Результаты мониторинга
30 Августа 2008 года

Мониторинг ФЗГ - Август 2008

Случаи гибели журналистов
(Магомед Евлоев, редактор оппозиционного сайта "Ингушетия.Ру", Ингушетия).
1
Случаи гибели других сотрудников СМИ
-
-
Пропавшие без вести
(Юрий Гусельников, журналист электронного издания "Большой Новосибирск", в Республике Алтай).
1
Нападения на журналистов (Маргарита Дубинина, корреспондент радиостанции "Лемма", и Павел Булдыско, оператор, оба - Владивосток; Лилия Нагаева, корреспондент агентства новостей "NewsMiass.Ru", Челябинская область; Алексей Брагин, главный редактор газеты "Голос труда", Барнаул; Сергей Канев, криминальный репортер "Новой газеты", Москва).
4
Нападения на редакции
-
-
Факты цензуры
-
-
Уголовное преследование журналистов и СМИ
(Надира Исаева, главный редактор газеты "Черновик", Дагестан; Константин Мамедов, главный редактор газеты "Вельск-Инфо", Архангельская область; сайт "УфаГубъ", Уфа; Артур Мамаев, журналист газеты "Черновик", Дагестан).
4
Незаконное увольнение редактора, журналиста
-
-
Случаи задержания милицией (ФСБ, etc.) (журналист Сергей Рожков, Краснодарский край; съемочная группа ТРК "Петербург - 5 канал", в Новосибирской области; Михаил Масленников, фотокорреспондент ИА "Медиа.С-Пб", Санкт-Петербург; Александр Лашманкин, корреспондент Самарского правозащитного информационного агентства "Свобода", Самара; Павел Красотин, заместитель главного редактора газеты "Новости Клина", Надежда Самсонова, корреспондент газеты "Новости Клина", Московская область).
7
Зафиксировано предъявленных к журналистам и СМИ судебных исков
на сумму 53 613 200 рублей.
13
Рассмотрено предъявленных к журналистам и СМИ исков
на сумму 53 613 200 рублей.
4
из них удовлетворено
-
2
взыскано в качестве денежной компенсации морального вреда
80 000 рублей.
-
Отказ журналистам в доступе к информации (в том числе запрет производить аудио- и видеозапись, фотосъемку; отказ в аккредитации; ограничение права на посещение и присутствие на мероприятиях в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях)
10
Угрозы в адрес журналистов и СМИ
(Роза Мальсагова, главный редактор сайта "Ингушетия.ru", Ингушетия).
1
Выселение редакций из занимаемых помещений
-
-
Отказ от печатания (распространения) газет
-
-
Отключение от эфира, прекращение вещания
-
-
Изъятие (скупка, арест) тиража
(газета МГ, Липецкая область; "Новая газета", в Ингушетии; бюллетень "За рабочую власть", Санкт-Петербург; газета "Что делать?", Санкт-Петербург; "Марксистская газета", Санкт-Петербург).
5
Изъятие фото-, аудио- и видеоаппаратуры, компьютеров
-
-
Повреждение фото-, аудио- и видео-аппаратуры, компьютеров
(фотокамера корреспондента "Новой газеты" Елены Костюченко, Москва).
1
Прекращение выхода газеты
-
-
Препятствование деятельности интернет-изданий
(интернет-портал "Православие на Дальнем Востоке", 2 раза; сайты "Каспаров.ру", "Руфронт.ру", "Намарш.ру", РИА "Новости", ИТАР ТАСС, REGNUM, Lenta.Ru; сайт Центра экстремальной журналистики).
10
Выход газет-двойников
(газета "Арсеньевские вести", 2 раза, Владивосток).
2
Отказ в регистрации СМИ
-
-
Иные формы давления и нарушения прав журналистов
-
35

АВГУСТ, 1
Михаил Афанасьев
Абаканский городской суд (Республика Хакасия) оправдал редактора Интернет-журнала "Новый Фокус" Михаила Афанасьева. Это уголовное дело длилось несколько лет. Возбуждено оно было республиканской прокуратурой еще в конце 2004 года по заявлению одного из кандидатов в депутаты Верховного совета Республики Хакасия, который посчитал клеветой сведения, содержащиеся в статье Афанасьева "Хакасская "Охотбанда" пошла во власть". Доходило даже до отправки журналиста в следственный изолятор, однако добиться его освобождения удалось достаточно быстро (см. монитор за декабрь 2004 года). В ноябре 2005 года суд вынес оправдательный приговор, не выявив клеветы в материалах М. Афанасьева, но прокуратура обжаловала это решение в Абаканский городской суд, который 24 мая 2006 года приговорил журналиста к двум годам лишения свободы условно с испытательным сроком три года (см. монитор за июнь 2006 года). Президиум Верховного суда Республики Хакасия отменил приговор и направил дело на рассмотрение апелляционной инстанции. И вот, похоже, дело дошло, наконец, до своего логического завершения. Абаканский городской суд оправдал Михаила Афанасьева, не обнаружив в его действиях. состава преступления.


АВГУСТ, 1
Газета МГ
По устному распоряжению главы Добринского муниципального района Валерия Тонких из продажи в поселке Добринка (Липецкая область) изъят номер газеты "МГ" от 30 июля. В газете вышла статья "Молчание ягнят", в которой подвергается критике деятельность местного муниципального органа власти и его главы, бессменно руководящего районом 17 лет. Накануне 80-летнего юбилея Добринского района, который будет отмечаться в поселке 8 августа, глава Валерий Тонких и председатель Добринского Совета депутатов Александр Попов предложили местным жителям выплатить по 300 рублей на праздничные мероприятия. Статья "Молчание ягнят", в которой рассказывалось о добровольно-принудительном порядке финансирования торжеств, вызвала у главы неожиданную реакцию. По распоряжению Валерия Тонких в районе изъят весь розничный тираж газеты "МГ". Как сообщили GOROD48 жители района, два номера "МГ" все же успели купить добринские предприниматели. Бизнесмены размножили копии "Молчания ягнят" и раздали ее тем, кто хотел прочитать правду о районе и его руководителях.


АВГУСТ, 4
Сергей Толстиков
В ФЗГ поступила информация, что восстановлен в должности главный редактор газеты "Очерский край" (Очерский район Пермского края) Сергей Толстиков. Напомним, 31 марта этого года исполняющая обязанности главы Очерского района Л. Бобыльских уволила С.Н Толстикова с должности главного редактора (см. монитор за апрель 2008 года) Районный суд вопреки законодательству в иске С. Толстикову отказал. Краевой суд такое решение отменил и направил дело для пересмотра обратно в Очер. Заседание районного суда должно было состояться 29 июля. Но 28 июля вновь избранный глава Очерского муниципального района В. Мокрушин подписал постановление № 25-к, в котором отменил предыдущее постановление и восстановил С. Толстикова на прежней работе с оплатой вынужденного прогула. Однако буквально на следующий день В. Мокрушин вызвал восстановленного на работе главного редактора "Очерского края" С. Толстикова и в жесткой форме потребовал подать заявление об уходе с должности главного редактора. В случае отказа пообещал создать невозможные условия для работы. С. Толстиков решил подать заявление.


АВГУСТ, 4, 5
Интернет-портал "Православие на Дальнем Востоке"
Предположительно в ночь на понедельник неизвестные взломали интернет-портал "Православие на Дальнем Востоке", над которым работают сотрудники Хабаровской епархии. Вместо привычного контента нашим читателям предстали разнузданные порнографические картинки", - сообщил главный редактор взломанного сайта игумен Петр (Еремеев). За разъяснением ситуации редакция сайта "Православие на Дальнем Востоке" обратилась к московской хостинговой компании, которая поддерживает данный интернет-ресурс. Предпринимаются экстренные технические меры. Попутно инженеры пытаются установить, кто именно совершил взлом. "Сами же мы пока следствие не проводили и проводить не собираемся. Наша задача - сделать максимально оперативно все, чтобы исправить положение. Я врагов не ищу - я просто пытаюсь понять, кому это выгодно", - заявил отец Петр. На следующий день произошла еще одна хакерская атака на сайт "Православие на Дальнем Востоке". Хотя при этом ресурс серьезно не пострадал, посетители были вынуждены некоторое время наблюдать на сайте среди обычного содержания непристойные выражения, говорится в уведомлении, размещенном на сайте. Редакция сайта принесла свои извинения посетителям ресурса и выразила надежду на понимание возникшей проблемы.


АВГУСТ, 5
Роза Мальсагова
В связи с политическими репрессиями, выразившимися уголовным и иным преследованием за деятельность на посту главного редактора сайта "Ингушетия.Ru", Роза Мальсагова вместе с тремя несовершеннолетними детьми покинула Россию. Где находится в настоящее время Мальсагова, неизвестно. По некоторым данным, она выехала в одну из стран Европы и намерена просить политическое убежище. В настоящее время решается вопрос о созыве редакционной коллегии для назначения нового главного редактора сайта.


АВГУСТ, 5
ТРК "Дальнегорск-новости"
В ФЗГ обратился главный редактор ООО ТРК "Дальнегорск-новости" Алексей Николаев. Он сообщил, что глава Дальнегорска (Приморский край) Григорий Крутиков "перекрывает информационные каналы". Сотрудников телекомпании пускают только на аппаратное совещание по понедельникам. На все запросы предоставить информацию глава отвечает требованием подписать договор об информационном сотрудничестве, в котором он вводит цензуру. Телекомпания "Дальнегорск-новости" направила открытое письмо в адрес Полномочного представителя Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Олега Сафонова, в управление президента РФ по работе с обращениями граждан, губернатору Приморского края Сергею Дарькину, секретарю регионального политсовета партии "Единая Россия" Петру Савчуку, а так же прокурору Дальнегорска Николаю Скорике. В письме журналисты обращали внимание на действия местных чиновников в связи с тем, что в Дальнегорске грубо нарушается закон "О СМИ", на телекомпанию оказывается давление. Также корреспонденты телекомпании просили провести проверку деятельности администрации Дальнегорска. Прокуратура Дальнегорска, рассмотрев открытое письмо корреспондентов, провела проверку деятельности администрации в вопросах соблюдения трудового законодательства и законодательства о муниципальной службе, в ходе которой были выявлены серьезные нарушения. По инициативе прокуратуры в суд Дальнегорска поданы исковые заявления по факту выявленных нарушений, которые касаются ряда сотрудников администрации - помощника главы города Ольги Громовской, руководителя аппарата администрации Михаила Шилова, начальника отдела по физической культуре, спорту и молодежной политике. Владимира Фадеева.


АВГУСТ, 5
ТРК "Дальнегорск-новости"
В ФЗГ обратился главный редактор ООО ТРК "Дальнегорск-новости" (Приморский край) Алексей Николаев. Он сообщил, что съемочная группа телекомпании отправились в администрацию Дальнегорска, где должны были состояться плановые рабочие совещания - одно по вопросам деятельности паспортных столов, второе по подготовке к празднованию Дня молодежи. Руководитель аппарата городской администрации Дальнегорска Михаил Шилов в буквальном смысле выставил съемочную группу из здания администрации.


АВГУСТ, 5
Газета "Красноярский рабочий"
Газета "Красноярский рабочий" обрела независимость. Фактическим владельцем старейшего российского регионального издания стало ООО "Редакция газеты "Красноярский рабочий". Совет администрации Красноярского края вышел из состава учредителей, а второй соучредитель - журналистский коллектив - передал права на газету собственному работодателю. Управление Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия по Красноярскому краю 4 августа перерегистрировало "КР", и он уже не только фактически, но и юридически стал независимым изданием. "Закончилась десятилетняя эпопея очень жёсткой борьбы за газету, - говорит главный редактор - директор ООО Владимир Павловский. - Во времена Александра Лебедя администрация края, пытаясь завладеть "Красноярским рабочим", многократно обращалась в суды, применяла методы прямого давления на журналистов и редакторат, рекомендовала рекламодателям обходить нас стороной, занималась подкупом других СМИ, чтобы опорочить коллектив... Мы выдержали всё это, в том числе и благодаря огромной поддержке медиа-сообщества. Лично я признателен Всеволоду Богданову, Игорю Яковенко, Михаилу Федотову, Алексею Симонову, Софье Дубинской и многим другим коллегам, которые сразу же ринулись защищать сибирское издание от нападок. Не сразу, но всё же пришло понимание отступиться от газеты и к нынешнему губернатору Александру Хлопонину, за что ему тоже благодарен. Он нашёл в себе силы прийти в редакцию и заявить по-мужски: "Хватит воевать", после чего и было принято решение вывести "Красноярский рабочий" из разряда государственных СМИ. Сегодня ООО "Редакция газеты "Красноярский рабочий", учредителями которого являются пять журналистов, составляет основу медиагруппы, выпускающей самые разные печатные издания - от ежедневной общественно-политической газеты до глянцевого двуязычного географического журнала "Страна Сибирь - Land Siberia". Все они расходятся из Красноярска не только по краю, но и по всей России - через почтовую подписку и розничные сети. Второй год работает и собственная служба альтернативной подписки и доставки, партнёрами которой стали редакции московских и межрегиональных СМИ.


АВГУСТ, 6, 8
Надира Исаева
Газета "Черновик"
Уголовное дело возбуждено в отношении главного редактора дагестанской газеты "Черновик" Надиры Исаевой. Поводом для уголовного преследования редактора послужила опубликованная в газете 4 июля 2008 года статья "Террористы номер один", в которой, по мнению следствия, "публично оправдывается терроризм". Генпрокуратура считает, что цитируемые в статье высказывания уничтоженного "полевого командира" Раппани Халилова придают разрозненным бандам на территории Дагестана "статус хорошо организованной политической силы, героизируют террористов и формируют в сознании читателей вывод о необходимости насильственного изменения конституционного строя России". Текст публикации был направлен прокуратурой Республики Дагестан в экспертно-криминалистический центр при ГУВД по Краснодарскому краю, специалисты которого пришли к выводу, что опубликованные высказывания содержат признаки экстремизма. На основании этого следственным управлением Следственного комитета при прокуратуре РФ по Республике Дагестан возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 280 УК РФ ("Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, совершенные с использованием средств массовой информации") и части 1 статьи 282 УК РФ ("Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства"). Ранее прокуратура Республики Дагестан объявила предостережение главному редактору еженедельника "Черновик" о недопустимости в дальнейшем нарушения закона "О противодействии экстремисткой деятельности" и "О средствах массовой информации" (см. монитор за июль 2008 года). Управление Россвязьохранкультуры по Республике Дагестан также направило в редакцию газеты "Черновик" предупреждение о недопустимости злоупотребления свободой массовой информации. 8 августа в редакции "Черновика" прошел обыск, сообщила председатель организации "Матери Дагестана за права человека" Светлана Исаева. "Работники ФСБ вошли в редакцию "Черновика", никого не пропускают и проводят обыск", - рассказала она в эфире радиостанции "Эхо Москвы". С. Исаева также сообщила, что всех сотрудников издания вывели, "все сейчас находятся во дворе редакции". По ее словам, сотрудники правоохранительных органов намерены взломать сейф редакции. С. Исаева подчеркнула, что издание "с первых дней своего существования" боролась "против насилия и произвола".

АВГУСТ, 6
Журнал "Партнер"
В Магнитогорске Челябинская (область) фотокорреспондент журнала "Партнер" фотографировал журналистов, беседующих за столиками местного кафе, однако охрана запретила съемку, ссылаясь на то, что заведение частное.


АВГУСТ, 6
Еженедельник "Диван-газета"
В ФЗГ обратилась редакция "Диван-газеты" из города Снежинска (Челябинская область). Журналисты сообщили, что в ответ на официальный запрос информации в Комитет по управлению имуществом администрации Снежинска они получили письмо, подписанное исполняющим обязанности председателя А. Ерохиным. Чиновник, ссылаясь на "конституционную реформу" 1993 года, сообщил, что "органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти", и "в связи с этим на запрос не может быть представлено испрашиваемой вами информации".


АВГУСТ, 7
Роза Мальсагова
Газета "Коммерсант" со ссылкой на адвоката Калоя Ахельгова сообщила, что главный редактор сайта "Ингушетия.ru" Роза Мальсагова, обвиняемая ингушскими властями в экстремизме, еще с прошлого года подвергалась давлению: "В ее дом приходили неизвестные люди в масках, угрожали ей, что могут пострадать ее дети".


АВГУСТ, 7
Газета "Томикс"
Вице-губернатор Владимирской области Александр Денисов подал в суд иск на учредителя газеты "Томикс" - ООО "ИД РКФ "Томикс". Поводом для обращения в суд послужила статья "Заместитель Виноградова строит шикарный особняк", опубликованная в газете "Томикс" 21 сентября 2007 года. Вице-губернатор, в частности, отмечает, что данные о площади земельного участка "не менее 40 соток" не соответствуют действительности. "На праве аренды у меня есть земельный участок площадью 16 соток", - утверждает А. Денисов. Вице-губернатор просит суд обязать ответчика опубликовать опровержение, взыскать с него в качестве компенсации морального вреда 500 000 рублей, а также судебные расходы, в том числе услуги адвоката. Ранее А. Денисов подал еще один иск против "Томикса". Поводом для иска о защите деловой репутации тогда послужило опубликованное в марте 2008 года обращение жителей сел Богослово, Сновицы, Зелени, Сущево к губернатору области под заголовком "Землю - крестьянам!". Претензии вице-губернатор имеет к абзацу, который приводится ниже: "Поле, на котором находится участок Борзенковой, облюбовали люди из власти - депутат Рудник (документы оформлялись им по доверенности матери) и вице-губернатор Денисов. Сейчас сельхозугодия - поля между селом Богослово и водохранилищем Содышка - застраиваются дорогущими особняками и коттеджами чиновников и бизнесменов. Откуда деньги у предпринимателей, понять можно, но неясно, где берут десятки миллионов государственные служащие. А может быть, дома чиновникам строят на деньги бизнесменов, в обмен на подпись, например, под решением о переводе земли из сельскохозяйственной в земли поселений?! Кстати, ваш заместитель, господин Денисов, строит дом на орошаемой сельскохозяйственной земле (его коттедж видно с дамбы Содышки). На каких основаниях он возводит жилые и хозяйственные постройки? Как он получил разрешение на строительство? Нам, в случае с господином Денисовым, на ум приходит советский сатирический афоризм: "Что охраняем, то и имеем". Денисов просит признать приведенные сведения порочащими деловую репутацию, опубликовать опровержение и взыскать в качестве компенсации морального вреда 500 000 рублей. Таким образом, суммарные претензии А. Денисова к учредителю газеты "Томикс" составили 1 миллион рублей. Шеф-редактор издательского дома "Томикс" Юрий Борисов завил, что журналисты намерены отстаивать свою правоту. Он также отметил, что "подобные исковые заявления помогают узнавать правду об имуществе и доходах чиновников".


АВГУСТ, 7
Сергей Курт-Аджиев
Редактор самарской "Новой газеты" Сергей Курт-Аджиев обжаловал решение мирового суда Октябрьского района Самары, который приговорил его к штрафу в размере 15 000 рублей за использование нелицензионного программного обеспечения. "Мы подали апелляцию в федеральный суд Октябрьского района", - сообщила Ирина Хрунова, адвокат А. Курт-Аджиева. "Мы абсолютно не согласны с решением мирового суда. С. Курт-Аджиев не виновен и мы до конца будем на этом стоять, добиваясь справедливости", - сказала И. Хрунова. Напомним, выпуск "Новой газеты" в Самаре" был прекращен в ноябре прошлого года - сотрудники милиции изъяли в редакции все документы и компьютеры. Первые обыски в редакции прошли еще в мае, накануне проведения в городе "Марша несогласных". Одним из организаторов марша была дочь Курт-Аджиева. Во время акции редактор самарской "Новой газеты" публично обвинил региональных чиновников в оказании давления на работу редакции и на него лично (см. монитор за (см. монитор за май, октябрь, ноябрь 2007 года).


АВГУСТ, 7
Ксения Кондакова
В Иркутске обворовали журналиста петербургского телеканала "Культура" Ксению Кондакову. Съемочная группа приехала снимать Иркутск как один из культурных городов России. Ночью съемочная группа вернулась с Ольхона. Остановились в гостинице "Динамо", которая находится в предместье Рабочее. Пока Ксения была в ванной номера, через открытую створку окна вор вытащил ее сумку: Украли деньги на командировку, паспорт, авиабилет до Москвы и сотовый телефон. Ущерб составил почти 100 тысяч рублей. Персонал гостиницы "Динамо" рассказал, что такие кражи происходят часто. Пропадают вещи, деньги, еда. Позднее рядом с гостиницей нашли сумку журналистки. Вор забрал деньги, телефон, порвал авиабилет. Паспорт и служебное удостоверение выбросил. На вторые сутки после кражи вещей у корреспондента телеканала "Культура" оперативники Куйбышевского РОВД Иркутска задержали подозреваемого. Это ранее судимый за подобное преступление 18-летний молодой человек. Большую часть похищенных денег он успел потратить, а телефон К. Кондаковой продал. "В отношении подозреваемого возбуждено уголовное дело и избрана мера пресечения - заключение под стражу. Подозреваемый помещен в СИЗО № 1 Иркутска", - говорит начальник уголовного розыска Куйбышевского РОВД Федор Прокофьев. Несмотря на все неприятности и перенесенный стресс, съемочная группа продолжила работу:


АВГУСТ, 8
Вагиф Кочетков
Прокурором Тульской области Олегом Чернышом оспорены в надзорной инстанции Тульского облсуда судебные решения по уголовному делу в отношении Яна Стаханова, который подозревался в нападении на собкора газеты "Труд" Вагифа Кочеткова. Как сообщили "Интерфаксу" в облпрокуратуре, в Тульский областной суд направлено надзорное представление о возбуждении надзорного производства для решения вопроса об отмене приговора Пролетарского районного суда Тулы от 4 апреля 2008 года, которым подсудимый Стаханов был оправдан, а также кассационного определения судебной коллегии по уголовным делам Тульского областного суда от 9 июля 2008 года, которым оправдательный приговор был оставлен без изменения. Напомним, Тульский областной суд 9 июля 2008 года оставил в силе решение Пролетарского районного суда Тулы о признании невиновным подозреваемого в нападении на собственного корреспондента газеты "Труд" в Тульской области Вагифа Кочеткова (см. монитор за январь, апрель 2006 года, январь 2007 года, апрель, июль 2008 года).


АВГУСТ, 8
Лариса Юдина
В ответ на обращение ФЗГ к Президенту РФ по поводу продолжения расследования убийства главного редактора газеты "Советская Калмыкия сегодня" Ларисы Юдиной (см. монитор за июнь 2008 года) мы получили письмо из Следственного комитета при прокуратуре РФ. В нем говорится: "Симонову А. К. Сообщаю, что Ваше обращение от 16.06.2008, поступившее из управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан, о ненадлежащем расследовании уголовного дела по факту убийства главного редактора элистинской газеты "Советская Калмыкия сегодня" Юдиной Л. А. направлено для рассмотрения в следственное управление Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Республике Калмыкия. О результатах проверки Вы будете уведомлены указанным следственным управлением. Решение будет проконтролировано Следственным комитетом при прокуратуре Российской Федерации". Письмо подписано референтом 2 зонального управления процессуального контроля за следственными органами А. А. Касаткиным.


АВГУСТ, 8
"Новая газета"
Вооруженные лица, представившиеся сотрудниками охраны президента РИ Мурата Зязикова, и милиционеры из охраны министра внутренних дел РИ Мусы Медова изъяли в Назрани весь тираж свежего номера "Новой газеты" от 7 августа 2008 года, поступивший в почтовое управление по Ингушетии. Газету не получили киоски и даже подписчики. Сотрудники силовых структур сослались на указание президента РИ М. Зязикова. Причиной указанных незаконных действий является интервью первого президента Ингушетии Руслана Аушева, опубликованное в данном номере газеты.


АВГУСТ, 10
Все СМИ
Управление пресс-службы и информации Минобороны РФ сообщило о введении аккредитации для журналистов, желающих работать в Южной Осетии. Было сообщено о необходимости "соблюдать меры предосторожности" и выполнении "определенных условий". Среди них названы обязательная аккредитация при МИД РФ, заявка от средства массовой информации, а также наличие страховки.


АВГУСТ, 10-11
"Каспаров.ру"
"Руфронт.ру"
"Намарш.ру"
РИА "Новости"
ИТАР ТАСС
REGNUM
Lenta.Ru
Ряд российских информационных сайтов подвергся хакерской атаке. Лидер Объединенного гражданского фронта в Санкт-Петербурге Ольга Курносова сообщила, что информационные ресурсы "Каспаров.ру", "Руфронт.ру" и "Намарш.ру" не работают в связи с "мощнейшей DoS-атакой". По мнению оппозиции, это связано с тем, что на сайтах читателям предоставляется "объективная информация о том, что сегодня происходит в Южной Осетии и Грузии", рассказала О. Курносова. "Мы пытаемся восстановить работу сайтов, но это очень мощная по ресурсу атака, - сказала она. - По ее мощности можно предположить, что без спецслужб не обошлось". В этот же день хакерской атаке подвергся сайт РИА "Новости". Атака затруднила работу практически всех служб агентства. "Достаточно жестко атакуется сам сайт и DNS-серверы", - сказал руководитель ИТ-дирекции РИА "Новости" Максим Кузнецов. На следующий день были атакованы сайты информационных агентств ИТАР ТАСС и REGNUM. Непродолжительное время был также недоступен популярный ресурс Lenta.Ru.


АВГУСТ, 11
Екатерина Микулова
Посольство РФ в Грузии не предприняло никаких действий по организации эвакуации из страны российских граждан, рассказала корреспондент журнала "Ориенталь" Екатерина Микулова. По словам журналистки, когда она обратилась в российское посольство в связи с отменой воздушного сообщения, ей было отказано в помощи. "У нас был билет из Батуми на самолет на 9 число, как раз в этот день отменили воздушное сообщение. Я позвонила в российское посольство с просьбой дать инструкции, что делать в таком случае. Мне вежливо сказали, что ничего не происходит, никакой войны нет, никаких бомбежек нет, хотя бомбили рядом с нами, и никакой эвакуации не будет", - рассказала Е. Микулова. Она также добавила, что в посольстве ей посоветовали "не волноваться и выезжать своим ходом". Е. Микулова отметила, что "грузины помогали вывозить россиян на нейтральную территорию, на границу с Турцией, давали денег, потому что банки были закрыты". Она также добавила, что "посольства Швеции и Польши организовали эвакуацию своих граждан". "А российское посольство мне вежливо нахамило", - сказала она.


АВГУСТ, 11
СМИ Якутии
В ФЗГ поступила информация, что положение об аккредитации корреспондентов СМИ при администрации президента и правительства Республики Саха (Якутия) не соответствует законодательству РФ. В частности, закону "О СМИ" не соответствуют ряд пунктов, в соответствии с которыми лишение аккредитации возможно при нарушении журналистом или редакцией установленных правил внутреннего распорядка работы администрации президента и правительства Республики Саха (Якутия). Кроме того, решение о лишении аккредитации журналиста и средства массовой информации принимается Управлением пресс-службы.


АВГУСТ, 11
Газета "Репортер Пенза"
В производстве Первомайского районного суда Пензы находится дело по иску о защите чести, достоинства и деловой репутации депутата областного Законодательного собрания Николая Лукьянова к редакции еженедельной газеты "Репортер Пенза" и авторам статьи под заголовком "Остановить в Пензе рейдерский беспредел!". По мнению истца, в опубликованном 10 июня 2008 года материале содержится недостоверная информация, которая порочит его. К такого рода сведениям депутат отнес сообщения о том, что "Лукьянов Н.В. стал основные свои силы и рабочее время посвящать не СУОР и ДСК, а частному бизнесу", что "г-н Лукьянов, используя авторитет депутата Законодательного Собрания, как мы считаем, сумел в последнее время найти "подход" к некоторым чиновникам Мингосимущества Пензенской области и побудить их присоединиться к нему для установления контроля над "Домостроителем", "Мы считаем, что именно самый опасный, комбинированный способ рейдерского захвата с участием административного ресурса пытаются использовать Лукьянов Н.В. и стоящие за ним лица для захвата нашего предприятия". Истец в своем заявлении утверждает: "Я не являюсь рейдером и не имею намерения совершать уголовно наказуемые деяния и лишать граждан права на работу, права на достойную жизнь", и просит суд обязать ответчиков, действия которых причинили ему "моральные и нравственные страдания", опровергнуть распространенные ими сведения. Кроме того, Н. Лукьянов просит суд взыскать в качестве компенсации морального вреда 1 000 000 рублей с редакции и 800 000 рублей - с авторов статьи.


АВГУСТ, 12
Сайт "Ингушетия.ru"
Мосгорсуд оставил в силе решение Кунцевского суда столицы о прекращении деятельности сайта "Ингушетия.ru". Таким образом, была отклонена кассационная жалоба представителей сайта. Об этом ИТАР-ТАСС сообщили в прокуратуре Москвы. Кунцевский суд принял решение о закрытии сайта 6 июня, удовлетворив иск прокурора Ингушетии, поданный, как указывалось в исковом заявлении, "в защиту интересов Российской Федерации и Республики Ингушетия". Представителям прокуратуры тогда удалось доказать в суде, что "Ингушетия.ru" является средством массовой информации, распространяет материалы экстремистского характера и потому его деятельность должна быть прекращена. Ранее закрыть сайт требовала и прокуратура Северной Осетии. В свою очередь Кунцевская прокуратура Москвы возбудила в отношении сайта "Ингушетия.ru" уголовное дело по статье 282 УК РФ ("Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства"). Как сообщили в пресс-службе столичной прокуратуры, при исследовании смыслового содержания размещаемых на сайте материалов специалисты пришли к выводу, что в них есть признаки преступления, попадающих под эту статью. Напомним, 26 мая Кунцевский суд Москвы принял решение о приостановлении деятельности сайта "Ингушетия.ru" на время рассмотрения иска ингушского прокурора о закрытии этого веб-ресурса (см. монитор за март - июнь 2008 года).


АВГУСТ, 12
Алексей Брагин
В Барнауле около 13.30 совершено хулиганское нападение на редактора коммунистической газеты "Голос труда" Алексея Брагина в его рабочем кабинете. Редактору нанесены телесные повреждения, А. Брагин прошел медицинскую экспертизу, угрозы для его жизни нет. В тот же день редактор "ГТ" приступил к работе. Нападавший - боевик так называемого "Левого фронта". Личность нападавшего установлена. Решается вопрос о возбуждении уголовного дела. Главред "ГТ" А. Брагин убежден, что причиной нападения послужила его политическая и журналистская деятельность, а также его последовательная критическая позиция в отношении организации "Левый фронт".


АВГУСТ, 12
Газета "Наш город сегодня"
Управлением Россвязьохранкультуры по Пензенской области вынесено предупреждение о недопустимости экстремистской деятельности в адрес газеты "Наш город сегодня" (город Заречный). Предупреждение вынесено в результате проведения внепланового мероприятия по контролю, поводом для которого послужила жалоба представителей ряда религиозных объединений на публикацию в одном из номеров газеты. На основании заключения судебно-лингвистической экспертизы было установлено, что в оспариваемой публикации содержатся признаки экстремистской деятельности, в частности, признаки возбуждения социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганды исключительности, превосходства или неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии, говорится в сообщении Россвязьохранкультуры. Материалы проверки деятельности газеты "Наш город сегодня" переданы в прокуратуру для принятия решения о возбуждении уголовного дела.


АВГУСТ, 13
Маргарита Дубинина
Павел Булдыско
Утром в Владивостоке неизвестный злоумышленник атаковал журналистов радиостанции "Лемма". Корреспондент Маргарита Дубинина и оператор Павел Булдыско приехали по звонку жителей, жаловавшихся на незаконное, по их мнению, строительство парковки возле жилых домов на улице Карбышева. Внезапно из-за угла выехал автомобиль Toyota Corolla Levin. Сначала водитель попытался сбить журналистов, затем притормозил, плеснул в журналистов неизвестной жидкостью, и скрылся. На место происшествия были вызваны сотрудники Первореченского отдела милиции и районной прокуратуры. Ведется разбирательство. "Лемма" также намерена провести собственное расследование. "Мы обратились за помощью к медикам, они оказали первую помощь, в настоящее время все нормально, я и мой коллега чувствуем себя хорошо", - рассказала М. Дубинина. Она также сообщила, что нападавший применил слезоточивый газ "черемуха".


АВГУСТ, 13
Наиль Ишмухаметов
В производстве Кумертауского городского суда (Республика Башкортостан) находится дело по иску о защите чести и достоинства кандидата в депутаты республиканского Государственного Собрания - Курултая Александра Сорокина к Наилю Ишмухаметову автору статьи "Веры достойно правдивое слово", которая была напечатана в газете "Кумертауское время" 9 февраля 2008 года. В исковом заявлении А. Сорокин пишет: "в этой статье уничижительно затрагивается моя честь и достоинство в неприличной форме". Претензии истца вызвало, в частности сообщение: "Сорокин А. Г. отрицает положительную роль действующей власти в процветании государства, шельмует и критикует власть…". Кандидат в депутаты просит суд обязать ответчика выплатить ему в качестве компенсации морального вреда 55 200 рублей.


АВГУСТ, 13
НТВ
Арбитражный суд Москвы отказал в удовлетворении иска ЗАО "Волгоград-GSM", "дочки" сотового оператора СМАРТС, к ОАО "Телекомпания НТВ". Иск о защите деловой репутации "Волгоград-GSM" был направлен в суд после того, как в сентябре 2007 года в одной из новостных программ НТВ абонент неназванного мобильного оператора жаловался на качество связи, при этом в кадре на заднем плане были изображены узнаваемые логотипы "Волгоград-GSM". В компании расценили это как попытку "опорочить честь, достоинство и деловую репутацию". Истец просил, чтобы НТВ в эфире огласило опровержение, но суд отказал оператору.


АВГУСТ, 13
Александр Патан
Неприятный инцидент произошел с известным челябинским журналистом Александром Патаном. По информации ряда челябинских СМИ, он был задержан на несколько часов сотрудниками УБЭП ГУВД Челябинской области. Журналисту пришлось объясняться с ними по поводу крупной суммы, полученной от депутата Челябинской городской думы Андрея Леканова. По информации Сhelyabinsk.ru, А. Патан взял деньги в качестве предоплаты по договору информационного обслуживания деятельности депутата. Но проблема заключается в том, что, по некоторым данным, стороной в этом договоре выступал екатеринбургский интернет-ресурс Ura.ru, в котором А. Патан уже не работает. Андрей Леканов заподозрил, что журналист навязывает ему фиктивный документ и обратился в УБЭП. Сотрудники правоохранительных органов задержали журналиста с полученными от Леканова деньгами, как только он покинул кабинет депутата на территории Челябинского хладокомбината. Но, выслушав объяснения задержанного, милиционеры его отпустили. В пресс-службе ГУВД области информацию о задержании подтвердили, однако комментарии по этому инциденту давать пока не считают нужным. По имеющимся неподтвержденным данным, против А. Патана возбуждено уголовное дело по статье "Мошенничество". На месте бывшей работы А. Патана - екатеринбургском интернет-ресурсе Ura.ru - стараются дистанцироваться от скандальной истории. По словам директора Ura.ru Аксаны Пановой, она узнала об инциденте от сотрудников челябинского УБЭП, которые интересовались у нее, продолжает ли А. Патан работать на сайте. "Александр сотрудничал с нами как внештатный корреспондент до 28 июля, - заметила она. - Затем мы расстались, но расстались по-доброму. Саша - молодой талантливый журналист, и я только порадовалась тому, что он начинает свое дело. Хочу подчеркнуть, что наш сайт к этой истории не имеет никакого отношения. А сведения о том, что наш бывший внештатный корреспондент от лица Ura.ru заключал договор с А. Лекановым об информационном обслуживании, вызывают у меня большие сомнения. Заключение подобных договоров - не компетенция корреспондентов, тем более, внештатных". Между тем А. Леканов отказывается от подробных комментариев. "Давайте дождемся окончания проверки правоохранительных органов, - заявил он корреспонденту Chelyabinsk.ru, - тогда многое прояснится".


АВГУСТ, 15
Газета "Важский край"
Архангельский областной арбитражный суд начал слушание дела по иску целительницы и индивидуального предпринимателя Ларисы Кладовой к редакции газеты "Важский край" Шенкурского района Архангельской области. Еще 19 декабря 2003 года газета опубликовала статью "Кто Вы, Лариса Кладова", в которой, по мнению истицы, распространила сведения, порочащие ее честь, достоинство и деловую репутацию. В статье ей не понравилась фраза: "Используя авторитет церкви, они вводят людей в заблуждение, пытаются их прельстить, чтобы обманутые граждане шли на прием к этой кудеснице... настолько грубо и бесцеремонно дурят нашего брата!". Как сказал редактор газеты Владимир Чухин, материал состоит из комментария Шенкурского священника отца Виталия, и указанные в иске слова, которые якобы порочат Кладову, принадлежат именно ему. А, согласно закону о СМИ, высказывать собственное мнение никому не запрещается. Тем более, что это не просто комментарий, а комментарий специалиста. Кладова требует опровержения и возмещения морального вреда и упущенной выгоды в размере 200 000 рублей.


АВГУСТ, 15
Газета "Уфимские ведомости"
Советский райсуд Уфы (Башкирия) полностью удовлетворил исковые требования экс-руководителя администрации президента Башкирии Радия Хабирова к муниципальной газете "Уфимские ведомости", в которой 26 июня была опубликована статья "На ком шапка горит?". В ней сообщалось о проверке налоговой декларации отстраненного от должности главы администрации президента республики (см. монитор за июля 2008 года). Федеральный судья Светлана Власюк обязала газету опубликовать опровержение, а также взыскать в качестве компенсации морального вреда с издания 30 000 рублей. Представитель газеты не смог предоставить документы, подтверждающие достоверность порочащих Хабирова сведений. Напомним, что газета в скандальной публикации утверждала, что "нарушением закона для столь высокопоставленного чиновника является уже одно то, что он "забыл" внести в свою налоговую декларацию многочисленную недвижимость, находящуюся в его собственности". Далее перечислялись сами объекты недвижимости, якобы принадлежащие Хабирову: две квартиры в элитном доме по улице Ново-Мостовая, квартиры на улицах Садовая, Авроры, Достоевского. Кроме того, в публикации "Уфимских ведомостей" рассказывалось о том, что в одной из служебных записок якобы "сообщается о некоем негласном прайс-листе, в соответствии с которым за место в Государственной Думе необходимо было заплатить 30 млн. рублей, в Госсобрании (Курултае) - 6 млн. рублей, должность начальника отдела в Аппарате Президента оценивалась в 5 млн. рублей, а скромное место специалиста этого отдела - всего-то в 1,5 миллиона".


АВГУСТ, 15
Газета "Фролово"
Петр Озерин
По сообщению "Российской газеты", главный редактор газеты "Фролово" (Волгоградская область) Петр Озерин арестован за отказ опубликовать опровержение. Герои публикаций П. Озерина обратились в суд с иском о защите чести и достоинства. Суд принял их сторону, и решение вступило в законную силу. Главному редактору газеты "Фролово" предписывалось опубликовать опровержение, а опороченным он должен выплатить моральную компенсацию в размере 50 000 рублей. Однако главред решение суда проигнорировал. Служба судебных приставов возбудила уголовное дело по статье 315 УК РФ ("Неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта"). Но и после этого упрямый журналист опровержение не опубликовал. В судебном порядке принято решение об изменении ему меры пресечения. Вердикт принят заочно: на судебное заседание руководитель газеты не явился, поскольку, по словам его адвоката Николая Висина, находился в это время на лечении в больнице. С понедельника П. Озерин находится в изоляторе временного содержания. По словам корреспондента газеты "Фролово" Тамары Михайловой, спорные статьи были посвящены критике районных властей и местного РОВД. Заместитель районного прокурора Олег Кругляков пояснил, что статьи затрагивали частную жизнь граждан и свою позицию они отстояли в суде. Если вина редактора уже по уголовному делу о неисполнении приговора суда будет доказана, ему грозит до двух лет лишения свободы.


АВГУСТ, 15
Лилия Нагаева
В Миассе (Челябинская область) водитель спровоцировавшего аварию автомобиля "Мицубиси" напал на корреспондента агентства новостей "NewsMiass.Ru" Лилию Нагаеву, молодую хрупкую девушку, которая фотографировала последствия ДТП. Применяя физическую силу и угрожая, он отобрал фотоаппарат. При этом выкручивать руки помогали ещё двое его знакомых, в том числе одна женщина. Водитель "Мицубиси" пытался стереть фотографии. Ситуация разрешилась с прибытием сотрудников милиции, которые составили протокол. В редакции агентства назвать фамилию пострадавшей отказались.


АВГУСТ, 15
"Новая газета"
Сергей Соколов
В производстве Басманного районного суджа Москвы находится дело по иску о защите чести, достоинства и деловой репутации, который предъявил гражданин Израиля Михаил Некрич к редакции "Новой газеты" и ее шеф-редактору Сергею Соколову. Поводом для иска послужила публикация в этом издании 7 апреля 2008 года статьи под заголовком "Осведомители", в которой, по мнению истца, содержатся не соответствующие действительности и порочащие его сведения. К ним, в частности, отнесены сообщения, что "Михаил Некрич тесно сотрудничал и сотрудничает с "лазанской" группировкой, давно ведет общий бизнес с лидерами этой группировки, сам является одним из лидеров этой группировки". Истец просит суд обязать ответчиков напечатать опровержение, удалить оспариваемую статью с сайта "Новой газеты" и взыскать с ответчиков 50 миллионов рублей в качестве компенсации морального вреда.


АВГУСТ, 16
ИноСМИ
На российско-грузинской границе, в районе пункта пропуска "Нижний Зарамаг" (Северная Осетия) задержаны и привлечены к административной ответственности два иностранных корреспондента, сообщил официальный представитель регионального пограничного управления ФСБ РФ по Южному федеральному округу Сергей Ливанцов. "Задержание было произведено, когда журналисты осуществляли несанкционированную съемку пограничных объектов", - сказал собеседник агентства. Сведения о гражданстве задержанных он не привел. По его словам, следственные мероприятия продолжаются.


АВГУСТ, 18
"Новая газета" в Санкт-Петербурге"
Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций вынесла предупреждение "Новой газете" в Санкт-Петербурге" после публикации в номере издания за 14 августа статьи "Летние лагеря для генацвале", посвященной подготовке активистами Движения против нелегальной иммиграции (ДПНИ) рейдов по "местам концентрации грузинского населения" в городе, а также бездействию милиции по этому поводу. Автор приводит в статье мнения как активистов ДПНИ, так и правозащитников и правоохранителей. Завершается статья цитатой в рубрике "Дословно" из обращения ДПНИ к Президенту РФ с предложением интернировать находящихся в России граждан Грузии. Цитата была опубликована с соблюдением всех требований: "ее вынесли за пределы статьи, выделили цветом и сослались на источник", рассказала автор статьи Дина Давыдова. Однако чиновники усмотрели в публикации нарушение закона "О противодействии экстремисткой деятельности". Уже в день выхода газеты эксперты петербургского управления Россвязькомнадзора провели экспертизу и нашли в цитируемом отрывке признаки экстремизма. На следующий день газете вынесли официальное предупреждение за экстремистскую деятельность. "Вся страница посвящена осуждению этих высказываний. А пример привели, чтобы было понятно, что мы осуждаем. Как в Америке дают в эфире выступления бен Ладена, а потом комментируют", - недоумевает автор статьи. С журналисткой соглашается директор Института проблем информационного права Андрей Рихтер. По его словам, нужно не брать высказывание само по себе, а смотреть контекст. И если заявление цитируется в материале, где говорится о неприемлемости таких взглядов, то к экстремизму это не относится. Само по себе это наказание газете ничем не грозит. Но если в течение года издание получит повторное предупреждение за экстремизм, по закону "О СМИ" газету закроют. Поэтому редакция намерена оспаривать решение чиновников в суде. По мнению экспертов, предупреждение "Новой газете" в Санкт-Петербурге" может стать сигналом для остальных СМИ о нежелательности цитировать тех, кого власти считают экстремистами. "Теперь любой журналист, пишущий про межнациональные конфликты, должен быть готов получить предупреждение", - соглашается с ним президент Фонда защиты гласности Алексей Симонов.


АВГУСТ, 18
Газета "Правда Северо-Запада"
Редакция газеты "Правда Северо-Запада" (Архангельск) выиграла процесс в Федеральном арбитражном суде Северо-Западного округа по иску, поданному ООО "Архангельской управленческой компанией". Истцы обратились в суд с требованием признать, что в статье "Зима еще не началась, а уже проблемы", которая была опубликована в номере от 3 октября 2007 года, содержатся сведения, порочащие их честь, достоинство и деловую репутацию. Дело в том, что в статье была допущена техническая ошибка - вместо суммы долга в 1 490 000 руб. была опубликована цифра в 149 000 000 рублей. Истец посчитал, что эти сведения, во-первых, недостоверные, в чем суд согласился с истцом, во-вторых, порочат его деловую репутацию. Суд счел, что раз долг, хоть и в меньшем размере, но имел место, то техническая ошибка может быть исправлена только путем опубликования опровержения


АВГУСТ, 18
Газета "Калининградская правда"
В ФЗГ поступила информация, что в производстве Калининградского районного суда (Московская область) находится дело по иску о защите чести и достоинства, который был предъявлен Асланом Асхабовым к редакции газеты "Калининградская правда". Поводом для иска послужила публикация в этом издании 17 июня 2008 года статьи "Продаются права жителей", в которой, по мнению истца, распространены не соответствующие действительности и порочащие его сведения. К ним, в частности, отнесены сообщения о том, что истец представляет интересы ООО "Драйв", которое ведет незаконное строительство в Соснах, что он пытается повыгоднее продать права жителей города и что он не хочет делиться жильем с жителями города. А. Асхабов просит суд обязать ответчика напечатать опровержение и взыскать с него 500 000 рублей в качестве компенсации морального вреда.


АВГУСТ 18
Информационное агентство "Ура.Ру"
В августе 2008 года Управление Россвязьохранкультуры по Свердловской области вынесло антиэкстремистское предупреждение информационному агентству "Ура.Ру" за комментарии на форуме, высказанные посетителями сайта по поводу статьи "20 апреля скинхеды отметят день рождения Гитлера массовыми нападениями на иностранцев" (опубликована 14 апреля 2008 года). Сама заметка представляет собой перепечатку сообщения "Интерфакса". Обсуждение же на форуме - набор высказываний, большинство из которых - весьма некорректная полемика между откровенными неонацистами и радикальными антифашистами. Несмотря на то, что в этих репликах содержатся, помимо прочего, откровенные призывы к расистскому насилию, мы считаем, что СМИ не обязано отвечать за высказывания читателей, и физически не в состоянии оперативно модерировать форумы, которые в настоящее время являются неотъемлемой частью практически для всех СМИ. При заведении ветви обсуждения на форуме агентства висит предупреждение о том, что "ни модератор, ни администрация сайта не несут ответственности за содержание публикуемых участниками Форума сообщений и текстов, т.к. эти сообщения и тексты размещаются на Форуме незамедлительно после их отправки авторами и не могут быть предварительно просмотрены". Есть и перечень запретов, в частности, запрещены призывы к насилию.


АВГУСТ, 19
Интернет
Верховный суд Коми не удовлетворил кассационную жалобу адвокатов блоггера Саввы Терентьева, приговоренного к году условно за комментарий в Живом журнале, и оставил без изменений приговор городского суда Сыктывкара. 7 июля сыктывкарский суд вынес обвинительный приговор Терентьеву. Это первый в России обвинительный приговор по факту комментария в ЖЖ. Судья Любовь Сухарева сочла, что музыкант своим высказыванием в блоге одного из сыктывкарских журналистов разжигал вражду и ненависть в отношении сотрудников милиции, и приговорила его к одному году лишения свободы условно (см. монитор за июль 2008 года).


АВГУСТ, 19
СМИ города Абаза
В Хакасии продолжается конфликт Абазинского городского Совета депутатов и Администрации муниципального образования города Абаза. Крайними в этом конфликте стали работники МУ "СМИ г. Абаза". По решению депутатов учреждение не имеет средств на выплату заработной платы, на содержание основной производственной деятельности. Депутаты продолжают настаивать на своей позиции: или администрация вводит горсовет в состав учредителей МУ "СМИ г. Абаза", или данное учреждение не будет финансироваться в полном объеме. Сотрудники муниципальных СМИ по воле депутатов горсовета на текущий год остались без фонда заработной платы, без средств для производственной деятельности. Они обратились в суд, однако в Абазинском районном суде действия депутатов по прекращению финансирования основной деятельности муниципального учреждения счел законными. Суд проигнорировал очевидный факт: есть муниципальное предприятие, люди работают, а денег на оплату труда нет. По ходу текущей деятельности журналисты газеты и ТВ зарабатывают небольшие средства на оказании рекламных услуг. На основании постановления Главы города часть этих денег поступают в фонд материального поощрения. Другая часть - на поддержку текущего производственного процесса. Однако суд решил, что из этого же фонда нужно компенсировать издержки морального вреда по фактам задержки заработной платы.


АВГУСТ, 20
ГТРК "Алания"
В Северной Осетии избита и ограблена корреспондент местной телекомпании "Алания". Имя Пострадавшей не называется. "В поселке Кадгарон Ардонского района трое преступников в масках ворвались в дом журналистки гостелерадиокомпании "Алания". Угрожая пистолетом, они нанесли ей побои, после чего забрали ювелирные изделия и скрылись", - сообщил "Интерфаксу" источник в правоохранительных органах. Решается вопрос о возбуждении уголовного дела по статье УК РФ "Разбой". Потерпевшая оценила стоимость похищенного в 1,6 млн рублей, ведется розыск преступников.


АВГУСТ, 20
Все СМИ
Во Владикавказе в военном госпитале, куда были доставлены раненые российские военнопленные, обменянные на грузинских солдат, врачам запретили разговаривать с журналистами.


АВГУСТ, 20
Газета "Государственная дума"
Собственную зарплату с трудом отвоевали у работодателей сотрудники парламентской газеты "Государственная дума" в мировом суде района Раменки. Сотрудникам газеты не выдали деньги с февраля до середины лета. Зарплаты лишили основной костяк организации: журналистов, верстальщиков, карикатуриста и фотокорреспондента. В конце марта вышел последний номер печатной версии "Госдумы", после чего коллективу пришлось уйти в отпуск без содержания. Журналисты отправились в суд. Мировому судье поступило от сотрудников 7 исков. На процессе руководство издания в лице гендиректора утверждало, что в отсутствии финансов виноваты думские чиновники. Якобы они не перечисляли газете деньги. Но это был не единственный аргумент ответчиков. Руководство обвиняло сотрудников в том, что те прогуливали работу. "На процессе нам сказали, что мы должны были делать электронную версию, - возмущалась обозреватель "Госдумы" Татьяна Вареничева. - Но тогда нас об этом никто не предупредил. Заниматься Интернетом не входило в наши обязанности". Представитель истцов Вячеслав Михайлов заявил, что им удалось выиграть компенсацию зарплаты за 4 месяца. Каждому положена сумма за несвоевременную выплату, а также возмещение за моральный вред. К примеру, обозревателю Вареничевой должны выплатить свыше 70 тыс. рублей. Однако дождаться запоздалой зарплаты женщине в ближайшее время все равно не удастся. Ответчики не согласились с решением суда по всем искам и подали апелляционную жалобу в Никулинский районный суд.


АВГУСТ, 20
Владимир Головня
В Москве жертвой угонщиков стал оператор Первого канала Владимир Головня. Автоворы увели у него внедорожник "Honda CRV". Вечером оператор телевизионных новостей оставил иномарку у подъезда дома на Ленинском проспекте. А в 9 утра, собираясь по делам, машину на месте не нашел. В. Головня сразу же обратился в милицию. Сыщики немедленно проверили и отмели версию о том, что иномарку увезли на штрафстоянку (бывали случаи, когда "угнанные" авто оказывались попросту "жертвами" эвакуаторов) - авто Головни в списке "штрафников" не значилось, да и припарковано было по правилам. Сейчас ориентировки на похищенный внедорожник разосланы на все посты ГИБДД.


АВГУСТ, 20
Газета "Народный диалог"
В Астраханской области задержан журналист местной газеты, который вымогал у предпринимателя деньги. Об этом сообщила пресс-служба областной прокуратуры: "Ахтубинской городской прокуратурой совместно с районным отделом УФСБ и сотрудниками милиции пресечены незаконные действия журналиста газеты "Народный диалог", зарегистрированной в городе Знаменске". В ходе следствия выяснилось, что журналист, имя которого не называется, требовал от астраханского предпринимателя, занимавшегося торговой деятельностью, 10 000 рублей, угрожая публикацией "разгромной" статьи о нарушении прав потребителей в случае отказа. Расследование дела установило, что никакой компрометирующей информации у журналиста не было. По факту вымогательства возбуждено уголовное дело по статье 163 УК РФ ("Вымогательство"), проводится предварительное расследование.


АВГУСТ, 20
Вацлав Радзивинович
Корреспонденту польского издания Gazeta Wyborcza Вацлаву Радзивиновичу отказано во въездной визе в Россию. Как сообщил журналист в эфире радиостанции "Эхо Москвы", конкретных причин отказа в российском консульстве в Варшаве не назвали, но он не исключает, что это может быть связано с его профессиональной деятельностью. По словам В. Радзивиновича, он хотел получить "краткосрочную журналистскую визу", однако в связи с "огромными очередями" в российском консульстве обратился в туристическую фирму для оформления документов. "Через два дня сотрудники консульства вернули мой паспорт сотрудникам этой посреднической фирмы, сказав, что визы не будет, а за что - я уже знаю", - отметил журналист. Он не исключил, что отказ во въезде в РФ может быть местью за его статью, которая вышла накануне, в которой отмечалась "плохая работа консульства". В. Радзивинович заметил, что инцидент произошел в начале месяца, когда в зоне грузино-югоосетинского конфликта уже велись боевые действия, и у другого корреспондента Gazeta Wyborcza также возникли проблемы: "он возвращался через Армению в Варшаву, и его не пропустили пограничники, говоря, что у него запрет на въезд Россию и страны СНГ". Вацлав Радзивинович в течение нескольких лет был собственным корреспондентом Gazeta Wyborcza в Москве.


АВГУСТ, 20
Интернет
Дмитрий Соловьев
Следственное управление Следственного комитета при прокуратуре РФ по Кемеровской области возбудило уголовное дело в отношении 28-летнего координатора оппозиционного движения "Оборона" Дмитрия Соловьева, сообщил руководитель управления взаимодействия со СМИ СКП РФ Владимир Маркин. Дело возбуждено по части 1 статьи 282 УК РФ ("Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства группы лиц по признакам принадлежности к социальным группам"), предусматривающей наказание от штрафа до лишения свободы на срок до двух лет. "В ходе расследования установлено, что Соловьев размещал в сети Интернет информацию, которая направлена на возбуждение ненависти к сотрудникам ФСБ и МВД", - сказал Маркин. По его словам, сейчас проводятся следственно-оперативные мероприятия, собираются доказательства по уголовному делу. "В отношении подозреваемого избрана мера процессуального принуждения - обязательство о явке", - сказал Маркин. Соловьев, в частности, обвинял МВД и ФСБ в "нагнетании страха", возвращении "психушек" для борьбы с несогласными, и "выбивании" признаний "ради ежемесячных показателей борьбы с преступностью". В комментариях утверждается, что от оппозиционеров избавляются всеми способами: "кого в тюрьму за подброшенные наркотики или за подброшенные патроны, кого просто убивают, кого-то запугивают и он уезжает, кого-то депортируют". В комментариях утверждается, что "преступления КГБ по всем параметрам превосходят преступления СС". Напомним, что ранее блоггер из Сыктывкара Савва Терентьев был признан виновным по части 1 статьи 282 УК РФ и осужден на один год условно за нелестный отзыв в популярном блоге о работе местных правоохранительных органов. Прокуратура посчитала, что в комментарии содержится негативное мнение о представителях правоохранительных органов, способствующее разжиганию ненависти к этой социальной группе (см. монитор за июль 2008 года).


АВГУСТ, 20
Газета "Час Пик. На магистрали"
Президиум Верховного суда Башкирии под председательством главы высшей судебной инстанции республики Михаила Тарасенко удовлетворил надзорную жалобу зампредседателя Арбитражного суда РБ Розы Гилязутдиновой, которая судится с журналистами по факту опубликования критической публикации о ней в газете "Час пик". Судья-истица перепрыгнула кассационную инстанцию еще до начала рассмотрения дела по существу в первой инстанции и вынесла его в надзор. "По сути, сегодняшнее решение суда означает введение цензуры на критику судей, - считает адвокат газеты Алексей Зеликман. По его словам, он намерен обжаловать решение Президиума Верховного суда РБ в вышестоящей инстанции - сначала в Верховном суде России, а затем и в Европейском суде по правам человека в Страсбурге. Напомним, что высокопоставленная истица, зампредседателя Арбитражного суда РБ Роза Гилязутдинова, подала надзорную жалобу в президиум Верховного суда РБ на определение суда первой инстанции об удовлетворении ходатайства журналистов об истребовании доказательств по делу, необходимых для подтверждения фактов, опубликованных в спорной статье. Как отмечают юристы, в России еще не было случаев, когда дело, находящееся в производстве суда и рассмотрение которого уже началось, но еще не закончено, истребовано сразу в Президиум Верховного суда республики. Хотя, по сведению помощника председателя Верховного суда РБ Евгения Матроса, в Башкирии такие случаи имели место, правда, их единицы. Как только судья Октябрьского райсуда Уфы удовлетворила ходатайство редакции об истребовании доказательств из Арбитражного суда РБ, МВД РБ, подтверждающих опубликованную в газете информацию, на следующий же день дело оказалось в Верховном суде Башкирии. Как сообщалось ранее, зампредседателя Арбитражного суда РБ Р. Гилязутдинова подала иск о защите чести, достоинства и деловой репутации к газете "Час пик", настаивая, что издание в статье "Уроки вежливости", опубликованной в ноябре прошлого года, опорочило ее. В качестве компенсации морального вреда судья требует взыскать с газеты и ее редактора Светланы Валиевой солидарно 10 миллионов рублей (см. монитор за май 2008 года). В редакции иска не признают, утверждая, что журналисты, готовя публикацию, опирались на обращение совета судей Башкирии в квалификационную коллегию судей (ККС) России. Совет судей принял решение обратиться в ККС с целью досрочно прекратить судейские полномочия Р. Гилязутдиновой, как указывалось в документе, в связи с "ненадлежащем исполнением судьей должностных обязанностей", нарушением Закона "О статусе судей" и Кодекса судейской этики. По мнению редакции, документы из Совета судей РБ, МВД РБ и башкирского арбитражного суда полностью подтверждают сведения, содержащиеся в спорной публикации, однако после соответствующего решения Октябрьского райсуда Уфы дело было немедленно затребовано в Верховный суд РБ судьей Гузелью Усмановой. Оказалось, что судья-истица обратилась с надзорной жалобой в вышестоящую надзорную инстанцию (минуя кассационную), уверяя, что, удовлетворив ходатайство редакции, районная Фемида "фактически занимается сбором компромата в отношении истца".


АВГУСТ, 21
Михаил Иванов
Газета "Невское время"
По сообщению "Лениздат.Ру", газета"Невское время" (Санкт-Петербург) получила предупреждение по поводу публикации, в которой рассказывалось, как в Нидерландах борются с наркотиками. По словам главного редактора издания, "спор разгорелся буквально из-за трех слов, которые были истолкованы судом не в нашу пользу. Несмотря на то, что в целом - и это признавали обе стороны - статья носила явный антинаркотический характер. Тем не менее, мы проиграли дело, и лично я, как ответственное лицо, заплатил штраф в 5 тысяч".


АВГУСТ, 21
Газета "Слобода"
В ФЗГ поступила информация, что Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области вынесло постановление о наложении штрафа на ООО "Слобода" за административное нарушение, совершенной газетой "Слобода". Нарушение выразилось в том, что по вине корректора в рекламной публикации "Похудение без диет" из первого слова пропала буква "д". Кто-то из возмущенных читателей обратился с соответствующим заявлением, которое в итоге попало в Управление ФАС по Тульской области. Рассмотрение административного дела завершилось штрафом - "матерщинников" наказали на 60 000 рублей. Редакция "Слободы" не согласна с этим решением и обратилась в арбитражный суд.


АВГУСТ, 21
Газета "Черновик"
По сообщению "Кавказского узла", в настоящее время в редакции газеты "Черновик" продолжается бухгалтерская ревизия предприятия-учредителя газеты ООО "Свобода Слова", назначенная министром внутренних дел Дагестана Адильгереем Магомедтагировым по обращению следователя следственного комитета Мирзабалаева.


АВГУСТ, 22, 27
Юрий Гусельников
По сообщению газеты "Новые известия", в горах Алтая пропал 53-летний журналист электронного издания "Большой Новосибирск" Юрий Гусельников. Он путешествовал по Усть-Коксинскому району и должен был вернуться еще 12 августа, сообщает Ньюсру.ком со ссылкой на ИД "Алтапресс". Местные спасатели, уточнили, что в настоящее время следов пребывания журналиста в Усть-Коксинском районе, где он находился в отпуске с 30 июля, не обнаружено. Удалось установить, что из села Верхний Уймон Ю. Гусельников вместе с группой туристов из Дагестана отправился в село Тюнгур. Но группа вернулась с конного маршрута, а он - нет. Планировалось, что 12 августа журналист со своим спаниелем прибудет в базовый лагерь, однако до сих пор он не появился ни там, ни в каком-либо другом пункте. Судя по собранной у местных жителей информации, Гусельников отправился к горе Белуха. Поиски пропавшего журналиста продолжаются. 27 августа поступило сообщение, что спасатели МЧС в ходе поисковых мероприятий не смогли обнаружить Ю. Гусельникова. По словам представителя главного управления МЧС РФ по Республике Алтай, "сотрудники Алтайского республиканского поисково-спасательного подразделения обследовали местность, где, предположительно, он мог потеряться, провели опрос туристов, с которыми он мог встречаться. Никаких следов его пребывания не обнаружено. В связи с этим поисковые мероприятия прекращены". Поиском пропавшего журналиста занимаются правоохранительные органы.


АВГУСТ, 22
СМИ Великого Новгорода
В Великом Новгороде пытались поджечь машину журналиста. Как сообщили в ГПС МЧС по Новгородской области, на улице Большая Власьевская была предпринята попытка поджога автомобиля "ВАЗ-2101". Сообщение об этом поступило в 18:14. Под бензобак машины был подброшен факел. Огонь был потушен до прибытия пожарных. Автомобиль не повреждён. Владельцем автомобиля является один из местных журналистов.


АВГУСТ, 22
Константин Мамедов
В ФЗГ поступила информация, что прокуратура Вельского района (Архангельская область) возбудила против главного редактора газеты "Вельск-инфо" Константина Мамедова уголовное дело по части 2 статьи 129 УК РФ ("Клевета, содержащаяся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации"). Клевету удалось обнаружить в статье "По делам каждому воздастся", опубликованной 21 мая 2008 года. Смысл статьи, по словам редактора, был в привлечении внимания читателей и общественности к проблеме неэффективной работы правоохранительных, надзорных и судебных органов в целом в современной России, а также, возможно, их ангажированности по политическим мотивам. Прокуратура Вельского района и, в частности, старший советник юстиции М. Бохинский и дознаватель ОВД майор Э. Филипповский, усмотрели распространение заведомо ложных сведений в отношении двух вельских предпринимателей и даже назначили лингвистическую экспертизу, которая вполне удовлетворила прокуратуру, но вызвала протест редакции. По словам К. Мамедова, эксперт-лингвист из Поморского государственного университета поверхностно и неглубоко исследовал структуру оспариваемых предложений. К. Мамедов ходатайствовал о прекращении уголовного дела, но прокуратура продолжает проводить расследование. Редактор намерен обратиться в Гильдию лингвистов-экспертов по документальным и информационным спорам (ГЛЭДИС), чтобы получить результаты независимой экспертизы.


АВГУСТ, 22
Сергей Рожков
В Туапсе (Краснодарский край) журналист Сергей Рожков, которого обвиняют в нарушении части 1 статьи 318 УК РФ ("Применение насилия в отношении представителя власти"), объявил голодовку в знак протеста против "абсурдного обвинения" и "необъективного правосудия". Руководство туапсинского изолятора временного содержания, где журналист находится в связи с судебным процессом, сообщило об этом его родственникам. 22 августа родственница журналиста Лариса Азарова пришла в ИВС, чтобы передать продукты. Однако начальник ИВС в телефонном разговоре сообщил ей, что журналист отказался принимать пищу. В своем заявлении на имя прокурора Рожков говорит о том, что к рассмотрению его дела судья подходит необъективно и предвзято. Как выяснилось в тот же день, более месяца назад С. Рожков написал заявление о том, чтобы Л. Азарова, юрист по профессии, была допущена к участию в судебном процессе в качестве общественного защитника. Такое право подсудимому дает российское законодательство. "Однако судья Кислинская к участию в процессе меня не допустила. Она даже не поставила меня в известность о том, что Сергей желал меня видеть своим общественным защитником", - рассказала Л. Азарова "Новой газете". Напомним, журналист С. Рожков отыскал факты фальсификации референдума по объединению Туапсе и Туапсинского района, состоявшегося 2-го декабря вместе с думскими выборами. Эти факты журналист хотел озвучить на общегородском митинге протеста 3-го февраля. Однако в ночь на 2-е февраля он был задержан сотрудниками милиции. В заявлении на имя прокурора Сергей рассказал о том, что был избит милиционерами. После этого он лежал в отделении травматологии городской больницы с черепно-мозговой травмой. Однако возбудить уголовное дело против милиционеров туапсинская прокуратура отказалась. Один из милиционеров также подал заявление в прокуратуру о том, что его у арил журналист. Спустя 5 месяцев поступило заявление еще от одного милиционера о том, что он тоже был избит журналистом. Это стало основанием для возбуждения в отношении Сергея Рожкова уголовного дела (см. монитор за февраль, июнь 2008 года).


АВГУСТ, 22, 25
Наталья Морарь
Защита журналистки Натальи Морарь направила жалобу в Европейский суд по правам человека в связи с отказом журналистке в праве въезжать на территорию России, сообщил адвокат Юрий Костанов. По его словам, жалоба была направлена именно в эту инстанцию, потому что все действия, предпринятые российскими пограничниками в отношении Н. Морарь "нарушают ее конвенционные права". Н. Морарь была задержана в декабре прошлого года в аэропорту "Домодедово" российскими пограничниками. Ее задержание было объяснено тем, что журналистка представляет угрозу для безопасности страны (см. монитор за декабрь 2007 года, январь, февраль, март, апрель, июнь 2008 года). 15 августа Н. Морарь, гражданка Молдавии, получила из посольства России в Кишиневе официальный отказ в получении гражданства. В отказе содержится ссылка на пункт "а" статьи 16-й закона "О гражданстве РФ", в которой говорится, что гражданство РФ не могут получить лица, которые "выступают за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации или иными действиями создают угрозу безопасности".


АВГУСТ, 23
Газета "Арсеньевские вести"
Во Владивостоке распространен "специальный выпуск" газеты "Арсеньевские вести", оказавшийся фальшивым. Газета-двойник вышла очень похожей на оригинал - тот же логотип, привычные шрифты, знакомые журналистские имена, привычные конфликтные ситуации. Но содержание фальшивки шокировало и читателей, и журналистов. Открывает номер коллективная статья "Работа над ошибками", в которой сообщается о "сальных пятнах продажности" на честном и добром имени газеты" и о том, что газета превратилась в "информационную помойку" Неизвестные авторы фальшивки сообщили о том, что главный редактор уже "сброшен", и избран новый. С подписями журналистов "Арсеньевских вестей" опубликованы фальшивые "разоблачительные" материалы. Редакция настоящей газеты "Арсеньевские вести" опубликовала заявление журналистов, в котором сообщается, что никакого раскола в редакции нет, "политика газеты остается прежней: правозащитная, оппозиционная коррумпированным властям, поддержка честных людей и здоровых начинаний". Редактор газеты по-прежнему - Ирина Гребнева, а Татьяна Романенко - соучредитель. Так называемые "авторские" материалы, опубликованные в фальшивых "АВ", не принадлежат перу журналистов "Арсеньевских вестей". Также опубликовано заявление редактора И. Гребневой в прокуратуру Владивостока о привлечении к ответственности лиц, изготовивших и распространивших фальшивый номер газеты "Арсеньевские вести". Пока городская прокуратура молчит. Зато выпущен еще один фальшивый номер "Арсеньевских вестей", в которых опубликованы продолжения лживых статей. Журналисты ведут свое расследование.


АВГУСТ, 24
Сайт Центра экстремальной журналистики
В течение нескольких дней недоступен сайт Центра экстремальной журналистики. Сайт, как и блог руководителя проекта, был взломан. Директор ЦЭЖ Олег Панфилов в течение двух недель находился в Тбилиси и вел в своем блоге хронику грузинских событий.


АВГУСТ, 24
Елена Костюченко
Иван Русаев
Дмитрий Борко
Дмитрий Шибаев
В Москве задержаны журналисты, освещавшие акцию на Красной площади. В полдень на Красной площади семеро молодых людей развернули плакат "За вашу и нашу свободу!". Через пару минут появились милиционеры, а затем и "люди в штатском". Они затолкали участников акции в автомобили и отвезли их в отделение милиции. Вместе с пикетчиками были задержаны и журналисты, выполнявшие свою работу - Елена Костюченко ("Новая газета"), Иван Русаев ("Ведомости"), Дмитрий Борко ("Грани-ТВ") и Дмитрий Шибаев (The New Times). Как рассказала "Эху Москвы" Е. Костюченко, при задержании неизвестный человек в штатском сломал ее фотокамеру.


АВГУСТ, 25
Сайт "УфаГубъ"
В Уфе после служебной проверки, проведенной Главным управлением МВД по Приволжскому федеральному округу, было предложено уволиться начальнику 6-го отдела УБОП Руслану Сайфутдинову, который способствовал возбуждению уголовное дело против сайта "УфаГубъ" по обвинению в экстремизме.


АВГУСТ, 26, 27
Газета "Черновик"
Артур Мамаев
В Махачкале сотрудники правоохранительных органов провели серию обысков в квартирах людей, причастных к выпуску газеты "Черновик". В частности, обыску подверглись квартира Гаджимурата Камалова, директора ООО "Свобода слова", которое издает газету "Черновик". По мнению Г. Камалова, это "ответный удар, подготовленный министром внутренних дел Дагестана Адильгиреем Магомедтагировым". Утром обыск прошел в квартире главного редактора издания Надиры Исаевой, которой было предъявлено обвинение в экстремистской деятельности. Кроме того, в этот же день состоялся обыск в квартире журналиста отдела новостей "Черновика" Артура Мамаева, который также был привлечен к уголовной ответственности за написание ряда материалов. Ранее обыск проводился и в редакции газеты. А 27 августа Н. Исаевой в рамках расследования ее уголовного дела была назначена психологическая экспертиза. Об этом рассказала сама Исаева. "В чем состоит суть экспертизы, назначенной мне следователем, я не знаю. Для разъяснения этого я и мой адвокат приглашены в Следственное управление СКП России по республике Дагестан", - добавила журналистка. Напомним, дело против главного редактора "Черновика" было возбуждено 31 июля 2008 года по статьям УК РФ "Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, совершенные с использованием СМИ" и "Возбуждение ненависти либо вражды по признакам национальности". Ранее официальный представитель СКП РФ Владимир Маркин заявил, что авторы статей еженедельника могли публиковать их "в соавторстве или по заказу лиц, разыскиваемых за совершение преступлений экстремистской направленности". Поводом для возбуждения дела стала статья "Террористы номер один", опубликованная в "Черновике" 4 июля 2008 года


АВГУСТ, 26
СМИ Архангельской области
У главы Архангельской области появился советник по работе с общественными организациями и средствами массовой информации. Об этом губернатор Илья Михальчук заявил на заседании совета глав муниципальных образований области. На эту должность Михальчук назначил бывшего архангельского телемагната Якова Попаренко. "Он будет отвечать за работу с общественными организациями и СМИ, и выстраивать единое информационное пространство для объективного и всестороннего освещения всех событий области и работы всех ветвей местной власти. Мне бы хотелось, чтобы местная пресса строила свою работу иначе - созидая, а не разрушая. Работая только на скандалах газеты наносят непоправимый вред нашей с вами общественной жизни", - сказал губернатор главам муниципальных образований, объясняя данное назначение. Ранее Я. Попаренко занимал должность генерального директора ООО "АТК-Медиа", заместителя председателя ГТРК "Поморье", директора департамента информации и общественных связей Архангельской области. По мнению бывшего архангельского журналиста, а позднее - журналиста американской газеты "Республика" Алексея Пешкова, именно Попаренко сыграл существенную роль в развале медиарынка в Архангельской области.


АВГУСТ, 26
СМИ Москвы
Начальник управления СК при МВД России по расследованию организованной преступной деятельности против экономической безопасности генерал-майор юстиции Игорь Цоколов, раздосадованный публикациями в СМИ о якобы имеющихся у него коррупционных связях, подал иск в Басманный суд Москвы о защите чести и достоинства. Какие издания привлечены в качестве ответчиков, не уточняется. В июле министру внутренних дел России был направлен депутатский запрос с требованием проверить деятельность Цоколова в связи с публикациями негативного характера в СМИ. "31 июля такая проверка была завершена. В утвержденном начальником СК при МВД заключении сказано, что содержащиеся в материалах средств массовой информации данные не нашли своего подтверждения", - отметил генерал-майор юстиции. Ранее в некоторых СМИ сообщалось, что в отношении начальника управления СК при МВД РФ Цоколова проводится проверка. По мнению Цоколова, порочащие его публикации в СМИ "могли быть сфабрикованы многими заинтересованными лицами, в том числе представителями так называемой "рыбной мафии" и криминальных кругов в банковской сфере, в отношении которых Следственный комитет при МВД проводил и проводит расследования". Между тем, 20 августа в центральном аппарате МВД сообщили, что внутренняя проверка деятельности Цоколова только началась. Источник в министерстве сообщил, проверяются различные сигналы в отношении генерала. В частности, информация о его возможных тесных связях с майорами Дмитрием Целяковым и Александром Носенко, которые были арестованы 10 июня ФСБ РФ по обвинению в вымогательстве. Предполагается, что отдельно будут проверены данные о возможном содействии со стороны И. Цоколова бизнесу американской рыболовецкой компании Wards Cove, которая занимается выловом ценных пород камчатского краба в территориальных водах России. В 2006 году в отношении дочернего совместного предприятия Wards Cove правоохранительным органами Сахалинской области было возбуждено уголовное дело, однако в 2007 году под руководством генерала Цоколова оно было закрыто и, напротив, возникли уголовные дела против российских конкурентов американской компании. Цоколов возглавлял также следствие по делу о "контрабанде валютных ценностей" против главы фонда "Образованные медиа" Мананы Асламазян. Это дело развалилось в мае 2008 года, после вердикта Конституционного суда, решившего, что Асламазян не нарушала уголовное законодательство РФ, что дало повод представителям российских демократических организаций выступить против ожидавшегося назначения Игоря Цоколова.


АВГУСТ, 26
Сергей Рожков
Журналиста из города Туапсе (Краснодарский край) Сергея Рожкова осудили по статье 318 УК РФ на 3,5 года в колонии-поселении за "применение насилия в отношении представителя власти". Инвалид III группы, он обвиняется в избиении двоих сотрудников милиции из тех шести, что пришли к нему домой ночью на задержание. В феврале 2008 года независимый туапсинский журналист С. Рожков собирался обнародовать документы, подтверждающие фальсификацию результатов референдума по объединению города Туапсе с Туапсинским районом. Он провел собственное расследование, согласно которому объединения добивались не жители, а местный бизнес. Рассказать об этом Рожков хотел на городском митинге протеста 3 февраля. Как уверяют коллеги репортера, до этого ему звонил человек, представившийся представителем правоохранительных органов, и советовал не затрагивать вопроса о референдуме. Как утверждает сам С. Рожков, в ночь на 2 февраля шесть сотрудников милиции ворвались в квартиру его дяди, где он был в гостях, избили обоих, надели наручники и отвезли в УВД города Туапсе. Журналист добирался до отделения в багажнике, куда его бросили связанным. На следующий день было вынесено постановление об аресте С. Рожкова на трое суток. Пробыв положенное время в изоляторе, он оказался в отделение травматологии городской больницы с сотрясением мозга. Когда журналист лежал в больнице, его навестили сотрудники милиции с требованием написать заявление о том, что тот не имеет никаких претензий по поводу задержания. Рожков отказался и написал заявление в прокуратуру, которое было отклонено. Тогда милиционеры тоже написали заявление с жалобой на побои от Рожкова, у которого имеется инвалидность III группы и вырезано легкое. Результатом обращения стало возбужденное уголовное дело по части 1 статьи 318 УК РФ ("Применение насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо угроза применения насилия в отношении представителя власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей"). 4 июня С. Рожков снова был задержан - уже на пикете у стен местной администрации, публикацию о котором он готовил для газеты "Советская Кубань". После этого еще один сотрудник милиции написал заявление, что он был избит журналистом в дежурной части УВД. Это стало основанием для возбуждения еще одного уголовного дела по той же статье 318 УК РФ (см. монитор за февраль, июнь 2008 года). Судебное рассмотрение дела началось только 15 августа. Последнее слушание дела состоялось 27 августа, и обвинительный приговор действительно был вынесен. 3,5 года в колонии-поселении


АВГУСТ, 27
Ирина Гирш
Корреспонденту Фонда защиты гласности по Красноярскому краю и Хакасии Ирине Гирш отказано в аккредитации на пресс-конференцию спикера Совета Федерации Сергея Миронова, который посетил Хакасию с рабочим визитом. Причиной отказа руководитель пресс-службы правительства Республики Хакасия Елена Кобец назвала тот факт, что служба безопасности дала установку аккредитовать только тех журналистов и СМИ, которые ранее были аккредитованы Правительством Хакасии. Истинной причиной отказа И. Гирш назвала личные взаимоотношения с руководителем пресс-службы Правительства РХ. Преследование И. Гирш, которая является также председателем правозащитной общественной организации "Комитет 29", начались после ее увольнения с должности главного редактора муниципальной газеты "Абакан". Ее вынудили написать заявление из-за ее непримиримой позиции в отношении коррумпированных чиновников. И. Гирш считает, что отказ в аккредитации - последствия того конфликта. И. Гирш намерена обратиться в прокуратуру с заявлением о нарушении прав журналиста. ФЗГ будет следить за развитием событий.


АВГУСТ, 27
Олег Федченко
Передано в суд уголовное дело по обвинению главного редактора газеты "Брянские будни" Олега Федченко в публичном оскорблении представителя власти (см. монитор за июль 2008 года). "В ходе предварительного следствия установлено, что учредитель и главный редактор газеты О. Федченко подготовил и опубликовал в своем издании статью с оскорбительной оценкой деятельности главного федерального инспектора в Брянской области аппарата полномочного представителя Президента РФ в ЦФО Николая Бурбыги", - рассказали в пресс-службе региональной прокуратуры. В пресс-службе добавили, что редактору предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного статьей 319 УК РФ ("Оскорбление представителя власти"), по которой предусмотрены санкции в виде штрафа до 40 тыс. рублей или исправительных работ на срок до 1 года.


АВГУСТ, 27
Все СМИ
Министерство связи и коммуникаций распространило сообщение о начале работы над поправками в законодательство, касающееся сферы масс-медиа. О сути новаций пока не сообщается. А в Госдуме после летних каникул возобновила деятельность специальная рабочая группа, которая еще в июне занялась вопросом обновления законодательства в сфере СМИ. Результаты работы депутатов и Минсвязи должны быть представлены в октябре. Думскую рабочую группу в начале июня создали депутаты-единороссы, лидер которых Борис Грызлов сразу же озадачил ее тем, чтобы она к октябрю подготовила новую редакцию закона "О СМИ". Однако на первом же заседании группы, к работе в которой единороссы пригласили представителей медиасообщества и членов Общественной палаты, выяснилось, что стране на самом деле нужен не отредактированный заново закон, а "целый комплекс специальных законов". Уходя на летние каникулы, члены рабочей группы условились направить руководителю группы, первому вице-спикеру Госдумы Олегу Морозову предложения, чтобы осенью вплотную заняться подготовкой конкретных законопроектов. Свои наработки, как сообщили в аппарате господина Морозова, уже направили члены Совета федерации, Общественная палата, Союз журналистов России, Ассоциация распространителей печатной продукции. Наиболее обстоятельный пакет предложений в группу О. Морозова поступил из Союза журналистов. Секретарь СЖР, автор действующего закона о СМИ Михаил Федотов, с подачи которого рабочая группа в июне и решила заняться разработкой комплекса законопроектов, сообщил, что помимо поправок в закон о СМИ, а также в Уголовный, Гражданский и Налоговый кодексы депутатам представлен им ряд отдельных совершенно новых законопроектов, в частности проекты законов "Об общественном теле- и радиовещании", а также "Об основах экономических отношений в сфере массовой информации". В целом же, как рассчитывает М. Федотов, рабочая группа на своем ближайшем заседании, которое пройдет в сентябре, пока только обсудит концепцию развития законодательства в сфере массовой информации. Предстоит решить, какие законы надо разработать и принять, а также какие поправки требуются действующему закону о СМИ. Никакой новой редакции этому закону не нужно, считает Федотов. Требуются лишь отдельные поправки, приводящие отдельные положения закона в соответствие, например, с Гражданским кодексом и даже с Конституцией, которая появилась на два года позже закона о СМИ. Однако вчера стало известно, что собственную разработку законодательных новаций ведет также Министерство по связи и массовым коммуникациям. "Идет очень интенсивная работа, и объем этих поправок значителен", - сообщил источник в Минкомсвязи. По его словам, министерские юристы анализируют, насколько поправки повлияют на целостность и логику законов. В силу этого в министерстве пока не знают, будут ли это поправки в закон о СМИ или некий новый закон, или подзаконные акты. Но не исключат, что конкретным результатом эта работа увенчается в ближайшие месяцы. В любом случае речь пойдет о госрегулировании всех четырех сфер распространения информации: телевидения и радио, печатных изданий, интернета, телефонии.


АВГУСТ, 27
Алексей Брагин
Решением бюро Алтайского крайкома КПРФ, заседание которого прошло в Барнауле, главному редактору газеты "Голос труда" Алексею Брагину вынесли строгий выговор и отстранили от работы с формулировкой "за нарушение партийной этики". Об этом ИА "Банкфакс" сообщил сам Брагин. Следствие по делу о нападении на А. Брагина "боевика "Левого фронта" завершено, дело передано в мировой суд, рассказал Брагин. Члены бюро крайкома предложили забрать заявление и прекратить судебное разбирательство по этому делу, а в противном случае исключить А. Брагина из партии. "Я считаю, что основная причина отстранения от должности - это моя непримиримая позиция по отношению к Левому фронту. Почему бюро крайкома поддерживает позицию Левого фронта, мне непонятно", - говорит А. Брагин. С решением бюро крайкома он не согласен и намерен довести до конца дело в суде, а затем обжаловать решение крайкома через ЦК партии. В крайкоме комментировать этот инцидент отказались, сославшись на то, что это "внутреннее дело партии, и все вопросы подобного рода рассматриваются исключительно за закрытыми дверями".


АВГУСТ, 27
Бюллетень "За рабочую власть"
В Санкт-Петербурге около 17-00 сотрудники милиции у проходной Кировского завода задержали за распространение бюллетеня "За рабочую власть" активиста марксистской группы "Классовая политика" Алексея Дроздова. В милиции корреспонденту "Лениздат.Ру" сообщили, что Дроздов был доставлен к мировому судье, осужден за мелкое хулиганство и отпущен. Бюллетень марксистской группы был напечатан в той же типографии, что и изъятый в тот же день выпуск "Что делать?" и содержал материалы о войне в Южной Осетии. Этим, по-видимому, и объясняется внезапный интерес правоохранительных органов к данным печатным изданиям.


АВГУСТ, 27
Газета "Что делать?"
В Санкт-Петербурге сотрудниками правоохранительных органов изъят тираж газеты "Что делать?", которую издает одноименная арт-группа. В арестованном номере издания был опубликован ряд художественных произведений, а также информация об участии в выставках. Издатели никогда не скрывала своих симпатий к левой идеологии. "Что делать?" выпускается уже 5 лет, и никогда не испытывала проблем с милицией. Газета передана в прокуратуру, где ее изучают на предмет наличия экстремистских материалов.


АВГУСТ, 27
"Марксистская газета"
В Санкт-Петербурге сотрудники милиции задержали 32-летнего мужчину и изъяли у него 300 экземпляров "Марксистской газеты". Как сообщили корреспонденту АЖУРа в пресс-службе ГУВД Петербурга и Ленобласти, наряд, патрулировавший на Межевом канале у дома N50, минувшим вечером около половины шестого заметил мужчину с "Марксистской газетой". Изъятые материалы отправлены в прокуратуру для проверки.


АВГУСТ, 28
Газета "Магадан Информ"
Управлением Россвязьохранкультуры по Магаданской области и Чукотскому автономному округу в ходе проверки выявлены нарушения при проверке издания "Магадан Информ". Периодическое печатное издание "Магадан Информ" зарегистрировано как информационная газета с рекламой не более 40%. Фактически данное периодическое издание выходит в форме журнала рекламного характера (79,5% рекламы). Также в ходе проверки выявлено нарушение порядка объявления выходных данных. На основании выявленных нарушений в отношении учредителя и редактора газеты "Магадан Информ" вынесено предписание об их устранении, а также составлен протокол об административном правонарушении, в соответствии со ст. 13.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях.


АВГУСТ, 29
Спортивные СМИ Ярославля
В Ярославле в ночь с пятницы на субботу, подвергся нападению киоск "Спорт-браво". Неизвестные выбили стекла и испортили ролевые ставни. Однако печатная продукция и выручка в размере 16 тысяч рублей остались на месте, ущерб - 10 тысяч рублей. Злоумышленники орудовали монтажкой. Подобное случалось и раньше, но в этот раз хозяева уверены - это сделали не хулиганы. Правоохранительных органов владельцы торговых точек не вызывали.


АВГУСТ, 29
Радио "Эхо Москвы"
Главный редактор "Эха Москвы" Алексей Венедиктов снял с сайта радиостанции запись и расшифровку программы "Особое мнение", в которой выступала председатель либеральной партии "Демократический союз" Валерия Новодворская. Поводом для этого стали отзывы Новодворской о террористе Шамиле Басаеве. Говоря о нем, Новодворская высказала неуверенность в том, что бандгруппы под его руководством напали на Дагестан в 1999 году. Также она заявила, что Басаев до того, как он стал террористом, он был "нормальным человеком" и "демократом". "Мы его сделали террористом. Уничтожая Чечню столько лет подряд, мы сделали демократа Шамиля Басаева террористом", - заявила В. Новодворская....


АВГУСТ, 29
Газета "Зори"
В Арбитражном суде Белгородской области началось рассмотрение дела по иску МУП "Управляющая компания объединенного жилищно-коммунального хозяйства" (город Старый Оскол) к главному редактору местной газеты "Зори" и жителю Старого Оскола М. Федяиновой о защите деловой репутации. Поводом для обращения в суд стало опубликованное в указанном издании письмо пенсионера МУП УКОЖКХ, выступающего от имени еще 18 человек, в котором она подняла проблему сокращения их рабочих мест в нарушение трудового законодательства. Считая, что содержащиеся в письме сведения не соответствуют действительности и порочат его деловую репутацию, истец потребовал опровержения спорных сведений и компенсации морального вреда в размере 8 000 рублей.


АВГУСТ, 29
Газета "Зори"
Любовь Иваненко
В Арбитражном суде Белгородской области началось рассмотрение дела по иску МУП "Теплоэнерго" (город Старый Оскол) к АНО "Редакция газеты "Зори" и журналисту Любови Иваненко о защите деловой репутации. Поводом для обращения в суд стали две публикации в указанном издании под названиями "Теплоэнерго" твердит, что в квартирах Ташкент, а люди спят под двумя одеялами" (№ 217 от 20 декабря 2007 года) и "Почему нет заключения комиссии на депутатский запрос?" (№ 8 от 17 января 2008 года). Обе публикации посвящены одной проблеме - оказанию некачественных услуг в сфере ЖКХ, и представляют собой диалог между недовольными оказываемыми услугами жителями и поставщиком этих услуг. Считая, что содержащиеся в указанных публикациях сведения не соответствуют действительности и порочат деловую репутацию, МУП "Теплоэнерго" требовал через суд их опровержения.


АВГУСТ, 30
Анна Политковская
В Москве на Триумфальной площади прошел митинг, посвященный памяти Анны Политковской. В акции, организованно участниками правозащитных организаций и движений, приняли участие около 300 человек. На митинге выступали многие, лично знавшие А. Политковскую, среди них и те, кому она приходила на помощь, в том числе люди из Башкирии, Кабардино-Балкарии, представители жертв Норд-оста. Практически все выступающие говорили о том, что гибель Политковской связана с ее профессиональной деятельностью, с ее статьями, в которых содержалась резкая критика в адрес представителей власти. Митингующие выразили протест против "политического убийства" А. Политковской и возмущение тем, что правоохранители, расследующие это преступление, фактически топчутся на месте. Итогом мероприятия стало принятие резолюции о необходимости увековечить память Политковской - организаторы митинга предложили установить ей памятник в Москве или назвать ее именем одну из улиц столицы.


АВГУСТ, 31
Сергей Канев
В Москве совершено нападение на криминального репортера "Новой газеты" Сергея Канева. Поздно вечером 31 августа журналист возвращался домой после встречи со своим источником. Вслед за ним в подъезд его дома на Талдомской улице зашли двое человек. Один из преступников схватил сумку журналиста, в которой были материалы расследования, а другой накинул на Канева удавку и стал душить. Каким-то чудом журналисту удалось не только отбиться от нападавших, но и добраться до ближайшего отделения милиции и сообщить о случившемся. Попытки поймать преступников "по горячим следам" успеха не принесла. А С. Канева пришлось госпитализировать - в автомобиле "скорой помощи" он был доставлен в больницу.


АВГУСТ, 31
Магомед Евлоев
В Ингушетии убит редактор оппозиционного сайта "Ингушетия.Ру" Магомед Евлоев. Днем он прилетел в аэропорт "Магас" и был задержан у трапа самолета сотрудниками МВД. М. Евлоева посадили в автомобиль и увезли в неизвестном направлении. Во время задержания использовалось огнестрельное оружие - по словам руководителя Оргкомитета общенационального митинга протеста Магомеда Хазбиева, была открыта предупредительная стрельба "по ногам". Позднее М. Евлоев оказался в больнице с пулевым ранением в голову. По версии МВД, Евлоева задержали по уголовному делу, возбужденному по факту взрыва у дома начальника контрольного управления администрации президента республики. И когда задержанного везли в автомобиле, он якобы попытался завладеть оружием одного из конвоиров, но в результате произошел "случайный" непроизвольный выстрел. Евлоева доставили в больницу, но спасти его врачам так и не удалось. "По данному факту на месте происшествия работает следственно-оперативная группа Следственного комитета при прокуратуре РФ по республике Ингушетия. По результатам этой проверки будет приниматься процессуальное решение", - заявил официальный представитель СКП РФ Владимир Маркин. И решение действительно было быстро принято - возбуждено уголовное дело по статье 109 УК РФ ("Причинение смерти по неосторожности"). Однако родственники и многочисленные знакомые убитого не согласны с официальной версией. Они убеждены в том, что демонстративная расправа над М. Евлоевым является актом устрашения, цель которого - запугать и расколоть общественное и правозащитное движение в Ингушетии. Убийство редактора "Ингушетии.Ру" потрясло общественность и коллег. Международная правозащитная организация Human Rights Watch призвала тщательно расследовать обстоятельства гибели Евлоева. "Его гибель при столь подозрительных обстоятельствах не может не вызывать вопросов", - сказала заместитель директора московского офиса Human Rights Watch Татьяна Локшина. Организация "Reporteers sana frontiers" распространила заявление, в котором говориться: "Мы глубоко потрясены убийством журналиста Магомеда Елоева, который множество раз демонстрировал свое мужество и бесстрашие, распространяя независимую информацию, несмотря на давление и угрозы, которые поступали в его адрес и в адрес его семьи". По словам шеф-редактора независимого журнала "Дош" Абдуллы Дудуева, против неугодного властям информационного ресурса, "который единственный на Северном Кавказе освещал реальные события, происходящие в регионе", в ход пошел последний аргумент. И еще одна деталь: сайт "Ингушетия.Ру" сообщил, что перед задержанием М. Евлоева при нем был портфель с ноутбуком и деньгами (3 миллиона рублей). О наличии с собой крупной денежной суммы он сообщал в телефонном разговоре с одним из лидеров ингушской оппозиции Макшарипом Аушевым, который подтвердил этот факт. Однако, во время обнаружения тела Евлоева при нем был лишь один мобильный телефон.


© Фонд защиты гласности. При публикации ссылка на ФЗГ обязательна

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни