Результаты мониторинга
31 Января 2019 года

Результаты мониторинга ФЗГ за январь 2019 года

Конфликты, зафиксированные ФЗГ в течение ЯНВАРЯ 2019 года на территории РФ.

Случаи гибели журналистов   ().

Пропавшие без вести ().

Нападения на журналистов и блогеров 1 (Хошави Мухаммед, собкор телеканала Kurdistan 24, в Москве).

Нападения на редакции, телецентры   ()

Попытки цензуры  ().

Уголовное преследование журналистов, СМИ и блогеров – 1 (Владимир Мануйленко, блогер, Екатеринбург).

Увольнение редактора, журналиста – 1 (Сергей Рудометов, главный редактор сайта «Омскрегион», Омск).

Случаи задержания полицией (ФСБ, etc.) – 3 (Виктор Торопцев, блогер, Хабаровский край; Михаил Алферов, блогер, Кемерово; Роман Самойлов, независимый журналист, Санкт-Петербург).

Угрозы в адрес журналистов, блогеров и СМИ – 5 (портал «Вольск.ру», Саратовская область; Владислав Степанов, редактор портала «Вольск.ру», Саратовская область; Сергей Падалкин, корреспондент сайта «Левый фронт – Пенза», Пенза; радио «Эхо Москвы в Ярославле», Ярославль; Василий Лопуга, журналист портала «Про Вольск», Саратовская область).

Зафиксировано предъявленных к журналистам, блогерам и СМИ судебных исков – 13

на сумму 115 100 000 рублей

Рассмотрено ранее предъявленных к журналистам и СМИ исков – 6

       удовлетворено – 1

       взыскано в качестве денежной компенсации морального вреда

       00 000 рублей

Отказ журналистам в доступе к информации (в том числе запрет производить аудио- и видеозапись, фотосъемку; отказ в аккредитации; ограничение права на посещение и присутствие на мероприятиях в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях) – 11

Попытки выселения редакций из занимаемых помещений   ()

Отказ от печатания (распространения) СМИ  (). 

Отключение от эфира, прекращение вещания  ().

Прекращение выхода СМИ 2 («МК в Карелии», бумажная версия; журнал «Красная бурда», Екатеринбург, бумажная версия).

Изъятие (скупка, арест) тиража ().

Препятствование выходу СМИ -  ().

Препятствование деятельности интернет-изданий1 (ИА «Перископ», Пермь).

Вмешательство в деятельность редакции -  ().

Выход изданий-двойников  ()

Изъятие / повреждение фото- видео- и аудиоаппаратуры и компьютеров – 1 (компьютер Станислава Савончика, журналиста «МБХ Медиа», Тамбов).

Отказ в регистрации СМИ -  ()

Административное давление (проверки СЭС, пожарных, налоговых служб) -  ().

Иные формы давления и нарушения прав журналистов – 18

 

 

ЯНВАРЬ, 1

Бумажная версия «МК в Карелии»

В 2019 году газета «МК в Карелии» выходить не будет. Это решение приняли дирекция и редакция еженедельника. Причиной отказа от бумажного издания газеты стало то, что читатель предпочитает электронную версию издания. На протяжении последних нескольких лет редакция регионального «Московского Комсомольца» наблюдала неуклонное падения тиража газеты. В то же время интерес к электронной версии издания karel.mk.ru столь же неуклонно рос. Постоянный мониторинг выявил ясную тенденцию: читатель предпочитает узнавать новости в интернете. Поэтому в новом 2019 году «МК в Карелии» будет выходить только в виде новостного сайта.

Информация Александра Борисова (Мурманск)  

 

ЯНВАРЬ, 6

SotaVision

В Москве возле станции метро «Китай-город», вскоре после проходившей там акции «бессрочного протеста», полиция задержала нескольких человек. Как сообщает ОВД-Инфо со ссылкой на активиста Константина Котова, задержанные не имеют отношения к акции. Момент задержания зафиксирован в трансляции SotaVision. Корреспондент канала пытался выяснить у полицейских причину задержания и место, куда задержанных повезут. Полицейские отказались отвечать. Один из них предложил корреспонденту обращаться в пресс-службу ГУВД Москвы и предупредил, что если тот будет вмешиваться в работу полиции, то окажется в автозаке вместе с задержанными. Информация о доставке задержанных в отдел полиции не поступала.

Радио Свобода, 6 января                       


ЯНВАРЬ, 6

Ирина Анисимова

В ночь с 5 на 6 января в Нижнем Тагиле (Свердловская область) злоумышленники сожгли автомобиль, принадлежащий PR-директору местного портала Tagilcity.ru Ирине Анисимовой. Иномарка была припаркована во дворе частного дома Ирины. Полыхающий автомобиль около полуночи заметили соседи. К моменту прибытия сотрудников МЧС машина почти полностью сгорела. По словам журналистки, автомобиль находился не на ходу, поэтому самовозгорание исключается. Позже пожарные дознаватели нашли рядом посторонние следы и коробок охотничьих спичек. Машина стояла под газовой трубой, идущей в жилой дом. Если бы авто вовремя не потушили, мог произойти взрыв газа. «По этому инциденту возбуждено уголовное дело по статье «умышленные уничтожение или повреждение чужого имущества, совершенные из хулиганских побуждений, путем поджога», — сообщила прессе руководитель пресс-службы УМВД по Нижнему Тагилу Элина Балуца. «И я лично, и редакция наша, и следствие связывают это ЧП с моей профессиональной деятельностью, поскольку до ноября я работала журналистом. Для этого есть определенные предпосылки — мои прошлые репортажи. Не хочу пока говорить об этом подробно, поскольку есть несколько подозреваемых, которые все еще находятся на свободе. И они не совсем адекватные люди», — так прокомментировала ситуацию корреспонденту информагентства 66.ru сама Ирина Анисимова. В редакции опасаются, что расследование может ни к чему не привести. «У нас в городе происходит куча поджогов машин. Только за последние годы было около семи случаев, и в двух из них пострадали автомобили журналистов. Не найден ни один поджигатель. Уголовные дела приостановлены», — высказала свои опасения пострадавшая.

Информация Владимира Голубева (Екатеринбург)        

 

ЯНВАРЬ, 9

Сергей Рудометов

В Омской области уволен главный редактор правительственного сайта «Омскрегион» Сергей Рудометов. О причинах увольнения не известно, но местные СМИ обращают внимание, что отставка связана с увольнением вице-губернатора Владимира Компанейщикова, который курировал в правительстве информационную политику. Новым главным редактором сайта «Омскрегион» назначен бывший сотрудник сайта «Новый Омск» Алексей Пантелеев, который в последнее время работал на проправительственном сайте контент-редактором.

Байкал 24, 9 января                                   

 

ЯНВАРЬ, 9

Портал «Вольск.ру»

Владислав Степанов

Житель Вольска (Саратовская область) Дмитрий Редков сначала обратился в редакцию портала «Вольск.ру» с необычной просьбой, а закончил угрозами. Мужчина сообщил, что ему звонят знакомые и интересуется, не он ли один из персонажей публикаций «Родители запретили школьникам проходить тест на наркотики» и «Вольский полицейский рассказал, кого считает «низшей расой». В данных статьях шла речь об итоговом заседании межведомственной антинаркотической комиссии. Главный врач психоневрологического диспансера Сергей Илюхин на мероприятии сообщил, что основной причиной постановки граждан на учет являются постановления мирового суда о назначении административного наказания. Медик отметил, что судом не назначается наркологическая экспертиза. Суд независимо от кратности употребления человеком наркотиков выносит постановление об обязанности гражданина пройти лечение и обследование, прохождение которого возможно только в стационарных условиях областной клиники, куда люди отказываются ехать, ограничиваясь курсами амбулаторной реабилитации. По словам господина Илюхина, из 11 человек лишь четверо регулярно посещают нарколога, остальные уклоняются от медицинской помощи. К примеру, некий гражданин Редков неоднократно привлекался к необходимости лечения, но до медиков до сих пор не дошел. Главный врач попросил содействия в этом вопросе у полиции. «Вы не могли бы инициалы поставить в постах про наркоманов к фамилии Редков? Неприятно очень, когда знакомые мне звонят и такое говорят», - сообщил Дмитрий порталу «Вольск.ру». Мы не стали уточнять, почему знакомые думают, что наш читатель якобы наркоман и речь в публикации идет именно о нем. Мы связались с главным врачом психоневрологического диспансера, который являлся источником информации на комиссии. Медик не смог назвать имя Редкова, о котором говорил на мероприятии. В редакции «Вольск.ру» сообщили, что не считают Дмитрия Редкова наркоманом в бегах, который скрывается от лечения. За информацию от лиц, выступавших на официальных мероприятиях, СМИ по федеральному закону ответственности не несет. В ответ Дмитрий Редков пообещал в соцсетях сжечь редакцию, а редактору Владиславу Степанову сообщил, что «перережет глотку». «А тебя лично казню. Я вооружен», - предупредил Редков.

Вольск.Ру, 9 января                                          

 

ЯНВАРЬ, 10

Мария Мотузная

Следственный комитет прекратил уголовное дело в отношении Марии Мотузной, ранее обвиняемой в возбуждении ненависти либо вражды и в оскорблении чувств верующих из-за мемов во «ВКонтакте». Об этом пишет ТАСС со ссылкой на Следственное управление СК по Алтайскому краю. «Изменилось законодательство, в связи с чем прекращено уголовное дело в отношении Марии Мотузной. Также прекращено уголовное дело в отношении жителя края Андрея Шашерина, которое было заведено по такой же статье», — сообщил представитель СК. По информации, опубликованной на сайте Росфинмониторинга, Мотузная исключена из перечня экстремистов, где числилась ранее. Дело в отношении Марии Мотузной Индустриальный районный суд начал рассматривать 6 августа прошлого года. Обвинения были предъявлены девушке из-за ее «заброшенного» аккаунта в соцсети «ВКонтакте»: в нем сохранились изображения, в которых силовики и эксперты нашли экстремизм. Среди картинок в соцсети были изображения, напоминающие патриарха Кирилла, Иисуса Христа и священнослужителей. Они сопровождались надписями, которые якобы могли оскорбить верующих. Мотузную обвинили в оскорблении чувств верующих (часть 1 статьи 148 УК РФ) и возбуждении ненависти либо вражды (часть 1 статьи 282 УК РФ). На первом судебном заседании девушка отказалась от признания вины и от особого порядка рассмотрения ее дела. На одном из следующих заседаний Мотузная рассказала, что ее обманули и заставили написать явку с повинной, а также заявила, что просто сохраняла мемы и не имела умысла на какое-либо возбуждение ненависти, вражды или розни. В том же августе, когда стало известно о суде над Мотузной, Mail.ru Group направила обращения в Госдуму, Верховный суд и министерство юстиции РФ с инициативой о декриминализации действий пользователей в соцсетях и амнистии ранее осужденных за это. 20 сентября Верховный суд РФ дополнил разъяснениями постановление пленума «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности» от 28 июня 2011 года. Согласно позиции ВС, при рассмотрении дел о публикациях пользователями в соцсетях материалов экстремистской направленности, судьям необходимо убедиться в наличии именно умысла автора совершить действия, направленные на нарушение основ конституционного строя, а также на возбуждение ненависти или вражды либо унижение достоинства человека или группы лиц. Президент РФ Владимир Путин 3 октября внес в Госдуму законопроект, направленный на гуманизацию уголовного законодательства - он смягчает уголовную ответственность за некоторые преступления экстремистской направленности, в том числе за репосты в соцсетях. После этого 9 октября дело Мотузной вернули в прокуратуру по ходатайству ее адвоката Алексея Башмакова, который заявил, что следствие не выяснило ни мотивы, ни умысел девушки, а также не подтвердило, что она хотела нанести ущерб конституционному строю. Кроме того, по словам защитника, следствие не проанализировало, есть ли в действиях Мотузной признаки общественно-опасной деятельности. Также, по его словам, остается вопрос малозначительности действий Мотузной - ее публикации не привели ни к каким последствиям. 28 декабря 2018 года президент России Владимир Путин подписал документ, предусматривающий частичную декриминализацию статьи 282 УК РФ («Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства»). В соответствии с ним в Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях вносятся поправки, предусматривающие административное наказание за разжигание расовой, национальной, религиозной и прочей вражды через интернет и СМИ в первый раз. В этом случае физическим лицам будет грозить административный штраф в размере от 10 до 20 тысяч рублей или обязательные работы на срок до 100 часов, или административный арест на срок до 15 суток, юрлицам - штраф от 250 до 500 тысяч рублей. Уголовное преследование будет грозить виновным лишь после повторного нарушения.

ОВД-Инфо, 10 января; Newsru.Com, 11 января       

 

ЯНВАРЬ, 11

Пресса

После новогодних праздников в Санкт-Петербурге начали массово сносить газетные киоски. Как сообщают городские СМИ, 10 января рабочие демонтировали ларьки на Витебском проспекте, на улице Типанова, на проспекте Стачек. В Смольном ссылаются на то, что у этих объектов истек срок договора аренды земли. При этом владельцы киосков пытались подать заявки на продление контрактов, но им было отказано. Еще осенью городские власти предупреждали продавцов прессы о грядущих зачистках. Однако о конкретных сроках появления рабочих в некоторых киосках узнали по факту начала сноса. Причиной сноса может быть исполнение городскими властями ГОСТа об эксплуатации дорог и улиц. Однако еще осенью представитель Росстандарта в Госдуме объяснял, что уничтожать все подряд газетные киосков вовсе не требуется. И все же, по данным СМИ, в ближайшие дни в городе могут быть ликвидированы еще 20 ларьков с газетами. Всего же в прошлом году истекли договоры по 100 объектам из 800, Смольный не стал их продлевать, и киоски теперь необходимо убирать с улиц.

Лениздат, 11 января                                         

 

ЯНВАРЬ, 11

СМИ Екатеринбурга

Уральское медиа-сообщество с недоумением встретило выход «в свет» 11 января «Екатеринбургского вестника», нового СМИ, которое явилось заменой привычному городскому брэнду - газете «Вечерний Екатеринбург». После того, как «Вечерка» впервые не выиграла тендер на «публикацию официальной и социально значимой информации» в части обязательной публикации нормативных актов, выпускаемых городской властью, все ее более чем тридцать сотрудников получили уведомления о грядущем увольнении через два месяца. В выходных данных новичка указано, что «Вестник» является «официальным периодическим печатным изданием главы и администрации Екатеринбурга». Тираж нового издания аж 150 экземпляров, а главным редактором значится городской чиновник Алексей Редин. Эта с позволения сказать газета совершенно «слепая»: состоит исключительно из официальных постановлений и не содержит никаких картинок или схем, разве что таблицы. Первый номер содержит постановление как раз об учреждении самой газеты. Юрист, к которому обратилось местное информагентство «URA.RU», вспомнил, что «в практике прошлых лет встречались случаи публикации областного постановления (в 27 томах) всего в трех экземплярах (для экономии ресурсов) и суд признал это законным». «Формально все требования закона соблюдены, но как это будут воспринимать люди, которые захотят прочитать нормативный акт, который не найти в открытом доступе? Как издевательство?». Другой юрист вспомнил о еще более вопиющем случае из практики, когда «прошлом году администрация Верхней Пышмы решила, что будет размещать нормативные акты в интернете. А требование об обнародовании соблюдалось путем размещения этих актов в киоске, который находится в здании горадминистрации. Но это вызвало нарекания прокуратуры и практику не продолжили». Таким образом, все предыдущие три легендарных печатных СМИ региона фактически исчезают, не выдержав политических и экономических битв с конкурентами. Областная молодежка «На смену!» давно почила в бозе, областной же «Уральский рабочий» ныне влачит существование еженедельной вкладки в региональный выпуск «Комсомольской правды», вот теперь печальная участь настигает и «Вечерку» и ее редакцию.

Информация Владимира Голубева (Екатеринбург)

 

ЯНВАРЬ, 11

Игорь Рудников

В Московский районный суд Санкт-Петербурга поступило уголовное дело о вымогательстве 50 тысяч долларов у генерал-лейтенанта Следственного комитета (СК) России Виктора Леденева. Об этом сообщила Объединенная пресс-служба судов Петербурга в своем Telegram-канале. В статусе обвиняемых проходят бывший заместитель полномочного представителя президента в Северо-Западном федеральном округе Александр Дацышин и главный редактор газеты «Новые колеса» Игорь Рудников. По версии следствия, в этом издании вышла серия статей, позорящих репутацию начальника управления Следственного комитета России по Калининградской области Леденева. В частности, в них шла речь о шикарном особняке, в котором живет генерал. 17 августа 2017 года Рудников узнал от своего знакомого Дацышина, что генерал недоволен публикациями, которые причиняют «существенный вред его правам и законным интересам». После этого у главреда возник «умысел, направленный на вымогательство у Леденева 50 тысяч долларов под угрозой продолжения распространения позорящих сведений», говорится в сообщении пресс-службы. Как считают следователи, Дацышин выступил посредником и передал Леденеву требование Рудникова о передаче денег. 1 ноября 2017 года в калининградском кафе ProSushi генерал СК передал помощнице главреда пакет с мечеными купюрами. В тот же день Рудникова задержали сотрудники ФСБ. Ему также вменяется то, что он скрыл имеющийся у него вид на жительство в США. Журналиста при задержании жестоко избили: перелом руки и сотрясение мозга, писала газета «Московский комсомолец». На первый допрос Рудникова привели в одних трусах в шесть часов утра. С требованием освободить журналиста выступила международная организация «Репортеры без границ», Совет по правам человека при президенте России и правозащитница Людмила Алексеева. Рудников отрицает факт вымогательства денег у Леденева. По его словам, генерал обещал ему передать документы по уголовному делу о покушении на Рудникова. «Новые колеса» — независимая газета Калининграда, известна в регионе своими разоблачительными публикациями. Благодаря журналисткой деятельности, Рудников несколько раз избирался депутатом областной думы. В настоящее время он содержится в СИЗО «Лефортово».

Лента.Ру, 11 января                                       

 

ЯНВАРЬ, 11

Сергей Падалкин

В Пензе заместитель директора Многофункционального молодёжного центра, руководитель регионального отделения организации ветеранов «Боевое братство» Юрий Краснов позвонил координатору Левого Фронта по ПФО Сергею Падалкину и при помощи своего словарного запаса, в который входят слова: «говнюк», «урод», «дебил», «чмо», «п…», выразил своё несогласие с публикацией на сайте «Левый фронт – Пенза» статьи Падалкина в защиту ветеранов боевых действий, которых местные власти лишили мер социальной поддержки. По мнению Юрия Краснова, «это бред сумасшедшего» и «сумасшедшие бредовые написания». Председатель «Боевого братства» высказал ряд угроз в адрес Сергея Падалкина в случае, если публикации о ветеранах боевых действий будут продолжены. Угрозы состояли из ненормативной лексики. В частности, чиновник обещает Падалкину «вырвать всё у него выступающее» и предупреждает, что ему конец. «Левый фронт – Пенза» опубликовал запись телефонного разговора на своем YouTube-канале. В редакции считают, что высказывания Юрия Краснова имеют все признаки правонарушения, предусмотренного ст. 5.61 КоАП РФ («Оскорбление»), а также признаки преступления, предусмотренного ст. 119 УК РФ («Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью»). По факту угроз и оскорблений Сергей Падалкин обратился с заявлениями в правоохранительные органы. Примечательно, что публикация «Пензенские чиновники украли льготы у ветеранов боевых действий», которая вызвала раздражение у Юрия Краснова, была фактически написана со слов председателя правления региональной общественной организации «Российский союз ветеранов Афганистана», участника боевых действий на территории республики Афганистан Владимира Холзинёва. Сам Владимир Холзинёв, которому Сергей Падалкин рассказал о манерах общения Юрия Краснова, выразил согласие с написанным материалом. Относительно поведения своего товарища Владимир Холзинёв пояснил, что «с ним такое бывает» и обещал поговорить с ним.

Левый фронт - Пенза, 13 января                          

 

ЯНВАРЬ, 11

The Insider

Софья Русова

Директор Кавказского биосферного заповедника судится с изданием The Insider, журналисткой Софьей Русовой и бывшим сотрудником заповедника из-за статьи о браконьерской охоте и рыбалке для VIP-персон в Кавказском заповеднике. Уже состоялось предварительное судебное заседание по исковому заявлению директора Кавказского биосферного заповедника Сергея Шевелева об опровержении и удалении сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию. Ответчиками в суде выступают автор статьи «Приезжал рыбачить и Медведев. Как организована браконьерская охота и рыбалка для VIP-персон в Кавказском заповеднике» Софья Русова, бывший сотрудник заповедника и издание The Insider. Истец требует удалить статью из интернета и обеспечить удаление всех перепечаток этой статьи другими изданиями, опубликовать его ответ на статью и взыскать, помимо расходов на нотариуса, 100 тысяч рублей в качестве компенсации морального вреда. На предыдущем заседании судья Адлерского районного суда Сочи Роман Язвенко определил истребовать у Софья Русовой и издания The Insider все документы, аудио-видео носители, послужившие основанием для написания статьи «Приезжал рыбачить и Медведев», а так же запросы, которые были направлены в различные инстанции о деятельности директора Кавказского биосферного заповедника Сергея Шевелева в суд. В ходе заседания судья отклонил ходатайства ответчиков и юриста Центра защиты прав СМИ Дианы Веретенниковой, защищающей права Русовой и издания, о переносе дела на рассмотрение по месту их проживания в Москву. Судья указал на то, что в первую очередь должны учитываться интересы истца. Статья «Приезжал рыбачить и Медведев» вышла 15 февраля 2018 года, после чего Сергей Шевелев пытался добиться возбуждения уголовного дела по статье «клевета». «Задолго до публикации в пресс-службу заповедника в письменной форме был направлен запрос с просьбой ответить на несколько вопросов, касающихся работы заповедника и его директора Сергея Шевелева. Пресс-служба и сам Шевелев запрос проигнорировали, более того, отказались ответить на самые простые вопросы. В дальнейшем я звонила ему на мобильный телефон, и он также отказывался отвечать на вопросы, ссылаясь на занятость. При этом еще до выхода статьи на мобильный телефон редактор издания The Insider звонил кто-то из сотрудников заповедника с попыткой компрометировать меня, заявив, что якобы я вымогаю у заповедника деньги в обмен на невыход статьи. Этот жест лишь свидетельствует о том, что дирекция заповедника заранее опасалась выхода этого материала. Сейчас перед судом Сергей Шевелев начал обзванивать людей, фигурирующих в публикации, и оказывать на них давление, вынуждая отказаться от сказанного ранее», - рассказала «Голосу Кубани» Софья Русова.

Голос Кубани, 16 января                                    

 

ЯНВАРЬ, 14

Интернет

Министерство связи и массовых коммуникаций не поддержало законопроект о штрафах или административном аресте на срок до 15 суток за оскорбление властей в интернете. Об этом рассказал «Ведомостям» заместитель министра Алексей Волин. Министерство передало в правительство отрицательное заключение о законопроекте, рассказал чиновник. Он отметил, что предложенные поправки о «явном неуважении к государству» можно трактовать слишком широко, а публичное использование нецензурной лексики уже и так ограничено. «Одна из задач государственных органов - спокойно выслушивать критику своей работы. Не сахарные», - добавил Волин. Кроме того, Минкомсвязи выступило против существующей редакции законопроекта, запрещающего гражданам публиковать в интернете недостоверные новости. В ведомстве предложили уточнить некоторые формулировки в документе. Однако учтет ли позицию министерства комиссия правительства по законопроектной деятельности, утверждающая официальные отзывы на законопроекты, пока не известно. Законопроект об ответственности за оскорбление властей в интернете внесли в Госдуму 12 декабря. Депутаты от «Единой России» предложили добавить в статью о мелком хулиганстве (статья 20.1 КоАП) новый состав - распространение в интернете информации, «выражающей в неприличной форме явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам РФ, Конституции РФ и органам, осуществляющим государственную власть». В конце декабря президент РФ Владимир Путин поддержал законопроект. «Практически во всех странах это есть, нужно с уважением относиться к своей стране. И есть правила, которые надо соблюдать везде. Если есть ответственность вне интернета, она должна быть и в интернете», - сказал глава государства. О том, будут ли эти законы, в случае их принятия, жизнеспособными, мы поинтересовались у депутата Госдумы РФ, руководителя Центра правовой поддержки журналистов Наталья Костенко. По мнению законодателя, это вопрос дискуссионный. «С одной стороны, такого раньше не было, и как будет реализовываться данная норма - сказать довольно сложно, так как не понятно - кто будет защищать в суде, к примеру, правительство? С другой стороны - логично, что критиковать нужно не институты в целом, определённые Конституцией как основы государственного строя, подрывая, таким образом, доверие к самой Конституции а конкретных чиновников, принимающих конкретные решения, с которыми ты не согласен. Любой орган власти - это десятки, сотни людей, среди которых, я думаю, больше добросовестных, чем недобросовестных. Как и в Госдуме есть депутаты, которыми избиратели довольны, есть, уверена, которых критикуют. Фракции тоже по-разному голосуют по разным законам. Взять ту же пенсионную реформу. В этом плане критика Госдумы как конституционного института выглядит странно и неоправданно. Если чиновник будет не согласен с форматом критики, он может отстоять свою позицию в суде. Например, такая конструкция действует в отношении оскорбления сотрудников правоохранительных органов при исполнении. Возможно, имеет смысл посмотреть опыт применения этой нормы. Конечно, не в такой жёсткой форме по ответственности», - заявила Наталья Костенко. По мнению руководителя Центра защиты прав СМИ Галины Араповой, вопрос о жизнеспособности законопроектов - вопрос не правовой, а, скорее, политический. «Был бы кнут, а использовать его или нет, и в отношении кого именно - решаться будет, боюсь, избирательно», - считает Галина Арапова. Дискуссии об изменениях в статью 153 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и статью 4 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации», а также об изменениях в статью 20.1 КоАП продолжатся в комитете Госдумы по информационной политике.

Информация Галины Ташматовой (Краснодар)           

 

ЯНВАРЬ, 14

СМИ Карелии

В апреле 2018 года глава администрации Беломорского района (Карелия) Владимир Попов запретил блогеру, пришедшему к нему на приём, проводить видеозапись разговора. Такой запрет глава администрации объяснил существующим постановлением о порядке приёма граждан работниками Беломорской администрации, в котором действительно была включена норма, запрещающая осуществлять видео-, аудио- и фотофиксацию общения жителей с руководителями органов местной власти. Такая норма была внесена в документ сразу после того, как блогер одну из видеозаписей своего общения с сотрудниками администрации выложил в соцсеть. Та видеозапись вызвала огромный общественный резонанс в районе, управленческие способности мэра стали предметом всеобщего обсуждения и, что хуже для него, осмеяния. Почему, собственно, и приняли в Беломорской администрации решение запретить фиксацию любых подобных встреч с гражданами. Но граждане решили оспорить новую норму документа, направив заявление в прокуратуру Беломорского района, доказывая, что мэрия, внеся поправку в регламент своей деятельности, нарушает ряд федеральных законов и даже покушается на Конституцию России. Однако прокурор района не нашёл в запрете ничего противозаконного, утверждая, что действия районной администрации обоснованы. Блогер и вставшая на его сторону председатель «Союз предпринимателей» Беломорского района Ольга Федотова, оспорили решение мэрии и районного прокурора, направив заявление в республиканскую прокуратуру. Исполняющий обязанности старшего помощника прокурора также не нашел в постановлении мэрии и районного прокурора нарушений законодательства России. Тогда пришлось обращаться непосредственно к прокурору Карелии, заново пересказывая историю спора, и доказывая, что Беломорская мэрия, внеся новый пункт в регламентирующий документ, тем самым ограничила право граждан на свободный сбор и распространение информации, имеющей общественную значимость. Прокурор республики К. Габриелян поддержал позицию граждан. На имя О. Федотовой от него пришёл ответ, что прокурор Беломорского района принёс протест на постановление администрации Беломорского муниципального района. И, действительно, сразу после этого оспариваемый пункт был исключён из порядка приёма граждан работниками Беломорской администрации. Жители Беломорска победили, но для этого им понадобилось больше восьми месяцев. Зато теперь никто не сможет запретить вести видео- и аудиозапись, и утверждать, что кто-то из местных жителей искажает информацию, полученную в районной администрации.

Информация Анатолия Цыганкова (Петрозаводск)              

 

ЯНВАРЬ, 14

Андрей Шашерин

В Живом журнале и соцсетях («ВКонтакте» и «Одноклассниках» главным образом, находящихся под неусыпным «государевым оком») наступила не то чтобы оттепель, но некоторая разморозка. Первые ее признаки появились на днях в Сибири: СУ СКР по Алтайскому краю закрыло уголовное дело барнаульского «экстремиста» Андрея Шашерина. Он обвинялся по статье 282 УК РФ в «оскорблении чувств верующих» - за размещение на своих страницах «ВКонтакте» мемов, где, в частности, высмеивалось благосостояние священнослужителей высоких чинов РПЦ. Основанием для прекращения уголовного преследования стали законы, подписанные накануне Нового года президентом – о частичной декриминализации упомянутой статьи: часть описываемых ею деяний переведена из уголовного кодекса в административный (КоАП), в случае же их повторения в течение года они снова окажутся под той же статьей УК. Ранее Андрей Шашерин был отправлен судом в психиатрическую больницу на принудительную стационарную экспертизу. Адвокат Шашерина Андрей Миллер сказал «Правозащите Открытой России», что теперь его подзащитный имеет все основания требовать компенсации морального и материального вреда, причиненного ему органами власти, а также официальных извинений от них. Однако при этом в судебном решении, освободившем его от уголовной ответственности, сказано, что «признаки административного нарушения» в скопированных им картинках могут иметься. Напомним, на одной из них человек просил священника отпустить ему грехи за употребление санкционных продуктов, а тот в ответ предлагает ему пятикратно произнести словосочетание «Крым наш!», на другой Иисус спрашивал у патриарха Кирилла: «Который час?» (картинка была посвящена швейцарским часам патриарха, стоимость которые оценивалась в 30 тысяч долларов, закрашенным с помощью фотошопа). Что оскорбляет в этих сюжетах чувства людей, верующих в Иисуса Христа? То, что его образ и учение часто несовместимы с образом жизни церковных иерархов, больше напоминающих тех, кому он противостоял, и то, что церковь временами у нас неотделима от государства, в чьей праведности есть основания сомневаться? Наверняка такая ситуация оскорбляет некоторых христиан, но создает ее точно не барнаульский блогер – однако претензии суд предъявляют ему, а не истинным оскорбителям. Как говорит адвокат, краевая Фемида проигнорировала его жалобы, хотя могла их направить в суд первой инстанции, где они были бы рассмотрены по существу, что привело бы к отмене уголовного дела - признанию его незаконным, а не просто к прекращению на основании президентских поправок. Но «существо» – то, чего больше всего опасается наша судебная и правоохранительная система. Поэтому смягчение статьи 282 УК РФ дает обвиняемым надежду не столько на реабилитацию, сколько на послабление.

Информация Георгия Бородянского (Омск)                      

 

ЯНВАРЬ, 14

Виктор Торопцев

Суд в городе Амурске Хабаровского края арестовал на 10 суток задержанного накануне блогера Виктора Торопцева, который опубликовал видео похорон криминального авторитета. Об этом Торопцев сообщил «МБХ медиа». Блогера обвинили в том, что он управлял автомобилем, будучи лишённым прав. Торопцев заявил, что будет продолжать объявленную ранее голодовку, пока от него «не отстанут с этой историей о похоронах» и не вернут водительские права. Торопцев не является автором ролика, в котором в церемонии прощания с криминальным авторитетом Юрием Зарубиным, известным как Заруба, принимали участие работники прокуратуры и отдела полиции, которые якобы несли гроб. Впервые он был опубликован в Twitter на странице «Распад и неуважение». В региональном управлении МВД заявили, что начальник полиции Амурска не присутствовал на похоронах Зарубина. Тем не менее, была назначена служебная проверка. В ведомстве сообщили, что оценят репутационный вред, который был нанесен органам внутренних дел, после чего будут решать вопрос о защите чести и достоинства в суде. 12 января знакомый блогера сообщил «Сибирь.Реалиям», что Торопцева остановили сотрудники ГИБДД и задержали его, заявив, что его водительские права недействительны. В знак протеста Топорцев объявил голодовку. Вскоре блогера отпустили из полиции, как он считает, из-за большого общественного резонанса. Однако позже вновь задержали. Ранее Торопцев рассказал, что его трижды вызывали на допросы.

Радио Свобода, 14 января                                    

 

ЯНВАРЬ, 14

Руслан Соколовский

В Екатеринбурге уголовное дело по признанию экстремистом уральского блогера стало прецедентными в связи с тем, что в декабре прошлого года президент РФ Владимир Путин подписал закон о частичной декриминализации статьи 282 УК РФ («Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства»). Так, защита Руслана Соколовского, осужденного за ловлю покемонов в храме, подала ходатайство в Верх-Исетский районный суд Екатеринбурга с просьбой пересмотреть приговор. По словам его адвоката Алексея Бушмакова, если суд снимет судимость с блогера, то Соколовского также могут вычеркнуть из списка экстремистов. Напомним, в мае 2017 года Соколовского приговорили к 3,5 года лишения свободы условно. Блогер был признан виновным в возбуждении вражды, оскорблении чувств верующих и незаконном обороте специальных технических средств. Позже Свердловский областной суд сократил срок до 2 лет и трех месяцев.

Информация Владимира Голубева (Екатеринбург)             

 

ЯНВАРЬ, 14

Владимир Мануйленко

Верх-Исетский районный суд города Екатеринбурга прекратил уголовное дело блогера-неоязычника Владимира Серги (в миру Владимира Мануйленко). Лидеру объединения «Схорон еж Славен» грозило до пяти лет лишения свободы за репост двух статей на его странице «ВКонтакте», который он сделал в 2016 году. 26 июля 2018 года к Владимиру пришли полицейские с ордером на обыск. Из квартиры изъяли системные блоки, диски, кассеты, электронные носители, литературу и знаки древних рун, стяги. Мужчина дал подписку о невыезде. Любопытно, что тексты тех статей – «Урок о Власти яко Божей Стороне…» и «Жрец Славянский: Речь Владимира Богумила Голяка» – экстремистскими признаны не были и не признаны до сих пор. Адвокат Бушмаков уточнил, что Мануйленко считает себя невиновным, но лишен возможности доказать это, поэтому он хочет оспорить в суде действия следователя. Что ж, благодаря изменениям в законе, теперь нельзя возбуждать уголовное дело в отношении людей, которых подозревают в экстремизме впервые, если их деяние «не представляло серьезной угрозы для основ конституционного строя и безопасности государства». Уголовная ответственность будет наступать, если нарушение совершено более одного раза за год.

Информация Владимира Голубева (Екатеринбург)             

 

ЯНВАРЬ, 14

Михаил Алферов

В Кемерове блогера Михаила Алферова принудительно доставили в участок мирового судьи № 1 в Кировском районе. Об этом он рассказал в эфире на YouTube. Алферов говорит, что на постановлении о приводе не было печати. Блогер утверждает, что привод связан с административным делом о «митинге, которого не было». В июне блогеру назначили 160 часов обязательных работ из-за видео о митинге против депутата Амана Тулеева. Мужчине вменили повторное нарушение правил проведения акции (ч. 8 ст. 20.2 КоАП). Суд посчитал, что в видео на YouTube он призывает людей прийти на несогласованную акцию 1 июля. Блогер не признал свою вину. 8 ноября пристав составлял на Алферова протокол об уклонении от обязательных работ, но судья вернул протокол обратно приставу.

ОВД-Инфо, 14 января                                       

 

ЯНВАРЬ, 14

«Медиазона»

Приморский районный суд Санкт-Петербурга отклонил иск МВД к члену ОНК Яне Теплицкой и изданию «Медиазона» из-за публикации о пытках в отделе полиции № 78. Об этом Теплицкая сама сообщила ОВД-Инфо. Она отметила, что истец не пришел на заседание. Новость, которая стала причиной для подачи иска, «Медиазона» опубликовала в ноябре 2017 года. В ней говорится, что задержанный по подозрению в незаконном обороте наркотиков рассказал членам ОНК об избиении и пытках в 78-м отделе полиции. Мужчина утверждал, что при задержании ему «наступили на голову». В полиции посчитали, что публикация издания направлена на «причинение ущерба деловой репутации», которое снижает доверие граждан к деятельности ведомства. МВД требовало, чтобы издание удалило публикацию, а Теплицкая — посты в соцсетях. Истец также просил обязать ответчиков покрыть «расходы по оформлению протокола осмотра доказательств в размере 9 230 рублей» и оштрафовать Теплицкую на 50 тысяч рублей за ущерб деловой репутации.

ОВД-Инфо, 14 января                                         

 

ЯНВАРЬ, 15

Юрий Дудь

Анастасия Ивлеева

В Мещанский районный суд Москвы поступил иск о защите чести, достоинства и деловой репутации к журналисту Юрию Дудю и блогеру Анастасии Ивлеевой, истец требует с каждого по 50 млн. руб., передает RNS. Пресс-секретарь суда Юлия Котомина рассказала, что истец требует опровержения сведений в интервью, которое было опубликовано 21 августа. При этом она не уточнила, какие именно сведения он требует опровергнуть. Также он потребовал взыскать с каждого из участников интернет-шоу по 50 млн. руб. В выпуске от 21 августа Дудь и Ивлеева, помимо прочего, обсуждали секс. Многих пользователей возмутили высказывания Ивлеевой о том, какой размер должен иметь половой член, передает НСН.

Газета.Ру, 15 января                                         

 

ЯНВАРЬ, 15

Екатерина Федорова

Соучредитель PrimaMedia Алексей Мигунов подал во владивостокский суд иск о защите чести и достоинства против журналистки проекта «Сибирь.Реалии» Екатерины Федоровой, которая обвиняет его в изнасиловании. Екатерина Федорова 3 января написала в фейсбуке, что в октябре 2018 года Алексей Мигунов изнасиловал ее. Она отметила, что не стала обращаться в полицию, так как Мигунов - влиятельный человек, который бы не допустил расследования. Мигунов отверг все обвинения, но заявил, что приостанавливает работу в холдинге «на период всех разбирательств».

Медуза, 15 января                                  

 

ЯНВАРЬ, 15

Михаил Леонтьев

Телеканал ТВ7

Глава Хакасии, член КПРФ Валентин Коновалов выиграл иск о защите чести и достоинства к пресс-секретарю «Роснефти» Михаилу Леонтьеву. Абаканский городской суд признал сведения, распространённые Леонтьевым о Коновалове в эфире абаканского телеканала ТВ7, ложными и обязал редакцию выпустить опровержение. Поводом для иска к Леонтьеву послужил его сюжет четырёхмесячной давности, в котором утверждалось, что избирательная кампания Коновалова финансируется холдингом «Рутэк». Бенефициаром холдинга считается бизнесмен Глеб Хор, член партии «Единая Россия», которую во время предвыборной кампании активно критиковал Коновалов. В сюжете Леонтьев с издёвкой подчеркнул, что «коммунист на содержании единоросса – это вопрос революционной целесообразности». Коновалов, выигравший на тот момент первый тур губернаторских выборов у действующего главы региона, члена «Единой России» Виктора Зимина, посчитал это заявление косвенным обвинением в коррупции. Издание «Коммерсантъ» отмечает, что в суде представитель ТВ7 просила признать заявления Леонтьева оценочным суждением. Сам же ответчик в суд не явился и не стал доказывать свои утверждения. В свою очередь, источник Русской службы Би-би-си связывал сюжет Леонтьева о Коновалове с дружбой между главой «Роснефти» Игорем Сечиным и Виктором Зиминым. Сам Леонтьев заявлял, что ездил в Хакасию, чтобы «поддержать человека» в личном качестве, а не от лица «Роснефти». Решение суда Леонтьев прокомментировал так: «Мне это абсолютно неинтересно. Совершенно. Если это интересно господину Коновалову, то пусть он этим занимается. Пусть он и комментирует», – сообщает радио «Говорит Москва».

Радио Свобода, 15 января                                

 

ЯНВАРЬ, 15

Евгений Фельдман

Андрей Красавин

Полиция прекратила расследование уголовного дела бывшего гендиректора издательской компании «ИДР-Формат» Евгения Фельдмана и заместителя главного редактора входившего в нее журнала «Компания» Андрея Красавина, обвинявшихся в вымогательстве 200 тысяч долларов у руководства группы «Сумма». Об этом пишет газета «Коммерсантъ». Следствие продолжалось почти два года, но только сейчас принято решение об отсутствии в действиях фигурантов состава преступления. В постановлении следователь сослался на результаты лингвистической экспертизы, которая была завершена в конце лета 2018 года. Эксперты изучили записи разговоров Фельдмана и Красавина с советником президента «Суммы» Константином Паниным. Следствие расценивало эти переговоры как основное доказательство факта вымогательства журналистами, теперь же специалисты пришли к выводу, что в них «отсутствуют лингвистические признаки побуждения» со стороны Красавина и Фельдмана к передаче денег, «в том числе выраженного в форме требования, совмещенного с угрозами». Одновременно с прекращением уголовного дела следователь отменил Фельдману и Красавину меру пресечения в виде подписки о невыезде. Они имеют право на реабилитацию. Уголовное дело о вымогательстве было возбуждено 1 марта 2017 года после обращения в полицию представителя группы «Сумма». Он сообщил, что в журнале «Компания» вышла статья с негативной оценкой деятельности Зиявудина Магомедова и его структур. Позже журналисты якобы выдвинули требования о выплате денег, обещая не публиковать новые негативные статьи. Фельдмана и Красавина поместили под домашний арест. Оба они свою вину полностью отрицали. После того, как прокуратура вернула дело на дополнительное расследование, журналистов освободили под подписку о невыезде. В настоящее время совладельцы группы «Сумма» Зиявудин и Магомед Магомедовы находятся в СИЗО по обвинению в организации преступного сообщества, особо крупных растратах и мошенничестве. Сумма похищенных бюджетных средств оценивается в 2,5 миллиарда рублей. Магомедовых арестовали 30 марта 2018 года.

Лента.Ру, 15 января                                      

 

ЯНВАРЬ, 15

Андрей Денисенко

Свердловский районный суд Перми начал рассмотрение очередного иска бывшего главного редактора радиостанции «Эхо Москвы» в Перми» Андрея Денисенко. Отсудив 4 месяца назад у АО «Эхо», учредителя регионального СМИ, долг по зарплате за апрель 2017 года в размере 43,34 тыс. рублей и компенсацию за ее просрочку в сумме 11,59 тыс. рублей, журналист просит еще 60 тыс. рублей – как возмещение морального вреда. Уволившись с радиостанции 14 апреля 2017 года по собственному желанию и надеясь получить заработанные деньги, А. Денисенко долго вел переписку с бывшим работодателем. В суд он обратился только 3 апреля 2018 года, когда истек 12-месячный срок  исковой давности по требованиям за ноябрь-декабрь 2016 года и январь-март 2017 года. Уточненный иск был удовлетворен 4 сентября 2018 года частично - с выплатой  54,9 тыс. рублей. Решение не было обжаловано сторонами и вступило в силу 16 октября. Ровно через месяц в суде был зарегистрирован иск о возмещении морального вреда. На слушания 15 января 2019 года А. Денисенко не явился. Его представитель Павел Ромашов напомнил: «Ответчик уклонялся от обязательств перед работником, обещал погасить долг в досудебном порядке. Но в конечном счете заявил о пропуске срока исковой давности. Денисенко чувствовал себя обманутым, с ним поступили несправедливо». Представитель ответчика Екатерина Загарских заявленные требования не признала. Она сказала, что АО «Эхо» находится в сложном финансовом состоянии и не смогло исполнить прежнее судебное решение в добровольном порядке. Поэтому взысканные 54,9 тыс. рублей выплачены бывшему главному редактору в рамках исполнительного производства, возбужденного службой судебных приставов. Судья Ольга Лобастова отложила разбирательство на 12 февраля.

Информация Михаила Лобанова (Пермь)          

 

ЯНВАРЬ, 16

Вадим Тюменцев

Октябрьский районный суд Томска досрочно освободил видеоблогера Вадима Тюменцева, которого осудили на пять лет колонии общего режима из-за публикации двух видеороликов на личной странице во «ВКонтакте». Об этом пишет ТВ2. Тюменцева освободили в связи с частичной декриминализацией статьи 282 УК РФ («Возбуждение ненависти или вражды») по его ходатайству. По словам адвоката «Правозащиты Открытой России» Андрея Миллера, сторона обвинения предлагала удовлетворить ходатайство частично, просто исключив из текста приговора указание на статью 282. «Я доказал, почему нужно полностью удовлетворить ходатайство, а именно: убрать наказание по 282 статье и с учетом отбытого срока освободить политзаключенного. Суд полностью удовлетворил ходатайство с учетом корректив защитника и постановил освободить Вадима Тюменцева из мест лишения свободы немедленно», - пояснил изданию адвокат. В 2015 году видеоблогера и гражданского активиста Вадима Тюменцева приговорили к пяти годам колонии общего режима, хотя обвинение просило меньший срок - четыре года. Его признали виновным в «неприязни к гражданам, проживающим на территории Луганской и Донецкой областей Украины» за публикацию на личной странице «ВКонтакте» двух видеороликов. Также, по версии следователей, Тюменцев призывал к участию в несогласованной мирной акции и критиковал местную власть. Тюменцев говорил, что мэра Томска и губернатора Томской области необходимо заключить под стражу, так как он подозревает их в совершении экономических преступлений.

ОВД-Инфо, 16 января                                     

 

ЯНВАРЬ, 16

Вячеслав Прудников

В Красном Сулине (Ростовская область) резонансное дело о нападении на журналиста Вячеслава Прудникова с применением травматического оружия после года расследования направлено в суд. О событиях, случившихся в декабре 2017 года, написали практически все СМИ. Вячеслав Прудников и Дмитрий Недайвозов, на тот момент сотрудник одного из муниципальных предприятий Красного Сулина, выехали на территорию кладбища, расположенного недалеко от улицы Смоленской. Они обсуждали изготовление и оформление рекламного материала, который в дальнейшем должен был быть размещен в одном из городских изданий. Здесь их и увидел 27-летний житель Новошахтинска А. З., который не питал к В. Прудникову добрых чувств. Обвиняемого раздражали его публикации в прессе – и в газетах, и на сайтах – в которых содержалась негативная оценка деятельности ряда должностных лиц города и района, обнажались проблемы, указывались недостатки. На кладбище А. З. сказал потерпевшему все, что о нем думал. Однако Прудников тоже за словом в карман не полез. И этим очень разозлил обвиняемого. При себе у того имелся травматический пистолет. Из него гражданин А. З. открыл огонь по журналисту. Было сделано не менее 7 выстрелов. Вячеслав Прудников получил рану груди и локтя, а также ссадины в области лопатки. Журналист был доставлен в приемное отделение Красносулинской районной больницы, где медики оказали ему первую помощь и госпитализировали. На больничной койке Прудников провел почти месяц. Обвиняемый же скрылся с места происшествия, надеясь, что полицейским не удастся выйти на его след. Но надо отдать должное правоохранителям, они в ходе оперативно-розыскных мероприятий смогли установить и полностью изобличить А. З.  Следственный отдел по городу Красный Сулин СК СУ РФ по Ростовской области возбудил в отношении задержанного уголовное дело. Своими действиями обвиняемый совершил преступление, предусмотренное ч. 3 ст. 144 УК РФ («Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста путем принуждения к отказу от распространения информации, соединенное с насилием»). Гражданину А. З может грозить до 6 лет лишения свободы. Как говорится, почувствуйте разницу.

Наше время, 16 января                                     

 

ЯНВАРЬ, 17

«Аргументы недели»

Министр связи самопровозглашенной ДНР подал в суд на компанию «Рамблер» и издательский дом «Аргументы недели». Иск о защите чести и достоинства на 1 миллион рублей принял Симоновский суд Москвы. Как сообщил РИА адвокат Алексей Кузнецов, его клиент Виктор Яценко требует опровергнуть утверждения о том, что он якобы мог передавать спецслужбам Украины переговоры руководства самопровозглашенной республики.

Эхо Москвы, 17 января                               

 

ЯНВАРЬ, 17

«ВКонтакте»

«Невский завод цветных металлов» подал иск к соцсети «ВКонтакте», сообщается в карточке дела арбитражного суда Санкт-Петербурга. По данным «Ведомостей», металлоперерабатывающий завод через суд требует, чтобы соцсеть закрыла группу «Экология в Рыбацком», которая, как считают на предприятии, распространяет клевету в отношении завода и публикует «лживую, искаженную и заказную» информацию. Представители группы «Экология в Рыбацком» сообщили, что не слышали об иске, а завод не связывался с администрацией сообщества с требованием ограничить работу паблика. На предприятии объяснили, что не смогли связаться с администраторами группы, поскольку те не раскрывают своих имен. Во «ВКонтакте» неофициально сообщили, что раньше к соцсети уже подавали такие иски, но это первый иск от крупного предприятия. Ранее представители завода обращались в соцсеть с требованием закрыть группу, но «ВКонтакте» отказала. Официально в соцсети отказались от комментариев. Группа «Экология в Рыбацком» существует с 2016 года, в ней состоят около тысячи человек. Пользователи пишут в паблике об экологическом состоянии района Рыбацкое в Петербурге. Главным нарушителем экологии в районе авторы группы называют «Невский завод цветных металлов».

Ведомости, 17 января                                              

 

ЯНВАРЬ, 17

Хошави Мухаммед

В Москве госпитализирован собкор телеканала Kurdistan 24 Хошави Мухаммед, сообщил РИА Новости представитель Демократической партии Курдистана в России Хошави Бабакр. «Мухаммед получил травмы в результате нападения в районе студенческого городка РУДН в Москве. Он госпитализирован в тяжелом состоянии в Боткинскую больницу. Мы следим за его состоянием», - сообщил Бабакр. По его данным, нападение произошло еще несколько дней назад. Бабакр призвал журналистское сообщество Москвы осудить нападение и требовать его скорейшего расследования. C чем связан инцидент, не уточняется. Полиция установила участников конфликта и проводит доследственную проверку, сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-службу ГУ МВД по Москве. Решение о возбуждении дела пока не принято. Курдский журналист известен, в том числе, участием в пресс-конференциях президента РФ Владимира Путина.

Newsru.com, 17 января                                     

 

ЯНВАРЬ, 17

BBC

Роскомнадзор направил повторный запрос компании «Бритиш телевижн», вещателю телеканала BBC World News в России, сообщает «Интерфакс» со ссылкой на пресс-службу ведомства. Роскомнадзор требует предоставить дополнительные документы, подтверждающие, что вещатель исполняет российский закон, ограничивающий иностранное участие в СМИ. 16 января компания «Бритиш телевижн» предоставила Роскомнадзору запрошенные документы, «однако предоставленная информация не является исчерпывающей», сказали в пресс-службе ведомства. Роскомнадзор начал проверку канала BBC World News, вещающего на территории РФ, и интернет-издания «Би-би-си» в конце декабря 2018 года. По итогам проверки ведомство обнаружило на сайте «Русской службы Би-би-си» материалы, «транслирующие идеологические установки международных террористических организаций». В редакции заявили, что соблюдают российские законы.

Интерфакс, 17 января                                      

 

ЯНВАРЬ, 18

Нариман Мемедеминов

Верховный суд Крыма оставил в силе арест блогера и гражданского журналиста Наримана Мемедеминова, обвиняемого в призывах к терроризму из-за видеороликов, в которых он рассказывает про «Хизб ут-Тахрир». Об этом сообщает «Крымская солидарность» со ссылкой на адвоката Эмиля Курбединова. Суд, который проходил в закрытом режиме, отклонил апелляционную жалобу на постановление Киевского районного суда о продлении ареста Мамединову на два месяца. Защита, как и на заседании первой инстанции, просила изменить меру пресечения на домашний арест, однако суд согласился со стороной обвинения, которая считает, что обвиняемый может скрыться. Сам обвиняемый еще в районном суде заявил, что даже физически не смог бы этого сделать - его украинский паспорт лежит в здании ФСБ, а заграничный давно забрал следователь. Наримана Мемединова обвиняют в публичных призывах к терроризму через интернет (ч. 2 ст. 205.2 УК РФ). Поводом для преследования стали несколько видеороликов об исламе и деятельности организации «Хизб ут-Тахрир», которые блогер опубликовал в своем YouTube-канале. Сами ролики появились в 2013 и 2014 годах, когда Крым был частью Украины, где деятельность «Хизб ут-Тахрир» не запрещена. Информационно-аналитический центр «Сова» считает неправомерным признание «Хизб ут-Тахрир» террористической, так как сторонники партии в России до сих пор не были замечены в реальной заговорщической деятельности. А обвинения в подготовке насильственного захвата власти выдвигаются лишь на основании партийной активности. Наримана Мемедеминова задержали 22 марта. После этого «Крымская солидарность» опубликовала обращение по поводу случившегося: «Профсоюз работников независимых СМИ Крыма считает арест Наримана Мемедеминова очередной акцией устрашения, направленной на всех гражданских журналистов, работающих в Крыму, а также очередной демонстрацией целенаправленной борьбы правоохранителей со свободой слова на территории полуострова».

ОВД-Инфо, 18 января                                  

 

 

ЯНВАРЬ, 19

Телекомпания «Малина ТВ»

В Екатеринбурге продолжается катавасия вокруг ООО «Малина Медиа», бравшей у свердловской телекомпании «Четвертый канал» деньги на создание телекомпании «Малина ТВ». Теперь злополучная «Малина» признана банкротом. «Обязать конкурсного управляющего завершить процедуру конкурсного производства в срок до 25.05.2019 года и представить арбитражному суду отчет о результатах проведения конкурсного производства», - говорится в решении Свердловского арбитражного суда, опубликованном 10 января на его сайте. Конкурсным управляющим назначен Иван Бажин. Напомним, ООО «Малина Медиа» получило от «Четвертого канала» 17 (!) займов на общую сумму более 20 миллионов рублей. На эти средства журналистки Ольга Чебыкина и Екатерина Дегай создали телеканал «Малина ТВ». Однако телеканал так и не заработал в полную силу, активы общества «растворились», а долги перед «Четвёртым каналом» остались. Журналистам редакции просто повезло «выбить» долги по зарплате. Позже директор коммуникационного агентства Magic.Inc Платон Маматов выкупил долги ООО «Малина Медиа» у «Четверки» за три миллиона рублей. 23 ноября прошедшего года он подал заявление в арбитражный суд о привлечении Дегай к субсидиарной ответственности, и на время разбирательства суд арестовал ее имущество. Но самое пикантное в решении арбитражного суда от 10 января – это привлечение «Четвертого канала» в качестве соответчика к делу о миллионных долгах «Малины ТВ». Очень похоже, что сейчас «Четверка», давшая в свое время деньги на создание «Малины», а затем, в попытке вернуть хотя бы часть средств, продавшая долги Маматову, окажется в должниках самой себе! Впрочем, популярности «Четверки» это уже не грозит – она давно ушла в штопор после продажи прежними владельцами в прогубернаторский пул СМИ.

Информация Владимира Голубева (Екатеринбург)       

 

ЯНВАРЬ, 19

Роман Самойлов

В Санкт-Петербурге у Соловецкого камня были задержаны участники пикета. Как утверждают интернет-позьзователи акция была направлена против репрессий и пыток. Об этом пишут СМИ. В Telegram-канале «Бессрочного протеста» говорится, что у активистов был один плакат на семерых. В числе задержанных оказался журналист Роман Самойлов. Сообщается, что задержанных отвезли в 43 отдел полиции. Там с них взяли объяснения и отпустили. Акция возложения цветов против пыток и репрессий, а по совместительству в поддержку политзаключенных приурочена к 10-летию с убийства Станислава Маркелова и Анастасии Бабуровой.

Питер. ТВ, 19 января                                

 

ЯНВАРЬ, 19

Телекомпания ВГТРК

В Карелии телекомпания ВГТРК подготовила репортаж о том, как карельская строительная компания «Сана +» соблазняла граждан, желающих приобрести жильё, стоимостью предлагаемых квартир, а когда люди заключали с ней договоры, то оказывались в финансовой ловушке у строительной компании. Пострадали от действий «Саны+» как минимум 600 человек, обратившиеся с исками в суды, все они считают себя обманутыми строительной компанией при оформлении кредитных документов. Сюжет об этой истории, прошедший на канале ВГТК «Карелия», не мог понравиться руководству компании «Сана+». В результате та подала иск о защите чести и достоинства, требуя взыскать с телеканала и одного из заёмщиков, самостоятельно подготовившего и распространившего в Сети критический сюжет о компании, обманывавшей клиентов (автор-заёмщик сам стал жертвой «Саны+», о чём и рассказал). Арбитражный суд Карелии, рассмотрев в конце прошлого года исковое заявление «Саны+» о нанесённом ей репутационном вреде, иск удовлетворил частично: с ВГТРК было взыскано полмиллиона рублей, а требования истца к заёмщику удовлетворены не были. Телекомпания, не согласившись, с решением обжаловала его в Тринадцатом арбитражном апелляционном суде, в котором после изучения материалов судебного сопора и доказательств сторон вынесено было решение об отмене постановления Арбитражного суда Карелии с требованием взыскания денежной компенсации с телекомпании. Утверждать, что на этом судебная эпопея завершилась, преждевременно, но точно известно, что многие желающие строиться в Петрозаводске впредь с осторожностью будут относиться к компаниям, сулящим дешёвое жильё. Юридические ловушки, в которые строители втягивали своих клиентов, по-прежнему могут считаться работающими. Судьба сотен семей пострадавших от действий строительной компании «Саны +» остаётся незавидной. И то, что тележурналисты рассказали об их мытарствах, показав, кто виноват в произошедшем, возможно, спасло кого-то от ошибочного выбора строительной компании, продолжающей работать на этом рынке. Сама телекомпания, защищая права граждан, правда, тоже пострадала, погрузившись в затяжные судебные разборки.

Информация Анатолия Цыганкова (Петрозаводск)           

 

ЯНВАРЬ, 21

Саша Богино

Корреспондент «Медиазоны» Саша Богино обратилась в Европейский суд по правам человека с жалобой на Дзержинский суд Санкт-Петербурга, его внутренние правила и действия судебных приставов. Если ЕСПЧ встанет на сторону журналистки, это может стать хорошим прецедентом, на который будут в дальнейшем ссылаться и другие сотрудники СМИ. 22 марта журналистка с фотокорреспондентом Давидом Френкелем работали в Дзержинском суде Петербурга на очередном заседании по так называемому «Пензенскому делу» (оно же «Дело Сети»). Судья Александр Киреев должен был решить вопрос о продлении меры пресечения для одного из фигурантов дела. Заседание было открытым и журналисты, наравне с другими наблюдателями, могли на нем присутствовать. Еще до начала заседания судебный пристав обратил внимание, что у Саши открыт ноутбук и она ведет текстовую трансляцию из зала суда. Пристав потребовал прекратить трансляцию. Он мотивировал это тем, что заседание еще не началось и судья не разрешал подобные действия. Это при том, что согласно пункту 13 Постановления Пленума Верховного суда РФ №35 от 13.12.2012 года на открытых заседаниях журналисты имеют право вести аудиозапись, а также фиксацию происходящего с помощью текстовых записей в том числе в Интернете через ноутбук, телефон или планшет. В Дзержинском суде почему-то посчитали иначе. Когда корреспонденты отказались выполнять требования пристава, их просто выставили из зала суда. Впоследствии было заведено административное дело за «неисполнении законного требования судебного пристава». Богино оштрафовали на 500 рублей. «Я пытаюсь оспорить в ЕСПЧ запрет на ведение текстовой трансляции из зала суда, который в Дзержинском суде приравняли к «прямому эфиру». На ведение прямой видео - и аудиотрансляции с заседания нужно разрешение судьи, на ведение текстовых записей никаких разрешений не требуется, но сотрудники судов используют этот аргумент, чтобы выгонять любых неугодных журналистов с любых заседаний», - говорит Саша. Она пробовала оспорить решение суда в Петербурге. Но добиться отмены штрафа не удалось. «В России все ресурсы исчерпаны. Меня оштрафовали тогда за «неповиновение судебному приставу», мы обжаловали этот штраф, жалобу оставили без удовлетворения. Что ещё можно сделать в России с этим, я ума не приложу», - отмечает Богино. В Европейском суде по правам человека интересы Саши представляет адвокат Международной правозащитной группы «Агоры» Ирина Хрунова.

Лениздат, 21 января                                     

 

ЯНВАРЬ, 21

«Росбалт»

В Смольнинском районном суде Санкт-Петербурга завершилось рассмотрение дела по иску Владимира Тюрина к изданию «Росбалт». «Истец требовал опровержения информации, удаления статей и компенсацию морального вреда в размере пяти миллионов рублей», - рассказал «Лениздату» юрист информационного агентства Дмитрий Фирсов. Иск был принят судом к рассмотрению в октября прошлого года. Он касался двух публикаций на сайте «Росбалта», хотя Владимир Тюрин упоминается в текстах издания гораздо чаще. О Тюрине, так же называемом Тюрик, информагентство не раз сообщало применительно к делу об убийстве на Украине экс-депутала Госдумы РФ Дениса Вороненкова. По версии Генеральной прокуратуры Украины, Тюрин – бывший гражданский муж Марии Максаковой - является организатором этого убийства. На «Росбалте» также можно прочитать о его воровской карьере и нынешнем положении, его активных претензиях в последнее время на звание «вора в законе №1». В суде Тюрин, по словам представителя «Росбалта», пытался оспорить среди прочего и информацию о том, что он «вор в законе». Однако в иске было отказано.

Лениздат, 21 января                               

 

ЯНВАРЬ, 21

Василий Лопуга

В Вольске (Саратовская область) неизвестные бросили в дом журналиста стеклянную банку с химикатами. Еще до Нового года Василий Лопуга, который работает для интернет-портала «Про Вольск», обращался к правоохранителям из-за угроз, но проверку никто так и не начал. «Я обращался в ФСБ по области еще 14 декабря. Оттуда заявление направили в ГУ МВД по региону, оттуда еще куда-то… В итоге дело спустили в Вольск», - рассказал Лопуга. В момент нападения Василий Лопуга находился со своими родными дома. Ночью неизвестные разбили ему окно в доме и забросили банку с веществом хлорпикрин. В комнатах запахло серой. Стало тяжело дышать. Химикат, кроме того, что взрывоопасный, еще и ядовитый: взывает головную боль, интоксикацию. Причиной нападения на дом Василия Лопуги могли быть публикации о «разделе» муниципального кладбища Вольска. Такое мнение «Четвертой власти» высказал сам журналист. Емкость с ядом отправлена на экспертизу. Полиция ищет злоумышленников.

Новости Саратова, 21 января; Четвертая власть, 21 января  

 

ЯНВАРЬ, 22

Дмитрий Староверов

В ФЗГ обратился журналист Дмитрий Староверов. Он сообщил: «С 1996 года моя трудовая деятельность связана с журналистикой. В 1998 году я стал штатным журналистом газеты «МИГ. Южное Подмосковье», с 2006 – заместителем редактора данного издания. С 2006 по 2011 я являлся главным редактором газеты «Ока-инфо», с 2011 до 2018 г. – начальником отдела по взаимодействию со СМИ администрации Серпуховского района Московской области, а с 2018 года по настоящее время – главный редактор (гендиректор) ООО «ОКА.FM». В 2006 году предприниматель Борис Криводубский пригласил меня на работу в газету «Ока-инфо», учредителем которой он являлся… Примерно в 2013 году в работу нашей редакции стали активно вмешиваться представители силовых структур. Впервые полиция пришла в редакцию по какому-то заявлению из прокуратуры, содержание которого я сейчас не помню. Следующим неприятным контактом с властью стало судебное разбирательство с министром экологии Московской области. Потом нам начали отказывать в аккредитации на гороские мероприятия, перестали делать рассылку релизов. После расследований о давлении на бизнесменов со стороны силовиков в редакцию начали звонить некие сотрудники федеральной структуры и настойчиво приглашать на беседы… В июне 2018 года в редакции «Ока-инфо» и портала «ОКА.FM» одновременно нагрянула полиция. Под предлогом разбирательства по уголовному делу, совершенно не относящемуся к деятельности медиа, полиция изъяла практически всю оргтехнику, часть вещательного оборудования. Деятельность журналистов была на некоторое время парализована… Вскоре газете было отказано в аренде офисных помещений. В конце июля 2018 года я уволился с должности начальника отдела по взаимодействию со СМИ администрации Серпуховского района, которую я начал критиковать через СМИ. А уже осенью руководство Серпуховского района обратилось в суд с исковым требованием о выселении моей семьи из квартиры и расторгнуть договор приватизации… В декабре районный суд удовлетворил требование администрации и принял решение, несмотря на протест органов опеки, лишить жилья 8-летнюю владелицу квартиры (мою дочь) и, соответственно, всю нашу семью. 14 декабря 2018 года ко мне домой ворвались люди в масках и с оружием. Это произошло около 6.30 утра. В квартире находились моя жена и наш ребенок. Они кричали: «Лежать лицом в пол, не двигаться!», мне была предъявлена какая-то бумага, на основании которой следователь СК заявил о начале обыска. Обыск проводился примерно до 13 часов, были изъяты компьютер, мой мобильный телефон, документы на квартиру, и на автомобиль, а также фотоаппараты, флэш-карты. Затем последовали неоднократные вызовы на допросы. Главными темами во время допросов были мое отношение с бывшим работодателем – главой Серпуховского района Александром Шестуном, происхождение моего имущества и имущества членов моей семьи, отношения с учредителем газеты «Ока-инфо» и портала «ОКА.FM» Борисом  Криводубским и жизнедеятельность медиа, где я когда-либо работал или работаю… Убедительно прошу распространить вышеуказанную информацию о грубейших нарушениях прав журналиста в Московской области в связи с политически мотивированным преследованием».

**                                                                           

 

ЯНВАРЬ, 22

Первый канал

Первая супруга сатирика Михаила Задорнова Велта подала иск к «Первому каналу» на 4,5 млн. руб., следует из картотеки столичного арбитражного суда. Первым вниманием на это обратил портал «МБХ медиа». Исковое заявление Велта Задорнова передала в арбитраж 22 января. Спустя три дня оно было принято к производству. Требования бывшей жены сатирика касаются показов 21 июля и 10 ноября прошлого года концерта Задорнова под названием «Умом Россию не понять». Телеканал включил несколько эпизодов из выступления сатирика. Каждый из них, как считает Велта Задорнова, «нарушил исключительные права правообладателя». В связи с этим с «Первого канала» «за каждый факт нарушения» она потребовала по 1,5 млн. руб. Таким образом, общая сумма иска Задорновой к телеканалу составляет 4,5 млн. руб., говорится в заявлении. Другие детали этого дела в документе не приводятся.

РБК, 28 января                                       

 

ЯНВАРЬ, 23

Радио «Эхо Москвы в Ярославле»

Эфир с ЛГБТ-активистами на «Эхо Москвы в Ярославле» отменили из-за поступивших в адрес героев программы и радиостанции угроз. Об этом сообщила главный редактор радиостанции Людмила Шабуева на странице в Facebook. Программа была запланирована на 08:00 23 января, герои выпуска узнали об отмене эфира уже в редакции. Вместо отмененной передачи радиостанция провела интерактив со слушателями на тему уничтожения санкционных продуктов, просроченных товаров в Ярославле и платных бахил в больницах. Приглашенные на радио ЛГБТ-активисты из инициативной группы «Каллисто», участвовавшие в Ярославле в рамках акции #saveLGBTinRussiа, сообщили, что не подверглись нападению при выходе с радиостанции. В эфире планировалось обсудить волну преследований геев в Чечне.

Лента.Ру, 23 января                                            

 

ЯНВАРЬ, 23

Газета «Семилукский вестник»

В Воронеже завершилось дело о защите деловой репутации крупного химического завода. В общей сложности представители предприятия пытались доказать в суде порочащий характер 19 фраз, опубликованных в районной газете, и взыскать с неё 2 млн рублей. Редакция независимой газеты «Семилукский вестник» (Воронежская область) обратилась за помощью в Центр защиты прав СМИ после того, как получила в свой адрес два иска о защите деловой репутации и компенсации в размере 2 млн рублей от компании «Ника-Петротэк» (является разработчиком и производителем химических реагентов для нефтепромышленности). Поводом к первому судебному разбирательству, где интересы ответчика представляла юрист Светлана Кузеванова, стали шесть публикаций в газете, появившиеся в октябре 2016 - июне 2017 годов. В них описывалось противостояние местных жителей заводом, принадлежащим компании-истцу, которые жаловались на загрязнение воздуха выбросами с завода и на ухудшение состояния их здоровья. 18 декабря суд полностью отказал в удовлетворении исковых требований по этому иску. Поводом для второго судебного разбирательства стали 13 фраз из 4 публикаций, последняя из которых вышла в марте 2018 года. Интересы издания в суде представляла юрист Екатерина Зубань. В спорных материалах сообщалось о том, что жители считают, что выбросы с завода влияют на экологическую обстановку в городе и состояние их здоровья, а также о том, что инвесторы занимаются финансовыми манипуляциями по невозврату в налоговую службу страховых платежей за ущерб здоровью рабочих. По каждому из исков «Ника-Петротэк» требовала взыскать с газеты «Семилукский вестник» компенсацию якобы причиненного репутационного вреда в размере 1 млн. рублей. 23 января 2019 года Арбитражный суд Воронежской области также полностью отказал в удовлетворении исковых требований по второму иску. Таким образом, суд встал на сторону издания в праве освещать экологическую обстановку в городе и высказывать критику в отношении деятельности химического завода.

Центр защиты прав СМИ, 24 января                        

 

ЯНВАРЬ, 24

Журнал «Красная бурда»

Что бы ни писали оптимисты о тенденциях на рынке СМИ Среднего Урала, но одна из них очевидна и печальна: «бумага» вчистую проигрывает Интернету. В газетных киосках Екатеринбурга практически исчезла местная пресса, в лучшем случае там можно приобрести общероссийские издания с региональными вкладками. Да и почтальоны стали редкими гостями в наших подъездах, почтовые ящики полны газетами разве что в краткосрочные периоды выборных кампаний. Новый факт, подтверждающий негативную тенденцию: 24 января вышел в свет последний номер легендарного юмористического журнала «Красная бурда». Выпускать журнал на бумаге уральские юмористы больше не намерены, хотя начали издавать его еще в 1990-м. «Бумага невыгодна, очень много даже не денежных, а временных затрат - на рассылку, изготовление. Это мешает заниматься тем, что приносит доход - сочинительством, - пояснил агентству URA.RU один из авторов «Бурды» Александр Ельняков. - От бумаги уходят все, кто живет за свой счет и у кого нет государственных дотаций». Однако журнал останется жить в электронной версии - в виде сайта, который обновляется несколько раз в день. Авторы регулярно выступают с концертами, издают книги, пишут сценарии для разных мероприятий, на радиостанции «Юмор FM» регулярно выходит программа «Красная бурда».Зарабатывать они планируют и на рекламе, на продаже своих шуток. Например, сейчас у них есть постоянная страница в «Областной газете». Последний номер - №12 за 2018 год - вышел самый обыкновенный, без траурных рамок. Что радует: без юмора сложно воспринимать происходящее вокруг.

Информация Владимира Голубева (Екатеринбург)

 

 

ЯНВАРЬ, 24

«Дебри-ДВ»

Роскомнадзор проводит проверку по жалобе Татьяны Мовчан на издание «Дебри-ДВ». Татьяна Мовчан - депутат Законодательной думы Хабаровского края, которой бывший губернатор Вячеслав Шпорт незадолго до своего поражения на выборах назначил доплату к пенсии в размере 187 тысяч рублей. По мнению парламентария, распоряжение губернатора о назначении ей доплаты является конфиденциальной информацией, и распространять данные сведения без ее согласия «Дебри-ДВ» не имели права. В «Дебрях-ДВ» жалобу «слуги народа» в Роскомнадзор расценили как попытку оказания давления на СМИ, которая носит признаки коррупционной составляющей по сокрытию своих доходов. Редактор «Дебрей» Константин Пронякин обратился с публичным заявлением в Хабаровское региональное отделение «Единой России» с просьбой об исключении из ее рядов депутата Законодательной думы Хабаровского края Мовчан Т.Н. Он считает, что депутат нарушила этические нормы, принятые на XVIII съезде «Единой России», в частности, рекомендации «придерживаться принципа личной скромности и сдержанности в публичном поведении». Мовчан Т.Н. не рядовой член партии, говорится в заявлении, а входит в региональный политический совет партии «Единая Россия», в президиум регионального политического совета партии. Какой пример она показывает партийцам и народу? Пронякин просит рассмотреть и обсудить его заявление на партийной конференции «Единой России», которая состоится 31 января 2019 года, и о принятом решении сообщить ему лично. Редакция ИА Хабаров.today, вставшая на защиту коллег, напомнила депутату, что она является публичным лицом, а данные о ее доходах ежегодно размещаются на сайте Законодательной думы Хабаровского края. В Гражданском кодексе из запрета на сбор, хранение, распространение и использование любой информации о частной жизни гражданина есть и некоторые исключения. Эти действия не будут являться запрещенными, если они осуществлялись в государственных, общественных или иных публичных интересах. В данном случае общественный интерес о структуре дохода депутата явно налицо.

Информация Ольги Васильевой (Пятигорск)            

 

ЯНВАРЬ, 25

DailyStorm

Заместитель главного редактора издания DailyStorm Ростислав Богушевский в своем Telegram-канале рассказал о давлении на журналистов. «Мои ребята и я в отделе «Общество» Daily Storm пишем по темам, которые считаем важными или резонансными… Рассказываем о мошеннических схемах, несправедливости и нечистоплотности отдельных чиновников, о сомнительных госзакупках, ЧВК. Последние две темы вызвали особый интерес у некоторых людей. К нам в редакцию начали обращаться «доброжелатели», которые под видом источников информации пытаются информацию эту у нас получить сами. Другие звонят и предлагают купить взломанную почту Евгения Пригожина, где якобы содержатся данные об аффилированных с ним компаниях, финансовых операциях и так далее», - написал Богушевский. Он подчеркнул, что издание работает строго в рамках закона о СМИ, а потому не покупает взломанную переписку и не сдает свои источники. «И последнее: пожалуйста, не надо больше вечером встречать меня у подъезда съемной квартиры и пытаться поговорить о том, на кого мы работаем. Мы работаем на благо страны», - сообщил Ростислав Богушевский.

Лениздат, 25 января                                       

 

ЯНВАРЬ, 25

Издание Koza Press

В Нижнем Новгороде суд вынес решение по иску о защите деловой репутации к местному интернет изданию Koza Press. Истцом стала саморегулируемая организация «Союз Строители Приволжья». Истец потребовал опровергнуть сведения, изложенные в публикации, которая появилась на сайте еще в сентябре 2017 года. Автор материала, используя данные сайта «Национального объединения строителей», делает вывод о неустойчивом положении «Строителей Приволжья». В тексте также отмечается, что организация находится в списке «претендентов на вылет из государственного реестра». Строители Приволжья» заявили, что эти данные были неактуальны на период публикации, и потребовали от Koza Press публикации опровержения и возмещения средств, потраченных на госпошлину, нотариуса и лингвистичесую экспертизу текста. Суд полностью удовлетворил требования истца. Интересы издания защищали юристы Центра защиты прав СМИ Светлана Кузеванова и Екатерина Шмыгина. «Мы удивлены решением суда, потому что требования истца касались сведений, которые либо были достоверными, либо не сообщали о действиях самой организации, – рассказывает Светлана Кузеванова. – Также суд взыскал в пользу истца средства, которые он потратил на производство лингвистического исследования до суда. Специалист провел анализ всей публикации целиком, а оспаривались всего 3 фразы. Будем обжаловать это решение и дальше защищать право издания распространять такого рода информацию».

Информация Романа Жолудя (Воронеж)                          

 

ЯНВАРЬ, 28

СМИ Ставропольского края

Обозреватель газеты «Открытая», кандидат политических наук Антон Чаблин выступил с докладом на заседании Координационного совета региональных СМИ при Общественной палате РФ. Многие факты из этого доклада ФЗГ ранее приводил в своих дайджестах. Это и систематические нападения на журналистов - федеральных и местных, занимающихся расследованием коррупции в крае, и финансирование сговорчивых газет, журналов, интернет-изданий, телеканалов. В докладе Чаблина в Общественной палате были раскрыты тайны «бюджетной» бухгалтерии краевых СМИ. 2019 год только начался, а правительство уже объявило серию конкурсов для распределения почти 44 млн. рублей между СМИ, которые должны освещать деятельность чиновников. И совершенно очевидно, что это «освещение» будет сладко-карамельным. В прошлом году «чемпионом госзаказа» оказалась газета «Комсомольская правда», которая получила от правительства края на освещение его деятельности почти 18 млн. рублей (к слову, местный, ставропольский, тираж «КП» намного меньше, нежели у «Открытой»). Облагодетельствованы были и другие покладистые СМИ, не позволяющие себе кусать кормящую их руку. Но рекорд бюджетных вливаний остается за местным телевидением. 152 млн. рублей получило в прошлом году из краевого бюджета госучреждение «Ставропольское телевидение» (канал «Свое ТВ»). Цифры, озвученные в докладе Антоном Чаблиным, поразили даже многоопытного члена Общественной палаты России Александра Малькевича, который сам прежде возглавлял телеканалы в Омске, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Карачаево-Черкесии. «Цифры очень впечатляющие! Я был в гостях на ставропольском телевидении и не могу даже представить, куда там такие деньги тратятся!», – сказал он. Начальник юридической службы Союза журналистов России Наталья Голоснова рассказала, что чиновники по всей стране практикуют самые изощренные способы давления на независимую прессу: отказы в аккредитации, судебные иски, задержания «неугодных» журналистов. Число обращений преследуемых СМИ растет столь быстро, что, по словам Голосновой, Союз журналистов в 2018 году вынужден был заключить соглашение с Ассоциацией юристов России и создать «горячую линию» для бесплатных юридических консультаций. В Общественную палату приехали журналисты независимых СМИ из разных уголков России, и они делились собственными историями преследований со стороны власть имущих. Отмечалось на заседании, например, что сразу в нескольких субъектах РФ (Московской, Новгородской, Псковской областях) губернаторы вдруг затеяли «оптимизацию» районных газет – самых уязвимых СМИ в любом регионе, и так балансирующих на грани выживания. Цель подобной «оптимизации» – заткнуть рот именно тем изданиям, которые позволяют себе иметь собственную позицию и собственный голос. Преследуют даже тех, чей голос очень осторожен. Так, в прошлом году на Ставрополье был изъят и уничтожен тираж газеты «Благодарненские вести», всего лишь напечатавшей подборку критических мнений земляков о пенсионной реформе под заголовком «Цель: дожить до пенсии». А ведь «Благодарненские вести» считаются одной из лучших районных газет Ставропольского края, это издание отмечено наградами именно за «связь с читателем». Новое опасное явление – преследование активистов, людей бескорыстно отстаивающих интересы и права земляков и публикующих свои расследования в СМИ. На Ставрополье это также стало тревожной тенденцией – ФЗГ писал о нападениях на журналиста «Открытой» Антона Чаблина и на блогера Илью Варламова. А активному автору «Открытой газеты» Любови Черновой мерзавцы исписали похабщиной и изуродовали входную дверь квартиры. Отомстили за разоблачительные публикации о незаконных застройках Ставрополя. 74-летняя Чернова возглавляет «Протестный комитет Ставрополя», много лет защищающего Русский лес, который при активном участии мэра Андрея Джатдоева застраивается роскошными дворцами местных олигархов. Все это - лишь небольшая часть фактов административного и криминального давления, с которыми вынуждена сталкиваться независимая пресса Ставрополья. За неотъемлемое журналистское право говорить своим читателям правду.

Информация Ольги Васильевой (Пятигорск)           

 

ЯНВАРЬ, 28

СМИ Карелии

В Кодекс этики и служебного поведения руководителей муниципальных учреждений и предприятий Петрозаводска внесены изменения, согласно которым руководители и сотрудники муниципальных учреждений лишаются права без согласования с работодателями, то есть с Петрозаводской мэрией, общаться с журналистами, передавая им информацию или комментируя события городской жизни. Данное новшество объяснили тем, что руководители подразделений столичной администрации или образовательных и социальных учреждений не всегда в полной мере владеют ситуацией, и потому могут предоставлять СМИ информацию, не в полной мере отвечающей реальному состоянию дел. Всем подведомственным учреждениям столичной мэрии требуется теперь перед тем, как давать комментарии журналистам, получать от них информацию «об объекте внимания СМИ, о теме готовящегося материала, его социальной значимости», сообщая руководству Петрозаводской администрации, что от редакции поступил вопрос. Изменения, включённые в кодекс, запрещают руководителям публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе и в СМИ, в отношении деятельности органов местного самоуправления и их руководителей. Разумеется, данные новации обеспокоили журналистов, потому что они затрудняют получение оперативной информации о деятельности органов власти. Руководители бюджетных организаций Петрозаводска, и ранее неохотно шедшие на контакт с журналистами, теперь получили право (этический кодекс их к тому обязывает) на законных основаниях уклоняться от общения с прессой. Как минимум, громоздкая процедура согласования вопросов-ответов затормозит получение жителями Петрозаводска оперативной и объективной информации о работе органов местной власти. Впрочем, мэр города Ирина Мирошник с подобной трактовкой изменений Кодекса этики и служебного поведения руководителей муниципальных учреждений и предприятий не согласна, утверждая, что ничего нового в документ поправки не вносят, и прежде похожие в нём присутствовали, теперь они лишь конкретизированы. По её словам, обновлённые правила заставят сотрудников мэрии и бюджетных учреждений более требовательно относиться к собственным комментариям, понимая, что всё ими публично озвученное воспринимается жителями Петрозаводска как официальное заявления органов городской власти. А некомпетентность конкретных сотрудников мэрии дискредитирует власть в целом. Чтобы информация, передаваемая в СМИ, была объективной, полной, актуальной и требуется, по мнению Мирошник, контроль за сведениями, распространяемыми работниками мэрии. Таким образом, считает она, её подчинённые не будут впредь нести чушь под видом достоверной информации. При этом, комментируя нововведение, она убеждена, что поправки в этический кодекс не ограничат прав журналистов на получение информации, более того, она подчёркивает, что представители власти, к которым обращаются за комментариями журналисты, не имеют права не отвечать на их вопросы, ссылаясь на изменения в кодексе этики. Надо сказать, что прописанное в документе противоречит тому, что говорит глава Петрозаводска И. Мирошник. Дело в том, что в документе написано, что за нарушение запрета на несогласованное общение с журналистами предполагается дисциплинарное взыскание для нарушителя, что, естественно, чревато служебными неприятностями для сотрудников мэрии и бюджетных учреждений, которые предпочтут не рисковать, и без согласования не взаимодействовать с прессой. Этическая норма уже действует с конца прошлого года, однако пока не достаточно материала, чтобы понять, насколько она препятствует работе журналистов. Но такой опыт в ближайшие месяцы появится, и что-то подсказывает, будет он, скорее всего, скандального характера. Тогда, не исключено, новую редакцию этического кодекса Петрозаводской мэрии придётся оспаривать в суде. Такой опыт у Союза журналистов Карелии уже был в прошлом, когда мэрию заставили через суд поменять нормы аккредитации, препятствующие работе СМИ.

Информация Анатолия Цыганкова (Петрозаводск) 

 

ЯНВАРЬ, 28

Роман Юшков

Следственный комитет РФ начал проверку в отношении пермской общественной активистки Татьяны Кротовой в связи с её интервью о работе в пермской ячейке иудейской ультраортодоксальной секты «ХаБаД Любавич». Силовики подозревают Кротову в совершении преступления по статье «Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности» (ст. 280 УК РФ). До этого проверку вёл Центр по противодействию экстремизму. По поручению Центра «Э» Пермское бюро судебных экспертиз провело лингвистическую экспертизу и обнаружило в высказываниях Кротовой признаки экстремистской пропаганды. Первоначальным поводом для проверки послужили заявления жителя города Чайковский, направленные им в различные инстанции. В них он требовал принять меры по фактам экстремистской деятельности еврейской секты «ХаБаД Любавич», описанным в интервью Кротовой. Однако в ходе проверки никаких претензий еврейским фундаменталистам предъявлено не было, зато признаки преступления борцы с экстремизмом нашли в высказываниях самой Татьяны. Доследственную проверку ведёт Следственный комитет. Дело поручено следователю по особо важным делам подполковнику юстиции Гульнаре Абибулаевой. На протяжении нескольких лет Татьяна Кротова была сотрудницей Еврейского общинного центра «ХаБаД Любавич Ор Авнер Пермь» и изнутри наблюдала деятельность хасидской общины. Интервью в двух частях было дано пермскому медийному и общественному деятелю Роману Юшкову и опубликовано минувшим летом. Среди прочего, бывшая помощница хасидского раввина поделилась впечатлениями касательно активно культивируемой в организации идеи расового превосходства евреев. На днях Татьяна Кротова, а также взявший у неё интервью Роман Юшков были допрошены в Ленинском отделе Следственного управления Следственного комитета РФ по Пермскому краю. «Любому непредвзятому человеку очевидно, что в моём интервью нет никаких призывов, я просто описывала то, что видела и слышала в Хабаде, - говорит Татьяна Кротова. - Где они увидели призывы к экстремистским действиям? Это полный бред! Понятно, что 282-ю статью Путин частично декриминализировал, и она сейчас для силовиков менее интересна, поэтому моё интервью сейчас притягивают за уши к «экстремистским призывам». В принципе, репрессии за публично высказанную правду о Хабаде были ожидаемы».

Агентство «Перископ», 28 января                                 

 

ЯНВАРЬ, 28

ИА «Перископ»

После публикации ИА «Перископ» информации о проверке, которую Следственный комитет РФ начал в отношении пермской общественной активистки Татьяны Кротовой в связи с её интервью о работе в пермской ячейке иудейской ультраортодоксальной секты «ХаБаД Любавич», в результате хакерской атаки перестала работать рассылка этого информационного агентства.                                 

Агентство «Перископ», 28 января  

 

ЯНВАРЬ, 28

Даниил Маркин

Еще один житель Алтайского края – 20 летний студент Даниил Маркин освобожден от уголовного преследования, благодаря декриминализации статьи 282 УК РФ. Как и двум его земляками (Марии Мотузной, Андрею Шащерину) ему было предъявлено обвинение в «разжигании ненависти к верующим» за репосты картинок ВКонтакте. Молодой человек, в частности, скопировал изображение героя сериала «Игра престолов» Джона Сноу, умершего в пятом сезоне, а в шестом ожившего: мем сопровождался подписью, схожей с приветствием православных во время Пасхи: «Джон Сноу воскрес! Воистину воскрес!». В ходе прошедшего на минувшей неделе заседания Железнодорожного райсуда Барнаула были оглашены результаты психологической экспертизы, проведенной еще в ноябре прошлого года, которая не выявила в скриншотах, представленных следствием, оскорбления чувств верующих. На днях решение суда вступит в силу, после чего правоохранители должны вернуть Даниилу изъятую при обысках технику и разблокировать банковские счета. Добиваться реабилитации и компенсации причиненного ему морального и материального вреда он не собирается. «Все это потребует новых материальных затрат, времени и моральных сил, которых, если честно, к настоящему времени у меня и моей семьи уже не осталось», – сказал Маркин «Сибирь.Реалиям». Еще один алтаец – гражданский активист из города Заринска Антон Ангел, остается пока под статьей 282 УК: он обвиняется в «разжигании ненависти к лицам еврейской национальности». Его страницу ВКонтакте неоднократно вскрывали неизвестные, а «экстремистом» стал он после того, как опубликовал ряд критических материалов в адрес руководства городской администрации.

Информация Георгия Бородянского (Омск)                    

 

ЯНВАРЬ, 29

Константин Ишутов

Московский районный суд Чебоксар до 3 апреля продлил запрет на определенные действия местному блогеру Константину Ишутову. Его обвиняют в реабилитации нацизма в социальной сети (ч. 2 ст. 354.1 УК РФ). После суда домой к мужчине в третий раз, за время расследования дела, пришли с обыском, пишет в фейсбуке его адвокат Юрий Иванов. Во время обыска оперативники изъяли клавиатуру, мышку и коллекцию монет и купюр. По словам Иванова, о том, что состоится заседание суда по продлению запрета на определенные действия, он и его подзащитный узнали за 20 минут до его начала. Ограничение на определенные действия включает в себя запрет на пользование интернетом, почтой, телефоном. Также Ишутову нельзя покидать дом с 22 часов вечера до 6 часов утра и общаться с другими фигурантами дела. Блогера задержали 4 октября, после чего у него дома провели обыск, изъяли компьютер и фототехнику. Следствие считает, что блогер опубликовал в соцсети листовку, обращенную к советским солдатам. Ишутов подписал ее так: «Когда Третий рейх относится к советскому народу лучше, чем Путин к российскому». Ишутова не стали заключать под стражу, но на время следствия наложили запрет на определенные действия. На странице блога «7×7» Константин Ишутов писал, что одно из направлений его деятельности - «расследование скандальных тем, связанных в том числе с преступлениями в органах власти Чувашской Республики». В частности, в своем блоге он рассказывал о «фальсификации доказательств сотрудниками полиции» по его административному делу, которое завели из-за участия в митинге 26 марта 2017 года. Суд потребовал удалить эти публикации, одобрив иск МВД - полицейские заявили, что тексты Ишутова «унижают честь и достоинство сотрудников органов внутренних дел». Позднее Верховный суд Чувашии отменил решение об удалении публикаций. В июле блогер сообщил об угрозах судебных приставов с требованием удалить видео об МВД.

ОВД-Инфо, 29 января                                           

 

ЯНВАРЬ, 29, 30

«ПолитЭксперта»

В Санкт-Петербурге неизвестный «почтовый террорист» 30 января в пятый раз отправляет письма в полицию с угрозами взрыва здания, которое расположено на улице Оптиков. Всех сотрудников БЦ «Лахта-2», где находится редакция «ПолитЭксперта», эвакуировали. Рабочий процесс приостановлен. Сотрудники правоохранительных органов провели проверку и заявили, что предметов, представляющих угрозу жизни и здоровью людей, обнаружено не было. Во вторник, 29 января, всех сотрудников бизнес-центра эвакуировали также из-за угрозы взрыва. «Учитывая систематический характер угроз, главный редактор сохраняет за собой право обратиться в правоохранительные органы с просьбой разобраться в сложившейся ситуации и пресечь деятельность тех, кто пытается препятствовать работе СМИ», - ранее сообщили в редакции «ПолитЭксперта».

ФАН, 30 января                                        

 

ЯНВАРЬ, 29

Станислав Савончик

Тамбовский журналист «МБХ Медиа» Станислав Савончик 29 января побывал на допросе в следственном управлении СК РФ - его вызвали как свидетеля по делу о клевете на губернатора Александра Никитина и его первого зама Олега Иванова. Журналисту вернули изъятые ранее при обыске два ноутбука и телефон, однако обвинение предъявлено не было, а само дело не закрыто. Поводом для преследования журналиста стало его интервью с преподавателем кафедры связей с общественностью МГИМО (У) МИД РФ Юрием Анциферовым «Реальным руководителем области является Олег Иванов, а не Александр Никитин» на тамбовском портале «Твердый знак». В материале прозвучала критика в адрес первых лиц региона. Интервью было опубликовано 5 декабря 2017 года, затем Александр Никитин и Олег Иванов написали заявления. Уголовное дело в отношении неизвестных лиц по статье 128.1 УК РФ («Клевета») заведено 5 января 2018 года. 2 ноября 2018 года полицейские задержали Савончика на вокзале Мичуринска, когда он возвращался из Севастополя в Тамбов. В тот же день у него провели обыск, изъяли два ноутбука, системный блок и телефон. После этого состоялось два допроса. Обвинение предъявлено не было. Через месяц Савончик уехал в Петербург. «Я признал, что я опубликовал этот материал. Анциферов признал, что он действительно это писал. Мы оба признали, и мы ждали, что нас обвинят уже в чем-то или отпустят. Но ни того, ни другого не произошло, еще четыре месяца мы были в неведении, причем технику мою мне забирать не разрешали, - говорит Савончик. - Статья у меня та же - «Клевета», но я полагаю, все что угодно может произойти. Если год прошел, дело либо закрывают, либо продлевают, продлить его не так-то легко, но они его продлили. Возможно, мне предъявят обвинение. Настоящую причину обыска и всего дела журналист видит в попытках найти его контакты в администрации, сотрудники которой предоставляли ему не предназначенную для широкой огласки информацию. Еще одним поводом для преследования могли стать расследования, в том числе о строительстве школы в наукограде Мичуринске на 1270 учеников, которое должно было закончиться к концу 2017 года. «Дело возбуждено «в отношении неизвестных лиц». Это намеренно, потому что категорию частного обвинения, когда все известно, рассматривают непосредственно суд либо УВД, но никак не Следственный комитет и отдел по особо важным делам. Слишком статус высокий, и поскольку интересы первых лиц задействованы, дело может рассматривать Следственный комитет. Если возбуждается дело по частному обвинению в клевете, то заявители обязаны приходить в мировой суд и доказывать, что их оклеветали», - пояснила мать журналиста Вера Савончик.

7Х7, 30 января                                         

 

ЯНВАРЬ, 30

Интернет

Костромской блогер, не пожелавший раскрывать своего имени, сообщил СМИ, что он был оштрафован на 1 тыс. рублей по ст. 20.29 КоАП («Массовое распространение экстремистских материалов») за публикацию двух видеороликов в соцсети «ВКонтакте». По всей видимости, речь идет о постановлении Димитровского районного суда Костромы в отношении некоего И. Вилкова. По словам блогера, речь в составленном полицейскими протоколе шла о двух видеозаписях, загруженных в соцсеть в 2014 году. Одно из них касалось беспорядков на Манежной площади в 2010 году, а другое представляло собой рэп-баттл между персонажами, похожими на Владимира Путина и Адольфа Гитлера. Во втором случае речь идет, судя по всему, о видеоролике, в 2017 году внесенном в Федеральный список экстремистских материалов под номером 4289 под названием «Великая реп битва - Путин против Гитлера». Мы считаем запрет этого клипа неправомерным, так как его авторы не пропагандировали нацизм, а лишь критиковали политику Путина и высмеивали взаимные обвинения России и Украины в фашизме. Что касается видео о беспорядках на Манежной, то нам неизвестно, о каком именно материале шла речь, но, скорее всего, это было одно из пропагандистских видео ультраправых, правомерность запрета которых мы не оспариваем.

Сова, 31 января                                                  

 

ЯНВАРЬ, 30

Сергей Кагермазов

Корреспондента «Эха Москвы в Петербурге» Сергея Кагермазова не пропустили в Законодательное Собрание, где проходит заседание депутатов. Журналисту отказались выдавать разовый пропуск, мотивировав это тем, что поступило много заявок, а места в зале для прессы ограничены. Чуть позже корреспондент издания «ЗАКС.Ру», который смог пройти в здание городского парламента, сфотографировал тот самый зал для СМИ. На снимке хорошо видно, что примерно из ста мест для журналистов заняты от силы десять. Остальные пустуют. «Это недопустимо, когда орган власти проявляет избирательность при допуске тех или иных СМИ. Я не знаю, по какому критерию отказали «Эху Москвы в Петербурге». Устно нам сказали, что это связано с большим количеством заявок. Я, во-первых, в это не очень верю. Во-вторых, сколько бы ни было заявок, невозможно средству массовой информации отказывать в освещении регулярной работы законодательного органа власти. Это орган народного представительства и он отрезает себя от избирателей, которые являются нашей аудиторией. Я не знаю, связано это с Кагермазовым или нет, дело же не в фамилии, - прокомментировал ситуацию главный редактор «Эха Москвы в Петербурге» Виталий Дымарский. На брифинге в ЗакСе спикера парламента спросили о недопуске Сергея Кагермазова. «Это тот Кагермазов, который отказался служить в армии? Который бегал, как заяц, по загранице? Который отказался выполнять свой мужской и воинский долг и бегал по загранице, как заяц, от призыва в армию? Коллеги, тут слов просто не находится», - ответил Вячеслав Макаров. В пресс-службе Собрания «Лениздату» сообщили, что аккредитация журналистов проводится строго в соответствии с законом о СМИ и положением об аккредитации самого ЗакСа. Однако пояснить, какой именно пункт закона или положения нарушил Сергей Кагермазов, начальник управления по информации и общественным связям парламента Елена Гаврищук не смогла.

Лениздат, 30 января                                 

 

ЯНВАРЬ, 31

The New Times

Евгения Альбац

Мосгорсуд отклонил жалобу журнала The New Times на многомиллионный штраф, наложенный на издание в конце прошлого года. Главный редактор The New Times Евгения Альбац назвала решение «ожидаемым». Она собирается обжаловать его в Верховном суде и в Европейском суде по правам человека. В октябре 2018 года суд в Москве оштрафовал The New Times и его главного редактора на 22 миллиона 280 тысяч рублей, признав их виновными в несвоевременной подаче данных о зарубежном финансировании. Согласно решению, издание, получив деньги от некоммерческой организации «Фонд поддержки свободы прессы», признанной иностранным агентом, не предоставило в Роскомнадзор уведомление о получении средств за второй, третий и четвёртый кварталы прошлого года. Евгения Альбац назвала тогда решение суда «политическим заказом» на ликвидацию журнала. По её утверждению, издание «отчитывалось за каждую копейку». Дело, по которому был выписан многомиллионный штраф, долгое время находилось в прокуратуре, но в день суда было возвращено назад и рассмотрено буквально за несколько часов, причём рассматривал его тот же судья, что и возвращал в прокуратуру из-за недоработок. Такую скорость судебного разбирательства Альбац связала с интервью с Алексеем Навальным, которое вышло в её программе на радиостанции «Эхо Москвы» накануне и, по её мнению, вызвало недовольство в Кремле. Невыплата штрафа в 60-дневный срок означала бы банкротство и закрытие издания. Его призывали отменить ОБСЕ и «Репортёры без границ». В Кремле же штраф The New Times назвали законным и справедливым. Евгения Альбац, объяснив, что таких денег у журнала нет, объявила о сборе средств на выплату штрафа среди неравнодушных граждан. В итоге нужная сумма была собрана за четыре дня, а всего в поддержку The New Times было переведено более 25 миллионов рублей. В начале января этого года Альбац заявила, что в ближайшее время покинет пост главного редактора The New Times, для чего ищет на своё место нового человека, «значительно более молодого» и «с менее зашоренными мозгами».

Радио Свобода, 31 января                                        

 

ЯНВАРЬ, 31

«Парк Гагарина»

В производстве Октябрьского районного суда Самары находится дело по иску о защите чести и достоинства, который был предъявлен к АНО «Парк Гагарина» и Олегу Архангельскому Игорем Михалкиным, Валерием Качурой, Алексеем Селивановым. Поводом для иска стала статья «Болезнь Альцгеймера - это когда врачи не помнят, откуда взялся такой диагноз», опубликованной в электронном периодическом издании «Парк Гагарина» 6 апреля 2018 года. По мнению истцов, в ней содержатся не соответствующие действительности сведения. Они просят суд обязать ответчика опровергнуть распространенные сведения и взыскать с ответчиков 3 000 000 рублей.

**                                                                                       

 

ЯНВАРЬ, 31

Все СМИ

Совет судей РФ разработал типовые правила для посетителей судов, в которых предложил не пускать в суды людей без документов, дающих им право на пребывание в суде. Об этом сообщают «Ведомости» со ссылкой на текст документа. Помимо этого предлагается отказывать в доступе людям, если у них нет документов, удостоверяющих личность, или они отказываются их предъявить. Кроме того, совет предлагает запретить входить пьяным и людям, чей внешний вид «оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность» либо не отвечает санитарно-гигиеническим требованиям. В разработанных правилах сказано, что беспрепятственно в суд смогут войти судьи и аппарат, прокуроры, следователи, адвокаты, сотрудники ФСБ, налоговой и таможенной служб, а также представители органов власти. Присяжных станут пускать по списку, полицию и МЧС - вместе с приставами или администратором. Представителей СМИ предложили обязать показывать на входе служебное удостоверение или документ, удостоверяющий личность. Журналистов станут свободно пускать на открытые судебные заседания, но фото- и видеосъемку позволят проводить только с разрешения председателя суда. Президент Федеральной палаты адвокатов Юрий Пилипенко говорит, что самое опасное из того, что предполагается, - посетителям придется предъявлять документы, «предоставляющие право на пребывание в суде». Содержание понятия не раскрывается, но, очевидно, речь идет о необходимости документального подтверждения основания явки в суд - такого, например, как повестка.

Ведомости, 31 января                                     

 

ЯНВАРЬ, 31

Газета «Мусорный Кремль»

В социальных сетях появилась информация о том, что в доме у активиста движения против мусорного полигона «Воловичи» Вячеслава Егорова и других участников движения ранним утром прошли обыски. «Полицию интересуют носители информации, документы инициативной группы и газета «Мусорный Кремль». Активистов забирают для дачи объяснений в полицию», – говорится в сообщении. Как пишут участники движения против мусорного полигона под Коломной, против кого-то из задержанных выдвигаются обвинения в проведении незаконного митинга, другие проходят как свидетели. Следственные действия проходят в рамках дела по статье 212.1 УК РФ («Неоднократное нарушение порядка проведения публичного мероприятия»). Политик Дмитрий Гудков ранее писал в своем аккаунте в ФБ, что таким образом осуществляется запугивание активистов и попытка изъятия легальной газеты, на 60-тысячный тираж которой в Коломне было собрано более 150 тысяч рублей.

Federal City, 31 января                                   

 

 

Использованы материалы корреспондентов ФЗГ, российских и иностранных СМИ.

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни