряда экспертов, к изданию газеты имеют отношение аффилированные с руководством мэрии лица. Ожидается, что они завершат процесс регистрации газеты в ближайшее время, ведь на кону стоит сумма в 58,9 млн. рублей. Впрочем, новый вице-мэр по идеологии Анатолий Гагарин заявил, что это не единственное поступившее к нему предложение от представителей газетного рынка, намеревающихся принять участие в тендере. В числе других претендентов, например, малоизвестные «Утренний Екатеринбург» и «Екатеринбургский курьер». На эти миллионы по традиции претендует и газета «Вечерний Екатеринбург», которой ранее всегда доставалась победа в праве на публикацию нормативных актов городской власти. Вот только это «сотрудничество» привело к фактической ликвидации творческого коллектива выходившей стотысячными тиражами «Вечерки». Сегодня в газете, кроме постановлений, публикуется от силы несколько информаций, так что деньги, возможно, пойдут на содержание горе-руководителей этого некогда сверхпопулярного СМИ. Судьба бюджетных денег важна и для другого старого партнера городских чиновников – телеканала «41 Домашний». Он привычно ведет борьбу в конкурсе за выпуск еженедельной программы с участием представителей городской администрации, гордумы, избиркома, а также главы уральской столицы Александра Высокинского. Согласно выложенным на портале госзакупок документам, на эти цели из городского бюджета выделят 4,5 миллиона рублей. А тем временем стало известно, что на этом самом «41 канале» до новогодних праздников избавятся от 33 сотрудников. О предстоящих сокращениях им было объявлено 19 декабря. По словам одного из работников телеканала, руководство заявило о том, что этих сотрудников им попросту нечем было бы занять в предстоящем году. Кроме того, руководство посетовало и на недостаток финансирования, который не позволил бы в 2019 году платить всем увольняемым сотрудникам достойные зарплаты. «Политики в этом вопросе нет - только экономика. Канал будет работать в усеченном варианте - мы сокращаем только 30% персонала. Все ключевые сотрудники остаются. И еще больше остается неключевых», - сообщил информагентству «URA.RU» гендиректор телеканала «41-Домашний» Владимир Злоказов.

 

Информация Владимира Голубева (Екатеринбург)                    другое

 

ДЕКАБРЬ, 24

Анна Чуракова

Расторгнут трудовой договор с главным редактором муниципальной газеты «Сахалинский нефтяник» (город Оха, Сахалинская область) Анной Чураковой. Приказ подписала начальник КУМС Елена Бархатова. Как рассказала ИА Sakh.com Анна Чуракова, у них с мэром Охинского района Сергеем Гусевым с момента избрания начались конфликты. Она считает, это происходило потому, что газета, несмотря на то, что содержится администрацией, позволяла себе освещать проблемы жизни простых людей. Гусев реагировал на это болезненно. Главред «Нефтяника» не раз стояла на пороге увольнения. И сегодня, говорит она, ее выгоняют с применением пункта, который можно использовать только после решения аттестационной комиссии, которая по ее вопросу не заседала. Есть и официальная версия: газета не опубликовала около 250 официальных документов. «Администрация не заплатила изданию около 4 миллионов рублей на эти цели, - рассказала Анна Чуракова ИА Sakh.com. - Я неоднократно поднимала этот вопрос в мэрии, но мои аргументы не приняли во внимание. Однако сегодня некоторые граждане подали в суд на администрацию из-за неопубликования нескольких нормативных актов. В суд собралась и прокуратура. При этом контракт, который будет разыгрываться, может быть подписан только 22 января. Я не пошла на нарушение, и меня уволили». Место редактора займет бывший фотокорреспондент «Сахалинского нефтяника». Мэр Сергей Гусев не ответил на вопрос Sakh.com, за что он уволил главреда газеты.

 

Информация Ольги Васильевой (Пятигорск)          увольнение

 

ДЕКАБРЬ, 24

Газета «Волхонка»

«Радио Ногинска»

Студия телевидения Ногинска

В Ногинске (Московская область) с 1 января 2019 года закрывают одну из двух газет – «Волхонку», созданную 28 лет назад ещё при СССР, передовую, перестроечную, оппозиционную, смелую. При ней работал большой отряд внештатных корреспондентов, я одна из них с 1995 года. Работала (на общественных началах) школа юного журналиста, слушатели которой потом поступали на факультеты журналистики МГУ, ВШЭ. Газета рассказывала о местных событиях; возможно, они выглядели незначительными по сравнению с государственными, но это была наша повседневная жизнь. Когда надо было переименовать Ногинский район или решить судьбу городского трамвая, провели референдум. Почему сейчас не спросили людей? Зачем осенью провели подписку на 2019 год? Это говорит о спонтанности, внезапности решения, спущенного от губернатора, а наш, недавно утверждённый глава, не посмел возразить. Вместе с газетой ликвидируют «Радио Ногинска» и студию телевидения, оставляя 10 минут в сутки на канале «Подмосковье 360».

 

Информация Нэлли Маргулис                прекращение выхода СМИ – 3 раза

 

ДЕКАБРЬ, 24

Мария Кожевина

В столичном метро попрошайки совершили нападение на корреспондента телеканала Москва 24 Марию Кожевину. Нападающие пытались доказать девушке, что она не имеет права снимать их. Женщина с маленьким ребенком просила милостыню в вагоне поезда. Журналистка начала производить видеозапись, поскольку в незаконную деятельность был привлечен несовершеннолетний. Молящая о помощи женщина увидела, что ее снимают и начала кричать, что никто не в праве этого делать. Когда корреспондент вышла из поезда, попрошайка с ребенком позвала подмогу. Им удалось догнать сотрудницу телеканала между станциями. По словам девушки, на нее напали две дамы, одна из них начала хватать ее за волосы. «Потом подошел мужчина, он этот конфликт предотвратил. Больше я их не видела», - цитирует корреспондента Москва 24.

 

Вечерняя Москва, 24 декабря                                  нападение / отказ в инф

 

ДЕКАБРЬ, 24                                         

Федеральное агентство новостей

Октябрьский райсуд Санкт-Петербурга поздно вечером вынес решение о продление ареста фигурантам дела о попытке поджога в ночь на 9 ноября редакции агентства новостей ФАН. Журналистам Аркадию Орлову и Вадиму Лифшицу, которых следствие считает организаторами преступления, а также водителю и исполнителю поджога, суд продлил арест до 8 марта. Об этом сообщает «Коммерсантъ». Следователь заранее вышел в суд с ходатайством о продлении меры пресечения, так как первоначальный срок содержания в СИЗО истекал в новогодние праздники. Все четверо обвиняются в «хулиганстве, совершенном группой лиц по предварительному сговору». Максимальное наказание за это правонарушение – до семи лет лишения свободы. Вадим Лифшиц своей вины не отрицает. Атаку на информагентство он объяснил «резко критическим отношением к «Фабрике троллей», которая, по его мнению, «тесно взаимодействует с ФАН». Адвокаты обвиняемых просили смягчить им условия содержания и перевести под домашний арест. Однако суд встал на сторону следствия, которое настаивало, что фигуранты могут скрыться, а кроме того, не установлен пятый возможный участник нападения. Также следователь отметил, что до сих пор проверяется, не причастны ли обвиняемые и к другому преступлению – попытке поджога 10 ноября петербургской редакции НТВ.

 

Лениздат, 26 декабря                                   длящийся

 

ДЕКАБРЬ, 25

«Медиазона»

Роскомнадзор потребовал от «Медиазоны» отредактировать текст про пытки в нижнекамском отделе полиции, посчитав описание самоубийства в нем слишком подробным. В противном случае издание могло быть заблокировано. Ведомству, в частности, не понравилась фотография из материалов дела, где следователь указывает «вероятное место прыжка погибшего». В тексте, опубликованном 13 декабря, рассказывается об уголовном деле против шестерых полицейских, которых обвиняют в пытках 22-летнего Ильназа Пиркина и еще троих человек. Пиркина задержали в октябре 2017 года, от него требовали признаться в кражах из 47 машин - полицейские избивали его, вывозили в лес и душили противогазом. На следующий день после задержания Пиркин записал видеообращение, где рассказал о случившемся, и совершил самоубийство. По требованию Роскомнадзора в тексте отцензурированы два фрагмента, которые ведомство сочло «информацией о способе совершения самоубийства». Также удалена фотография, в которой Роскомнадзор усмотрел «размещение в текстовой и графической форме информации о совокупности необходимых для самоубийства условий».

 

Медиазона, 25 декабря                                             цензура

 

ДЕКАБРЬ, 25

Газета «Вечерняя Казань»

В Казани закрывается газета «Вечерняя Казань». Она просуществовала ровно 40 лет. Первый номер вышел 1 января 1979 года. С 1 января 2019-го издание перестает существовать. «Может кто еще не в курсе, но редакция газеты «Вечерняя Казань» с 1 января 2019 года прекращает работу. Всем коллективом. Нет. Мы ничего не знали заранее. Да. Нам сказали об этом в 10.30 сегодня, 25 декабря. Причины – финансовые», - написала одна из сотрудниц газеты Татьяна Янькова в Facebook. Всем сотрудникам в новом 2019 году придется искать себе новую работу.

 

Лениздат, 25 декабря                         прекращение выхода СМИ

 

ДЕКАБРЬ, 25

Сергей Вилков

Профсоюз журналистов сообщает о новом витке дела против саратовского журналиста Сергея Вилкова. В начале 2015 года он выложил в соцсети документы про криминальное прошлое некоего Сергея Курихина. А вслед за этим вышла статья на ту же тему в издании «Общественное мнение». Местный саратовский депутат Сергей Курихин счел, что и документы, и публикация про него ложны и обвинил журналиста в клевете. По этому делу уже состоялось несколько судов. Дважды Вилков был оправдан, а в этом году суд даже постановил выплатить ему компенсацию 150 тысяч рублей за незаконное уголовное преследование. Но вторая сторона процесса настаивает на пересмотре дела. И вот на днях стало известно, что разбирательство может пойти на третий круг. «Саратовский областной суд принял кассацию Курихина с просьбой отменить мой оправдательный приговор. Как я понимаю, это уже более 50 процентов вероятности, что он будет отменён, а дело направлено на третье по счету рассмотрение», - написал в Facebook журналист.

 

Лениздат, 25 декабря                                             длящийся

 

ДЕКАБРЬ, 26

Александр Валов

Суд в Сочи приговорил главного редактора сайта «БлогСочи» журналиста Александра Валова к шести годам в колонии общего режима, сообщает издание «Свободные Медиа». Также по решению суда Валов должен выплатить штраф 700 тысяч рублей, сообщил активист Евгений Витишко, присутствовавший на оглашении приговора. Александра Валова обвиняли в вымогательстве денег у депутата Госдумы Юрия Напсо. По версии следствия, в июне 2016 года журналист потребовал, чтобы парламентарий заплатил ему 300 тысяч рублей сразу и выплачивал по 15-20 тысяч рублей ежемесячно за то, что Валов не станет публиковать негативные тексты о нем. Александр Валов был задержан 19 января 2018 года в Сочи. Из материалов дела стало известно, что ФСБ прослушивала его телефон, начиная с 2016 года, поскольку он оппозиционер.

 

Медуза, 26 декабря                                               длящийся

 

ДЕКАБРЬ, 26

«Би-би-си»

Список сотрудников «Би-би-си», работающих в России, был опубликован 26 декабря на сайтах «Пикабу», «Сегодня», а также в паблике «За Матушку - Россию!». Накануне публикации в МИД России говорили, что готовят ответ на публикацию данных сотрудников российского Sputnik британскими СМИ. Российские власти отрицают причастность к публикации.

 

Медуза, 30 декабря                                           другое

 

ДЕКАБРЬ, 27                              

The New Times

Мосгорсуд принял к рассмотрению жалобу главного редактора журнала The New Times Евгении Альбац на решение Тверского районного суда столицы о штрафе в размере 22,25 миллионов рублей, сообщает RNS со ссылкой на пресс-службу суда. Напомним, журнал был оштрафован в октябре мировым судьей (и позднее районный суд подтвердил этот вердикт) за «непредоставление либо несвоевременное предоставление редакцией средства массовой информации, вещателем или издателем информации о получении денежных средств, предоставление которой предусмотрено законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации». Впрочем, средства на выплату штрафа и даже чуть больше – 25 миллионов рублей – издание за несколько дней собрало благодаря читателям, которые охотно присылали средства.

 

Лениздат, 27 декабря                                     длящийся

 

ДЕКАБРЬ, 27

СМИ Перми

Журналисты, в отличие от других российских граждан, меньше всех равны перед законом и судом. Такой вывод напрашивается после новых правил, введенных в оборот пермскими судьями. Для присутствия в открытом судебном заседании от представителей СМИ теперь требуется написать заявление и заручиться согласием участников судебного процесса – в том числе от адвокатов и прокуроров. 27 декабря 2018 года, 14-30, коридор 5 этажа Ленинского районного суда Перми. Перед началом рассмотрения гражданского дела о реабилитации бывшего министра сельского хозяйства Пермского края Ивана Огородова, которого ФСБ почти 14 месяцев незаконно преследовала по надуманному подозрению в растрате 18,6 млн рублей, секретарь раздала журналистам какие-то бланки. Двое репортеров из газеты «Комсомольская правда» в Перми» послушно заполнили пустующие графы и передали секретарю судьи Ольги Будиловой. Собкор ФЗГ не стал этого делать и сохранил бумажку для своего архива. Читаем: «Судье Ленинского районного суда г. Перми ___ Корреспондента СМИ (наименование организации, ф.и.о., тел.)__ Заявление. Прошу разрешить присутствовать и производить (фотосъемку, видеосъемку) на судебном заседании по (гражданскому, уголовному, административному) делу: __ назначенному к рассмотрению на __ часов. Фотоматериал будет опубликован в ___.

Мне разъяснены положения ст. 10 Гражданского процессуального кодекса РФ, ст. 241 Уголовного процессуального кодекса РФ, статьи 11 Кодекса административного судопроизводства РФ. Дата ___ Подпись ___». Во-первых, в России нет Уголовного процессуального кодекса – есть Уголовно-процессуальный. Во-вторых, гласность судопроизводства регулируют еще статьи 24.3 Кодекса об административных правонарушениях РФ и 11 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а также 6, 9 и 12 закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в РФ». Ни в одной из перечисленных норм нет требований к лицам, явившимся на открытое судебное заседание (в процессуальном статусе слушателей, зрителей, наблюдателей), спрашивать чье-либо разрешение присутствовать и объяснять необходимость получения информации о деятельности судов, доступ к которой не ограничен. «Все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от (…) должностного положения (…) Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной (…) принадлежности», - записано в статье 19 Конституции РФ. Похоже, что эту тоненькую книжку пермские судьи не читали. Иначе бы не сочиняли бланки не основанных на законе заявлений и не задавали вопросы, явно направленные на ограничение прав журналистов.       

 

Информация Михаила Лобанова (Пермь)                 отказ в инф – 3 раза

 

ДЕКАБРЬ, 28                                                            

Съемочная группа программы «Вести»

На съемочную группу программы «Вести» напал наемный убийца. Об этом сообщается на сайте ГТРК Башкортостан. Нападение на журналистов произошло в суде города Стерлитамак после оглашения приговора по делу об убийстве бизнесмена Владимира Яркова. На журналистов набросился профессиональный киллер, который за несколько минут до этого был осужден на 24 года лишения свободы. Нападение попало на видео. Инцидент произошел сразу после оглашения приговора во время конвоирования мужчины по коридору зала суда. Как видно на записи, мужчина с силой пинает ногой по видеокамере. В результате нападения пострадал оператор съемочной группы – у него травма руки. Все обвиняемые по этому делу получили реальные сроки заключения, которые они будут отбывать в колониях общего и строгого режима. Организатор преступления получил 19-летний срок, еще два пособника были осуждены на 18 и 5 лет. Владелец крупной компании Ярков был найден мертвым в принадлежащем ему загородном доме. Преступники также покушались на убийство его жены: чтобы избавиться от свидетельницы, они ударили ее молотком по голове не менее 10 раз. Ей удалось выжить. Убийцы пытались замести следы, однако следствию удалось найти доказательства их вины. Обвинительный вердикт вынесли присяжные заседатели. В ходе расследования было доказано, что Яркова убили по заказу одного из заемщиков, который не хотел отдавать ему долг в 1,5 миллиона рублей.

 

Лента.Ру, 28 декабря; Новости Уфы, 28 декабря         нападение / отказ в инф

 

ДЕКАБРЬ, 28                                       

Все СМИ

Президент РФ Владимир Путин подписал принятый Госдумой и одобренный Советов Федерации закон, который обяжет редакции принимать дополнительные меры при отправке журналистов в «горячие точки». Соответствующие изменения будут внесены в закон о СМИ. С 1 сентября 2019 года владельцы изданий будут обязаны, отправляя корреспондентов в зоны боевых действий или контртеррористических операций, снабжать их средствами индивидуальной защиты с опознавательными знаками «Пресса» («Press»), оказывать содействие в обучении перед поездками в такие места, в получении необходимых документов. Кроме того, редакции обяжут страховать сотрудников, которым предстоит работать в опасных зонах. В случае гибели журналиста при исполнении им служебного задания, его семья получит два миллиона рублей, а СМИ должно будет позаботиться о возвращении тела или останков. При утрате им трудоспособности на 90 процентов – он будет иметь право на один миллион рублей. При меньшей утрате трудоспособности по 100 тысяч за каждые 10 процентов.

 

Лениздат, 28 декабря

 

ДЕКАБРЬ, 28

Анна Чуракова

Главный редактор газеты «Сахалинский нефтяник» Анна Чуракова, с которой недавно был прекращен трудовой договор, обратилась в Охинский городской суд с заявлением о восстановлении на работе. Истица требует восстановить ее в должности, а также взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда. Ответчики — администрация городского округа и комитет по управлению муниципальным имуществом и экономике (КУМИ). По мнению истицы, при освобождении ее от должности была нарушена сама процедура увольнения, отсутствовало предварительное одобрение аттестационной комиссии. Истица полагает, что сделано это было в частных интересах главы МО ГО «Охинский». Мы уже писали, что Анна Чуракова считает реальными причинами своего увольнения неоднократные конфликты с главой муниципалитета Сергеем Гусевым, который постоянно вмешивался в редакционную политику районного издания. Последней каплей стал отказ редактора идти на нарушения закона в вопросе публикации нормативно-правовой документации. О характере общения главы Охинского района с главным редактором говорит переписка в What's App, которую Анна предала огласке, справедливо полагая, что она представляет общественный интерес. Снимки этой переписки разместил ИА Sakh.com. Мэр предстает в ней грубым, чванливым, поучающим – он «тыкает» редактору, постоянно требует невозможного – например, не печатать пресс-релизы прокуратуры или областной администрации, замазывать вручную в уже отпечатанном тираже (в тысячу экземпляров!) смысловые ошибки в нормативно-правовых актах, пропущенных самой администрацией… Но самое ужасное – абсолютная безграмотность главного чиновника района, высветившаяся в этой переписке. Ее не спишешь на опечатки, свойственные при такого рода общении – это абсолютное незнание правил русского языка даже уровня третьеклассника. Народ на форуме содрогнулся… «Стиль общения, как у какого-нибудь хозяина чебуречной», «Позвольте, но как же он в очистке служил?» - это самые безобидные из трехсот комментариев, сделанных сахалинскими читателями.

 

Информация Ольги Васильевой (Пятигорск)      цензура / длящийся

 

ДЕКАБРЬ, 31

«Телекомпания ИТВ»

Радио «Третья столица»

Газета «Слово и дело»

Журнал «Персональный компьютер»

Журнал «Вестник омской православной духовной семинарии»

Не всем средствам массовой информации в Омской области удалось встретить наступивший год. Накануне его прихода сразу пять местных СМИ вышли из строя: сайт областного управления Роскомнадзора сообщил о прекращении вещания «Телекомпании ИТВ», радио «Третья столица», газеты «Слово и дело», а также журналов «Персональный компьютер» и «Вестник омской православной духовной семинарии». Решения об их закрытии принимали учредители, но им предшествовали сообщения о претензиях надзорного органа к перечисленным изданиям – из-за нарушения периодичности выхода. Как сказали сотрудники РКН нашему корреспонденту, в этом году ведомство намерено усилить контроль за соблюдением издателями печатных и электронных СМИ технических требований, прописанных в законодательстве (это относится к выходным данным, рассылке обязательных экземпляров, маркировке по возрастным категориям и др.), количество которых с каждым годом растет.

 

Информация Георгия Бородянского (Омск) прекращение выхода СМИ – 5 раз

 

 

Использованы материалы корреспондентов ФЗГ, российских и иностранных СМИ.

 


Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни