Результаты мониторинга
30 Июля 2008 года

Мониторинг ФЗГ - Июль 2008

Случаи гибели журналистов
-
-
Случаи гибели других сотрудников СМИ
-
-
Пропавшие без вести
(Вадим Шевцов, бывший криминальный телерепортер и сотрудник пресс-службы Главного управления МЧС РФ по Иркутской области, Иркутск).
1
Нападения на журналистов (Александр Лехнер, оператор телеканала "Тульская служба новостей", Тула; Андрей Мазов, руководитель ИА "Тульские новости", Тула; Зураб Цечоев, редактор сайта "Машр", Ингушетия).
3
Нападения на редакции
-
-
Факты цензуры
-
-
Уголовное преследование журналистов и СМИ
(Олег Федченко, редактор газеты "Брянские будни", Брянск; Борис Толщин главный редактор газеты "Край", Хабаровск; Владислав Никитенко, журналист из Благовещенска, Амурская область - 2 уголовных дела; Эдуард Самойлов, журналист из Обнинска, Калужская область; Сергей Череповский, внештатный корреспондент "Любимой газеты", Пенза).
6
Незаконное увольнение редактора, журналиста
-
-
Случаи задержания милицией (ФСБ, etc.) (съемочная группа петербургской телекомпании "100 ТВ", Ленинградская область; Сергей Череповский, внештатный корреспондент "Любимой газеты", Пенза).
2
Зафиксировано предъявленных к журналистам и СМИ судебных исков
на сумму 24 230 030 рублей.
21
Рассмотрено предъявленных к журналистам и СМИ исков
-
3
из них удовлетворено
-
1
взыскано в качестве денежной компенсации морального вреда
80 000 рублей.
-
Отказ журналистам в доступе к информации (в том числе запрет производить аудио- и видеозапись, фотосъемку; отказ в аккредитации; ограничение права на посещение и присутствие на мероприятиях в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях)
28
Угрозы в адрес журналистов и СМИ
(съемочная группа телепрограммы "Вести-Иркутск", Иркутск; Евгений Титов, корреспондент "Кавказского узла", Краснодар; Павел Брыкин, корреспондент телепрограммы "Вести. Дежурная часть", Псковская область).
3
Выселение редакций из занимаемых помещений
("Радио Балтика", Санкт-Петербург).
1
Отказ от печатания (распространения) газет
(газеты "Советская Калмыкия сегодня", "Степная мозаика", "Ленинский путь", "Время Калмыкии", "Регион 08", все - Калмыкия; газета "Позорный столб", Архангельская область; газета "БАМ", Амурская область).
7
Отключение от эфира, прекращение вещания
("Радио России", радио Красноярского края - в Эвенкии; проводное радио - в Приморском крае).
3
Изъятие (скупка, арест) тиража
(газета "Край", Хабаровск).
1
Изъятие фото-, аудио- и видеоаппаратуры, компьютеров
(камера телеканала "Тульская служба новостей", Тула).
1
Повреждение фото-, аудио- и видео-аппаратуры, компьютеров
-
-
Прекращение выхода газеты
(газета "Новое русское слово. Евразийская версия", Москва).
1
Препятствование деятельности интернет-изданий
(сайт ИА "Тульские новости", Тула; информагентство "Высота 102", Волгоград).
2
Выход газет-двойников
(газета "Город на Амуре", Амурская область).
1
Отказ в регистрации СМИ
-
-
Иные формы давления и нарушения прав журналистов
-
33

 

ИЮЛЬ, 1
Газета "Правда Хакасии"
Верховный Суд РФотменил решение о закрытии регионального издания коммунистов - газеты "Правда Хакасии". Дело будет направлено в Верховный Суд Хакасии на повторное рассмотрение. Напомним, что судебный иск о прекращении деятельности газеты был предъявлен Управлением федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охране культурного наследия по Красноярскому краю. Основанием послужили публикации, в которых Управление усмотрело признаки экстремизма (см. монитор за февраль, апрель 2008 года). В ходе разбирательства ответчики опровергли обвинения в том, что публикации содержат элементы экстремизма. Их довод - Управление федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охране культурного наследия руководствовалось лишь собственным субъективным мнением, а не заключением экспертов-лингвистов. Кроме того, по мнению коммунистов, иск предъявлен вообще не по адресу - ответчиком должен быть не учредитель издания, а другое самостоятельное юридическое лицо - редакция газеты. Однако Верховный Суд Хакасии удовлетворил иск о закрытии газеты "Правда Хакасия". В Москве интересы партии представлял по доверенности юрист ЦК КПРФ Владимир Мазур. По его информации, решение Верховного Суда РХ отменено кассационной инстанцией в связи с рядом допущенных нарушений (газета закрыта по формальным признакам, а не по существу судебного спора).


ИЮЛЬ, 1
Газета "Курган и курганцы"
В Кургане представителей газеты "Курган и курганцы" не пускают на мероприятия, проводимые местными властями. Началось это в уже далеком 2004 году. Придя за полгода до очередных губернаторских выборов на одно из заседаний областного правительства и показав, по обыкновению, при входе редакционное удостоверение, корреспондент издания был остановлен сотрудниками милиции. Стражи порядка предъявили ему список представителей прессы, разрешенных к допуску на заседание, журналиста газеты "Курган и курганцы" в нем не значилось. Примечательно, что до этого список при посещении областного правительства никогда не фигурировал. В итоге корреспондента на заседание так и не допустили. В дальнейшем журналистов газеты "Курган и курганцы" не пускали на встречи с полномочным представителем Президента РФ в Уральском федеральном округе Петром Латышевым и председателем Совета Федерации Федерального Собрания РФ Сергеем Мироновым, посещавшими Курган с рабочими визитами. Недостающую информацию приходилось брать с сайта областного правительства, однако вскоре там был поставлен фильтр для редакции. Попытка переписки с областным правительством также не увенчалась успехом. На официальные запросы редакции приходили ответы, которые ничего не проясняли, а только порождали еще больше вопросов. На заседания областного правительства представителей газеты "Курган и курганцы" по-прежнему (вот уже 4 года!) не пускают. В ответ на запросы об аккредитации приходит один и тот же ответ: "В связи с реконструкцией малого зала посещение аппаратного совещания у губернатора Курганской области и заседания правительства области корреспондентом вашего издания не представляется возможным в связи с отсутствием свободных мест в зале заседания". А вот на заседания областной Думы газету пускают, но строго определенного журналиста.


ИЮЛЬ, 1
Газета "Новое русское слово. Евразийская версия"
Информационное агентство Regnum опубликовало текст открытого письма журналистов газеты "Новое русское слово. Евразийская версия". В нем говорится: "Почти три месяца прошло с момента, как внезапно, без объяснения причин был остановлен выпуск издания. Это произошло 7 апреля 2008 года, когда подготовленный к печати 24-полосный номер газеты вместо отправки в типографию был выброшен в корзину". Далее в документе сообщается, что в московскую редакцию из Киева позвонили представители владельца газеты Вадима Рабиновича и сообщили, что "газета больше не выйдет". При этом возможностей для нового трудоустройства коллектива собственник издания не оставил - организация официально не ликвидирована, в трудовых книжках сотрудников нет записей об увольнении. "Никаких заявлений - об отпуске или увольнении - мы не подписывали, и формально находимся на работе. Издатель не выплатил сотрудникам, включая авторов и внештатных корреспондентов, несколько зарплат - за март, апрель, май и июнь, компенсации за неиспользованные отпуски, а также положенные по закону выплаты в случае ликвидации предприятия или сокращения работников (поскольку формально редакция не закрыта). Значительный долг у компании-владельца также перед типографией и арендодателем", - говорится в письме. Ранее представители Рабиновича обещали расплатиться со всеми в обмен на молчание. Но после известий о начале банкротства компании сотрудники редакции обратились с официальным письмом в Государственную инспекцию труда города Москвы и подготовили исковые заявления в суд.


ИЮЛЬ, 2
"ТВ-7"
Инфоцентр ХРО КПРФ РХ
В ФЗГ поступила информация, что 27 мая в Саяногорске (Хакасия) в здание городской администрации пришли граждане, чтобы встретиться с главой города Леонидом Быковом. Вопрос касался продолжающихся попыток муниципального унитарного предприятия "Служба заказчика ЖКХ" получить с населения деньги за проведенную корректировку коммунальных платежей за 2007 год. По поводу этого перерасчета, в результате которого практически все квартиросъемщики и владельцы жилья оказались дополнительно должны "Службе заказчика" по нескольку тысяч рублей, уже однозначно высказались депутаты горсовета и прокурор Саяногорска Владимир Федоров. Городские парламентарии нашли множество нарушений и порекомендовали приказ о корректировке отменить, а прокурор, кроме отмены, потребовал также наказать виновных. Однако в этот день в администрации города почему-то не оказалось ни главы города, ни его заместителей. Человек десять вместе со съемочной группой "ТВ-7" поднялись на второй этаж в приемную мэра Саяногорска. Пока люди выясняли, как им встретиться с Л. Быковым, в приемную ворвалась работник пресс-службы администрации Зухра Шадрина и в резкой форме потребовала освободить помещение. Затем, спустившись в холл, приказала людям покинуть здание администрации, а также выключить камеры съемочных групп "ТВ-7" и Инфоцентра ХРО КПРФ РХ.


ИЮЛЬ, 2
"Радио России"
Радио Красноярского края
Жители севера Красноярского края лишились возможности слушать передачи "Радио России" и местных радиостанций. По словам представителей пресс-службы краевого ГУВД, злоумышленники свалили одну из тридцатиметровых антенн Красноярского краевого телерадиопередающего центра. Из-за действий хулиганов, задержать которых пока не удалось, север Красноярского края - нижнее Приангарье и Эвенкия - остались без "Радио России", без краевого радио и без системы оповещения при ЧС. Краевому телерадиопередающему центру нанесен ущерб на сумму около миллиона рублей. Возбуждено уголовное дело по статье 167 УК РФ ("Умышленное уничтожение или повреждение имущества").


ИЮЛЬ, 3
НТВ
По сообщению "Новой газеты", в субботу 28 июня в эфир не вышел анонсированный на сайте и на канале НТВ фильм Андрея Лошака "Теперь здесь офис". По сведениям "Новой газеты", он был показан на "Орбите" 28 июня, а затем снят с эфира. На просьбу объяснить произошедшее А. Лошак рассказал, что создал лирический, ностальгический фильм о Москве, которую он лично помнит, и которой больше нет. "Это проект об отношении к историческому наследию городских властей в обеих столицах, о том, какую Москву мы потеряли и каким вскоре будет Питер, - говорит Лошак. - О том, что строительный бум вытесняет старую Москву, что с историческим обликом города безжалостно расправляются, а центр становится привилегией определенного имущественного класса. При этом старые москвичи, создававшие атмосферу, ауру и культуру города, задвигаются на задворки". По его словам, фильм не несет никакого обличительного пафоса, в нем нет никаких прямых обвинений в адрес каких-то лиц - юридических или физических, хотя и указаны некоторые фирмы-застройщики. По словам Лошака, предварительной цензуры на канале не существует: "Фильм начальство увидело на одной из "Орбит" и решило, что в таком виде давать его рискованно - нужна консультация с юристами". На вопрос о том, была ли тема согласована с начальством до съемок, Лошак ответил так: "Я давно хотел сделать такой фильм, и мы совместно с начальством решили, что теперь это возможно. Но в последний момент что-то произошло". В свою очередь, на просьбу "Новой газеты" предоставить комментарий главы НТВ Владимира Кулистикова в пресс-службе пояснили: "У генерального директора возникли замечания, связанные не с содержанием фильма, а с юридической стороной поднимаемых там вопросов. Для их прояснения, по мнению генерального директора, потребуется консультация с юристами НТВ. И в этом плане работа над материалом продолжена".


ИЮЛЬ, 3
Ирина Андрейченко
Вероника Дегтярева
Съемочную группу петербургской телекомпании "100 ТВ" незаконно задержала частная охранная служба. В поселке Овсяное Выборгского района Ленинградской области охрана задержала журналистов телекомпании "100 ТВ", которые снимали репортаж о фактическом присвоении части озера Нахимовское рядом влиятельных лиц, построивших свои дачи на его берегу. Журналистов обвинили в незаконном проникновении на частную территорию. Причем эти обвинения прозвучали из уст тех самых охранников, которые повредили оборудование съемочной группы и подменили собой правоохранительные органы: вызванная милиция не явилась для разбирательства дела. В составе телевизионной группы были две журналистки - Ирина Андрейченко и Вероника Дегтярева. Пережитый стресс обе они описывают похоже, указывая на грубость и бесцеремонность охранников и на то, что "им в поселке позволено все". Уехать съемочной группе удалось лишь после того, как у одного из ее членов взяли паспортные данные. На канале "100 ТВ", входящем в состав Балтийской Медиа-группы, Фонду защиты гласности сообщили, что не собираются оставлять происшествие безнаказанным. Комментариев в кабинетах исполнительной власти нам получить не удалось, хотя буквально на днях новый глава комитета по информационной политике областного правительства В. Угрюмов (бывший Председатель регионального Союза журналистов) заверил, что будет поддерживать журналистов и выстраивать с прессой доверительные отношения. Пока же все компетентные органы молча наблюдают, как на местах закон подменяют понятия, а милицию - частные охранники.


ИЮЛЬ, 3
Анна Политковская
Семья Политковской и "Новая газета" хотят установить источник утечки информации о местонахождении убийцы журналистки. Семья Анны Политковской просит провести проверку по факту разглашения информации о местонахождении подозреваемого в убийстве журналистки "Новой газеты". Об этом сообщила адвокат потерпевших Анна Ставицкая. На этой неделе в СМИ из силовых ведомств попала информация о том, что подозреваемый в убийстве Политковской может находиться в Бельгии. Ставицкая подала ходатайство в Следственный комитет при прокуратуре, в котором просит ответить на вопрос, давалось ли разрешение на разглашение этих сведений? Напомним, глава Следственного комитета Александр Бастрыкин сообщил, что подозреваемый находится в Западной Европе, но страну не уточнил. Именно после этого в СМИ появилась информация о Бельгии. Накануне же глава Генпрокуратуры Юрий Чайка заявил, что у него нет сведений, где именно находится убийца Политковской. В "Новой газете" утечку информации о местонахождении подозреваемого в Бельгии расценили как прямое вмешательство в процесс следствия и попытку развалить дело. "Это можно трактовать следующим образом - люди, владеющие информацией, пытаются сделать все, чтобы убийца скрылся и не попал на скамью подсудимых", - говорится в заявлении газеты. По мнению редакции, если расследовать эту утечку, то можно выйти на заказчиков убийства Политковской. Исполнителя (по версии следствия, это Рустам Махмудов) ищут, а имя заказчика до сих пор неизвестно. Р. Махмудов находится в розыске уже десять лет. Еще в 1997 году в отношении него было возбуждено уголовное дело о "похищении человека", и с тех пор он успешно скрывается. "Мне сложно предположить, зачем нужно называть регион обитания убийцы", - сказал главный редактор издания Дмитрий Муратов. По его мнению, каждая утечка информации "дает убийце возможность скрыться". Муратов считает, что в подобных действиях "нет никакой оперативной или иной необходимости". "У нас есть договоры со странами Западной Европы и, в частности, Бенилюкса о правовой помощи и поддержке", - сказал Д. Муратов. По его мнению, наши службы должны работать "с соответствующими коллегами и подразделениями", а не "докладывать убийце, что мы все про него знаем".


ИЮЛЬ, 3
Газета "Красное знамя"
Прокуратура Коми проиграла судебный процесс по иску о защите деловой репутации к газете "Красное знамя". Сыктывкарский городской суд признал требования прокуратуры неправомерными. Как рассказал главный редактор газеты "Красное знамя" Сергей Горчаков, руководитель надзорного органа региона пытался добиться опровержения информации, изложенной в статье "Заболевшее "око", или о том, как трудится прокуратура Коми", вышедшей в свет 19 марта этого года. Речь в статье шла о просчетах в работе надзорного органа (см. монитор за май 2007 года). Ранее, по словам руководителя издания, представитель прокуратуры обращался к главному редактору и автору статьи с требованием публикации опровержения. Однако последние, проконсультировавшись с юристом, пришли к выводу, что подобные требования являются прямым нарушением свободы слова, и отказались опровергать напечатанное. "Наша победа в суде - неплохой прецедент для представителей всех средств массовой информации. Это серьезный шаг по защите свободы слова в регионе и стране в целом", - заявил С. Горчаков.


ИЮЛЬ, 4
Евгений Бастраков
"Пронская газета"
В Пронском районном суде Рязанской области началось рассмотрение дела по иску о защите чести и Александра Чупрынина (директора ООО "Теле-Маг" - организации, осуществляющей кабельное вещание) к директору МУТ телерадиокомпании "Пронск-ТВ" Евгению Бастракову и редакции газеты "Пронская газета". Поводом для обращения в суд стал ряд публикаций в "Пронской газете" (статья "Телевизионный "черный хлеб" по цене телевизионного "пирожного" 1 апреля 2008 года) и статья "Новогодний подарок городу от "Теле-Мага" (22 апреля 2008 года), в которых Бастраков критиковал работу ООО "Теле-Маг" в целом и Чупрынина в частности. Истец просит суд обязать ответчика опубликовать опровержение спорных сведений и выплатить ему компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.


ИЮЛЬ, 4
Манана Асламазян
В отношении журналистки Мананы Асламазян возбуждено дело об административном правонарушении, сообщил ее адвокат Виктор Паршуткин. "Дело по статье 16 прим.4 КоАП ("Не декларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами иностранной валюты или валюты Российской Федерации") находится в отделе административного производства Шереметьевской таможни города Москвы. В ближайшие дни Манана Альбертовна направит в таможню свое заявление с просьбой рассмотреть это дело в ее отсутствие", - сказал он. Говоря о перспективах этого дела, адвокат предположил, что в отношении Асламазян, скорее всего, будет вынесено постановление о наложении штрафа, изъятая у нее валюта будет ей возвращена, и "эта история, наконец, закончится". Согласно последней редакции этой статьи КоАП, подобное административное правонарушение наказывается штрафом "в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей". Ранее следственный комитет при МВД РФ прекратил уголовное дело в отношении Асламазян, обвинявшейся в ввозе в Россию не задекларированной валюты. Это стало возможным после того, как Конституционный суд РФ 27 мая признал неконституционным положение части 1 статьи 188 УК РФ, согласно которому при привлечении к уголовной ответственности за контрабанду незаконно ввезенной валютой считается не та ее часть, на которую были превышены разрешенные к ввозу 250 тысяч рублей, а вся сумма ввезенной валюты. Напомним, в январе прошлого года Асламазян была задержана при возвращении из Парижа в аэропорту "Шереметьево". По данным следствия, при прохождении таможенной границы она не декларировала в установленном порядке 9,55 тыс. евро и более пяти тысяч рублей, то есть больше суммы, эквивалентной 10 тысячам долларов, которую разрешается ввозить без декларации. В отношении нее было возбуждено уголовное дело по статье "контрабанда". По непонятной причине это послужило поводом правоохранительным органом для проведения следствия в структуре, которую возглавляла Асламазян. "Образованные медиа" являлись правопреемником фонда "Интерньюс", который проводил курсы для региональных журналистов. С 1 мая 2007 года фонд "Образованные медиа" приостановил свою работу, отправив сотрудников в отпуск. Спустя месяц, 29 мая, по указанию налоговой инспекции N3 города Москвы счета фонда были заморожены. В июле 2007 года фонд прекратил свою деятельность. Дело вызвало широкий общественный резонанс (см. монитор за январь, апрель, май, июль, август, декабрь 2007 года, май, июнь 2008 года).


ИЮЛЬ, 7
Все СМИ
Руководители 10 альтернативных агентств доставки периодики обратились в Федеральную антимонопольную службу РФ с просьбой дать правовую оценку инициативе выделения государственных дотаций одному из участников рынка - ФГУП "Почта России". Запрос подписали, в частности, компании "Урал-пресс" (Екатеринбург), ООО "Ининс-пресс" (Москва), ООО "АП "Новпресс" (Новосибирск) и еще ряд агентств. По мнению агентств, предоставление дотаций ФГУП "Почта России" вступает в конфликт со статьей 8 Конституции, которая гарантирует поддержку конкуренции и свободу экономической деятельности, а также "признает и защищает равным образом частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности". В ФАС сообщили, что если госдотации не будут согласовываться с регулятором, это будет считаться нарушением закона.


ИЮЛЬ, 7
Георгий Бородянский
Суд Омского района отменил решение мирового суда, признавшего ранее собкора "Новой газеты" Георгия Бородянского виновным в причинении побоев некоему Романюку. Судья Печеницын принял к сведению показания собкора "Новой газеты", а также нескольких свидетелей, из которых следовало, что никаких ударов потерпевшему он не наносил. Суд отменил назначенные штрафы и полностью реабилитировал журналиста, до этого момента пребывавшего в статусе "уголовника". Как уточнил адвокат Алексей Барчуков, принятое решение дает основания предъявить гражданский иск г-ну Романюку - за попытку на пустом месте привлечь к уголовной ответственности заведомо невиновного человека. Напомним, что инцидент, ставший поводом для уголовного дела против омского журналиста, произошел 15 февраля на 32-м километре Черлакского тракта, под Омском. Собкор "Новой газеты" направлялся выполнять редакционное задание - фотографировать знаменитые дачи губернатора и вице-губернатора. За несколько километров от места машину остановили сотрудники ДПС якобы за "превышение скорости". Во время составления протокола на Г. Бородянского неожиданно набросился совершенно неизвестный ему человек, спровоцировав потасовку. А затем, так же неожиданно на месте происшествия оказался патруль УВД, доставивший всех участников в отделение Центрального округа Омска. Мировая судья Безверхая, основываясь исключительно на показаниях потерпевшего, легко пришла к выводу, что журналист "умышленно, из неприязни к нему причинил ему телесные повреждения". И, таким образом, задача усложнить жизнь и условия исполнения профессионального долга журналисту, не дающему спокойно жить многим региональным чиновникам, оказалась выполнена (см. монитор за февраль, март 2008 года). Впрочем, как выяснилось, не до конца!


ИЮЛЬ, 7
Газета "Уфимские ведомости"
В производстве Советского районного суда Уфы находится иск Радия Хабирова, бывшего главы администрации президента Башкирии, к газете "Уфимские ведомости". Поводом для обращения в суд послужила публикация в этом издании 26 июня 2008 года статьи "На ком шапка горит?" о якобы имевших место злоупотреблениях Хабирова. Кроме опровержения, истец просит суд взыскать с ответчика денежную компенсацию морального вреда в размере 2 миллиона рублей.


ИЮЛЬ, 7
Интернет
Челябинская область, похоже, пополнила список российских регионов, где резкие высказывания на сетевых форумах преследуются по закону. Недавно стало известно о возбуждении уголовного дела в отношении нескольких участников форума, делившихся своим мнением по ситуации в Златоусте. О первом на Южном Урале уголовном деле по следам выступлений на сетевом форуме, причем в отношении не одного, а сразу нескольких фигурантов, сообщила Челябинская служба информации. По ее данным, следствие по уголовной статье о клевете подходит к концу, причем агентству стали известны не только некоторые подробности, но и фигуранты этого дела. При этом "ЧелСИ" отмечает, что речь идет о "первых фигурантах", видимо, не исключая, что круг лиц, которым может быть предъявлено обвинение, со временем будет расширен. Основой уголовного разбирательства стали высказывания, появившиеся в феврале этого года на форуме "URA.Ru" и служившие комментариями посетителей к информационным сообщениям из города Златоуст Челябинской области. По данным следствия, материалы на форуме носили клеветнический характер и были призваны дискредитировать первых лиц в мэрии Златоуста. Технические возможности и наработанный опыт правоохранительных структур позволяют уже без труда вычислить персональные компьютеры, с которых оставляются записи участников сетевых дискуссий, и на условиях конфиденциальности источник "ЧелСИ" в следственных органах назвал сразу нескольких людей, распространявших, по мнению следствия, клеветническую информацию. Длившийся никак не меньше двух месяцев ажиотаж на форуме "URA.Ru" отлично помнит шеф-редактор агентства Аксана Панова. По ее словам, поначалу модераторы форума пытались переводить дискуссию в более конструктивное русло. Когда это не помогло, было дано распоряжение удалить ветку на том основании, что ряд высказываний действительно могли быть признаны оскорбительными и, таким образом, нарушали правила пользования форумом "URA.Ru".


ИЮЛЬ, 7
Леонид Черток
Экс-губернатор Архангельской области Николай Киселев подал в суд иск о защите чести, достоинства и деловой репутации к главному редактору информационного агентства Rusnord Леонида Чертока. Бывшего губернатора возмутил материал "Экс-губернатор: Дорогая пропажа", опубликованный 27 апреля 2008 года, в том числе фраза: "Но ведь он теперь звезда уровня Киркорова, оставался бы директором молочного комбината, никто бы и не вспомнил, таковы нюансы популярности". Стоит отметить, что Н. Киселев до избрания губернатором работал генеральным директором ОАО "Молоко". В заключении эксперта-лингвиста, преподавателя Поморского университета Татьяны Сидоровой говорится: "Оценка выражена сравнением (отождествлением) с Киркоровым. Прецедентное имя Киркоров вызывает в сознании связь со скандальным событием (оскорбление журналистки). Такое сравнение унижает любого человека, так как Ф. Киркоров преступил законы нравственности. Косвенно автор статьи, отождествляя Киркорова и Киселева, фактически бросает тень на последнего, умаляя его деловую репутацию как экс-губернатора: мол, причина его популярности - СМИ, "доставившие ему несколько неприятных минут", а вовсе не его заслуги перед областью". Леонид Черток считает, что сравнение экс-губернатора с известным артистом, наоборот, весьма лестно. Ведь Киркоров известен как суперпопулярный российский певец, получивший весной этого года от президента России звание Народного артиста России. Пока неизвестно, как к происходящему отнесется Киркоров, который, по мнению эксперта-лингвиста, выглядит как "преступивший законы нравственности".


ИЮЛЬ, 7
Интернет
Блоггер из Сыктывкара Савва Терентьев приговорен к одному году лишения свободы условно с испытательным сроком в один год. Такое решение вынесла судья Любовь Сухарева. 15 февраля 2007 года молодой сыктывкарский музыкант С. Терентьев оставил комментарий в блоге журналиста Бориса Суранова. В комментарии предложено сжигать "неверных" милиционеров (основную массу которых, по словам Терентьева, составляют "быдло" и "гопота") на площадях российских городов. Правоохранительные органы расценили это как призыв к разжиганию ненависти к социальной группе "милиционеры". Сотрудники отдела "К" МВД по Коми произвели обыск в квартире, где проживает С. Терентьев, и изъяли системный блок с дискетами. На основании материалов "кибер-полиции" сыктывкарская прокуратура возбудила уголовное дело по части 1 статьи 282 УК РФ ("Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства"). Санкции данной статьи включают штраф в размере от 100 тысяч до 300 тысяч рублей или в размере дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет. Кроме того, статья предполагает также обязательные работы на срок до 180 часов, либо исправительные работы на срок до одного года, либо лишение свободы на срок до двух лет. На заседании сыктывкарского суда 4 июля гособвинитель Лада Лузан заявила, что в деле не имеется отягчающих обстоятельств, напротив, признание блоггером авторства комментария и принесенные им извинения, а также положительные характеристики С. Терентьева являются смягчающими обстоятельствами. По ее мнению, назначение подсудимому наказания в виде штрафа может негативно сказаться как на условиях жизни самого Терентьева, так и проживающих вместе с ним родственников в силу невысокого уровня доходов последних. С учетом этого Лузан потребовала приговорить блоггера к лишению свободы на 1,5 года условно с испытательным сроком до полутора лет. Защитники подсудимого просили суд оправдать его за отсутствием состава преступления. По мнению адвоката подсудимого Оксаны Жевнеровой, сторона обвинения не доказала наличия прямого умысла в действиях подсудимого. Второй адвокат Владислав Коснырев обратил внимание на то, что обвинение предпочло сконцентрировать внимание на самом тексте комментария Терентьева, отказавшись рассматривать его в контексте развернувшейся в блогах дискуссии по поводу обыска, который провели сотрудники отдела "К" МВД по Коми в редакции интинской газеты "Искра". В своем последнем слове Терентьев назвал прошедший по его делу судебный процесс "интересным и веселым". О. Жевнерова обжаловала приговор суда по делу против него в Верховный суд Коми. Кроме того, сторона защиты готова дойти до Страсбургского суда, если жалоба не будет удовлетворена. Защитники и сам С. Терентьев не согласны с приговором. По их мнению, в данном приговоре отражена исключительно линия обвинения, а решение судьи Сухаревой основано на социогуманитарной экспертизе, которая не является объективной.


ИЮЛЬ, 8
Газета "Черновик"
Прокуратура Дагестана вынесла предостережение о недопустимости нарушения закона главному редактору независимого республиканского еженедельника "Черновик" Надире Исаевой. Как сообщил помощник прокурора Республики Дагестан по связям с общественностью Гамлет Джамалдинов, основанием для этого послужило то, что "в ходе проведенных исследований некоторых статей, опубликованных в еженедельнике "Черновик", прокуратура установила, что в них содержатся сведения экстремистского толка". В предостережении прокуратуры ссылка делается на статью из номера от 4 июля "Террористы номер один", в которой авторы излагают свое мнение о терроризме на Северном Кавказе и методах борьбы с ним в Дагестане. Внимание прокуратуры привлек фрагмент обращения одного из лидеров террористов Раппани Халилова. "Кроме того, были опубликованы экстремистские высказывания лиц, разыскиваемых за совершение тяжких преступлений", - говорится в акте прокурорского реагирования. Прокуратура считает, что это героизирует лиц, совершающих преступления. Как сообщил Г. Джамалдинов, это не первое предупреждение, вынесенное еженедельнику "Черновик", который ранее уже получил предупреждение от управления Росохранкультуры по ЮФО. Согласно закону, неоднократные предупреждения могут повлечь за собой обращение в суд о запрете данного издания и лишении его аккредитации. Сейчас республиканская прокуратура ждет заключения от Росохранкультуры. Главный редактор еженедельника Надира Исаева считает, что всю эту историю можно расценивать не иначе как демонстративную акцию, имеющей целью определенным образом повлиять на стиль информирования читателей еженедельника. Как объяснила Исаева, газета пытается отобразить общественное мнение и настроения, изучением состояния которого в республике по большому счету никто серьезно не занимается.


ИЮЛЬ, 8
СМИ Архангельска
В Архангельске ожидают приезд премьер-министра Российской Федерации Владимира Путина. Об этом сообщили в департаменте информации и общественных связей администрации Архангельской области. Тем временем власти города словно ожили: МУП "Горсвет" дали задание покрасить все световые опоры, помыть светофоры и дорожные знаки; управлению дорог и мостов мэрии - проконтролировать нанесение разметки на отремонтированных магистралях, а муниципальным жилищно-коммунальным предприятиям - прочистить дренажно-ливневую канализацию главных дорог. Мосты через реку Виткурью и прочие речки по северодвинской трассе также экстренно ремонтируют. А правоохранительные органы обходят печатные издания с заявлением, которое настоятельно рекомендуют подписать. В нем печатный орган обязуют не давать "негативную информацию в отношении представителей власти".


ИЮЛЬ, 8
"Новая газета"
ИА "Росбалт"
Городской суд Санкт-Петербурга оставил в силе решение Выборгского районного суда об отказе КГИОП в иске к Александру Марголису, "Новой газете" и ИА "Росбалт", якобы опорочившим деловую репутацию комитета. Напомним, что 26 мая Выборгский районный суд принял решение об отказе в иске, которое вызвало недовольство КГИОП. Адвокаты, представляющие интересы комитета, подали жалобу, в которой привели свои доводы. По их мнению, в ходе слушаний не были исследованы все материалы дела. В результате доводы КГИОП показались судье неубедительными, и он оставил решение Выборгского районного суда в силе. Причиной иска КГИОП стало опубликованное в спецвыпуске "Новой газеты" со ссылкой на ИА "Росбалт" следующее высказывание сопредседателя петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры А. Марголиса: "С этой брошюрой ["Стратегия сохранения культурного наследия Санкт-Петербурга", разработанная КГИОП и одобренная правительством Санкт-Петербурга] Вера Анатольевна Дементьева объездила чуть ли не всю Европу, похваляясь Стратегией как петербургским законодательным достижением". Это суждение расценено истцом как не соответствующее действительности и порочащее деловую репутацию КГИОП (см. монитор за апрель, май 2008 года). Правда, что именно не соответствует действительности и порочит КГИОП - сам факт положительной оценки юридических достоинств стратегии или распространение такой восторженной оценки за пределами отечества, в ходе предыдущих судебных слушаний пока установить так и не удалось.


ИЮЛЬ, 9
Вагиф Кочетков
Тульский областной суд оставил в силе оправдательный приговор подозреваемому в нападении на собкора газеты "Труд" Вагифа Кочеткова. Кассационная жалоба была подана родителями Кочеткова, посчитавшими решение районного суда несправедливым. В декабре 2005-го года В. Кочетков был жестоко избит и ограблен. От полученных ранений журналист через несколько дней скончался. По подозрению в нападении на журналиста был задержан местный житель Ян Стаханов. В ходе следствия он дал признательные показания, но позже в суде от них отказался. Суд решил, что Стаханов не причастен к убийству и освободил его из-под стражи в зале суда (см. монитор за январь, апрель 2006 года, январь 2007 года, апрель 2008 года).


ИЮЛЬ, 9
Газета "Комсомольская правда" в Санкт-Петербурге"
"Российская газета".
Возможность мирового соглашения с "Комсомольской правдой" в Санкт-Петербурге" допускает адвокат Иван Павлов, представляющий в суде интересы капитана парусника "Штандарт" Владимира Мартуся. Об этом адвокат заявил на заседании в Куйбышевском районном суде Санкт-Петербурга. По словам И. Павлова, истца устраивает не опровержение информации в "КП", а интервью с капитаном "Штандарта" на четверть газетной полосы, в котором он бы получил возможность разъяснить свою позицию по техническому состоянию судна. Напомним, что руководство некоммерческого партнерства "Проект "Штандарт" подало судебный иск против начальника Северо-Западного управления Росморречнадзора Дмитрия Атлашкина и газеты "Комсомольская правда" в Санкт-Петербурге" и "Российской газеты". По мнению В. Мартуся, осенью 2007 года на встрече с журналистами начальник управления надзорного ведомства сделал ряд оскорбительных и порочащих деловую репутацию "Штандарта" заявлений. В частности, назвал фрегат "кучей гнилых дров". В. Мартусь требует от чиновника 1 миллион рублей в качестве компенсации, а от газет - опровержения распространенной информации о состоянии судна.


ИЮЛЬ, 10
Вадим Шевцов
Куйбышевский РОВД Иркутска объявил в розыск бывшего сотрудника пресс-службы Главного управления МЧС РФ по Иркутской области Вадима Шевцова, который пропал без вести. Как сообщили в пресс-службе ГУВД по Иркутской области, он ушел из дома 10 июня и не вернулся. В. Шевцов несколько лет был одним из самых заметных в Иркутске криминальных телерепортеров. В последнее время работал в пресс-службе ГУ МЧС по Иркутской области. В пресс-службе ГУ МЧС сообщили, что В. Шевцов уволился из их ведомства незадолго до исчезновения. Милиционеры пока не делятся версиями пропажи Вадима Шевцова.


ИЮЛЬ, 11
Олега Федченко
В Брянске возбуждено уголовное дело в отношении редактора газеты "Брянские будни" Олега Федченко. Журналиста обвиняют в нарушении статьи 319 УК РФ ("Оскорбление должностного лица"). Поводом для столь суровых действий правоохранительных органов послужила жалоба главного федерального инспектора в Брянской области Н. Бурбыги. Чиновник посчитал себя оскорбленным публикацией "Стукачи против газеты", в которой было сказано, что некоторые государственные служащие государственные интересы сводят лишь к наполнению собственных карманов. И это при том, что в статье нет ни одного упоминания должности или фамилии обидевшегося чиновника. Однако есть коллаж в виде вывески аппарата полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе с надписью: "Главный федеральный стукач в области". Между тем, заместитель начальника отделения дознания УВД по Советскому району Брянска капитан А. Михеев "установил, что Федченко О. Д. подготовил статью и фотоиллюстрацию к ней в распространенной на территории города и области газете "Брянские будни", содержащую негативную и оскорбительную информацию в адрес главного федерального инспектора в Брянской области Н. Бурбыги". При такой проницательности дознаватель решил избрать в отношении редактора меру пресечения "подписку о невыезде и надлежащем поведении".


ИЮЛЬ, 11
Интернет
Руководство МВД России предложило признать Интернет средством массовой информации и ввести уголовную ответственность за пропаганду в Интернете экстремизма и терроризма. "Достичь приравнивания Интернета к средству массовой информации невозможно, таким путем можно только создать массу новых проблем", - полагает секретарь Союза журналистов России Михаил Федотов. Он считает, что в сфере деятельности Интернета есть "слишком много серьезных вопросов, чтобы их можно было решить таким примитивным способом". В то же время М. Федотов полагает, что сама по себе идея защиты правового порядка в сфере Интернета правильная и цель достойная. По его мнению, необходимо принять специальный закон о правовом регулировании деятельности в Интернете, который определит границы Российской Федерации, ее суверенитет и юрисдикцию в сфере Интернета. "Интернет должен оставаться свободным информационным пространством", поддержал его заместитель председателя комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Борис Резник. Он подчеркнул, что плохо относится к предложению главы МВД РФ Рашида Нургалиева признать Интернет средством массовой информации. Б. Резник подчеркнул, что принятие подобного закона вряд ли возможно. Интернет должен оставаться зоной абсолютной свободы мнений, заявил радиостанции "Эхо Москвы" и председатель Совета Федерации РФ Сергей Миронов. Вместе с тем, по его словам, провайдеры должны нести ответственность за предоставление возможности размещения противоправной информации, инструкций к насильственным действиям и детской порнографии.


ИЮЛЬ, 11
Владимир Соловьев
Октябрьский райсуд Самары после длившегося полтора года рассмотрения удовлетворил иск мэра Самары Виктора Тархова к телеведущему канала НТВ Владимиру Соловьеву о защите чести и достоинства. Поводом для обращения мэра в суд послужили реплики господина Соловьева в адрес мэра Самары в передаче "К барьеру", транслировавшейся 18 октября 2006 года по местному каналу ТРК СКАТ во время предвыборной кампании главы города. На эту передачу господин Тархов был приглашен его основным конкурентом экс-мэром Самары Георгием Лиманским. Однако пообщаться оппонентам не удалось. После серии заявлений В. Соловьева В. Тархов покинул студию. "Почему он не рассказывает, что в результате своей коммерческой деятельности те самолетики, которые он выпускал, привели к тому, что погибли люди? Почему он скрывал, что долгие годы занимался рейдерством, то есть отнимал бизнес у других людей? И никаких денег нет в казне, чтобы оплатить многомиллионные долги Тархова", - говорил господин Соловьев. Господин Тархов оценил эти высказывания господина Соловьева в 10 миллионов рублей (см. монитор за декабрь 2006 года). Лингвистическая экспертиза, которая была проведена центром судебной экспертизы при Министерстве юстиции РФ, показала, что высказывания господина Соловьева порочат честь и достоинство мэра Самары. Адвокат телеведущего Максим Смаль пытался доказать обратное, утверждая, что часть высказываний В. Соловьева носили характер предположений, а еще часть либо была правдой, либо не относилась лично к В. Тархову. "То, что самолеты, сделанные компанией Виктора Тархова, стали причиной гибели людей, - это правда. То, что у него есть долги, Тархов признал после дебатов на своей конференции. А слово "рейдерство" не имеет исключительно негативного толкования", - заявил он. Суд решил удовлетворить требования В. Тархова. Он обязал господина Соловьева, выплатить мэру 70 000 рублей за причиненный моральный ущерб. ТРК СКАТ, выступавший соответчиком, суд от ответственности освободил.


ИЮЛЬ, 14
"Радио Балтика"
Петербургский Комитет по управлению государственным имуществом оказался замешан в очередном конфликте с предоставлением помещений медиа-организациям. На сей раз письмо о выселении получило "Радио Балтика" - одна из первых частных радиостанций города. Удивительное совпадение: проблемы у этого средства массовой информации начались после критики планов городского правительства по строительству небоскреба "Газпромом" вблизи исторического центра Петербурга. Комитет по управлению государственным имуществом Петербурга (КУГИ) от имени города распоряжается арендой недвижимости. Большинство средств массовой информации и профессиональных медиа-организаций, а также объединений журналистов являются не собственниками, а арендаторами занимаемых помещений. В этом смысле у городских властей есть определенный рычаг воздействия на журналистов и медиа-сообщество в целом. Несколько лет назад при обсуждении принципов предоставления льгот по ставкам аренды принадлежащих городу помещений правительство Петербурга в буквальном смысле продавило вариант закона, который отдает право решения фактически на откуп чиновников профильных структур городской администрации. В итоге заложниками бюрократов стали общественные объединения и НГО, а также редакции СМИ. Размытая фраза про общественную полезность деятельности всех этих организаций и отсутствие четких критериев ее определения стали благоприятной почвой для злоупотреблений. И вот разгорелся еще один скандал. "Радио Балтика" получило от управляющей компании предписание об освобождении занимаемых помещений до октября 2008 года. Здание на Каменноостровском проспекте, в котором более 17 лет находится одна из первых частных радиостанций Петербурга, является городской собственностью, и управляющая компания распоряжается его помещениями по договору с КУГИ. По информации руководства радиостанции, никаких претензий по арендной плате или другим вопросам, связанным с данными помещениями, к ним никогда прежде не было. Главный редактор радио Игорь Осочников отказался напрямую связывать происходящее с активной критикой в адрес городских властей, которая прозвучала в эфире "Радио Балтика" в связи со строительством "Газпромом" здания небоскреба вблизи исторического центра Петербурга. Но коллеги-журналисты обращают внимание на странные параллели. Как только Михаил Шемякин высказался в эфире "Радио Балтика" в защиту исторического центра и против небоскреба, тут же его фонд, которому выделили помещения по указанию экс-президента Путина, получил предписание об отмене льготной ставки арендной платы. Подобным образом сама радиостанция пострадала спустя короткое время после того, как ее журналисты активно участвовали в телемарафоне в эфире "100 ТВ" в защиту традиционного облика города, а на волне "Радио Балтика" звучали мнения противников строительства "газпромовского" небоскреба. Напрашивается вывод, что действия управляющей компании инспирированы сверху.


ИЮЛЬ, 15
Газета "Парламентский вестник Калмыкии"
Судья Элистинского городского суда Клавдия Батырова вынесла решение по иску о защите чести, достоинства и деловой репутации, который мэр Элисты Радий Бурулов подал к газете "Парламентский вестник Калмыкии" и ряду физических лиц. В январе 2008 года печатный орган Народного Хурала (Парламента) Калмыкии поместил обращение на имя Президента России и полпреда Президента РФ в ЮФО от представителей общественно-политических организаций Калмыкии. В этом заявлении, в частности, утверждалось, что мэр Элисты создал коррупционную структуру с вовлечением правоохранительных органов. В процессе судебного заседания выяснилось, что это заявление было основано на сведениях, которые не соответствуют действительности. Кроме того, как выяснилось в ходе судебного процесса, большая часть ответчиков не имела отношения к каким-либо общественным организациям. Р. Бурулов посчитал, что сведения, опубликованные в газете, порочат его часть и достоинство как гражданина, а также задевают деловую репутацию как должностного лица, осуществляющего общественно значимую деятельность, подвергает сомнению его профессиональные и личные качества. Мэр обратился в суд с просьбой обязать газету дать официальное опровержение, а также взыскать с "Парламентского вестника Калмыкии" в счет компенсации морального вреда 1 миллион рублей. В ходе судебного разбирательства ответчики поясняли, что обращение, которое было ими подписано, появилось по причине личной просьбы председателя общественного комитета поддержки реформ первого президента Калмыкии Кирсана Илюмжинова - Бориса Очирова. Подтвердить документально обнародованные сведения никто из ответчиков в зале суда не смог. Решением суда газету "Парламентский вестник Калмыкии" обязали дать опровержение, а остальных ответчиков - выплатить солидарно в пользу мэра калмыцкой столицы компенсацию причиненного морального вреда в размере сорока пяти тысяч рублей.


ИЮЛЬ, 15
Газета "Ваш тайный советник"
Городской суд оставил в силе решение Куйбышевского суда Петербурга, который не удовлетворил иск Бадри Шенгелии на 81 миллион рублей к газете "Ваш тайный советник". Как стало известно Агентству журналистских расследований, сегодня, 15 июля, городской суд оставил без удовлетворения кассационную жалобу адвокатов Б. Шенгелии, который хотел оспорить решение, вынесенное в марте этого года Куйбышевский судом (см. монитор за март 2008 года). Напомним, что Шенгелия обратился в суд с иском о защите чести, достоинства и деловой репутации в связи с порочащими, по его мнению, материалами, опубликованными в газете "Ваш тайный советник". Недовольство истца вызвали сразу восемь публикаций о громких рейдерских делах, вышедших в газете в 2006 году. С редакции газеты Шенгелия намеревался получить 81 миллион рублей, а с каждого из пяти авторов, приложивших руку к публикациям, - символический "червонец". На заседании, прошедшем 13 марта 2008 года, суд, рассмотрев доводы сторон, постановил отказать в удовлетворении иска к газете.


ИЮЛЬ, 15
ИА "ВолгаИнформ"
В ФЗГ поступила информация о том, что Евгений Воробьев предъявил претензии к ИА "ВолгаИнформ". Он считает, что на сайте агентства в статье "Генпрокуратура выступила против "Витурида" распространены не соответствующие действительности и порочащие его сведения о препарате "Витурид" и о Медицинском центре "Витурид-плюс". Евгений Воробьев предлагает ИА "ВолгаИнформ" опубликовать опровержение и выплатить ему в качестве компенсации морального вреда 350 000 рублей. В ином случае он намерен обратиться в соответствующие органы с заявлением о возбуждении уголовного дела о клевете.


ИЮЛЬ, 16
Съемочная группа телепрограммы "Вести-Иркутск"
В Иркутске состоялась встреча инвалидов с представителями специальной комиссии Всероссийскому обществу глухих (ВОГ), прибывшей в областной центр по их жалобе. Глухонемые выступают против строительства многоэтажного жилого дома в нескольких метрах Дома культуры общества глухих. Однако на встречу не пустили некоторых особо активных и недовольных глухонемых, а также тележурналистов из Иркутской ГТРК. Когда съемочную группу телепрограммы "Вести-Иркутск" не пустили на собрание, они стали проводить съемку после того, как люди вышли из зала. В объектив видеокамеры попал и представитель строительной фирмы, которому присутствие журналистов не понравилось. "Мы просто выполняли свою работу, проводили съемку на крыльце здания. А тут этот человек стал запрещать нам снимать, начал ругаться. Кричал, что если этот материал попадет на экран, то он оторвет нам уши. Потом попытался забрать у оператора камеру. Нам сказали, что фамилия этого господина Холодный и он является представителем строительной компании", - рассказал корреспондент программы "Вести-Иркутск" Иван Занько.


ИЮЛЬ, 16
Газета "Советская Калмыкия сегодня"
Газета "Степная мозаика"
Газета "Ленинский путь"
Газета "Время Калмыкии"
Газета "Регион 08"
Газета "Элистинская панорама"
Выходящие в Калмыкии газеты "Советская Калмыкия сегодня", "Степная мозаика", "Ленинский путь", "Время Калмыкии", "Регион 08", "Элистинская панорама" вынуждены печататься в городе Волжский Волгоградской области из-за отказа местных типографий. Кроме того, депутат Народного Хурала Калмыкии Вера Колдашева сообщила, что журналистам от оппозиционных общественно-политических сил, которые представляют и отражают в своей деятельности интересы большей части населения, закрыт доступ как в официальные (государственные) так и неофициальные учреждения.


ИЮЛЬ, 16
Анатолия Юркина
В редакцию Lenizdat.ru поступило письмо от независимого журналиста Анатолия Юркина, в котором он высказывает опасения о том, что с ним в ближайшие дни могут случиться неприятности. А. Юркин, как он сам пишет в своем письме, сотрудничал с газетой "Новый Петербург" с 1997 года и до ее закрытия осенью 2007 года. По его словам, он в 2007-2008 годах принимал участие в качестве присяжного заседателя в судебном разбирательстве по уголовному делу бизнесмена Ильгара Ахундова, обвинявшегося в мошенничестве в особо крупном размере, легализации имущества, добытого преступным путем, и попытке организации покушения на другого петербургского бизнесмена. Дело вел петербургский УБОП. Как сообщает в своем письме А. Юркин, ему назначил встречу один из сотрудников 18 отдела УБОП по фамилии Курко. По словам А. Юркина, сотрудник УБОП "требует встречи вне его кабинета, что кажется мне необъяснимым. Возможно, планируется мое задержание, например милиционерами метро станции "Чернышевская". Журналист предполагает, что действия сотрудников 18 отдела УБОП - это, "возможно, месть правоохранительных органов за сетевую публикацию "Вздыбленное имущество", как раз посвященную делу Ахундова.


ИЮЛЬ, 17
Евгений Титов
УВД Западного округа Краснодара отказалось искать человека, звонившего в офис корреспонденту "Кавказского узла" Евгению Титову с угрозой убийством. Об этом журналисту сообщил милиционер, который представился как Ярослав Нарышкин. Корреспондент считает, что угроза убийством связана с профессиональной журналистской деятельностью. 3 июля около 13:00 в рабочий офис Е. Титова позвонил неизвестный мужчина, сообщивший, что журналиста необходимо "убить за его публикацию". После вопроса Титова, о какой публикации идет речь, мужчина положил трубку. Свидетели разговора определяют голос звонившего как "молодой и звонкий". В УВД Краснодара корреспонденту пояснили, что установить номер звонившего возможно, но для этого необходимо написать заявление на имя начальника УВД Западного округа Краснодара Сергея Тебенькова. Соответствующее заявление поступило от Е. Титова 4 июля, о чем свидетельствует завизированная копия заявления, имеющаяся в его распоряжении. В понедельник 14 июля на сотовый телефон Титова позвонил сотрудник милиции, пояснивший, что в течение ближайших часов журналисту необходимо явиться в участковый пункт милиции № 3 для дачи пояснений. Однако ввиду загруженности рабочего графика корреспондент явиться не смог. 17 июля Е. Титов явился в участковый пункт милиции № 3 по расписанию, согласно которому прием граждан ведется с 17:00 до 19:00. Сотрудник милиции, по званию капитан, появился на рабочем месте в 17:40, представился и пояснил: "Вы пришли не вовремя. У меня есть сроки проверки. Больше говорить не о чем". На вопрос о том, установлен ли номер звонившего, ответ был однозначным: "Никто ничего устанавливать не будет". Звонок неизвестного 3 июля совпал по времени с периодом, когда Следственное управление Следственного комитета при прокуратуре РФ по Краснодарскому краю отказалось возбудить в отношении журналиста уголовное дело, о чем просил работник регионального управления Госнаркоконтроля Дрокин. В своем заявлении сотрудник наркоконтроля утверждал, что корреспондент "Кавказского узла" допустил клеветнические высказывания в адрес работников Госнаркоконтроля в одной из своих статей. Однако следственный отдел вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела против журналиста "в связи с отсутствием состава преступления". "Я оплачиваю налоги в бюджет, на которые содержится милиция. Однако лично мне непонятно, на что они тратятся. В своей собственной стране я оказался незащищенным", - резюмирует Е. Титов.


ИЮЛЬ, 17
Газета "Дагестанская правда"
В суд Советского района Махачкалы предъявлен иск о защите чести, достоинства и деловой репутации. Истец - Гаджимагомед Курамагомедов, гендиректор ООО "Новое дело", которому принадлежит еженедельник с одноименным названием. Ответчики - вице-мэр Махачкалы Абдурахман Гусейнов и редакция газеты "Дагестанская правда". Основанием для обращения "Нового дела" в суд послужил круглый стол, проведенный 9 июля в редакции газеты "Дагестанская правда" на тему "Милиция в зеркале СМИ". Как сообщил юрист ООО "Новое дело" и заместитель главного редактора газеты Сулейман Сулейманов, мэр Махачкалы, выступая на круглом столе, необоснованно обвинил газету в таких преступлениях как героизация боевиков и призыв к осуществлению террористической деятельности. "Мы обратились к прокурору с просьбой о возбуждении уголовного дела по статье 129 УК РФ ("Клевета"), - говорит юрист "Нового дела". - Кроме того, чиновник на том круглом столе заявил, что "через суды нужно закрыть газету". Потому мы настаиваем на компенсации нам морального ущерба со стороны Гусейнова. В исковом заявлении есть требования признания высказываний Гусейнова несоответствующими действительности и умышленно вводящими в заблуждение читателей газеты "Дагестанская правда", которые подлежат опровержению


ИЮЛЬ, 17
ИА "Высота 102"
Волгоградский областной суд оставил кассационную жалобу Сергея Нижегородова без удовлетворения, решение Краснооктябрьского районного суда от 28 апреля оставлено в силе. В своем иске к ИА "Высота 102" и "Содружеству волгоградских журналистов "ОСТРОВ" депутат Нижегородов требовал признать сведения об избиении директора поселкового комунхоза Владимира Грачева недостоверными и взыскать с журналистов 100 000 рублей. По мнению адвоката адвокатской конторы "Мир права" Елены Панариной, суд обоснованно признал несостоятельными требования и доводы истца и постановил отказать в удовлетворении исковых требований Сергея Нижегородова к информационному агентству "Высота 102" и ООО "Содружество волгоградских журналистов "ОСТРОВ". Судом было установлено, что сведения, изложенные на сайте ИА "Высота 102" в статье под названием "Волгоградский депутат Сергей Нижегородов избил начальника поселкового комхоза прямо в общественной приемной Городской Думы" получены ответчиком ИА "Высота 102" непосредственно из интервью В. Грачева, носят нейтральный характер и не содержат каких-либо комментариев по изложенным фактам. Кроме того, опрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля Грачев подтвердил, что он лично рассказал об обстоятельствах происшедшего корреспонденту ИА "Высота 102" и пояснил, что все указанные обстоятельства, изложенные на сайте ИА "Высота 102" имели место.


ИЮЛЬ, 18
Газета "Московский комсомолец" в Карелии"
Министр финансов Карелии А. Колесов в заботах о деловой репутации своего ведомства обратился с иском в Петрозаводский горсуд, требуя признания не соответствующими действительности двух фраз статьи "Происки сутяг" и, соответственно, их опровержения. Министра обидела информация о том, что на строительство гипермаркета "Сигма" было выделено из бюджета республики около 90 миллионов рублей льготного кредита. Он считает эти сведения недостоверными. И в праве столь странного заблуждения министру нельзя отказать (иск принят судьёй к рассмотрению), но дело в том, что льготный кредит действительно выделялся и это зафиксировано в официальном бюджетном решении, за которое голосовали парламентарии. Причем история это довольно давняя, бюджетный кредит на строительство магазина выделялся еще пять лет назад. Министр финансов не первый год лидирует среди чиновников, бьющихся в стенах суда, за деловую репутацию своего ведомства, оспаривая порой очевидные факты. Но для редакции "Московского комсомольца" в Карелии" даже изначальная правота - обременительна. Журналисты и редактор Леонид Хозин вынуждены часто и по разным поводам встречаться со штатными юристами Минфина Карелии в судебных процессах, затрачивая уйму времени на каждый из них. Обычно министр не требует с ответчиков материальной компенсации морального вреда, но привычный рабочий ритм газеты умеет нарушить судебными повестками. По словам Л. Хозина, в данный момент в производстве находятся сразу три исковых заявления министра А. Колесова к газете. Редакция вынуждена погружаться в судебные процессы, длящиеся обычно долго, Минфин за казенный счет оплачивает работу своего юриста и почти к каждому иску прилагает лингвистическую экспертную оценку, которую тоже, надо думать, не за свой счет оплачивает министр А. Колесов.


ИЮЛЬ, 19
Андрей Караулов
Председатель правления Всероссийского музыкального общества Алексей Жидков подал повторную жалобу в Общественную коллегию по жалобам на прессу на телеведущего, автора программы "Момент истины" на телеканале ТВЦ Андрея Караулова. Поводом к подаче жалобы стал повтор сюжета выпуска от 18 февраля 2008 года, в которой, по мнению А. Жидкова, прозвучала клевета, высказанная в циничной форме в его адрес. Телеведущий, подчеркивает председатель правления ВМО, "не только вновь повторяет обвинения, но и позволяет цинично строить догадки по поводу скрытых мотивов моих действий, так как я, по его мнению, априори не могу быть честным человеком". А. Жидков обращается к Общественной коллегии с просьбой "констатировать, что в материале программы содержатся грубые нарушения действующего законодательства, норм профессиональной этики и правил поведения журналиста", а также "рекомендовать телеканалу опубликовать опровержение" на распространенный в программе материал.


ИЮЛЬ, 20
Газета "Город на Амуре"
В Благовещенске (Амурская область) молодые люди в футболках с эмблемой одного из общественных объединений раздавали похожее на газету "Город на Амуре" издание. На первый взгляд, газета мало чем отличается от оригинала. Логотип и палитра красок для обывателя почти одинаковы. Но шрифты не те, и макет другой. В газете были использованы материалы, перепечатанные из газеты "Амурская правда", учредителем которой является правительство Амурской области; газеты "Наш округ", печатают которую в типографии "Радуга" (ЧП Сикорский), а также Интернет-ресурсов "Амур-регион", "Амуринфо" и "Амурполитру". Как заявил главный редактор настоящего "Города на Амуре" Андрей Филоненко, в ближайшее время газетой-двойником займутся правоохранительные органы. Как стало известно из неофициального источника, правоохранительные органы арестовали целый тираж фальшивой газеты. Выяснением того, кто "пригнал" 30 тысяч экземпляров газеты-двойника в Благовещенск из Хабаровска, сейчас занимаются специалисты УВД.


ИЮЛЬ, 20
Газета "Прецеdент. Вятка"
ООО "Новая пресса"
Губернатор Кировской области Николай Шаклеин обратился в Ленинский районный суд города Кирова с исковым заявлением о защите чести, достоинства и деловой репутации. Ответчиком по иску выступают редакция газеты "Прецеdент. Вятка" и ее учредитель и издатель ООО "Новая пресса". Губернатора обидела единственная фраза в "информации от издателя", опубликованной 6 июня 2008 года под названием "Бизнес отобрать, Русских посадить": "По некоторым сведениям, такую задачу поставил губернатор Кировской области своим подчиненным и силовикам". Н. Шаклеин утверждает, что эти сведения не только не соответствуют действительности, но и формируют о нем "негативное представление у читателей, создает впечатление, что высшим должностным лицом Кировской области нарушено действующее законодательство о независимости правоохранительных органов от органов государственной власти и недопустимости вмешательства в их деятельность со стороны указанных органов и их должностных лиц". Он считает, что "читателю преднамеренно навязывается мнение, что губернатором области совершаются противоправные действия, направленные на лишение Русских А.М. свободы и его бизнеса". Теперь редакции "Прецеdента" предстоит доказать, что команда из Серого дома в отношении Антона Русских и его бизнеса действительно прозвучала ("Об этом нам рассказал один из замов областного правительства", - сообщалось в газете). В ином случае эта информация будет признана не соответствующей действительности. Опорочило ли это несоответствие честь, достоинство и деловую репутацию истца, будет решать судья гражданской коллегии Ленинского суда Кирилл Моисеев. Губернатор просит суд обязать редакцию опубликовать опровержение и взыскать в возмещение причиненного морального вреда по 250 000 рублей с ООО "Новая пресса" и с редакции газеты "Прецеdент. Вятка".


ИЮЛЬ, 21
"Новая газета"
Тверской районный суд Москвы рассмотрел иск "Новой газеты" к Роспотребнадзору, ведомству г-на Онищенко, которое на протяжении года четырежды проигнорировало письменные запросы редакции по поводу социально значимой информации. Судья Т. Федосова сочла вопросы газеты праздными, не имеющими никакого отношения к проблемам, которые решает Роспотребнадзор, и вынесла вердикт: в иске "Новой газеты" к ведомству г-на Онищенко отказать. "При этом суд утверждает, что подобное поведение чиновника вовсе не нарушает права СМИ и граждан. В данном случае - запрашивать информацию", - пишет газета. "Если уйти от обобщений и вернуться к частности, то решение Тверского суда означает, что Закон "О СМИ" на территории Российской Федерации частично отменён", - заключает издание.


ИЮЛЬ, 21
Журнал "Бизнес курс"
Мэрия Омска предъявила иск на пять миллионов рублей к журналу "Бизнес курс". Поводом для беспрецедентного иска послужила недавняя публикация в популярном деловом издании статьи "Поле дураков? Почему Новосибирск делает миллиарды, а Омск - "закапывает"!". Согласно копиям искового заявления, особое недовольство мэра Виктора Шрейдера вызвали следующие утверждения: "политика нынешней шрейдеровской администрации отбросила экономику Омска в этой и многих других сферах на десятки лет назад", "Шрейдер-"хозяйственник", получив полежаевские миллиарды, ставит крест на дискуссии о судьбах пассажирского транспорта", "преступления, совершенные шрейдеровской мэрией против бизнеса и Личности", "в Омске тот же самый бюджетный миллиард потратили на то, чтобы разрушить бизнес и унизить льготника" и "речь идет о хорошо подготовленном и профинансированном деньгами налогоплательщиков преступлении против собственных граждан". Мэр и другие высшие чиновники Омска являются завсегдатаями недавно открытой в журнале рубрики "Антигерой". Реагируют на журналистскую критику они вполне в духе современных российских традиций - судебными исками. Как сообщила главный редактор "БК" Наталья Ворохоб, в последнее время администрацией Омска и гражданином Шрейдером Виктором Филипповичем на журнал подано сразу несколько исковых заявлений. Все они почему-то подаются в арбитражный суд с требованием "о защите деловой репутации". Особенностями последнего иска стало отсутствие абсурдного требования "принести извинения", оперативность реагирования и компактность текста заявления, а также беспрецедентный размер исковых требований: "в счет компенсации морального вреда Шрейдера В.Ф." истцы требуют взыскать с редакции 5 000 000 рублей. Наблюдатели обращают внимание на то, что оспариваемая статья с жесткой критикой деятельности мэрии написана владельцем журнала Сергеем Сусликовым (псевдоним Джон Пяткин давно раскрыт им самим) и, таким образом, конфликт перешел из разряда "спора хозяйствующих субъектов" в личное противостояние мэра Омска с крупнейшим в регионе частным издателем и журналистом.


ИЮЛЬ, 21
Газета The Moscow Times
Предприниматель Михаил Прохоров обратился в суд с иском о защите деловой репутации к своему бывшему бизнес-партнеру Владимиру Потанину и к ООО "Юнайтед пресс", издателю газеты The Moscow Times. Как говорится в материалах арбитражного суда Москвы, иск поступил в суд 21 июля. Основанием для заявления стало интервью Потанина газете The Moscow Times 11 июня и содержащиеся в этом интервью обвинения в адрес Прохорова в несоблюдении договоренностей в рамках продажи блокирующего пакета ГМК "Норильский никель". В этом интервью Потанин сделал несколько критических замечаний в отношении действий Прохорова в рамках раздела активов двух предпринимателей, начавшегося зимой прошлого года. "Это стало открытием, что такой видный бизнесмен делает что-то подобное, нарушая все наши предыдущие договоренности (относительно блокирующего пакета акций ГМК "Норильский никель", который М. Прохоров продал ОК "РусАл"). Прохоров обещал Усманову (основной владелец "Металлоинвеста") и мне продать нам "Норникель" и купить "Полюс Золото", но не стал этого делать. Бизнесмен такого уровня должен быть очень последовательным и предсказуемым, а не быть шоуменом, или Владимиром Жириновским от бизнеса", - сказал, в частности, владелец "Интерроса".


ИЮЛЬ, 21
СМИ Нижегородской области
Свидетельства о регистрации 15 СМИ признаны недействительными в судебном порядке по требованию управления Россвязьохранкультуры по Нижегородской области. В период с 25 июня по 15 июля 2008 года решениями судов общей юрисдикции удовлетворены требования управления Россвязьохранкультуры по Нижегородской области о признании недействительными свидетельств о регистрации следующих СМИ: газет "Жилищный вестник", "Позиция", "Фортуна", "Эфир-С", "Тайны медицины", "Спутник потребителя", "Левое обозрение", "Провинциальная неделя", а также справочника "Методическая литература", "Бюллетеня постоянно действующего семинара по налогооблажению и таможенным платежам" и журналов "Все Музы", "Прием", "Блин!", "Подсолнух", "Эксперт НН". Свидетельства о регистрации данных средств массой информации были признаны недействительными на основании п. 2 ст. 15 закона РФ от 27 декабря 1991 года № 2124-1 "О СМИ" (невыход в свет более одного года).


ИЮЛЬ, 22
Константина Ланге
Суд Кинельского района Самарской области обязал экс-главу регионального отделения партии "Патриоты России" Арташеса Мартиросяна опровергнуть в прямом эфире ТРК "Терра" слова, сказанные в адрес редактора газеты "Самарское обозрение" Константина Ланге. "Суд признал высказывания политика не с ответствующими действительности и порочащими честь, достоинство и деловую репутацию главного редактора "Самарского обозрения", - сообщил агентству адвокат журналиста Вячеслав Тилежинский. По его словам, 3 марта в эфире телекомпании "Терра" А. Мартиросян поставил под сомнение объективность рейтингов политических партий в регионе, опубликованных в газете "Самарское обозрение", заявив при этом, что главный редактор газеты предлагал за плату поставить на первое место в рейтинге возглавляемую им партию. Эти высказывания и стали причиной обращения главного редактора в суд.


ИЮЛЬ, 22
Людмила Быкова
В ФЗГ поступила информация, что суд восстановил в должности редактора газеты "Новая степь" (Новый Узень, Саратовская область) Людмилу Быкову, наказав материально муниципалитет. Л. Быкова была уволена с должности руководителя издания главой муниципального образования в декабре 2007 года (см. монитор за январь 2008 года). Мировой судья, к которому обратилась Л. Быкова за разрешением конфликта, признал решение главы обоснованным. Апелляционную жалобу уволенного редактора Новоузенский районный суд рассматривал несколько месяцев и, в конце концов, вынес справедливое решение: восстановить её в должности главного редактора газеты. С администрации Новоузенского района взыскано в пользу Л. Быковой за вынужденный прогул в течение семи месяцев 51641 рубль. Кроме того, суд потребовал компенсации морального вреда в размере 25 000 рублей и оплаты судебных издержек в сумме 10 000 рублей. Таким образом, незаконное увольнение главного редактора обошлось муниципалитету района в сумму более 86 тысяч рублей.


ИЮЛЬ, 22
Газета "Ведомости"
Компания "КМ-Онлайн" обиделась на газету "Ведомости" за статью о претензии владельцев социальной сети "Одноклассники" по отношению к сервису odnoklassniki.km.ru. По мнению представителей компании, газета оболгала один из сервисов KM.RU, указав ложную статистику его посещения. "Газета "Ведомости" приводят данные посещаемости ресурса odnoklassniki.km.ru, которые являются абсолютно ложными и абсурдными и вводят читателей газеты в заблуждение, - сообщается в пресс-релизе компании "КМ-Онлайн". - При этом делается ссылка на известный ресурс, обсчитывающий статистику, которым компания "КМ онлайн" для расчета статистики сайта сервиса не пользовалась и не пользуется. Фактически, газета "Ведомости" взяла совершенно абсурдные цифры с потолка, по нашему мнению, зная или догадываясь, что они в корне неверны". В заметке, вызвавшей негодование представителей компании, было указано, что на ресурс odnoklassniki.km.ru зашло 7 посетителей согласно статистике LiveInternet. По данным же "КМ-Онлайн", приведенным в том же пресс-релизе, на сайте ежедневно регистрируется порядка 12-15 тысяч новых пользователей, при этом ежедневная посещаемость ресурса составляет от 150 до 300 тысяч человек. По мнению "КМ-Онлайн", указанные "Ведомостями" сведения нанесли компании ущерб, в настоящий момент насчитывающий более 300 000 долларов, так как уронили их авторитет в глазах рекламодателей.


ИЮЛЬ, 22
Ростислав Богушевский
Союз журналистов России обратился к генеральному прокурору РФ Юрию Чайке с просьбой взять под контроль расследование дела по факту избиения внештатного корреспондента "Новой газеты" Ростислава Богушевского. Как отмечается в заявлении, "преступление было совершено с особым цинизмом" и вызвало "большой общественный резонанс". "Корреспондент был избит человеком, предъявившим удостоверение Министерства юстиции. В результате, кроме многочисленных ссадин и гематом, Р. Богушевскому была нанесена черепно-мозговая травма, результатом которой стало сильное сотрясение мозга и временная частичная потеря зрения", - говорится в документе. В СЖР отмечают, что "подобные деяния попадают не только под признаки статьи 112, часть 2, пункт "б" УК РФ ("Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, совершенное в отношении лица в связи с осуществлением им служебной деятельности или выполнением общественного долга"), но и под признаки статьи 144, часть 2 ("Воспрепятствование законной и профессиональной деятельности журналиста, совершенное лицом с использованием своего служебного положения"), и признаки статьи 286 УК РФ ("Превышение должностных полномочий")". Р. Богушевский был избит 24 июня 2008 года при исполнении своих служебных обязанностей во время выселения судебными приставами жильцов общежития в Москве (см. монитор за июнь 2008 года). Бабушкинская районная прокуратура возбудила в отношении неизвестных лиц уголовное дело по статье 116, ч. 2, пункт "а" ("Нанесение побоев, совершенное из хулиганских побуждений").


ИЮЛЬ, 22
Газета "Ловозерская правда"
В ФЗГ обратилась редактор газеты "Ловозерская правда" (Мурманская область) Ольга Ширмер. Она сообщила о давлении, которое оказывают на газету депутаты Ловозерского районного Совета, которым не дает покоя деятельность редактора. Очень многое, по мнению депутатов, в газете делается "не так". К примеру, не на том месте печатаются поздравления и благодарности. Нет должного почтения к нуждам отдельных представителей депутатского корпуса района - в частности, редактор отказалась публиковать их обращение к руководству КПРФ, ее фракции в Государственной думе, к Организации Объединенных Наций... Но особо возмущает депутатов "неуправляемость" О. Ширмер. Все это вынудило депутатов райсовета предпринять ответные меры. Они и раньше не особо церемонились с журналистами - О. Ширмер рассказала, что депутаты требовали для предварительной проверки (точнее - для цензуры) статьи об их работе, но, получив отказ, приняли решение не допускать на свои заседания журналистов "Ловозерской правды", а редактору устраивались проработки в стиле советских времен. Однако эффекта это не имело, и тогда депутаты обратились к руководству района. В своей жалобе они предложили рассмотреть вопрос о профессиональной пригодности О. Ширмер, имеющей университетский диплом журналиста и тридцатилетний стаж работы в СМИ.


ИЮЛЬ, 22
Олег Кочкин
Районный суд Пензы принял решение о продлении срока содержания под стражей на 2 месяца председателя пензенского регионального отделения партии "Яблоко", издателя "Любимой газеты" Олега Кочкина. Об этом сообщила в эфире радиостанции "Эхо Москвы" инструктор пензенского регионального отделения партии Ольга Сорокина. По ее словам, он будет содержаться под стражей до 24 сентября 2008 года. Она также рассказала, что 15 июля О. Кочкин был помещен в карцер сроком на 5 дней, кроме того, ему отказывают в свиданиях с женой "якобы по причине того, что через нее он может передать сведения другим лицам и оказать воздействие на следствие". А на 24 июля О. Кочкину назначена психологическая экспертиза. "Как его адвокаты объяснили нам, это из-за того, что Олег пишет слишком много жалоб", - пояснила она. О. Кочкин был задержан 24 марта, так как против него было возбуждено уголовное дело по статье 163 УК РФ ("Вымогательство") за то, что он якобы требовал 4 миллиона рублей от правительства пензенской области за отказ от публикации материалов компрометирующего характера на губернатора Василия Бочкарева (см. монитор за март, апрель 2008 года).


ИЮЛЬ, 22
Институт региональной прессы
Санкт-Петербургский Институт региональной прессы выселен из Дома журналистов. Арбитражный суд вынес решение в пользу истца - Комитета по управлению государственным имуществом (КУГИ) города - о выселении "Института региональной прессы" (ИРП) из Дома журналистов на Невском проспекте. Кроме того, суд постановил взыскать задолженность по арендной плате в размере 725 тысяч рублей с московского "Института развития прессы", филиалом которого был ранее ИРП. Подобному решению арбитража способствовало отсутствие представителей и адвокатов ИРП на заседании. Однако, как отмечают представители некоммерческой организации, суд не обратил внимания на ряд очевидных фактов. Во-первых, на факт отсутствия в деле истребованных по ходатайству ИРП договоров об аренде двух комнат, якобы занимаемых "Институтом развития прессы", с реальными арендаторами. ИРП арендует в Доме журналистов одну комнату, две другие ранее занимаемые им комнаты были возвращены управляющему зданием - Союзу журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Акт об этом, подписанный обеими сторонами, имеется в документах дела. Более того, известны конкретные организации, которые занимали эти помещения в течение ряда лет, - это филиал "Российской газеты" и Ассоциация издателей Северо-Запада. Во-вторых, договор аренды, утверждают представители ИРП, должен действовать еще достаточно длительное время. Его расторжение незаконно, тем более, что ИРП не нарушал условий оплаты. Впрочем, правовой спор является всего лишь верхушкой большого айсберга. Понятно, что организация, которая не только помогает журналистам, но и предоставляет площадку для проведения публичных мероприятий оппозиции, неудобна властям. Позиция ее руководителя Анны Шароградской хорошо известна в Смольном, равно как известны ее бескомпромиссность. Во время предвыборной кампании перед последними губернаторскими выборами ИРП проводил мероприятия с участием кандидатов, оппозиционных Валентине Матвиенко. А в разгар скандала с возможной передачей Дома журналистов частной управляющей компании А. Шароградская открыто выступила против челобитной Союза журналистов перед городскими властями. Некоторое время назад, когда под предлогом реставрационных работ в Доме журналистов Институту региональной прессы стали отказывать в предоставлении помещений для проведения мероприятий для прессы, А. Шароградская заявила, что всему виной соглашательская позиция Союза журналистов, которые не хотят конфликтов со Смольным. Ведь во многих из проводимых ИРП мероприятий участвуют политики и общественные деятели, критикующие действия властей. Между прочим, корреспондент Фонда защиты гласности лично убедился, что ремонт помещений в Доме журналистов проводился поэтапно, и не было острой необходимости закрывать все залы, прекращая в них проведение мероприятий. Тем более что ремонт совпал с чередой выборов. Когда конфликт только-только разгорался, корреспондент Фонда защиты гласности поинтересовался у А. Шароградской, почему организация не хочет подыскать себе более удобное помещение. Глава ИРП сказала, что Дом журналистов должен оставаться домом для журналистов, в связи с чем она видит необходимость присутствия и помощи сотрудникам масс-медиа именно в этих стенах. Руководство петербургского Союза журналистов полностью поддержало позицию КУГИ в вопросе выселения ИРП из Дома журналистов. Сам Институт не собирается отказываться от дальнейшей борьбы, его адвокаты готовятся опротестовать судебное решение в следующей инстанции.


ИЮЛЬ, 22
Сергей Череповский
В ФЗГ поступила информация о задержании в Пензе адвоката, внештатного корреспондента "Любимой газеты" Сергея Череповского. Задержание С. Череповского произошло в рамках расследования возбужденного против него уголовного дела по статье 318 УК РФ ("Применение насилия в отношении представителя власти"). Уголовное дело возбудили после того, как 2 июня С. Череповский, находясь в фойе здания Октябрьского райсуда Пензы, помешал судебному приставу С. Сукманову выхватить у него из рук фотоаппарат, которым он вёл съёмку. При этом Череповский причинил приставу, находящемуся "при исполнении", растяжение связок лучезапястного сустава. Судья вынес решение о задержании С. Череповского на два месяца, так как опасается, что тот скроется. Кроме того, его якобы искал участковый и не мог найти. Стоит отметить, что в "Любимой газете" регулярно публиковались материалы Череповского о действиях судебно-правоохранительной системы региона. На протяжении нескольких лет он оказывал правовую поддержку представителям правозащитных организаций и независимых СМИ региона, в том числе - задержанному якобы за вымогательство Олегу Кочкину и издаваемой им "Любимой газете".


ИЮНЬ, 22
Эдуард Самойлов
Обнинским городским судом Калужской области вынесен приговор в отношении журналиста Эдуарда Самойлова. Он признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 2 статьи 280 УК РФ ("Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, совершенные с использованием средств массовой информации"). Как сообщила старший прокурор отдела прокуратуры Калужской области Ольга Задорина-Курманчук, судом было установлено, что Самойлов подготовил и разместил на сайте в сети интернет текст обращения к генералам Патрушеву, Балуевскому, Нургалиеву, генералитету, офицерскому корпусу Вооруженных сил и спецслужб России. Текст обращения содержал попытку склонить указанных лиц и граждан России к политическому насилию, а также пропаганду деятельности против Президента Российской Федерации, призывы к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации. Проведенная по делу комплексная психолого-лингвистическая экспертиза подтвердила, что написанное Самойловым обращение является публичным, в нем содержится текст, призывающий к экстремистской деятельности, а именно к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации. Суд пришел к выводу о виновности подсудимого в совершении преступления и назначил ему наказание в виде 1 года лишения свободы условно с испытательным сроком 1 год. Кроме того, суд лишил Самойлова права заниматься журналистской деятельностью в сфере политики сроком на 6 месяцев. Приговор вступил в законную силу.


ИЮЛЬ, 23
Борис Толщин
Газета "Край"
В Хабаровске прошел брифинг начальника Центра "Т" (по борьбе с терроризмом) Главного управления МВД России по Дальневосточному федеральному округу подполковника милиции Петра Нехорошкова, посвященный результатам противодействия экстремизму и терроризму в округе. В ходе встречи П. Нехорошков заявил о том, что в конце 2007 г. и в 2008 г. одной из основных задач, стоявших перед органами внутренних дел округа, "являлось обеспечение правопорядка и общественной безопасности в период подготовки и проведения выборов депутатов ГД РФ и Президента России". Органы ФСБ России, МВД, УВД субъектов ДФО, ДВ и СВ УВДТ реализовали комплекс мер по противодействию экстремистским группировкам и движениям" в это время. В частности, в ходе обысков по уголовным делам, возбужденным в отношении лидеров Хабаровского отдела движения "Союз русского народа" и "Концепция общественной безопасности", сотрудники Центра "Т" ГУ МВД РФ по ДФО изъяли "символику, газеты, брошюры, средства печатания, содержащих материалы, направленные на разжигание национальной и религиозной вражды". Кроме того, изъяты тиражи газеты "Край", распространявшейся в Хабаровске Генеральная прокуратура по ДФО возбудила уголовное дело по ч. 1 ст. 282 УК РФ в отношении главного редактора газеты Бориса Толщина. Дело направлено в суд.


ИЮЛЬ, 23
Игорь Ростов
Следственная часть при Главном управлении МВД России по Северо-Западному федеральному округу прекратила уголовное дело в отношении бывшего генерального директора телерадиокомпании "Каскад" (Калининград) Игоря Ростова. В отношении Ростова отменена мера пресечения и признано право на реабилитацию в соответствии с действующим законодательством. И. Ростов руководил НТРК "Каскад" с 1992 по 2006 год. В январе 2006 года в отношении него было возбуждено уголовное дело по статье "злоупотребление полномочиями". Причиной уголовного преследования стала версия новых владельцев НТРК "Каскад" о том, что якобы Ростов укрывал большую часть доходов от рекламы и переводил на свои счета. В ходе следствия оперативники изучили всю документацию "Каскада", после чего провели несколько обысков. Так, 27 сентября 2007 года сотрудники ОВД Ленинградского района провели обыск в доме на улице Льва Толстого, где прописан Ростов. В обыске приняло участие 5 человек, кроме этого присутствовали 4 вооруженных омоновца в масках. Тогда милиция не допустила в дом адвоката Сергея Дегтярева, прибывшего к своим подзащитным. Были изъяты компьютер, блокноты членов семьи с записями, диски с установочными программами (см. монитор за январь 2006 года, август, сентябрь 2007 года). Прошел обыск и в съемной квартире Ростова в Москве, причем в его отсутствии. В постановлении о прекращении дела говорится и о праве Ростова на реабилитацию.


ИЮЛЬ, 23
Анатолий Цыганков
В Республике Карелия завершился многолетний судебный процесс в отношении сайта Центра политических и социальных исследований Карелии "Гражданское общество" politika-karelia.ru. Осенью 2006 года, во время избирательной кампании в парламент Карелии, на сайте была опубликована статья о генеральном директоре АО "Карелрыбфлот" и депутате Законодательного собрания республики И. Зубареве, который повторно баллотировался в парламент. В публикации "Карелрыбфлот ушел ко дну. Генеральный директор не пострадал" на основе материалов уголовного дела была рассказана более чем странная история продажи рыболовного судна, в результате которой предприятие потеряло и деньги, и корабль. Во время расследования было установлено, что за всеми фирмами, участвовавшими в сделке купли-продажи, фигурировал генеральный директор И. Зубарев. В итоге рыболовное судно, строившееся, в том числе, и за бюджетный счёт, бесследно исчезло. Кроме того, автор публикации, опираясь опять же на материалы уголовного дела, сообщил читателям, как генеральный директор И. Зубарев успешно делал свою карьеру с помощью поддельного диплома о якобы имеющемся у него высшем образовании. Прокурорская проверка установила, что господин Зубарев вообще не имеет вузовского диплома - с медицинского факультета Петрозаводского университета его отчислили за неуспеваемость, а Кабардино-Балкарскую государственную сельскохозяйственную академию он вообще никогда не оканчивал (диплом этот был поддельный). После обнародования данных фактов И. Зубарев подал в суд на редактора сайта А. Цыганкова. Причем возмутили истца не сведения о поддельном дипломе и не сообщение о том, что при его участии пропал корабль. И. Зубарева обидела информация о том, что он, гендиректор, в качестве главного действующего лица фигурировал в уголовном деле и в течение нескольких месяцев не являлся к следователю транспортной прокуратуры. Обиделся И. Зубарев на редактора сайта на 150 тысяч рублей (см. монитор за август 2007 года). Длительное судебное разбирательство с привлечением экспертов лингвистов, психологов, свидетелей-милиционеров и сотрудников транспортной прокуратуры, многие месяцы безрезультатно пытавшихся взять показания у генерального директора И. Зубарева, завершилось для последнего в общем-то удачно. Петрозаводский городской суд частично удовлетворил его исковые требования, однако согласился и с ответчиком, что понятие "фигурировал в уголовном деле" допустимо. В итоге суд снизил сумму материальной ответственности до 3 тысяч рублей. Однако постановил опровергнуть сведения о неявке И. Зубарева к следователю. Не согласившись с решением суда, А. Цыганков направил кассационную жалобу в Верховный суд Карелии, решением которого все претензии бывшего генерального директора АО "Карелрыбфлот" (предприятие обанкрочено) были отклонены. В частности, Зубареву отказано в полном объеме в иске к Цыганкову.


ИЮЛЬ, 23
Владислав Никитенко
В Благовещенске (Амурская область) журналист Владислав Никитенко приговорен к условному лишению свободы сроком на 2 года. Такое решение вынес Амурский областной суд. Никитенко осужден по части 3 статьи 298 УК РФ ("Клевета в отношении судьи"). По версии суда, в ряде своих отводов суду и кассационных жалоб в рамках других уголовных дел Никитенко оклеветал заместителя председателя городского суда Благовещенска, называя ее "мошенницей". Расследование шло с мая 2007 года, когда было возбуждено уголовное дело. В отношении Никитенко сейчас расследуется еще одно дело по схожим обстоятельствам и с той же потерпевшей. Будучи возбуждено в 2002 году, оно дважды закрывалось за отсутствием состава преступления; заново производство открыто осенью 2007 года. В. Никитенко сообщил, что обратится с жалобой в Верховный суд, где потребует отмены вердикта и возврата дела в региональный суд. При этом он будет настаивать на том, чтобы расследование вел суд любого региона, кроме амурского, "в связи с явной заинтересованностью руководства амурского судейского сообщества". Также, по его словам, журналиста устроит только оправдание с рядом частных определений, исключающих возможность повторения подобных дел в дальнейшем: в ходе расследования Никитенко, по его мнению, незаконно заключали под стражу, где он пробыл 94 дня. Еще одним требованием станет признание Конституционным судом России не соответствующим Конституции правового положения, при котором судья сам имеет право рассматривать заявленный против себя отвод.


ИЮЛЬ, 23-24
Телекомпании "Альтаир"
Сайт ИА "Тульские новости"
Александр Лехнер
Алексей Еремин
Телеканал "Тульская служба новостей"
Андрей Мазов
В Туле журналисты стали заложниками ситуации, сложившейся вокруг телекомпании "Альтаир". Причем пострадали не сотрудники этой структуры, а их коллеги из информационного агентства "Тульские новости" и телеканала "Тульская служба новостей". Несколько лет назад основатель "Альтаира" Александр Воробьев пропал без вести. А 23 июля "Тульские новости" сообщили, что "неизвестные люди взломали все три офиса" телекомпании "Альтаир". "Они не представляются и не пускают сотрудников на работу. Выглядят эти люди, как традиционно выглядят охранники", - говорится в сообщении. В тот же день сайт ИА "Тульские новости" подвергся хакерской атаке. "Нам кажется странным, что попытка вторжения в работу сайта предпринята именно сегодня, когда ИА "Тульские новости" подробно освещает ситуацию со взломом офисов телекомпании "Альтаир", - заявили в информационном агентстве. Затем днем 24 июля крепкие молодые люди, назвавшие себя "контролерами", напали на съемочную группу "Тульской службы новостей", которая находилась около офиса "Альтаира". Корреспондент ТСН Алексей Еремин и оператор Александр Лехнер рассказали: "Мы выехали на съемку по адресу улица Гоголевская, 81, где проходило первое собрание нового руководства телекомпании "Альтаир", как они сами себя называют. Наша задача была - снять само собрание, но, к сожалению, нас туда так и не пустили. Мы попытались снять, как люди выходят с собрания. Но сделать нам это не удалось. Как только мы стали подходить ко входу офиса телекомпании "Альтаир", к нам навстречу вышли несколько ребят крепкого телосложения, начали выхватывать из рук камеру. Сказали, что здесь снимать запрещено". В завязавшейся потасовке "контролеры" заломили оператору руки и отобрали камеру, после чего стерли большую часть записей. В дальнейшем страсти могли стихнуть, однако этому "помешал" руководитель ИА "Тульские новости" Андрей Мазов. Его пригласил председатель совета директоров группы компаний "Посольский дом" Михаил Сергеев, пообещавший 24 июля дать интервью и разъяснить, что происходит вокруг телекомпании "Альтаир". Однако, по словам А. Мазова, вместо интервью М. Сергеев предложил ему "кардинально изменить политику информационного агентства, чтобы взлом офисов телекомпании "Альтаир" освещался только в положительном свете". А. Мазов ответил, что это противоречит принципам ИА "Тульские новости", и что он готов предоставить место на сайте для всех точек зрения. Тогда ему было предложено пройти в другой кабинет, чтобы встретиться с "генподрядчиками". "Я зашел в отдельную комнату, где было двое мужчин. Они и подвергли меня избиению", - сообщил А. Мазов. После этой встречи руководитель ИА "Тульские новости" оказался в хирургическом отделении одной из тульских больниц. По словам врачей, у него диагностировали ушиб позвоночника, пострадали также печень и почки. Сведений о действиях правоохранительных органов пока не поступало.


ИЮЛЬ, 23, 29
Сергей Курт-Аджиев
В мировом суде Октябрьского района Самары 23 июля закончились судебные прения по делу бывшего главного редактора "Новой газеты" в Самаре" Сергея Курт-Аджиева. Прокурор потребовал назначить обвиняемому наказание в виде штрафа в 40 тысяч рублей. Адвокаты С. Курт-Аджиева настаивают на его полной невиновности. Напомним, журналист обвиняется в использовании нелицензионного программного обеспечения для выпуска газеты. Из-за постоянного преследования С. Курт-Аджиева, обысков, изъятия компьютеров была закрыта редакция "Новой газеты" в Самаре" (см. монитор за октябрь, ноябрь 2007 года). В обвинительном заключении следователи указали, что общий ущерб составил боле 100 тысяч рублей. На последнем судебном заседании состоялся допрос специалиста в области программного обеспечения Михаила Краснова, приглашенного адвокатами С. Курт-Аджиева. Специалист заявил, что при ознакомлении с заключениями эксперта Серпухова, которые являются главными доказательствами по уголовному делу, усмотрел ряд очевидных неточностей (несовпадение дат и наименований продуктов), подтвердив, тем самым, позицию защиты. В итоге прокурор отказался от части обвинений, а именно в приобретении и установке нелицензионного программного обеспечения. В то же время представитель прокуратуры Татьяна Леонтьева повторила, что у нее нет оснований не доверять показаниям против С. Курт-Аджиева, которые дали Сударев (задержанный при получении взятки в размере 400 тысяч рублей и подозреваемый в мошенничестве и вымогательстве), а также эксперт Серпухов и оперуполномоченный Казенкин, который изымал компьютеры в редакции и одновременно является свидетелем по делу. В итоге гособвинитель Т. Леонтьева попросила признать С. Курт-Аджиева виновным лишь в использовании контрафакта и обязать выплатить штраф в размере 40 тысяч рублей. Выступившие на процессе адвокаты подсудимого Ирина Хрунова и Василий Тарасенко заявили о полной невиновности своего подзащитного. Сам подсудимый в последнем слове отверг все обвинения в свой адрес. "Штраф в 40 тысяч - по меньшей мере, странная мера наказания для такого "опасного преступника", как я. Это говорит только о том, что дело сфабриковано, оно практически развалилось в суде, и прокуратура пытается любой ценой признать меня виновным. Я считаю это дело политическим и буду добиваться оправдательного приговора. Неважно, сколько это займет времени и сил, если надо будет - я дойду до Страсбургского суда. Все моя вина состоит в том, что я считаю себя свободным человеком, живущим в свободной стране и, как журналист, всегда свободно выражал свои мысли", - заявил С. Курт-Аджиев. На состоявшемся 29 июля заседании Октябрьский суд Самары приговорил С. Курт-Аджиев к штрафу в 15 тысяч рублей за использование нелицензионного программного обеспечения для выпуска газеты. "Курт-Аджиев признан виновным по части 2 статьи 46 УК ("Нарушение авторских и смежных прав") и оштрафован на 15 тысяч рублей. До вступления приговора в законную силу главному редактору сохранена подписка о невыезде. Кроме этого, по решению суда, на изъятых из редакции компьютерах должно быть уничтожено нелицензионное программное обеспечение. После этого они будут возвращены владельцу", - сообщила мировая судья Октябрьского района Татьяна Чернышева.


ИЮЛЬ, 24
Все СМИ
Доступ представителей СМИ в Центризбирком РФ будет более жестко регламентирован. Как сообщает "Независимая газета", для журналистов вводятся временные пропуска, где заранее с точностью до минуты будет обозначено время пребывания. Подобная мера введена впервые. Как подчеркивают представители пресс-центра ЦИК, журналистам не следует задерживаться в здании дольше положенного и "беспокоить" внутреннюю охрану. Вместе с тем, в ЦИК заявили, что препятствовать общению журналистов с членами комиссии никто не будет. По словам председателя Центризбиркома Владимира Чурова, в ЦИК останется "та высокая степень открытости, которая сохраняется на протяжении многих лет". Как напоминает издание, и ранее в Центризбиркоме представителей прессы сопровождали до зала заседаний и контролировали их общение с членами комиссии.


ИЮЛЬ, 24
Александр Бобров
Журналист заплатил за свободу слова. Сотрудник издательства "Правда Севера" Александр Бобров был наказан судом Архангельска за "несанкционированную организацию шествия и митинга". Митинг в поддержку кандидата в мэры Ларисы Базановой (которая по итогам голосования была избрана мэром, но затем после пересчета голосов победителем был назван другой кандидат) действительно состоялся, но организован был не Александром, журналист просто выступил на нем. А. Бобров принципиально не согласен с решением горизбиркома о пересчете голосов, об этом и заявил на митинге. Но суд счел, что закон был нарушен, и оштрафовал журналиста на 1000 рублей.


ИЮЛЬ, 24
ИА "Наши новости"
Губернатор Алтайского края Александр Карлин позволил себе публично показать, что информация о том, что происходит в регионе, может быть доступна лишь избранным СМИ. В краевой администрации состоялось совещание с участием губернатора по вопросу заготовки кормов для общественного животноводства и скота личных подсобных хозяйств, на котором присутствовали главы 18 районов. Однако не все журналисты смогли побывать на нем. Представителей телепроекта "Наши новости" губернатор попросил покинуть зал заседания. Такое решение Карлина стало неожиданным для них, так так днем ранее журналист и оператор телепроекта "Наши новости" получили аккредитацию. Корреспондент Маргарита Белова рассказала: "Мы зашли в зал. Оператор начал настраивать камеру. Губернатор попросил сказать, какое СМИ представляет оператор. Я сказала - краевое информационное агентство, "Наши новости". Он попросил удалиться, сказав, что это рабочее совещание, и они проведут его без нас. Мы собрались и вышли", - пояснила она.


ИЮЛЬ, 25
Газета "Ежедневные Новости"
По сообщению PrimaMedia, Приморский краевой суд в кассации отказал в иске о защите чести и достоинства экс-кандидату в депутата городской Думы Владивостока Николаю Ткачеву к приморской газете "Ежедневные Новости". Первое судебное заседание по иску Н. Ткачева к газете "Ежедневные Новости" состоялось 14 мая в Первомайском суде Владивостока. Истец считал, что издание в ряде своих публикаций опубликовало сведения, порочащие его честь и достоинство. В своем иске он потребовал взыскать с ответчика в его пользу в качестве компенсации причиненного морального вреда 1 000 000 рублей, однако суд первой инстанции отказал заявителю в удовлетворении его исковых требований. Не согласившись с таким решением, Ткачев обжаловал его в краевом суде, но и здесь встретил отказ.


ИЮЛЬ, 25
Зураб Цечоев
В Ингушетии рано утром похищен редактор сайта "Машр" Зураб Цечоев. Как сообщил ПЦ "Мемориал", около 6 часов к дому З. Цечоева на трех БТРАх, трех микроавтобусах "Газель" и других транспортных средствах подъехали сотрудники силовых структур (не мене 50 человек). Они стали стучаться в ворота дома. Навстречу им вышел З. Цечоев. Силовики сразу же уложили его на землю лицом вниз и навели на него оружие. Некоторые из них прошла в дом. Они не представились и не предъявили никаких документов. В доме был проведен несанкционированный обыск без приглашения понятых и без предъявления ордера на его проведение, сообщают правозащитники. В ходе обыска изъяли компьютер и два мобильных телефона. По окончанию обыска З. Цечоева посадили в одну из "Газелей" и без объяснения причины увезли в неизвестном направлении. Позднее родственники Цечоева сообщили, что в 12:40 похищенного выбросили из машины на дороге между Магасом и Экажево. Карета скорой помощи доставила его в республиканскую больницу. З. Цечоев передвигается с трудом, у него сломана рука, возможно, отбиты почки. Он рассказал, что его беспрерывно избивали в течение двух часов. В МВД Ингушетии родственникам сообщили, что не знают, кто и на каком основании задержал З. Цечоева. Зураб Цечоев является редактором сайта правозащитной организации АНО "Машр", где работает с апреля 2005 года. Цечоев также является заявителем в Европейский суд по правам человека. В 2008 году при содействии ПЦ "Мемориал" в суд была направлена его жалоба на неэффективное расследование похищения его родного брата, Тамерлана Цечоева.


ИЮЛЬ, 26
ИА "Новый Регион"
В ФЗГ поступила информация о том, что перед визитом в Челябинскую область тогда еще кандидата в Президенты РФ Дмитрия Медведева областные власти отказали ряду СМИ в аккредитации на мероприятия с участием первого вице-премьера. В их числе оказалось информационное агентство "Новый Регион". Руководитель пресс-службы губернатора Челябинской области Олеся Лошкарева на просьбу пояснить отказ заявила, что всех не аккредитованных вычеркнула Москва. Однако в пресс-службе администрации Президента РФ весьма удивились, узнав о подобном заявлении. "Когда готовится визит лица такого ранга, как Медведев, на место всегда выезжает бригада наших сотрудников, которая занимается контактами с прессой", - пояснили "Новому Региону" в департаменте аккредитации и брифингов Управления пресс-службы и информации Президента. Но мы всегда утверждаем список, представленный сотрудниками региональной администрации. Мы никогда не вмешиваемся в отношения СМИ с региональными пресс-службами, поэтому никого вычеркнуть мы не можем".


ИЮЛЬ, 26
Газета "Владимирские ведомости"
Евгений Локтионов
В ФЗГ поступила информация о том, что начальник правового управления администрации города Владимира Николай Панин обратился в суд с иско о защите чести и достоинства к газете "Владимирские ведомости". Истец просит суд обязать издание и журналиста Евгения Локтионова опровергнуть не соответствующие действительности и порочащие деловую репутацию администрации города сведения, распространенные в газете 19 июня.2008 года. Н. Панин усмотрел эти сведения в статье "О чиновниках, коррупции и журналистах", в которой шла о том, что в деятельности администрации города Владимира налицо: многочисленные нарушения требований Градостроительного кодекса РФ.


ИЮЛЬ, 27
Павел Брыкин
В эфире телепрограммы "Вести. Дежурная часть" вышел сюжет о ДТП на 287-м километре трассы Санкт-Петербург - Киев с участием автомобиля "HUMMER", которым в состоянии алкогольного опьянения управлял депутат Себежского районного Собрания. В результате ДТП погибли два человека. В сюжете, подготовленном корреспондентом программы "Вести. Дежурная часть" Павлом Брыкиным, события прокомментировали родители погибших ребят, представители правосудия, в частности, прокурор города Пскова Максим Юдин. Кроме того, телезрители увидели место трагедии и то, что оставалось от автомобилей после ДТП. После сюжета диктор рассказала о том, что во время монтажа сюжета поступали звонки с угрозами в адрес корреспондентов программы (имя звонившего было названо в эфире). Ведущая предупредила, что в случае повторения подобных действий сотрудники программы будут вынуждены обратиться в следственное управление следственного комитета при прокуратуре РФ.


ИЮЛЬ, 28
Газета "Позорный столб"
Небольшую газету "Позорный столб" формата А-4 тиражом 999 экземпляров отказываются печатать все типографии Архангельской области. Об этом сообщил ее редактор Андрей Захаров. Свои отказы типографии формулируют по-разному: у кого нет технической возможности, кто прямо говорит, что в газете публикуются нежелательная информация, способная "огорчить губернатора", третьи просто смеются. А. Захаров заявляет, что в России свобода слова и гласность, пропагандируемая с высоких трибун, на деле оказываются под жестким контролем цензуры.


ИЮЛЬ, 28
Максим Демков
В Москве жертвой воров стал главный редактор спортивных программ радиостанции "Маяк" Максим Демков. Журналист обратился в милицию накануне днём. Рассказал, что с 4 июля был в отпуске, и уезжал за границу. Когда вернулся домой, обнаружил, что его квартира на Второй улице Бебеля вскрыта, пропали 50 тысяч рублей. Возбуждено уголовное дело, преступника ищут.


ИЮЛЬ, 28
Газета "БАМ"
Надежда Требушевская
Максим Ермаков
Мэры Тынды (Амурская область) сменяют друг друга, но отношения к прессе не меняют. В марте мэра Виктора Зубоваткина сменил новый мэр Марк Шульц. Но и при новом главе мэрской жертвой стали журналисты районной газеты "Авангард" - редактор Надежда Требушевская и молодой журналист Максим Ермаков. Н. Требушевская, директор Тындинской типографии, была назначена главным редактором муниципальной газеты "Авангард" в ноябре 2006 года. Чтобы спасти старейшую районную газету в Амурской области, учредители приняли решение передать право на издание "Авангарда" и "КВИНа" Тындинской типографии. А заодно спасти и саму типографию, в которой на тот момент печаталась единственная газета, выходящая раз в месяц. Решение учредителей - городской и районной власти - оказалось своевременным: газета была уже на грани закрытия. Финансовое положение стало улучшаться. Но в марте сменился мэр, которому главный редактор газеты и директор Тындинской типографии Н. Требушевская и выпускающий редактор "Авангарда" М. Ермаков не пришлись по нраву. Мэром города были созданы такие условия, при которых руководителям "Авангарда" оставалось просто уйти: все муниципальные предприятия отчитались в мэрии на балансовых комиссиях, и лишь работа Тындинской типографии, по настоянию мэра М. Шульца, была признана неудовлетворительной. Мэр поручил ревизионной комиссии провести "проверку целевого использования бюджетных средств и муниципального имущества в Тындинской типографии". На вопрос председателя Тындинской городской думы в чем заключается причина проведения спецпроверки в Тындинской типографии М. Шульц заявил следующее: "Мы ничего на комиссии не услышали, не было. бухгалтера, почему-то она находилась в отпуске…. Нет ничего раздельного - типография, отдельно газета "Авангард", тут же рядом газета "БАМ", это раз. Газету выпускал директор типографии Н. Требушевская. По личному настоянию мэра вынуждена уйти из типографии частная газета "БАМ", хотя типография автоматически лишалась части дохода. Ермаков и Требушевская, выпускающие теперь свою газету "БАМ", вынуждены печатать ее за пределами района - в городе Свободный.

ИЮЛЬ, 28
Сайт "Клопс.Ru"
Центральный районный суд Калининграда в ходе судебного заседания привлек в качестве ответчика по гражданскому делу в отношении подписантов "Открытого письма в защиту заключенных" редакцию и учредителя сайта "Клопс.Ru". В свое время именно сайт "Клопс.Ru" опубликовал открытое письмо в защиту заключенных, в котором начальник колонии строгого режима номер 9 усмотрел клевету и подал гражданский иск по защите чести и достоинства к лицам, подписавшимся под письмом. В мае 2008 года ряд депутатов Калининградской областной Думы, политических и общественных деятелей региона подписались под открытым письмом в защиту прав осужденных. Письмо было направлено в прокуратору Калининградской области, Уполномоченному по правам человека, губернатору, а также в СМИ. Руководство учреждения ИК-9 посчитало, что сведения, изложенные в открытом письме, задевают их честь и деловую репутацию и обратилось в суд с гражданским иском.


ИЮЛЬ, 28
Телекомпания "Рен-ТВ-Брянск".
В Брянске произошел пожар в здании, где располагался офис телекомпании "Рен-ТВ-Брянск". В результате пожара никто не погиб, однако помещение телекомпании полностью выгорело. Сигнал о возгорании кровли в административном здании, расположенном по адресу Шоссейная улица, дом четыре, поступил в 16:12 по московскому времени, сообщает РИА Новости. В пожарную часть позвонили сотрудники телекомпании, которые почувствовали запах дыма. На место возгорания прибыли восемь пожарных расчетов, в том числе, три автомобиля с пожарными лестницами. В 17:27 пожару была присвоена повышенная третья категория сложности, а в 18:55 огонь был локализован. По словам собеседника агентства, общая площадь возгорания составила 330 квадратных метров. Из здания были эвакуированы около 40 человек. Причиной пожара в офисе телекомпании "Рен-ТВ-Брянск" могло стать сжигание старых деревянных поддонов под окнами здания у первого этажа. Так считают сами сотрудники телекомпании. По словам журналистов, делалось это регулярно. Сильный ветер поспособствовал тому, что искры попали на крышу здания. "Пожар начался неожиданно, - рассказали сотрудники телекомпании, - но когда нам стало понятно, что все серьезно, мы смогли вынести видеокамеры, монтажное оборудование". Тем не менее, офисная техника и архивы были уничтожены огнем


ИЮЛЬ, 28
Информагентство "Высота 102"
Сайт волгоградского информагентства "Высота 102" отключен из-за хакерской атаки на сервер, где был размещен сайт. Об этом сообщил главный редактор агентства Александр Осипов. По его словам, атака началась еще в пятницу, 25 июля, и в результате администрация сервера приняла решение временно ограничить работу сайта. "По нашим данным организация хакерской атаки стоит минимум 10-15 тысяч долларов США. Нам, конечно, льстит, что нашу независимость оценивают столь дорого, однако, организаторы подобных акций, видимо, забыли, что своими действиями они нарушают не только Закон о СМИ, но и Уголовный Кодекс РФ. Не сомневаюсь, что виновные будут выявлены и понесут соответствующее наказание", - заявил А. Осипов. По его словам, в настоящее время принимаются меры для скорейшего восстановления работы сайта "Высота 102". В правоохранительные органы направлено соответствующее заявление. Многие связывают атаку с независимой позицией редакции сайта на освещение процессов, происходящих в регионе, в том числе и освещение многих коррупционных дел, расследуемых в отношении целого ряда высокопоставленных лиц Волгоградской области.


ИЮЛЬ, 29
Гаджи Абашилов
Следственный комитет при прокуратуре РФ предъявил обвинение троим подозреваемым в убийстве главы ГТРК "Дагестан" Гаджи Абашилова. По словам заместителя главы СКП РФ Бориса Салмаксова, обвиняемые являются исполнителями преступления, кто был организатором убийства пока не установлено. Имена обвиняемых также пока не называются. Как рассказал Салмаксов, перед предъявлением обвинения оперативники собрали большую доказательственную базу, провели десятки экспертиз, допросы свидетелей и опознания. Г. Абашилов был убит в Махачкале в районе Узбек-городок 21 марта 2008 года. Неизвестные расстреляли автомобиль главы ГТРК "Дагестан" из автоматов. Абашилов скончался на месте, а его водитель с ранениями был доставлен в больницу (см. монитор за март 2008 года). По факту убийства Абашилова было возбуждено уголовное дело по трем статьям УК РФ - "Убийство", "Незаконный оборот оружия" и "Покушение на убийство". Как считает следствие, убийство журналиста связано с его профессиональной деятельностью. По некоторым данным, Абашилов входил в расстрельный список боевиков. Гибель Абашилова связывают с убийством еще одного дагестанского журналиста - корреспондента "Первого канала" Ильяса Шурпаева. Он был убит в ночь на 21 марта на съемной квартире в Москве (см. монитор за март 2008 года).


ИЮЛЬ, 29
Псковское агентство информации
В апреле текущего года редакция ПАИ направила в администрацию Псковской области запрос на предоставление информации о том, сколько дней в 2007 году губернатор региона Михаил Кузнецов отсутствовал на рабочем месте, сколько их них он провёл в отпуске, сколько в командировках и сколько на больничном. Также запрашивалась информация о том, сколько раз и какое количество дней в прошлом году обязанности губернатора области исполнял первый заместитель главы региона Игорь Максимов. Ответ на поставленные в апреле вопросы редакция получила только в июле, причём никаких конкретных сведений документ, присланный начальником Государственного управления по информационной политике и связям с общественностью Максимом Костиковым, не содержал. М. Костиков в своём письме со ссылкой на статьи 38 и 39 Федерального Закона "О СМИ" отметил, что госорганы и их должностные лица предоставляют средствам массовой информации сведения о своей деятельности по запросам редакций. При этом глава госуправления по информационной политике считает, что отсутствие губернатора региона на своём рабочем месте "не касается деятельности государственных органов области, а относится к персональным данным конкретного лица". Об отпуске губернатора в ответе на запрос редакции М. Костиков сообщил лишь то, что в соответствии с законами области, продолжительность оплачиваемого отпуска главы региона составляет 55 дней. Также, по сообщению начальника госуправления по информационной политике, М. Кузнецов в 2007 году неоднократно выезжал в командировки, однако официальной статистической отчётности о количестве дней, проведённых губернатором в командировках, в администрации области нет. Отвечая на вопрос о времени, которое замещали Михаила Кузнецова его заместители, Максим Костиков предложил редакции самостоятельно посчитать по сообщениям официального сайта Псковской области. Отметим, что полной информации по данному вопросу на сайте нет.


ИЮЛЬ, 29
Газета "Московский комсомолец"
В поселке Кварцитный (Карелия) участковый милиционер А. Багмет, по мнению местных жителей, стал уделять чрезмерное внимание коммерческим делам своей супруги (вот уже пять лет у нее, или у них, свой бизнес - держат в поселке магазин "Продукты"). В письме, переданном в редакцию газеты "Московский комсомолец" в Карелии", более 60 жителей поселка пожаловались на участкового, почти забывшего о своей основной работе и погрузившегося в бизнес. Журналист "МК" в Карелии" по заданию редактора побывала в поселке, пообщалась с людьми и написала статью "Хозяин Кварцитного". Газетная публикация получилась удачной, по итогам творческого конкурса Союза журналистов Карелии она была признана лучшей. "Оценил" ее и участковый милиционер Багмет - в 400 000 рублей компенсации за моральный ущерб с требованием опровержения ряда фрагментов публикации. Исковое заявление уже находится в Петрозаводском городском суде. Прошли два предварительных заседания, в ходе которых выяснялся круг ответчиков. А. Багмет первоначально требовал наказать региональную редакцию газеты, журналиста и одного из местных жителей, который наиболее ярко живописал криминальную ситуацию в Кварцитном. В ходе второго заседания наконец-то определился ответчик - ЗАО "Московский комсомолец" (Москва). Исковые требования А. Багмет уточнять не стал, не явившись на второе заседание, его адвокат тоже этого не сделал. Но уже после первой встречи в суде стало ясно, что число свидетелей, готовых образно говоря, подписаться под публикацией в "МК" в Карелии", быстро растет. Скажем, вдруг без вызова в заседание явился глава местного поселения, готовый защищать редакцию газеты. Кроме того, уже стихийно формируется список свидетелей добровольцев, похоже, подуставших от не государственных забот участкового милиционера. О двусмысленном конфликте в своем ведомстве осведомлен министр внутренних дел Карелии И. Алешин, который пока уклоняется от каких-либо оценок судебной ситуации.


ИЮЛЬ, 30
Журналы религиозного объединения "Свидетели Иеговы"
Прокуратура города Асбеста (Свердловская область) направила предупреждения о недопустимости осуществления экстремистской деятельности двум представительствам религиозного объединения "Свидетели Иеговы". Как сообщил и. о. прокурора города Алексей Алмаев, предупреждения направлены в адрес руководителей подразделений "Свидетелей Иеговы" в Асбесте и в Екатеринбурге. "В предупреждениях говорится о недопустимости распространения религиозной литературы, содержащей высказывания экстремистского характера. Эти предупреждения не обжалованы", - пояснил Алмаев. Вместе с тем, по его словам, продолжается расследование уголовного дела по факту распространения журналов этой религиозной организации. "В рамках дела назначены лингвистическая и религиоведческая экспертизы, которые поручены специалистам Уральского госуниверситета в Екатеринбурге. Кроме того, сотрудники правоохранительных органов провели обыски в екатеринбургском офисе "Свидетелей Иеговы", где были изъяты образцы религиозной продукции. Они также направлены на исследование", - сказал представитель прокуратуры. Как сообщалось ранее, в Асбесте было возбуждено уголовное дело по ст. 282 УК РФ ("Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства") по факту распространения журналов организации "Свидетели Иеговы". По мнению прокуратуры, издания "Свидетелей" крайне негативно настраивали своих адептов по отношению к православным.


ИЮЛЬ, 30
ИА Регнум
Телепроект "Наши новости"
Представители администрации Алтайского края отказались аккредитовать журналиста информационного агентства Регнум Татьяну Труфанову и корреспондента телепроекта "Наши новости" Евгению Даровскую на состоявшийся в Российско-немецком доме брифинг губернатора Алтайского края Александра Карлина. Впрочем, после того, как тележурналистка спросила губернатора о причинах запрета, А. Карлин провел ее на мероприятие. А начальник пресс-службы администрации края Иван Семыкин в ответ на попытку Т. Труфановой войти в зал заявил: "Губернатор пригласил только "Наши новости", и не пропустил журналиста "Регнума".


ИЮЛЬ, 30
Владимир Любин
Ночью на юго-востоке Москвы неизвестный ограбил автомашину главного редактора журнала "Автоопт" Владимира Любина. Как сообщили в правоохранительных органах, преступник разбил заднее стекло BMW, припаркованного рядом с домом журналиста на Шоссе Энтузиастов, и похитил переднюю подушку безопасности, навигатор и магнитолу. Пострадавший оценил нанесенный ущерб в 45 000 рублей.


ИЮЛЬ, 30
Телекомпания "Альтаир"
Конфликтная ситуация, связанная с хозяйственным спором за правообладание собственностью тульской телекомпании "Альтаир", дошла до вооруженного противостояния. Около 17.00 к офису по адресу улица Гоголевская, 81 прибыли судебные приставы для проведения исполнительных действий согласно решению Советского районного суда Тулы. В это же время к офису подошли неизвестные люди в количестве (по оценке службы судебных приставов) от 50 до 70 человек. Несколько неизвестных открыли стрельбу из гладкоствольного оружия, в результате чего двое человек, находившиеся в офисе телекомпании, получили тяжкие телесные повреждения. У одного был прострелен глаз, его отвезли в одну из столичных больниц, где он был прооперирован. Другому пострадавшему прострелили грудную клетку, задев артерию, он также был госпитализирован. Затем прибывшие сотрудники милиции задержали ряд нападавших и доставили их в ближайший РОВД. По словам начальника УВД по Тульской области генерала-майора милиции Сергея Матвеева, 30 июля милиция "своевременно пресекла попытку проникновения неизвестными на тот момент лицами" в офис ТК "Альтаир" на улице Гоголевской. В результате более 30 человек, участвующих в нападении, были задержаны, изъято около 7 единиц травматического и охотничьего оружия. Деятельность задержанных квалифицируется органами правопорядка как хулиганство. Двое мужчин, которые находились в офисе, получили телесные повреждения. Один из потерпевших потерял глаз, у другого травма ключицы. 31 июля сотрудники милиции и судебные приставы вошли в помещение телекомпании, где находилось 13 человек. Личности этих людей устанавливаются. По сообщению пресс-службы УВД, при осмотре помещения был найден травматический пистолет. "В некоторых офисах присутствуют люди, которые незаконно захватили помещения. Мы свою деятельность строим в соответствии с законом, совместно с судебными приставами по согласованию с прокуратурой области во взаимодействии с управлением ФСБ", - заявил Матвеев.


ИЮЛЬ, 30
Ильяс Шурпаев
В Верховном суде Таджикистана вынесен приговор по делу об убийстве журналиста Первого российского телеканала Ильяса Шурпаева. Оба обвиняемых в этом преступлении - Масрурджон Ятимов и Наджмиддин Мухиддинов - приговорены к 21 году лишения свободы каждый с конфискацией имущества. Наказание они будут отбывать в колонии строгого режима. Напомним, обгоревшее тело И. Шурпаева было найдено в съемной квартире журналиста в Москве в ночь на 21 марта текущего года, а уже на следующий день следователи вычислили подозреваемых - двух гастарбайтеров из Таджикистана, спешно покинувших российскую столицу и укрывшихся у себя на родине (см. монитор за март 2008 года). Через неделю по ориентировке оперативной группы Следственного комитета при Генпрокуратуре РФ сотрудники таджикского МВД задержали 25-летнего М. Ятимова и 20-летнего Н. Мухиддинова в пригороде Душанбе, где они скрывались у родственников. При обыске были обнаружены личные вещи убитого журналиста - золотые часы, ноутбук, мобильный телефон и часть похищенных денег. Россия не стала требовать их экстрадиции. В ходе расследования, которое вела генпрокуратура Таджикистана, была установлена причастность обвиняемых к убийству Шурпаева. Им инкриминировалось совершение преступлений по статьям УК Таджикистана - 104 ("Убийство"), 249 ("Разбой") и 255 части 2 ("Умышленное уничтожение или повреждение имущества"). Подсудимые признали свою вину в разбое и присвоении чужой собственности, однако отрицали обвинение в убийстве, пытаясь свалить вину друг на друга. Судебные заседания велись в открытом режиме, на русском языке. Согласно обвинительному заключению, Ятимов и Мухиддинов совершили убийство Шурпаева в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, по предварительному сговору, с целью завладения чужим имуществом. Как следует из материалов уголовного дела, прибывшие в 02:30 по московскому времени сотрудники пожарной службы обнаружили в квартире Шурпаева обгоревшее тело журналиста с перерезанным горлом и брючным ремнем на шее. Согласно судебно-медицинской экспертизе, смерть Шурпаева наступила в результате асфиксии, о чем говорит странгуляционная полоса на шее. МВД Таджикистана отвергло версию о том, что убийство могло быть связано с профессиональной деятельностью Шурпаева. Их российские коллеги разделяют мнение таджикских оперативников.


ИЮЛЬ, 31
ГТРК "Россия"
В Москве был ограблен редактор отдела ГТРК "Россия", сотрудник телеканала "Вести". У молодого человека под угрозой оружия похитили мобильный телефон. По данным правоохранительных органов, 24-летний редактор отдела ГТРК "Россия" в среду утром шел на работу по Берниковской набережной. У дома №12 к нему подошли двое неизвестных. Они приставили молодому человеку нож и потребовали ценности. Забрав мобильный телефон, преступники скрылись. Пострадавший сразу обратился к милиционерам, которые смогли задержать "по горячим следам" одного из нападавших. Во дворе дома 7/4 на Николоямской улице оперативники схватили 23-летнего приезжего из Украины. При себе у него оказался похищенный телефон и перочинный нож.


ИЮЛЬ, 31
Проводное радио в Приморском крае
Компания "Дальсвязь" сообщила, что с 1 августа прекращает работу проводного радио в поселке Славянка Хасанского района Приморья. В Славянке находится около 600 радиоточек. Компания провела опрос их владельцев и в результате опроса пришла к выводу о необходимости прекращения проводного вещания и необходимости перехода к эфирному. Проводное радио, по мнению "Дальсвязи", нерентабельно и слишком дорого обходится коммерческой компании. Поскольку в Приморском крае есть еще много городов и поселков, где проводное радио нерентабельно для "Дальсвязи", то эру проводного вещания компания намерена завершить.


ИЮЛЬ, 31
Газета "Прецедент".
На сайте "Молодой гвардии Единой России" (МГЕР) были размещены результаты соцопроса о самых коррумпированных, по мнению жителей Кирова, должностях и персоналиях. В материале содержались две таблицы, в одной из которых были перечислены фамилии госслужащих и должностных лиц. Третьей в списке стояла фамилия "Быков". Эти сведения со ссылкой на сайт перепечатала газета "Прецедент". Военный комиссар Кировской области Владимир Быков обратился в суд о защите чести и достоинства и компенсации морального вреда, причиненного распространением этих порочащих его сведений, не соответствующих действительности. С газеты и ее учредителя ООО "Новая пресса", а также с автора публикации истец просил взыскать 30 000 рублей. Суд усмотрел в действиях "распространителей" порочащих сведений нарушение закона. Но денежное возмещение вреда заметно снизил, установив взыскать с издания и автора 10 000 рублей.


ИЮЛЬ, 31
Александр Запесоцкий
Газета "Санкт-Петербургские ведомости"
В производстве Куйбышевского федерального суда Санкт-Петербурга находится исковое заявление о защите чести, достоинства и деловой репутации директора Агентства журналистских расследований Андрея Константинова. Ответчиками выступают ректор Гуманитарного университета профсоюзов Александр Запесоцкий и ОАО "Издательский дом "Санкт-Петербургские ведомости". 19 октября 2007 года в газете "Санкт-Петербургские ведомости" вышла статья А. Запесоцкого "Бриллианты - лучшие друзья девушек" с резкой критикой в адрес А. Константинова. По признанию ректора ГУП, на данный шаг он пошел после того, как газета "Ваш тайный советник" (ее издатель - АЖУР) трижды за два месяца упомянул его персону. Кроме этого глава АЖУРа, посчитавший, что в статье Запесоцкого изложены не соответствующие действительности сведения, порочащие его честь, достоинство, и подрывающие его деловую репутацию, подал заявление в суд. В нем Константинов требует взыскать в качестве компенсации морального вреда с автора статьи Запесоцкого 3 миллиона рублей, а с учредителя газеты "Санкт-Петербургские ведомости" - 30 рублей.


ИЮЛЬ, 31
"Фонтанка.ру"
Агентство журналистских расследований
Андрей Константинов
В Санкт-Петербурге ректор Гуманитарного университета профсоюзов Александр Запесоцкий проиграл в суде первой инстанции иск к Агентству журналистских расследований и "Фонтанке.ру". 19 октября 2007 года он в "Санкт-Петербургских ведомостях" выступил с программной публикацией "Брилианты - лучшие друзья девушек" в роли поборника чистоты журналистских рядов. Он сказал все, что у него наболело, про Агентство журналистских расследований и директора АЖУР Андрея Константинова. Как признался сам доктор культурологии, взяться за перо ему пришлось после трехкратного за два месяца упоминания его персоны в газете "Ваш тайный советник" (издатель - АЖУР). В ответ ректор-публицист получил статьи на "Фонтанке" - "Запесоцкий, пройдемте в суд" (19 октября 2007 года) и в газете "ВТС" - От других мне хвала, что зола. От тебя и хула - похвала" (22 октября 2007 года). Тогда А. Запесоцкий обратился в суд с иском о защите чести и достоинства. Истец просил признать не соответствующими действительности, порочащими его честь, достоинство и деловую репутацию, ряд фраз сведений, содержащихся в статьях. В частности, следующие сообщения: "Известному шоумену и по совместительству ректору гуманитарного университета профсоюзов Александру Запесоцкому, похоже, плохо"; "о нем обычно вспоминают только в связи со всевозможными скандалами"; "отсюда нехитрая идея по привлечению внимания - статья за его подписью в "Санкт-Петербургских ведомостях" в жанре политического доноса"; "правда, если быть точным, не его личности, которая мало кому интересна, а скандалов, преследующих подведомственную ему штаб-квартиру профсоюзной культурологии. К слову, ректор врет, когда говорит, что незнаком ни с творчеством Константинова, ни с газетой "Ваш тайный советник", издаваемой АЖУРом. Несколько раз бывал у нас в гостях и очень хотел, чтобы в газете появились нужные ему публикации. Не вышло" и ряд других. Суд отказал в удовлетворении требований А. Запесоцкого в полном объеме. Свою поруганную честь ректор ГУП оценивал в 11 миллионов рублей.


ИЮЛЬ, 31
Газета "Время вдохновлять президента"
В ФЗГ поступила информация, что в Нижнем Новгороде бывший председатель комитета Госветнадхзора Валерий Душкин обратился в суд с иском о защите чести и достоинства к редакции газеты "Время вдохновлять президента". Поводом для иска послужила публикация в этом издании статьи "Я силен, как никогда" с критикой деятельности В. Душкина. Истец считает, что именно этот материал послужил причиной его увольнения. Кроме опровержения, бывший начальник просит суд взыскать с ответчика 40 000 рублей в качестве компенсации морального вреда.


ИЮЛЬ, 31
Газета "Московский комсомолец"
Мосгорсуд признал сегодня законным отказ удовлетворить иск Третьяковской галереи к бывшему министру культуры Александру Соколову и газете "Московский комсомолец". Поводом для судебного спора стала статья в этом издании, в которой Соколов обвинил руководство галереи в коррупции в связи с подготовкой экспортного варианта выставки "Соцарт. Политическое искусство России". Это было уже второе судебное разбирательство. Ранее районный суд также отказал музею в удовлетворении этого иска (см. монитор за март, апрель 2008 года).


ИЮЛЬ, 31
ЗАКС.Ру
В Санкт-Петербурге в сквере Подводников утром был задержан внештатный фотокорреспондент ЗАКС.Ру. Предлогом для его задержания была якобы совпадающая с милицейской ориентировка внешность журналиста. Вместе с ним были задержаны два защитника сквера. Корреспондент пробыл в отделении около двух часов, сотрудники милиции составили рапорты, после чего задержанных сфотографировали, и отпустили журналиста и одного из активистов. Второй остался в камере. Сегодня в 8.00 в сквере Подводников собрались около 30 человек, местных жителей и активистов других инициативных групп, сопротивляющихся уплотнительной застройке, чтобы обсудить дальнейшие перспективы борьбы за сохранение сквера. Однако еще до начала собрания на место прибыли несколько нарядов милиции и две "Газели" ОМОНа. Сотрудники милиции задержали троих человек, после чего, остальные собравшиеся, опасаясь задержаний разошлись.


© Фонд защиты гласности. При публикации ссылка на ФЗГ обязательна

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни