Результаты мониторинга
31 Июля 2009 года

Мониторинг ФЗГ - Июль 2009

Случаи гибели журналистов (Наталья Эстемирова, автор «Новой газеты», Чечня; Нэля Лонгортова, Наталья Останина, Виктор Куртямов, все - сотрудники телерадиокомпании «Ямал-регион», Ямало-Ненецктй автономный округ).
4
Случаи гибели других сотрудников СМИ
-
-
Пропавшие без вести
-
-
Нападения на журналистов (Алексей Шабунин, главный редактор газеты «Дворник», Калининград; Александр Андронюк, главный редактор газеты «Арзамасские вести», Нижегородская область, - в декабре 2008 года; Сергей Петрунин, журналист газеты «Новые времена», Николай Лыков, главный редактор информагентства «Взгляд-инфо», Тимофей Бутенко, корреспонденту газеты «Наша версия», все – Саратов; Альберт Пчелинцев, независимый журналист, Московская область; Максим Ефимов, редактор газеты «Час Ноль», Петрозаводск).
7
Нападения на редакции
 -
-
Попытки цензуры (телеканал «Культура», Москва; газета «Костромские ведомости», Кострома; СМИ в Кавалеровском районе Приморского края).
3
Уголовное преследование журналистов и СМИ
(Александр Андронюк, главный редактор газеты «Арзамасские вести», Нижегородская область; сайт Пермской гражданской палаты).
2
Незаконное увольнение редактора, журналиста
 (Вячеслав Голубцов, редактор газеты «Ветлужский край», Костромская область).
1
Случаи задержания милицией (ФСБ, etc.) (Ростислав Кошелев, фотокорреспондент агентства «Интерпресс», Санкт-Петербург; Илья Емельянов, корреспондент телеканала РЕН-ТВ, Москва; Дмитрий Жвания, руководитель информационного холдинга «Медиа.С-Пб»; Алиса Кустикова, корреспондент ЗАКС.Ру; Алексей Тихонов, фотограф журнала «Большой город», все - Санкт-Петербург; Сергей Шахиджанян, фотограф «Известий», и Наталия Маргиева, корреспондент «Известий», оба – в Московской области; Андрей Козенко, корреспондент газеты «Коммерсант», Москва).
8
Зафиксировано предъявленных к журналистам и СМИ судебных исков
на сумму  15 212 001 рубль.
16
Рассмотрено предъявленных к журналистам и СМИ исков
-
8
из них удовлетворено
-
5
взыскано в качестве денежной компенсации морального вреда
    7 000 рублей.
-
Отказ журналистам в доступе к информации (в том числе запрет производить аудио- и видеозапись, фотосъемку; отказ в аккредитации; ограничение права на посещение и присутствие на мероприятиях в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях) 16
Угрозы в адрес журналистов и СМИ (Александр Андронюк, главный редактор газеты «Арзамасские вести», Нижегородская область; Альберт Пчелинцев, независимый журналист, Московская область).
2
Выселение редакций из занимаемых помещений -
-
Отказ от печатания (распространения) газет
(газета «Арзамасские вести», Нижегородская область – 3 раза; газета «К барьеру!», Москва).
4
Отключение от эфира, прекращение вещания (радиостанция «Первоуральск-Радио», Свердловская область; радиостанция «Ю-FM», Архангельск; радио «Эхо Москвы в Ижевске», Ижевск; «Камчатское телевидение и радиовещание», Камчатский край).
4
Изъятие (скупка, арест) тиража - -
Изъятие фото-, аудио- и видеоаппаратуры, компьютеров -
-
Повреждение фото-, аудио- и видео-аппаратуры, компьютеров -
-
Прекращение выхода газеты (газета «Сочи», телекомпания «Ника-Телеком», радио «Ника», все – Краснодарский край; газета «Русское Забайкалье», Чита; газета «Вести», Камчатский край).
5
Препятствование деятельности интернет-изданий (сайт Республики Ингушетия; сайт «Ингушетия.Ру»; портал «Хронос»; сайт ИА «Новый Регион»; сайт «Газеты.ру»).
5
Выход газет-двойников
-
-
Отказ в регистрации СМИ
-
-
Иные формы давления и нарушения прав журналистов
-
23



ИЮЛЬ, 1
Телеканал «Культура»
Журналист Валерий Панюшкин в своем блоге рассказал, как телеканал «Культура» выпустил в эфир купированную версию песни Юрия Шевчука «Когда закончится нефть». V_Panyushkin: «В песне Юрия Шевчука «Когда закончится нефть» второй куплет начинается словами «Когда закончится нефть и наш президент умрет...» Шевчук пел эту песню на концерте памяти Окуджавы в Переделкино. А телеканал «Культура» этот концерт транслировал. Во втором куплете Шевчук пропустил строчку «наш президент умрет». Вместо нее группа сыграла инструментальный проигрыш. Давеча на фестивале в Казани Шевчук был спрошен, чего же это он так - побоялся спеть про смерть президента. А Шевчук отвечал, что ничего не побоялся, «наш президент умрет» спел, но редакторы с телеканала «Культура» аккуратно фразу «наш президент умрет» вырезали, вставив вместо нее по звуку инструментальный проигрыш, а по картинке - лица из публики. Сам концерт, точнее его трансляцию я не видел. Однако на записи, выложенной на You Tube, в правом верхнем углу кадра стоит развеивающий любые сомнения в правдивости этой новости логотип телеканала «Культура».


ИЮЛЬ, 1
Журнал «Очень um»
Арбитражный суд Северо-Западного округа признал правоту Росприроднадзора, который привлек к ответственности Гуманитарный университет профсоюзов за навязывание такой услуги, как подписка на журнал, издаваемый этим учебным заведением. «Очень um» - это фактически наша стенгазета, - заявил в ходе заседания представитель университета господин Степачков. Правда, после скептического замечания судьи он уточнил, что журнал является внутренним корпоративным изданием. Согласно типовому договору с вузом, абитуриент ГУП обязан выписывать и изучать данное «корпоративное издание». Помимо этого, по мнению надзорного органа, студентам навязывалось и приобретение карточки электронных платежей «Виза электрон». Подобные условия договора Роспотребнадзор посчитал навязанной потребителю услугой и привлек университет к административной ответственности.


ИЮЛЬ, 2
Алексей Шабунин
В Калининграде известный журналист, главный редактор газеты «Дворник» Алексей Шабунин вечером подвергся нападению неизвестного, ударившего его железным прутом. Милиция возбудила уголовное дело. «Нападение на журналиста Шабунина было совершено в четверг около 20.00 по московскому времени. Он поставил свой автомобиль в гаражное общество «Луч-3», откуда поехал домой на велосипеде. Затем, со слов потерпевшего, его догнал некий человек в капюшоне, который ударил его железным прутом, потом скрылся. Журналист самостоятельно обратился за помощью медиков и в ОВД Балтийского района», - сказал руководитель пресс-службы УВД Калининградской области Вячеслав Богуцкий, сообщает РИА «Новости». По словам Богуцкого, создана оперативно-следственная группа, возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 116 УК РФ («Побои»), санкция которой предусматривает, в частности, лишение свободы на срок до двух лет. «Рассматриваются четыре версии - бытовая, хулиганская, провокация, а также версия потерпевшего. Журналист считает, что случившееся связано с его профессиональной деятельностью», - пояснил источник.


ИЮЛЬ, 2
Интернет
Неожиданное обращение к интернет-сообществу прозвучало на Третьем Приморском интернет форуме «ПРИФ-2009», который проходил во Владивостоке. Владельцы интернет-порталов, модераторы, веб-дизайнеры и программисты из Москвы, Санкт-Петербурга, Владивостока увлечено обсуждали свои серверно-софтовые проблемы в одном из конференц-залов краевой администрации. Как вдруг в конце рабочего дня им предложили рассмотреть под определенным ракурсом проблему контента. Вернее, контроля за ним. Вошедший в зал начальник департамента связи и информатизации администрации Приморского края Алексей Щуров вспомнил «нехорошие события», связанные с протестными акциями во Владивостоке в конце прошлого и начале нынешнего года (их участники требовали отменить повышение пошлин на иномарки). Он заявил, что за этим событиями стояли экстремисты, которые посредством SMS-рассылок и интернет-форумов подстрекали людей выходить на улицы, призывали к свержению государственного строя и т.п. «Мне бы хотелось вместе с вами построить надежный заслон по предотвращению подобных выходок в интернете и, может быть, организовать какой-то совместный совет, который бы регулярно собирался и вырабатывал меры, позволявшие остудить пыл этих людей», - предложил чиновник. По его словом, в Приморье уже действуют спецподразделения в структуре краевых управлений УВД и ФСБ, которые отслеживают появление подобных материалов в интернете. Также вплотную занимается этим вновь созданное подразделение внутри краевого управления Роскомнадзора. Все эти службы великолепно технически оснащены, а их сотрудники входят в специальный экспертный совет. Подозрительные материалы изымаются из сети и подвергаются лингвистической экспертизе, для этого совет усилен профессурой с филологических факультетов ведущих приморских вузов - ДВГУ и ДВГТУ, сообщил начальник краевого информационного управления участникам интернет-форума. В случае выявления экстремистских лозунгов материалы с заключениями экспертов направляются в прокуратуру. Но этого мало: по мнению краевой администрации, нужно, чтобы к процессу предотвращения нежелательных высказываний и призывов на приморских сайтах подключились сами их владельцы, разработчики и хостинг-провайдеры.
 

ИЮЛЬ, 2
Олеся Герасименко
Илья Азар
Корреспондентов «Газеты.Ru» Илью Азара и Олесю Герасименко не допустили до освещения форума «Селигер 2009». «В списках аккредитации «Газеты.Ru» почему-то нет, зато у меня есть сообщение от милиции, что два человека без документов пытаются проникнуть на территорию лагеря», - объяснил «Газете.Ru» организатор форума Илья Костунов. «Газета.Ru» получила подтверждение об аккредитации на форум две недели назад, но этот факт Костунов не прокомментировал.
 

ИЮЛЬ, 3
Радио «Эхо Москвы в Ижевске»
Сотрудники «Эха Москвы в Ижевске» и слушатели радиостанции собираются провести пикет на центральной площади города. Они хотят выразить свой протест против прекращения вещания «Эха» в Ижевске. Как сообщила Граням.Ру бывшая сотрудница радиостанции Софья Русова, основным лозунгом акции будет «Верните городу свободный эфир». Вещание «Эха» на город было прекращено с 3 июля. Владелец радиостанции «Эхо Москвы в Ижевске» Сергей Ишмуратов в качестве официальной причины закрытия назвал низкую доходность станции. «Он сказал коллективу: я бизнесмен, мне нужно зарабатывать деньги», - рассказала Русова. По решению Ишмуратова, на этой же частоте 105,3 FM начала вещать его радиостанция «Дорожное радио». В последние недели вещания на коллектив радиостанции оказывала давление администрация президента республики Удмуртия Александра Волкова. «На нас оказывали давление, нам звонили и говорили, какие новости мы можем ставить в эфир, а какие нет», - сообщила Русова. Закрыть радиостанцию пытались еще весной, заменив «Эхо Москвы» на «Дорожное радио». Но тогда Федеральная конкурсная комиссия по телерадиовещанию (ФКК) не дала «Дорожному радио» право на вещание, и «Эхо» продолжило работу в республике. Однако сейчас, по словам Русовой, «Дорожное радио» снова вещает, несмотря на отсутствие разрешительных документов, а «Эхо» "закрыто незаконным способом». «Эхо Москвы» обратились в Россвязьнадзор с требованием инициировать проверку радиостанции «Дорожное радио» в Ижевске, так как вещание проводится без соответствующих документов. 21 июля такая проверка состоится. Если по ее результатам «Дорожное радио» будет закрыто, на освободившуюся частоту может быть объявлен конкурс.


ИЮЛЬ, 3
Газета «Воронежский курьер»
В Ленинский районный суд Воронежа подан очередной иск о защите чести и достоинства от бывшего начальника отдела социальной защиты детей Главного управления образования администрации Воронежской области Владимира Сабады к бывшему заместителю главы администрации Воронежской области, а ныне депутату Совета народных депутатов Острогожского муниципального района В. Кобяшеву. Напомним, что ранее с аналогичным иском В. Сабада обратился в суд по поводу публикации в информационном бюллетене администрации Воронежской области «Твоя земля»). Соответчиком по данному делу также привлечена редакция областной газеты «Воронежский курьер», которая опубликовала 27 марта 2008 года интервью с ответчиком. В нем, указывая на дела, вызвавшие повышенный общественный резонанс, Кобяшев рассказал, что по факту взяточничества было возбуждено уголовное дело в отношении Сабады, который незаконно получил денежные средства в виде взятки в сумме 30 000 рублей за выдачу путевки для устройства малолетнего ребенка в школу-интернат для детей-сирот. Сабада в своем иске пояснил, что указанные сведения не соответствуют действительности, поскольку в отношении него была организована провокация, в результате чего уголовное дело было прекращено за отсутствием состава преступления. За публикацию недостоверных сведений истец требовал опровергнуть спорные сведения и выплатить ему 1 миллион рублей в качестве компенсации морального вреда (по 500 000 рублей с редакции и бывшего заместителя губернатора области).


ИЮЛЬ, 3
Пола Хлебников
Следственный комитет при прокуратуре (СКП) России возобновил следствие по ранее приостановленному делу об убийстве редактора русской версии журнала «Форбс» Пола Хлебникова. Об этом заявил глава СКП Александр Бастрыкин на пресс-конференции в Москве. Он сообщил, что обвиняемый по делу Казбек Дукузов скрылся от суда. Он объявлен в международный розыск и в отношении него избрана мера пресечения в виде заключения под стражу заочно. В отношении второго обвиняемого - Мусы Вахаева - избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде. Бастрыкин отметил, что дело было приостановлено еще до создания Следственного комитета. Хлебников был обстрелян из автомобиля, в котором находились три человека, 9 июля 2004 года при выходе из офиса российского отделения «Форбс» в Москве (см. монитор за июль 2004 года, июнь, декабрь 2005 года, январь, февраль, июнь, июль, август, октябрь, ноябрь, декабрь 2006 года, январь, февраль, декабрь 2007 года, июнь 2008 года)..Перед смертью он сообщил, что не знаком со стрелявшими, и не знает причины нападения.


ИЮЛЬ, 3
Газета «Заря»
Федор Мухоедов
В Железнодорожный городской суд Московской области был подан иск мэра поселка Таловая Оксаны Лесных об опровержении порочащих сведений и компенсации морального вреда в размере 501 000 рублей. Ответчиками по данному делу привлечены редакция местной газеты «Заря» и ее корреспондент Федор Мухоедов. Поводом для обращения в суд стала публикация в газете «Заря» 14 апреля 2009 года под названием «Болит душа за поселок». В ней анализировалось положение дел поселке Таловая с выборами нового мэра О. Лесных. Журналист, в частности, сообщает о том, что нарастает множество нерешенных проблем в социальной, производственной сфере, инфраструктуре. Отметили ответчики и то, что мэра практически невозможно застать на работе, и о ее реальной работе не слышно и слова (напомним, что недавно брат Оксаны Лесных – депутат Воронежской областной думы Руслан Лесных подал иск к воронежской газете «Коммуна», которая, в свою очередь, в публикации «Депутат-невидимка» также описывала его никому «незаметную» работу). О. Лесных за распространение недостоверных и порочащих ее честь, достоинство и деловую репутацию сведений просит суд обязать ответчиков опубликовать опровержение и выплатить моральный вред в сумме: 1 рубль с журналиста и 500 000 рублей с редакции. Настораживает настойчивое желание Оксаны Лесных в рассмотрении ее дела именно Железнодорожным городским судом Московской области. Ответчики заявили ходатайство о передаче дела о подсудности в Таловский суд, аргументируя это тем, что и редакция газеты с журналистом, и доказательства, включая свидетелей, и даже сама Оксана Лесных проживают именно в поселке Таловая. Но истец настаивает на рассмотрении дела именно в Московской области, мотивируя свое желание тем, что учредителем газеты «Заря» является администрация района, что, несомненно, может повлиять на решение Таловского суда. Вопрос о подсудности окончательно не решен, какой суд будет рассматривать это дело, решится в ближайшее время.


ИЮЛЬ, 3
Виктор Шендерович
Пресненский суд Москвы вынес решение в пользу журналиста и писателя Виктора Шендеровича, который обвинялся депутатом от ЛДПР Сергеем Абельцевым в оскорблении. «Эксперт, делавший официальную экспертизу по поручению суда, признал мою форму изложения избыточно приличной и литературной. Стало быть, ни о каком составе преступления, по мнению суда, речи быть не может», - пояснил писатель. «Я надеялся на это решение, но был готов и к другому, учитывая специальный статус обвинителя, - отметил В. Шендерович. - Рад, что в этот раз обошлось без Страсбурга, условно говоря, что российское правосудие показало способность разбираться в таких случаях на территории Российской Федерации и к тому же в первой инстанции». По его словам, самого С. Абельцева на заседании суда не было. Писатель не исключил, что депутат подаст кассацию, хотя «юридических путей для того, чтобы дело закончилось его победой, нет». Суть претензий С. Абельцева заключалась в том, что В. Шендерович в своей передаче «Плавленый сырок» в эфире радиостанции «Эхо Москвы» назвал депутата «животным йеху» (см. монитор за декабрь 2008 года). Писатель применил такой оборот, комментируя нападение на руководителя московской Хельсинкской группы Людмилу Алексееву и лидера движения «За права человека» Льва Пономарева. Год назад во время пресс-конференции их забросали яйцами. Л. Пономарев заявил тогда, что хулиганы получили инструкции именно от С. Абельцева.


ИЮЛЬ, 4
Нэля Лонгортова
Наталья Останина
Виктор Куртямов
В Ямало-Ненецком автономном округе попал в шторм и затонул в Оби катер ТГМ 306 «Ярославец», на борту которого находились сотрудники телерадиокомпании (ТРК) «Ямал-регион». Они готовили сюжет о жизни рыбаков на Ямале. Спасти удалось лишь экипаж из трех человек, а также трех журналистов. Еще трое, замдиректора по национальным программам Нэля Лонгортова, специальный корреспондент Наталья Останина и телеоператор Виктор Куртямов пропали без вести. Позже их тела обнаружили в реке. Известно, что телевизионщики никого не предупредили о запланированной экспедиции. Как пояснили в региональном центре МЧС России, о том, что журналисты почти неделю плавали по Оби, стало известно только после ЧП.


ИЮЛЬ, 6
Радиостанция «Первоуральск-Радио»
Радиостанцию «Первоуральск-Радио» (Свердловская область), которая существовала за счет муниципального бюджета, закрыли на неопределенный срок, а журналистов отправили в вынужденные отпуска. Официальная причина - финансовый кризис, но местные общественники говорят, привлекательный офис в центре города приглянулся кому-то из чиновников, или приближенных к ним бизнесменов. Трехкомнатная квартира, где располагался офис «Первоуральск-Радио», находится в муниципальной собственности. Место расположения очень выгодное - центр города, первый этаж, за день проходит большое количество народа. Попытки отобрать офис у муниципального СМИ предпринимались и ранее, но коллективу их как-то удавалось отбить. Поднимался шум, скандал в прессе, вмешивались вышестоящие власти, и все вроде тихо - мирно прекращалось. Но сейчас появилась официальная благовидная причина: бюджету не под силу содержать радио под воздействием трудностей, временно надо приостановить вещание, говорят озаботившиеся пустой казной чиновники. Уволенные сотрудники СМИ пытаются как-то пристроиться, а редактор радиостанции Нина Алексашина лелеет надежду, что через полгода «Первоуральск-Радио» все же начнет работать. Проводное радио очень дешевый вид СМИ, отсталый в плане передовых технологий, но зато как раз по карману пенсионерам. Вот они то и просят не закрывать радиостанцию. Часть из них уже ходит по кабинетам чиновников с просьбами не лишать их единственного источника свежих новостей о родном городе. Пока они ходят, в редакции уже пакуют коробки и оборудование. Чем закрывать радио для малоимущих, - говорят общественники, - лучше бы чиновники свои расходы урезали - зарплаты, отпуска, премии, служебные авто. Давно пора провести аудит их бюджета.


ИЮЛЬ, 6
СМИ Архангельска
Архангельский журналист Александра Гревцова с возмущением оценивает «партийный подход» к конкурсам, проводимым муниципалитетом для СМИ. В частности, мэрия города объявила конкурс на освещение деятельности городского Совета депутатов в печатных СМИ и на телевидении и радио. Рассматривалось шесть лотов, среди которых освещение деятельности горсовета в ежедневном СМИ, еженедельном СМИ, освещение работы депутатских объединений горсовета в СМИ и так далее. Начальная цена лотов до 300 тысяч рублей. А. Гревцова считает, что все лоты конкурса ориентированы на то, чтоб за бюджетные деньги проводить агитационную кампанию по выборам депутатов горсовета в карманных СМИ. Поэтому его возмущает тот факт, что на конкурс заявились такие «независимые» СМИ, как газета «Белый медведь» - партийное издание «единороссов», «Добрый вечер, Архангельск», финансируемая одним из депутатов, тоже «единороссом». По мнению А. Гревцовой, получается так, что если остальные партии вынуждены платить за публикации свои деньги, то партия «Единая Россия» рулит бюджетными средствами. И правильно: чего тратить свои многомиллионные бюджеты на какие-то там СМИ? Кризис же, из бюджета надёжнее. Кстати, раньше в горсовете было некое негласное соглашение - не включать депутатские газеты в конкурсы на получение средств из бюджета. Сейчас, похоже, ситуация изменилась.


ИЮЛЬ, 6
Радиостанция «Ю-FM»
В Архангельске прекратила работу региональная редакция радиостанции «Ю-FM», более известная как «Радиоканал Архангельск». С 2003 по 2009 год эфирные позывные станции менялись с «Радиоканал Архангельск» на «Юность-Архангельск», и в итоге – «Ю-FM». По Закону «О СМИ», в двух последних случаях необходимо было перерегистрировать СМИ. Но ООО «Радиосеть», которому принадлежит радиостанция, не является и никогда не являлось держателем лицензии на эфирное вещание. Это же подтверждает и база лицензиатов Россвязькомнадзора. Еще В 2006 году  власти проводили проверку лицензии на оказание услуг связи, выданной ООО «Радиосеть». По словам заместителя руководителя Россвязькомнадзора по Архангельской области и НАО Рустама Насибуллова, было вынесено предписание получить недостающую лицензию, чего, очевидно, не было сделано.


ИЮЛЬ, 3
Александр Андронюк
Главный редактор общественно-политической газеты «Арзамасские вести» (Арзамас, Нижегородская область) Александр Андронюк задержан по подозрению в вымогательстве. «Главный редактор под угрозой распространения сведений, порочащих деловую репутацию руководителей одного из арзамасских предприятий, потребовал заключить договор о подписке на газету», - сообщили агентству «Интерфакс» в ГУВД по Нижегородской области. В отношении главного редактора возбуждено уголовное дело по статье о вымогательстве. Между тем жена журналиста Наталия Андронюк сообщила агентству, что ее муж арестован. По словам Н. Андронюк, 30 июня ее муж пришел в офис предприятия, где встретился с руководителями для обсуждения договора о подписке на газету. Госпожа Андронюк сообщила, в 2008 году на пешеланский гипсовый завод «Декор-1» доставлялось 500 экземпляров газеты, кроме того, предприятие регулярно покупало по договору рекламные площади, а редакция помогала издавать заводскую газету «Шахтер». Но в марте 2008 года главреду позвонили из дирекции предприятия и сообщили, что сотрудничество прекращается. «Тогда Александр им сказал, что порядочные люди так не поступают, о разрыве договорных отношений надо предупреждать за месяц, и он теперь имеет полное моральное право публиковать о заводе все, что ему известно. Видимо, это они и сочли за угрозу», - предположила супруга журналиста. «Мы считаем, что дело сфабриковано», - заявила Н. Андронюк. Согласно информации на сайте газеты «Арзамасские вести», А. Андронюк является учредителем издания. «Газета не принадлежит ни к одной политической партии или к движению. Мы готовы опубликовать любую точку зрения на происходящие события», - сообщает издание. «Александр Андронюк - честный человек. То, что произошло с ним, - политический заказ», - уверен главный редактор «Независимой арзмасской газеты» Юрий Кудимов. «Его газета оппозиционна к арзмасской власти, давление на нее усилилось в последние полгода: распространять издание по непонятным причинам отказалась и Роспечать, и «Почта России», а потом и частные предприниматели. Видимо, этого показалось мало», - заявил он «Коммерсанту». Н. Андронюк сообщила также, что ее муж при задержании сотрудниками милиции получил травмы; кроме того, ему угрожали.



ИЮЛЬ, 7
Александр Андронюк
В ФЗГ обратилась Наталья Андронюк, жена задержанного по подозрению в вымогательстве главного редактора газеты «Арзамасские вести» (Нижегородская область) Александра Андронюка. Она рассказала, что ранее на журналиста уже пытались оказывать давление. По словам Н. Андронюк, в конце прошлого года на ее мужа было совершено покушение. Она рассказала: «22 декабря Саша возвращался из гаража в 6 часов вечера. Обычно если он задерживается, мы созванивались. В этот раз, когда я ему позвонила, кричит: «Меня чуть не зарезали!». Я пошла ему навстречу. Когда я его увидела, вид у него был ужасный - рукав куртки порезан, из шапки торчит мех. Он мне рассказал, что на него напал кто-то в гараже, сбил с ног и пытался ударить чем-то острым. Саша начал кричать, ему удалось сбежать. Дома знакомый медик обработала раны на груди и на руке, но они кровоточили еще дня два. Мы приняли решение никому не сообщать о случившемся - толку из этого все равно никакого». Н. Андронюк также сообщила, что увезенный на эвакуаторе автомобиль А. Андронюка милиция уже вернула, как и изъятые при задержании документы и около 20 тысяч рублей (зарплата, полученная журналистом накануне завершившихся его арестом переговоров об организации подписки на газету). По ее словам, готовится ходатайство в суд об изменении меры пресечения А. Андронюку.


ИЮЛЬ, 7
Лариса Кокко
Редактор Питкярантской (Карелия) районной газеты «Новая Ладога» решением районного суда оштрафована на 500 рублей. Статья, по которой обвинили руководителя издания, вполне строгая, в вину редактору ставится то, что газета, опубликовав материал о состоянии местного жилищно-коммунального хозяйства, по мнению автора, находящемуся в ужасающем положении, сопроводила текст иллюстрацией, на которой использована нацистская символика (свастика). Название публикации было тоже вполне красноречивым - «Дедлайн», что в переводе с английского значит «Точка смерти». Факт, что состояние питкярантского ЖКХ хозяйства вызывает оторопь и гнев у местных жителей, не ставится под сомнение ни прокуратурой, обратившейся в суд, ни судьями, также живущими в райцентре, однако захлестнувшие редакцию эмоции, точнее, их публичное выражение, надзорным и судебным органами квалифицированы как незаконные. Изображение российского флага с немецким крестом времен Второй мировой войны в качестве иллюстрации к публикации было признано покушением на федеральный закон «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов». Закон этот, напомним, запрещает использовать в любой форме нацистскую символику, поскольку это оскорбляет память российского народа о понесенных в войне жертвах. Бдительность районного прокурора похвальна, но не меньше оскорбляет местных жителей и то, что горожане месяцами не могут пользоваться горячей водой, что батареи отопления даже зимой редко соответствует своему назначению, а с весны тепло вообще перестают подавать в многоквартирные дома. В преддверии зимы в прошлом году город остался вообще без воды – в том числе и районная больница. С тех пор в райцентре ничего не изменилось, о чем и сообщила своим читателям редакция. Однако на статью «Дедлайн» откликнулась, по словам главного редактора «Новой Ладоги» Ларисы Кокко, не только районная прокуратура, но и администрация городского поселения. Руководство города Питкяранта сочло, что газетная статья покушается на деловую репутацию городской администрации, и потребовало компенсации морального вреда с редакции в размере 50 000 рублей. Но суд, рассмотрев исковое заявление, отказал в его удовлетворении. Ранее редакция уже выступала в качестве ответчика и выигрывала суды у жилищно-коммунальных служб. Л. Коко сообщила, готовясь к нынешнему судебному процессу, она подсчитала, что с начала текущего года в газете было опубликовано 17 статей, в которых критиковалась деятельность ЖКХ города. Как правило, источником информации были горожане, обращающиеся за защитой в редакцию. Для сведения: у прокуратуры района возникла претензия к рисованному заголовку, где редакция в аббревиатуре «ЖКХ» последнюю букву «Х» заменила на стилизованную свастику. Лариса Кокко в суде признала ошибочность такого иллюстративного оформления материала, но сумела доказать, что само существо публикации верно.


ИЮЛЬ, 7
Журнал «Санкт-Петербургский университет»
Президент Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) Людмила Вербицкая подала иск о защите деловой репутации в связи с распространением несоответствующих действительности и порочащих деловую репутацию сведений и их опровержении в отношении экс-декана медицинского факультета вуза Сергея Петрова. Иск поступил в Дзержинский районный суд Санкт-Петербурга. Причиной обращения в суд стало интервью Петрова на сайте альтернативной профсоюзной организации. По мнению г-жи Вербицкой, отвечая на вопросы журналиста, Петров высказал заведомо ложные сведения, порочащие деловую репутацию СПбГУ. В частности, по мнению Вербицкой, в интервью прозвучали несоответствующие действительности высказывания в адрес вуза и его руководства, необоснованная критика процесса создания факультета политологии и слова о «затухании естественного научного процесса» в университете. Истец требует от Петрова опровержения, которое должно быть опубликовано на сайте организации, где было размещено интервью, а также на страницах журнала «Санкт-Петербургский университет».


ИЮЛЬ, 7
Газета «Костромские ведомости»
Возвращаясь к напечатанной в мартовском номере дайджеста ФЗГ истории о том, как пресс-служба городской администрации Костромы цензурирует городскую газету «Костромские ведомости», сообщаю, что все идет по-прежнему (см. монитор за март 2009 года). Руководитель пресс-службы Сбитнева по-прежнему каждый понедельник ходит в редакцию и читает газетные полосы перед отправкой их в типографию. Хотя меня это уже не касается: я перешла на работу по договору, то есть, ушла из штата редакции, практически уволилась. Ничего страшного для себя в этом не вижу, так как понимаю, что прессы фактически уже не существует, а есть одна большая пресс-служба при нашем губернаторе. А в пресс-службе я работать не умею. Местные правозащитники пыталась защитить гласность в нашей области: обращались в городскую прокуратуру. На мой вопрос: «Ну и как?» последовал ответ: «Знаете, прокуратура сообщила, что факт цензуры со стороны городской администрации над городской газетой не установлен». Я была в шоке: а кто устанавливал-то? В редакции никто не появлялся, ни с кем из журналистов не разговаривал. Хотя и разговаривать особенно не надо было, достаточно появиться в редакции в день выхода газеты после 18 часов и увидеть, что цензура всегда на месте – в кабинете редактора, и редактор носит ей полосы. По словам правозащитников, цензоршу в прокуратуру приглашали, и она якобы призналась, что ходит в редакцию, но не для того, чтобы читать газету, а для того, чтобы обсуждать с редактором и директором хозяйственные вопросы. И никто не спросил ее, а почему же в результате обсуждения хозяйственных вопросов появляется дикое количество правки в чистых полосах газеты, уже подготовленных к отправке в типографию, и даже снимаются целые полосы. Для меня цензура не внове, работаю я давно и повидала всякое. Но такого цинизма не было. В советские времена цензура была официальная, газету в обязательном порядке читали работники комитета по охране государственных тайн в печати. А политическую цензуру осуществлял сам редактор. Если он допускал промах, то его просто вызывали на ковер в обком партии. Но цензоры «от власти» все-таки немножко стеснялись. И чтобы обкомовские сидели в редакции − такого не было. После 91-го года так называемые острые материалы могли придержать до тех пор, пока выборы не пройдут или важный московский гость не уедет, но чтобы постоянно всю газету шерстить - такого не было со времен Брежнева.


ИЮЛЬ, 8
ИА «Чита.Ру»
Екатерина Шайтанова
В Чите помощник прокурора Железнодорожного района города Ольга Веденчук обратилась в суд с исковым заявлением на журналистов информагентства ИА «Чита.Ру». Она просит признать не соответствующими действительности сведения, содержащиеся в тексте статьи с заголовком «Детсад, которого как бы нет». Тема первого домашнего детского сада активно обсуждается в читинских СМИ на протяжении последних четырёх месяцев. В основном материалы читинских журналистов посвящены судебным разбирательствам с участием прокуратуры и городского комитета образования, которые настаивают на запрете Алине Ивановой вести образовательную деятельность на дому. Судебный процесс по делу о первом семейном детском саде в Забайкальском крае начался и в суде Железнодорожного района. Ответчиками по иску проходят Алина Иванова, руководитель детсада без лицензии, одна из учредителей общественной организации «Растём вместе», а также ИА «Чита.Ру» и главный редактор агентства Екатерина Шайтанова. В ее статье, опубликованной на сайте ИА «Чита.Ру» 7 июля, затрагивалась проблематика альтернативы переполненным городским детским садам, организации форм дошкольных образовательных учреждений на дому, проверки частного детского сада специалистами Роспотребнадзора и прокуратуры. В исковом заявлении, написанном через день после публикации материала, помощник прокурора О. Веденчук сообщает, что упомянутая публикация содержит не соответствующие действительности высказывание Ивановой, порочащие честь, достоинство истицы. Веденчук просит взыскать с ООО «Чита.Ру», а также с главного редактора ИА «Чита.Ру» Е. Шайтановой и с А. Ивановой компенсацию морального вреда в размере 70 000 рублей с каждого ответчика. Судебное заседание назначено на 30 июля.


ИЮЛЬ, 8
СМИ Алтайского края
По сообщению ИА ПолитСиб.Ру, избирательная комиссия Алтайского края ни разу не допускала случаев ограничения прав журналистов на получение информации. Единственный раз по инициативе чиновников краевой администрации журналистов ряда СМИ не пускали на пресс-конференцию в избирком. К этому инциденту комиссия никакого отношения не имела.


ИЮЛЬ, 9
Сайт ИА «Новый Регион»
В течение нескольких последних дней сайт «Нового Региона» (www.NR2.Ru) подвергался DDoS-атакам. Действия злоумышленников мешали работе сервера и затрудняли доступ пользователей на сайт. В четверг, 9 июля, атака была настолько мощной, что 4 часа сайт был недоступен. DDoS-атака (Distributed Denial of Service – «распределенный отказ обслуживания», – прим. «НР») – одна из разновидностей хакерских атак на компьютерные системы, один из самых надежных и дешевых способов давления на «неугодные» по какой-либо причине сайты. Схема примерно такова. Хакер (или группа хакеров) создает, так называемую «зомби-сеть» – большое количество компьютеров зараженных «трояном». В определенный момент эти компьютеры начинают выполнять действие, ради которого их и заразили вирусом. Например, посылать по определенному адресу массу файлов. Этот способ самый простой, он направлен на перегрузку канала. В течение трех дней именно такой атаке и подвергался сервер «НР». Эти атаки были успешно отбиты. 9 июля неизвестные злоумышленники прибегли к более изощренному методу DDoS-атаки. Утомлять читателя техническими подробностями не будем. Скажем лишь, что защитные меры технической службы «Нового Региона» хоть и снизили эффективность действий хакеров, но, тем не менее, доступ на сайт был затруднен, а в течение четырех часов сервер и вовсе был недоступен для посетителей. Остается добавить, что компания MTW, которая предоставляет «НР» услуги хостинга, полностью устранилась от какой-либо помощи техническим специалистам «Нового Региона» в отражении DDoS-атак. Все проблемы агентству пришлось решать самостоятельно.


ИЮЛЬ, 9
Ирина Садчикова
Газета «Сочи»
Телекомпания «Ника-Телеком»
Радио «Ника»
Главный редактор газеты «Сочи» (Краснодарский край) Ирина Садчикова отсудила у директора компании «Редакция газеты «Сочи» и владельца компании «Интеко-Агро» Виктора Батурина долг по зарплате в размере 190 тысяч 260 рублей. Как сообщает РИА Новости со ссылкой на представителя сочинского райсуда, это судебное заседание было уже третьим, на которое не явилась сторона ответчика, и федеральный судья Николай Ващенко вынес решение без представителя В. Батурина. «Суд Центрального района Сочи удовлетворил иск Садчиковой Ирины Анатольевны о взыскании с директора ООО «Редакция газеты «Сочи» Батурина Виктора Николаевича долга по зарплате и авторскому отчислению за шесть месяцев в размере 190 тысяч 260 рублей. Кроме этого, суд обязал директора предприятия произвести необходимые отчисления в Пенсионный фонд», – приводит агентство слова собеседника агентства. И. Садчикова пришла на должность главного редактора газеты в августе 2007 года, а с января 2008 года заработная плата перестала начисляться. По ее словам, сотрудников газеты «Сочи» пока никто не увольнял, и данное СМИ на бумаге продолжает существовать. «По сути, так как сотрудники газеты не уволены, мы можем подать еще один иск о начислении нам заработной платы по сегодняшний день, но мы хотим получить причитающуюся нам зарплату и поскорее закончить все отношения с Виктором Николаевичем», – заявила И. Садчикова. Газета «Сочи» прекратила существование вслед за телекомпанией «Ника-Телеком» и радио «Ника», также принадлежавших господину Батурину, летом 2008 года. Заявление, подписанное сотрудниками издания, было подано в прокуратуру Сочи 9 октября прошлого года. 21 октября его направили в СКП РФ Сочи для доследования и дальнейшего направления в суд.


ИЮЛЬ, 9
Газета «Русское Забайкалье»
Читинский областной суд постановил закрыть газету «Русское Забайкалье» за публикацию экстремистских материалов, сообщается на сайте Генпрокуратуры РФ. Признаки экстремизма в нескольких публикациях газеты обнаружила прокуратура Забайкальского края. Проверка прокуратуры выявила свидетельства экстремизма в статьях «Режим становится все более и более криминальным», «Открытое письмо Стивену Спилбергу», «Холокост глазами Шерлока Холмса» и нескольких других. Все материалы публиковались в газете в 2006-2008 годах. Согласно сообщению Генпрокуратуры, главному редактору газеты Александру Еременко ранее неоднократно выносили предупреждения «о недопустимости опубликования экстремистских материалов». В январе 2009 году Еременко было предъявлено обвинение по части 1 статьи 282 УК РФ (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства, совершенное с использованием средств массовой информации). Газета «Русское Забайкалье» начала выходить в 2006 году и издавалась тиражом 2000 экземпляров. Изданием газеты занимался Читинский областной отдел Союза русского народа.


ИЮЛЬ, 10
Газета «Курский вестник»
В Ленинском районном суде Курска началось рассмотрение дела по иску Нэлли Чуриловой к редакции газеты «Курский вестник» о компенсации морального вреда. Истица просит 20 000 рублей за неправомерное использование ее изображения и распространение сведений, порочащих ее деловую репутацию. Причиной обращения в суд стала публикация в газете «Курский вестник» статьи про проблемы молочных производителей Курска. Анонс данной статьи был вынесен на первую полосу с изображением истицы (она является главным технологом одного из таких предприятий) на фоне хранилища сыров. При этом в самой публикации не содержится указаний ни на личность Чуриловой, ни на какой-либо конкретный молочный завод. Истица же посчитала, что размещение ее фотографии без ее согласия является незаконным, а само содержание проблемной статьи может натолкнуть читателя на мысль, что у на ее предприятии также кризисное положение, в том числе и при ее участии. Истица просит суд об опровержении и компенсации морального вреда.
 

ИЮЛЬ, 10
Наталья Котляревская
В Сахалинской области близятся выборы в органы местного самоуправления. Претенденты не гнушаются никакими способами, в том числе и так называемым «черным пиаром». «Под раздачу» попадают ни в чем неповинные журналисты. Заведующая отделом писем и общественного мнения газеты «Советский Сахалин» Наталья Котляревская много лет разбирается с письменными и устными жалобами сахалинцев. Выдав в свет материал о том, как депутат городского Собрания Южно-Сахалинска Анатолий Лексин пообещал установить в одном из дворов детскую площадку и протянул с исполнением обещанного целый год, она и не подозревала, что на нее обрушатся обвинения в черном пиаре. Публикация «Опять обещают» вышла в номере «Советского Сахалина» в конце мая. На следующей неделе во дворе, жильцы которого пожаловались журналистке, закипела работа, приехала съемочная группа. Каково же было удивление жильцов, когда они увидели сюжет по телевидению. Вся критика из их уст в адрес депутата исчезла. Осталась только благодарность в адрес… Анатолия. Лексина! А не мэра, к которому обратились жители, жалуясь что их двор изуродован так и не закончившимися работами по сооружению игрового комплекса. А попутно в телепередаче публикацию в «Советском Сахалине» назвали черным пиаром. Позже появился информационный бюллетень со статьей «Осторожно: черный пиар». Для большего впечатления с врезкой, разъясняющей, что такое черный пиар: «...это использование «черных технологий (обман, фальсификация) для очернения, уничтожения конкурирующей партии, группы и т. д., распространения от ее имени оскорбительных или экономически опасных заявлений». Одна из самых ярких журналисток области, посмевшая «очернить светлый образ борца за народное счастье», Наталья Котляревская никогда ни в какой партии не состояла. Руководствовалась одним желанием – помочь жителям двора. Публикуя нападки на Н. Котляревская, организаторы акции и исполнители сами себя перехитрили. Мыслящему читателю ничего не стоит сравнить эти две публикации – ее и ее оппонента – и понять, где заказная публикация, а где описание жизненных реалий. - Есть закон «О СМИ», - напоминает Наталья Котляревская .- И цивилизованные люди, когда считают себя обиженными и оскорбленными, обращаются в издание с претензиями, а в особо серьезных случаях – в суд, если не находят общего языка с изданием. Г-н Лексин в редакцию «Советского Сахалина» с претензиями не обращался. Ему проще, надежнее и безопаснее показался другой путь.


ИЮЛЬ, 10
Алексей Полянский
В Ростове-на-Дону руководитель пресс-службы ГУВД оштрафован судом за отправленную в газету информацию. Председатель ТСЖ «Черное золото» Морозов был задержан оперативниками по подозрению в получении взятки от одного из арендаторов принадлежащих товариществу помещений. Было возбуждено уголовное дело, и пресс-служба областного УВД послала информацию об этом за подписью руководителя пресс-службы Алексея Полянского в редакцию «Газеты Дона» (издательский дом «Провинция»). Заметка не была напечатана, однако ее содержание стало известно Морозову от журналистов газеты. Уголовное дело закончилось обвинительным заключением, и Ленинский районный суд признал председателя ТСЖ виновным в получении взятки. Однако областной суд, куда подал апелляцию Морозов, вернул дело на доследование. В итоге областной следственный комитет принял решение уголовное дело закрыть. Тогда Морозов подал в тот же Ленинский суд на руководителя пресс-службы Полянского и на областное УВД иск о защите чести, достоинства и деловой репутации. Судья Зусикова иск удовлетворила частично, взыскав в пользу истца 5 000 рублей с Управления внутренних дел Ростовской области и 2 000 рублей – с руководителя пресс-службы Алексея Полянского.


ИЮЛЬ, 10
СМИ Санкт-Петербурга
Вопрос о противодействии коррупции при формировании и размещении госзаказа Петербурга обсуждался чиновниками Смольного в закрытом режиме. Как передает корреспондент Лениздат.Ру, после рассмотрения межведомственным советом по противодействию коррупции вопроса о направлении антикоррупционной пропаганды журналистов попросили покинуть зал заседания. А в пресс-службе губернатора, куда корреспондент обратился за комментариями по данному вопросу, затруднились объяснить причину таинственности. «Такой порядок работы планировался изначально», – сказали в пресс-службе.


ИЮЛЬ, 12
Газета «Смерч».
В Санкт- Петербурге милиция задержала распространителей газеты «Смерч». Задержание произошло на традиционном агитационном пикете. Предлогом стало обвинение в том, что оппозиционеры «нецензурно бранились». Задержанных доставили в 27-й отдел милиции. Все задержанные были отпущены через 3 часа.


ИЮЛЬ, 12
Сайт Республики Ингушетия
Сайт «Ингушетия.Ру»
Официальный сайт Ингушетии (www.ingushetia.ru) подвергся хакерской атаке, сообщил агентству РИА Новости представитель пресс-службы президента республики. По словам собеседника агентства, атака была предпринята еще 8 июля и велась из-за рубежа. «Мы держались до девятого, но потом возникли опасения, что защита сайта может не выдержать атаки хакеров, и в целях безопасности мы временно отключили его», - сообщил он. Как ожидается, сайт вновь заработает 13 июля. Напомним, что в двадцатых числах июня 2009 был дважды взломан сайт республиканского информационного агентства «Дагестан» (см. монитор за июнь 2009 года). Сайт РИА «Дагестан», также отключенный после атак, до сих пор недоступен. Кроме того, недоступен оппозиционный сайт «Ингушетия.Ру» (расположенный по адресу www.ingushetia.org).
 

ИЮЛЬ, 13
Газета «Экономика и жизнь. Черноземье»
Очередной иск депутата Воронежской областной Думы Руслана Лесных рассматривается Коминтерновским районный судом Воронежа. На этот раз за ущемление чести, достоинства и деловой репутации депутата отвечает редакция газеты «Экономика и жизнь. Черноземье», которая в номере за 25 апреля-15 мая 2009 года опубликовала статью «В столице Черноземья усиливается политическая конкуренция в преддверии больших выборов». В публикации освещались различные факты из личной, профессиональной и общественной жизни Руслана Лесных и журналистом была дана им оценка. В частности, сообщалось, что вся деятельность Лесных является глубоко законспирированной, на грани вымысла и реальности, его чаще можно увидеть в спортивном костюме с оттянутыми коленками, а также, что он редко выполняет свои депутатские обещания и многие другие (всего 20 пунктов). Депутат счел распространенные сведения порочащими и недостоверными и просил суд обязать редакцию газеты их опровергнуть и выплатить ему в качестве компенсации морального вреда 1 000 000 рублей. Напомним, что еще один иск депутата Лесных находится на рассмотрении в Центральном райсуде Воронежа.


ИЮЛЬ, 14
Портал «Хронос»
Российский исторический интернет-портал hrono.info («Хронос») закрыли не за публикацию отрывков из «Mein Kampf» Адольфа Гитлера, а за критику губернатора Петербурга Валентины Матвиенко. Об этом заявил главный редактор сайта Вячеслав Румянцев. По его словам, 16 июня его сайт опубликовал статью о решении Матвиенко сократить пособие блокадникам, а спустя три дня правоохранительные органы закрыли интернет-ресурс. Главный редактор подчеркнул, что публикация отрывков из Mein Kampf не могла быть причиной закрытия сайта, поскольку фрагменты этой книги представлены на многих других сайтах. Выпускник МГУ Вячеслав Румянцев открыл веб-сайт hrono.info в 2000 году. Как сообщалось ранее, сайт «Хронос», на котором выкладывались исторические материалы и публикации, был заблокирован из-за письма сотрудников ГУВД Петербурга в связи с публикацией текста книги «Mein Kampf». Однако в ГУВД пояснили, что провайдер закрыл «Хронос» по собственному желанию после письма из милиции.


ИЮЛЬ, 14
Газета «К барьеру!»
Читатели не обнаружат в киосках Москвы газету «К барьеру!» (которая раньше называлась «Дуэль» и была запрещена как экстремистская). Генеральный директор «Центр Прессы» Анатолий Ляшенко после вызова в прокуратуру отдал устный приказ в нарушение договора прекратить распространение газеты в киосках столицы. С правовой точки зрения «К барьеру!», как бы внешне она ни была похожа на запрещенную судом «Дуэль», является абсолютно новым изданием, и распоряжение директора «Центра Прессы», и действия оказывавших на него давление работников органов незаконны.


ИЮЛЬ, 14
Газета «Народный наблюдатель»
Серпуховский суд (Московская область) рассмотрел иск о защите чести и достоинства, предъявленный председателем городского комитета по образованию Юрий Романенко к редакции местной газеты «Народный наблюдатель». Поводом для обращения в суд послужила публикация в этом издании статьи «Банкет на два миллиона», в которой сообщалось о проблемах детских лагерей, создаваемых при местных школах. Истец не опровергал распространенных газетой сведений, его претензии вызвал коллаж, помещенный на страницах издания. В качестве компенсации морального вреда Ю. Романенко просит суд взыскать с ответчика 100 000 рублей (см. монитор за май 2009 года). Рассмотрев материалы дела, суд вынес решение о частичном удовлетворении исковых требований, признав незаконными действия газеты «по обнародованию и использованию» изображения истца, исполненного «путем публикации его искаженного фотографического образа». Кроме того, с редакции взыскано 5 000 рублей в качестве компенсации морального вреда. Редакция намерена обжаловать это решение.


ИЮЛЬ, 14
Газета «В Курортном городе С.»
Замглавы Курортного района Санкт-Петербурга Александр Скворцов подал в суд иск о защите чести, достоинства и деловой репутации на газету «В Курортном городе С.», которая, по его мнению, опубликовала порочащую информацию. Свои страдания чиновник оценил в миллион рублей. Как рассказал издатель, редактор и журналист газеты Вадим Соловьев, в апреле в газете, которая является семейным бизнесом (ее издает и выпускает он и его сестра), вышла серия материалов, посвященных строительству паркингов на месте гаражных кооперативов в Курортном районе. - Мы опубликовали письмо на имя председателя комитета по строительству Филимонова с такой инициативой за подписью заместителя главы района Скворцова, - рассказывает Соловьев. По словам журналиста, после этого газета в каждом номере отслеживала развернувшуюся в районе конфронтацию между владельцами гаражей и администрацией. Незаметно этот конфликт для издания обернулся в публичную переписку с А. Скворцовым, в результате которой в майском выпуске газеты вышел дайджест, где редакция сообщала о якобы имеющихся нарушениях закона и чиновничьей этики со стороны замглавы района. После выхода газеты чиновник посчитал возможным и необходимым подать на газету в суд, и потребовать от нее в качестве моральной компенсации миллион рублей. В иске адвокаты замглавы оспаривают приведенные высказывания о покупке «по дешевке» квартиры, отмечая, что Скворцов и его родственники не имеют никакой собственности в указанном доме, наличие катера и использование чиновничьего ресурса для решения частных вопросов. И требуют признать все эти сведения в судебном порядке недействительными.


ИЮЛЬ, 15
Газета «Новая Причулымка»
По сообщению газеты «Новая Причулымка» (Ачинск, Красноярский край), корреспондента этого издания Алексея Зайцева не пустили на выездное заседание краевой антинаркотической комиссии. Помощник главы Ачинска по внешним связям Светлана Полищук выдворила его с совещания, ссылаясь на отсутствие аккредитации. Эта история получила продолжение. Журналиста пригласили к участковому и сообщили, что Полищук написала в милицию заявление об угрозах с его стороны. В милицию Зайцев принес кассету с записью разговора с Полищук, и милиционеры поняли, что никаких личных угроз там не было. Вероятно, за угрозу была принята фраза о том, что у помощницы по связям будут проблемы с законом. Аналогичная «угроза» содержится и в предыдущей публикации: «обещаем предпринять меры, необходимые для восстановления конституционного порядка на территории ачинской мэрии». Более того, газета не просто «грозится», а перешла от слов к делу – обратилась в прокуратуру с просьбой проверить действия Полищук на предмет соответствия Закону «О СМИ», Закону «Об информации, информатизации и защите информации» и Конституции РФ. Также редакцию интересует мнение прокуратуры о том, содержатся ли в действиях помощницы мэра признаки преступления, предусмотренного статьей 144 УК РФ («Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов»)?


ИЮЛЬ, 15
ИА «Кавказский узел»
Не так давно корреспондент ИА «Кавказский узел» попросил руководителя пресс-службы МВД Республики Дагестан Марка Толчинского дать комментарий по поводу заявления президента Чечни Рамзана Кадырова о том, что надо объединять работу МВД Ингушетии, Чечни и Дагестана по уничтожению бандформирований. М. Толчинский заявил журналисту буквально следующее: «Мы и без Кадырова боремся с бандитами». На следующий день корреспондент позвонил Толчинскому по другому вопросу. Милиционер был удивлен, что его слова вот так, «без правки» поставили в текст. Он спросил: «Это из-за вас у меня теперь разборки с кадыровской администрацией?», а затем заявил, что по телефону общаться с журналистами «Кавказского узла» он не будет, предложил присылать вопросы по факсу, и бросил трубку.


ИЮЛЬ, 15
Наталья Эстемирова
Представитель чеченского отделения правозащитного центра «Мемориал», автор «Новой газеты» Наталья Эстемирова найдена убитой в Ингушетии. Об этом радиостанции «Эхо Москвы» сообщила руководитель пресс-службы МВД республики Мадина Хадзиева. «Примерно в 17.30 в лесополосе недалеко от селения Гази-Юрт рядом с федеральной автодорогой «Кавказ» было обнаружено тело 51-летней Натальи Эстемировой. На теле имеются признаки насильственной смерти, это огнестрельное ранение в голову. В настоящее время на месте происшествия работает следственно-оперативная группа», - рассказала М.Хадзиева. Наталья Эстемирова была похищена в Грозном утром. Как сообщил в эфире радиостанции «Эхо Москвы» член правления общества «Мемориал» Александр Черкасов, около 8.30 часов, когда Наталья выходила из дома, ее схватили, посадили в машину и увезли в неизвестном направлении. «На сегодня у Натальи была намечена встреча и совместная поездка с сотрудниками министерства внутренних дел Чеченской республики в Ставропольский край», - сказал правозащитник. Тем не менее, добавил он, «в правоохранительных органах говорят, что ничего не знают о произошедшем». «Наталья Эстемирова всю вторую чеченскую войну постоянно информировала общественность о преступлениях, совершаемых в республике. Это было и когда преступления совершали федеральные войска, и все последние годы», - подчеркнул А. Черкасов. По его словам, «в свое время недовольство работой Натальи выражал лично Рамзан Кадыров». Эстемирова является одной из ведущих сотрудниц «Мемориала» на Кавказе. Именно она вскрыла факт публичной казни человека в селе Ахкинчу-Борзой 7 июля. Кроме того, Эстемирова занималась делами о похищениях людей в Чечне, в том числе уже после отмены режима контртеррористической операции. Ее работой неоднократно выражали недовольство власти Чеченской Республики. Наталья Эстемирова родилась в Саратовской области. Закончила исторический факультет Грозненского университета. До 1998 года была учителем истории в грозненской школе, затем занялась правозащитной журналистикой. Накануне начала второй чеченской войны Эстемирова работала в Грозном, на телевидении. В марте 2000 года она стала сотрудником Правозащитного центра «Мемориал».


ИЮЛЬ, 15
Сергей Петрунин
Николай Лыков
Тимофей Бутенко
Вечером в Саратове были избиты главный редактор информагентства «Взгляд-инфо» Николай Лыков и журналист газеты «Новые времена» Сергей Петунин. Они находились на антифашистском концерте германской панк-группы Tower Blocks в клубе «Каньон», расположенном во Фрунзенском районе Саратова, когда туда ворвались сотрудники ОМОНа и центра по борьбе с экстремизмом при областном ГУВД. По официальной версии, их вызвал местный житель, которому не понравилась громкая музыка. ОМОНовцы прервали концерт и вывели всех зрителей (около 100 человек) на улицу, где начали проверять у них документы. По словам Н. Лыкова, с некоторыми из задержанных обращались чрезвычайно жестко - применяли электрошокеры. В частности, досталось корреспонденту газеты «Наша версия» Тимофею Бутенко. Журналист «Новых времен» С. Петунин проводил фотосъемку происходящего. Правда, недолго - вскоре к нему подошел один из ОМОНовцев и в грубой форме потребовал удалить снимки. Когда журналист отказался, его повалили на землю и также ударили шокером. Главный редактор ИА «Взгляд-инфо» Н. Лыков, который пришел на концерт, чтобы подготовить заметку, попытался выяснить, почему силовики препятствуют работе СМИ. Реакция ОМОНа на вопрос оказалась совершенно неадекватной. Лыкова несколько раз ударили прикладом автомата, электрошокером, после чего начали избивать ногами. После этого Н. Лыкова и С. Петунина доставили во Фрунзенское РУВД, где продержали 4 часа. Отдел по борьбе с экстремизмом обвиняет журналистов в нападении на сотрудников милиции. Материалы проверки находятся в СУ СК Фрунзенского района. В 3:07 задержанные журналисты были, наконец, отпущены. С. Петунин рассказал, что «один из омоновцев написал рапорт о том, что журналисты якобы совершили нападение на милиционеров, хватались за автоматы, пытались их выхватить». Утром Н. Лыков отправился в травмпункт, где врачи заподозрили у него сотрясение мозга. После этого Лыкова госпитализировали в Саратовскую областную больницу. Диагноз - ушиб почек, сотрясение головного мозга, множественные травмы мягких тканей. Член Саратовского отделения партии «Яблоко» Александр Батурин сообщил, что журналисты Н. Лыков и С. Петунин подали заявление в прокуратуру на незаконные действия сотрудников ОМОН и сотрудников Центра по противодействию  экстремизму. «У нас в наличии имеется видеозапись, фотозапись с момента задержания, когда людей поставили к стене, начали избивать дубинками, прикладами от автоматов и электрошокерами, есть диктофонные записи», - сказал А. Батурин.


ИЮЛЬ, 15
Газета «Коммерческие вести»
Один миллион рублей за моральный вред - такую сумму депутат Законодательного собрания Омской области, президент ЗАО «Корпорация «АГРО-ТРАСТ» Хабулда Шушубаев требует через суд с газеты «Коммерческие вести» и подрядчиков микрорайона «Ясная поляна». В Первомайский районный суд Омска поступило исковое заявление о защите чести, достоинства и деловой репутации и о возмещении морального вреда от Х. Шушубаева. Он утверждает, что ответчики – редакция газеты «Коммерческие вести», директор ООО ПСК «Варм» Алексей Сабельфельд, директор ООО «Норматив-строй» Виталий Удовиченко - распространили в «КВ» сведения, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию истца. Недовольство господина Шушубаева вызвало открытое письмо к депутатам Законодательного собрания, опубликованное в «КВ». По мнению истца, его обвиняют в мошенничестве. Истец утверждает, что распространенные сведения не соответствуют действительности, и просит обязать ответчиков распространить опровержение и взыскать с ответчиков в пользу истца денежную компенсацию за причиненный моральный вред в размере 1 000 000 рублей.
 

ИЮЛЬ, 15
Программа «Момент истины»
Верховный суд Карелии признал, что председатель правления общества форелеводов Карелии В. Артамонов, принимавший участие в телевизионной программе Андрея Караулова «Момент истины», опорочил деловую репутацию министерства внутренних дел Карелии. Следственные органы МВД Карелии возбудили уголовное дело против министерства сельского хозяйства Карелии по фактам ограничения конкуренции в форелеводческой отрасли республики. Для проведения следственных действий из кабинетов минсельхоза была изъята база информационных данных (вместе с компьютером). Эта тема привлекла внимание тележурналиста А. Караулова, пригласившего в студию для беседы специалиста по форелеводству из Карелии. Во время разговора председатель правления общества форелеводов республики В. Артамонов, отвечая на вопрос ведущего телепередачи Караулова: «Кто вел следствие, изымал компьютер, кто нанес убытки государству?», произнес, как потом окажется, небезопасную для него фразу, заявив буквально следующее: «Следственное управление внутренних дел Карелии». При этом Артамонов не уточнил, к какой конкретно части вопроса относится его утверждение (нетрудно заметить, что сама по себе конструкция вопроса трёхсоставная). Такая связанность ответа, в качестве единого целого, и позволила представителю МВД РК обратиться в суд с защитой деловой репутации силового ведомства. У милиции не было претензий к первым двум смысловым фрагментам ответа, но в министерстве категорически не согласились с тем, что следователи своими действиями нанесли «убытки государству». Петрозаводский городской суд отказал МВД РК в удовлетворении иска. А судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Карелии решила, что председатель правления общества форелеводов покусился на деловую репутацию МВД и должен в рамках той же телепередачи Караулова «Момент истины» опровергнуть прежде им публично заявленное. Сама по себе эта задача представляется непростой, поскольку претензий к автору передачи судом не предъявлено и выходит, что Артамонов должен каким-то образом договариваться с телеведущим Карауловым, чтобы исполнить решение суда.


ИЮЛЬ, 16
Виктор Дмитриев
В Бузулуке (Оренбургская область) суд рассмотрел уголовное дело о покушении на главного редактора газеты «Бузулукские новости» Виктора Дмитриева. Два с половиной года назад, вечером 1 декабря 2006 года, у гаража к нему подошел неизвестный, произвел шесть выстрелов из пистолета и скрылся. В. Дмитриев, получивший ранения в грудь, живот и руку, выжил. Уголовное дело расследовала прокуратура Оренбургской области, а затем и созданное Следственное управление при областной прокуратуре. В ходе следствия были установлены трое подозреваемых в организации и совершении преступления, все они – бывшие сотрудники правоохранительных органов. А вот заказчика выявить не удалось, что, впрочем, неудивительно – вопрос о заказчике для российских сыщиков всегда оставался неразрешимым. В Бузулуке сомневались в том, что дело дойдет до суда. «Есть основания для подозрения, что расследование пытаются спустить на тормозах, а затем закрыть уголовное дело», - говорил нынешний главред «Бузулукских вестей» Александр Андреев (см. монитор за апрель 2008 года). Однако суд все-таки состоялся. Процесс с участием присяжных начался в марте 2009 года и проходил в закрытом для прессы режиме. В июле был вынесен вердикт – всех подсудимых оправдали. А уголовное дело было направлено в Следственное управление Следственного комитета при прокуратуре РФ по Оренбургской области «для производства предварительного расследования и установления лиц, подлежащих привлечению в качестве обвиняемых». Что ж, это стало уже привычным – следствие не в состоянии убедить суд в причастности обвиняемых к совершению преступления, особенно оно совершено против представителя СМИ.


ИЮЛЬ, 16
СМИ Бузулукска
По сообщению газеты «Бузулукские новости» (Оренбургская область), судебный процесс над лицами, подозреваемыми в покушении на главного редактора этого издания Виктора Дмитриева проходит в закрытом режиме – ни прессу, ни публику в зал заседаний не пустили. Напомним, что покушение на В. Дмитриева было совершено в декабре 2006 года – он получил пять огнестрельных ранений (см. монитор за апрель 2008 года).


ИЮЛЬ, 16
Газета «Московский комсомолец»
Интернет-издание «Лента.ру»
Арбитражный суд города Москвы зарегистрировал иск ЗАО «Сормовский завод бронированных автомобилей «РИДА» к редакциям газеты «Московский комсомолец» и интернет-издания «Лента.ру», которые фактически обвинили производителей в изготовлении «фальшивой» брони для автомобиля президента Ингушетии Юнус-Бека Евкурова, серьезно пострадавшего в результате покушения. Истец заявил иск о защите деловой репутации, сумма требований неизвестна. Материал «Московского комсомольца» под заголовком «У президента украли броню» был опубликован 5 июля. «Покушение на президента Ингушетии Юнус-Бека Евкурова могло бы иметь гораздо менее трагичные последствия, если бы не… «фальшивый» автомобиль главы республики», говорилось в заметке. Ее основная идея сводилась к тому, что родственники Евкурова, занимающие множество постов в руководящих органах республики, вместо бронированных автомобилей покупали обычные серийные. После этого машины якобы перегонялись в Нижний Новгород и на предприятии, название которого в статье не указывалось, в кустарных условиях обшивалось броней. «Как нам сообщили, одно фирменное заводское лобовое стекло для бронированного Mercedes на заводе стоит 1 миллион 126 тысяч рублей. А в Нижнем Новгороде на фирме лобовые стекла для машины Евкурова поставили за 113 тысяч рублей», - говорилось в заметке. Спустя четыре дня аналогичная по содержанию статья, под заголовком «Броня крепка?» появилась на сайте «Ленты.ру».


ИЮЛЬ, 17
Все СМИ
В четверг президент Дмитрий Медведев внес изменения в указ «Об утверждении общих принципов служебного поведения госслужащих» и утвержденные указом принципы, которые были подписаны 12 августа 2002 года президентом Владимиром Путиным. Президент обязал чиновников воздерживаться от публичных оценок деятельности госорганов, если это не входит в его должностные обязанности. Несколько расширена и норма об отношении к журналистам: чиновник обязан уважать СМИ, оказывать содействие в получении информации, но одновременно «соблюдать установленные в госоргане правила публичных выступлений и предоставления служебной информации».
  

ИЮЛЬ, 17
Все СМИ
Международная правозащитная организация Freedom House опубликовала доклад «Свобода в мире 2009». Россия названа страной с авторитарным режимом. Особой критике подверглась ситуация в Чечне. Эксперты Freedom House рассматривали ситуацию с политическими и гражданскими правами в 193 независимых странах и 16 «территориях», в число которых попали Абхазия, Косово, Палестинская автономия, Южная Осетия, Западная Сахара, Чечня, Нагорный Карабах, Тибет, Северный Кипр и другие образования, чей статус вызывает споры. Эксперты оценивали ситуацию по таким показателям, как процесс выборов, управление страной, права женщин, независимость СМИ и основные права граждан. В результате страна попадала в одну из трех групп, где были собраны «свободные», «частично свободные», «несвободные» государства. Наша страна попала в число «несвободных». В докладе говорится, что в России ограничены политические и гражданские свободы. Авторы документа отметили гонения на независимые СМИ и неправительственные организации. Эксперты обратили внимание на то, что со времени прихода Путина к власти было совершено 16 убийств журналистов, из которых было раскрыто только одно. Что касается Чечни, то здесь, по мнению Freedom House, полностью уничтожены политические прав населения. Президент республики полностью контролирует местные масс-медиа, а разрешение на передвижение по территории Чечни предоставляется только лояльным журналистам.


ИЮЛЬ, 17
ИА «Высота 102»
Судьей Краснооктябрьского района города Волгограда А. Гриценко удовлетворен иск о защите чести и достоинства администрации Волгограда к информационному агентству «Высота 102» и заместителю генерального директора ЗАО «Институт Волгоградгражданпроект» Игорю Шкопинскому. Предметом иска послужила публикация на сайте информагентства от 4 июня 2008 года под заголовком «Чиновники мэрии Волгограда потеряли миллиард из-за своей некомпетентности». В статье велась речь о том, что в 2008 году федеральными властями был выделен 1 миллиард рублей на строительство и модернизацию дорог в рамках федеральной программы «Дороги России», однако из-за неподготовленной в срок проектной документации город этих денег не получил. В качестве соответчика к процессу был привлечен Игорь Шкопинский, давший свой комментарий в статье, как дорожный эксперт (см. монитор за май 2009 года).
И вот Краснооктябрьский районный суд постановил: «разместить опровержение  на том же сайте». По словам адвоката Елены Панариной, отстаивавшей в суде интересы ИА «Высота 102», суд признал не соответствующим действительности заголовок статьи, рассмотрев его отдельно от самой статьи и высказывания интервьюированного И. Шкопинского. Е. Панарина рассказала: «Мы приобщили огромное количество письменных доказательств, свидетельствующих об изложенных в статье фактах. Кроме того, при написании статьи ИА «Высота 102» опиралась на пресс-конференцию администрации Волгоградской области, которую провел первый заместитель главы администрации Волгоградской области Владимир Кабанов. Оспариваемые истцом сведения изложены на официальном сайте администрации области, который по ходатайству ответчика был исследован в судебном заседании. Судья, убедившись в наличии данных фактов, сказал, что высказывания первого заместителя главы администрации Волгоградской области Кабанова «Высота 102» должна доказать на соответствие их действительности! По словам судьи, получается, что официальную информацию СМИ должны перепроверять, а как проверить на соответствие действительности высказывания и суждения?». Со слов Панариной, в решении суда не отражены доводы ответчика. Таким образом, непонятно, как судья оценил предоставленные доказательства. По заявлению представителя ЗАО «Институт Волгоградгражданпроект» И. Крыковой, судья, вероятно, не услышала доводов ответчика и невнимательно прочитал документы, предоставленные в суд. Да и И. Шкопинский настаивает на пересмотре дела, считая вынесенное решение незаконным. Также адвокат Панарина отметила, что представители истца в прениях сторон неоднократно обращали внимание ответчиков, что критика народно-избранного мэра, прозвучавшая с сайта информационного агентства, недопустима. В настоящий момент ИА «Высота 102» подала кассационную жалобу.

ИЮЛЬ, 17
Газета «Жигулёвский рабочий»
Редакция газеты «Жигулёвский рабочий» (Самарская область, город Жигулёвск) восстановила в Интернете свою электронную версию. На страницы зарегистрированного веб-сайта отныне выставляются не только знаковые, так сказать, гвоздевые материалы, но и те, что по какой-то причине не были опубликованы. В частности, если судить по количеству посещений редакционного веб-сайта, то особое внимание пользователей Интернетом привлекают полноцветные иллюстрации, не увидевшие свет. Например, фоторепортажи с празднования Дня Победы, Дня России, окончания юношами и девушками средней школы. Из числа печатных материалов особый интерес представляют репортажи,  направленные на улучшение экологической обстановки, зарисовки о людях, нашедших друг друга, о делах дачных и огородных. Что примечательно в связи с восстановлением электронной версии газеты: ознакомившись с тем или иным материалом «Жигулёвского рабочего», сегодняшние пользователи Интернета завтра становятся читателями газеты, а то и её корреспондентами. 


ИЮЛЬ, 17
Газета «Сельская трибуна»
Александр Попов
Администрация Сергиевского района Самарской области (глава Анатолий Шипицин) саботирует выполнение решения суда о восстановлении незаконно уволенного 8 декабря 2006 года редактора газеты «Сельская трибуна» Александра Попова и выплате ему денежной компенсации за вынужденный прогул и моральный вред. Ещё 15 августа 2008 года Верховный суд РФ подтвердил законность вынесенного 20 февраля 2007 года решения Сергиевского районного суда по этому делу (см. монитор за февраль 2009 года), однако редактор до сих пор к работе не приступил и причитающийся ему компенсации не получил. Чиновники районной администрации, в том числе начальник районного управления финансами Татьяна Баранова, додумались до того, что предложили выплачивать Попову солидную сумму – более полутора миллиона рублей – частями. Первый транш чиновники определили в 30 тысяч рублей. Если считать, что такая сумма будет выдаваться Попову один раз в месяц, то на полную выплату уйдёт четыре с лишним года. Ещё сложнее обстоит дело с восстановлением в должности. Представляющая во всех судебных инстанциях интересы районной администрации начальник правового управления Юлия Алкарёва постоянно утверждает о невозможности предоставить Попову занимаемую до увольнения должность. По той, дескать, причине, что вслед за увольнением редактора была ликвидирована и редакция газеты «Сельская трибуна». Вместо неё на тех же площадях, при том же оборудовании, почти с тем же персоналом районная администрация учредила «Сергиевскую трибуну». То есть фактически была сменена только вывеска. И вот юрист Алкарёва не видит возможности восстановления статус-кво. Хотя чего проще: поскольку «Сельскую трибуну» ликвидировал не кто-то извне, а именно администрация района, то она же и должна вернуть всё в первоначальное состояние. На этом, в частности, настаивал в своих очередной кассационной и надзорной жалобах в Самарский областной суд Александр Попов. Но в её удовлетворении ему было отказано. В настоящий момент он вновь обратился в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда РФ.


ИЮЛЬ, 19
СМИ Санкт-Петербурга
В Грозном во время футбольного матча «Терек»-«Зенитр» одну из петербургских журналисток вывели из ложи прессы. Представителям местных властей показалось, что она одета слишком смело (журналистка была в короткой юбке и с декольте).


ИЮЛЬ, 20
СМИ Владивостока
Журналистов не пустили на экстренное внеочередное заседание Законодательного собрания Приморского края. На заседании сразу в трех чтениях был принят краевой закон «О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края». Приморцы считают, что как и предыдущая монетизация, этот местный закон не сулит им ничего хорошего, ухудшая положение жителей края.


ИЮЛЬ, 20
СМИ Новосибирска
Милиция запретила доступ журналистов к пассажирскому автобусу, который в ночь на понедельник попал в аварию на трассе в Новосибирской области, сообщил начальник РОВД Ордынского района области Николай Осин. Около 02.30 в ночь на понедельник (23.30 мск) в 103-х километрах юго-западнее Новосибирска на трассе Новосибирск - Павлодар в районе населенного пункта Ордынское опрокинулся рейсовый автобус Новосибирск - Яровое. В автобусе находились 47 пассажиров и два водителя. Погибли восемь, пострадали 38 человек.


ИЮЛЬ, 20
Владимир Попов
СМИ в Кавалеровском районе Приморья
Жёсткую цензуру ввели в отдаленном районе Приморского края глава администрации Кавалеровского района Андрей Каздорф и чиновники его администрации. Вот мнения жителей района, столкнувшихся с жестким чиновным цензурным контролем. «Тут установлена такая цензура, что нам, крестьянам, не дают даже пяти строчек  для того, чтобы мы опубликовали платное объявление о созыве крестьянского собрания», - заявил фермер Иван Николаенко. «В районе введена цензура не только в СМИ, но и во всех чиновничьих структурах. Теперь «едроссы» затыкают мне рот, загоняют в стойло, словно быдло. И эту тоталитарную ситуацию создал нынешний глава района, член «Единой России» Андрей Каздорф», - это высказывание Николая Черемисина, горняка-ветерана, бывшего депутата краевого совета, председателя рудничного совета. Журналисту Владимиру Попову, собственному корреспонденту краевой газеты «Утро России», руководитель почтамта Алла Михайлова заявила «Я вам запрещаю писать!». А по директиве главы администрации района его оштрафовали за то, что в день подписчика он пытался выставить плакатик «Утра России».


ИЮЛЬ, 20
СМИ Карелии
В Карелии открылась летняя школа тележурналистики. В течение десяти дней 24 петрозаводских школьника будут учиться делать собственные телевизионные передачи. Организует учёбу и отдых ребят, интересующихся тележурналистикой, юниорский союз «Дорога». Занятия ведутся по нескольким специальностям: идет подготовка корреспондентов, операторов и монтажеров, причем готовятся к эфиру реальные передачи для молодежной программы «После школы», которая вот уже в течение трёх лет выходит в Петрозаводске на канале ТНТ.


ИЮЛЬ, 20
Пресса Архангельска
Архангельские журналисты обратились в прокуратуру с жалобой на действия руководителя Департамента информации и общественных связей Георгия Гудим-Левковича, на днях распространившего в муниципальные предприятия письмо, где он рекомендует им подписаться на газету «Архангельск». Как сообщил главный редактор еженедельника «Правда Северо-Запада» Илья Азовский, после ознакомления с этим письмом редакция пришла к выводу о необходимости обратиться в прокуратуру Архангельской области. «8 июля 2009 года и.о. директора департамента информации и общественных связей мэрии Георгием Гудим-Левковичем руководителям отраслевых и территориальных органов мэрии города Архангельска было направлено письмо, в котором рекомендуется их подведомственным учреждениям организовать подписку на газету «Архангельск», издаваемую ОГУ «Издательский дом «Двина», на 2009 год, - говорится в обращении редакции в прокуратуру. - Считаю, что подобное обращение есть ни что иное, как прямое нарушение законодательства в сфере конкуренции. А именно: в действиях г-на Георгия Гудим-Левковича усматриваются признаки состава преступления, предусмотренные статьёй 178 УК РФ «Недопущение, ограничение или устранение конкуренции», а также признаки правонарушения по статье 14.33. КоАП РФ «Недобросовестная конкуренция», и нарушение закона № 318 ФЗ «О защите конкуренции». Более того, налицо факт давления на потребителя Георгием Гудим-Левковичем с использованием своего служебного положения, организация нецелевого использования бюджетных средств и узурпация власти». Главный редактор «Бизнес-класс Архангельск» Елена Светличная: «Режим благоприятствования для «своих» СМИ весьма характерен для многих регионов России. Только, пожалуй, в Архангельской области поддержка государственных и муниципальных изданий ведется в обход закона наиболее открыто. Рассылка рекомендательных писем с предложением подписаться на газету «Архангельск» - лишь один из эпизодов. Уже традиционным стало проведение конкурсов на право заключения муниципальных контрактов на оказание информационных услуг в СМИ для единственного участника газеты «Архангельск». Причем заказчик уже даже не стесняется прописывать особые критерии «отбора»: победитель должен быть государственным ежедневным городским общественно-политическим печатным изданием с периодичностью выхода не менее пяти раз в неделю. Очевидно, что такие требования сводят число участников конкурса к одному - газете «Архангельск».
 

ИЮЛЬ, 21
Сайт Пермской гражданской палаты
ФСБ возбудила уголовное дело по факту публикации статьи Игоря Аверкиева «Уйдём с Кавказа – станем свободней и крепче». В апреле 2009 года прокуратура Пермского края провела проверку по факту размещения на сайте Пермской гражданской палаты (ПГП) статьи председателя Палаты И. Аверкиева «Уйдём с Кавказа – станем свободней и крепче» на предмет «содержания в ней признаков публичного призыва к осуществлению экстремистской деятельности, возбуждению социальной, национальной и религиозной розни». В ходе прокурорской проверки были «истребованы объяснения» автора статьи и проведено «лингвистическое исследование текста». Проверку проводил старший помощник прокурора края В. Бевх. В качестве эксперта выступила С. Шляхова, доктор филологических наук, профессор кафедры общего языкознания Пермского государственного педагогического университета. Согласно заключению эксперта, «в статье «Уйдём с Кавказа – станем свободней и крепче» содержится информация, подпадающая под действие Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности». В конце апреля 2009 года прокуратура Пермского края пришла к выводу «о наличии в действиях автора публикации признаков преступления, предусмотренного ч.1 ст.280 УК РФ – публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности», и передала материалы проверки в Управление ФСБ России по Пермскому краю «для решения вопроса об уголовном преследовании». 26 мая 2009 года по факту публикации статьи старший следователь УФСБ по Пермскому краю А. Пирогов возбудил уголовное дело по ч.1 ст.280 УК РФ. В июне были допрошены И. Аверкиев и в качестве свидетеля редактор сайта ПГП С. Пономарёв. Со своей стороны прокуратура Пермского края направила иск в Ленинский районный суд Перми с просьбой признать статью И. Аверкиева экстремистским материалом» и включить её в «федеральный список экстремистских материалов».


ИЮЛЬ, 21
Газета «Вести»
В ФЗГ поступила информация о том, что на Камчатке прекращается выпуск газеты «Вести» - в первой декаде июля текущего года вышел последний за 20-летнюю историю тираж этого издания.


ИЮЛЬ, 21
Сергей Конвиз
В ночь с 20 по 21 июля в Туве был убит Александр Конвиз, сын помощника спикера Законодательной палаты Великого Хурала республики и редактора оппозиционной газеты «Риск» Сергея Конвиза. Об этом говорится в заявлении, подписанном двенадцатью депутатами Законодательной палаты Великого Хурала. «Мы разделяем с родными и близкими боль невосполнимой утраты и глубоко возмущены тем, что творится в нашей республике. Правоохранительные органы должны разобраться в обстоятельствах произошедшего и рассмотреть все возможные версии этого трагического события», - говорится в заявлении. Депутаты считают необоснованными попытки свести данное убийство к преступлениям на бытовой почве. «Обстоятельства этого трагического события указывают, что преступление было спланировано и продумано», - отмечают депутаты.


ИЮЛЬ, 21
«Камчатское телевидение и радиовещание»
Краевое Государственное Учреждение «Камчатское телевидение и радиовещание» 1 августа прекращает работу на 35 частотном канале, канале СКТВ и 57 канале интерактивного телевидения. Решение о ликвидации принято «редакционным» советом из числа представителей Правительства и Законодательного собрания Камчатского края. Заявленная цель – оптимизация расходов бюджета. Камчатское телевидение было образовано в 2005 году. Оно стало преемником редакции тематического вещания ГТРК «Камчатка», ее профессионализма и традиций. Костяк новой компании составили журналисты, режиссеры, инженеры Творческого объединения «Тема». В медийном пространстве компания заняла нишу социально-значимого электронного СМИ. Вместе с тем,  существует – по административно-номенклатурной инерции - до сих пор негласное распоряжение со стороны краевого аппарата, адресованное разного рода организациям и учреждениям, игнорировать любую возможность контактов с журналистами компании вне зависимости от информационного повода. Об этой настоятельной рекомендации широко и достоверно известно в журналистских кругах региона. Но и в такой обстановке, в условиях информационного вакуума, редакция не потеряла лица, не изменила принципам. С ликвидацией последней – сравнительно - независимой телевизионной площадки завершается и последний отрезок в жизни Авторского телевидения Камчатского полуострова в целом. Коллектив КГУ «Камчатское телевидение и радиовещание» 22 июля обратился к полпреду Президента РФ по Дальневосточному Федеральному округу Виктору Ишаеву с открытым письмом. Журналисты сообщают о ситуации, сложившейся в отношении предприятия, и просят «дать компетентную оценку сложившейся ситуации с государственным СМИ «Камчатское телевидение и радиовещание» и оказать помощь в его сохранении».


ИЮЛЬ, 22
СМИ Новосибирской области
В Новосибирской области Ордынский районный суд удалил журналистов из зала заседаний по просьбе водителя разбившегося под Новосибирском автобуса Юрия Шумейко. У Шумейко есть заявление для прессы, но он озвучит его после заседания. Напомним, следствие ОВД Ордынского района 22 июля направило в суд ходатайство об аресте Ю. Шумейко, который управлял автобусом в момент аварии, унесшей жизни восьми человек. Шумейко был задержан 21 июля на 48 часов, но отказался давать показания. Второй водитель, сопровождавший автобус, рассказал следователям, что спал, когда произошло ДТП. Напомним, рейсовый автобус с 47 пассажирами и двумя водителями на борту, следовавший по маршруту Томск – Яровое, перевернулся в ночь с 19 на 20 июля на 103 километре трассы Новосибирск – Павлодар. По некоторым версиям, водитель автобуса мог уснуть за рулем. В результате ДТП, погибли восемь человек, еще 37 получили травмы. Оба водителя автобуса не пострадали.


ИЮЛЬ, 23
Марина Шишкина
Санкт-Петербургский государственный университет подал в суд на декана собственного факультета журналистики Марину Шишкину. Истец просит признать распространенные Шишкиной сведения о СПбГУ «несоответствующими действительности и порочащими деловую репутацию вуза», а также требует обязать ее опровергнуть их. На сайте профкома СПбГУ недавно был опубликован текст выступления Шишкиной на Ученом совете, в котором декан подвергла резкой критике деятельность руководства, в частности ректора Николая Кропачева. Он был назначен ректором СПбГУ в мае прошлого года. До этого он был известен доверительными отношениями с президентом Дмитрием Медведевым – читал ему лекции и вел семинары, когда тот был студентом юрфака университета, а затем был его руководителем, когда будущий глава государства преподавал на факультете после окончания учебы. Шишкина в своем выступлении напомнила, что главным стратегическим принципом нового управления стал принцип «наведения порядка». Однако, по сути, он вылился в «сведение счетов», а профессиональный уровень менеджмента университета резко снизился. «В ходе естественной кадровой перестройки, связанной с приходом нового лидера, ушли профессионалы, которые могли бы сохранить преемственность и университетскую культуру», - говорится в выступлении декана. Шишкина также заявила, что реальную работу в вузе все больше замещает изнурительный бумажный процесс, а ректорат все усиливает контрольно-надзирательную функцию. Кроме того, по ее словам, ректор «день ото дня снижает коллегиальность и объективность в управлении и формирует систему, которая основана не на профессионализме, а на личной преданности, невозможности высказывания никакой иной точки зрения».


ИЮЛЬ, 23
Сайт «Газеты.ру»
Новостное сетевое издание Gazeta.ru подверглась в четверг вечером хакерской атаке и стала недоступна пользователям Интернета. Oб этом рассказал главный редактор Газеты.Ру Михаил Михайлин. По его словам, сайт подвергся «серьезной хакерской атаке» и 45 минут был недоступен внешнему пользователю. В настоящее время при попытке зайти на сайт Газеты.ру пользователи попадают на главную страницу, но дальнейший переход по рубрикам заблокирован.


ИЮЛЬ, 23
Расуль Ягудин
В ФЗГ обратился главный редактор журнала «Литературный Башкортостан» Расуль Ягудин. Он сообщил о давлении, которое оказывают на него после публикации в ряде СМИ статьи «Икебана из человечины» с критикой действий милиции. В феврале 2008 года неизвестные ломились к нему в дверь, угрожая убить (см. монитор за февраль 2008 года), И вот теперь, по словам Р. Ягудина,  его вызвал оперуполномоченный ОБЭП Кировского РУВД Уфы Карипов и объявил о возбуждении в отношении него уголовного дела. Журналисту инкриминируют мошенничество при обмене квартиры.


ИЮЛЬ, 23
Газета «Хуросон»
В ФЗГ обратился Зайнидин Орипов, редактор газеты «Хуросон», издающейся на таджикском и русском языках в Санкт-Петербурге с февраля 2009 года при содействии общественной организации «Санкт-Петербургское общество дружбы российского и таджикского народов «Сомониён. Санкт-Петербургский Дом национальности по заявке данного Общества в определенные дни предоставляет помещение для работы творческого коллектива. Зайнидин Орипов рассказал, что 8 июля в 17 часов, когда он и поэт Хасан Холов совместно работали над вторым номером газеты, в помещение вошел мужчина, который попросил содействовать в оформлении разрешения на работу для иностранного гражданина и, положив на стол 7 000 рублей, собрался уходить. На вопросы Орипова «Кто вы? И где копии паспорта?» молодой человек ответил, что он бригадир из Токсово и сейчас принесет паспорта. Неизвестный молодой человек ушел, но буквально через минуту вернулся в сопровождении 5 человек, один из них представился сотрудником милиции. Без предоставления ордера группа приступила к обыску помещения и компьютера редактора. Был составлен протокол осмотра. Руководитель группы сказал, что якобы имеется жалоба на граждан Таджикистана, которые получили деньги на подготовку разрешения на работу, но так ничего не сделали. З. Орипову показали наручники и пообещали плохие последствия. Орипов объяснил, что офис Общества «Сомониён» находится на Полюстровском проспекте, 59 и все документации находится там, однако «гости» продолжали обыск. На следующий день выяснилось, что это была группа из Управления милиции по борьбе с нарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В отношении Орипова составлено административное дело, он вызван в управления для дачи объяснений. З. Орипов опасается, что «в случае субъективных факторов, административное дело может превратиться в уголовное дело». Вся руководство Общества «Сомониён» находится в отпуске в Таджикистане и не в состоянии защитить права З. Орипова, который на общественных началах содействовал выпуску газеты «Хуросон», которая освещает жизнь таджикской диаспоры и призвана содействовать грамотности трудовых мигрантов из Таджикистана. З. Орипов просит содействовать в обеспечении защиты его прав.


ИЮЛЬ, 24
Все СМИ
С начала нынешнего года в мире погибли 59 журналистов, сообщила международная организация Press Emblem Campaign (PEC), которая осуществляет мониторинг за тем, как соблюдаются права представителей СМИ. Одной из последних этот список пополнила российская правозащитница и журналистка Наталья Эстемирова, убитая на Северном Кавказе 15 июля. Всего же, по данным PEC, в России с начала года погибли пять журналистов. Печальную пальму «первенства» здесь удерживает Мексика, где жертвами наркомафии стали семь человек, и ставший площадкой для террористов Пакистан - шесть. По пять журналистов погибли в Ираке, на Филиппинах и в Сомали. Смертельно опасными для репортерской профессии продолжают оставаться сектор Газа, Гондурас, Колумбия, Афганистан, Гватемала, Непал, Шри-Ланка, Венесуэла, Индия, Индонезия, Кения, Киргизия и Мадагаскар. PEC призвала государства-члены ООН, международные организации, неправительственные общественные объединения предпринять конкретные шаги с тем, чтобы «положить конец кровавой бойне, устроенной журналистам». Генеральный секретарь организации Блэйз Лемпен с тревогой констатировал, что насилие против журналистов стало неотъемлемой частью жизни даже в тех странах, которые не охвачены конфликтами. В свою очередь президент PEC Хедайат Наби подчеркнула, что многочисленные убийства коллег негативно сказываются на объективном освещении событий и сводят на нет шансы донести правду об этом миру. По ее мнению, Совет ООН по правам человека пока оказывается бессильным в том, чтобы оградить журналистов от насилия.


ИЮЛЬ, 24
Газета «Золотое кольцо»
Умерла надежда на выяснение судьбы открытого аукциона, проведенного департаментом госзаказа Ярославской области в декабре 2008 года. По его результатам ярославская областная ежедневная газета «Золотое кольцо» не смогла принять участие в конкурсе и не получила возможность заключить договор на информационное обслуживание с администрацией области только потому, что организаторам конкурса не подошел ее формат. Не в смысле содержания, а в смысле - формат бумажный. После обращения редакции газеты «Золотое кольцо» в Генеральную прокуратуру РФ пришел ответ, что по поручению Генпрокуратуры ФАС России провела проверку и выявила нарушение в работе собственной структуры - территориального управления ФАС, неправильно квалифицировавшего нарушение в работе департамента госзаказа (речь идет не о незаконных требованиях к участнику конкурса, а о незаконных требованиях к товару). Будут проведены консультации с проштрафившимся управлением для единообразного применения закона. По факту допущенных нарушений руководителю Ярославского УФАС прокуратурой вынесено представление. А что же департамент госзаказа? Нарушение есть, а ответственности нет: кодексом об административных правонарушениях не предусмотрена ответственность за установление требований к товару, которые приводят к ограничению количества участников размещения заказа. И даже никаких представлений не будет, а чего там, действительно, огород городить... Редакция предприняла попытку выяснить, а как же насчет законности действий чиновников области, ведь остается возможность обратиться в суд с иском о признании размещения госзаказа недействительным. Таким правом закон наделяет все те же федеральные антимонопольные службы. 17 июля в редакцию поступил ответ на обращение из ярославского УФАС за подписью исполняющего обязанности руководителя И. Паутова. Нам разъяснили, что УФАС обязано обратится в суд только в двух случаях, которые могут относиться к этой ситуации - если идет речь о федеральных нуждах, а не об областных, а также если цена контракта составляет десять миллионов и более. В остальных случаях - это право УФАС. А вот воспользоваться своим правом ФАС считает нецелесообразным, так как срок оказания услуг согласно техническому заданию аукциона истек 30 июня 2009 года. При таких обстоятельствах по судебной практике решение принимается не в пользу заявителя, ведь восстановить нарушенное право уже невозможно «по причине исполнения контракта». Одновременно нам разъяснили наше право обратится в суд с таким иском. Забавная ситуация: нарушение было, наказали тех, кто его выявил, а виновники вышли абсолютно сухими из воды. Но ничего удивительного в этом, конечно, нет.


ИЮЛЬ, 25
Альберт Пчелинцев
В городе Химки (Московская область) совершено покушение на руководителя местного общественного движения «Против коррупции, обмана и бесчестья» Альберта Пчелинцева. Как сообщается на сайте газеты «Московский комсомолец», он получил пулевое ранение лица. На 38-летнего Пчелинцева напали вечером, когда он возвращался с работы. Возле дома, в котором правозащитник живет вместе с матерью, ему выстрелили в лицо из травматического пистолета. Пуля попала пострадавшему в рот. По одной из версий, преступник окликнул Пчелинцева и, когда тот обернулся, выстрелил. По другой, нападавших было несколько. Раненого заметили прохожие, которые и вызвали милицию и «скорую помощь». Пчелинцев перенес операцию на лице и не может разговаривать. В окружении правозащитника говорят, что ему много раз угрожали, обещая буквально «отрезать язык» и «заткнуть рот». Известно, что Пчелинцев резко критиковал администрацию Химок, кроме того, занимался общественной деятельностью в Красногорске и Солнечногорске. Он был инициатором открытия в Химках общественной приемной, сотрудники которой принимают у граждан сообщения о фактах коррупции. Также Пчелинцев писал о коррупции в подмосковной прессе – вел свою колонку в одном из местных изданий.


ИЮЛЬ, 27
Интернет-портал «Заречный онлайн»
В Свердловской области завершился необычный судебный процесс. Житель города Заречного Владислав Городецкий, главный специалист Исполнительного комитета Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов РФ «Большой Урал», подал в суд на главу города Андрея Кислицына за распространение ложных сведений о нем и его супруге, а также за сообщения на форуме, порочащие честь и достоинство истца. Вражда между Городецким и Кислицыным началась еще несколько лет назад. По версии Городецкого, ненависть градоначальника была вызвана тем, что он пытался доказать существование в Заречном коррупционных схем, к созданию которых А. Кислицын имеет самое непосредственное отношение. Пытаясь доказать это, Городецкий обращался в ряд силовых структур, однако своей цели не достиг. В свою очередь, мэр города утверждал, что В. Городецкий оказывал на него давление, требуя назначить его на значительную должность в городской администрации, а также вместе со своей женой Галиной неоднократно занимался мошенничеством в крупном размере. В ходе эскалации конфликта Кислицын направил письма с информацией, порочащей честь и деловую репутацию Городецкого, в адрес депутата Госдумы Георгия Леонтьева и главы администрации губернатора Свердловской области Александра Левина. История выплеснулась на общедоступный форум Интернет-портала «Заречный онлайн». Пользователь под ником «Андрей Кислицын» в течение нескольких недель в феврале-марте 2009 года публиковал сообщения, содержащие недостоверную информацию, а также прямые оскорбления в адрес супругов Городецких. Они обратились в суд, который в результате признал, что пользователь, зарегистрированный на форуме z-city.ru под ником Андрей Кислицын, соответствует реальному человеку - Андрею Николаевичу Кислицыну. Суд также признал сведения о вымогательстве и мошенничестве, допущенных В. Городецким, размещенные на форуме z-city.ru пользователем Андреем Кислицыным, несоответствующими действительности; также не соответствуют действительности сведения, содержащиеся в письме Кислицына депутату Леонтьеву. Суд постановил: А. Кислицын должен выплатить 15 000 рублей и 200 рублей госпошлины в пользу В. Городецкого и 5 000 рублей и 200 рублей госпошлины в пользу Г. Городецкой; в течение 15 дней со дня вступления решения в законную силу направить в адрес Г. Леонтьева опровержение ранее поступивших сведений, в этот же срок опубликовать на сайте «Заречный Онлайн» сообщение, опровергающее распространенные сведения.


ИЮЛЬ, 27
Олег Лурье
Мосгорсуд снизил с восьми до четырех лет заключения наказание журналисту Олегу Лурье, осужденному за вымогательство у сенатора Владимира Слуцкера денег за отказ от публикации информации, порочащей его жену Ольгу Слуцкер, сообщила руководитель пресс-служба суда Анна Усачева. Таким образом, суд частично удовлетворил жалобу подсудимого. Лурье, который получил восемь лет колонии строгого режима за вымогательство, просил приговор Тверского суда Москвы от 10 марта отменить, а уголовное дело прекратить за отсутствием в его действиях состава преступления. Суд также постановил взыскать с Лурье 200 тысяч рублей штрафа. Журналист был признан виновным по частям 2 и 3 статьи 163 (вымогательство в особо крупном размере) и части 3 статьи 159 УК РФ (мошенничество в крупном размере). По данным следствия, Лурье, являясь гендиректором издательского дома ООО «Алиса Инвест», с целью личной наживы подготовил для публикации статью, содержащую не соответствующие действительности сведения, порочащие честь и достоинство О. Слуцкер. За то, чтобы не размещать провокационный материал, Лурье потребовал передать ему 50 тысяч долларов, утверждало обвинение. По версии следствия, когда женщина отказалась передать ему деньги, журналист разместил недостоверную информацию на одном из интернет-сайтов, а через пять месяцев вновь предпринял попытку вымогательства взятки теперь уже у супруга потерпевшей. Суд установил, что у журналиста наблюдается смешанное расстройство личности, однако он не нуждается в психиатрическом лечении, а преступления совершал во вменяемом состоянии. Согласно приговору, срок наказания Лурье исчисляется с момента его ареста - 28 января 2008 года (см. монитор за январь 2008 года, март 2009 года).


ИЮЛЬ, 27
Вячеслав Голубцов 
В городе Шарье (Костромская область) уволен редактор газеты «Ветлужский край» Вячеслав Голубцов. По мнению местных наблюдателей, увольнение связано с критикой власти, которую позволял себе опальный редактор. По словам журналиста Лидии Кириленко, перед увольнением его вызывали в департамент по информационной политике администрации Костромской области. «Позвонили ему в 10 часов утра, назначили встречу на 15 часов (от Шарьи до Костромы автобусом — около пяти часов). Как мне рассказали в редакции газеты, Голубцов приехал к тому времени, которое было назначено. Но его не приняли, промурыжили три часа»,  - сообщила Л. Кириленко.


ИЮЛЬ, 27
Информационное агентство «Sakhalife»
Спиридон Татаринов
В Республика Саха (Якутия) СМИ лишили аккредитации за то, что его журналист «не оправдал доверия» руководителя пресс-службы Верховного суда. Судебный репортер информационного агентства «Sakhalife» (www.sakhalife.ru) Спиридон Татаринов рассказал Фонду, что 3 июля 2009 года на сайте агентства была опубликована его заметка под заголовком «Елена Снегирева заменит Людмилу Гореву?». В ней сообщалось о том, что первым заместителем председателя Верховного суда Республики Саха (Якутия) назначена Елена Снегирева, ранее работавшая в Московском областном суде. Автор высказал предположение, что со временем Снегирева может заменить нынешнего председателя суда Людмилу Гореву, у которой истекает срок полномочий. 22 июля 2009 года руководитель пресс-службы Верховного суда РС(Я) Радмила Сюн-Цин-Фан пригласила журналиста в свой кабинет и сказала, что ее отозвали из отпуска из-за него. По словам С. Татаринова, госпожа Сюн-Цин-Фан в резкой форме сообщила ему, что лишает агентство аккредитации, несмотря на то, что журналист ни разу не нарушил ни единого правила поведения в суде. Госпожа Сюн-Цин-Фан сказала, что все это время присматривалась, и С. Татаринов не оправдал ее доверия. Дать письменный отказ в аккредитации госпожа Сюн-Цин-Фан не согласилась. На следующий день журналист, как обычно, пошел в Якутский городской суд, чтобы осветить очередной процесс. Но на входе в здание суда охрана сказала, что звонили из пресс-службы Верховного суда РС(Я) и велели его не пускать. 


ИЮЛЬ, 27
Виктор Шендерович
Депутат Госдумы РФ от партии ЛДПР Сергей Абельцев обжаловал отказ суда удовлетворить его иск о защите чести и достоинства к писателю-сатирику и журналисту Виктору Шендеровичу - он подал кассационную жалобу в Мосгорсуд(см. монитор за декабрь 2008 года). Как рассказал Шендерович, он ознакомился с текстом жалобы депутата. «Никаких юридических перспектив быть не может. С этой точки зрения, я С. Абельцева не опасаюсь», - добавил он.


ИЮЛЬ, 28
Телепрограмма «Дом-2»
Пресненский суд Москвы запретил показывать телепрограмму «Дом-2» с 4 утра до 11 вечера. Удовлетворен иск Сергея Давыдова, Надежды Храмовой и Елены Стрекаловой, требовавших запретить показ «Дома-2» в утренние, дневные и вечерние часы. Ответчиком выступило ОАО «ТНТ-Телесеть». О причинах решения суда не сообщается. Решение можно обжаловать в течение 10 суток. Руководство ТНТ намерено подать апелляцию, говоря о «массе нарушений». В начале апреля глава МВД России Нургалиев призвал общественность и тех, кто принимает решения, серьезно задуматься над воздействием «Дома-2» на подрастающее поколение. То, что «показывается в данной программе - это уголовщина», - сказал он, и предложил ввести настолько существенные штрафы, чтобы, заплатив их несколько раз, компания, показывающая подобные шоу, оказалась на грани разорения.


ИЮЛЬ, 28
Газета «Московский комсомолец в Туле»
Зареченский районный суд Тулы отказал начальнику территориального управления по Привокзальному и Советскому районам Александру Панферову в удовлетворении исковых требований о защите чести, достоинства и деловой репутации к еженедельнику «Московский комсомолец в Туле». Напомним, 23 апреля в редакцию «Московского комсомольца в Туле» поступило письмо из Зареченского районного суда. Г-н Панферов обратился с гражданским иском к Российскому региональному еженедельнику «Московский комсомолец в Туле» о защите чести, достоинства, деловой репутации и компенсации морального вреда. Суть иска: «Московский комсомолец в Туле» за 18-25 февраля 2009 года разместил в рубрике «Скандал» статью под названием «Скверная история». В ней, в частности,  говорилось: «больше всего удивил сквер «Афганцам». Если верить смете, утвержденной главой объединенного Привокзального и Советского района господином Панферовым, то там должны были посадить целый лес разнообразных деревьев. Так, на этом совсем небольшом пятачке земли должны расти: 28 голубых елей (по цене 52,5 тыс. руб. за каждую), 50 красных кленов (по 27 тыс. руб.), 45 «повислых» берез (по 22,425 тыс. руб.), 45 плакучих ив (по 17,2 тыс. руб.), помимо этих «деревьев крупномеров» была запланирована посадка 297 кустов жимолости и такое же количество кустов можжевельника. Доставка из Москвы этих 168 деревьев на КАМАЗе (тип машины тоже указан в смете) оценена в 1,230 млн. руб. Получается, что подвоз каждого дерева обошелся в 7,3 тыс. руб. Обзвонив по объявлениям несколько фирм-перевозчиков, выяснили, что самые «дешевые» фирмы предлагают привезти товар из Москвы в Тулу за 15-20 тысяч рублей, максимальная цена – 50 тысяч. Выходит, что деревья возили чуть ли не в персональных авто. В результате их стоимость с доставкой обошлась городской казне в 5,8 млн. рублей. А вот кусты, цветы и семена трав довезли за 49 тысяч на ГАЗ-3307, их стоимость с доставкой составила 290,7 тысяч рублей. Самое же удивительное во всем этом то, что реально в сквере таких растений нет. Нет ни одной голубой ели и ни одной ивы. Всего с десяток «повислых» берез и десятка три можжевельников».
 

ИЮЛЬ, 28
Газета «Новости Клина»
Начало избирательной кампании в Клинском районе (Московская область) началось с нарушения прав СМИ. На заседание территориальной избирательной комиссии Клинского муниципального района не были приглашены журналисты газеты «Новости Клина». 24 июля 2009 года редакция газеты «Новости Клин» обратилась с письмом к председателю ТИК Клинского района. Редакция обращала особое внимания на необходимость со стороны ТИК обеспечить беспрепятственный проход журналистов газеты на заседания комиссии. О дате и о повестке дня заседания редакция просила информировать ее по электронной почте и телефону, сразу после назначения даты. Однако этого не было сделано и комиссия провела тайное заседание, чем нарушила законодательство. Это уже не первый предвыборный скандал в Клинском районе. 20 июля депутаты совета депутатов Клинского муниципального района Московской области добровольно сложили с себя депутатские полномочия. Обстановка, в которой проходило сложение полномочий депутатов городского поселения Клин, была типичной для Клинского района. На само заседание ни жителей, ни журналистов не пустили. Так, в частности, журналисты газеты «Новости Клина» не были вообще впущены в здание администрации. Притом, что редакция обратилась письменно еще за 4 дня с просьбой сообщить о дате ближайшего заседания Совета депутатов городского поселения Клин и обеспечить беспрепятственный проход на него журналистов редакции. Чтобы факт ответа было легко проверить, журналисты просили информировать их по мобильному телефону и электронной почте. Похожая ситуация повторяется уже на протяжении 15 лет. По указанию главы Клина Александра Постриганя журналистов газеты «Новости Клина» не пускают в здание администрации даже на заседания Совета депутатов, как и произошло в данном случае, и не предоставляют информацию по запросам редакции. Обращения в городскую прокуратуру города Клин не дают никаких результатов.


ИЮЛЬ, 28
Газета «Встреча»
Газета «Площадь Мира»
Заместитель прокурора города Дубны (Московская область) Е. Иванова направила в редакции местных газет «Встреча» и «Площадь Мира» письма, в которых потребовала предоставления документов, на основании которых в этих изданиях были размещены рекламные объявления о деятельности покерного клуба «Фаворит». Письмо было отправлено «в связи с проверкой исполнения законодательства об игорном бизнесе и появившихся в упомянутых изданиях рекламных объявлениях «Фаворита». Редактор газеты «Площадь Мира» О. Мелкумова сообщила в прокуратуру, что эти объявления были напечатаны до вступления в силу соответствующих поправок к законодательству, однако Е. Иванова повторила свое требование, пригрозив редактору административной ответственностью.


ИЮЛЬ, 29
Вся пресса
По результатам подписной кампании второго полугодия 2009 года, итоги которой подвела «Почта России», рынок подписных услуг демонстрирует относительную стабильность, - сообщается на официальном сайте «Почты России». По сравнению с аналогичным периодом 2008 года подписные тиражи в целом по России снизились на 2,2%. Ситуацию на рынке подписки удалось сохранить стабильной благодаря стимулирующим мерам, в частности, сдерживанию «Почтой России» роста тарифов на услуги по распространению периодических печатных изданий (связанные с этим потери предприятия в доходах частично компенсируются за счет субсидий из федерального бюджета), а также предоставлению скидок подписчикам самых массовых федеральных и региональных изданий, а также всех районных и городских газет и журналов. Принимаемые на сегодняшний день меры по стимулированию подписного рынка являются хотя и необходимыми, но отнюдь не достаточными, - подчеркнули в компании. Для качественного прорыва в развитии института подписки требуется модернизация инфраструктуры подписки на периодические печатные издания. В этой связи «Почтой России» разработан и представлен на согласование в Федеральное агентство связи проект соответствующей ведомственной целевой программы. Целевая программа ведомства «Модернизация инфраструктуры подписки на периодические печатные издания в 2010 – 2012 гг.» предполагает создание отдельной инфраструктуры для оказания подписных услуг, которая позволит обеспечить высокий уровень качества обслуживания подписчиков на всей территории Российской Федерации, включая удаленные, труднодоступные регионы и сельскую местность.


ИЮЛЬ, 30
«Открытая газета»
В ФЗГ обратилась редакция независимого общественно-политического издания «Открытая газета» (Ставрополь). Коллеги сообщили о ведущемся ими журналистском расследовании аферы с бюджетными средствами. По словам редактора газеты А. Чаблина, депутат краевой думы, он же директор юридического агентства некто Савичев, выступая на стороне оппонентов газеты, недавно совершил любопытный поступок: в нескольких краевых изданиях одновременно появилась реклама от имени его юридического агентства примерно следующего содержания: просим всех, пострадавших от клеветы «Открытой газеты», обращаться за юридической помощью.


ИЮЛЬ, 30
«Новая газета»
Внук советского лидера Сталина Евгений Джугашвили подал иск о защите чести и достоинства против «Новой газеты», сообщил в эфире радиостанции «Эхо Москвы» заместитель главного редактора газеты Олег Хлебников. «Е. Джугашвили не устроили некоторые утверждения, которые мы напечатали в спецвыпуске «Правда ГУЛАГа» в «Новой газете», - рассказал О. Хлебников. Истец упрекает автора статьи «Виновным назначен Берия» Анатолия Яблокова в том, что тот «ссылается на документы, которые отсутствуют». По мнению О. Хлебникова, Е. Джугашвили «просто не читал предыдущие публикации» газеты, в которых были представлены эти документы. «К сожалению, ситуация такова, что до сих пор многие документы засекречены. Мы хотим, чтобы их рассекретили. Чтобы разговаривать с Е. Джугашвили, нам, наверное, чего-то не хватает», - отметил О. Хлебников, добавив, что многие документы были засекречены уже в настоящее время. Е. Джугашвили нашел в статье ущемление чести и достоинства своего деда. Он назвал высказывания автора статьи в адрес И. Сталина «вымышленными, не соответствующими действительности», потребовал от «Новой газеты» опубликовать опровержение и выплатить ему компенсацию морального ущерба в размере 10 миллионов рублей.


ИЮЛЬ, 31
Журнал «Искусство кино»
Редакция журнала «Искусство кино» начала переезд в новое помещение. «Вот сейчас придет первый трейлер, и мы сегодня переезжаем», - сказал главный редактор издания Даниил Дондурей. При этом он отметил, что новое помещение редакции находится недалеко от предыдущего, которое было на улице Усиевича, 9. «Это на «Динамо», за парком. Мы специально выбрали вариант, который недалеко, чтобы опять же людям не слишком круто менять маршрут на работу. А арендовали мы на год с правом пролонгации у инвестиционный компании», - заметил Дондурей. По его словам, новое помещение почти в два раза меньше предыдущего - порядка 160-170 кв. метров, против 300 кв. м, что были раньше. «Но они готовы к работе, и нам этой площади хватит. Тем более, что в нынешних условиях мы не можем оплачивать аренду больших помещений», - пояснил главный редактор «Искусства кино». При этом он выразил благодарность руководству Роспечати, которое оказало серьезную помощь в решении финансового вопроса аренды. «Это было не только государственно-чиновничье, но и настоящее человеческое участие, благодаря которому мы выкупились из крепостной зависимости», - подчеркнул Дондурей. Вместе с тем он сделал ряд критических замечаний в адрес Союза кинематографистов, который посчитал, что редакция платит аренду на Усиевича по заниженной цене, и потребовал повысить оплату. «А если говорить о Союзе, то он даже за июль, когда мы уже, можно сказать, были в состоянии переезда, настаивал на рыночной цене, как будто мы не его «дочка» - ведь он наш учредитель - а какой-то фитнес-клуб», - сказал Дондурей. Наблюдатели не исключают, что выселение журнала - это результат того, что главный редактор Д. Дондурей поддержал Марлена Хуциева на декабрьском съезде Союза кинематографистов (см. монитор за май 2009 года).


ИЮЛЬ, 31
Максим Ефимов
В Петрозаводске в 9 часов утра было совершено нападение на председателя Карельского отделения «Молодёжной правозащитной группы», редактора газеты «Час Ноль» Максима Ефимова. Это произошло на лестничной клетке у квартиры, в которой проживает М. Ефимов. Нападавший по домофону сообщил, что по ошибке получил письмо из Беломорска, адресованное М. Ефимову, и хочет его передать. Максим, впустил «почтальона». Человек лет 30, славянской внешности отдал письмо и в это же время, пряча кисти рук, попытался ткнуть в глаз острым предметом, задев мягкие ткани под глазом, причинив телесные повреждения. Пострадавший вызвал скорую помощь и милицию. Сотрудники милиции допросили потерпевшего и произвели осмотр места преступления. Возбуждено уголовное дело. Одна из версий - антифашистская и правозащитная деятельность Максима Ефимова. Недавно на одном из Интернет-форумов М. Ефимов был назван «расовым евреем, ненавидящим русский народ».

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни