Результаты мониторинга
31 Января 2010 года

Мониторинг ФЗГ - Январь 2010

 

Случаи гибели журналистов -
-
Случаи гибели других сотрудников СМИ
-
-
Пропавшие без вести
-
-
Нападения на журналистов (Альберт Ильин, журналист ГТРК «Чувашия», Чебоксары).
1
Нападения на редакции
 (телерадиокомпания БАС ТВ, Калининградская область; газета «Саратовские вести», Саратов).
2
Попытки цензуры (ИА «Uradaily.ru», Челябинск).
1
Уголовное преследование журналистов и СМИ
(Галина Яблокова, учредитель газеты «Иваново-пресс, Алексей Яблоков, журналист этого издания, Валерий Сметанин, главный редактор «Иваново-пресс», все - Иваново).
3
Незаконное увольнение редактора, журналиста
(Олег Борисенко, главный редактор газеты «Краснокамская звезда», Пермский край).
1
Случаи задержания милицией (ФСБ, etc.)  (Руслан Алибеков, фотокорреспондент издания «Черновик», Махачкала, 2 раза; Галина Яблокова, учредитель газеты «Иваново-пресс, Алексей Яблоков, журналист этого издания, Валерий Сметанин, главный редактор «Иваново-пресс», все – Иваново; съемочная группа ГТРК «Калининград», Калининградская область).
6
Зафиксировано предъявленных к журналистам и СМИ судебных исков
на сумму 3 767 500 рублей.
19
Рассмотрено предъявленных к журналистам и СМИ исков
-
11
из них удовлетворено
-
4
взыскано в качестве денежной компенсации морального вреда
           25 500 рублей.
-
Отказ журналистам в доступе к информации (в том числе запрет производить аудио- и видеозапись, фотосъемку; отказ в аккредитации; ограничение права на посещение и присутствие на мероприятиях в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях) 21
Угрозы в адрес журналистов и СМИ (Андрей Корецкий, главный редактор ИА «Uradaily.ru», Челябинск; Виктор Корб, независимый журналист, Омск; Татьяна Седых, главный редактор газеты «Мое побережье», Хабаровский край; журналисты газеты «Златоустовский рабочий», Челябинская область; Александр Подрабинек, «Ежедневный журнал», Москва; Андрей Корецкий, главный редактор «UralDaily.ru», Челябинск).
6
Выселение редакций из занимаемых помещений -
-
Отказ от печатания (распространения) газет
-
-
Отключение от эфира, прекращение вещания (телекомпания «Амур-ТВ», Челябинская область).
1
Изъятие (скупка, арест) тиража  (газета «Качканарский Четверг», Свердловская область; газета «Арсеньевские вести», Приморский край). 2
Изъятие /  Повреждение фото-, аудио- и видеоаппаратуры, компьютеров  (редакция газеты «Иваново-пресс», Иваново).
1
Административное давление (внеочередные проверки СЭС, пожарных, налоговых и др. служб
 (газета «Котовский Вестник», Волгоградская область)
1
Прекращение выхода СМИ  (газета «Рыльский вестник», Курская область).
1
Препятствование деятельности интернет-изданий (сайт «Ingushetiaru.org»; сайт «Новой газеты» - 2 раза; сайт Ассоциация распространителей печатной продукции).
4
Выход газет-двойников
(газета «Правда Хакасии», Хакасия; газета «Орловская искра», Орел).
2
Вмешательство в деятельность редакции - -
Отказ в регистрации СМИ
-
-
Экономическое давление (прекращение финансирования) - -
Иные формы давления и нарушения прав журналистов
-
24

 

ЯНВАРЬ, 1
Все СМИ
Правозащитная организация «Репортеры без границ» (Reporters sans frontieres, RSF) распространила доклад, в котором, в частности, говорится, что в мире в 2009 году погибло 76 журналистов. Об этом Agence France-Presse сообщил генеральный секретарь организации Жан-Франсуа Жюльяр. По сравнению с 2008 годом это число выросло на 16 человек. Больше всего погибших журналистов оказалось на Филиппинах — 33 человека. На втором месте — Сомали, где погибли девять представителей профессии, третье разделили Россия и Пакистан — по пять убитых репортеров. Как рассказал Жюльяр, в 2009 году увеличилось количество похищенных журналистов (33 против 29 в 2008 году) и тех, кто столкнулся с нападениями или угрозами (1456 против 929). Число стран, в которых работа журналистов подвергается цензуре, за год почти удвоилось. В целом, отметил глава RSF, главными угрозами для журналистов остаются военные действия, а также предвыборные и послевыборные периоды в странах с неразвитой демократией. Кроме того, обеспокоенность правозащитников вызывает массовый отъезд журналистов из стран вроде Ирана или Шри-Ланки.
                                                                    

ЯНВАРЬ, 4 - 20
СМИ Томска
В медицинском вытрезвителе Томске 4 января милиционер жестоко избил журналиста. Через несколько часов после избиения пострадавшего отпустили домой, где ему стало плохо. Скорая помощь увезла его в больницу, где он был прооперирован в связи с повреждениями внутренних органов. Несколько дней журналист находился в коме, а 20 января он умер. Томский Союз журналистов в связи с инцидентом настаивает на отставке руководства УВД Томской области. А губернатор Томской области Виктор Кресс потребовал тщательного расследования инцидента и жесткого наказания виновных. По словам главы региона, избиение журналиста - еще одно подтверждение необходимости реформы органов внутренних дел. 15 января на сайте Следственного комитета при прокуратуре РФ появилось сообщение, что сотруднику томской милиции Алексею Митаеву предъявлено обвинение по статьям 111 УК РФ («Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью») и 286 УК РФ («Превышение должностных полномочий»). По имеющимся сведениям, погибшего звали Константин Попов.


ЯНВАРЬ, 10
Телеканал Муз-ТВ
В Москве сотрудники одного из офисов телеканала Муз-ТВ обнаружили пропажу оргтехники. В милицию обратился 28-летний Сергей Никифорец, который является директором по информационным технологиям ЗАО «ТВ Сервис», именуемое в народе музыкальным телеканалом Муз-ТВ. С. Никифорец указал в заявлении, что в период с 25 декабря по 11 января из офиса, который располагается на третьем этаже торгового центра на Варшавском шоссе, пропали шесть ноутбуков. Общий ущерб составил 360 тыс. рублей. Обстоятельства кражи выясняются.



ЯНВАРЬ, 11
Газета «Кондопожский листок»
Редакция газеты «Кондопожский листок» (Республика Карелия) выиграла шесть судебных процессов по одной публикации. Редакция газеты «Кондопожский листок» вышла победителем из затяжного судебного конфликта. Шестеро кандидатов в депутаты Советов поселений Кондопожского района осенью прошлого года обратились с исками в суд на редакцию газеты, считая, что в публикации о выборах была задета их честь (см. монитор за октябрь 2009 года). Истцы требовали опровержения фрагментов статьи и денежной компенсации морального вреда - в сумме на пятерых они просили 143 000 рублей (один из кандидатов не предъявил материальных претензий). Необычность ситуации заключалась в том, что в публикации не упоминалось ни одной фамилии, а рассказывалось о том, что во власть массово идут работники Кондопожского целлюлозно-бумажного комбината (что было правдой, данный факт не оспаривался в суде). Суд, рассмотрев первых два исковых заявления, установил, что оспариваемые фразы никого не порочат, а главное - ни к кому конкретно не адресованы. На этом основании истцам было отказано в удовлетворении требований. Оба проигравших, поняв бессмысленность дальнейшей тяжбы, решение суда первой инстанции не оспаривали, хотя, рассказывает редактор газеты Сергей Кононов, через посредников выходили на него, пугая затяжным процессом и предлагая пойти на мировую, что ими понималось как публикация опровержения. Редактор этого не сделал и судебный процесс на том иссяк. Остальные четверо истцов, видя как пошло дело (а все шесть заявлений были написаны, как говорится, под копирку), в судебное заседание просто не явились, по причине чего суд оставил их заявления без рассмотрения.  



ЯНВАРЬ, 11
Газета «Черновик»
Минюст Республики Дагестан потребовал не нарушать закон в отношении журналистов. Журналист дагестанского издания «Черновик» Магомед Магомедов сообщил, что Управление Минюста РФ по Дагестану призвало местное отделение партии «Единая Россия» не нарушать российское законодательство и предоставить журналистам «Черновика» данные о членах партии, входящих в политсовет регионального отделения, так как это не является гостайной, и отказ в предоставлении информации нарушает закон РФ о СМИ и Конституцию России. Как рассказал М. Магомедов, ранее руководство дагестанского отделения партии «Единая Россия» отказывало газете «Черновик» в предоставлении списка политсовета ДРО партии. Руководитель исполкома Ибрагим Ибрагимов ссылался на то, что эти сведения являются служебными и разглашению не подлежат. На неоднократные просьбы сотрудников «Черновика» предоставить сведения от руководства партии следовал жесткий отказ. И даже рекомендации федерального руководства партии на месте не исполнялись. Тогда издание обратилось в правоохранительные органы. В итоге Минюст Дагестана направил руководству партии официальное обращение, в котором указал, что И. Ибрагимов нарушает Конституцию РФ, ФЗ «О политических партиях», Закон РФ «О СМИ», а также Устав партии «Единая Россия». Накануне Нового года «Черновик» получил ответ: «Минюст РФ, Управление Минюста РФ по Дагестану. Руководителю Исполкома ДРО ВПП «Единая Россия» Ибрагиму Ибрагимову. Копия и.о. начальника управления по надзору за исполнением федерального законодательства Прокуратуры РД, ст. советнику юстиции Н. К. Салихову. Письмо от 29.12.2009 г. № 05-03/3140 ... Согласно ст. 40 закона «О СМИ», отказ в предоставлении запрашиваемой информации возможен, только если она содержит сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну. Так как запрашиваемая информация не относится к категории тайн, отказ в предоставлении информации о составе политсовета ДРО ВПП «Единая Россия» является незаконным. С учетом изложенного просим предоставить информацию о составе политсовета ДРО ВПП «Единая Россия». Начальник Управления А. А. Гусейнаев».


ЯНВАРЬ, 11
Дмитрий Соловьев
В Кемерово закрыто дело блоггера  и активиста движения «Оборона» Дмитрия Соловьева, который обвинялся в возбуждении ненависти и вражды и унижении человеческого достоинства сотрудников ФСБ и МВД (см. монитор за август, октябрь 2008 года, июнь 2009 года). Об этом в эфире радиостанции «Эхо Москвы» сообщил член комитета в поддержку Д. Соловьева, координатор движения «Оборона» Олег Козловский. По его словам, уголовное дело было закрыто еще 31 декабря, но только сегодня Д. Соловьев получил копию постановления. О. Козловский назвал прекращение дела Д. Соловьева «беспрецедентным решением», так как «до сих пор все подобные дела заканчивались обвинительными приговорами». Он отметил, что следствие шло почти полтора года и было прекращено «после того, как две группы экспертов из Москвы и Томска не усмотрели призыва к экстремизму в записях, которые инкриминировались Д.Соловьеву».


ЯНВАРЬ, 11
Газета «Правда Хакасии»
В Черногорске (Республика Хакасия) продолжают бушевать предвыборные страсти. В городе распространяется номер газеты, издание которого приписывается ХРО КПРФ. Номер оформлен под «Правду Хакасии» и содержит материалы, направленные против нескольких кандидатов на пост мэра города. Коммунисты уверяют, что не имеют к этому номеру газеты никакого отношения. В городскую и республиканскую прокуратуры уже направлены соответствующие обращения. Это не первый подобный случай, отметил руководитель ХРО КПРФ Владимир Керженцев. По его словам, похожая ситуация возникала на выборах депутатов Верховного Совета республики в 2009 году. «Фальшивка сделана довольно грубо - отличается цвет оформления (у нас он красный, а у двойника - розовый), кроме того, выходные данные оформлены с ошибками», - рассказал В. Керженцев. Как прокомментировали ситуацию в прокуратуре Черногорска, по данному факту сейчас проводится проверка.


ЯНВАРЬ, 11
Сайт «Ingushetiaru.org»
После публикации на сайте ингушской оппозиции «Ingushetiaru.org» интервью с резкой критикой в адрес властей Ингушетии сайт подвергся усиленной DDoS атаке, в результате чего его работа была полностью парализована, а некоторые разделы были разрушены. Об этом рассказал лидер ингушской оппозиции Магомед Хазбиев. «Видимо, с конструктивной критикой оппонентов наши власти умеют бороться только с помощью кувалды и топора. Зязикова нет, но методы остались те же. Все время, средства и усилия, потраченные на борьбу со свободным словом, нашим горе-чиновникам лучше было бы потратить на благо народа. Как бы они не пытались убить сайт, убить нас самих, борьба наша будет продолжаться до тех пор, пока мы не заставим их работать на людей, а не на собственный карман», - заявил корреспонденту «Кавказского узла» М. Хазбиев. По его словам, 11 января, когда и началась очередная атака, на сайте была только одна новость – развернутое интервью относительно положения дел в республике. В этой публикации была дана жесткая оценка политики ингушских властей и президента Ингушетии Юнус-Бека Евкурова. Хазбиев напрямую связывает случившееся с сайтом с реакцией властей на интервью. В течение нескольких часов страница не открывалась ни для пользователей, ни для администрации сайта. «Интервью Хазбиева очень понравилось руководству Ингушетии и таинственным хакерам, которые, видимо, хотят читать его только сами и никому больше не показывать», - говорит редактор сайта «Ingushetiyaru.org» Лидия Михальченко. По ее словам, уже за первые несколько часов после публикации материала на сайт пришло около полутора сотен отзывов от читателей.



ЯНВАРЬ, 11
Газета «МК в Бурятии»
Прокуратура Республики Бурятия объявила предостережение о недопустимости нарушения антиэкстремистского законодательства главному редактору «МК в Бурятии» А. Бурмакину. Поводом послужила статья Д. Родионова «Плоды непонимания», за день до этого опубликованная в газете. Статья представляет собой интервью с Александром Турчаниновым-Родиным, членом Демократической партии России и театральным деятелем, который критикует постановку в Русском драматическом театре им. Бестужева и некорректно высказывается по поводу национальности художественного руководителя театра Олега Юмова. По мнению Турчанинова-Родина, в национальной республике на такую должность в русском театре должны были назначить не представителя «коренной национальности» (т. е. бурята), а представителя «государствообразующего народа» (т. е. русского). Безусловно, высказывание интервьюируемого недопустимо, но нам кажется неверным наказывать газету или редактора за прямую речь собеседника журналиста. Кроме того, согласно ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», предостережение выносится в случае наличия обоснованного предположения о возможном в будущем нарушении закона, а не по факту уже свершившегося нарушения.


ЯНВАРЬ, 11
Газета «Качканарский Четверг»
Тираж газеты «Качканарский Четверг» (Свердловская область) скупают неизвестные лица. В редакции считают, что это делают приезжие представители одного из кандидатов в мэры Качканара. Эти люди работали в городе в течение месяца, занимаясь агитацией населения перед выборами, которые состоятся в ближайшее воскресенье, 1 марта. В последнем номере газеты опубликованы неудобные для некоторых лиц материалы. Около 9 часов утра по городу ездил автомобиль «Тойота» белого цвета, № 865 МСР регион 96. Туда сгружался тираж газеты, купленный оптом у общественных распространителей, в магазинах города. Ближе к обеду к этому автомобилю присоединились еще несколько машин. Водители объезжали торговые точки и выкупали тираж. Некоторые продавцы и товароведы отказывались отдавать газету оптом, зная, что их покупатели останутся без газеты. На что получали либо угрозы, либо предложение получить деньги. Примерно к двум часам дня в городе практически не было места, где можно купить «КЧ». В редакции выстроилась очередь, люди просили продать любимое издание.


ЯНВАРЬ, 12
«Новая газета»  
Дмитрий Муратов
Прокуратура города Москвы отменила постановление столичного ГУВД об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении журналистов «Новой газеты» за клевету в адрес президента Чеченской Республики Рамзана Кадырова. Все материалы по поводу претензий Кадырова к «Новой газете» возвращены теперь в ГУВД Москвы, где в течение месяца будет рассмотрен вопрос о возбуждении дела. Адвокаты чеченского президента хотят привлечь к ответственности главного редактора «Новой газеты» Дмитрия Муратова и трех журналистов издания за статью от 4 февраля 2009 года «Венское убийство» по поводу убийства в Австрии Умара Исраилова, бывшего охранника Кадырова. Стоит отметить, что статья основана на данных расследования журналистов The New York Times и во многом состоит из перевода добытых американской газетой сведений.


ЯНВАРЬ, 12
Радиостанция «Эхо Москвы»
В Москве обокрали квартиру помощницы главного редактора радиостанции «Эхо Москвы» Алексея Венедиктова, расположенную на Большой Филевской улице, сообщает «Росбалт» со ссылкой на источник в правоохранительных органах. Источник рассказал, что 25-летняя сотрудница радиостанции (ее имя не называется) обратилась в милицию 11 января. Она на пять дней уезжала из Москвы, а вернувшись, обнаружила, что ее квартиру обокрали. Помощница Венедиктова лишилась 3 тысяч долларов, женских часов, двух шуб и золотых ювелирных изделий. Общий ущерб оценивается в 400 тысяч рублей. Милиционеры установили, что воры проникли в квартиру, расположенную на втором этаже, отжав раму пластикового окна. Как сообщает сайт "Комсомольской правды", у сотрудников милиции есть видеозапись с камеры наблюдения, а также отпечатки пальцев преступника.


ЯНВАРЬ, 12
СМИ Сахалина
Накануне Дня российской печати, президиум Сахалинской областной организации Союза журналистов РФ подвел итоги творческого конкурса им. А. Чехова. Он существует уже 45 лет и считается самым престижным конкурсом в островной журналистике. Стать лауреатом чеховского конкурса хотели многие. Не столько ради диплома и денежной премии, прилагающейся к нему, сколько из-за весьма ощутимого признания. Результаты конкурса всегда придавали гласности все СМИ, лауреатов чествовали на виду у приглашенных гостей – VIP- персон, у них брали интервью. Особо поощрялись острые материалы и публицистика в защиту журналистского сообщества. Жюри заседало иной раз по три дня, чтобы из нескольких сотен газетных вырезок, дисков и кассет с теле-радио-записями выбрать пять-шесть победителей номинаций. Сколько в течение этих 45 лет народилось параллельных конкурсов – попытался стать весомой альтернативной организацией Медиасоюз, конкурс на приз губернатора, всякого рода ведомственные поощрения….В денежном выражении они бывали куда как весомее «чеховского», но последний все равно оставался самым-самым. Ведь настоящее признание для любого журналиста, кто бы что ни говорил, это признание именно коллег – его получить гораздо труднее, чем признание читателя или зрителя. В этом году все было по-другому. Вместо нескольких сотен работ на столе лежало десятка два. Раньше бы многие из них и не обсуждали: это были профессионально сделанные, но все-таки рядовые корреспонденции. Из районов не было ни одного материала! А в Сахалинской области 11 районов и в каждом одна-две газеты и обязательно телеканал… С натяжкой нашли, чем забить номинацию «Репортаж», а вот молодого автора, способного попасть под номинацию «Дебют», так и не оказалось. Неслыханно – жюри заседало лишь час. Невиданно – 13-го, в день праздника, толпа разошлась из ресторана почти сразу после вручения премий. Несмотря на хороший стол (спасибо меценатам), несмотря на живую музыку. Раньше не расходились до полуночи – так интересно было общаться друг с другом! Сейчас общаться журналисты друг с другом не хотят. Словно заранее знают, что каждый может сказать. А ведь действительно, только за последние три года в области закрылись две оппозиционные газеты, а одна поменяла свою направленность. Незадолго до Нового года перестало выходить сахалинское приложение к «Аргументам и фактам», по сути, исчезло и местное приложение к «Комсомольской правде», «начинку» для него теперь делает информационное агентство, принадлежащее областной администрации. Когда журналисты берут информацию из одних источников, кормятся из одних рук, они неинтересны друг другу. Лина Аверичева, прежний многолетний председатель областной организации Союза журналистов РФ, член президиума: «Я в шоке. Хочу даже написать заявление и выйти из президиума. Так и хочется сказать: журналистика умерла. Разные периоды были у чеховского конкурса – в 90-е годы, например, мы не могли найти спонсоров для премий… Но какая же была в эти годы замечательная журналистика! Мы, члены жюри, спорили до хрипоты, ссорились, обижались друг на друга, потому что трудно было доказать почему одна блестящая работа лучше другой, такой же блестящей. Мы кидались на выручку друг другу, мы ждали этого праздника, жаждали услышать друг друга! А сейчас главная отличительная особенность конкурса: низкий профессиональный уровень, который, я считаю, вытекает из экономической ангажированности журналистов». Любовь Касьян, нынешний председатель: «Знать бы, как выживают, борются другие местные организации Союза… Увы, за три года моей работы Союз журналистов ни разу не поинтересовался, как мы живем, не пригласил сахалинцев ни на один семинар, встречу, конференцию. Только на этот пресловутый «бал прессы», да и то с настойчивой оговоркой: проезд, входной билет, размещение - за свои деньги…».


ЯНВАРЬ, 12
Все СМИ
Россия по итогам 2009 года вновь попала в категорию «несвободных» государств в очередном докладе неправительственной организации Freedom House. В целом год экономической рецессии в мире сопровождался самым мощным откатом от соблюдения демократических свобод, начиная с 1995 года, считают правозащитники. «За год, отмеченный усилением репрессий против правозащитников и гражданских активистов, свертывание свобод зарегистрировано в 40 странах Африки, Латинской Америки, Ближнего Востока и бывшего СССР. Авторитарные страны, такие как Иран, Россия, Венесуэла и Вьетнам, стали еще более репрессивными», - утверждают авторы доклада. Россия оказалась среди стран, где, по мнению Freedom House, оппозиция, неправительственные организации и независимые СМИ испытывают на себя наиболее сильное давление со стороны властей. В докладе особо отмечены громкие убийства российских журналистов и правозащитников, большинство которых осталось нераскрытыми. «Начиная от жестоких репрессий на улицах Ирана, арестов членов организации «Хартия-08» в Китае и убийств журналистов и правозащитников в России, мы видим за последние пять лет глобальное усиление карательных мер против людей, отстаивающих общепризнанные права», - говорится в докладе. В составленный Freedom House «черный список» десяти самых «несвободных» государств и регионов попали Бирма, китайский Тибет, Северная Корея, Туркмения, Узбекистан, Ливия, Судан, Мьянма, Экваториальная Гвинея и Сомали. Всего по итогам 2009 года Freedom House признала «несвободными» 47 стран, на пять больше по сравнению с предыдущим годом. К «свободным», как и в прошлом году, причислены 89 стран, в основном это государства Западной Европы и Северной Америки. В категорию «частично свободных» по итогам 2009 года попали 58 государств. Ежегодный доклад Freedom House, в котором оценивается ситуация с политическими и гражданскими свободами в более чем 190 странах мира, обнародован в Вашингтоне.


ЯНВАРЬ, 13
СМИ Архангельской области
Вроде бы праздник, тем более совпадающий со Старым Новым годом, есть повод выпить еще один бокал шампанского. Однако что-то не весело. Нет не только ощущения праздника, скорее есть повод для грустного прощания с остатками былой гласности и свободы слова. Теперь властям даже не нужно никакой цензуры, не нужно контролировать журналистов или ограничивать телезрителей /слушателей/ читателей в выборе информации. Мы уже достигли такой стадии холопства, когда журналисты добровольно обслуживают власть, а их аудитория и не требует ничего другого. Спрос на свободное слово уменьшается с катастрофической скоростью. Людей уже успели приучить к дешевым развлечениям, попсе, гламуру, к иным обывательским ценностям. Как недавно образно заметил один из публицистов: «Россия оказалась в глубоком обмороке». Вместо чести, совести, стремления к справедливости, к защите собственного достоинства народу навязали идеологию потребительства, корысти, карьеризма, приспособленчества. Журналистика в такой общественной атмосфере уступила место информационному обслуживанию власть имущих и развлечению их подданных. Если говорить об Архангельской области, то в прошлом году мы потеряли последнюю общеобластную (хоть и малотиражную) более или менее независимую газету «МК в Архангельске». Ее, как и «Правду Севера», которая также иногда позволяла себе критиковать власть, купили структуры, близкие к «Единой России». «Правда Северо-Запада» Ильи Азовского время от времени тоже печатает громкие материалы, но эта газета явно ангажирована и непоследовательна. Приостановлен выпуск «Нового Региона». Из печатных СМИ во всей Архангельской области осталась лишь одна реально независимая, оппозиционная газета «Вельск-инфо». Кроме того, есть пять областных интернет-сайтов, которые я очень рекомендую нашим читателям, интересующимся событиями, происходящими в Архангельске и в области: «Позорный столб» (http://pozornistolb.okis.ru/), «Кочегар» (http://kochegar.com/), «Архангельск Александра Гревцова» (http://alexander.grevtsov.ru/), «Архсвобода» (http://arhsvoboda.ucoz.ru/) и RUSNORD (http://www.rusnord.ru/).


ЯНВАРЬ, 13
Газета «Котовский Вестник»
В ФЗГ обратилась главный редактор газеты «Котовский Вестник» Т. Сухорученко. Она сообщила, что в Волгоградской области 31 декабря 2009 года в один день с незаконным закрытием и опечатыванием всех помещений редакции газеты «Котовский Вестник» (см. монитор за декабрь 2009 года) комиссией администрации Котово при отсутствии положения о порядке проведения служебных проверок был составлен акт служебной проверки МУ «Редакция газеты «Котовский Вестник» (утвержден главой г. Котово А. Яковенко), в котором делаются не основанные на законе выводы. В частности, в акте утверждается, что доплата работникам, исполняющим обязанности временно отсутствующего работника, должна была якобы производиться в соответствии с Разъяснениями Госкомтруда СССР 30, ВЦСПС 39 от 29.12.1965 года, где предусмотрена выплата разницы в окладах. Однако согласно ст. 423 Трудового кодекса РФ «применение законов и иных нормативных правовых актов впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года N 2014-1 «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств», применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу». В отличие от упомянутого Разъяснения Госкомтруда Трудовой кодекс РФ в ст. 151 иначе регулирует вопрос доплаты при исполнении обязанностей временно отсутствующего работника. Там сказано: «Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы». Таким образом, в данном случае применяется ТК РФ, т.к. Разъяснения противоречат новому трудовому законодательству. Специалисты комиссии этого не учли и сделали необоснованный расчет возврата денежных средств. На этом основании работникам редакции не выплачивается заработная плата за декабрь 2009 года. Со слов главы города, заработная плата будет выплачена при условии, если редактор вернет «переплаченные» средства. Кроме того, комиссия, превышая свои полномочия, делает вывод: "привлечь директора к дисциплинарному взысканию в виде увольнения". Согласно ст. 192 ТК РФ привлечь работника к дисциплинарной ответственности имеет право только работодатель. Комиссия работодателем не является. Т. Сухорученко считает названную проверку частью спланированной акции с целью незаконного закрытия редакции и увольнения главного редактора. С учетом вышеизложенного, прошу провести экспертизу оспариваемого акта на предмет законности как самой проверки и легитимности комиссии, так и выводов, изложенных в акте. Обязать администрацию города выплатить заработную плату работникам редакции за декабрь 2009 года. Привлечь виновных к установленной законом ответственности. Кроме ФЗГ, заявление Т. Сухорученко направлено в прокурору Волгоградской области, а также в Комитет по печати и информации администрации Волгоградской области, в Управление Роскомнадзора по Волгоградской области, в Комитет по труду и занятости администрации Волгоградской области, в Государственную инспекцию труда в Волгоградской области, прокурору Котовского района и главе городского поселения Котово (для сведения).


ЯНВАРЬ, 13
ВГТРК
Предварительные слушания дела по иску предпринимателя Бориса Березовского к российской радиовещательной компании ВГТРК о клевете прошли в среду в Высоком суде Лондона. Иск проживающий в Лондоне и объявленный в розыск в России предприниматель подал после того, как на телеканале РТР-Планета (который транслируется за рубежом) и программе «Вести недели» был показан сюжет, в котором говорилось о якобы незаконном получении Березовским убежища в Британии и о его причастности к отравлению экс-сотрудника ФСБ Александра Литвиненко.


ЯНВАРЬ, 13
Руслан Алибеков
В Махачкале (Республика Дагестан) была оцеплена улица перед зданием республиканского управления ФСБ. Фотокорреспондент Руслан Алибеков по просьбе издания «Черновик» фотографировал, как с КАМАЗов выгружают бетонные блоки, которыми спешно перекрывали проезжую часть. Однако через некоторое время к Альбекову подошли сотрудники ФСБ и заставили его стереть фотоснимки. «Я сфотографировал, как они перекрывали улицу. Там стояли КамАЗы, которые перекрыли улицу напротив здания ФСБ. Здание ФСБ я не снимал. Я им говорю, мол, вашего здания нет на снимках. А они все равно – удаляй, и все», - говорит Алибеков. По его словам, сотрудники ФСБ задерживали его дважды. Оба раза журналист предлагал силовикам взять фотоаппарат и стереть снимки, однако те сделать это отказались, но все же заставили удалить фотокадры. Как рассказал корреспонденту Фонда защиты гласности сам Альбеков, требования сотрудников госбезопасности, по сути, не имели смысла, так как с любой карты памяти восстановить данные не составляет труда. Р. Альбеков сообщил также, что сотрудник ФСБ, который требовал стереть фотоснимки, вел себя достаточно вежливо, но был настойчив. «А рядом стояли двое с автоматами. И куда деваться? Я-то эти фото все равно восстановлю, но я не понимаю – зачем это все нужно было вообще?», - заявил Р. Алибеков.


ЯНВАРЬ, 13
Ульяна Акаева
Верховный суд Дагестана оставил в силе решение Новолакского районного суда, который признал незаконным распоряжение главы Новолакского района Гаджи Айдиева об увольнении редактора газеты «Голос времени» Ульяны Акаевой. Это издание выходит в Новолакском районе республики на лакском языке. По информации, полученной корреспондентом «Кавказского узла» в администрации Новолакского района, главред газеты допускал нарушения финансовой дисциплины. Основанием для ее увольнения послужил акт контрольно-счетной палаты администрации Новолакского района о нецелевом расходовании бюджетных средств, за что она была уволена учредителем издания - главой муниципального образования «Новолакский район» Гаджи Айдиевым. По словам У. Акаевой, в августе прошлого года глава района Г. Айдиев без всяких причин заявил ей, что редактор утратила его доверие и должна уйти с работы, и подписал приказ о ее увольнении. У. Акаева подала исковое заявление в суд, и Новолакский районный суд восстановил ее в должности директора. Но через некоторое время глава района снова увольняет Акаеву. Администрация Новолакского района подала кассационную жалобу в Верховный суд Дагестана с требованием отменить решение суда первой инстанции (см. монитор за декабрь 2009 года), однако 13 января оно было оставлено в силе.


ЯНВАРЬ, 14
ИД «Алтапресс»
Издательский дом «Алтапресс» заявил о том, что его типография не причастна к изданию провокационной листовки. Напомним, в начале года в Барнауле была распространена очередная провокационная листовка под названием «Хватит врать». «Суть этой листовки, как и предыдущих — откровенное вранье и бессовестная ложь», - заявила председатель Барнаульской городской Думы Людмила Зубович. Она подчеркнула, что «авторы листовки, как обычно, предпочли не предавать огласке своих имен». «На листовке написано, что она отпечатана в ООО ИД «Алтапресс» тиражом 120 тыс. экземпляров», - отметила Зубович. Первый заместитель генерального директора ООО «ИД «Алтапресс» Владимир Овчинников и директор типографии ООО «ИД «Алтапресс» Светлана Липовик в своем письме на имя Председателя Барнаульской городской Думы Людмилы Зубович заявили о непричастности издательского дома к этой провокации. В заявлении сказано: «Заказ на изготовление вышеупомянутой листовки в типографию не поступал и к изготовлению листовки «Хватит врать», ООО «ИД «Алтапресс» никакого отношения не имеет». Владимир Овчинников и Светлана Липовик также отметили, что «распространение вышеуказанной листовки, причинило значительный ущерб деловой репутации Издательского дома «Алтапресс». Администрация города обратилась в правоохранительные органы с просьбой дать правовую оценку действиям авторов и изготовителей листовки, - говорится в сообщении пресс-центра.


ЯНВАРЬ, 14
Все СМИ
На Красной площади в Москве 20 фотографов ведущих российских изданий и мировых фотоагентств провели флэшмоб в знак протеста против незаконных запретов на фотосъемку во многих местах столицы. Фотографы провели на Красной площади сессию с использованием профессиональной аппаратуры и вспышек, снимая сначала друг друга, а затем мавзолей. Объявленный в профессиональном сообществе фотографов Живого Журнала флэшмоб привлек внимание сотрудников ФСО и милиции, которые наблюдали за происходящим, однако не препятствовали действиям участников акции. По мнению самих фотографов, милиционеры не поняли смысла происходящего и решили, что намечается акция оппозиции. Участников флэшмоба фотографировали сотрудники в штатском. Профессиональная съемка без специального разрешения запрещена на Красной площади, вдоль правительственных трасс и во многих других местах, доступных в то же время для посещения и съемки многочисленным туристам. Протесты фотографов вызывают частые случаи задержаний их вместе с участниками акций и изъятие отснятого материала без законных оснований. Как сообщают Грани.ру, фоторепортеры намерены продолжить борьбу за свои права на съемку. В частности, они собираются направить обращение к коллегам и руководству МВД.


ЯНВАРЬ, 14
Интернет
Уполномоченный по правам человека Республики Татарстан Рашит Вагизов обратился в милицию по поводу порочащей его честь записи в социальной сети «Берлога». Недовольство омбудсмена вызвала запись пользователя Yuriy Egorov, в которой Вагизов обвинялся в давлении на своих подчиненных. Сообщение было написано в мае 2009 года. В рамках расследования дела о клевете в адрес Вагизова следователи допросили бывшего сотрудника аппарата уполномоченного по правам человека Юрия Егорова. В его квартире был проведен обыск, однако сам Егоров проходит по делу как свидетель, и никаких обвинений ему не было предъявлено. Также следствие не утверждает, что он и есть тот самый Yuriy Egorov, оставивший сообщение на сайте «Берлоги». Тем не менее, в ходе обыска был изъят персональный компьютер Егорова и носители информации.


ЯНВАРЬ, 14-15
СМИ Северо-Запада России.
14-15 января 2010 года Институт региональной прессы (Санкт-Петербург) провел семинар для журналистов «Экономический кризис и свобода прессы». В нем приняло участие около двух десятков журналистов и редакторов СМИ Северо-Запада России. Ведущим семинара являлся бывший главный редактор Русской службы BBC Андрей Остальский, который, в частности, рассказал, каким образом экономические потрясения влияют на журналистику в Соединенном Королевстве и во всем мире. Состоялся обмен мнениями о различиях в условиях существования средств массовой информации в России и за ее пределами. Кроме того, довольно активно обсуждался вопрос независимости прессы от ее владельцев и от государства. Среди острых тем, которые затронули российские участники, можно назвать проблемы с уровнем журналистики, вопрос отсутствия крепких и самостоятельных журналистских объединений и разобщенность журналистского сообщества как такового.


ЯНВАРЬ, 15
Газета «Арсеньевские вести»
Управление Роскомсвязьнадзора по Приморскому краю вынесло предупреждение газете «Арсеньевские вести» за иллюстрацию карикатуры с изображением свастики. Как заявила главный редактор издания Ирина Гребнева, редакция с данным предупреждением не согласна. И. Гребнева рассказала, что «в крае имеются большие проблемы в ЖКХ, проблемам ЖКХ посвящена рубрика в газете «Арсеньевские вести». «Очень много спорных, нехороших случаев. На материал из Уссурийска, который к нам пришел, мы подобрали карикатуру, где человек со знаменем, а на знамени написано: «ЖКХ и буква «Х» в виде свастики, этим мы хотели показать, что наша система ЖКХ столь же карательна, как и был фашизм», - пояснила она и добавила, что «карикатура читателям очень понравилась». Однако, как рассказала И. Гребнева, юристы утверждают, что «существует некий закон, который вообще запрещает изображение свастики у нас в России. Якобы изображение этой свастики означает прославление фашизма, но в данном случае у нас свастика была применена в совершенно другом смысле, то есть наоборот», - подчеркнула она. «Письменно мы пока никаких бумаг не получали. Как только получим, начнем действовать. Я в любом случае буду бороться и вероятно придется обратиться в Конституционный суд, если такой закон существует, чтобы он дал свое заключение», - сказала она.


ЯНВАРЬ, 15
Дамир Шайхутдинов
В Татарстане осужден редактор газеты, разместивший материалы экстремистского характера. Собранные следственными органами Следственного комитета по Республике Татарстан доказательства признаны судом достаточными для вынесения обвинительного приговора в отношении 33-летнего Дамира Шайхутдинова. Как сообщили в СК при прокуратуре РФ, он признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 282 УК РФ («Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства»). Следствием и судом установлено, что, являясь одновременно учредителем газеты «Чаллы яшьлэре» («Челнинская молодежь») и её редактором, в декабре 2008 года Шайхутдинов разместил в своей газете тексты статей, которые, согласно заключению комплексной психолингвистической судебной экспертизы, носят пропагандистско-агитационную направленность, возбуждающую национальную и религиозную вражду, а также пропаганду национального, религиозного и языкового превосходства. Статья была посвящена полемике с мнением о «мирном вхождении в состав русского государства» ряда территорий, включая современный Татарстан (см. монитор за октябрь 2009 года). Приговором суда Шайхутдинову назначено наказание в виде 1,5 года лишения свободы условно.


ЯНВАРЬ, 15
Газета «Московский комсомолец» в Карелии»
Газета «Карельской губернии».
Министр финансов Карелии Сергей Михайлов обратился в Петрозаводский городской суд с исковым заявлением, решив разом наказать сразу две редакции республиканских газет - «Московского комсомольца в Карелии» и «Карельской губернии». Оба издания подробно освещают судебный процесс, в котором фигурантом выступает министр. Судебный конфликт возник между семьей гражданина Михайлова и товариществом собственников жилья дома, где проживают Михайлов с супругой. Возникла запутанная ситуация с оплатой ими коммунальных услуг, в результате управдом В. Медведев обесточил квартиру Михайловых. С этого и понеслась судебная эпопея. Сначала суд признал правоту управляющего домом, потом это решение было обжаловано и отменено, в результате дело вернулось на новое рассмотрение. Потом выиграл министр Михайлов. Скорее всего, СМИ не были бы столь внимательны к рядовому коммунальному конфликту, если б в центре не оказались два известных в Петрозаводске человека. Первый - это член правительства Карелии Михайлов. А второй - депутат Петрозаводского горсовета Медведев. Разумеется, СМИ извещали читателей о каждом новом судебном витке. Существо коммунально-финансового разногласия жильцов с ТСЖ мы пропускаем, и сообщим лишь о том, что вовлекло в процесс, уже не в качестве наблюдателей, а ответчиков - редакции газет. Претензии С. Михайлова вызвали несколько фраз. В одной цитируется заявление управдома В. Медведева о том, что С. Михайлов будто бы угрожал ему и послал куда подальше (об этом сообщила «Карельская губерния»), а вторая оскорбившая министра фраза является эмоциональной репликой, которую он позволил себе в разговоре с журналистом «Московского комсомольца в Карелии». Комментируя по телефону факт отключения в его квартире электричества, С. Михайлов заявил, что «набьет морду управдому». Свидетелем телефонного разговора были еще несколько редакционных журналистов (телефон работал в режиме громкой связи), однако на диктофон разговор с министром не записали. Министр утверждает, что упомянутые сведения не соответствуют действительности и порочат его, он требует опровержения и компенсации морального вреда: с каждой редакции по 100 000 рублей. Объясняя размер материальных претензий, С. Михайлов пишет в заявлении, что он является представителем публичной власти, и потому пострадал он не только как гражданин, но и как должностное лицо. Тем временем попытки товарищества собственников жилья взыскать с Михайлова долги (их накопилось около 60 тысяч рублей) оказываются безрезультатными. ТСЖ опять подготовило исковое заявление в суд на жильца С. Михайлова. Так что дело будет продолжено. И редакции, уже попавшие в суд в качестве ответчиков, будут теперь явно с большим интересом наблюдать за процессом.


ЯНВАРЬ, 15
Ирек Муртазин
Судебная коллегия Верховного суда Татарстана оставила без изменения приговор Кировского районного суда Казани в отношении бывшего пресс-секретаря президента Татарстана Ирека Муртазина. Об этом сообщает РИА Новости. Муртазин был приговорен к 1 году 9 месяцам колонии-поселения за клевету на главу республики и возбуждение национальной розни или вражды. «Приговор в отношении Муртазина оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения», - озвучил решение судья судебной коллегии. В cуде Муртазин заявил, что его осудили незаконно, а также высказал недоверие суду. «Суду не доверяю, но не вижу смысла заявлять отводы», - сказал он. Его адвокаты считают, что приговор райсуда является неправомерным, и они требовали его отменить. В Межрегиональной правозащитной ассоциации «АГОРА» Граням.Ру заявили, что приговор районного суда был вмешательством государства в реализацию свободы выражения мнения, которое закреплено в 10 статье Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Правозащитники считают, что по делу Муртазина необходимо было вынести оправдательный приговор. В правозащитном центре «Мемориал» cчитают, что уголовное преследование Муртазина носит ярко выраженный политически обусловленный характер, а сам он является политическим заключенным. По мнению правозащитников, решение суда противоречит статье 29 Конституции России и статье 10 Европейской Конвенции о правах человека. «Мемориал» отмечает, что Европейский суд по правам человека выработал принцип повышенной терпимости публичных фигур (по сравнению с обычными лицами) к критике в свой адрес, которому необходимо следовать и в ходе рассмотрения данного дела. Правозащитники считают позицию суда в деле Муртазина «крайне опасной, поскольку она приводит к выводам, делающим невозможным само существование оппозиции и ограничивающим право граждан иметь исключительно негативное отношение к действиям власти». Уголовное дело в отношении Муртазина было возбуждено осенью 2008 года после того, как он опубликовал в своем блоге в Живом журнале информацию о смерти президента Татарстана Минтимера Шаймиева. Следствие пришло к выводу, что, распространив заведомо ложные сведения в Интернете, Муртазин «вызвал общественный резонанс среди жителей республики, сформировав восприятие сложившейся ситуации как неотвратимой угрозы стабильности политической и экономической жизни общества, а также оказал негативное психологическое воздействие на окружение и близких родственников Шаймиева». Также следствие отметило, что в книге Муртазина «Минтимер Шаймиев: Последний президент Татарстана. Книга 1» изложены не соответствующие действительности сведения, порочащие честь и достоинство президента республики, а также подрывающие его репутацию. В этой книге, в Интернете и в публикациях в газетах «Казанские вести» и «Наши казанские вести» Муртазин также пропагандировал идеи, унижающие человеческое достоинство, подрывающие доверие и уважение населения к представителям власти республики, развивал убеждение в неполноценности граждан по признаку их социальной принадлежности и способствовал возбуждению ненависти и вражды к власти, считает следствие. Президент Татарстана выступил в суде и после этого заявил, что Муртазин заслуживает строгого справедливого наказания по всем трем статьям. «Нельзя допускать, чтобы покушались на чьи-то честь и достоинство, независимо от того, какую должность он занимает. Такая клевета, ложь должны быть наказаны», - сказал глава республики. Шаймиев отказался от иска о возмещении морального ущерба (см. монитор за сентябрь, декабрь 2008 года, август, ноябрь 2009 года).


ЯНВАРЬ, 17
Григорий Назаренко
В ФЗГ поступила информация, что в Саяногорском городском суде (Хакасия) проходят слушания о признании незаконными действий Участковой избирательной комиссии избирательного участка 97 города Саяногорска. В день выборов депутатов городского совета 11 октября 2009 года примерно в 19.45 корреспондент газеты «Правда Хакасии» Григорий Назаренко пришёл на избирательный участок 97. Ранее в этот день он уже был на этом избирательном участке и предъявлял необходимые документы председателю УИК 97. После закрытия участка в 20.00 и начала работы избирательной комиссии по подведению итогов голосования корреспонденту было запрещено производить фотосъемку, о чем избирательной комиссией было принято решение 11/18 от 11 октября 2009 года. Г. Назаренко считает, что своими действиями участковая комиссия нарушила его права, предусмотренные ст. 30 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Он просил суд признать решение Участковой избирательной комиссии избирательного участка  97 незаконным. Председатель Территориальной избирательной комиссии Г. Сёмкин считает, что Г. Назаренко своими действиями сам спровоцировал УИК на вынесение заведомо незаконного решения.


ЯНВАРЬ, 18
Газета «Орловская искра»
В ходе кампании по выборам мэра Орла разгорелся скандал. Кандидат от КПРФ Василий Иконников направил в прокуратуру и областное УВД заявление с требованием пресечь нарушения выборного законодательства. Поводом стало распространение в городе газеты «Искра», «клона» официального печатного органа обкома КПРФ «Орловская искра», в которой коммунист обвиняется в коррумпированности и управленческой бездарности. КПРФ подозревает в диверсии штаб «Единой России», а в партии власти не исключают, что газета была выпущена оппонентами для самопиара. Информацию о распространении газеты подтвердили в штабах двух главных претендентов на кресло мэра Орла — коммуниста Иконникова, возглавляющего фракцию КПРФ в облсовете, и единоросса Виктора Сафьянова, экс-главы Колпинского района Санкт-Петербурга. По словам очевидцев, газета «Искра» практически полностью дублирует макет официального издания обкома КПРФ «Орловская искра». Главным редактором значится В. И. Ульянов, издателем — известный в регионе журналист Виктор Балакин, считающийся непримиримым врагом КПРФ. Официальный тираж — 999 экземпляров, остальные несколько тысяч газет, как отмечают коммунисты, множились на обычных принтерах и уже без указания тиража. «Искра» распространялась на традиционно проводящихся в Орле по выходным продуктовых ярмарках, где, по словам очевидцев, экземпляры газеты «лежали пачками чуть ли не на каждом шагу».


ЯНВАРЬ, 18
Телерадиокомпания БАС ТВ
В Зеленоградске (Калининградская область) прекратила работу недавно созданная местная телерадиокомпания БАС ТВ. Неизвестные сломали дверь звукозаписывающей студии. А прибывшие на место журналисты и руководство компании не нашли там дорогостоящего оборудования. Ольга Терентьева, главный редактор телекомпании БАС ТВ: «Мы увидели, что сигнал пропал, то есть на мониторе сигнал пропал, мы подумали, проблемы со светом». Но, как выяснилось позже, проблем с электроэнергией не было. Когда сотрудники пришли в звукозаписывающую студию, которая находится в соседнем здании, то обнаружили, что дверь взломана. Евгений Алешин, оператор связи, соучредитель СМИ БАС ТВ: «Вот эти дужки были спилены, замок поломан, и дверь подперта палкой, чтобы не упала». Телевизионщики вызвали милицию и вместе со следственной группой зашли в студию. Которая опустела в одно мгновение. Не было ни передатчиков, ни записывающих устройств стоимостью 30 тысяч евро. Выяснилось, что у этой истории есть очевидцы. Напротив студии находится «Служба одного окна», сотрудники которой, правда, не стали делиться подробностями. Зеленоградские милиционеры не торопятся с возбуждением уголовного дела. Они взяли паузу для принятия решения. Алексей Поляков, начальник уголовного розыска ОВД по Зеленоградскому району: «по факту пропажи ТВ оборудования идет проверка в порядке ст. 144, 145 УПК РФ». Как оказалось, кражу не случайно назвали пропажей. И нашлась она довольно быстро - в администрации района. Получив сигнал, что неизвестные злоумышленники взломали дверь в студии, чиновники просто перенесли оттуда аппаратуру в надежное место. И только потом сообщили об этом расстроенным владельцам. А милиции теперь нужно искать тех, кто среди бела дня на глазах у свидетелей не побоялся ломать железную дверь.


ЯНВАРЬ, 18
ИА Регнум
В ФЗГ поступила информация о том, что Люблинской межрайонной прокуратурой Москвы проводится проверка по обращению врио начальника правового управления Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия Г. Сытенко о нарушении ИА Регнум пункта 1 статьи 1274 ГК РФ (не указание источника заимствования воспроизведения).


ЯНВАРЬ, 18
СМИ Пермского края
В Пермском крае в течение 2009 года закрыто 82 печатных издания. В 2008 году прекратили деятельность 18. Такие цифры назвал на пресс-конференции руководитель регионального управления «Роскомнадзора» Ю. Щебетков. При 1017 зарегистрированных на территории края СМИ количество исключенных из государственного реестра выглядит внушительно. Тем более, что большинство этих изданий закрыты по решению судов. Но, как сообщил руководитель управления, 54 издания в течение года и более не выходили ни разу. То есть нарушалась статья 15 п.2 Закона РФ «О средствах массовой информации». Ни один потенциальный читатель не держал в руках газеты «Би-Би», «Про Пермь», «Инфокурьер», «Соликамск вечерний» и т.д. Выпуск 28 изданий, например, газеты «Шанс», был прекращен по заявлению учредителей: производство и распространение стало экономически не выгодно. В течение прошедшего года в Пермском крае за различные нарушения были привлечены к административной ответственности главные редакторы 12 печатных СМИ и составлено 27 протоколов об административных правонарушениях в сфере телерадиовещания. Общая сумма штрафов составила почти 300 тысяч рублей. Вынесено два предупреждения редакциям радиопрограммы «Радио «Альфа» и газеты «Пермский обозреватель» за размещение информации о Национально-большевистской партии без указания на то, что ее деятельность запрещена. А районная газета «Шахтер» разместила информацию о должниках за услуги ЖКХ. И редакция тоже предупреждена за нарушение закона «О персональных данных». В то же время на территории края не закрыто ни одно традиционное краевое издание, имеющее подписчиков, ни одна районная или городская газета или местная телерадиокомпания. Сохранены все сильные творческие коллективы. Хотя финансовая ситуация серьезно повлияла на уровень зарплаты журналистов, периодичность выпуска изданий. Кроме того, за прошедший год в регионе зарегистрировано уже 98 новых СМИ…


ЯНВАРЬ, 19
Сергей Курт-Аджиев
Следствие спустя два с половиной года прекратило уголовное преследование бывшего главного редактора «Новой газеты в Самаре», а ныне директора «Самарской газеты» Сергея Курт-Аджиева, который обвинялся в использовании нелицензионного программного обеспечения для выпуска газеты, сообщил представитель правозащитной Ассоциации «АГОРА» Дмитрий Колбасин. По его словам, старший следователь Следственного управления СКП РФ по Самарской области Евгений Ардашкин постановил закрыть дело «в связи с непричастностью Сергея Курт-Аджиева к совершению преступлений». Уголовное дело за нарушение авторских и смежных прав в «Новой газете в Самаре» было возбуждено в мае 2007 года. В июле 2008 года С. Курт-Аджиев был признан виновным в использовании нелицензионного программного обеспечения в редакции и приговорен к штрафу в 15 тысяч рублей. Курт-Аджиев обжаловал это решение суда в Октябрьский районный суд Самары, который в сентябре 2008 года отправил дело на повторную компьютерно-техническую судебную экспертизу в государственную Самарскую лабораторию судебной экспертизы. Рассмотрение дела возобновилось в феврале прошлого года, а 25 марта 2009 года Октябрьский районный суд Самары постановил вернуть уголовное дело в прокуратуру для устранения выявленных в суде нарушений. Прокуратура направила материалы дела следствию, которое в итоге решило прекратить уголовное преследование Курт-Аджиева. Издание «Новой газеты в Самаре» прекращено с 12 ноября 2007 года по согласованию с московской редакцией. Среди причин - изъятие всех компьютеров и нехватка финансирования. С декабря 2008 года Курт-Аджиев является директором муниципального издания «Самарская газета» (см. монитор за октябрь, ноябрь 2007 года, июль, сентябрь 2008 года, февраль – май 2009 года).
.

ЯНВАРЬ, 20
Александр Ливчак
Вступило в силу Постановление мирового судьи судебного участка № 6 Железнодорожного района Екатеринбурга Е. Матвеевой от 25 декабря 2009 года, которым было прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.3 КоАП РФ, в отношении журналиста Александра Ливчака. Напомним, 15 декабря 2009 г. правозащитник и публицист А. Ливчак намеревался войти в зал судебного заседания Железнодорожного районного суда Екатеринбурга, в котором в апелляционном порядке слушалось одно из уголовных дел. Стоящая при входе в зал судебного заседания и незаконно проверявшая паспорта у всех желающих присутствовать в зале заседаний женщина-конвоир не допустила А. Ливчака в зал на том основании, что у него нет регистрации в паспорте. После этого Ливчак попросил ее представиться, предъявить документы. В ответ сотрудница милиции вызвала судебного пристава, который составил в отношении правозащитника протокол об административном правонарушении. В протоколе пристав написал, что Ливчак на требование «не отвлекать» конвоиров не реагировал, тем самым нарушил правила пребывания в суде. Как не странно, правда по этому делу восторжествовала. 25 декабря 2009 года мировая судья Матвееева признала, что Александр Ливчак правонарушения не совершал, а всего лишь хотел присутствовать в открытом судебном заседании, в чем ему незаконно было отказано по надуманным основаниям. Александр Ливчак подал в следственный отдел прокуратуры заявление о привлечении к уголовной ответственности женщину-конвоира и судебных приставов Вита и Демина за превышение должностных полномочий и служебный подлог.


ЯНВАРЬ, 19
ИА «Uradaily.ru»
Андрей Корецкий
В Челябинске угрожают главному редактору ИА «Uradaily.ru». После публикации ИА «Uradaily.ru» за подписью главного редактора Андрея Корецкого материала «Юрий Фишер: человек, который ни разу не пукнул, несмотря на «Газпром», вышедшей 10 января 2010 года, в его адрес, а также в адрес других журналистов информационного агентства звучат угрозы. Со стороны службы безопасности ООО «Челябинскрегионгаз» наблюдаются попытки оказать давление на позицию независимых журналистов. Выясняется информация личного характера – адреса Андрея Корецкого и его родственников, места их работы, сведения о личном имуществе, звучат приказы снять не понравившийся генеральному директору ООО «Челябинскрегионгаз» Юрию Фишеру текст материала, а также фотографии. Советник генерального директора ООО «Челябинскрегионгаз» Татьяна Денисова попробовала оказать давление по ICQ на фотокорреспондента «Uradaily.ru». Её требование снять фото противоречит федеральному законодательству, как, впрочем, и требование снять со страниц сайта так полюбившийся читателям материал «Юрий Фишер: человек, который ни разу не пукнул, несмотря на «Газпром». В одном месте переписки с Андреем Корецким Татьяна Денисова дала малопонятную команду: «Я связалась с Фишером. Он поручил тебе привезти все фотографии и показать их Ромасенко (заместителю Ю. Фишера), чтобы они понимали, есть ли у тебя что-то серьезное или ты просто блефуешь». Кроме того, была дана команда снять материал «Юрий Фишер: человек, который ни разу не пукнул, несмотря на «Газпром». В заявлении ИА «Uradaily.ru» говорится: «Обращаем на указанные факты внимание правоохранительных органов Челябинской области, а также профессиональных журналистских и правозащитных организаций – как российских, так и международных».
 

ЯНВАРЬ, 19
Олег Борисенко
Без указания мотивов и причин уволен главный редактор газеты «Краснокамская звезда» (Пермский край) Олег Борисенко. Глава Краснокамского муниципального района  Дмитрий Маркелов 13 января, в День российской печати, пришел в редакцию этого издания с цветами, наговорил массу любезностей коллективу и главному редактору. А 19 января подписал распоряжение № 02-кн о досрочном прекращении трудового договора (в 2009 году он был заключен на пять лет) с Борисенко по п.2 ст. 278 Трудового Кодекса РФ. Олег Борисенко возглавил редакцию «Краснокамской звезды» совсем недавно, в апреле 2009 года. Но опыт редакторской работы у него уже был. Довольно быстро при нем стал расти тираж издания, резко улучшилась финансовая ситуация: по итогам года редакция стала прибыльной. Но в октябре в муниципальном районе прошли выборы нового главы. Победил в них владелец сети магазинов, совершенно не имеющий опыта муниципальной работы. Ни он, ни наспех набранные новые сотрудники управленческого аппарата не стали обращать внимание на то, что при увольнении главного редактора по инициативе работодателя нарушается ст. 45 п. 6 Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». Как руководителя издания, участвовавшего в информационном обеспечении выборов, О. Борисенко нельзя увольнять в течение года. Кстати, такая же норма закреплена и в ст. 39 п. 6 Закона Пермского края «О выборах должностных лиц местного самоуправления». Опальный главный редактор попытался встретиться с главой муниципального района. Но он от встречи уклонился. Тогда Борисенко подготовил и направил исковое заявление в суд. Тем более, что новый глава нарушил и другие положения существующего трудового законодательства. В Пермском крае за последние два с половиной года это уже седьмое незаконное увольнение редактора.



ЯНВАРЬ, 19
Вячеслав Ферапошкин
В Москве во время акции в память о погибших год назад адвокате Станиславе Маркелове и журналистке Анастасии Бабуровой пострадал корреспондент «Кавказского узла» Вячеслав Ферапошкин. Неустановленный офицер милиции ударил по камере журналиста и пытался его оттолкнуть.


ЯНВАРЬ, 20
Андрей Стенин
Мировой суд Тверского района Москвы признал фотокорреспондента РИА Новости Андрея Стенина, выполнявшего свой профессиональный долг, виновным в участии в несанкционированном митинге. Суд постановил взыскать со Стенина 500 рублей. Стенин был задержан 12 декабря 2009 года при подготовке по заданию редакции фоторепортажа о несанкционированном пикетировании здания администрации президента (см. монитор за декабрь 2009 года). Стенин не признал свою вину и заявил в суде, что выполнял журналистское задание, а не участвовал в несанкционированном пикетировании. Фотокорреспондент выразил несогласие с судебным решением. «Судья положилась исключительно на показания сотрудников милиции, которых я даже не видел при задержании», - сказал Стенин. Агентство намерено обжаловать решение суда.


ЯНВАРЬ, 20
Газета «Якутск вечерний»
В Якутске коммунисты обратились с заявлением в связи с фактом нарушения требований ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» со стороны редакции газеты «Якутск вечерний». В нем сказано: «27 декабря 2009 года по инициативе редакции газеты "Якутск вечерний" на площади Ленина г. Якутска на памятник Ленина, в частности — на голову скульптуры, с помощью спецтехники был надет специально изготовленный головной убор — колпак Санта-Клауса. В "Якутске вечернем" от 30 декабря 2010 года на страницах 1, 12 и 13 помещены фотографии памятника В.И. Ленина с надетым на голову скульптуры колпаком Санта-Клауса в различных ракурсах. Фотографии сопровождаются  комментарием, в котором прямо указывается цель деяния — "Мы решили похулиганить". Таким образом, признание редакции в хулиганстве в преддверии 140-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина и 65-й годовщины Великой Победы не способствует консолидации общества, напротив, взращивают плоды противостояния и даже ненависти, что подтверждается многочисленными комментариями на Интернет-форумах. Якутский реском КПРФ заявляет о недопустимости подобных хулиганских действий со стороны редакции газеты "Якутск вечерний". Она своими действиями допустила нарушение требований ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", кодексов РФ и РС (Я) "Об административных правонарушениях", положениями которых предусмотрена административная ответственность за изменение облика памятника, т.е. нарушение требований использования объекта культурного наследия». Коммунисты потребовали в дальнейшем не совершать подобных хулиганских действий и принести извинение со страниц газеты.
 

ЯНВАРЬ, 20
Виктор Корб
В Омске поздно вечером в окно квартиры журналиста Виктора Корба был брошен обломок кирпича. Пробив двойное остекление, увесистый «подарок» залетел в комнату дочери журналиста. «Хорошо, что мы все в это время были в другой комнате, смотрели телевизор», - сообщил журналист. Неизвестные попытались разбить и второе окно, однако второй кирпич попал в прут оконной решетки. Вызванная милиция приехала оперативно. Трое сотрудников повели осмотр места преступления, изъяли вещдок, приняли заявление журналиста и отбыли восвояси. В. Корб расценивает происшедшее как акцию запугивания и связывает ее со своим активным участием в создании Омской Гражданской коалиции. Журналист убежден, что «кирпич бросили подручные одного из высших милицейских чинов», о чем и написал в своем блоге. Относительно перспектив расследования инцидента иллюзий у журналиста нет. «Шансы найти злоумышленников, конечно, равны нулю», - считает он.


ЯНВАРЬ, 20
Газета «Рыльский вестник»
Л. Николаева
Газета «Рыльск»
В фЗГ обратились сотрудники редакции газеты «Рыльский вестник» (Курская область) с сообщением о том, что в Рыльске приостановлен выпуск этого издания. В обращении говорится: «В 2009 году в Рыльском районе было три периодических издания: две районные газеты и одна городская. Одна из них, «Рыльский вестник», создавалась прежним районным руководством с тем, чтобы правдиво освещать ситуацию, складывающуюся в городе и селах района. Многие «Рыльский вестник» полюбили, потому, что в нем правдиво и честно рассказывалось о работе, например, городской власти. В частности о главе города А.И. Шевцове, который мало что сделал для избирателей за 4 года своего правления, зато «не обидел» как свою родню, так и себя лично. В октябрьские выборы пришел новый глава района Н.С. Носов. Первое, что он сделал, так это сократил всех работников редакции. Но буквально за месяц до увольнения сотрудников газеты в ней вышел материал нашего корреспондента с заседания Рыльской городской Думы, в котором была частично отражена деятельность нынешнего мэра. И тогда началась газетная травля корреспондента Л. Николаевой, которая, видите ли, осмелилась такое написать. Не опровергнув ни одного факта в публикации Л. Николаевой, другая газета, «Рыльск», главный редактор которой находится в подчинении «обиженного» главы города, вылила на Л. Николаеву столько грязи, что приходится диву даваться. Л. Николаева обратилась в суд с иском о защите чести и достоинства.


ЯНВАРЬ, 21
Газета «Красное знамя»
Сыктывкарский городской суд (Республика Коми) удовлетворил ходатайство защитников главного редактора газеты «Красное знамя» Евгения Горчакова о прекращении уголовного дела. Дело закрыто в связи с возмещением ущерба потерпевшей стороне — корпорации Майкрософт и деятельным раскаянием Евгения Горчакова. Такое решение было принято в ходе предварительных судебных слушаний. Е. Горчаков признал факт использования нелицензионного программного обеспечения и пояснил, что в результате планомерных действий в период с 2008 по август 2009 года все нелицензионное ПО на компьютерах, установленных в редакции «Красное знамя», было заменено на лицензионное. По словам главреда, на эти цели было затрачено 400 тысяч рублей, тогда как вменяемый ущерб компании Майкрософт составлял 171 тысячу рублей. Представители гособвинения и потерпевшая сторона не возражала против прекращения уголовного преследования журналиста. Таким образом был достигнут разумный компромисс между представителями закона, компанией Майкрософт и журналистским коллективом «Красное знамя» в лице главного редактора издания Евгения Горчакова. Напомним, уголовное дело о нарушении авторских и смежных прав в отношении главного редактора ЗАО «Газета «Красное знамя» было возбуждено 17 сентября 2009 года. Следствие установило, что на нескольких системных блоках для ЭВМ локальной компьютерной сети редакции газеты «Красное знамя» использовались нелицензионные копии программного обеспечения корпорации Майкрософт (см. монитор за август, сентябрь 2009 года).
 

ЯНВАРЬ, 21
Сайт Memo.Ru
Московский областной суд рассмотрел кассационную жалобу ответчиков на решение Тверского районного суда Москвы по иску президента Чеченской Республики Рамзана Кадырова к «Мемориалу» и его главе Олегу Орлову и оставил решение суда первой инстанции в силе. Напомним, что в октябре 2009 года Тверской суд частично удовлетворил иск о защите чести и достоинства, Р. Кадырова. Суд признал высказывания Орлова о личной ответственности Кадырова за гибель правозащитницы Натальи Эстемировой не соответствующими действительности и постановил взыскать в «Мемориала» 50 000 рублей, а с Орлова – 20 000 рублей. «Мемориал» должен опубликовать опровержение на своем сайте Memo.Ru (см. монитор за сентябрь, октябрь 2009 года).


ЯНВАРЬ, 21
Ксения Собчак
Савеловский районный суд Москвы обязал телеведущую Ксению Собчак выплатить 20 000 рублей в качестве компенсации морального вреда Ольге Родионовой (актриса, фотомодель, супруга совладельца Издательского дома Родионова), сообщил адвокат адвокатского бюро «Александр Добровинский и партнеры» Сергей Гришанов. По его словам, поводом для судебных разбирательств стали некорректные высказывания Собчак в адрес Родионовой на почве скандала вокруг премии «Серебряная калоша», проведенной одной из радиостанций в июле 2009 года, и трансляция данных высказываний в Интернете. «Суд признал, что субъективное мнение Собчак было высказано в форме, унижающей честь и достоинство Родионовой, и удовлетворил требование истицы о взыскании компенсации морального вреда с г-жи Собчак и обязал владельцев сайта удалить скандальный видеоролик», - пояснил Гришанков.


ЯНВАРЬ, 21
«Российская газета»
Наталья Козлова
Мосгорсуд направил на новое рассмотрение гражданский иск сотрудника кемеровской милиции к «Российской газете» и журналистке Наталье Козловой о защите чести, достоинства и деловой репутации. Истец просит суд взыскать в качестве моральной компенсации 1 млн рублей с газеты и 500 000 рублей с журналистки. Сотрудник вневедомственной охраны Кемерова Сергей Лапицкий просит суд обязать издание опубликовать опровержения статей Козловой, в которых на него возлагается вина за совершение убийства. «Речь идет о гибели некоего Каратаева в Кемерово в 2001 году, по факту которого правоохранительными органами было возбуждено уголовное дело», - сообщила представитель Лапицкого Татьяна Кольцова. По ее информации, отец погибшего Каратаева не удовлетворился официальным следствием и начал собственное расследование. «Он обратился в «Российскую газету» к Наталье Козловой и начал предоставлять ей информацию», - сообщила Кольцова. Она уточнила, что первая статья Козловой вышла в январе 2002 года, когда Лапицкий еще не был привлечен к данному делу. Вторая публикация в «Российской газете» вышла в свет в феврале 2003 года. На тот момент уголовное дело об убийстве Каратаева рассматривал суд первой инстанции. Лапицкий проходил по этому делу в качестве одного из обвиняемых. Суд оправдал Лапицкого по реабилитирующим обстоятельствам, то есть как непричастного к совершению преступления. Кассационная коллегия оставила приговор в силе. Представитель «Российской газеты» заявил в Мосгорсуде, что не усматривает оснований для удовлетворения жалобы стороны истца на решение Савеловского суда Москвы. «В статьях есть ссылки на процессуальные документы», - сказала она. Кассационная коллегия направила дело по иску к "Российской газете" на новое рассмотрение в Савеловский суд Москвы в другом составе.


ЯНВАРЬ, 22
Газета «Коммерсант»
Арбитражный суд Москвы начал рассмотрение иска о защите деловой репутации супруги Юрия Лужкова, главы компании «Интеко» Елены Батуриной. Поводом для иска, предъявленного к Борису Немцову и издательскому дому «Коммерсант», послужила одна из газетных публикаций в сентябре 2009 года, где Немцов, у которого брали интервью, заявил: «в большинстве постановлений и распоряжений правительства Москвы, дающих Батуриной право на застройку того или иного участка, компания «Интеко» получает льготы, освобождающие ее от обязательных для других платежей в московский бюджет. ...Это сэкономленные за счет решений правительства Лужкова миллионы долларов для бизнеса Батуриной (жены мэра)». Замоскворецкий райсуд уже отказался признать это утверждение порочащим Юрия Лужкова, теперь его требует опровергнуть госпожа Батурина. По словам адвоката истицы Евгения Таратина, в докладе «содержатся намеки на коррупционную связь Батуриной и правительства Москвы». Борис Немцов, выступая в арбитраже, отметил уникальность ситуации вокруг доклада «Лужков. Итоги»: «Впервые как Батурина, так и ее муж, одновременно, но через разные инстанции, судятся по одному поводу».



ЯНВАРЬ, 22
Газета «Саратовские вести»
В Саратове ночью неизвестные ограбили редакцию газеты «Саратовские вести», которая находится в 1-м Телевизионном проезде, 3 (напротив «ГТРК»). Информацию «Четвертой власти» подтвердила главный редактор издания Татьяна Артемова. Она сообщила: «Подробностей ограбления я пока не знаю. Еще не была на месте происшествия. Преступление произошло ночью. О нем сообщила уборщица, которая пришла в офис около 8 утра. По всей видимости, грабители подогнали машину, зацепили решетку на окне и выдернули ее - редакция размещается на 1 этаже. Вынесли несколько неподключенных новых системных блоков и несколько ноутбуков, которые купили месяц-два назад. Сейчас на месте ЧП работает следственная группа».


ЯНВАРЬ, 22
Альберт Пчелинцев
Мужчина, покушавшийся на жизнь главы регионального движения «Против коррупции, обмана и бесчестия» Альберта Пчелинцева в Химках, приговорен к 6 с половиной годам лишения свободы в колонии строгого режима. Об этом ИТАР-ТАСС сообщили в Следственном управлении СКП РФ по Московской области. По данным следствия, 25 июля прошлого года на улице Гоголя между обвиняемым Игорем Колдаевым, который находился в состоянии алкогольного опьянения, и правозащитником произошел конфликт на почве личных неприязненных отношений. «Имея умысел на совершение убийства, Колдаев вставил в рот правозащитнику травматический пистолет и выстрелил, - сказали в следственном управлении. - Но дальнейшие его действия были пресечены очевидцами преступления». Пчелинцев был госпитализирован с огнестрельным ранением нижней челюсти. В результате покушения он перенес сложную операцию в отделении челюстно-лицевой хирургии МОНИКИ и некоторое время не мог говорить. По словам знакомых Пчелинцева, до инцидента ему неоднократно угрожали по телефону. Иногда угрозы носили и прямой характер - от незнакомых людей во время митингов или публичных выступлений, когда в Химках бушевали предвыборные баталии. Дословно, как уверяют друзья борца с коррупцией, ему обещали «отрезать язык» или «закрыть рот» (см. монитор за июль 2009 года).


ЯНВАРЬ, 23
Альберт Ильин
В Чебоксарах хулиганы избили журналиста ГТРК «Чувашия» Альберта Ильина. Инцидент случился ночью 23 января в одном из клубов, куда он пришел вместе с женой отпраздновать день рождения ее подруги. «Спор вышел из-за столика, за который дамы уже сели, и на который стали претендовать двое молодых людей, — рассказал Ильин. — После словесной перепалки, казалось, вопрос был исчерпан, более того, я дал свою визитку в знак добрых отношений... Но тут за меня решила вступиться компания парней за соседним столиком. В итоге все подрались, и мне пришлось разнимать дерущихся. А через некоторое время мне позвонили и просили выйти на улицу «поговорить». Разговор не задался с самого начала, и вскоре я ощутил удар по голове сзади». Журналист также сообщил, что били его сзади и исключительно по голове и ногами. В результате пришлось вызывать милицию и скорую. В больнице врачи диагностировали у Ильина сотрясение мозга, многочисленные ушибы и гематомы. А. Ильин не исключает, что избиение может быть связано с журналисткой деятельностью. Расследование проводит Калининский РОВД города Чебоксары. Известно о задержании двух парней, один из них был ранее судим за вымогательство.


ЯНВАРЬ, 24
Газета «Городские вести»
Поездки нового губернатора Свердловской области Александра Мишарина по региону имеют неожиданный результат: его скрывают от журналистов независимых изданий. В частности, как рассказывает газета «Городские вести», издающаяся в Ревде, сначала пресс-служба Уральской горно-металлургической компании отказала изданию в аккредитации, а затем руководитель службы безопасности кирпичного завода Геннадий Куприянов натравил на журналистов патрульно-постовую службу. «К нам решительно подошел майор с черными усами и потребовал уйти. А мы опять все про фотосъемку да про общественное место…, - пишут журналисты. – Мы ретировались на автобусную остановку в надежде, что очутились, наконец, в действительно общественном месте и можем сделать фото окрестностей, когда по ним проследует губернаторский кортеж. Напрасно думали». Тот же майор, отказавшийся представиться, вновь потребовал прекратить съемку. Губернатор продолжает знакомиться с областью. И, очевидно, «правильные» журналисты задают ему «правильные» вопросы.


ЯНВАРЬ, 24
Газета «Вести власти»
Газета «Цимлянские вести»
В январском выпуске издания с незатейливым названием «Вести власти», выходящего в Цимлянском районе (Ростовская область), напечатано опровержение опубликованной еще в апреле на страницах того же издания статьи «Сапонов, дай миллион!». Редакция выполнила, таким образом, решение районного суда, куда обратился с иском о защите чести, достоинства и деловой репутации председатель Собрания депутатов Цимлянского района Владимир Сапонов. А также решение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда, которая отклонила кассационную жалобу редакции. «Вести власти» - приложение к районной газете «Придонье», муниципальному изданию, официальному органу администрации Цимлянского района. А все в районе давно знают о конфликте главы района Геннадия Климова и председателя Собрания депутатов Владимира Сапонова. В преддверии выборов конфликт перерос в открытую вражду, вылившуюся на страницы местных изданий, благо их тут два – кроме муниципального «Придонья», отстаивающего интересы главы района, выходят еще «Цимлянские вести», поддерживающие председателя районного Собрания депутатов. В газетных публикациях и та, и другая сторона, обличая своих противников, не стесняется в выражениях. В статье «Сапонов, дай миллион!» «Придонье» заявило, что Сапонов не заплатил в 2006 году часть налогов, «украв» тем самым у «бабушек и дедушек, пенсионеров и инвалидов 7 млн. рублей». Именно это утверждение суд и постановил опровергнуть в газете, как не соответствующее действительности. Опровержение «Придонье» опубликовало мелким шрифтом на последней полосе, а все остальные полосы занял редакционный комментарий и новый «разоблачительный материал» о Сапонове. Не оставшиеся в долгу «Цимлянские вести», в свою очередь, обличают нынешние районные власти, «бесчинствующие на нашей земле» и обещают, что скоро их «царство» с позором завершится». Информационная война еще только разгорается: Владимир Сапонов также выдвинул свою кандидатуру на пост главы района, выборы состоятся 13 марта. Судя  по всему, читателей ждет еще много «остросюжетных» публикаций.


ЯНВАРЬ, 25
Павел Пряников
Андрей Марчуков
Бывшие первый заместитель главного редактора BFM.ru Павел Пряников и замглавреда Андрей Марчуков подали в суд на работодателя. Они были уволены после того, как 31 декабря 2009 года истек срок действия их трудовых договоров. По словам адвоката журналистов Владислава Симонова, договоры были заключены с его клиентами незаконно, поскольку в них не должны были оговариваться сроки работы. Как рассказал адвокат, срочный трудовой договор заключается с работниками только в определенных случаях, которые оговариваются в Трудовом кодексе. По словам Симонова, в отношении должностей, которые занимали Павел Пряников и Андрей Марчуков, должен был заключаться бессрочный договор, а значит их увольнение незаконно. 25 января журналисты обратились с иском в Савеловский суд Москвы. Первое заседание по нему назначено на 15 февраля. Как заявил Пряников, возможно, он и его коллега также обратятся в прокуратуру и трудовую инспекцию. По словам Марчукова, контракт с ними не был продлен из-за личной неприязни со стороны руководства, и их вынудили подписать уведомления о его расторжении. Он отметил, что у других сотрудников портала BFM.ru и радиостанции Business FM, которые входят в холдинг «Объединенные медиа», аналогичные контракты были автоматически продлены. В то же время заместитель гендиректора BFM.ru Олег Генин рассказал, что заключение срочного контракта с сотрудниками соответствовало законодательству, а значит законно и их увольнение. По его словам, руководство не знало о желании Пряникова и Марчукова продолжить работу. Генин также заявил, что они предложили не обращаться в суд, если им будут выплачена компенсация.


ЯНВАРЬ, 25
Татьяна Седых
Главный редактор газеты «Мое побережье» (поселок Ванино, Хабаровский край), лауреат премии имени А. Сахарова «За журналистику как поступок» 2009 года Татьяна Седых сообщила о поступивших ей угрозах. Среди ночи на мобильный телефон Т. Седых позвонил неизвестный и сначала командирским тоном потребовал ответов на ряд вопросов. В частности, звонившего интересовало, зачем редактор «ездила на 13-й объект и в гарнизон Монгохто» и что она знает «о разбившемся военном самолете»? Затем любопытный «интервьюер» перешел к другим вопросам: «Что тебе, дом спалить, или прибить тебя? А может, тебе денег дать?». Т. Седых обратилась в ФСБ с заявлением, в котором просит «разобраться, кто же по ночам звонит на частный телефон и начинает вести «допрос» о самолетах, тринадцатых объектах, да еще угрожает». В ФСБ редактору сказали, что такие дела  - не их тема, однако заявление приняли.


ЯНВАРЬ, 25
«Новая Таганрогская газета»
«Новая Таганрогская газета» (Ростовская область) опубликовала ряд материалов о незаконной, по мнению редакции, деятельности Таганрогской лиги защиты прав потребителей. Инспекторы этой общественной организации «кошмарят», по выражению газеты, малый бизнес, прежде всего магазины и торговые палатки. Выискивают, к чему придраться, чтобы передать акт проверки в суд. В год Таганрогский городской суд рассматривает сотни таких дел, которые всегда заканчиваются обвинительными решениями и штрафами. После публикации критических статей Лига защиты прав потребителей подала в суд иск о защите чести, достоинства и деловой репутации к «Новой таганрогской газете» (см. монитор за ноябрь 2009 года). Однако суд в удовлетворении иска отказал. Тогда «защитники прав потребителей» подали в тот же Таганрогский городской суд еще один иск, на этот раз они ссылаются на «Закон о защите прав потребителей»: якобы редакция нарушает его, не указывая в выходных данных количество страниц в издании и некоторые другие данные. - Выходные данные мы указываем, как того требует «Закон о печати», - сказал корреспонденту ФЗГ редактор «Новой Таганрогской газеты» Алексей Строганов. – Что еще от нас хотят руководители Лиги защиты прав потребителей, мы просто не знаем. В «Новой Таганрогской газете» всего четыре страницы и читатели и так, не заглядывая в выходные данные, видят эти «потребительские свойства товара», как говорится, невооруженным глазом.


ЯНВАРЬ, 25
Журнал «Коммерсант-Власть»
Роскомнадзор вынес предупреждение журналу «Коммерсант-Власть» о недопустимости экстремистской деятельности. Главный редактор издания Максим Ковальский заявил, что он «отчасти» согласен с предупреждением Роскомнадзора, которое было вынесено в связи с публикацией в журнале интервью с ингушским писателем Иссой Кодзоевым.  «Отчасти могу согласиться с тем, что взгляды, высказанные И. Кодзоевым, весьма радикальны, и признаки экстремизма можно усмотреть. Тут есть несколько фраз, где весьма резко высказывается господин Кодзоев о русских, в связи с этим нам указывается, что это высказывания, формирующие негативный образ русских как этноса», - сказал М. Ковальский. Он отметил, что «не совсем согласен» с претензиями в связи с этими высказываниями – «скорее он констатирует, что образ русских в Ингушетии не очень хороший, но не формирует его». Однако, по словам М. Ковальского, «есть еще ряд высказываний, которые действительно весьма радикальны». «Другое дело, насколько правильно, что просто транслирование чьих-то взглядов», - заключил М. Ковальский.


ЯНВАРЬ, 25
Газета «Листок»
Прокуратура Республики Алтай вынесла предостережение газете «Листок» за публикацию карикатуры. Предостережение о недопущении нарушения законодательства о выборах последовало в связи с тем, что, как сказано в документе, «в информационно-аналитическом еженедельнике «Листок» систематически проводится предвыборная агитация по выборам депутатов Республики Алтай пятого созыва в период, когда такая агитация запрещена в периодических печатных изданиях. В частности, в номере 53 газеты «Листок» от 30.12.09 на странице № 40 опубликована карикатура медведя, изгрызенного крысами, и развевающегося российского флага, в который также вцепились грызуны». В прокуратуре считают, что «у граждан — избирателей, которые на профессиональной основе не осуществляют политическую деятельность, данный  рисунок ассоциируется именно с символикой политической партии «Единая Россия». Делается вывод, что главный редактор газеты «Листок» В. Бочкарев, опубликовав указанный рисунок, «пытался добиться конкретного результата на выборах - чтобы люди голосовали против списка кандидатов от регионального отделения политической партии «Единая Россия». И значит, карикатура является агитационным материалом, а действия главного редактора газеты «Листок» - предвыборной агитацией.


ЯНВАРЬ, 25
Юрий Иващенко
Прикубанский районный суд Краснодара отказался признать незаконными действия сотрудников Сочинской таможни, которые на границе между Абхазией и Россией при досмотре вещей фотожурналиста Юрия Иващенко изучили сохраненные в его ноутбуке личную переписку по ICQ, текстовые файлы и фотографии, после чего установили программу для копирования данных и на подготовленные 6 дисков DVD-RW перенесли 26 гигабайт информации с ноутбука. Юрий Иващенко намерен обжаловать это решение суда как незаконное и необоснованное, однако на данный момент опасный прецедент создан. Представитель Сочинской таможни Д. Пирцхалава в суде заявил, что российские таможенники имеют право не только досматривать на границе ноутбуки, «флешки» и плееры, но и абсолютно, по его словам, законно скачивать любую информацию в полном объеме, включая переписки, фотографии и прочие личные данные. Также он сообщил суду, что сотрудники Федеральной службы безопасности могут правомерно находиться в этот момент рядом, пока идет досмотр и скачивание информации. «Скачиваем все и сразу, чтобы потом, например, была возможность направить на экспертизу на предмет наличия в этой информации признаков экстремизма», – уточнил таможенник. Судья Мария Токарева согласилась с доводами представителя таможни и вынесла решение, мотивировочная часть которого будет готова через три дня. Напомним, что при въезде в Россию из Абхазии Иващенко подвергся необычному досмотру. Таможенники скопировали на DVD-RW диски 26 гигабайт информации из ноутбука журналиста (см. монитор за ноябрь 2009 года). На замечания Иващенко, что формат дисков DVD-RW предполагает возможность внесения изменений в сохраненную информацию, таможенники сообщали, что других дисков у них нет.


ЯНВАРЬ, 26
СМИ Ярославской области
Под занавес уходящего года, 23 декабря, состоялось первое в обновленном составе заседание правления областного Союза журналистов. Правление решило возродить традиционные творческие конкурсы: журналистское расследование, очерк, репортаж, фельетон, молодое перо. Правление приняло решение о проведении сверки членов Союза журналистов Ярославской области и уплаты взносов, которую планируется завершить до 1 июля 2010 года. А также о проведении аудиторской проверки финансовой деятельности журналистской организации. В новом году с 80 до 200 рублей вырастет ежегодный членский взнос в Союзе журналистов. Вступительный взнос в СЖР составит 500 рублей и 300 рублей за билет, таким образом, вновь вступающим в журналистское сообщество придется выложить тысячу рублей. В такую же сумму обойдется и восстановление в СЖР по каким-то причинам выбывших членов, которые не уплачивали взносы более двух лет.


ЯНВАРЬ, 25
Съемочная группа ГТРК «Калининград»
В Калининградской области военная прокуратура Балтийского флота начала проверку по факту задержания журналиста и оператора ГТРК «Калининград» командованием одной из воинских частей. Съёмочная группа была задержана 25 января на территории общежития первомайского военного городка, куда выехала после звонка возмущенных жильцов. Несколько семей жаловались на холод в комнатах, отсутствие воды и перебои со светом. На месте эта информация подтвердилась. Термометры в помещениях показывали всего четыре градуса тепла.


ЯНВАРЬ, 25
Газета «Сочи – другой взгляд»
В Краснодарском крае учредителя газеты «Сочи – другой взгляд» подозревают в разжигании межнациональной вражды. Как сообщает сайт Следственного управления СКП по Краснодарскому краю, в отношении предпринимателя возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 282 УК РФ. «Следствием установлено, что подозреваемый подготовил для публикации в газете «Сочи – другой взгляд» написанную им статью «Почему я не иду на выборы?», содержащую высказывания, возбуждающие в сознании читателей чувства ненависти, вражды и унижающие достоинства человека либо группы лиц по признакам национальности, языка, происхождения, отношения к религии», – говорится в сообщении. По делу назначена комплексная психолого-лингвистическая судебная экспертиза.



ЯНВАРЬ, 25
Газета «Златоустовский рабочий»
Выйдя после новогодних праздников на работу, журналисты газеты «Златоустовский рабочий» (Челябинская область) оказались в числе невольных свидетелей, проходящих по весьма странному уголовному делу. Двери своей редакции и типографии рано поутру они обнаружили оклеенными листовками националистического характера, с обращением «к славянам, людям труда, патриотам», подписанные «АРС», предположительно аббревиатура расшифровывается как Армия российского спасения. Листовки призывали не повиноваться органам власти, повсеместно не платить за коммунальные услуги, составлять списки «жидов и врагов народа», записывать их адреса, приметы, телефоны, вывешивать в людных местах, а также вступать в карательные отряды АРС. В прокламациях указывалась даже предполагаемая зарплата, для рядового карателя - 57 тысяч, для офицера - 92 тысячи рублей. Часть листовок содержала списки горожан, приговоренных «трибуналом АРС» к расстрелу и повешению. Среди них оказались руководители города, прокуратуры, журналисты. Указывался и вид казни. А рядом с фамилией одного из сотрудников местной телекомпании, недавно погибшего в ДТП, значилось: расстрелян. Некоторые листовки были иллюстрированы свастикой и фотографиями с изображениями карательных операций. Журналисты, не долго думая, посрывали листовки с дверей, полагая, что таковых экземпляров в ящиках горожан найдется еще множество. И написали об этом материал в своей газете, где рассказали всю историю в подробностях. Но вместо читательских откликов получили приглашения в УВД Златоуста и в прокуратуру. «Нет, нас никто ни в чем не обвиняет, - рассказывает главный редактор «Златоустовского рабочего» Александра Хвостова, - но у следствия возникли вопросы, и нам предложили на них ответить. Как выяснило следствие, листовки были обнаружены только на наших дверях, более в городе их нигде не было и потому мы стали невольными участниками дела о «карателях». Оказывается, нам не нужно было срывать прокламации, на них наверняка остались пальчики расклейщиков-организаторов акции, а сразу вызвать милицию. Мы этого не сделали, и потому теперь должны давать показания, как при каких обстоятельствах, кто обнаружил первым и так далее». Расследование листовочного инцидента идет, правоохранительные органы пообещали журналистам, что обязательно поделятся с ними итогами следствия.


ЯНВАРЬ, 26
Сайт Ассоциация распространителей печатной продукции
Ассоциация распространителей печатной продукции сообщила о том, что 26 января официальный сайт Ассоциации arpp.ru подвергся хакерской атаке. По сообщению службы технической поддержки сайта, атака производилась из США, штат Калифорния. Злоумышленники предприняли меры, которые привели к перегрузке работы сервера и временному выходу его из строя. «Весьма вероятно, что недоброжелатели преследовали цель дискредитировать одну из ведущих общественных организаций медийной отрасли России и тем самым нанести Ассоциации политический и финансовый ущерб. Впрочем, нельзя исключать, что хакеры в Калифорнии выполняли определенный заказ, преследуя далеко идущие подрывные цели», - говорят представители АРПП. Служба технической поддержки сайта АРПП в оперативном порядке собрала все необходимые данные по хакерской атаке и направила их в компетентные органы, где данный вопрос в настоящее время изучается.


ЯНВАРЬ, 26, 27
«Новая газета»
Сайт «Новой газеты» недоступен для пользователей, представители издания считают, что он подвергся хакерской атаке. Об этом сообщается в блоге «Новой газеты» в «Живом журнале». «Сегодня, начиная примерно с 9-9.30 часов утра, сайт «Новой газеты» перестал откликаться на запросы пользователей», - сообщается в интернет-дневнике. Технической службе издания не удается выяснить причину падения сайта, переговоры с провайдером также не добавили ясность в происходящее. «Есть стойкое ощущение произведенной на сайт «Новой» DDOS-атаки», - сообщают представители издания. 27 января удалось возобновить работу сайта, однако вскоре он вновь стал недоступен в результате атаки хакеров. Редакция обратилась в Генпрокуратуру с просьбой возбудить уголовное дело в связи с этими атаками и выяснением, «что это за люди, которые в течение полутора суток обваливают нам сервер».


ЯНВАРЬ, 27
Все СМИ
Сотрудникам «Мосгортранса» запрещено общаться со СМИ без ведома пресс-службы с 2007 года. Это распоряжение появилось после того, как один начальник маршрута рассказал журналистам, как из двери трамвая на повороте выпал пассажир.


ЯНВАРЬ, 27
Александр Подрабинек
Перовский районный суд Москвы частично удовлетворил иск ветерана Великой Отечественной войны Виктора Семенова к автору статьи «Как антисоветчик антисоветчику», журналисту Александру Подрабинеку. Суд обязал журналиста опровергнуть фразу «Ваша родина - не Россия, ваша родина - Советский Союз. Вашей страны, слава Богу, 18 лет как нет», и постановил выплатить истицу 1 000 рублей в качестве компенсации морального вреда. Ветеран обратился в суд после публикации упомянутой статьи, посчитав, что журналист задел его честь (см. монитор за сентябрь 2009 года). В качестве компенсации он просил 500 000 рублей.


ЯНВАРЬ, 27
Русская Медиа Группа
Мэр Москвы Юрий Лужков подал очередной иск о защите чести и достоинства. Он вновь судится с сопредседателем партии «Правое дело» Леонидом Гозманом. На этот раз мэра возмутили высказывания партийца в программе «Титаны общества» на радиостанции «Русская служба новостей» о том, что он сделал «жену миллиардером долларовым, самой богатой женщиной России, руководителем гигантской бизнес-империи «Интеко», что «мэр просто миллиарды долларов переводит в свой семейный бюджет», и «мэр крупнейшего города России... превратил свой регион в источник доходов для семьи». Господин Лужков считает, что эта информация связывает его деятельность на посту мэра Москвы с интересами бизнеса главы компании «Интеко» Елены Батуриной, что не соответствует действительности. В качестве компенсации он хочет получить 1 млн руб. с Леонида Гозмана и «Русской Медиа Группы». Политолог Александр Кынев отметил, что у Юрия Лужкова по целому ряду проблем есть «любимые темы и есть стиль, который доминирует: по малейшему поводу критики его самого или его супруги идут иски в столичные суды, которые он всегда выигрывает, хотя инициирование таких процессов противоречит здравому смыслу».

 

ЯНВАРЬ, 27
Газета «Вельск-инфо»
Редакция газеты «Вельск-инфо» (Архангельская область) отстояла свое право на гласность. Глава Вельского района Алексей Смелов обратился в суд с исковыми требованиями о защите чести, достоинства и деловой репутации и о компенсации морального вреда к редакции этого издания и автору статьи Константину Мамедову с требованиями взыскать в счет компенсации морального вреда 100 т000 рублей. Однако исковые требования не были удовлетворены судом. Истец счел порочащими его честь, достоинство и деловую репутацию слова: «промывание мозгов подрастающему поколению проводится за счет наших налогов - то есть денег из областного и районного бюджетов», «на проведение «нашистского» слета в «Орленке» будет потрачено более двух миллионов рублей из областного, районного, городского (Вельского) и сельского Муравьевского бюджетов», «они без вашего ведома выделили народные деньги из бюджета платным «активистам», «молодогвардейцам», «нашистам» и прочим юным карьеристам». Смелов полагал, что слова журналиста являлись утверждениями, и утверждения эти создают впечатление того, что он, являясь главой района и лицом, уполномоченным распоряжаться бюджетными средствами, используя свое должностное положение, тратит бюджетные средства не по целевому назначению. Сведения, изложенные в статье, по мнению главы района, не соответствовали действительности, опорочили его честь достоинство и деловую репутацию как главы района, своими действиями ответчики, по мнению истца, причинили ему нравственные и физические страдания. Тем не менее, суд пришел к выводу, что сведения, изложенные в статье, соответствуют действительности: из бюджетов муниципалитетов и бюджета области на проведение моложенного съезда были выделены денежные средства. «Статья является выражением субъективного мнения, негативной оценки ее автором и редакцией газеты действий по выделению бюджетных денежных средств. Выражение «промывание мозгов» является грубым, несущим негативный оттенок. Вместе с тем, использование этого метафорического термина является художественным средством выражения отрицательного отношения к соответствующему мероприятию, способом формулирования критики. Истец является политическим деятелем и должностным лицом, поэтому изложенные нормы относятся к нему в полной мере, в отношении него применимы нормы Декларации о свободе политической дискуссии в СМИ, сущность которой раскрыта выше», - пояснили в областном суде. Вельский районный суд Архангельской области принял решение об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований. Смелов обжаловал решение суда первой инстанции. Однако судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда оставила его без изменения, кассационную жалобу истца - без удовлетворения.



ЯНВАРЬ, 27
Телепередача «Вести. Дежурная часть»
Глава Екатеринбурга Аркадий Чернецкий инициировал судебные разбирательства в связи с выходом на федеральном телеканале сюжета в передаче «Вести. Дежурная часть», в котором сотрудники мэрии и сам градоначальник обвинялись в коррупции. Чернецкий подал иск о защите чести, достоинства и деловой репутации к депутату городской думы Максиму Петлину, в связи с его выступлением в телесюжете. Предварительное заседание суда по рассмотрению иска назначено на 1 февраля в Ленинском районном суде Екатеринбурга. Глава города требует признать недействительной и порочащей его честь и достоинство фразу: «В свое время мэр Чернецкий продал половину детских садов, которые находятся в Екатеринбурге», которая была озвучена Петлиным в сюжете. За это высказывание мэр намерен получить 600 тысяч рублей.


ЯНВАРЬ, 27
Газета «Иваново-пресс»
Галина Яблокова
Алексей Яблоков
Валерий Сметанин
В Иваново сотрудники Главного управления МВД России по Центральному федеральному округу провели обыск в офисе областной газеты «Иваново-пресс» и задержали представителей руководства издания. В результате обыска изъяты компьютеры и финансовые документы. Cреди задержанных — руководитель ООО «ИвПресс» и учредитель газеты Галина Яблокова, главный редактор Валерий Сметанин, а также сын Г. Яблоковой и автор ряда статей Алексей Яблоков. «Интерфакс» со ссылкой на пресс-службу ГУ МВД России по ЦФО сообщает, что задержанные подозреваются в подготовке и размещении заказных материалов в подконтрольных печатных изданиях Ивановской области. «В отношении задержанных возбуждено уголовное дело по статье 204 УК РФ («Коммерческий подкуп, совершенный организованной группой по предварительному сговору»). По мнению следователей, подозреваемые занимались подготовкой и размещением заказных материалов за незаконное денежное вознаграждение, — рассказали «Интерфаксу» в пресс-службе. — В результате оперативно-розыскных мероприятий задокументированы факты получения крупных денежных сумм за публикацию в указанной газете материалов компрометирующего характера в отношении отдельных граждан и организаций». Сотрудники ГУ МВД по ЦФО установили, что подозреваемые по заказу заинтересованных лиц готовили и размещали статьи, зная о заведомой недостоверности распространяемой информации. При этом стоимость таких публикаций оценивалась в сумму от 1 до 10 тыс. евро, сообщает «Интерфакс». «Следственно-оперативные действия в настоящее время продолжаются, идет работа по выявлению дополнительных эпизодов преступной деятельности и закреплению доказательной базы», — отметили в пресс-службе управления. Как сообщает портал Infox.ru , в пресс-службе ГУ МВД отметили, что заказные статьи могли размещать в газете «все, кто хотел», «для этого достаточно было иметь выход на этих журналистов». По имеющейся информации, разработка подозреваемых велась с октября прошлого года. Для проведения следственных действий в отношении сотрудников газеты «Иваново-пресс» в Иваново из Москвы 27 января приезжали сотрудники милиции. После задержания Галину Яблокову, Алексея Яблокова и Валерия Сметанина отправили в Москву. Там они были арестованы и помещены в СИЗО. Это не первая попытка уголовного преследования журналистов «Иваново-пресс» - в 2005 году там безуспешно пытались возбудить уголовные дела за клевету (см. монитор за июль, август, сентябрь 2005 года).


ЯНВАРЬ, 28
Максим Ермаков
В ФЗГ обратился главный редактор городской газеты «БАМ» из Тынды (Амурская область) Максим Ермаков, сообщивший, что 28 января первый заместить мэра Тынды Сергей Гордеев не впустил его в актовый зал городской администрации. «В этот день городские власти проводили собрание арендаторов муниципальной гостиницы «Юность» по вопросу дальнейшей аренды офисных помещений. Администрация города главного редактора не приглашала, на собрание его попросили прийти арендаторы. Однако первый заместитель мэра Сергей Гордеев не дал возможности журналисту пройти в актовый зал администрации города», - рассказал М. Ермаков. Чиновник пояснил ему, что на собрание власти города представителей местных СМИ не приглашали, значит, главный редактор газеты «БАМ» не имеет права на нём присутствовать. М. Ермаков видит в поведении первого заместителя мэра желание скрыть от общественности неприглядную ситуацию с арендными отношениями в гостинице «Юность».  


ЯНВАРЬ, 29
Игорь Трунов
Адвокат Игорь Трунов считает незаконным решение Савеловского суда, удовлетворившего иск к нему экс-начальника ГУВД Москвы Владимира Пронина, и намерен обжаловать его. «Я действовал в рамках законодательства, представляя интересы потерпевших, выдвигая те или иные версии преступления. Я, как адвокат, не имею права перепроверять ту информацию, которую получил, это должен делать следователь», - подчеркнул он. И. Трунов заверяет, что «никаких дискредитирующих выражений себе не позволял». Савеловский суд Москвы обязал Игоря Трунова опровергнуть на его сайте сведения о том, что бывший глава ГУВД столицы «дружил с семьей Евсюкова», «лоббировал интересы Евсюкова», «ссорился с ним» и «присутствовал на его дне рождения», а также взыскал с адвоката компенсацию в размере более 4 500 рублей.


ЯНВАРЬ, 29
СМИ Свердловской оласти
Журналисты еще недавно обласканных свердловской властью «Областной газеты» и «Областного телевидения» готовятся к грядущим сокращениям. Новой губернаторской команде Александра Мишарина перед мартовскими выборами в региональный парламент нужны на ключевых должностях проверенные люди. Генеральный директор «ОблТВ» Мих уже уволен, известно, что и в газете будут сокращены порядка 10 журналистов. Впрочем, на фоне прокатившейся в начале прошлого года волны массовых увольнений в изданиях Среднего Урала сокращения в «приближенных» к экс-губернатору Эдуарду Росселю СМИ выглядят шалостью. Ведь за этот кризисный год они не только не потеряли ни одной ставки, а наоборот приросли «жирком» на случай возможных сокращений. Так в «Областной газете» как раз появились около десятка новых кадров... Да и на телевидении грех жаловаться на малочисленность штата. Сейчас в этих областных «органах» изо всех сил стараются продемонстрировать лояльность новой власти. И это понятно, вакансий на рынке журналистского труда далеко не переизбыток.  


ЯНВАРЬ, 29
Александр Подрабинек
Журналист Александр Подрабинек вновь стал получать угрозы - в свой адрес и в адрес своих близких. Об этом он сам сообщил в эфире радиостанции «Эхо Москвы». По словам журналиста, по телефону угрожали его детям и трехлетней внучке «Голос был женский, похоже, что это была аудиозапись», - сказал А. Подрабинек. Самому журналисту продолжают поступать угрозы в живом журнале и по электронной почте. А. Подрабинек отметил, что не собирается из-за этого прекращать журналистскую деятельность. Однако, если угрозы в адрес его близких примут систематический характер, он не исключил, что обратится в правоохранительные органы. «Такие угрозы создают атмосферу ненависти, и в этой атмосфере может родиться все, что угодно», - подчеркнул журналист.



ЯНВАРЬ, 30
Газета «Восход»
В Ростовской области суд оштрафовал редактора за заметку о выдвижении кандидата на должность главы района. Прокуратура Заветинского района сочла нарушением федерального законодательства опубликованную в районной газете «Восход» заметку о выдвижении кандидатуры зам.главы района на должность главы администрации района. В заметке сообщалось, что поддержку кандидату оказали общественные организации: молодёжный комитет, президиум районного совета ветеранов войны и труда, районный совет женщин. В информации сообщалось также о хороших деловых качествах кандидата, что, как отмечено в пресс-релизе Ростовской областной прокуратуры, «способствует созданию положительного отношения избирателей к одному из кандидатов на должность главы Заветинского района». Районная прокуратура усмотрела в этом нарушение редактором газеты законодательства об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ. Возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.5 (нарушение редактором порядка опубликования материалов, связанных с подготовкой и проведением выборов) КоАП РФ. Мировой суд по представлению прокуратуры привлек редактора газеты «Восход» к административной ответственности с назначением наказания в виде штрафа в размере 1 тысячи рублей.



ЯНВАРЬ, 30
Газета «Арсеньевские вести»
В Приморском крае цензура не обязательна. Для того, чтобы читатели не прочли того, что, по мнению власти, читать им не следует, совершенно необязательно вводить официальную цензуру. Достаточно для этого и обыкновенного почтового ведомства. Например, газета «Арсеньевские вести» публикует статью об известном в крае чиновнике – мэре Владивостока Игоре Пушкарёве. Статья Анастасии Поповой называется «Юность Пушкарева» и исследует путь во власть этого человека. Но в его удачливом прошлом скрывается странная история о якобы нераскрытом убийстве его первого работодатели и компаньона, корейского гражданина. История эта время от времени всплывает в различных владивостокских СМИ (газета «Ежедневные новости», телепрограмма «Сталкер»), завершается судебными исками, иногда - денежными компенсациями. Но вполне возможен и другой путь. Главный читатель, заинтересованный в информации об И. Пушкареве, фактическом владельце Спасского цементного завода, ставшем мэром Владивостока, - это жители города Спасска, в том числе – и работники его заводов. Не нужно им знать такую информацию об И. Пушкареве, даже если он подаст иск и даже если выиграет его. Важно - изначально не допустить в город подобную информации. Делается это просто. Журналист Анастасия Попова публикует в «Арсеньевских вестях», № 49 за 2009 год большую статью «Юность Пушкарева». Номер отправляется подписчикам в город Спасска. Но – до читателей газета со статьей о земляке не доходит. Вот что сообщает читатель из Спасска в письме в редакцию «АВ»: «уважаемые журналисты, может быть, объясните, почему в Спасске весь тираж «АВ» подписчикам не пришел. Вместо нее всем сунули «желтую газету», и то через несколько дней». И цензуры не надо!

ЯНВАРЬ, 30
Телекомпания «Амур-ТВ»   
В ФЗГ из Аргаяшского района (Челябинская область) поступило письмо, подписанное сотрудниками телекомпании «Амур-ТВ»,в котором сообщается что приостановлена работа единственного независимого телеканала. В письме говорится: «Оператора телеканала «Амур-ТВ» не пустили в помещение, в котором находится передающее оборудование. Программа в эфир не вышла. После инцидента удалось дозвониться до уфимских партнеров («Амур-ТВ» является корпунктом ГУП ТРК «Башкортостан» и вещает на канале БСТ). Там подтвердили, что на самом деле существует намерение о приостановить вещание, о чем по почте выслано уведомление. Документ выслали по факсу и аргаяшцы, наконец, смогли узнать о причинах столь радикальных действий. В уведомлении значится: «В связи с обращением главы Аргаяшского муниципального района И. М. Валишина на имя заместителя премьер-министра Правительства РБ И. Г. Илишева и в ГУП ТРК «Башкортостан» РБ о нарушениях и проблемах в вопросах вставок местных программ «Амур-ТВ» на канале «БСТ» просим дать разъяснения на поставленные вопросы и жалобы»... И главное: «Доводим до вашего сведения, что с 01 февраля и до окончания разбирательств по данной проблеме ГУП ТРК «Башкортостан» РБ приостанавливает действие договора и ограничивает доступ к вещательному оборудованию в Аргаяшском районе на объектах оператора связи ОАО «СпутникТелеком». К уведомлению прилагается само письмо главы района, в котором в качестве нарушений называются: «технические неполадки в качестве трансляции, имеются случаи исчезновения звука, затемненные кадры». Затем руководитель района выразил свою озабоченность тем, что местная программа перекрывает любимые программы БСТ и это не нравится населению. Затем должностное лицо заострил внимание на низком качестве программ и не постеснялся обозначить главную причину: «подается искаженная или даже полностью неверная информация о деятельности органов власти, о положении в районе, которая вызывает негативную реакцию у населения района». Ни одного подтверждения данных тезисов фактами в письме не содержится. Голословное обвинение стало причиной закрытия независимого СМИ. В Аргаяшском районе существует только муниципальная районная газета «Восход» и также муниципальное телевидение «Аргаяш-ТВ». Разумеется, при таком раскладе на территории существуют только две точки зрения: официальная и неправильная. Открывшийся минувшим летом независимый телеканал сразу вызвал раздражение районной власти. Была и попытка его закрыть, но дело закончилось компромиссом. Однако конфликты стали возникать после каждого сюжета, который в той или иной степени касался проблем населения, прежде всего, коммунальных. Однако канал быстро стал популярным. Появилась обратная связь и обращения о снятии новых проблем. Весть о закрытии канала вызвала бурную реакцию аргаяшцев, начался сбор подписей в поддержку телеканала. За два дня против закрытия выступило порядка пятисот жителей и процесс сбора продолжается. Все прекрасно понимают, что истинная причина кроется как раз в начавшейся избирательной кампании. СМИ, не поющее дифирамбы действующей власти, никак не устраивает главу, который выдвинулся на второй срок. Выборы проходят, по сути, безальтернативные. После закрытия канала, буквально в последний час до окончания выдвижения, о своем намерении побороться за должность руководителя района заявил владелец телекомпании Амур Хабибуллин, который еще летом обещал действующему главе не делать этого взамен на снятие препятствий в работе телеканала. К сожалению, ситуация тривиальная. Мы в очередной раз наблюдаем пресловутый административный ресурс. Журналисты телеканала «Амур-ТВ» обращаются к коллегам и общественности за поддержкой. На самом деле, сельские СМИ наиболее уязвимы. Радикальные методы закрытия неугодных СМИ, как казалось, уходят в прошлое. Увы! Здесь надо все начинать сначала, ибо Аргаяшский район - территория непуганных чиновников, которые плевать хотели на права граждан, в том числе, на право получения достоверной информации».


ЯНВАРЬ, 30
ИА «Карелинформ»
Депутат парламента Карелии Девлетхан Алиханов подал в суд на информационное агентство «Карелинформ». В исковом заявлении он утверждает, что ряд фрагментов статьи «Алиханова вновь не утвердили в должности сенатора», написанной И. Быковым, не соответствуют действительности и порочат заявителя. Опровергая публикацию, Д. Алиханов сообщает, что никогда не противопоставлял себя партии «Единая Россия» (в которую он вступил прошлым летом) и его действия не идут в разрез с позицией «единороссов», о чём пишет И. Быков. Также заявитель сообщает суду, что он не озвучивал своей позиции относительно денежного содержания депутатов Петросовета и не продавливал, как сообщается в публикации, «утверждения астрономического содержания председателю Фокину и еще пятерым депутатам». Тут надо пояснить, что в основе публикации лежит затихшая теперь история с планами о повышении денежного содержания шестерым депутатам Петросовета, работающим в горсовете на постоянной основе. По этой причине возникла острая общественная полемика, в том числе и в самой партии «ЕР». Петрозаводские «единороссы» рекомендовали своей партийной фракции в горсовете не только не повышать заработной платы депутатам, но и вообще сократить оплачиваемые должности, оставив на бюджетном содержании лишь председателя горсовета и его заместителя. В исковом заявлении Д. Алиханов утверждает, что норм устава «Единой России» он не нарушал, тогда как в тексте статьи представлен нарушителем, идущим против партийных установок. На этом основании он требует признать ряд фрагментов публикации не соответствующими действительности, опровергнуть их и взыскать с ответчика в качестве компенсации морального вреда 300 000 рублей.


ЯНВАРЬ, 30
Все СМИ
Открытое письмо губернатору Санкт-Петербурга Валентине Матвиенко направили члены профсоюза и ветераны ГУП «Электротранс». Они жалуются на средства массовой информации, которые, дескать, порочат деятельность родного предприятия. «Мы хотели бы открыто заявить, что все многочисленные обвинения, опубликованные в средствах массовой информации, не что иное, как домыслы, факты, не подтвержденные доказательствами, проще говоря, голословие», - утверждают авторы открытого письма на имя градоначальницы. Журналистов обвиняют ни много, ни мало в «экстремистских действиях»! Ни конкретных СМИ, ни имен журналистов, которые «порочат репутацию предприятия», в письме, однако, не называют. Претензии в адрес СМИ и неких «общественных организаций», таким образом, повисают в воздухе, а сам жанр письма, якобы написанного рядовыми сотрудниками и ветеранами, напоминает больше донос советского периода против «вредителей» и «врагов народа». Пресс-секретарь ГУП «Электротранс» Татьяна Брындина в беседе с корреспондентом ФЗГ появившиеся в петербургской журналистской среде слухи о том, что обращение к губернатору было инициировано руководством предприятия. Вместе с тем, ранее она подтвердила, что письмо было написано в связи с увеличением критической информации о деятельности организации, которая отвечает за движение электротранспорта (трамваев и троллейбусов) в Петербурге. Комитет по транспорту городской администрации до момента выпуска Дайджеста не ответил на вопросы Фонда защиты гласности, в том числе и о том, совпадает ли позиция авторов с официальным мнением исполнительной власти, и что собирается предпринимать ведомство в связи с обращением.


ЯНВАРЬ, 31
СМИ Санкт-Петербурга
Наблюдатели на выборах в Ломоносове (Санкт-Петербург) заявляют о первых нарушениях в ходе голосования. По их словам, еще с утра сотрудники правоохранительных органов не пускали представителей местных СМИ на некоторые участки для голосования. Как сообщает Фонтанка.Ру, журналистам якобы отказали в присутствии на основании того, что члены ИКМО не хотели, чтобы их снимали, а также они говорили о вмешательстве в личную жизнь пришедших на голосование. Кроме того, ссылались при отказах в освещении выборов и на отсутствие у журналистов «надлежащим образом оформленных удостоверений». Речь идет об участках № 1013, 1010, 1006, 1009.


ЯНВАРЬ, 31
Вся пресса
В Москве, на Триумфальной площади, где в 18:00 начался «Митинг несогласных», сотрудники милиции заблокировали журналистов, фотографов и видеооператоров на небольшой площади около выхода из метро.


ЯНВАРЬ, 31
Телепрограмма «Новости Подмосковья»
По сообщению телепрограммы «Новости Подмосковья», в Можайске (Московская область) съемочная группа этой программы не была допущена ы здание городской администрации, где глава района проводил совещание с медработниками.


ЯНВАРЬ, 31
Андрей Корецкий
В истории челябинской журналистики с представителями прессы происходило всякое. Но такое происходит впервые. Утром к двери квартиры главного редактора «UralDaily.ru» (Челябинск) Андрея Корецкого была доставлена странная посылка с маркировкой «Почта России». На приклеенной этикетке значился домашний адрес челябинского журналиста с адресом отправителя: «ООО Память». Внутри коробки была обнаружена отрубленная свиная голова, под ней – фотография Корецкого с сайта «UralDaily.ru». Точно такие же посылки, с таким же содержимым были доставлены по домашним адресам матери и тёщи главного редактора информационного агентства. Свиные головы были доставлены приблизительно в одно и то же время – в районе 9 утра. Подозревая, что в посылке находится взрывное устройство, Корецкий вызвал милицию, затем приехал ОМОН. Однако в ящике бомбы не было – зато щурилась заплывшими мёртвыми глазками окровавленная голова поросёнка. Под ней – фотография Корецкого, распечатанная с сайта. Взяты свидетельские показания, по результатам которого будет возбуждено уголовное дело. Дело взял под контроль начальник Милиции общественной безопасности по Тракторозаводскому району подполковник Егор Бредихин.



Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни