Результаты мониторинга
3 Августа 2010 года

Мониторинг ФЗГ - Июнь 2010

 

Конфликты, зафиксированные ФЗГ в течение Июня на территории РФ.

Случаи гибели журналистов

Дмитрий Оккерт, ведущий и редактор новостной программы телеканала «Эксперт ТВ», Москва

1

Случаи гибели других сотрудников СМИ

-

-

Пропавшие без вести

-

-

Нападения на журналистов

 Владислав Садыков, главный редактор газеты «Голос Солидарности», Алтайский край; Олег Томилин и Евгений Семенов, корреспондент и оператор телеканала РЕН ТВ, Москва

 2

Нападения на редакции

радиостанция «Пионер FM. Не очень взрослое радио», Москва

1

Попытки цензуры

 газета «Тольяттинский университет», Самарская область

1

Уголовное преследование журналистов и СМИ

газета «Вечерняя Рязань», Рязань; Владислав Сельнинов, директор государственной телекомпании «Хамдан», Элиста; Наталья Колдаева, журналист калмыцкого телевидения, Элиста; Светлана Москаленко, корреспондент «Радио Свобода», Забайкальский край

4

Незаконное увольнение редактора, журналиста

  Валерий Харченко, главный редактор газеты «Зори», Краснодарский край

1

Случаи задержания милицией (ФСБ, etc.)

 Александр Рыклин, главный редактор «Ежедневного журнала», Москва; Андрей Пионтковский, политолог, обозреватель Граней.Ру, Москва; Илья Варламов, независимый журналист, Москва

3

Зафиксировано предъявленных к журналистам и СМИ судебных исков

на сумму 1 057 350 001 рублей

 29

Рассмотрено предъявленных к журналистам и СМИ исков

-     

 

10

из них удовлетворено

-

6

взыскано в качестве денежной компенсации морального вреда

515 000 рублей

-

Отказ журналистам в доступе к информации

 в том числе запрет производить аудио- и видеозапись, фотосъемку; отказ в аккредитации; ограничение права на посещение и присутствие на мероприятиях в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях

32

Угрозы в адрес журналистов и СМИ

  Татьяна Тольская, главный редактор сайта «Глазей.Ru», Московская область; Николай Витовцев, главный редактор еженедельника «Постскриптум», Республика Алтай

 2

Выселение редакций из занимаемых помещений

-

-

Отказ от печатания (распространения) газет

газета «Правда Севера», Архангельск

 1

Отключение от эфира, прекращение вещания

-

 -

Изъятие (скупка, арест) тиража

-

-

Изъятие /  Повреждение фото-, аудио- и видеоаппаратуры, компьютеров

видеокамера и кассета Рен-ТВ, Москва

 2

Административное давление (внеочередные проверки СЭС, пожарных, налоговых и др. служб

 -

 -

Прекращение выхода СМИ

 газеты «Ускорение», «Мария плюс», «Зов отечества», «Проспект», «Пятница и К», «Кроссворды о кроссвордах», «Упа», радиостанции «Говорит Волово» и «Говорит Чернь», все - Тульская область

9

Препятствование деятельности интернет-изданий

 сайт «Терон.Ру»; сайт «Путин.Итоги»; сайт «URA.Ru»

 3

Выход газет-двойников

-

-

Вмешательство в деятельность редакции

-

-

Отказ в регистрации СМИ

-

-

Экономическое давление (прекращение финансирования)

 -

 -

Иные формы давления и нарушения прав журналистов

-

31

 ИЮНЬ, 1
Все СМИ
В Государственной думе РФ – очередной подготовленный единоросами законопроект, касающийся СМИ. Называется он «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Президиум фракции «Единая Россия» уже рекомендовал 31 мая принять его во втором чтении. На первый взгляд, все вроде бы правильно – документ направлен против порнографии, нецензурной брани, наркотиков, алкоголя, курения. К тому же подготовлен он вроде бы с учетом современного зарубежного опыта. Суть его в том, что по телевидению в дневное время запрещается показывать передачи, «которые могут вызвать у детей страх, ужас и панику», то есть под запрет попадают описание аварий, катастроф, заболеваний, смертельных случаев. А печатные СМИ с подобными материалами должны продаваться в упаковке. Разумеется, авторы законопроекта считают, что ни о каком ограничении доступа к информации речь не идет, документ «направлен, прежде всего, на защиту прав детей», - утверждает депутат-единорос Роберт Шлегель. Тот самый, что когда-то работал в вызывавшим ужас многих родителей молодежным полупорнографическим журнале «Молоток», а затем на MTV. Однако если законопроект будет принят, то новости и большинство фильмов по телевизору придется смотреть по ночам, а почти все журналы и газеты придется запечатывать в полиэтилен, что нереально. Либо пресса и телевидение будут вынуждены заботиться главным образом о том, чтобы не выпустить материалы про аварии, катастрофы, смертные случаи. И в результате телевидение может превратиться в сплошной «Аншлаг» и «Песни о главном», а пресса – в версию журнала «Корея сегодня», который выходил еще при Ким Ир Сене. Инициативу авторов законопроекта раскритиковали многие специалисты. В частности, президент Фонда защиты гласности Алексей Симонов считает, что речь идет об очередной, далеко не первой попытке властей, волю которых и выполняют единороссы, закрывать одни телеканалы и СМИ за минимальные отступления от правил в угоду другим, покладистым и не принципиальным. «Это стремление задушить остатки воли руководства неугодных Кремлю изданий и редакций. И это очевидно читается между строк. Насилие приходит в искусство и СМИ с улиц, из обычной жизни, и никак не наоборот. Какое общество – таково и его отражение. А посему господам единороссам следовало бы подумать в таком случае и о том, как запретить те вещи, которые дети видят на улицах, уж если они так заботятся о подрастающем поколении. К примеру, то, как в жизни работает милиция, патрульные службы, вся карательная система в целом. А то получится, что дети все равно будут видеть насилие в жизни, а на экране все будет искусственно гладко и ровно, и все это только спровоцирует у них естественные вопросы и сформирует полное неверие в СМИ»,- уверен А. Симонов.



МАЙ, 1
СМИ Хакасии
В пресс-тур на Саяно-Шушенскую ГЭС, где 1 июня состоялся торжественный пуск в эксплуатацию берегового водосброса гидроэлектростанции с участием правительственной делегации во главе с Игорем Сечиным, не попали большинство хакасских изданий. Освещать мероприятие доверили только правительственным СМИ. Это газеты «Хакасия», «Хабар» и информационное агентство «Хакас-информ». В числе не допущенных оказались самые рейтинговые СМИ республики – ИА «Хакасия», газета «Шанс» и телевидение «ТВ-7». ИА «Хакасия» связалось с руководителем информационно-аналитического отдела правительства Хакасии Ириной Емельяновой, которая пояснила, что к аккредитации местных СМИ возглавляемая ею служба «никакого отношения не имеет». По ее словам, этим вопросом занимались якобы пресс-службы ОАО «РусГидро» и правительства РФ. В свою очередь, руководитель пресс-службы СШГЭС Алексей Дубовец пояснил, что список аккредитованных журналистов формировался именно пресс-службой правительства Хакасии. То же самое в телефонном разговоре с корреспондентом ИА «Хакасия» сообщила и пресс-секретарь ОАО «РусГидро» Елена Вишнякова.



ИЮНЬ, 2
Борис Золоторев
По сообщению газеты «Московский комсомолец», во время разгона «несогласных» на Триумфальной площади в Москве офицер-омоновец пытался задержать корреспондента этого издания Бориса Золоторева, однако окружающие их люди вызволили журналиста из «объятий» стражей порядка, которые в конце концов сдались, и бросили его на асфальт. «Правда, ни одного удара милиционеры мне в этот момент не нанесли. Но попозже все-таки ударили один раз ботинком, «трамбуя» собравшихся», - сообщил Борис Золоторев.


ИЮНЬ, 1
Телекомпания «Ника»
Радиостанция «Наше радио»
Сотрудники правоохранительных органов устроили обыск в одном из зданий Петрозаводска, где располагается частная телекомпания «Ника», а также петрозаводское отделение радиостанции «Наше радио». Обыск начался во второй половине дня. Известно, что следственно-оперативные мероприятия проводит подразделение по борьбе с экономическими преступлениями. Подробности происходящего в интересах следствия не разглашаются. После обыска МВД Карелии возбудило уголовное дело по факту подделки документов. Как сообщили «Интерфакс» в МВД республики, дело было возбуждено в результате следственных действий, в ходе которых проверялась информация об использовании поддельных документов при организации музыкального фестиваля «Воздух». К организации фестиваля, намеченного на конец июня, имеет, как считают в МВД, непосредственное отношение петрозаводский филиал «Нашего радио», который входит в медиахолдинг «Ника», принадлежащий известному карельскому бизнесмену Андрею Мазуровскому, который также является депутатом Законодательного собрания Карелии. Организатором фестиваля «Воздух» ранее выступал сын Мазуровского, который в 2008 году возглавил Госкомитет Карелии по делам молодежи.


ИЮНЬ, 2
Газета «Комсомольская правда в Санкт-Петербурге»
Андрей Ганин
Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга вынес решение по иску и. о. председателя Невского суда Инги Лагутиной к «Комсомольской правде в Санкт-Петербурге». Исковые требования были удовлетворены частично. Только две фразы из девяти, достоверность которых оспаривала Лагутина, в материале «Бомж выступил гарантом по делу о 18 миллионах», были признаны судом несоответствующими действительности, рассказала юрист «Комсомольской правды» Людмила Житкевич. Это цитаты, содержащие выражение «незаконный арест». За них суд обязал автора статьи Андрея Ганина и «Комсомольскую правду в Санкт-Петербурге» выплатить компенсацию морального вреда Инге Лагутиной в размере 5 000 рублей. Судья просила взыскать 1 млн рублей с «Комсомольской правды в Санкт-Петербурге» и 100 000 рублей с автора статьи. Иск о защите деловой репутации и компенсации морального вреда к ИД «Комсомольская правда» и «Комсомольской правде в Санкт-Петербурге» и. о. председателя Невского суда Инга Лагутина подала 11 января. Поводом для судебного разбирательства послужила статья «Бомж выступил гарантом по делу о 18 миллионах», подписанная Андреем Ганиным и опубликованная в «Комсомольской правде в Санкт-Петербурге» 16 декабря 2009 года. В материале речь идет о судебных разбирательствах между компаниями ЛЭК и «Макромир», которые проходят как раз в Невском суде. ИД «Комсомольская правда» (Москва) в ходе судебных разбирательств был выведен из числа ответчиков (см. монитор за апрель, май 2010 года).


ИЮНЬ, 2
СМИ Архангельска
В Архангельске состоялся семинар «Роль пресс-служб органов местного самоуправления в формировании единого информационного пространства и развитии гражданского общества в Архангельской области». Участниками семинара, который проводило агентство по печати и массовым коммуникациям правительства региона, стали  пресс-секретари глав районных администраций и специалисты по связям с общественностью. Основные вопросы задал  министр по региональной политике и местному самоуправлению Александр Беляев: как сформировать между властью и обществом устойчивую обратную связь? В какой форме вести диалог? Как обеспечить доверие? Каким образом общество может реально включиться в процесс принятия государственных решений? Дискуссия об эффективности работы пресс-секретарей закончилась мнением, что именно от их работы зависит открытость и гласность органов власти на местах. Но для этого специалисты должны владеть разнообразной и глубокой информацией о социально-экономической ситуации в районе.


ИЮНЬ, 2
СМИ Архангельска
В Архангельске прошел круглый стол на тему «Доверяете ли вы современным СМИ», который организовали Архангельская областная научная библиотека им Н.А.Добролюбова и Российский государственный университета печати. Ведущий, директор научно-исследовательского центра чтения и современного рынка печати Евшений Баханов, предложил архангельским журналистам  взять на себя ответственность за то, что читатель не верит газетам. Но журналисты с этим не согласились. Например, журналист Валентин Иванов отметил, что «появилось много других информационных площадок и, в первую очередь, это интернет-издания, скорость реагирования которых на событие гораздо выше, чем скажем у газет, и уровень доверия к которым достаточно высок». Дискуссия развернулась на тему, почему в обществе стремительно падает уровень доверия к информации, появляющейся в СМИ, и как вернуть читателя. - Журналисты сами виноваты в том, что потеряли доверие читателей, - сказал Евгений Баханов. - Еще в начале перестройки газеты решили, что ей важнее рекламодатель, чем читатель. И мы продали газеты, мы продали журналистскую этику, мы продали и предали своих читателей и свои перья. Среди причин растущего недоверия к СМИ назывались также несовершенство российского законодательства, регулирующего взаимоотношения учредителя газеты и редакции, падение уровня профессионализма журналистов. Присутствовавший на обсуждении второй секретарь Архангельского обкома КПРФ Владимир Федоренко так оценил итоги встречи: «Меня крайне удивил призыв московского гостя искать причину недоверия к СМИ внутри самого журналистского сообщества. Напомню, что двадцать лет назад не газета решила зарабатывать деньги, а новая власть, впихнувшая страну в дикий капитализм, заставила СМИ выживать. Если учесть, что на сегодняшний момент государство чаще является основным владельцем СМИ, то вполне логично, что главные редактора проводят политику обслуживания интересов чиновников, а журналистам предлагают быть послушными исполнителями «госзаказа». На мой взгляд, истоки недоверия к печатным СМИ нужно искать не в журналисткой среде, а в незаинтересованности чиновников всех уровней видеть на страницах газет разностороннюю а следовательно и объективную картину, того, что происходит в обществе». Кстати, на этой злободневной встрече не было ни одного чиновника.



ИЮНЬ, 2
СМИ Тулы
Управлением Роскомнадзора по Тульской области по итогам мая 2010 года снято с регистрационного учета 9 средств массовой информации. Из них по решению суда о признании свидетельства о регистрации СМИ недействительным вследствие невыхода в свет более одного года – 6 газет и 2 радиопрограммы, а именно: газеты «Ускорение», «Мария плюс», «Зов отечества», «Проспект», «Пятница и К», «Кроссворды о кроссвордах», «Упа», радиостанции «Говорит Волово» и «Говорит Чернь». Все СМИ были сняты с учета по решению суда, кроме газеты «Ускорение», которая была снята с учета по желанию учредителей. Согласно закону, издания должны выходить в свет чаще одного раза в год, сообщает управление Роскомнадзора по Тульской области. ГИПП


ИЮНЬ, 2
Юрий Алехин
В городе Курской области возбуждено уголовное дело по факту разбойного нападения на дом генерального директора общества с ограниченной ответственностью фирмы «ТВКиК» Юрия Алехина, в результате которого пострадали три человека. Об этом сообщили в пресс-службе Следственного комитета при прокуратуре РФ. Следствием установлено, что около 02:00 31 мая не менее четырех неизвестных проникли на охраняемую территорию домовладения, расположенного в деревне Малютино Октябрьского района области. Там они избили и связали 60-летнего охранника и сына хозяев домовладения, которые в момент нападения находились на отдыхе за пределами Российской Федерации. В результате полученных телесных повреждений охранник скончался на месте происшествия. Связав также и тещу хозяина, злоумышленники вскрыли два сейфа, откуда похитили ювелирные изделия. Затем они обыскали дом и квартиру в городе Курчатове, ключи от которой нашли в доме. Вернувшись в домовладение потерпевшего, нападавшие похитили автомобиль BMW-Х5 и скрылись с места происшествия. Впоследствии похищенная машина была обнаружена в лесопосадке. Следственными органами Следственного комитета по Курской области возбуждено уголовное дело по признакам преступлений, предусмотренных статьей 162 УК РФ («Разбой, совершенный группой лиц по предварительному сговору, с применением предметов, используемых в качестве оружия, с целью завладения имуществом в особо крупном размере»), статьей. 111 УК РФ («Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее смерть потерпевшего»). В настоящее время проводятся следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия, направленные на установление нападавших лиц, а также всех обстоятельств преступления.


ИЮНЬ, 2
Сайт ИА «Банкфакс»
В Барнауле временно исполняющий обязанности начальника Центра по противодействию экстремизму (ЦПЭ) при ГУВД Алтайского края полковник Сергей Ковальчук в ходе опроса главного редактора ИА «Банфакс» Валерия Савинкова пытался получить информацию о внутренней работе сайта. Для этого 2 июня Савинков был приглашен для проведения опроса. Главред ИА «Банкфакс» связывает внезапный интерес ЦПЭ к «паролям и явкам» сайта с многочисленными публикациями о противоправной деятельности сотрудников этого милицейского подразделения. Вот что по этому поводу он пишет на сайте агентства: «В процессе общения с уполномоченной для проведения опроса группой сотрудников ЦПЭ их интересовали различные аспекты внутренней информации работы сайта «Банкфакс». При этом причины интереса остались для меня не вполне понятны. Мне показали две распечатки, где, по словам сотрудников ЦПЭ, были опубликованные несколько месяцев назад на сайте заявления одной из общественных структур и отделения действующей в Алтайском крае парламентской политпартии. Ранее сотрудники ЦПЭ сообщили мне, что по этому поводу к ним поступил запрос одной из федеральных властных структур и в этой связи начата проверка. Я связался с упомянутым борцом с экстремизмом, чиновником-федералом, который с удивлением узнал, что его именем манипулируют барнаульские милиционеры. А неоднократные просьбы предоставить распоряжение о якобы проводящейся ЦПЭ проверке также остались без ответа - в находящемся в сложной ситуации подразделении МВД этого документа также нет. Сразу же после окончания моего общения с сотрудниками алтайского ЦПЭ стало известно о том, что в отношении арестованного сейчас одного из сотрудников этого подразделения Василия Мандзюка возбуждено новое уголовное дело - его подозревают в участии в подготовке заказного убийства. Есть основания допустить, что обвиняемый подполковник Мандзюк в структуре ЦПЭ мог входить в состав достаточно крупной оргпреступной группы, сейчас пытающейся блокировать распространение информации о своей деятельности и помешать следствию выявить все факты происшедшего».


ИЮНЬ, 2
Газета «Вечерняя Рязань»
В Рязани возбуждено уголовное дело по факту публикации в газете «Вечерняя Рязань» материала, возбуждающего ненависть к милиции. Инцидентом занимается отдел по расследованию особо важных дел, сообщает Следственное управление региона. Установлено, что в номере от 29 апреля 2010 года была опубликована статья «Быть начеку». Следователи полагают, что в ней содержались высказывания, направленные на возбуждение ненависти к группе лиц «по признакам принадлежности их к социальной группе - сотрудникам милиции, а также к милиции в целом». Указанный материал был подписан аналитическим отделом газеты. В марте 2010 года «Вечерняя Рязань» уже становилась фигурантом дела об экстремизме. Следователи утверждают, что в двух статьях, опубликованных в апреле и мае 2009 года, разжигалась межнациональная и межрелигиозная рознь. О результатах расследования этого дела пока не сообщалось. Кроме того, в марте у газеты якобы был конфискован тираж, в котором содержалась предвыборная агитация ЛДПР. Официального подтверждения этой информации не поступало (см. монитор за март 2010 года).


ИЮНЬ, 2-3
Сайт «Терон.Ру»
Как сообщает администрация популярного пермского интернет-форума «Терон.Ру», атака, ведущая к отказу сервера и его полной недоступности, началась 2 июня, и не прекращается. Сайт открывается с перебоями. По словам его основателя Евгения Целищева, для доступа к серверу технической службой заблокировано более 30 тыс. адресов в интернете, с которых проводилась атака, однако это еще не все компьютеры, которые мешают сайту нормально работать. «Сейчас весь зловредный трафик фильтруется через специализированные сервисы, расположенные в Москве», — добавил Целищев. Подобные атаки, называемые DDOS (распределенная атака с целью отказа сервера), организуются через большую сеть зараженных специальным вирусом компьютеров (botnet), которые в определенным момент начинают массовое обращение к сайту с однотипными запросами, в результате чего сервер перестает отвечать обычным посетителям. Атаки такого рода нередко совершаются на крупные информационные и коммерческие порталы в политических или экономических целях, полностью блокируя их работу на срок до дву-трех дней. Стоимость таких услуг незначительна, а сложность организации минимальна, достаточно анонимно отправить хакеру указанную сумму и ссылку на нужный сайт. Однако в Перми, по словам специалисиов, DDOS-атаки фиксируются крайне редко, не более двух атак в год». При этом крайне трудно доказать сумму нанесенного ущерба и выявить заказчика атаки. По словам Евгения Целищева, атаки на форум фиксировались и ранее, но чаще всего они не были распределенными (обычный DOS) и легко блокировались. За всю историю форума он вспомнил не более трех незначительных атак.
                                                     
                                    

ИЮНЬ, 3
Газета «Час Пик»
В Верхней Пышме (Свердловская область) разгорелся конфликт между независимым еженедельником «Час Пик» и крупнейшей управляющей компанией города – ООО «Сити-Сервис». Заместитель главного редактора «Часа Пик» Алексей Герасимов утверждает, что директор управляющей компании Елена Бобровская угрожает выселить редакцию из занимаемого помещения и настроить жильцов дома, в котором располагается офис газеты, против журналистов. По словам Герасимова, 28 мая Бобровская пригласила его на встречу «для знакомства». Тот приглашение принял и явился в офис управляющей компании. С порога бизнесвумен заявила, что газета не имела права публиковать письмо жительницы города, которая провела свое расследование в связи с необычайно высокими тарифами на электроэнергию, которые ООО «Сити-Сервис» установило для жильцов подконтрольных многоквартирных домов. В материале «Часа Пик» «Люди научились считать» были опубликованы без купюр выдержки из писем граждан, обеспокоенных ценами на электричество. По подсчетам одного из них, тариф не должен превышать 30 рублей в месяц, тогда как управляющая компания предъявляет счета на сотни рублей. Бобровская, которой этот материал не понравился, стала угрожать руководству газеты судом, говорит Герасимов. В ответ он заявил, что это вполне цивилизованный и подходящий способ решения вопроса в данной ситуации. Такая реакция, видимо, не удовлетворила Бобровскую, и она предупредила, что настроит жильцов дома, в котором располагается редакция газеты, против них и что руководству издания лучше подыскать другое помещение для выпуска газеты.


ИЮНЬ, 3
Василий Канев
Юрий Никифоров
Напавшему на сотрудников телерадиокомпании «Коми гор» студенту сыктывкарского педагогического колледжа Руслану Махмудову  суд назначил 180 часов исправительных работ. Такое решение сыктывкарский городской суд вынес 3 июня, рассказал «КомиОнлайну» один из пострадавших журналистов Василий Канев. Во время следствия он признался в нанесении побоев, однако заявил, что в его действиях не было хулиганских побуждений. Как выяснилось, Р. Махмудов является спортсменом и имеет множество спортивных наград, он приехал в столицу Коми из Инты. Напомним, инцидент произошел 23 марта. Около 11:00 в районе улицы Димитрова сотрудники «Коми гор» вели съемку заснеженного города. Навстречу к ним шла группа студентов одного из колледжей, которые попали в объектив видеокамеры. Один из них в грубой форме потребовал не снимать и ударил телеоператора Юрия Никифорова. На помощь коллеге из автомобиля вышел корреспондент В. Канев, которому не удалось разрешить конфликт, он тоже получил удар в лицо. После проведенной в УВД Сыктывкара проверки по данному факту было возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 116 Уголовного кодекса РФ («Нанесение побоев из хулиганских побуждений») - см. монитор за март, апрель, май 2010 года). Журналистское сообщество было возмущено инцидентом. Директор ГТРК «Коми гор» Наталья Линкова оценила произошедшее как дикую выходку. Вице-президент Международной организации финно-угорских журналистов, директор холдинга комиязычных изданий «Коми му» Александр Ульянов отметил, что нападение на журналистов оставит отпечаток на каждом жителе Сыктывкара.


ИЮНЬ, 3
Рустам Губин
Уголовное дело в отношении гендиректора газеты «Капитал» (Екатеринбург), учредителя продакшн-студии «Финансист» Рустама Губина и его сотрудницы Анастасии Скляровой переквалифицировано. Как сообщает «Коммерсант», следствие предъявило журналистам новое обвинение – по статье 163 УК РФ («Вымогательство»), тогда как ранее им инкриминировалась статья 204 УК РФ («Коммерческий подкуп»). Защита намерена опротестовать данное решение. Уголовное дело в отношении Губина и его подчиненной было возбуждено 13 февраля 2008 года. По версии следствия, в феврале 2008 года Губин получил компромат на кандидата в депутаты палаты представителей Законодательного собрания Свердловской области Евгения Зяблицева и решил использовать его «в корыстных целях». Он предложил Скляровой связаться с пресс-секретарем Зяблицева и организовать с ним встречу. Во время встречи Губин потребовал у пресс-секретаря кандидата 200 тыс. рублей, в противном случае он угрожал опубликовать имеющийся у него компромат на Зяблицева. Представитель кандидата в депутаты согласился с требованиями, после чего обратился в милицию (см. монитор за февраль 2008 года). 3 июня прошлого года дело было передано в Октябрьский районный суд Екатеринбурга для рассмотрения по существу.


ИЮНЬ, 3
Газета «Правда Севера»
Газета «Правда Севера» подала жалобу на МУП « Роспечать» в Управление федеральной антимонопольной службы по Архангельской области. Как сообщили в редакции газеты, «Роспечать» безосновательно расторгла договор о распространении газеты через свои киоски и изъяла субботний номер газеты из продажи. По неподтвержденной информации, причиной для этого стало пожелание мэра. Главный редактор газеты Светлана Лойченко прокомментировала это на страницах газеты так: «Если честно, то мэра мы и не критиковали еще. Письма читателей о нехватке садиков и плохих дорогах - это не критика. Просто мэр не знает, что такое критика... Вообще у муниципальной власти чрезвычайно понижен болевой барьер. Привыкшая к комплиментарной журналистике, она болезненно реагирует на любой легкий щипок... Удручает, что власть не умеет держать удар, не может вести диалог. Лучше всего у нее получается одно действо – запрет». Когда журналисты попросили мэра ответить, как он относится к критике, Виктор Павленко сказал: «Объективная критика - это хорошо. Переживаю, но терплю. Но когда это явная ложь или явно видно, что это линейка каких-то пиарщиков, это меня крайне раздражает. Газета - это не только коллективный организатор, но и коллективный воспитатель и пропагандист. Кто хорошо учился и читал Ленина, тот так не поступит... Не надо допускать разбалансировки!». Из сказанного мэром журналисты сделали вывод, что ему не понравились статьи о предстоящем митинге молодых родителей и о том, какие меры предпринимаются мэрией для устранения очереди в детские сады.


ИЮНЬ, 3
Александр Рыклин
Андрей Пионтковский
У здания МВД в Москве задержаны участники одиночных пикетов, требовавшие отставки министра внутренних дел Рашида Нургалиева. Как сообщил корреспондент Граней.Ру, задержаны главный редактор «Ежедневного журнала» Александр Рыклин, политолог Андрей Пионтковский, а также активисты движения «Солидарность» Илья Повышев и Михаил Шнейдер. Все участники одиночных пикетов задержаны после того, как по очереди выходили на площадь с плакатами «31 мая - не забудем, не простим», «Нургалиева - в отставку», «В Москве нет милиции». Их отвезли в ОВД «Якиманка». Одиночное пикетирование здания МВД продолжится в пятницу. «Серия пикетов не ограничится сегодняшним днем, не ограничится и этим местом, мы планируем сделать это мероприятие достаточно масштабным и регулярным», - говорится в заявлении пресс-службы «Солидарности». Ранее уполномоченный по правам человека в России Владимир Лукин заявил, что руководство МВД должно извиниться перед задержанными участниками акции. В противном случае Лукин откажется подписывать договор о сотрудничестве с министерством.


ИЮНЬ, 3
Все СМИ
Специальный докладчик по вопросу о поощрении и защите права на свободу выражения мнений Франк Ля Рю отчитался в Совете ООН по правам человека о проделанной работе. В соответствии со своим мандатом спецдокладчик должен, в частности, следить за тем, как складывается ситуация со свободой слова в разных странах мира. В связи с этим Франк Ля Рю отметил, что в 2009 году число убитых при исполнении своих обязанностей журналистов увеличилось на 26% по сравнению с 2008 годом. Подавляющее большинство погибших сотрудников СМИ на момент убийства занимались расследованиями коррупции, организованной преступности и политических махинаций. Кроме того, процветающая практика похищений репортеров заставила как минимум 157 журналистов покинуть родину и искать убежища в других странах: «Меня также беспокоит то обстоятельство, что в 94% случаев виновные в совершении преступлений против журналистов не были наказаны. Лишь два процента дел, связанных с убийством работников СМИ, дошли до суда, и виновные были осуждены. В этой связи я хочу призвать все страны и в особенности Филиппины, Ирак, Пакистан, Российскую Федерацию и Мексику, на которые приходится самое большое число случаев убийств журналистов, принять необходимые меры для защиты и обеспечения безопасности представителей СМИ». Спецдокладчик напомнил о резолюции 1739, принятой Советом Безопасности ООН, согласно которой государства должны проводить всестороннее расследование всех случаев нападений на журналистов и предавать виновных правосудию.


ИЮНЬ, 3
Газета «Запретная зона»
В апреле в Санкт-Петербурге вышел пилотный номер газеты «Запретная зона». Уникальность издания в том, что авторами материалов стали воспитанники Колпинской колонии для несовершеннолетних. Но неожиданно выпуск следующего номера оказался под вопросом. Руководство колонии сочло журналистов, помогавших в создании газеты, персонами нон грата. «Запретная зона» — газета, которую предложили делать воспитанникам Колпинской колонии для несовершеннолетних сотрудники Института региональной прессы. Проект при финансовой поддержке Совета министров Северных стран стартовал в конце января. В создании пилотного номера авторам помогали студенты факультета журналистики СПбГУ — Анна Байдакова и Павел Румянцев, пять раз посещавшие стены колонии. И вот 8 апреля первый номер был представлен воспитанникам колонии. На шести полосах формата А4 воспитанники рассказывают о проблемах зоны, ее правилах. На последней странице читатель может найти стихи, написанные воспитанниками колонии. «Вы не представляете себе, что значит быть отрезанным от всего мира. Я расскажу вам немного о человеке, который был словно зверь в клетке, как он мечтал о том, чтобы его выпустили» — с этих строк начинается материал одного из воспитанников. Спустя несколько дней после презентации газеты в воспитательном учреждении в Институт региональной прессы пришло письмо, подписанное 32 воспитанниками. В нем ребята просят журналистов больше не приезжать в воспитательное учреждение и заявляют, что не хотят больше участвовать в создании «Запретной зоны». Факт появления обращения удивил сотрудников Института региональной прессы, ведь представленный ребятам номер вызвал у них интерес. По словам координатора программ ИРП Инги Шульги, презентация номера прошла достаточно успешно. «После презентации у нас появились желающие участвовать в работе над следующим номером, газета ребятам понравилась», — рассказала она. 14 воспитанников даже записались для работы над вторым номером «Запретной зоны». В то же время само письмо вызывает немало вопросов. «К Вам обращаются воспитанники Колпинской воспитательной колонии по изданию выпуска № 1 газеты «Запретная зона», — говорится в послании. — Мы заявляем Вам, что большинство воспитанников не согласны с правдивостью той информации, которую Вы опубликовали, а именно личное мнение двоих осужденных Вы представили в газете как истину, хотя на самом деле это совсем не так». Далее в письме говорится: «В колонии не приветствуется выражаться бранью, а в своей газете Вы напечатали нецензурные выражения. Большинство осужденных не поддерживают деления на категории, которые Вы опубликовали, потому что хотят освободиться домой. Когда мы приезжаем в Колпинскую воспитательную колонию, понятия, про которые вы опубликовали, остаются только в нашей памяти. В заключение хотим Вам сказать, что не хотим больше выпускать газету, и в колонию не приезжайте». Стоит отметить, что письмо пришло на официальном бланке колонии. Между тем очевидно, что обвинение в использовании нецензурной лексики — лишь формальный повод. В материалах авторов «Запретной зоны» ее нет. На страницах газеты приведен небольшой глоссарий, состоящий из используемых в колонии выражений, отнести его к нецензурщине можно только при большом желании. Получив послание, сотрудники Института региональной прессы обратились с письмом в колонию, для того чтобы прояснить ситуацию. В ответ Институту региональной прессы пришло послание, на этот раз подписанное начальником колонии Сергеем Акиншиным. «Довожу до вашего сведения, что, учитывая мнения воспитанников, а также наличие в первом выпуске газеты «Запретная зона» ненормативной лексики, руководство учреждения считает нецелесообразным сотрудничество с Вашей организацией, так как ваша деятельность идет вразрез с целями и задачами воспитательной работы, проводимой в колонии», — говорится в нем. Сотрудники Института региональной прессы с последним утверждением не согласны и намерены продолжить сотрудничество с колонией.


ИЮНЬ, 3
СМИ Санкт-Петербурга
В Санкт-Петербурге во время церемонии похорон великой княгини Леониды Георгиевны часть прессы не пропустили в великокняжескую усыпальницу. Хотя заранее с пресс-службой Петропавловской крепости были обговорены некоторые условия: во-первых, аккредитованная пресса получит возможность присутствовать на церемонии от начала до конца. Во-вторых, всех снимавших — фотографов и телеоператоров — обязательно пропустят в усыпальницу. В результате снимавших корреспондентов из собора сразу повели в усыпальницу через боковую галерею и те, кто вышел на улицу, чтобы заснять вынос гроба, оказались в числе неучтенных — потому что с улицы прессу уже не пропустили к месту захоронения. И, несмотря на возмущение, часть аккредитованных журналистов оказались за бортом.


ИЮЛЬ, 4
СМИЕкатеринбурга
Примерно так отсеивали в Екатеринбурге «ненужные» СМИ перед пресс-конференцией по итогам 28-го заседания руководителей органов безопасности и спецслужб стран СНГ. Похоже, что, дав объявление с приглашением на это мероприятие СМИ города, организаторы потом спохватились. И ряду изданий дорогу в резиденцию губернатора, где и должна была происходить сия пресс-акция, перекрыла могучая охрана. В частности, у репортера газеты «Уральский рабочий» поинтересовались: «А вы звонили в департамент информации?». Услышав в ответ: «А что, надо было, об аккредитации ведь никто не сообщал?», — бравые ребята сильно удивились и констатировали: «Мы не знаем, но вас в списке нет!». Эта практика, увы, становится привычной в нашем регионе. Получилось, что была объявлена открытая пресс-конференция, но кто-то составил какие-то списки и кого-то не пустили. При этом крайнего в этой цепочке отыскать не удается. Что ж, журналистам осталось развести руками, а читатели из-за чьей-то чрезмерной бдительности не получили нужную им, наверное, информацию об очередных успехах наших силовиков.


ИЮНЬ, 6
«Иная городская газета»
Поставлена точка в многомесячной скандальной истории с выпуском «Иной городской газеты» в городе Березники Пермского края. В феврале 2006 года березниковский  журналист Валерий Ковбасюк зарегистрировал печатное издание «Иная городская газета». А последний номер издания он выпустил в мае 2008 года. Затем без уведомления регистрирующего органа – управления «Россвязькомнадзора» - выпуск газеты прекратил. В конце 2009 года управление обратилось в суд с иском к В. Ковбасюку о признании недействительным свидетельства о регистрации СМИ. Но именно в этот момент в Березниках начиналась очень жесткая предвыборная борьба за должность главы города. Учредитель «Иной городской газеты» стал активным участником этой схватки на стороне одного из крупных промышленных предприятий. Вот тут то и потребовалось ему учрежденное издание. Несколько раз газета была выпущена массовыми тиражами. Но почему-то с разными названиями: «Иная  газета город Березники»; «Городская иная газета город Березники» и информационный листок «Переселение». Вот тогда-то, в начале марта 2010 года местной милицией и была изъята часть одного из выпусков (см. монитор за март 2010 года). Все это, конечно, сопровождалось «разоблачительными» предвыборными публикациями в местной прессе, на сайтах различных изданий. Учитывая обстоятельство, что больше года «Иная  городская газета все же не выпускалась, Березниковский городской суд на основании п.2 ст.15 закона РФ «О средствах массовой информации» признал свидетельство о регистрации издания недействительным. Но Ковбасюк не согласился с этим решением и обратился с кассационной жалобой в краевой суд. Судебная коллегия по гражданским делам не приняла во внимание доводы учредителя издания об отсутствии средств, частых командировках. А выпущенные в 2010 году  представленные экземпляры номеров расценила как произвольное использование наименования СМИ, «что не является допустимым» (из кассационного определения). Иск Валерия Ковбасюка оставлен без удовлетворения.


ИЮНЬ, 6
Газета «Быль нового Ржева»
В Ржевский городской суд (Тульская область) было подано два исковых заявления о защите деловой репутации. Истец — администрация города Ржева, ответчик — редакция газеты «Быль нового Ржева». Поводом первого иска стала публикация от 26 мая 2010 года в «БНР»: «В прошлом номере А. Симонов рассуждал, почему так пышно отмечалось 65-летие Победы (не круглая дата). И не назвал важного повода для торжеств: отмывание бюджетных денег. У меня есть знакомая в банке, она сказала «по секрету», что один клиент, взявший в начале года ссуду полмиллиона, после 9 мая сразу ее погасил. Знающий.». Поводом для второго иска стала публикация от 2 июня под названием «А у нас горячая вода будет всегда». Комментарий А. Симонова: «Со своей стороны, призываю ржевитян обратиться в ТОУК и заключить договор с этой компанией. Уже давно говорю: все, что не Копосов, будет лучше. И не в коем случае не заключайте договоры с управляющими организациями, созданными на базе участков ПЖРЭУ. Если конечно, не хотите и дальше платить неизвестно за что». Администрация Ржева считает, что статья вводит жителей многоквартирных домов в заблуждение. Истец просит: опровергнуть опубликованные сведения, а так же взыскать с ответчика госпошлины — по 4 000 рублей за каждый иск.



ИЮНЬ, 6
Газета «Областные вести»
Отец экс-депутата Николая Волкова подал иск в Дзержинский районный суд Волгограда о защите чести и достоинства своего сына на газету «Областные вести». Истец Валентин Волков возмущен тем, что в статье, опубликованной 19 марта 2010 года в «Областных вестях», журналист называет его сына извращенцем и описывает сцены преступления «как будто он сам при этом присутствовал». «На самом деле мой сын только подозревается в преступлении. Но его вина не доказана в суде», - пишет в исковом заявлении В. Волков. Впрочем, вина не доказана из-за того, что дело до суда не дошло - Николай Волков сбежал со следственного эксперимента и в данный момент находится в федеральном розыске. Однако любящий папа отстаивает интересы сына и требует взыскать с газеты 50 миллионов рублей. Именно в такую сумму Валентин Волков оценил причиненный семье моральный ущерб.


ИЮНЬ, 7
СМИ Краснодарского края
В мае 2010 года Управлением Роскомнадзора по Краснодарскому краю в соответствии с решениями судов и на основании статьи 15 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» признаны недействительными шесть свидетельств о регистрации СМИ. Газеты: «Купи, продай…и отдыхай», «Кубтелеком - ТВ», «Курортная Афиша», «Рекламный БУМ». Журналов: «КУРОРТ СОЧИ» и «Янцен». Также в мае 2010 года Управлением Роскомнадзора по Краснодарскому краю на основании заявлений учредителей была прекращена деятельность следующих средств массовой информации: газеты «Городок Кубани» и журнала «Сочи – Пассаж».


ИЮНЬ, 7
Газета «Черноморская здравница»
В администрации Центрального района Сочи (Краснодарский край) председатель депутатской группы по Центральному району Геннадий Глазырин 7 июня в 16 часов собрал народных избранников. На повестке было два вопроса: строительство дублера Курортного проспекта и реконструкция улицы Донской. Светлана Кравченко, корреспондент газеты «Черноморская здравница», пришла и изъявила желание посетить заседание. Она представилась, показала удостоверение, достала видеокамеру. Но тут же была практически вытолкана из зала заседания. По словам журналистки, сначала от нее в грубой форме потребовали покинуть помещение, так как она не была приглашена. С. Кравченко стала объяснять, что у нее редакционное задание, что она пришла на это заседание, чтобы выполнить свой профессиональный долг. Но депутаты сразу же объявили, что заседание является закрытым. «Я сказала, что, не пуская меня, они нарушают закон, препятствуют моей профессиональной деятельности журналиста. При этом на вопрос господину Глазырину, знаком ли он со статьей 144 УК РФ («Воспрепятствование профессиональной деятельности журналиста») председатель ответил, что эту статью не читал. В конечном итоге меня выгнали. Поэтому мне не удалось собрать материал и получить информацию «из первых рук». Редакционное задание было провалено. А ведь пришла я на это заседание не случайно. К нам в газету обратились сочинцы, которые поневоле стали участниками происходящих перемен. Сегодня в Сочи идет незаконное строительство 3-й очереди дублера, которое нарушает права всего муниципального образования и несет опасность микрорайону Гагаринский. При этом происходит уничтожение плататов, которым больше полувека. В зоне начавшегося строительства проходит водовод и высоковольтные провода. Никто эти коммуникации перед строительством не перенес. Не нашли места для переноса, а строительство уже идет. Люди всерьез опасаются, что могут остаться без воды, тепла и электричества от этой незаконной стройки». В беседе с корреспондентом ФЗГ Светлана также сообщила, что подобные случаи, когда перед журналистом закрывается дверь, в Сочи не редкость: «Это такая традиция - собираются депутаты, приглашают «своих» журналистов, а нас, представителей независимой прессы, не зовут и не пускают. Потому, что опасаются, что мы сообщим достоверную информацию, а не угодную депутатам».


ИЮНЬ, 7
Журнал «Русский Newsweek»
Игорь Гусев, названный «одним из главных мировых спамеров» в публикации «Кибер - империя зла» еженедельного журнала «Русский Newsweek» (ноябрь 2009 года), подал в Замоскворецкий суд Москвы иск к изданию о защите чести и достоинства. Он также просит обязать журнал опубликовать опровержение и взыскать с ответчиков 700 000 рублей. Как пишет РБК, ответчиками по данному иску являются ЗАО «Аксель Шпрингер Раша»), главный редактор еженедельника М.  Фишман, журналисты Ю. Таратута, И. Иванова, С. Зайцева, М. Зыгарь. В материале «Кибер - империя зла», посвященном кибер-преступности, упоминалась сеть онлайновой торговли лекарствами, представляющая собой «несколько десятков виртуальных аптек, ориентированных на продажи, главным образом в США». «Головной сайт этой сети не оставляет сомнений в ее русскоязычном происхождении - glavmed.com», - отмечали авторы. По данным Newsweek, glavmed рассылает спам по e-mail-адресам в США, собирает заказы на лекарства (например, виагру), которые контрафактно изготовляются в Индии. Истец требует опровержения следующего фрагмента:  Владелец сети Игорь Гусев публично отрицал свою причастность к рассылке спама». Правда, на предварительных слушаниях истец не смог доказать, что в публикации описали именно его. В России Игорей Гусевых сотни, только в Москве, по данным онлайнового телефонного справочника, их 282. Если истец не имеет отношения к спаму, непонятно, почему он решил, что речь идет именно о нем.



ИЮНЬ, 7
СМИ Москвы
Сотрудники частного охранного предприятия вытеснили с территории Кадашевской слободы в центре Москвы представителей общественных организаций и журналистов. Ранее представительница движения «Архнадзор» сообщила, что возобновились работы по сносу строений на территории Кадашевской слободы. Проект строительства многофункционального комплекса «Пять столиц» на территории исторического московского района Кадаши вызвал в столице широкий общественный резонанс. В апреле прокуратура потребовала пересмотреть проект застройки Кадашевской слободы. В результате застройщики отозвали проект строительства комплекса «Пять столиц», однако во второй половине мая начался снос зданий на территории Кадашей. В ответ жители и представители общественников организовали акцию протеста, пытаясь защитить Кадаши от сноса. Представители общественных организаций и депутат Государственной Думы Валерий Гартунг пытались выяснить, на основании каких разрешений строительная организация производит снос одного из строений на территории Кадашей, когда сотрудники ЧОПа «Родон», около 30 человек, начали выталкивать их за ворота. Как передает корреспондент, несколько человек в толпе упали на землю, в том числе депутат Валерий Гартунг. «Нас попытались выгнать отсюда с применением грубой физической силы. Мы расцениваем это как угрозу», - сказал Гартунг. «Мы все равно будем продолжать бессрочную акцию протеста и не позволим производить разрушение комплекса», - отметил, в свою очередь, представитель общественного движения в защиту Кадашей Артем Хромов. Представители общественных организаций собираются дежурить на территории Кадашей до внесения решения прокуратуры, которая проводит проверку по законности сноса строений.


ИЮНЬ, 7
Телеканал «Россия»
Префект Северного административного округа Москвы Олег Митволь обратился в суд с иском к ЛДПР. Как сообщили в пресс-центре префектуры Северного административного округа Москвы, согласно исковому заявлению, поступившему в Мещанский районный суд столицы, Митволь намерен требовать от политической партии ЛДПР возмещения вреда, причиненного ее председателем Владимиром Жириновским «вследствие распространения им сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию Митволя, поскольку он замещает государственную должность префекта САО Москвы в ранге министра правительства Москвы и является членом правительства Москвы». Напомним, 20 апреля 2010 года Жириновский, выступая на заседании Госдумы, посвященном ежегодному отчету правительства РФ, допустил высказывания следующего содержания: «Половина документов московского правительства засекречена... Для чего? Скрыть свои преступления!». Фрагменты данного выступления были показаны в эфире телеканала «Россия 24» в новостной телепередаче «Вести». «Оспариваемое высказывание ответчика содержит в себе утверждение о том, что все члены правительства Москвы являются преступниками и посредством принятия нормативных документов для служебного пользования осуществляют сокрытие совершенных ими преступлений, - говорится в тексте искового заявления. - Поскольку я являюсь членом правительства Москвы, то председатель политической партии ЛДПР В.В. Жириновский, выступая от имени указанной политической партии, обвинил меня в совершении уголовно-наказуемых деяний». Префект САО попросил суд признать несоответствующими действительности и порочащими его честь, достоинство и деловую репутацию сведения, распространенные Жириновским, взыскать с политической партии ЛДПР в пользу истца 20 миллионов рублей в счет компенсации морального вреда, а также обязать ответчика - партию ЛДПР опровергнуть распространенные сведения на заседании ГД ФС РФ и в эфире телеканала «Россия». Кроме того, префект считает важным обязать ФГУП ВГТРК сообщить о принятом решении суда в телеэфире.


ИЮНЬ, 8
Радиостанция «Пионер FM. Не очень взрослое радио»
В Москве обокрали офис радиостанции «Пионер FM. Не очень взрослое радио», которая принадлежит бизнесмену Александру Лебедеву. Как стало известно журналистам, ночью злоумышленник проник на чердак здания, в котором располагается радиостанция. Преступник проломил потолок и проник в офис, откуда украл три ноутбука. Материальный ущерб от кражи оценивается в 80 тысяч рублей.


ИЮНЬ, 8
Информационное агентство «Высота 102»
После череды судебных тяжб Центральный районный суд Волгограда обязал информационное агентство «Высота 102» выплатить «героине» своей публикации 10 000 рублей и опубликовать опровержение на своем сайте. Первый судебный процесс по иску Анны Михеевой к ИА «Высота 102» состоялся 15 апреля 2008 года (см. монитор за апрель, май 2009 года). Чувства госпожи Михеевой затронула публикация на сайте от 14 ноября 2007 года под заголовком «Еще одна фирма, входящая в группу компаний «Диамант», занималась сокрытием налогов». Материал содержал в себе следующие сведения: «По данным официальных органов, в течение 2004-2005 годов «Элита» оказывала услуги по сдаче в субаренду нежилых помещений. Бондаренко не начисляла НДС, использовав налоговую льготу, установленную Налоговым кодексом. Согласно норме закона, организации, учрежденные инвалидами, не подлежит уплате данного вида налогов. Пикантность ситуации состояла в том, что ООО «Элита» была учреждена общественной организацией инвалидов – «Содействие-М», которая, в свою очередь, оказалась учрежденной умственно-отсталыми людьми, и людьми состоящими на учете в психиатрическом диспансере». Анна Андреевна является учредителем «Содействие-М» и в действительности является инвалидом, но по ее утверждению никаких умственно-психических отклонений у нее не было. Стоит отметить, что прямой речи о Михеевой в статье не велось, а лишь указывалось, что фирма использовала льготы для уклонения от налогообложения. ООО «Элита» была учреждена общественной организацией инвалидов «Содействие-М». По сути, оспариваемые сведения порочат организацию - «Содействие-М», а не госпожу Михееву. Тогда иск должен был рассматриваться в арбитражном суде по заявлению организации, а не физического лица – Михеевой. Так или иначе, все «девять» кругов судебного ада были пройдены и окончательный судейский вердикт был, увы, не в пользу «Высоты 102».


ИЮНЬ, 9
Газета «Новое дело»
Отказ руководителя управления Роспотребнадзора по Дагестану Элеоноры Омариевой в предоставлении журналистам сведений о качестве питьевой воды нарушают права граждан на получение информации, заявила шеф-редактор местного еженедельника «Новое дело» Наталья Крайнова, обращаясь с письмом к прокурору республики Андрею Назарову. «Я готовила материал о качестве питьевой воды в Махачкале. 7 апреля направила письменный запрос в адрес Омариевой с просьбой дать данные по теме, но никакого ответа не получила. Далее пошли неоднократные звонки в приемную руководителя, где секретарь Омариевой все время сообщала, что шефа нет на работе: то она в отъезде, то участвует в совещаниях, то еще где-то», - сообщила шеф-редактор. Крайнова рассказала, что в ответ на последний звонок секретарь Омариевой дала номер телефона начальника отдела санитарного надзора Ларисы Пантиной, которая заявила шеф-редактору, что ответ на запрос давно подготовлен и направлен на утверждение Омариевой. заявила корреспонденту «Кавказского узла»: «Не нужно думать, что реакция Омариевой есть что-то из ряда вон выходящее. Так поступает подавляющее большинство чиновников, может они станут реагировать хоть на прокурорские указания». На просьбу прокомментировать ситуацию в управлении Роспотребнадзора непредставившаяся секретарь Омариевой порекомендовала обратиться к Шамилю Омарову, заместителю Омариевой, но онотказался от разговоров. В прокуратуре Дагестана сообщили, что при получении письма будут предприняты должные меры относительно чиновников.


ИЮНЬ, 9
Журнал The New Times
Евгений Левкович
В производстве Пресненского районного  суда Москвы находится дело по иску о защите чести, достоинства и деловой репутации лидера «России молодой» Максима Мищенко к журналу The New Times и Евгению Левковичу. Поводом для иска послужила публикация в номере этого издания от 9 ноября 2009 года статьи Е. Левковича «Наци на марше», в которой утверждается, что «организацию «Русский образ» курирует депутат-единоросс, лидер «России молодой» Максим Мищенко». По утверждению последнего, эти сведения «не соответствуют действительности и порочат честь, достоинство и деловую репутацию истца, депутата Государственной Думы, Мищенко Максима Николаевича. Истец является лидером общероссийского общественного молодёжного движения «Россия Молодая» и не является куратором и другим каким-либо образом не представляет интересы общественной организации «Русский образ», которая упоминается в данной статье в качестве экстремистской и фашистской организации. Ложный факт «курирования» экстремисткой организации депутатом Мищенко Максимом Николаевичем вполне может расцениваться как неправильное, неэтичное поведение  в политической жизни». Истец просит суд обязать издание The New Times опубликовать опровержение и взыскать с ответчиков компенсацию за причиненный истцу моральный  вред в размере по 50 коп. с каждого.



ИЮНЬ, 9
«Комсомольская правда»
Суд обязал издательский дом «Комсомольская правда» выплатить актеру Владимиру Машкову 450 000 рублей в качестве компенсации морального вреда. Савеловский суд Москвы частично удовлетворил иск Машкова о причинении морального ущерба и публикации ложных сведений. Помимо выплаты компенсации, издательский дом обязан разместить в одном из выпусков газеты опровержение материала о якобы сделанной актером пластической операции. На данный момент суд огласил только резолютивную часть решения, мотивировка судей станет известна позже. Машков оспаривал в суде материалы «КП», опубликованные в декабре 2008 года, а также апреле и ноябре 2009 года. Они были посвящены разводу актера с Оксаной Шелест и якобы сделанным Владимиром пластическим операциям. По словам Машкова, приведенные журналисткой Анной Великжаниной сведения не соответствовали действительности (см. монитор за май 2010 года).


ИЮНЬ, 9
Телекомпания «Тагил ТВ»
В Нижнем Тагиле (Свердловская область) сотрудники муниципальной телекомпании «Тагил ТВ» требуют выплаты им заработной платы за март-май 2010 года. Соответствующее заявление они отправили в прокуратуру города. Копии письма переданы главе Нижнего Тагила Валентине Исаевой, в государственную инспекцию по труду, в городской комитет профсоюза работников культуры и в городскую организацию Союза журналистов России. В своём письме около 20 сотрудников телеканала просят провести проверку законности действий директора телекомпании Надежды Мартиросовой, которая якобы не выплачивает зарплату и пособия в установленные законом и коллективным договором сроки. Также они обращают внимание на то, что руководство телеканала не перечисляет в горком профсоюза работников культуры, членами которого являются практически все сотрудники «Тагил ТВ», членские взносы, удержанные из зарплаты. Как сообщила директор телеканала Надежда Мартиросова, проблемы с долгами по зарплате действительно есть, и они связаны с деятельностью прежнего руководства учреждения, которое допустило долги по платежам в бюджет. Из-за этого налоговая служба арестовала расчётный счёт телекомпании, и проводить операции по перечислению средств стало невозможно. По словам Мартиросовой, на сегодняшний день ситуация стабилизируется - о проблеме проинформированы учредители телеканала, которые уже принимают меры. Перед сотрудниками погашены долги за март и выплачена часть аванса за апрель, в целом долг по зарплате составляет 21 день. Мартиросова полагает, что в ближайшее время ситуация полностью нормализуется.


ИЮНЬ, 9
Сайт «УфаГуб»
Верховный суд Башкирии отменил решение Кировского районного суда о признании сайта «УфаГуб» экстремистским, сообщил представитель суда. В марте 2009 года доступ на сайт был закрыт на территории Башкирии через местных интернет-провайдеров (см. монитор за апрель 2009 года). По словам источника, Верховный суд республики рассмотрел кассационную жалобу владельца оппозиционного сайта Николая Швецова и отменил ранее принятое решение Кировского суда. Адвокат владельца сайта добавил, что вопрос о признании сайта экстремистским будет решаться повторно в Кировском районном суде другим судьей. До принятия нового решения по «УфаГуб» уфимские провайдеры будут обязаны снять ограничение доступа пользователей к сайту. В марте 2010 года Следственные органы Башкирии предъявили обвинение в организации экстремистского сообщества Николаю Швецову и четырем блогерам. По версии следствия, они размещали на интернет-сайте «УфаГуб» материалы (статьи и комментарии), направленные на возбуждение ненависти и вражды, а также унижение чести и достоинства людей по признакам национальности, происхождения и языка.



ИЮНЬ, 9
Интернет
В последнее время много говорилось о пленуме Верховного суда РФ, на котором должно быть утверждено постановление «О практике применения Закона «О СМИ», согласно которому интернет-изданиям вменяется в обязанность редактировать комментарии своих читателей. За неподчинение предусматриваются санкции. Эта информация привлекла к себе пристальное внимание медиа-сообщества. В частности, появились опасения, что сотрудникам Интернет-изданий придется просматривать комментарии читателей перед размещением их на форуме и удалять те из них, которые надзирающие и контролирующие органы могут счесть экстремистскими. Во-первых, это довольно трудоемкий процесс, а главное – премодерирование читательских отзывов на форумах - это в чистом виде цензура. «Предварительное модерирование - отслеживание и фильтрация комментариев перед их размещением на сайте - чрезвычайно опасная практика. Цензура остается цензурой, как ее ни назови - предварительным ли модерированием или как-то еще», - говорит президент Фонда защиты гласности Алексей Симонов. Что же касается постмодерации, то здесь тоже есть проблемы. В случае, если сотрудники издания сами должны просматривать комментарии и снимать с форумов подозрительные материалы, у «доброжелателей» всегда есть возможность успеть первыми обнаружить крамолу и донести о ней куда следует, и уберечься от этого Интернет-изданиям практически невозможно. Таким образом, они оказываются в положении заложников. Предполагалось, что пожаловаться на публикации на форумах могут и Роскомнадзор, и прокуратура, и частные лица. Однако сразу же появились подозрения, что контролирующие органы будут действовать выборочно - «начнут выбирать, кому пенять за эти сообщения на форумах, а кого пропустить мимо глаз, поэтому у оппозиционных СМИ возникнет значительно больше проблем, чем у «положительно характеризуемых», - считает А. Симонов. Кроме того, складывается впечатление, что чиновники хотят, чтобы их функции выполняли журналисты. «В данном случае у меня такое ощущение, что они хотят перевалить свою работу на чужие плечи. Там же хотят, чтобы была тишь да гладь, да божья благодать - ничего другого, кроме как уменьшить объем своей работы, ни одно бюрократическое учреждение не хочет», - сказал руководитель ФЗГ. Он полагает, что Роскомнадзор вполне мог бы обращать внимание интернет-СМИ на реальное нарушение - это нормальная технология. Аналогичная позиция и у секретаря Союза журналистов России Михаила Федотова: «Если на сайте появляется какое-то экстремистское высказывание, Роскомнадзор пишет в редакцию этого интернет-СМИ, просит разобраться. И редакция должна или отредактировать, либо убрать это сообщение с форума. И если редакция устраняет противоречие между требованиями закона и текстом комментария, то к редакции претензий быть не может». Их как будто услышали. Как сообщает «Коммерсант», члены  рабочей группы по подготовке постановления пленума Верховного суда договорились, что обязательной премодерации на форумах Интернет-изданий не будет. Но если попадутся экстремистские комментарии, то по требованию Роскомнадзора (только он будет следить за публикациями на форумах и комментариями читателей) редакция должна будет их убрать, то есть постмодерация будет.


ИЮНЬ, 9
Газета «Шәһри Чаллы»
Председатель Татарского общественного Центра Рафис Кашапов обратился с письмом к руководителю Республиканского Агентства по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа» Марату Муратову. В своем обращении Р. Кашапов сообщает о бедственном положении татарской прессы, упоминая при этом цензуру и факты уголовного преследования журналистов. «Такое отношение властей к представителям СМИ не может не беспокоить нас», - говорится в документе. «Мы понимаем, татарстанские СМИ не имеют независимые финансовые возможности для того, чтобы иметь собственные бюро по всему татарскому миру. Поэтому освещение жизни татар в татарстанских СМИ слабое, а тем, которые живут за пределами Татарстана, еще хуже», -  пишет Р. Кашапов. Он обращает внимание руководителя «Татмедиа» на тот факт, что в Набережных Челнах лишена дотаций татарская газета «Шәһри Чаллы», в то время, как русскоязычная газета «Челнинские известия» их сохранила. «Это ещё раз показывает, как ущемляются права татарского народа. Мы видим двойные стандарты в отношении к схожим случаям. Мы требуем, чтобы газета «Шәһри Чаллы» финансировалась, как и прежде», - подчеркивается в обращении.


ИЮНЬ, 10
Газет «Арсеньевские вести»
В ФЗГ поступила информация, что редакция газеты «Арсеньевские вести» (Приморский край) 2 февраля 2010 года получила второе предупреждение Роскомнадзора за распространение сведений конфиденциального характера. Напомним, первое предупреждение «Арсеньевские вести» получили 15 января 2010 года за карикатуру с изображением свастики (см. монитор за январь 2010 года). Поводом для второго предупреждения стала публикация 18 июня 2008 года статьи «Объявлен маньяком». Фрунзенский районный суд Владивостока 31 июля 2008  года по иску О. Черняк к редакции газеты «Арсеньевские вести» вынес решение, в котором говорится, что в упомянутом материале распространены сведения об интимных сторонах жизни истицы, составляющих ее личную тайну. На этом основании Роскомнадзор и вынес второе предупреждение. Теперь изданию грозит закрытие.


ИЮНЬ, 10
Михаил Афанасьев
Никак не закончиться странная история, связанная с вопросом о возможности использования изображения флага Республики Хакасия. Еще 23 мая исполняющий обязанности прокурора Абакана Анатолий Тодинов возбудил дело об административном правонарушении в отношении редактора Интернет-журнала «Новый Фокус» Михаила Афанасьева. Повод оказался любопытным – прокурор усмотрел нарушение в том, что на главной странице «Нового Фокуса» было размещено изображение флага республики. Прокурор ссылается на статью 109 Закона РХ «Об административных правонарушениях», которой «предусмотрена ответственность за использование государственной символики Республики Хакасия без разрешения уполномоченного на то органа государственной власти Республики Хакасия либо нарушение установленного порядка его использования». «Изображение флага было в шапке сайта «Новый Фокус» с момента его создания - более пяти лет - и никому не приходило в голову привлечь меня к административной ответственности за его использование. Сейчас же прокуратура очнулась и вдруг решила, что флаг в шапке сайта находится незаконно», - говорит М. Афанасьев. «Если я прицепляю значок на рубашку с флагом республики, то выходит, я совершаю административное правонарушение. Или пойду по улице с флагом Хакасии в руках – это тоже противозаконные действия. Выходит, я не имею права вообще хоть как-то соприкасаться с флагом республики, в которой имею счастье жить вот уже 29 лет», - рассказал редактор. Он считает, что это дело об административном правонарушении – ни что иное, как продолжение преследования за публикации «Нового Фокуса». М. Афанасьев продолжает: «Прокурорскому работнику, проводившему проверку по этому странному делу, я сказал: А как же быть с изображением флага у меня дома, например. На столе стоит флаг Хакасии, он изображен на именных часах на циферблате. Изымать будете - спрашиваю? «Мы подумаем» – отвечает». Между тем, дело направлено в мировой суд.


ИЮНЬ, 10
Газета «Твой день»
Мосгорсуд отказался признать публикации в газете «Твой день», посвященные делу о жестоком обращении приемных родителей с Глебом Агеевым, порочащими честь и достоинство приемных родителей. Таким образом, Мосгорсуд подтвердил решение Савеловского суда, отклонившего 4 марта 2010 года иск приемных родителей к изданию о защите чести и достоинства. По словам четы Агеевых, в газете были опубликованы недостоверные сведения о факте несуществующего пребывания Ларисы Агеевой в 24-м психиатрическом диспансере, а также распространены необоснованные утверждения, согласно которым Антон Агеев будто бы заявлял об избиении ребенка пьяной матерью. «Мы просим, чтобы эти не соответствующие действительности обстоятельства были опровергнуты», - сказал Агеев. Он также сообщил, что не отрицает факт наличия у ребенка телесных повреждений, полученных в результате падения, и они не были предметом иска. «В своих исследованиях суд принял за основу показания врача, который заявил о наличии травм, но во внимание не были приняты документы, опровергающие недостоверную информацию, а именно к ней предъявлялись претензии», - сказал истец. Агеевы считают, что опубликованная информация порочит их в глазах общественности. Каких-либо материальных требований чета Агеевых к изданию не предъявляла. Рассмотрение дела по факту жестокого обращения с Глебом Агеевым проходит в Видновском городском суде. Кроме того, Преображенский суд Москвы в прошлом году отменил усыновление Глеба и Полины семьей Агеевых, решение вступило в законную силу.


ИЮНЬ, 10
Телерадиокомпания «Антенна-7»
Мэр Омска Виктор Шрейдер подал судебный иск в отношении местной телерадиокомпании «Антенна-7». Градоначальник требует защитить его «честь, достоинство и деловую репутацию». По мнению истца, 8-11 марта в рамках передачи «Инструкция по выживанию», транслируемой этой популярной телекомпанией, был показан ряд материалов, наносящих ущерб репутации высокопоставленного чиновника – в передачах «негативно отзывались» о мэре. Речь, в частности, идет о корыстных отношениях мэра с местным отделением КПРФ, о которых и сообщила накануне голосования «Антенна-7». Г-н Шрейдер в своем иске требует признать озвученные в эфире сведения недействительными и дать им опровержение в рамках программы «Инструкция по выживанию».



ИЮНЬ, 10
Телеканал РЕН ТВ
Иск о защите деловой репутации, поданный группой компаний «СУ-155» к телеканалу РЕН-ТВ, отклонен Арбитражным судом Москвы. Также оставлено без удовлетворения требование истца о взыскании компенсации в размере двух миллионов рублей. «СУ-155» посчитала недостоверными сведения о том, что она сдала в подмосковной Щербинке жилой дом с недоделками. Претензии касались сюжета, показанного на РЕН-ТВ, в котором корреспондент произносил фразу: «На другом объекте СУ-155 в Щербинке охрана без препятствий разрешает снимать пикетчиков, засевших в своих недостроенных квартирах» (см. монитор за август 2009 года). Суд согласился с доводами ответчика о том, что «СУ-155» не является единственной компанией, носящей такое наименование, а оспариваемый фрагмент не позволяет прийти к выводу, что речь идет именно об истце. Кроме того, по мнению суда, в опубликованной ответчиком информации не содержится конкретных сведений, а потому эту информацию нельзя признать наносящей ущерб репутации истца.


ИЮНЬ, 10
НТВ
Освобожденный из-под стражи пиротехник клуба «Хромая лошадь» (Пермь) Сергей Дербенев будет судиться с редакцией передачи «Ожог» на канале НТВ за клевету. Поводом для иска стал сюжет, который вышел на канале через несколько дней после пожара в пермском ночном клубе. В передаче один из ведущих встречается с якобы бывшим компаньоном Дербенева, который, скрывая лицо, сообщает о том, что у директора компании «Пироцвет» всегда были проблемы, с пожнадзором в том числе, и эти проблемы решались исключительно с помощью денег. По словам Дербенева, его необоснованно обвиняют в даче взяток должностным лицам, а никаких компаньонов у него никогда не было. В даче и получении взяток, в соответствии с материалами программы «Ожог», обвиняется не только сам Дербенев, но и организации, с которыми он работал. В данный момент начала работать группа юристов, в функции которой входит сбор информации по клевете в СМИ и передача этой информации в суд.


ИЮНЬ, 11
Все СМИ
Международная федерация журналистов (International Federation of Journalists) опубликовала 11 июня доклад «Конец смертельного десятилетия. Журналисты и сотрудники СМИ, убитые в 2009 году». Авторы документа отмечают, что профессия журналиста продолжает оставаться чрезвычайно опасной. «Цифры говорят сами за себя: было 139 смертельных случаев, из которых приблизительно 113 были преднамеренными убийствами», - подчеркивается в докладе. Авторы сообщают, что журналистов убивают шпана, солдаты, религиозные экстремисты, политические гангстеры, стремящиеся скрыть от общественного внимания свои грязные тайны. Особо отмечена трагедия на Филиппинах, где одновременно были убиты 32 сотрудника СМИ, По данным IFJ, 13 человек погибли в Африке, 30 – в странах Латинской Америки, 52 погибших в Азии и Тихоокеанском регионе, 9 - на Ближнем Востоке. А в Европе «тень безнаказанности накрыла Россию и многие соседние государства. Здесь было девять преднамеренных убийств, и шесть из них - в одной только России», - сообщил президент Европейской Федерации Журналистов (EFJ) Арне Кениг. Доклад сопровождает база данных (http://journalists-in-russia.org ), которая детализирует обстоятельства каждого смертного случая, и классифицирует их. Эта база станет существенным новым инструментом, предоставляя надежную и обновляемую информацию относительно каждого инцидента. «База данных - результат уникального сотрудничества между IFJ и двумя российскими организациями, ведущими мониторинг нарушений прав журналистов и СМИ - Фондом защиты гласности и Центром экстремальной журналистики», - говорится в докладе. IFJ намеревается расширить освещение конфликтов, связанных с давлением на журналистов. В базу данных будут включены сведения о нападениях на репортеров (как отмечают авторы документа, это «часто более чувствительный индикатор уровня насилия, чем список убитых»), уголовном преследовании представителей СМИ, случаях цензуры, задержаниях журналистов силовыми структурами.



ИЮНЬ, 11
Газета «Тольяттинский университет»
Сергей Мельник
По сообщению журнала «Журналист», в Тольятти (Самарская область) вынужден покинуть свою должность главный редактор газеты «Тольяттинский университет» Сергей Мельник. По словам бывшего главного редактора, к этому его вынудила ситуация, сложившаяся в университете после появления в нем нового ректора - Михаила Криштала. С. Мельник сообщил: «Избранный летом прошлого года ректором ТГУ Михаил Криштал практически с первых же дней систематически игнорировал основной закон, которым в первую очередь регулируется деятельность газеты «Тольяттинский университет» – официально зарегистрированного средства массовой информации. Достаточно сказать, что он лично осуществлял цензуру газеты, что в нашей стране по закону никому не позволено. Осенью 2009 года был вопиющий случай изъятия – по распоряжению ректора, по надуманному поводу, – уже напечатанного тиража газеты, а это, как известно, в России можно делать исключительно по решению суда. В течение всего учебного года г-н Криштал занимался подобными вещами, даже несмотря на все мои «просветительские» служебные записки. Самый свежий случай: в одном из майских номеров газеты был заверстан – и снят по распоряжению ректора! – правдивый, острый, несомненно, блестящий материал талантливой студентки кафедры журналистики Екатерины Колпинец о праздновании в Тольятти 65-летия Великой Победы».



ИЮНЬ, 11
Александр Симон
Во Фрунзенском районном суде Ярославля должно было пройти первое заседание по слушанию дела о защите чести, достоинства и деловой репутации. Но  так и не состоялось - по весьма уважительным причинам. Дело в том, что в суд прибыл только истец - редактор газеты «Вечерний Ярославль» Александр Симон, а вот главный ответчик - глава администрации Ленинского района Василий Бобков и свидетель, который должен был выступать на стороне истца - американский президент Барак Обама так и не появились. А. Симон, уважаемый многими ярославцами за то, что активно выступает против безудержной застройки Ярославля,  не раз уже судился с высокопоставленными чиновниками. Напомним, в 2008-м в отношении него было возбуждено уголовное дело за клевету и распространение ложных сведений в адрес прокурора области Михаила Зелепукина. По словам Симона, прокурор совершил тяжкое преступление: незаконно освободил от уголовной ответственности подозреваемого преступника. Также у Александра Симона имеется неснятая судимость еще за одно оскорбление, которое он опубликовал в своей газете «Вечерний Ярославль» в отношении мэра Виктора Волончунаса. Симон обвинил мэра в совершении должностных и экономических преступлений (см. монитор за март 2008 года).


ИЮНЬ, 11
Газета «Новая Сибирь»
На этой неделе вступило в силу решение Арбитражного суда Новосибирской области, принятое 5 мая 2010 года по исковому заявлению ООО «Сибирский источник-1» (производитель FAMILYspring) о признании сведений, опубликованных в газете «Новая Сибирь», недействительными и порочащими деловую репутацию. В ходе судебного разбирательства были признаны не соответствующими действительности следующие сведения: информация о том, что в сертификате соответствия высшей категории воды FAMILYspringесть пограничные позиции, перешагнув которые питьевая вода, станет опасной для жизни и здоровья потребителей; присутствие нитритов и нитратов в воде FAMILYspring; наличие в питьевой воде FAMILYspring поверхностных загрязнений и каких-либо опасных для здоровья веществ. Результаты лингвистической экспертизы текста, проведенной в лицензированной организации ООО «Лаборатория Судебная экспертиза», свидетельствуют о том, что публикация создавала отрицательный образ производителя воды FAMILYspring. По мнению суда, статья носит оскорбительную направленность, подвергающую сомнению качество выпускаемой истцом воды, чем порочит деловую репутацию истца, так как содержит недостоверные сведения. Арбитражный суд принял решение обязать ООО «Редакция газеты «Новая Сибирь» разместить в газете «Новая Сибирь» опровержение не соответствующих действительности и порочащих деловую репутацию ООО «Сибирский источник-1» сведений в объеме, соответствующем объему опровергаемой статьи взыскать в пользу ООО «Сибирский источник-1» нематериальный вред.


ИЮНЬ, 11
Телеканал «Домашний»
Телеканал «ТВ-3»
В производстве Арбитражного суда Новосибирской области находятся иски о защите деловой репутации ООО «Сибирский источник-1» (производитель FAMILYspring). В частности, претензии предъявлены к телеканалам «Домашний» и «ТВ-3» в связи с размещением недостоверной информации о FAMILYspring в передаче «Потребитель и вода живая и мертвая».


ИЮНЬ, 11
Александр Минкин
Журналист газеты «Московский комсомолец» Александр Минкин обжаловал в Мосгорсуде отклонение своего иска о защите чести и достоинства к спикеру Госдумы Борису Грызлову. «Мы подали жалобу на решение Пресненского суда отклонившего мой иск к Б. Грызлову. Это решение неправильное и мы просим его отменить», - сказал А. Минкин «Интерфаксу». Пресненский суд 20 мая этого года отклонил иск Минкина к Грызлову. Позже, 25 мая, тот же суд отклонил аналогичный иск газеты «Ведомости» к спикеру парламента. Поводом для обращения в суд послужила фраза, произнесенная Б. Грызловым 2 апреля на встрече руководителей партий, представленных в Госдуме, с президентом РФ Дмитрием Медведевым: «Я хотел бы привести пример, который лично у меня вызывает недоумение. Это три факта: факт публикации в газете «Ведомости» названия «Месть за Кавказ», факт статьи Александра Минкина в «Московском комсомольце» и заявление Доку Умарова. Если мы проанализируем три этих источника, то увидим, что они фактически варились в одном соку. Вызывает подозрения, что эти публикации и действия террористов связаны между собой». Эти слова, адресованные президенту, были распространены информагентствами, сотрудники которых присутствовали на встрече. Истцы просили суд обязать Б. Грызлова публично опровергнуть оспариваемые высказывания (см. монитор за апрель, май 2010 года).


ИЮНЬ, 11
Владислав Садыков
По сообщению ИА «Регнум», в Рубцовске (Алтайский край) началась голодовка рабочих бывшего Алтайского тракторного завода. Инициатива проведения принадлежит самим рабочим. 66 человек были вынуждены устроиться под открытым небом. Главному редактору газеты «Голос Солидарности» Владиславу Садыкову, снимающему происходящее на фото и видео, двое в штатском попытались выкрутить руки и вывезти в неизвестном направлении, якобы для установления личности. Произвол удалось прекратить только благодаря вмешательству депутата краевого заксобрания. Все это происходило в окружении милиционеров в форме, рядом с двумя заместителями начальника УВД по городу Рубцовску, заявившими после этого, что нападавшие не имеют никакого отношения к милиции. В принятии заявления о противоправных действиях было отказано. Первая голодовка рабочих бывшего Алтайского тракторного завода началась 15 мая. Главным требованием рабочих было погашение почти стомиллионного долга по заработной плате. После недели голодовки рабочие смогли получить свои деньги.


ИЮНЬ, 11
Анатолий Савинов
В Элисте состоялась конференция Союза журналистов Калмыкии. Как заявил в ходе конференции председатель Союза журналистов Калмыкии Санал Шавалиев, «основная цель нашей конференции - это консолидация всех средств массовой информации, журналистов, работающих на территории нашей многонациональной республики». В то же время в зал, где проходило мероприятие, не был допущен журналист газеты «Восьмой регион», председатель координационного совета общественной организации «Центр славянской культуры Калмыкии» Анатолий Савинов. Член Союза журналистов России, главный редактор газеты «Советская Калмыкия сегодня» Валерий Бадмаев намеревался указать коллегам на то, что в республике помимо официальных СМИ существуют и оппозиционные. Кроме того, он был намерен высказаться о том, что за 12 лет со дня смерти Ларисы Юдиной ни один журналист официальных СМИ не высказал свою точку зрения о причинах ее гибели, в то время как суд установил, что она была убита при исполнении профессионального долга, а президент России наградил ее посмертно Орденом Мужества. Однако возможности высказаться Бадмаеву предоставлено не было.


ИЮНЬ, 12
Семен Атеев
Владислав Сельнинов
Наталья Колдаева
По сообщению ИА «Регнум», в Элисте член Союза журналистов России, правозащитник Семен Атеев выиграл гражданский процесс о защите чести и достоинства у директора государственной телекомпании «Хамдан» Владислава Сельнинова, журналиста калмыцкого телевидения Натальи Колдаевой и члена экспертно-координационного совета при главе Калмыкии Василия Бондарева. Семен Атеев вынужден был обратиться в суд, после того как осенью 2008 года по приказу властей Калмыкии в республике была развернута против него настоящая кампания травли. Поводом послужила статья «Лицедеи», опубликованная им в августе месяце в газете «Советская Калмыкия сегодня», где он подверг резкой критике действия федеральных и республиканских властей в ходе российско-грузинской войны. После этого в течение нескольких месяцев практически все официальные средства массовой информации Калмыкии, включая телевидение и радио, «мочили» Семена Атеева, обвиняя его в том, что он за деньги, полученные от Запада, занимается подрывной деятельностью и экстремизмом в интересах враждебных России государств (см. монитор за сентябрь, октябрь 2008 года). После вступления в силу решения суда в отношении Сельнинова, Колдаевой и Бондарева было возбуждено уголовное дело по статье «Клевета». Дело уже доходило до рассмотрения судом по существу, но было возвращено в прокуратуру, где было прекращено. 25 мая после вмешательства Генерального прокурора РФ прокурором Калмыкии Сергеем Табельским было вынесено постановление, согласно которому следствие по уголовному делу возобновлено.



ИЮНЬ, 14
Пресса Ярославской области
Недавно в газете «Золотое кольцо» (Ярославль) был опубликован материал «Как утренние газеты превратились в вечерние». Мария Теплова посетовала на то, что местные газеты в ярославских киосках по субботам можно приобрести теперь только ближе к вечеру, когда в «Роспечать» подоспеют столичные издания. Так вроде удобнее и выгоднее коммерсантам. Ярославцы, конечно, не в восторге от нововведений. А каково тутаевцам? Дело в том, что в результате этого ноу-хау по субботам в их город теперь вообще газеты не возят. Субботние выпуски областных газет жители муниципального образования могут приобрести только в понедельник утром. Ситуация, прямо скажем, аховая. Свободные от работы граждане в выходной день, не найдя свою любимую газету в киоске, явно купят другую. Пусть не ту, но с программой передач на следующую неделю, поскольку в понедельник побегут с утра на работу, а не в ларек за прессой. Да и свободные от рабочего графика люди вряд ли устремятся покупать в киосках газету уже недельной давности. Это означает, что редакционные коллективы будут вынуждены терять своих читателей, несмотря на то, что именно субботние тиражи стараются сделать максимально насыщенными и привлекательными для всех категорий населения.



ИЮНЬ, 15
Сайт «Путин.Итоги»
Сайт «Путин.Итоги», а также персональные сайты лидеров движения «Солидарность» Бориса Немцова и Владимира Милова подверглись DDoS-атакам после публикации очередного доклада, посвященного десятилетию правления Путина. Об этом Граням.Ру сообщили в пресс-службе «Солидарности». Доступ к сайтам затруднен. Накануне в рамках Московского международного книжного фестиваля Немцов и Милов представили доклад «Путин. Итоги. 10 лет». По словам Немцова, это седьмой доклад авторов с момента публикации первого документа «Путин. Итоги» в 2008 году. Отличие новой редакции от предыдущих, по словам авторов, в том, что она адаптирована для массового читателя, затрагивает проблемы всех российских регионов и будет распространена тиражом в миллион экземпляров. В 2008 году доклад Немцова и Милова имел тираж в пять тысяч экземпляров и распространялся в основном в Москве. «В российском обществе существуют устойчивые мифы, навязанные официальной пропагандой. Их несколько: миф о том, как Путин усмирил Кавказ и победил терроризм, миф о том, как при нем стали чаще рожать и реже умирать, миф о том, как он победил олигархов и как успешно решаются социальные проблемы населения. В нашем докладе все эти лживые постулаты с цифрами и фактами в руках, почерпнутыми из открытых источников, развенчиваются», – отметил Немцов. «Особое место в докладе занимает тема коррупции, в первую очередь, в высших эшелонах власти. Обращается особое внимание на сказочное обогащение друзей и приятелей Путина, которые до его прихода к власти никакими бизнес-талантами не отличались», – добавил политик.


ИЮНЬ, 15
Все СМИ
СМИ в России недостаточно свободны, «ситуация нуждается в значительном улучшении» - такое мнение в прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы» высказала  представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Дуня Миятович. По ее словам, основная проблема СМИ в России - это «чрезвычайно высокая, выше чем во всем мире, статистика по убийствам журналистов и нападениям на журналистов». «Есть и другие проблемы - недостаточный плюрализм СМИ», - отметила она. По словам Д. Миятович, «не должно быть, чтобы журналисты за свои смелые высказывания, подвергались нападениям». «Мои коллеги посещали Михаила Бекетова (главного редактора газеты «Химкинская правда», который стал инвалидом в результате избиения в 2008 году), его судьба - один из негативных примеров. Ни один журналист не должен попасть в такую ситуацию», - отметила Д. Миятович. По словам представителя ОБСЕ, много вопросов у организации вызывает «уголовное преследование лиц, которые совершили акты насилия в отношении журналистов». «Мы будем обсуждать это с российским правительством, потому что нам кажется, что делается недостаточно», - отметила она.



ИЮНЬ, 15
Салимжан Гайсин
В городе Маркс Саратовской области в ночь на 15 июня сгорел дом оппозиционного журналиста Салимжана Гайсина. Активисты саратовского отделения «Солидарности» уверены в том, что это акция устрашения. Об этом Каспарову.Ru 16 июня сообщили в пресс-службе движения. Пожар начался с внешней стороны здания. В доме находились дочь журналиста, ее подруга, зять и две внучки 2 и 6 лет. Они успели выбежать на улицу, взяв документы, при этом дочь Гайсина получила ожог ноги. Недавно построенный дом и стоящая рядом старая постройка сгорели дотла. Как сообщил сам Гайсин, пожар начался в той части дома, где не было никаких электроприборов или проводки, поэтому он подозревает, что строение подожгли. «Я редактирую балаковскую газету «Огни Поволжья», в которой выходит также полоса, посвященная событиям в Марксе. В последнее время мы публиковали не менее 15 критических статей в адрес коррумпированных чиновников администрации района, которые, естественно, имели на меня зуб. Я уже предупредил районного прокурора о своих подозрениях по поводу преступной подоплеки произошедшего, и буду ждать реакции надзорных органов», - рассказал журналист.

Каспаров.Ру, 16 июня                                              другое

ИЮНЬ, 15
Александр Спиртов
Журналист Александр Спиртов получил известие о втором исковом заявлении, поданном в Сергиево-Посадский городской суд (Московская область), на сей раз - бывшим начальником управления экономики и заместителем главы администрации Сергиева Посада Анной Кочемаровой. В заявлении говорится, что 10 февраля 2010 года в газете «Новое зеркало» была опубликована статья, в которой указано: «Глава сообщил, что уже уволил трёх начальников управлений - владельцев участков в Черниговском лесу (скорее всего имеются в виду... Анна Кочемарова). При этом Маслов подчеркнул, что поводом для увольнения стала не столько ситуация с Черниговским лесом, сколько ненадлежащее исполнение служебных обязанностей». Далее в своём иске Анна Ивановна сообщает, что уволилась с муниципальной службы на основании личного заявления, что указанная выше фраза имеет ярко выраженную негативную окраску, словом, в основе своей повторяет уже знакомое нам заявление о защите чести и достоинства начальника юридического отдела Анны Щугаревой. С той лишь принципиальной разницей, что в исковом заявлении, поданном в апреле, Анна Владимировна требует, наряду с публикацией опровержения, 70 000 рублей для компенсации моральных страданий, а Анна Ивановна оценивает свои страдания в 80 000 рублей.

Копейка.Орг, 12 июня                                 ИСК – 2 раза

ИЮНЬ, 15
Газета «Хронограф»
В разряд нелюбимых муниципалитетами Самарской области печатных изданий угодил еженедельник «Хронограф». Газета на протяжении пяти лет среди основной массы читателей приобрела широкую известность и популярность. В отличие от многих других средств массовой информации выделялась предметными расследованиями, «зубастостью» и последовательностью. Выходящая в городе Тольятти, она создала свои корпункты в областном центре, в Сызрани, в Новокуйбышевске. И везде старалась быть объективной, что привело к тому, что в ряде случаев ей стали отказывать в аккредитации, затягивать с ответами на запросы. Например, Новокуйбышевская городская Дума не допустила журналистов «Хронографа» на одно из своих заседаний, «засекретив» его. На требование объяснить произошедшее руководство Думы сослалось на то, что, согласно её уставу, она не входит в структуру местного самоуправления и потому может проводить закрытые заседания. Неизвестно, чем насолил «Хронограф» главе Ставропольского района Александру Пучкову. Только он, глава, письменно уведомил редакцию издания, что муниципалитет не заинтересован в сотрудничестве с данным еженедельником. Добавив, что в администрации отсутствует положение об аккредитации представителей СМИ. Муниципалитет города Сызрани не раз отказывал еженедельнику на его запросы. Своему нежеланию он пытался придать «законные» меры. Однажды чиновники потребовали от журналиста подтверждения его полномочий, будто бы редакционным удостоверением они не обозначены. Департамент архитектуры и строительства администрации города Самары пошёл дальше. Он вообще отказывается принимать и регистрировать запросы «Хронографа». По мнению редакции, такой «беспредел» вызван субъективным, предвзятым отношением руководства департамента к самому еженедельнику. В распространённом среди самарских СМИ обращении к общественности области главный редактор «Хронографа» Павел Соколов пишет: «Таким образом, в Самарской области не только нарушается законодательство, но и наблюдается противодействие работе СМИ. Тем самым идёт демонтаж основ демократического общества, планомерное ущемление прав граждан на информацию».



ИЮНЬ, 16
Газета «Архангельск»
Положение дел в городской газете «Архангельск» сильно ухудшилось - на лето почти всех журналистов отправили в неоплачиваемый отпуск - газете уменьшили финансирование из городского бюджета. Как стало известно ИА REGNUM Новости, в последнее время у газеты существенно упали доходы. С редакцией из-за больших долгов расторгла договор «Почта России», также долги накопились перед «Роспечатью». По неподтвержденной информации, сразу после печати половину тиража газеты везут на сжигание, так как распространить его просто не могут. Газета Архангельск выходит почти ежедневно, распространяется она уже почти бесплатно - стопки газет лежат в кофейнях и на стойках в гостиницах. Также газета распространяется по подписке, но без помощи «Почты России». Периодически газета «Архангельск» выходит тиражом 100 тыс. экземпляров, например, в преддверии митингов или других акций протеста. Газета финансируется из городского бюджета и является официальным публикатором решений горсовета и постановлений мэрии. В газете основное место отдано пресс-релизам мэрии и других организаций.



ИЮНЬ, 16
Татьяна Тольская
Главному редактору сайта, опубликовавшему «письмо Буянского», стали поступать анонимные звонки с угрозами. Речь идет о серпуховском информационно-новостном портале «Глазей.Ru». Его редактор Татьяна Тольская сообщила, что после того, как она разместила на сайте текст обращения бывшего заместителя прокурора Московской области Станислава Буянского, ей стали звонить неизвестные люди с требованием немедленно убрать материал. «Эту информацию я увидела в Интернете 11 июня. Так как она касается нашего региона, в частности, Серпуховского района и его главы Александра Шептуна, то она мне показалась актуальной и для нашего портала. Я ее в тот же день разместила со ссылкой на «Русскую службу новостей», а уже позавчера-вчера мне начали поступать анонимные звонки с требованием ее немедленно убрать. Говорили с некоторыми даже «наездом», что это все клевета, что этого всего не было, что Буянский ничего не распространял, что меня ожидают судебные иски, и все в таком духе», – рассказала Тольская. Имя покинувшего свой пост в конце мая зампрокурора Московской области Станислава Буянского попало в выпуски новостей несколько недель назад, когда РСН стало известно, что он попытался пробраться на территорию резиденции президента с намерением «познакомиться и поговорить» с Дмитрием Медведевы или его супругой. Однако сделать это ему помешали сотрудники ФСО. По некоторым данным, этот инцидент и стал причиной отставки Буянского. 11 июня в распоряжение РСН попала копия письма, подписанного Буянским, в котором бывший зампрокурора опроверг информацию о своем проникновении на территорию президентской резиденции. Он утверждал, что причиной его отставки стало нежелание принимать участие в многочисленных коррупционных схемах, участниками которых были многие высокопоставленные работники прокуратуры. Впрочем, позже СМИ распространили другое заявление Буянского, в котором он отрицал свою причастность к этому письмо и грозился подать в суд на средства массовой информации, процитировавшие его.



ИЮНЬ, 16
Олег Томилин
Евгений Семенов
Телеканал РЕН ТВ
Корреспонденты телеканала РЕН ТВ утверждают, что певец Лева из группы «Би-2» избил их во время интервью. Досадный инцидент произошел в Москве в студии «Старс Рекордс», куда журналисты приехали побеседовать со знаменитыми рокерами. По словам представителя потерпевших, сначала все шло хорошо: снимали сюжет об исполнителях и их планах на отпуск. Конфликт завязался после того, как Игорь Бортник (Лева) заявил о предстоящем путешествии за границу, а автор сюжета Олег Томилин тут же задал ему вопрос об алиментах. Так, журналист поинтересовался, не боится ли певец, что его задержат как злостного неплательщика, так как, по данным Томилина, он должен своему восьмилетнему сыну 3 млн рублей. Далее, как сообщили журналисты, Лева повел себя крайне агрессивно, набросился на них, разбил камеру и забрал кассету. Впрочем, сам Игорь Бортник уверяет, что никакой драки не было, хотя и не опровергает сам факт конфликта. «Мы просто прекратили интервью, потому что журналисты задавали некорректные вопросы, - рассказал он. - Никто у них ничего не отбирал и камеру не ломал». По словам юриста рок-группы Игоря Джерапова, журналисты вопреки ранее достигнутым договоренностям стали снимать дом, в котором проходило интервью. И некие ребята просто прикрыли камеру рукой. А кассету кто-то случайно раздавил ногой, когда она выскочила из упавшей камеры. Олег Томилин и его оператор Евгений Семенов, которые считают себя пострадавшей стороной, обратились в милицию с заявлением. Они потребовали изъять улики, в том числе разбитую камеру и кассету у музыкантов. По их словам, на этом видео запечатлен момент нападения.

 


МЮНЬ, 17
Телеканал «Спас»
По сообщению портала «Теленовости», православный телеканал «Спас» прекратит вещание с 30 июня 2010 года. Руководство канала было вынуждено принять решение о закрытии по финансовым причинам. «В настоящий момент на телеканале нет средств для продолжения вещания и производство телепрограмм», - говорится в сообщении «Теленовостей». Телеканал «Спас» был основан в июле 2005 года Иваном Демидовым. С 1 января 2010 года канал перешел на круглосуточное вещание. «Спас» стал первым российским каналом, официально позиционирующим себя как православный. Учредителем канала вместе с рядом физических лиц является Московская патриархия РПЦ. В тот же день телеканал «Спас» опроверг информацию о прекращении вещания.


МЮНЬ, 17
«Фонтанка.ру»
В Санкт-Петербурге выполнявший съемку по заданию редакции у Ленэкспо фотокорреспондент «Фонтанки» был остановлен сотрудниками правоохранительных органов. Со словами «У нас тут такой праздник, а вы все лезете, и обгадить пытаетесь!» майор милиции, дежуривший на улице Опочинина, потребовал убрать камеру и удалить все сделанные снимки, сообщает «Фонтанка». Когда журналист отказался выполнить требования и показал свое удостоверение, на место происшествия подошел старший по званию, подполковник, и попытался задержать сотрудника «Фонтанки». Однако сделать это ему не удалось - подошел сотрудник ФСО, который, показав свое удостоверение и изучив документ, предъявленный журналистом, разрешил продолжить работу. Пройдя буквально несколько метров вперед, фотокорреспондент «Фонтанки» вновь услышал требования убрать камеру и удалить фотографии, а также предупреждение о возможном задержании. Как отмечает интернет-газета, фотокорреспондент не пытался нарушить общественный порядок и проникнуть на территорию проведения ПЭФа.


ИЮНЬ, 17
Ггазета «Московский комсомолец в Карелии»
Руководитель администрации главы Карелии взыскала с журналиста и газеты «Московский комсомолец в Карелии» 60 000 рублей. Газета «МК в Карелии» опубликовала статью, в которой рассказывалось о руководителе администрации главы Карелии Людмиле Косюк. Речь в статье шла о весьма вольном распоряжении государственным имуществом губернаторской администрацией, а, кроме того, вспоминались некоторые эпизоды из трудовой биографии Л. Косюк, которая когда-то возглавляла одну из петрозаводских школ. И именно к этому фрагменту публикации, то есть к событиям давно минувших дней, и возникла претензия у Л. Косюк, повлекшая за собой судебную тяжбу. В публикации одна из работниц общественного питания, вспоминая опыт взаимодействия со школьным руководством, упомянула, как в годы советского дефицита столовая передавала продуктовые пакеты школьному начальству. Руководитель губернаторской администрации Л. Косюк сочла данный пассаж ложным, со всеми вытекающими отсюда судебными претензиями. Редакция, защищаясь, пригласила в судебное заседание женщину, которая была участником тех событий, и которая подтвердила, что такое действительно было. Причем возмущало тогда работников столовой больше всего то, что руководители школы не платили за получаемые ими продуктовые наборы. При этом свидетельница не настаивала на том, что именно директор школы Л. Косюк забирала продуктовые радости. Но в статье, заметим, и не говорилось, что именно директор школы забирала себе пакеты с чаем, сахаром, колбасой, сосисками и прочими дефицитными тогда продуктами. Журналист написала, что продуктовые пакеты передавались «кому надо», а прямого указания на истицу не было. Судья счел, что газета не доказала своей правоты и потребовал опровергнуть оспариваемый фрагмент публикации. Кроме того, с редакции и журналиста взыскана материальная компенсация морального вреда: автору публикации требуется выплатить истице 10 тысяч рублей (Л. Косюк требовала 200 тысяч рублей), а редакции газеты - 50 тысяч рублей (заявлялось требование в размере 300 тысяч рублей). Однако проигравшие судебный процесс с вынесенным вердиктом не согласны и намерены опротестовывать его в кассационной судебной инстанции.


ИЮНЬ, 17
Николай Витовцев
Евгения Дудолина
Депутаты Госсобрания Республики Алтай Айат Унутов и Урмат Князев пообещали главному редактору еженедельника «Постскриптум» Николаю Витовцеву «асимметричный ответ» в случае, если в газете будут появляться публикации на тему деятельности этих и других политиков из лагеря так называемых «молодых тигров». Поводом для гнева народных избранников стала публикация «Котов, нашкодивших в Кош-Агаче, стали называть «молодыми тиграми». В этой статье описывались злоупотребления в администрации Кош-Агачского района, к которым причастны Айат Унутов и его коллега Вячеслав Уханов. До избрания в Эл Курултай они были высокопоставленными чиновниками в районной администрации. Редакция еженедельника пообещала продолжить тему кош-агачских злоупотреблений в следующих номерах газеты. «Придя в редакцию, депутаты республики Айат Унутов и Урмат Князев по-простому сообщили мне как главному редактору, что в случае продолжения кош-агачской темы будут предприняты «асимметричные действия». Таких методов полемики я что-то не припомню со времен «уральского десанта», который к нам высаживался при посредничестве другого оппозиционера, первоначального такого же депутата республики Семена Зубакина, - пишет главный редактор еженедельника Николай Витовцев. - Не знаю, какую статью имели в виду депутаты, говоря об «асимметричных действиях» - 213-ю УК РФ («Хулиганство») или, может, 116-ю того же Кодекса («Побои»), но в любом случае подразумевалась далеко не газетная статья в порядке продолжения темы». Местные СМИ отмечают, что для «молодых тигров» такой стиль общения с неподконтрольной им прессой является нормой. На последней сессии Госсобрания Урмат Князев выступил с требованием уволить главного редактора газеты «Звезда Алтая» Евгению Дудолину, которая опубликовала заметку о том, что Князев является одним из инициаторов четырехкратного повышения «компенсации расходов на депутатскую деятельность».



ИЮНЬ, 17
«Триколор ТВ»
Хакеры атаковали систему крупнейшего оператора спутникового телевидения «Триколор ТВ», заблокировав около 25 тыс. абонентских карт. Пострадавшие владельцы карт доступа 12-й серии, чтобы снова подключиться к системе, должны получить новые карты, а работоспособность сервиса восстановиться в течение месяца. Взлом компании, услугами которой пользуются примерно 6,5 млн абонентов, не принес большого ущерба, однако опасности подвергалась большая часть клиентов. Руководство «Триколор ТВ» считает, что атака была скорее «имиджевой», но меры безопасности на сайте сервиса все-таки усилены, пишет газета «Ведомости». Эксперты, опрошенные изданием, уверены, что опасности взлома подвержены многие системы платного телевидения и атаки, вероятно, будут повторяться.


ИЮНЬ, 17
Газета «Вперед»
В поселке Октябрьский Пермского края разгорается скандал вокруг местной газеты «Вперед». В издании опубликованы взятые с сайта администрации сведения о доходах муниципальных служащих. Источник информации вполне открытый, доступный любому имеющему компьютер гражданину. В публикации имеется и ссылка на адрес. Однако, в местную прокуратуру поступило заявление  о «неправомерных» действиях редакции. По версии заявителей, редакция должна была сначала сделать письменный запрос в администрацию. Дождаться ответа. И дальше поступать в соответствии с полученным указанием. Особенно недовольной оказалась председатель контрольно-счетной комиссии Т. Винокурова, которая за прошлый год заработала более полутора миллионов рублей. Ее доход оказался  намного больше дохода главы района и его заместителей. Странно. По публикации  сведений о доходах  чиновников на сайте вопросов у заявителей нет. А после обнародования этой же информации в газете с тиражом 5550 экземпляров вопросы появились. Чиновники догадываются, что официальный сайт мало кому известен?


ИЮНЬ, 17
«Парламентская газета»
Федеральный арбитражный суд Московского округа (ФАСМО) в четверг оставил в силе решение арбитража Москвы, который ранее отклонил иск ОАО "Архангельский ЦБК" к «Парламентской газете» о защите деловой репутации. Таким образом, суд оставил без удовлетворения кассационную жалобу Архангельского целлюлозно-бумажного комбината. Истец в августе 2009 года обратился в Арбитражный суд Москвы с требованием признать недействительными и порочащими деловую репутацию распространенные «Парламентской газетой» сведения, о том, что «в адрес «зависимых» трейдеров Pulp Mill Trading и Norecem Forest Production целлюлоза из хвойных пород отгружается по цене 260-273 доллара за тонну». Архангельский ЦБК требовал также опровергнуть эти сведения. Как установил суд, данная информация входит в расширенный фрагмент публикации, в котором говорится, что указанным трейдерам целлюлоза отгружается по 260-273 доллара за тонну, в то время как в Европе ее рыночная цена составляет 611 долларов за тонну. В публикации также отмечалось, что данная схема позволяет значительно минимизировать налог на прибыль. «Государству опять недоплачивают, причем те, кому оно пошло навстречу, отменив в 2005-2007 годах экспортные пошлины на все виды целлюлозы», - говорилось в газетной статье. Представитель «Парламентской газеты» сообщил в суде, что оспариваемые сведения являются дословным воспроизведением сообщения, ранее опубликованного в «Независимой газете». Суд отметил, что согласно статье 57 Закона РФ «О СМИ» редакция, главный редактор, журналист не несут ответственности за распространение сведений, не соответствующих действительности, порочащих честь и достоинство граждан и организаций, если эти сведения являются дословным воспроизведением сообщений и материалов или их фрагментов, распространенных другим средством массовой информации. На этом основании суд первой инстанции отклонил иск в полном объеме. Истец подал апелляционную жалобу, но Девятый арбитражный апелляционный суд в марте 2010 года оставил первоначальное решение в силе. В своей кассационной жалобе представитель Архангельского ЦБК просил отменить решение суда первой инстанции и отправить дело на новое рассмотрение.


ИЮНЬ, 17
Алевтина Кинева
В селе Усть-Кишерть Пермского края полностью сгорел дом главного редактора газеты «Сылвенские зори» Алевтины Киневой. Жильцы ничего из имущества не спасли. Пожарные из соседнего Кунгура приехали только через час после вызова. Дом загорел в половине шестого утра, в самое «сонное» время. Супруги Киневы считают, что это поджог: у любого редактора врагов всегда хватает. Тем более, что у мужа Алевтины Сергеевны – Николая Георгиевича, был день рождения. А он, известный в Пермском крае писатель и журналист, тоже работает в редакции «Сылвенских  зорь». Страшный «подарок» нашим коллегам. Идет следствие. Сейчас Киневы живут у брата Алевтины. Добрые люди и местные власти помогают решить жилищную проблему семьи. Журналистами Пермского края уже собрано около шестидесяти тысяч рублей.


ИЮНЬ, 18
Все СМИ
Европейский суд по правам человека запросил у России данные по всем искам о защите чести и достоинства, предъявленным мэром Москвы Юрием Лужковым, а также о результатах их рассмотрения и суммах выигранных мэром компенсаций. Как пишут  «Ведомости», для сравнения суд просит предоставить данные о результатах исков о защите чести и достоинства, предъявленных другими лицами, где суды взыскивали сопоставимые суммы. Жалобу в Страсбургский суд на выигранный Лужковым иск ранее подал писатель и политик Эдуард Лимонов. В апреле 2007 года, комментируя в эфире радио «Свобода» отказ московских властей санкционировать оппозиционный митинг, Лимонов заявил, что столичные суды подконтрольны Лужкову и «антилужковские» решения никогда не принимают. Лужков счел, что это заявление порочит его честь и достоинство. В ноябре Бабушкинский суд Москвы постановил взыскать по 500 000 рублей с Лимонова и с радиостанции. Мосгорсуд подтвердил это решение (см. монитор за апрель – ноябрь 2007 года). В 2008 году судебные приставы в счет долга описали имущество писателя - мебель, мобильный телефон, настольную лампу и книги. По словам сотрудника аппарата уполномоченного России в ЕСПЧ, запрос из Страсбурга уже поступил. Минюст, в свою очередь, запросит информацию у компетентных органов, на основе полученных данных будет сформирована позиция государства, на это дается три месяца, рассказал собеседник издания.


ИЮНЬ, 18
Евгений Зубарев
ИА «Росбалт»
Телеканал 100ТВ
РИА Новости
«Новая газета»
«Комсомольская правда»
The Wall Street Journal
В Санкт-Петербурге состоялись первые заседания судов по искам Виктора Петрика о защите деловой репутации к нескольким российским СМИ. Первое заседание прошло в Куйбышевском федеральном суде, куда Петрик направил иск о защите чести и достоинства к трем разным СМИ: ИА «Росбалт», телеканалу 100ТВ и ФГУП «РИА Новости», публиковавшим статьи репортера «Росбалта» Евгения Зубарева или ссылавшимся на него. В частности, Петрику не понравилось, что «РИА Новости» привели цитаты из журнала The Wall Street Journal, содержавшие фразу Зубарева о том, что тот листал уголовное дело Петрика и знает, по каким статьям его осудили. В судебном иске Виктор Петрик сообщает о себе, что является доктором технических наук, награжден тремя медалями им. П. А. Капицы, орденом патриархии России им. Св. Даниила, а также юбилейной медалью маршала Советского Союза Жукова. Эти сведения он приводит в качестве доказательства того, что является состоявшимся человеком, а не мошенником, как, по утверждению истца, представляют его журналисты. В качестве компенсации морального вреда Петрик требует взыскать с Евгения Зубарева, ЗАО «Информационное агентство «Росбалт», ФГУП «РИА Новости» и ООО «ТВ Купол» по 1 млн рублей с каждого плюс судебные издержки. Следующее заседание по иску Петрика в Куйбышевском суде назначено на 13 июля. Тремя часами позже состоялось первое заседание арбитражного суда Санкт-Петербурга, где слушалось дело о защите деловой репутации ООО «Холдинг «Золотая формула», владельцем которого является Виктор Петрик. В иске утверждается, что публикации в российских СМИ подорвали бизнес по продаже фильтров. В качестве доказательства этого к иску прилагаются письма покупателей и дилеров, которые якобы значительно сократили закупки продукции в виде водяных фильтров, выпускаемых под управлением Петрика. Иск в арбитражный суд обращен к физическому лицу, репортеру ИА «Росбалт» Евгению Зубареву, с которого Виктор Петрик, в том числе, хочет солидарно получить 21 млн рублей недополученной прибыли. Кроме ИА «Росбалт», в иске предъявляются претензии к ЗАО «Издательский дом «Новая газета» и ЗАО «Издательский дом «Комсомольская правда». Всего Виктор Петрик хочет получить 21 млн 162 тыс. 700 рублей за моральный вред, а также взыскать судебные расходы со всех ответчиков. В ходе заседаний судьи предложили Петрику уточнить исковые требования, с чем бизнесмен согласился. Так, предполагается, что вместо «РИА Новости» иск о защите чести и достоинства будет предъявлен непосредственно The Wall Street Journal. Напомним, что Петрик является подрядчиком проекта «Чистая вода», курируемого «Единой Россией». Петрик, которого в научном сообществе считают шарлатаном и псевдоученым, утверждает, что изобрел способ очищать радиоактивную воду «до состояния чистой питьевой». Соавтором Петрика значится спикер Госдумы Борис Грызлов. Они получили патент на производство этих фильтров, после чего фирма Петрика выиграла всероссийский конкурс на лучшие системы очистки воды, проведенный по инициативе единороссов в рамках Федеральной целевой программы «Чистая вода». Победитель конкурса должен установить свои фильтры сначала в соцучреждениях по всей стране, а затем в домах граждан. В общей сложности на реализацию ФЦП из госбюджета выделено 15 триллионов рублей. Между тем сформированная в РАН комиссия недавно пришла к выводу, что деятельность изобретателя нанофильтров Петрика лежит не в сфере науки, а в сфере бизнеса и изобретательства, его изобретения противоречат законам термодинамки, а нанофильтры Петрика могут быть опасны для здоровья.



ИЮНЬ, 18
Надежда Меккиева
Квалификационная коллегия Верховного суда Карелии наказала судью за воспрепятствование работе журналиста. История, начавшаяся еще в марте нынешнего года, завершилась: защищён закон «О СМИ», подтверждено право журналистов вести в судебном процессе аудиозапись, судьи потребовали от своей коллеги Е. Степановой соблюдать нормы федерального права и порекомендовали ей с пониманием относиться к работе журналистов, участвующих в процессах с целью сбора материала для судебных репортажей. Члены квалификационной коллеги Верховного суда республики поддержали позицию Союза журналистов Карелии, признав, что судья Е. Степанова нарушила законодательство, удалив журналиста из зала заседания за то, что им велась аудиозапись судебного процесса. Незаконным было признано и требование судьи стереть диктофонную запись (см. монитор за апрель 2010 года). После расследования инцидента на имя председателя Союза журналистов Карелии пришёл ответ, который мы приводим целиком, с надеждой, что его прочтут не только журналисты, но и судьи тоже. «Председателю Союза журналистов Карелии Анатолию Цыганкову. Ваша жалоба на действии судьи Петрозаводского городского суда Степановой Е.И. при рассмотрении гражданского дела по иску Михайлова С.С. к редакциям республиканских газет «Московский комсомолец в Карелии» и «Карельская губерния» о защите чести и достоинства, поступившая в Верховный суд Республики Карелия 05.04.2010 г. рассмотрена. По фактам, изложенным в жалобе, проведена проверка, по результатам которой судья Степанова Е.И. за нарушения закона при отправлении правосудия, умаляющие авторитет судебной власти, решением Квалификационной коллегии судей Республики Карелия от 09.06.2010 г. привлечена к дисциплинарной ответственности в виде предупреждения. С уважением, председатель Верховного суда Республики Карелия - Б.К. Таратунин.
15.06.2010 г.».



ИЮНЬ, 19
Все СМИ
После того, Пленум Верховного суда РФ издал постановление N 16 от 15 июня 2010 года «О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации», оно весьма активно обсуждается в Сети. Основным предметом обсуждения стал пункт 23 постановления, где даны разъяснения относительно комментариев читателей, публикуемых в форумах сетевых СМИ. Между тем, в п.14 постановления содержится разъяснение, которым фактически узаконена «цензура учредителя». Вот что там, в частности, написано: «Требование обязательного предварительного согласования материалов или сообщений может быть законным, если оно исходит от главного редактора как от лица, несущего ответственность за соответствие требованиям закона содержания распространенных материалов и сообщений. Законность подобного требования, исходящего от учредителя средства массовой информации, зависит от того, предусмотрена ли такая возможность в уставе редакции или заменяющем его договоре. В отсутствие соответствующих положений любое вмешательство учредителя в сферу профессиональной самостоятельности редакции и права журналиста является незаконным». Таким образом, муниципальные газеты (особенно, имеющие единственного учредителя в лице, скажем, администрации района) теперь можно будет подвергать «учредительской» цензуре на самых что ни на есть законных основаниях - достаточно будет внести соответствующие изменения в устав редакции.



ИЮНЬ, 21
Валерий Харченко
Главный редактор газеты «Зори» Северского района Краснодарского края Валерий Харченко уволен. Как это принято, «по собственному желанию». Однако коллеги уволенного и читатели газеты «Зори», судя по их высказываниях на сайте газеты, убеждены, что Валерий уволен за независимую позицию своего издания. Глава района Сергей Батищев был недоволен тем, что на страницах газеты появляются критические публикации в адрес местной власти. Газета в последнее время переменилась. Появилась электронная версия с комментариями статей, блогами и форумом. С появлением электронной версии на страницах газеты стали публиковать обсуждения различных тем. В результате газета обрела еще большую популярность среди населения и стала еще более неугодной для местной власти. Одним из учредителей газеты «Зори» является краевой Департамент по делам СМИ. Формально от местной администрации газета юридически не зависела, и в вопросе назначения редактора права голоса не имеет. Однако, при существующей вертикали власти слово главы района при назначении главреда, как правило, бывает решающим. Обычно со сменой главы меняется и главный редактор. С приходом на должность глава Северского района Батищев попытался поменять редактора, но не смог. Валерий Харченко – журналист с большим стажем, газета «Зори» за его бытность редактором постоянно получала различные профессиональные премии, в том числе и федеральные. Буквально за 10 дней до увольнения «Зори» стали победителем национального конкурса, учрежденного Советом Федерации РФ и фондом ФРИП. Но несмотря ни на какие заслуги, на минувшей неделе Валерия Харченко пригласили на беседу в департамент по делам СМИ, печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, после чего редактор написал заявление об увольнении по собственному желанию. По мнению журналистов издания, поводом для претензий к газете и ее редактору стала на этот раз публикация о праздновании Дня России в районе. Газета опубликовала высказывания жителей района о том, что они оказались отгороженными от праздника милицией и казаками. В. Харченко рассказал, что ему отказали даже в возможности работать простым корреспондентом в Северском районе, не объясняя, в чём конкретно его вина, но ссылаясь на прихоть местного начальника. «Подоплёка этого решения, наверное, в том, что у главы района осенью перевыборы, и он боится газеты, у которой только появились первые ростки хоть какой-то гласности», - говорит В. Харченко



ИЮНЬ, 21
«Радио Свобода»
Юлия Латынина
В Тверском районном суде Москвы состоялось заключительное заседание по иску адвоката Игоря Трунова к радиостанции «Радио Свобода» и журналистке Юлии Латыниной. Напомним, что иск был подан из-за небольшого комментария Ю. Латыниной в передаче «Согласные и несогласные с адвокатом Труновым». Как видно из названия, в передаче, задевшей достоинство г-на Трунова, были высказаны противоположные мнения о деятельности адвоката. Содержание передачи сводилось к нескольким высказываниям, связанным с взаимной неудовлетворенностью Следственного комитета и адвоката Трунова работой друг друга. «Адвокат Игорь Трунов, представляющий интересы пострадавших от стрельбы, устроенной Евсюковым в московском супермаркете, доказывает, что следствие по этому делу  проведено некачественно. Самого же Трунова Следственный комитет при прокуратуре обвиняет в нарушении законов», – говорилось в эфире. Далее ведущий Максим Ярошевский приводит ряд высказываний – от сопредседателя партии «Правое дело» Леонида Гозмана о правоохранительных органах страны, от самого Трунова о деле Евсюкова и представлении следственного комитета о лишении адвоката статуса, от доверительницы Трунова, которая довольна своим адвокатом, и наконец, от Ю. Латыниной, комментарий которой и обидел адвоката. В 15 предложениях интервью Латыниной на «Радио Свободы» Трунов нашел 10 утверждений о сведениях, не соответствующих действительности и порочащих его. И обратился в суд за взысканием в счет компенсации морального вреда 5 миллионов рублей с «Радио Свободы» и 1 миллиона – с Латыниной. Суд отклонил иск Трунова, однако представители Трунова намерены обжаловать решение в вышестоящую инстанцию.


ИЮНЬ, 21
Николай Асташкин
Книга ростовского военного журналиста полковника Николая Асташкина «Трагедия и фарс». Современное казачье зазеркалье» вызвала большой интерес у рядовых читателей и у атаманов Всевеликого войска Донского, которых автор критикует. На обложку книги автор поместил портрет главного атамана Всевеликого Войска Донского, заместителя губернатора Ростовской области, депутата Госдумы Виктора Водолацкого, деятельность которого он во многом не одобряет. 24 июля 2009 года Асташкин вез часть тиража своей книги на Верхний Дон, где должны были собраться казаки на большое мероприятие. По дороге на одном из постов ГИБДД машина была остановлена, сотрудники милицию забрали книги и увезли в неизвестном направлении. Только через полгода Асташкину позвонил начальник отдела дознания Красносулинского ОВД майор Фомичев и сказал, что книгу можно забрать. Журналист настаивал, чтобы милиция принесла официальные извинения за незаконные действия и привезла книгу в Ростов, так как у Асташкина нет собственного автотранспорта. Однако милицейские начальники ответили отказом. Недавно Асташкин сам забрал свою книгу. Тем временем один из героев «Трагедии и фарса» Анатолий Киблицкий подал в суд иск о защите чести и достоинства. Судья Октябрьского районного суда Ростова-на-Дону Усенко, не приступив еще к рассмотрению дела по существу, приняла решение «в целях обеспечения иска» запретить Асташкину распространение его книги через торговую сеть или каким-либо иным способом. На днях судебные слушания завершены, суд в удовлетворении иска Киблицкому отказал. Однако теперь иск подал атаман Всевеликого Войска Донского Водолацкий, слушания проходят в Ленинском районном суде. ФЗГ будет следить за дальнейшим развитием событий.


ИЮНЬ, 21
Виктор Дмитриев
Оренбургский областной суд не успел подвести черту в разбирательстве по уголовному делу, связанному с покушением на убийство главного редактора «Бузулукских новостей» Виктора Дмитриева. Не хватило одного дня - для рассмотрения вопросов, связанных с квалификацией совершенных подсудимыми преступлений и их наказанием. Это было намечено сделать на следующем заседании, поскольку обвинительный вердикт присяжные вынесли уже к вечеру. Однако подсудимые, которые были под подпиской о невыезде, на судебное заседание не явились. Постановлением суда мера пресечения подсудимым Святославу Фёдорову, Ильгизу Гарипову и Руслану Имангулову изменена на заключение под стражу. Беглецы объявлены в розыск. Судебное производство по уголовному делу приостановлено до установления места нахождения подсудимых. Судом установлено, что в 2006 году С. Фёдоров по заказу неких лиц организовал покушение на главного редактора газеты «Бузулукские новости» Виктора Дмитриева. Для непосредственного совершения преступления С. Фёдоров за денежное вознаграждение нанял своего знакомого И. Гарипова, проживающего в Казани, который, в свою очередь, привлёк знакомого ему земляка Р. Имангулова. Для подготовки планируемого убийства были заранее приобретены транспорт и огнестрельное оружие с боеприпасами, разработан план, тщательно распределены роли каждого участника. Серьёзность намерений преступников подтверждают осуществленные ими выезды для изучения местности, где проживает потерпевший, и маршрутов его передвижения. Исполнители получили от С. Фёдорова оружие и боеприпасы, а также заранее приготовленный автомобиль В ночное время 30 ноября злоумышленники прибыли в Бузулук. Утром следующего дня около 9 часов Р. Имангулов поджидал потерпевшего около его дома. Когда В. Дмитриев вышел из дома во двор, Р. Имангулов подошёл к ограде и произвёл не менее 8 выстрелов из пистолета с глушителем. Виктор Дмитриев получил огнестрельные ранения с повреждением желудка и печени, огнестрельный осколочный перелом правого плеча, сквозное пулевое ранение мягких тканей левого предплечья, травматический шок. Решив, что упавший на снег В. Дмитриев убит, киллер сел в поджидающий его легковой автомобиль и скрылся с места преступления вместе с И. Гариповым. Однако преступный умысел, направленный на убийство В. Дмитриева, преступники до конца не довели по не зависящим от них обстоятельствам. Несмотря на шесть огнестрельных ранений, потерпевший остался жив благодаря оказанной ему экстренной  медицинской помощи. Несмотря на тщательную организацию и подготовку совершённого преступления, правоохранительным органам удалось выйти на след и задержать всех его участников. В ходе предварительного следствия были собраны доказательства виновности подсудимых. По словам старшего помощника прокурора Оренбургской области Ольги Аникеевой, особую сложность в ходе судебного рассмотрения данного уголовного дела представляла ситуация, созданная стороной защиты, предпринимавшей попытки ввести присяжных в заблуждение. Подсудимым пытались создать ложное алиби, обеспечив явку в суд лжесвидетелей. В судебном заседании подсудимые отрицали свою вину, пытаясь убедить присяжных в своей невиновности. При этом показания свидетелей защиты выглядели довольно убедительными. Тем не менее, представитель потерпевшего - правозащитник Александр Королёв и государственный обвинитель Татьяна Кукишева представили суду неопровержимые доказательства виновности всех подсудимых. Выступая в судебных прениях, А. Королёв аргументировано опроверг все попытки стороны защиты поставить под сомнение доказанность обвинения. Причём сделал это настолько убедительно, что  присяжные единогласно признали всех подсудимых виновными в совершении  преступления (см. монитор за апрель 2008 года, июль 2009 года).


ИЮНЬ, 23
СМИ Санкт-Петербурга
Торжественная церемония вручения премий правительства Санкт-Петербурга в области журналистики прошла в Доме радио. Традиционно церемонии вручения премий в других областях, например в области науки и образования или в области литературы, искусства и архитектуры, анонсируются заранее и на них проводится аккредитация представителей СМИ. Но церемония вручения премий журналистам стоит особняком. Проводится она в атмосфере секретности, и пройти на награждение можно только по приглашениям. Что же пытаются от остальных представителей СМИ скрыть чиновники на мероприятии для избранных журналистов?


ИЮНЬ, 23
Илья Варламов
В Москве во время несанкционированного пикета у здания Генеральной прокуратуры РФ задержаны трое активистов НБП и двое журналистов. Нацболы собрались около Генпрокуратуры, чтобы выразить протест против приговора жителю Твери Сергею Мохнаткину, осужденного за нападение на милиционера на митинге оппозиции. Как рассказал один из задержанных - фотограф Илья Варламов, милиционеры провели их с коллегой в здание прокуратуры и переписали их паспортные данные. Затем фотографов отпустили, а остальных троих задержанных повезли в ОВД «Тверское». Журналисты добровольно отправились следом, чтобы возле ОВД продолжить съемку событий. В декабре 2009 года во время митинга на Триумфальной площади Мохнаткин напал на милиционеров, которые, по его мнению, жестоко обращались с некой пожилой женщиной. По данным агентства «Интерфакс», оппозиционера приговорили к 2,5 годам лишения свободы за применение насилия к представителям власти.



ИЮНЬ, 23
Газета «Рыбак Сахалина»
Федеральное агентство по рыболовству обратилось в Генеральную прокуратуру РФ с просьбой принять меры прокурорского реагирования к редакции газеты «Рыбак Сахалина». По мнению руководителя центра общественных связей Росрыболовства Александра Савельева, газета опубликовала материалы, подпадающие под статью 152 ГК РФ, а также содержащие признаки преступлений, сформулированные в статьях 129 («Клевета»), 130 («Оскорбление») и 319 («Оскорбление представителя власти») УК РФ. Сыр-бор разгорелся из-за статьи «Бизнес Андрея Крайнего» (Крайний – руководитель Росрыболовства), опубликованной в апреле этого года. Автор – редактор газеты Владимир Бубнов, рассказал о том, как Федеральное агентство по рыболовству навязывает сахалинским рыбакам малопонятные схемы и внедряет в руководящие путиной органы своих людей. Один из таких «внедренных», М. Козлов, и обиделся. Он подал иск к газете о защите чести, достоинства и деловой репутации из 5-ти пунктов, потребовав опровержения, публичного извинения и взыскания с ответчиков судебных издержек. Южно-Сахалинский городской суд (решение состоялось 31мая) удовлетворил иск частично, оставив из пяти пунктов два, и обязал опубликовать газету резолютивную часть решения суда по эти двум пунктам. По поводу извинения чиновнику разъяснили, что нормой федерального законодательства оно не предусмотрено. Между прочим, суд признал соответствующим действительности (а потому и не порочащим) такой пункт иска: «Бизнес чиновника всегда имеет ярко выраженную коррупционную направленность. К этому понятию я отношу и ничем не обоснованное стремление объединить два теруправления ФАР и горячее желание поставить у руля «своего» руководителя, работающего не по закону, а по понятиям, но обеспечивающего вышестоящее начальство стабильным солидным доходом». Автор статьи и редактор В. Бубнов обжаловал решение в части оставшихся двух пунктов в Сахалинский областной суд. Заседание коллегии областного суда еще предстоит, а ФАР уже раструбило по СМИ и сайтам о выигранном агентством деле против газеты. И, видимо, чтобы закрепить позиции, обратилось еще и в Генеральную прокуратуру.



ИЮНЬ, 23
«Агентство политических новостей»
Роскомнадзор вынес предупреждение электронному изданию «Агентство политических новостей» (АПН). Проект стал первой жертвой свежего Постановления Верховного Суда России. Надзорное ведомство действовало в рамках закона, сообщили корреспонденту Открытого информагентства чиновники. Сначала, после обнаружения «опасных» комментариев на сайте, Роскомнадзор направил электронное письмо главному редактору АПН Константину Крылову. Спустя сутки, не дождавшись удаления агрессивной информации, заключающей в себе побуждение к насилию, содержащей признаки подстрекательства к осуществлению террористической деятельности и совершению преступлений, сотрудники федеральной службы направили письменное предупреждение о недопустимости нарушения действующего законодательства с требованием незамедлительно удалить с сайта эти комментарии. Получив предупреждение, АПН решило вовсе отключить возможность комментирования на сайте во избежание повторного прокола. Второй такой инцидент может закончиться для проекта плачевно. Напомним, что пленум Верховного суда 15 июня принял в окончательной редакции постановление о практике применения закона «О средствах массовой информации». В нем оговорено, что официально зарегистрированные российские интернет-СМИ будут привлекаться к ответственности за содержание читательских комментариев на сайте в случае, если они откажутся удалять или редактировать такие комментарии по требованию Роскомнадзора. Два предупреждения госоргана за год уже могут обернуться для сайта иском о прекращении выпуска СМИ за злоупотребление свободой массовой информации.


ИЮНЬ, 24
Газета «Голос Санкт- Петербурга»
Партийную газету петербургского отделения партии «Справедливой России» «Голос Санкт- Петербурга» проверят на содержание экстремистских материалов и призывов к разжиганию социальной розни. Проверка инициирована городской прокуратурой по заявлению управления Роскомнадзора по Санкт-Петербургу и Ленинградской области после поступившей жалобы на газету. Газета вышла только в третий раз. В газете связывают проверку газеты с критикой партии «Единая Россия» на страницах издания. «На третьем номере нервы единороссов не выдержали — в прокуратуру города поступило заявление, где нас обвиняют чуть ли не в государственных преступлениях», — говорит главный редактор «Голоса Петербурга» Александр Волин.


ИЮНЬ, 24
Владимир Инжеватов
Отчет главы Нижнего Тагила (Свердловская область) Валентины Исаевой перед депутатами местной гордумы прошел в закрытом режиме. Представителей независимой прессы попросту выставили из зала заседаний. Напомним, что Исаева докладывала народным избранникам о своей деятельности в период кризисного 2009 года. Ожидалось, что отчет, учитывая состояние нижнетагильской экономики, будет достаточно сложным – с провокационными вопросами и критикой управленческих решений муниципальных чиновников. Однако, местные власти, что называется, подстраховались. «У нас, согласно регламенту, любой гражданин имеет право присутствовать на заседании думы, написав соответствующее заявление. Я такое заявление написал. Кроме того, у меня была журналистская аккредитация. Однако, в 8:29, за минуту до начала заседания ко мне подошел глава представительного органа Геннадий Упоров и потребовал, чтобы я покинул зал заседаний. Якобы никаких заявлений от меня не поступало. Меня буквально вытолкали из зала. Я пошел в приемную Упорова, где мое заявление быстро отыскали», – рассказывает местный журналист Владимир Инжеватов. По его словам, с гордумы его выгнали, опасаясь острых вопросов со стороны независимой прессы: «Очевидно, что некоторые мои публикации, где подвергается критике деятельность администрации города и части депутатов, не удовлетворяют определенным требованиям городской власти. Кроме того, я обещал представить читателям свое видение деятельности главы города по итогам ее доклада». Инжеватов намерен защищать свои права в суде.


ИЮНЬ, 24
Светлана Москаленко
На днях прокуратура края подтвердила доводы Забайкальского правозащитного центра о незаконности преследования корреспондента «Радио Свобода» Светланы Москаленко. Полтора года сотрудники СКП по Центральному району Читы с помощью уголовного дела препятствовали профессиональной деятельности журналистки. Теперь у неё появился шанс получить моральную компенсацию от государства. Сегодня все надуманные обвинения с корреспондента «Радио Свобода» сняты. После требований зампрокурора края Баира Доржиева следственный комитет прекратил уголовное дело в отношении С. Москаленко, которое возбудил в феврале прошлого года по ч.1 ст.139 УК РФ («Незаконное проникновение в квартиру»). Незаконное преследование С. Москаленко с самого начала связывала со своей профессиональной деятельностью. Журналистка убеждена: с помощью уголовного дела, которое неоднократно прекращали и столько же раз возобновляли, её «держали на крючке», чтобы она не работала над проблемными материалами и отказалась от сотрудничества с федеральными независимыми СМИ. Потеряв надежду защитить себя самостоятельно, в мае этого года Светлана и обратилась к забайкальским правозащитникам, которые инициировал прокурорскую проверку. Правозащитники установили, что уголовное дело в отношении Москаленко, которая в то время работала редактором независимой телепрограммы «ОКО-TV», возбудили в феврале 2009 года. Журналисту обвинили в том, что в мае 2008 года она «незаконно проникла в квартиру» женщины, которая сама открыла гостье дверь и впустила её в свой дом. Как утверждает сама Москаленко, в эту квартиру она пришла как журналист — по резонансному делу. Правозащитники убедились, что в следственном отделе СКП по Центральному району Читы это уголовное дело откровенно волокитили и не пытались сразу разобраться в истине.



ИЮНЬ, 25
Сайт «URA.Ru»
Около 9 часов утра на сайте «URA.Ru» зафиксирован несанкционированный доступ к администраторской части – посторонний пользователь воспользовался похищенным паролем и изменил содержание информационной заметки. Текст сообщения о ДТП с участием сотрудника милиции был дополнен единственной фразой про возможную отставку свердловского губернатора Александра Мишарина. «URA.Ru» не имеет отношение к появлению этой информации и заявляет о ее недостоверности (мало того, непонятно как вообще связана карьера Мишарина с дорожной аварией). Технические специалисты проверяют, не внесены ли изменения в другие тексты «URA.Ru», усилены меры безопасности сайта. Просим читателей быть внимательным и сообщать о возможных провокациях.



ИЮНЬ, 25
Радиостанция «Русская служба новостей»
Бывший заместитель прокурора Московской области Станислав Буянский подал иск о защите чести, достоинства и деловой репутации, а также о возмещении морального вреда к «Русской службе новостей». Иск связан информацией, которую распространила радиостанция «Русская служба новостей». Напомним, что информация была примерно следующей: Станислав Буянский якобы проникал на территорию президентской резиденции в Горках, откуда был вывезен сотрудниками ФСО, после чего был уволен из органов прокуратуры. Буянский отверг какую-либо свою причастность к этому происшествию. Иск также касается цитирования письма, распространенного якобы от его имени, в котором перечисляются многочисленные факты коррупции в руководстве подмосковной прокуратуры. Экс-заместитель прокурора Московской области заявил, что не писал никаких писем и готов подать судебные иски после таких сообщений не только радиостанции «Русская служба новостей, но и на другие СМИ. Буянский опроверг информацию о том, что собирается уехать в город Джезказган Карагандинской области Казахстана, откуда он родом, вместе с беременной женой и ребенком из-за поступающих угроз в его адрес. Никаких угроз, по мнению Буянского нет и не было. Главный редактор РСН Сергей Доренко сказал «Интерфаксу», что сообщение о том, что С. Буянский якобы проникал на территорию Горок, давалось со ссылкой на источники ФСО. А сообщение о том, что якобы Буянскому угрожают, давалось тоже на основании источников радиостанции.


ИЮНЬ, 25
Дмитрий Оккерт
В Москве убит тележурналист Дмитрий Оккерт. Тело ведущего и редактора новостной программы телеканала «Эксперт ТВ» пролежало в запертой квартире несколько дней, сообщает РИА Новости со ссылкой на главу столичного СКП Анатолия Багмета. Он отметил, что возбуждено уголовное дело по статье 105 УК РФ («Убийство»), «работает Московский уголовный розыск, наши лучшие сыщики, следователи». По данным СКП РФ, журналист скончался от ножевого ранения в шею. Ранее со ссылкой на анонимный источник в правоохранительных органах сообщалось, что на теле погибшего было найдено около 30 ножевых ранений. Тело 27-летнего журналиста обнаружили 25 июня в его квартире в центре Москвы. Багмет подчеркнул, что будут отрабатываться все возможные версии, включая и связанную с его профессиональной деятельностью. Начальник московских следователей добавил, что «преступление на сегодняшний час является неочевидным». Тело 26-летнего Дмитрия Оккерта, обнаружили его друзья после того, как молодой человек три дня не отвечал на звонки. GZT.RU удалось связаться с близкой подругой погибшего Александрой, которая к тому же работала вместе с ним на телеканале. По словам девушки, последний раз она слышала голос Дмитрия по телефону поздно вечером в понедельник, 21 июня. Парень был в хорошем настроении, ни о каких проблемах не говорил. По ее словам, в квартире нет следов борьбы и грабежа - ничего не разбито, не раскидано. Не похоже, что молодой человек выпивал с кем-то - следов застолья Александра тоже не увидела. «Я знаю в этой квартире каждую тарелку, - сказала она. - Многие вещи сама лично с ним покупала. Но там ничего особенного ценного и не было, одежда, фотоаппарат-зеркалка, плазменный телевизор, он на месте стоит. Денег не было, у нас как раз задержка зарплаты была на работе». Единственное, что заметила Александра, - исчез ноутбук, который Дмитрий обычно никуда не убирал с рабочего стола.


ИЮНЬ, 28
Гаджи Абашилов
Верховный суд Дагестана вернул дело об убийстве главы ГТРК «Дагестан» Гаджи Абашилова на доследование. Такое решение было принято накануне завершающей стадии судебного процесса - прений сторон и вынесения приговора. Суд также решил объединить дело против подозреваемых в убийстве с делом в отношении неустановленных заказчиков преступления. Об этом попросил сын убитого Шамиль Абашилов. Ранее защита уже трижды ходатайствовала об объединении дел, мотивируя это тем, что в противном случае найти заказчиков так и не удастся, но получала отказы. Кроме того, срок пребывания под стражей подозреваемых в заказном убийстве Руслана Гитиномагомедова и Эльчина Гасанова продлен до 25 сентября. Председатель суда присяжных заявил, что в ходе следствия было нарушено право обвиняемых на защиту, поскольку в обвинительном заключении не были названы мотивы преступления, а вина подсудимых не была конкретизирована. Были озвучены и другие нарушения в работе следствия: в частности, недостаточное информирование Шамиля Абашилова о ходе расследования и результатах экспертиз, а также несоблюдение процессуальных норм при установлении личности Гасанова. Гаджи Абашилов был застрелен 21 марта 2008 года в Махачкале. Убийство журналиста связывали с его профессиональной деятельностью. В июле того же года стало известно, что обвинения в убийстве предъявлены троим подозреваемым, которых задержали в июне в Ставропольском крае. При этом уточнялось, что заказчиков преступления следствие установить не смогло. Дело было передано в Верховный суд Дагестана в мае 2009 года, а в мае 2010 года начался судебный процесс над Гитиномагомедовым и Гасановым  (см. монитор за март 2008 года, май 2010 года). В ходе следствия подозреваемые не признали свою вину.


ИЮНЬ, 28
Надежда Сарсакова
В редакцию сайта Баренц Пресс пришло письмо от корреспондента мурманской газеты «Территория Закона» Надежды Сарсаковой с изложением фактов противодействия журналистской деятельности. Она сообщила: «27 мая и 3 июня на заседании горсовета я впервые за всю свою журналистскую практику столкнулась с грубыми силовыми фактами противодействия мне как журналисту. «Человек в штатском», как его называли — начальник охраны, со мной вел себя грубо, агрессивно». Н. Сарсакова рассказала, что ее, несмотря на имеющуюся аккредитацию, не пускали в зал заседаний горсовета, причем с использованием физической силы. Лишь с помощью коллег журналисту удалось попасть на мероприятие.



ИЮНЬ, 29
СМИ Нижнего Новгорода
В Нижегородском районном суде Нижнего Новгорода судья Пырьев собирался заслушать последнее слово подсудимых, после чего огласить приговор по уголовному делу в отношении двух сотрудников 5-го отдела милиции УВД по Нижнему Новгороду, которые обвиняются в пытках. За несколько минут до начала заседания господин Пырьев заявил присутствовавшим представителям СМИ, что «приговора сегодня не будет». Когда ответственный редактор телекомпании НГОТРК «ННТВ» Кирилл Антоневич обратился к судье Пырьеву с просьбой о присутствии съемочной группы в открытом и гласном судебном заседании, господин Пырьев так, что все прекрасно было слышно в коридоре суда, закричал, что он «никого не пустит и не потерпит присутствия прессы на судебном заседании». После этого федеральный судья Пырьев, в нарушении процессуальных норм, распорядился закрыть двери зала суда, где проходит процесс, оставив за дверью многочисленных представителей СМИ, и начал заседание. Таким образом, Пырьев провел закрытое заседание суда без принятия соответствующего постановления о проведении судебного заседания в закрытом режиме, грубо нарушив тем самым Конституцию Российской Федерации, а также нормы ст. 241 УПК РФ.



ИЮНЬ, 29
Газета «Друг для друга»
В Курской области главный редактор еженедельника «Друг для друга» Евгений Новиков был приглашен в отдел дознания УВД по Курской области для дачи объяснений по 15 публикациям, вышедшим в нашей газете в течение первого полугодия. Как пояснил сотрудник УВД, к ним перенаправлено заявление губернатора Курской области А. Н. Михайлова «провести проверку» по этим публикациям, «содержащим критику действий руководства Курской области во главе с губернатором А. Н. Михайловым». Мне был, в том числе, задан вопрос: «Зачем газета дискредитирует губернатора?», на что было сказано, что, по моему мнению и мнению редакции, губернская власть, в т. ч. г-н Михайлов, некоторыми своими действиями сами себя дискредитируют. Газета же, отражая действительность, имеет право высказывать свои оценки этому, в т. ч. критические и негативные. На мой вопрос: а по какой статье хочет привлечь нас губернатор, сказали: пока ни по какой, проводится проверка, «надо разобраться». Заявление Михайлова, на основании которого меня пригласили давать объяснения, мне не показали. Дал пояснения в письменном виде, сославшись в них на Конституцию РФ и Европейскую конвенцию, дающие право на высказывание мнения. В суд губернатор ранее не обращался. Вот ждем, что будет дальше... Мы со страниц газеты не раз задавали вопросы губернатору, но в нарушение закона, он редакции ни разу не ответил. Написал заявление в правоохранительные органы. Вот такая в Курске «гласность»...


ИЮНЬ, 30
Газета «Ведомости»
Депутат Госдумы от ЛДПР Валерий Селезнев подал в Останкинский районный суд Москвы иск о защите чести и достоинства. Он требует от газеты «Ведомости» и «Номос-банка» компенсацию в размере одного миллиарда рублей за статью о том, что депутат якобы уклоняется от выплаты крупного долга. Материал «Депутат отказал банку в деньгах», ставший поводом для претензий, был опубликован в печатной версии «Ведомостей» и на сайте издания 22 апреля 2010 года. В нем говорилось, что «Номос-банк» обвиняет Селезнева в невыплате задолженности в размере 34 миллионов долларов, и руководство банка направило в Госдуму письмо с жалобой на депутата. Кредит, по версии представителей банка, был взят в 1998 году компанией «Отечество», учредителем которой является Селезнев, а затем переоформлен на компанию «Федерация», которая также фактически контролируется депутатом. Сам Селезнев утверждал, что не занимается бизнесом с 2007 года. На минувшей неделе сторонники депутата Селезнева провели у здания редакции «Ведомостей» пикет, в ходе которого требовали, что главный редактор и владельцы газеты заплатили Селезневу миллиард рублей. Эти деньги Селезнев намерен передать на благотворительные цели, в частности, на создание рабочих мест для инвалидов.


ИЮНЬ, 30
Олег Раевский
В ФЗГ обратился Олег Раевский, учредитель, издатель, главный редактор газеты «Ярковости» (Тюменская область). Он сообщил: «В первых числах ноября прошлого года обращался к Вам за помощью (был избит) – см. монитор за ноябрь 2009 года). 4 месяца ушло на то, что бы меня официально признали потерпевшим. К счастью, посмеяться преступникам над правосудием не удалось, хотя и потребовалось еще 4 месяца для того, чтобы привлечь к ответственности хотя бы одного из нападавших, который осужден мировым судом по ст. 116 УК РФ. Ему назначено уголовное наказание в виде штрафа в 3 тысячи рублей, также он обязан возместить моральный ущерб в 50 тысяч рублей и расходы по суду и лечению (еще 29 тысяч рублей). Спасибо Вам за информационную поддержку, если бы не Ваши публикации – на сайте, в дайджестах, журнале «Журналист» - то меня давно бы уже по-тихому выгнали и, скорей всего, вынудили бы уехать из района. А так – я живу и работаю, остаюсь в профессии, условия хоть и «приближенные к боевым», но явных провокаций пока нет».

 

 

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни