Результаты мониторинга
10 Августа 2010 года

Мониторинг ФЗГ - Июль 2010

 

Конфликты, зафиксированные ФЗГ в течение ИЮЛЯ на территории РФ.

Случаи гибели журналистов

Бэлла Ксалова, корреспондент ИА «Кавказский узел», Карачаево-Черкесская Республика

 1

Случаи гибели других сотрудников СМИ

-

-

Пропавшие без вести

-

-

Нападения на журналистов

 Елена Костюченко, корреспондент «Новой газеты», Московская область; Артем Мельник, журналист екатеринбургского информационного агентства «Апельсин», - в Перми; Александр Афанасьев, фотокорреспондент газеты «Мой район», Санкт-Петербург

 3

Нападения на редакции

-

-

Попытки цензуры

 телепрограмма «Персона», Самара

 1

Уголовное преследование журналистов и СМИ

Сергей Михайлов, главный редактор газеты «Листок», Республика Алтай; Светлана Ярош, главный редактор телекомпании «ТТВ», Краснодарский край

2

Незаконное увольнение редактора, журналиста

 Михаил Вансяцкий, главный редактор регионального приложения к еженедельнику «Аргументы и факты» в Чувашии; Сергей Волковинский, главный редактор газеты «Заря Тимана», Республика Коми

2

Случаи задержания милицией (ФСБ, etc.)

 Елена Костюченко, корреспондент «Новой газеты» - 2 раза, Московская область; Юрий Тимофеев, фотокорреспондент «Радио Свобода», Московская область; Мари Басташевски, фотограф из Дании – 2 раза, в Дагестане и в Московской области; Ростислав Кошелев, фотокорреспондент «БалтИнфо», Александр Афанасьев, фотокорреспондент газеты «Мой район», Михаил Обозов, фотокорреспондент газеты «Европеец», все - Санкт-Петербург; Анджей Зауха, шеф московского бюро польского телеканала TVN, Тверская область

9

Зафиксировано предъявленных к журналистам и СМИ судебных исков

на сумму 324 005 000 рублей

18

Рассмотрено предъявленных к журналистам и СМИ исков

      

     -

12

из них удовлетворено

-

6

взыскано в качестве денежной компенсации морального вреда

 480 001 рублей

-

Отказ журналистам в доступе к информации

 в том числе запрет производить аудио- и видеозапись, фотосъемку; отказ в аккредитации; ограничение права на посещение и присутствие на мероприятиях в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях

 17

Угрозы в адрес журналистов и СМИ

 Сергей Михайлов, главный редактор газеты «Листок», Республика Алтай; Магомед Ханмагомедов, журналист еженедельника «Черновик», Дагестан

2

Выселение редакций из занимаемых помещений

-

-

Отказ от печатания (распространения) газет

 газета «Заря Тимана», Республика Коми

 1

Отключение от эфира, прекращение вещания

-

 

Изъятие (скупка, арест) тиража

газета «Факты с аргументами», Липецкая область; газета «Заря Тимана», Республика Коми

2

Изъятие /  Повреждение фото-, аудио- и видеоаппаратуры, компьютеров

-

 -

Административное давление (внеочередные проверки СЭС, пожарных, налоговых и др. служб

 -

-

Прекращение выхода СМИ

 газета «Купи-продай. Казань», газета «Исследование и проекты», газета «Abagan.ru», журнал «Дворянское гнездо», журнал «Мой выбор», журнал «Агрофактум», журнал «Аргус», газета «Глобус-инфо», «Газета для знакомства», газета «Челнымаркет», издание «ИДЕИ», информационное агентство «КАМА-ПРЕСС», радиопрограмма «Studio 13», все - Казань

 13

Препятствование деятельности интернет-изданий

портал «Ингушетия.Org»; портал «Медиакорсеть»; сайт «Маркер»; YouTube; интернет-архив web.archive.org; электронная библиотека lib.rus.ec; thelib.ru; zhurnal.ru
 

8

Выход газет-двойников

газета «Петровские новости», Ивановская область; газета «Арсеньевские вести», Приморский край; газета «Заря Тимана», Республика Коми

3

Вмешательство в деятельность редакции

-

-

Отказ в регистрации СМИ

-

-

Экономическое давление (прекращение финансирования)

 

 

Иные формы давления и нарушения прав журналистов

-

24

 ИЮЛЬ, 1
Газета «Ведомости»
Роскомнадзор вынес предупреждение газете «Ведомости» за «оправдание терроризма». «Предупреждение вынесено 24 июня в связи с публикацией статьи М. Кучерской «Вечные ценности. Провал коммуникации» в номере газеты от 9 апреля. Основанием для вынесения предупреждения стало экспертное заключение, согласно которому в статье содержатся высказывания, которые публично оправдывают террористическую деятельность», - говорится в сообщении Роскомнадзора. В нем отмечается, что в соответствии со статьей 1 федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» публичное оправдание терроризма является экстремистской деятельностью, осуществление которой средствами массовой информации этим же законом запрещено». Редакция «Ведомостей» уже заявила, что обжалует предупреждение Роскомнадзора. «У нашего издания и автора статьи не было ни малейшего намерения оправдывать террористическую деятельность. Мы против терроризма. Поэтому мы не считаем себя виновными и обжалуем вынесенное нам предупреждение», - сказала главный редактор газеты Татьяна Лысова. При этом она обратила внимание на то, что «редакции не известен эксперт, который сделал такой вывод, поскольку он не был назван в предупреждении». Вызвавшая недовольство Роскомнадзора статья обозревателя «Ведомостей» Майи Кучерской была посвящена терактам в московском метро 29 марта этого года и личностям осуществивших их смертниц. Автор публикации рассказывала историю обеих террористок и анализировала причины, толкнувшие их на этот шаг. Про одну их них автор статьи пишет, что после ликвидации мужа та потеряла всякий смысл в жизни, чем и воспользовались те, кто снарядил ее в Москву на «подвиг во имя Аллаха», посулив «встречу с любимым на небесах». Про вторую автор пишет, что обоих ее братьев неоднократно задерживали во время спецопераций как «пособников боевиков», одного много месяцев пытали, вешая на крюки вниз головой и избивая. Кроме того, она тоже была «черной вдовой» - боевика, убитого летом прошлого года.


ИЮЛЬ, 1
Михаил Вансяцкий
С 1 июля покинул свою должность главный редактор регионального приложения к еженедельнику «Аргументы и факты» в Чувашии Михаил Вансяцкий. Как пояснил сам Вансяцкий, увольнение хоть и состоялось по «соглашению сторон», но было «вынужденным»: работодатель - ООО «Издательский дом «Бизнес-среда», ещё две недели назад сообщил о своем намерении расторгнуть трудовой договор. «Работодатель высказал свое неудовольствие информационной политикой газеты. Что именно его не удовлетворяет, не конкретизировалось», - сказал бывший главред еженедельника «АиФ-Чувашия». В то же время Вансяцкий отметил, что никаких претензий к работодателю не имеет: «И на меня, и на редакцию газеты со стороны республиканской власти осуществлялось очень серьезное давление. Оно началось буквально с первого дня моей работы в должности главного редактора, и я, честно говоря, удивлен, что продержался в ней почти два года. Из уст самых высоких чиновников доводилось слышать, что публикации в «АиФ-Чувашия» - возмутительные и оскорбительные для представителей власти. Предполагаю, больше всего их оскорбляло то, что в центре внимания газеты был простой человек, а не президент и правительство». Директор издательского дома «Бизнес-среда» Светлана Григорьева подтвердила, что увольнение Михаила Вансяцкого состоялось по соглашению сторон и больше «пока нечего добавить». «Исполняю обязанности главного редактора «АиФ-Чувашия» пока я, как директор издательского дома, до утверждения новой кандидатуры в Москве. В головное предприятие мы направили две кандидатуры», - сказала Григорьева.


ИЮЛЬ, 1
Издательство «Инсайд»
В Москве избит и ограблен японский журналист. Жена пострадавшего обратилась в милицию с заявлением. По факту возбуждено уголовное дело, сообщили ИТАР-ТАСС в правоохранительных органах столицы. Потерпевший — журналист издательства «Инсайд». На него напали в подъезде дома на Камчатской улице. У иностранца отобрали деньги и паспорт. Сейчас он находится в больнице с сотрясением мозга.


ИЮЛЬ, 2
Александр Пирогов
В Воронеже начался суд над бывшим редактором областной газеты «Молодой Коммунар» Александром Пироговым. По версии следствия, он, занимая пост госслужащего, получил взятку в размере 100 тыс. рублей за публикацию о незаконных действиях одного из местных предпринимателей. В августе 2009 года в рекламном приложении к газете был опубликован материал «Дачники и землемеры». В нем говорилось о нарушениях законодательства, допущенных одним воронежским индивидуального предпринимателя. Известно, что публикация в рекламном приложении была оплачена неким заказчиком без оформления соответствующих документов. Во время получения второй части оговоренной суммы Александр Пирогов был задержан (см. монитор за август 2009 года). В конце мая этого года Воронежская областная прокуратура обвинила редактора в совершении преступления, предусмотренного частью 1 ст. 290 УК РФ («Получение взятки»). А. Пирогов покинул редакцию «Молодого коммунара».


ИЮЛЬ, 5
Сергей Михайлов
Учредителю алтайской газеты «Листок» (Горно-Алтайск) Сергею Михайлову угрожает расправой местный чиновник, заявил в эфире радиостанции «Эхо Москвы» сам Михайлов. «5 июля около 2 часов дня по местному времени на мой мобильный телефон позвонил Павел Пахаев, помощник главы республики Алтай. По голосу слышно было, что, несмотря на рабочее время, он очень поддатый. Он сначала сказал в мягкой форме, что, мол, «мне твоих родителей жалко, вдруг тебя убьют», а потом в конце разговора заявил, что «я тебя буду убивать». Я не знаю, воспринимать ли эту угрозу всерьез, но в данный момент я пишу заявление в правоохранительные органы», - рассказал учредитель издания. «Он пытался какие-то претензии высказывать по поводу наших публикаций и возмущался, что у нас на сайте висит баннер со счетчиком «Путин должен уйти», - добавил он. Михайлов рассказал, что конфликт между действующим главой Республики Алтай и рядом местных оппозиционеров возник после аварии вертолета, на котором чиновники летели на охоту, в январе 2009 года. «Кроме того, что были погибшие, она вызвала громкий скандал, потому что выяснилось, что они занимались браконьерством», - уточнил он. «Я вхожу в число местных оппозиционеров, против меня уже заведено несколько уголовных дел, и все они так или иначе связаны с этой историей, с аварией и браконьерской охотой», - заключил Михайлов.


ИЮЛЬ, 5
НТВ
Президент Башкирии Муртаза Рахимов подал в суд исковое заявление о защите чести и достоинства к телекомпании НТВ. Об этом сообщили в пресс-службе главы Башкирии. В заявлении, в частности, говорится, что 19 июня на телеканале НТВ в передаче «Программа Максимум» был показан сюжет о ситуации в Башкирии, в котором в утвердительной форме распространены не соответствующие действительности, порочащие честь и достоинство президента РБ Рахимова сведения о совершении им противозаконных действий. В своем исковом заявлении Рахимов просит суд признать не соответствующими действительности и порочащими честь и достоинство президента РБ сведения, распространенные в телепередаче на канале НТВ и опровергнуть указанные сведения в эфире того же телеканала. В настоящее время администрация президента Башкирии рассматривает другие материалы электронных и печатных СМИ с негативными сведениями о Рахимове на предмет подачи исковых заявлений в суд.


ИЮЛЬ, 5
Вадим Рогожин
В Ленинском районном суде Саратова началось рассмотрение по существу уголовного дела об избиении экс-главы медиа-холдинга «Взгляд» Вадима Рогожина. На прошедшем заседании было зачитано обвинительное заключение по делу в отношении подсудимых Виталия Павлова и Арама Багдасаряна. Следующее заседание по этому делу назначено на 7 июля. Планируется, что на нем будут допрошены еще четверо потерпевших, включая Вадима Рогожина. Напомним, нападение на Вадима Рогожина произошло 5 марта 2009 года на журналиста. Он был доставлен в больницу с 10 рубленными ранами на голове (см. монитор за март 2009 года, май 2010 года).


ИЮЛЬ, 6            
Нина Лазарева
Главный редактор городской газеты «Югорское время» (Нягань, Ханты-Мансийский автономный округ) Нина Лазарева по решению суда дисквалифицирована на один год. Как сообщили «URA.Ru» в пресс-службе прокуратуры ХМАО, редактор признана виновной в нарушении части 2 статьи 5.27 КоАП («Нарушение законодательства о труде»). В надзорном органе пояснили, что выдвинули против Лазаревой обвинения по итогам проверки соблюдения в коллективе редакции газеты требований трудового законодательства. Установлено, что главный редактор издания систематически нарушала права работников на своевременную выплату заработной платы. В частности, 19 работников газеты не получили заработную плату за апрель 2010 года. Учредителями газеты «Югорское время» являются правительство и дума ХМАО, а также редакция газеты. Издание выходит на 24 полосах, раз в неделю тиражом в 13 тыс. экземпляров.


ИЮЛЬ, 6
Сергей Крюков
Засвияжским районным судом города Ульяновска был оштрафован 46-летний житель областного центра Сергей Крюков. Ранее он занимал пост заместителя главного редактора ИА «Ичкерия-инфо». Журналист был признан виновным в разжигании национальной и религиозной ненависти (ч. 1 ст. 282 УК РФ), сообщает. Поводом к судебному разбирательству стали статьи журналиста «Русизм-праздник зла», «Русское поле: семена лжи породили сорняк сатанизма», «Голоса совести в океане лжи», «Униженные обречены», которые, как заключила психолого-лингвистическая экспертиза, оскорбляют русских и православие. Ранее С. Крюков сообщил ФЗГ, что «в процессе ознакомления с материалами своего дела мне стали известны факты внесения заведомо ложных сведений в материалы дела и факты фальсификации» (см. монитор за февраль 2010 года). Суд оштрафовал С. Крюкова на 100 000 рублей.


ИЮЛЬ, 6
Все СМИ
С начала 2010 года в мире погибло 59 журналистов. Об этом говорится в докладе Press Emblem Campaign (PEC), размещённом на официальном сайте этой организации. Самой опасной страной для журналистов оказалась Мексика, там за полгода погибло девять представителей СМИ. В Гондурасе погибло восемь журналистов, в Пакистане - шесть, в Нигерии и на Филиппинах - четыре. По данным PEC, три журналиста были убиты в России и три в Колумбии. В Ираке, Непале Таиланде и Венесуэле убито по два журналиста. Всего убийства были совершены в 25 странах. Лидируют по показателям страны Латинской Америки, в целом там совершено 25 убийств журналистов за полгода. По данным Международного института информационной безопасности (International News Safety Institute, INSI), в начале года, как минимум, 42 журналиста были убиты в 22 странах мира. Добавим, что, согласно подсчётам правозащитной организации "Репортёры без границ" (Reporters sans frontieres, RSF), 2009 год ознаменовался рекордным количеством убитых журналистов - всего за год погибло 110 сотрудников СМИ, из них 55 в азиатском регионе. А по данным Международной федерации журналистов, в 2009 году в мире и вовсе погибло 113 работников медиа, а внезапно умерло - 25.


ИЮЛЬ, 7
Артем Мельник
В Перми совершено нападение на журналиста екатеринбургского информационного агентства «Апельсин» Артема Мельника. Инцидент произошел в центре города, где молодому человеку не посчастливилось встретиться с группой подростков лет 15-17, «похожих на скинхедов». Без видимых причин один из них ударил А. Мельника по лицу, после чего тот упал и потерял сознание. Приехавшая скорая помощь поставила диагноз - перелом челюсти и забрала потерпевшего в больницу. Свидетельница происшествия рассказала, что чуть раньше она видела этих же подростков дерущимися с кем-то еще, причем по ее словам, во время драки они кричали: «Мы русские!». Она считает, что А. Мельник просто попался парням под горячую руку. Данный инцидент зафиксирован в милицейской сводке как побои.


ИЮЛЬ, 7
Сайт «Маркер»
Сайт «Маркера» подвергся Ddos-атакам. По словам одного из сотрудников портала, на сайт «Маркера» поступает сотни тысяч запросов в секунду. В результате на сайт временами невозможно зайти или он заметно тормозит. «Маркер» принадлежит холдингу «Ньюс Медиа», руководителем которого является Арам Габрелянов. Это не первая атака на сайты проектов компании. Недавно заработал сайт газеты «Твой день», который перестал работать после начавшихся еще в конце лета 2008 года Ddos-атак. Тогда же пострадал и сайт Life.ru, который, правда, восстановили спустя два месяца. Одна из последних заметных Ddos-атак на интернет-СМИ произошла в декабре 2009 года – жертвой стал сайт газеты «Ведомости». Тогда изданию после двух дней беспрерывных атак редакции пришлось обратиться в правоохранительные органы (в управление «К»), а также за помощью к специалистам компании Highload Lab и Центру телекоммуникаций и информационных технологий при МГУ. В итоге «Ведомости» подвергались Ddos-атакам в течение двух недель, хотя работа портала была восстановлена. В январе был атакован сайт «Коммерсанта», а затем и сайт «Новой газеты». Многие поспешили связать эту атаку с публикацией статьи Юлии Латыниной «Рой, или Антибулочник». Хотя в редакции такую версию тогда отвергли. Как бы там ни было, «Новой газете» пришлось на время атаки запустить мини-сайт.

ИЮЛЬ, 7
Ульяна Акаева
Верховный суд Дагестана оставил в силе решение Новолакского районного суда о восстановлении в должности главного редактора газеты Новолакского района «Голос времени» Ульяны Акаевой (см. монитор за декабрь 2009 года, январь, апрель 2010 года). На заседании была рассмотрена кассационная жалоба администрации Новолакского района в отношении главного редактора районной газеты «Голос времени», бывшего директора муниципального учреждения «Новолакский информационный центр» Ульяны Акаевой. Суд не удовлетворил жалобу администрации Новолакского района, и, таким образом, Ульяна Акаева вновь восстановлена на работе. Сама Акаева выразила удовлетворение решением суда, сказав, что «справедливость вновь восторжествовала». «Администрация Новолакского района не смогла на суде представить какие-либо убедительные аргументы в свою пользу, и судья вынес справедливое решение, посчитав, что нет оснований менять решение Новолакского районного суда от 4 мая 2010 года, восстановившего меня в должности», - сказала Акаева. В администрации Новолакского района от комментариев по поводу судебного решения отказались. В то же время, как заявила Ульяна Акаева, она «ожидает подвоха со стороны администрации района». «Не исключено, что они вновь захотят обжаловать это решение в Москве», - добавила она.


ИЮЛЬ, 8
Газета «Наше время»
Мировой суд Ленинского района Ростова-на-Дону вынес решение о штрафе областной общественно-политической газете «Наше время» в размере 35 тысяч рублей. Иск к газете подал депутат волгодонской городской думы Тарас Катеринич. Недовольство народного избранника вызвала статья, опубликованная изданием 10 марта 2010 года. В публикации корреспондента Натальи Шелимовой «Выборы в Волгодонске бьют все рекорды по скандальности» депутат увидел признаки нарушения статьи 5.5, ч. 1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. В статье, в частности, говорится о том, что кандидат в депутаты от местной «Единой России» Тарас Катеринич при проведении встречи с избирателями в одном из городских дворов избил одного из подростков, которые, по его разумению, мешали ему общаться с жителями (см. монитор за май 2010 года). Адвокаты издания заявили о намерении подать кассационную жалобу. Также они подали ходатайство о применении статьи 10 Европейской конвенции о правах человека, поскольку заявитель является политиком, а политик, согласно практике Европейского суда и статье №10, - это объект повышенной критики, имеющий большие рычаги влияния на общество. Главный редактор газеты «Наше время» Вера Южанская так сформулировала свои впечатления от суда: «Это достаточно специфическое разбирательство, потому что опыт процессов судов общей юрисдикции, а не мирового суда по искам о защите чести и достоинства качественно другой. Там существует объективная система доказательств, возможность апеллировать к документам, а сейчас мы делаем это на ходу. В итоге, мы имеем дело с машинкой по штамповке обвинений в адрес прессы. Я выражаюсь образно. Теперь, под воздействием общения с прокуратурой, я поняла, что самый красивый язык - это язык дознавателя. Примерно об этом нам сообщили представители противной стороны во время суда и предложили нам так же писать в газете, как они в своих бумагах». Южанская также сказала, что у многих ее коллег просто исчезает желание писать о происходящем во время выборов. Редакторы предпочитают просто предоставлять свои полосы для размещения платных материалов, но анализировать, освещать реальную ситуацию не хотят. «Мне в суде оппоненты говорили, зачем вы это написали? Но ведь если депутат бьет ребенка, и мы это скрываем, не является ли это нарушением волеизъявления граждан? Самое интересное, что депутат и его представители даже не отрицают, что он избил мальчика», - говорит главный редактор.


ИЮЛЬ, 8
Портал «Медиакорсеть»
Независимый информационный портал Башкирии «Медиакорсеть» (mkset.ru) подвергся хакерской DDoS-атаке. С 22 июня и по 8 июля неизвестные создают критическую нагрузку на сервер федерального хостинга «Мастерхост», где располагается сайт. В ЗАО «Мастерхост» считают, что запредельная нагрузка, создаваемая злоумышленниками, может повредить и другим российским клиентам сервера. Между тем владельцы портала «Медиакорсеть» считают, что атака наносит сайту невосполнимый материальный и моральный урон, грозит потерей читателей. «Информационный портал работает в карантинном режиме почти две недели, - говорит редактор сайта Светлана Валиева. - Многие наши читатели не увидели оперативных новостей, а значит, не сумели составить для себя полную картину происходящего в Башкирии. Не секрет, что нашим сайтом пользуются многие аналитические и информационные агентства, различные ведомства, радиостанции и телеканалы. Новости МКС включены в деловую рассылку, которая ложится на стол всех башкирских чиновников. И думается, что многие читатели были разочарованы, когда работа ресурса прекратилась». Как сообщил руководитель отдела «К» управления при МВД по РБ Максим Стариков, начата проверка заявления владельцев МКС о хакерской атаке. Если подозрения собственников ресурса подтвердятся, и будут установлены лица, организовавшие атаку на информационный портал, они понесут предусмотренную законодательством ответственность. В частности, ст. 273 УК РФ предусматривает за подобное правонарушение до двух лет лишения свободы.


ИЮЛЬ, 9
Константин Пронякин
Сайт «Дебри-ДВ»
Железнодорожный районный суд Хабаровска удовлетворил иск о защите чести, достоинства и деловой репутации Бориса Резника, депутата Государственной Думы, секретаря Союза журналистов России, к Константину Пронякину и взыскал с него в качестве компенсации морального вреда 300 000 рублей. Поводом для выдвижения исковых требований явилось то, что К. Пронякин 18 декабря 2009 года распространил сведения, якобы не соответствующие действительности, в сети Интернет на сайте «Дебри-ДВ» (см. монитор за апрель 2010 года). Суд отказал в удовлетворении ряда ходатайств К. Пронякина, отверг его утверждения о том, что все оспоренные материалы он снял с других интернет-сайтов, привел название и просил привлечь к участию в суде их владельцев, чтобы всесторонние исследовать содержание предъявленного иска. К. Пронякин обжаловал решение в Хабаровский краевой суд.


ИЮЛЬ, 9
Екатерина Лазарева
Завершился судебный процесс по делу журналиста «URA.Ru» Екатерины Лазаревой, которую обвиняли в распространении клеветы в отношении бывшего главы города Анатолия Ельчанинова. Экс-мэр также подавал гражданский иск с требованием выплатить моральную компенсацию в размере 10 миллионов рублей. В итоге Курганский мировой суд постановил «оправдать Лазареву по предъявленному обвинению в связи с непричастностью к совершению преступления. Меру пресечения - подписку о невыезде - отменить, признать право на реабилитацию. В удовлетворении гражданского иска отказать», - говорится в постановлении суда. Напомним, процесс по делу журналиста «URA.Ru» начался в апреле. Дело против Екатерины Лазаревой, пишущей на острые социальные и политические темы, было возбуждено по части 2 статьи 129 УК РФ («Клевета»). Причиной заявления послужила статья «Сирота курганская, или Уберите елку - она уже осыпалась», опубликованная на сайте «Kurgan.ru», авторство которой приписали Екатерине Лазаревой на основании экспертизы, сделанной экспертом «Уральского центра судебной экспертизы» Тамарой Изотовой (см. монитор за апрель 2010 года). Редакция сайта «Kurgan.ru» сделала официальное заявление, что Лазарева отношения к материалу не имеет, он был получен по электронной почте от некоего анонимного автора и без проверки опубликован. В материале действительно использовались абзацы из текстов Лазаревой с сайта «URA.Ru» (все материалы находятся в открытом доступе и любой мог скопировать их и использовать по своему усмотрению), однако они были скомпилированы и дописаны таким образом, что кардинально отличались от первоисточника. Но суд, кроме оправдания журналиста, также направил уголовное дело по факту распространения заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство Анатолия Ельчанинова и подрывающих его репутацию, руководителю Следственного управления следственного комитета по Курганской области для производства предварительного расследования и установлению лица в качестве обвиняемого.


ИЮЛЬ, 9
Петр Васильев
Состоялось судебное заседание по иску главного редактора «Свирских огней» (Ленинградская область) Петра Васильева с требованием признать незаконными действия подпорожского предпринимателя Андрея Шарапова по распространению сведений, порочащих его честь и достоинство. Причиной судебных разбирательств стал видеоролик «Пресса и мафия», автором которого является Андрей Шарапов. В видео, размещенном в сети «Вконтакте», содержится оскорбление главного редактора в неприличной форме. Такое заключение дала лингвистическая экспертиза РАН, проведенная в ходе судебных разбирательств между Васильевым и автором ролика. Из-за технических неполадок видеоролики не удалось посмотреть в зале заседания. Сегодня Петр Васильев смог лишь предъявить требование компенсации морального вреда, нанесенного предпринимателем, в размере 300 тысяч рублей. Напомним, что судебное дело между главным редактором «Свирских огней» Петром Васильевым и предпринимателем Андреем Шараповым началось в конце мая текущего года. Редактор газеты обратился в суд с требованием привлечь автора видео к уголовной ответственности по ст. 130 ч. 2 УК РФ («Щскорбление в неприличной форме») - см. монитор за май 2010 года.

ИЮЛЬ, 9
«Российская газета»  
Президент Башкиртостана Муртаза Рахимов затеял второй суд с журналистами. Вслед за иском о защите чести и достоинства к НТВ он подал заявление к «Российской газете». В номере газеты от 30 июня этого года была опубликована статья «Башкирский парадокс». Автор материала обличает коррупцию, процветающую в топливно-энергетическом комплексе региона. В статье высказывается предположение, о том, что к этому причастны первые лица Башкирии и, в том числе, Муртаза Рахимов. Сам президент республики считает, что информация, представленная в статье, не соответствует действительности и порочит его доброе имя. Рахимов требует опубликовать опровержение статьи, о каких-либо финансовых претензиях к газете не сообщается. В издании заявили, что им не известно о поданном иске. Напомним, что несколькими днями ранее Муртаза Рахимов подал иск к телекомпании НТВ с теми же претензиями. В администрации президента Башкирии заявили, что иски будут поданы и в отношении других СМИ, названия которых не уточняются. В, частности, подобный сюжет был показан в эфире «Первого канала».


ИЮЛЬ, 9
Андрей Васильев
Шеф-редактор ИД «Коммерсант» Андрей Васильев считает для себя невозможным профессионально работать. «В той информационной и политической конфигурации, которая сложилась в стране, я работать профессионально не могу. Власть все ближе приближается к непосредственному руководству прессы», - заявил он в эфире радиостанции «Эхо Москвы». А. Васильев намерен оставит эту должность, а в конце года он окончательно покинет издательский дом. «Мне кажется, что закручиваются тиски, информационные потоки, на которые мы опираемся, очень регулируются, очень фильтруются. Власть все более хочет видеть прессу комфортной для себя. Существует понятие «владельцы прессы», которое я до конца не знаю. Условно говоря, действительно, владелец может иметь неприятности от больших начальников», - сказал А. Васильев. «Я понимаю, что в этой ситуации я профессионально неадекватен времени», - заключил он.


ИЮЛЬ, 12
Аркадий Ландер
В  Сочи (Краснодарский край) на пострадавшего от нападения главного редактора газеты «Местная» Аркадия Ландера (см. монитор за апрель 2010 года) подан иск о компенсации морального вреда в размере 1 миллиона рублей. Истцом по иску выступила депутат Городского собрания Сочи от «Единой России» Ирина Васильева. Она требует компенсации морального вреда в размере миллиона рублей и опровержения информации второго выпуска видеоприложения газеты «Местная», где был показан сюжет о злоупотреблениях служебным положением руководства школы №24, возглавляемой Васильевой. При этом депутат отмечает, что ничего не знает об избиении Ландера. По словам представителей редакции «Местной», газета с видеоприложениями распространялась в период предвыборной кампании в ГСС 50-тысячными тиражами в феврале и марте этого года. «В газете раскрывались политические технологии, которыми руководствуется партия власти «Единая Россия» и высказывались версии, какие люди ей нужны, чтобы беспрекословно выполнять волю и реализовывать интересы вышестоящих чиновников в Сочи», - говорят члены коллектива газеты. При этом журналисты полагают, что иск подан Васильевой «почти через полгода после выхода газеты не по ее воле, а по заданию партии». «Цель - признать через суд сведения в газете «Местная» порочащими, саму газету «желтой прессой», а ее редактора клеветником, исполнявшим заказы конкурентов от других партий», - утверждают коллеги Ландера. Сотрудники газеты заявляют, что в сюжете, который стал поводом обращения Васильевой в суд, Аркадий Ландер перед объективом «только выслушивал публичные рассказы родственников детей, которые обучались в школе №24». «Свидетели школьных порядков говорили о негласных поборах с родителей на школьные нужды, - отмечают журналисты. - В сюжете были также затронуты темы некачественного питания учеников за счет экономии работниками столовой, сокрытия информации при распределении материальных поощрений между учителями по принципу верности руководству, экономического положения директора». В сюжете также были показаны документы, подтверждающие факты нарушений, обнаруженных в школе №24 проверяющими организациями. В видеоприложении к газете «Местная» содержалась просьба редакции к правоохранительным органам проверить изложенные факты и принять по ним меры реагирования.


ИЮЛЬ, 12               
Пол Хлебников
Комитет по защите журналистов призывает власти России обнародовать результаты расследования убийства редактора русской версии журнала Forbes Пола Хлебникова, который был застрелен возле своего московского офиса шесть лет назад. За проведение расследования отвечает Следственный комитет при Генеральной прокуратуре РФ. Старший следователь Петрос Гарибян в сентябре 2009 сообщил КЗЖ, что его ведомство сотрудничает со следователями из США. Однако детали следствия до сих пор не раскрываются. «Призываем российских следователей отчитаться о прогрессе в расследовании убийства нашего коллеги Пола Хлебникова за прошедший год», - заявила 11 июля координатор программы по Европе и Центральной Азии Комитета по защите журналистов Нина Огнянова. «Встреча Дмитрия Медведева и Барака Обамы в июле прошлого года на саммите, в ходе которой обсуждалось дело Хлебникова, дала основания ожидать реальные подвижки в следствии. Они крайне необходимы, чтобы вновь появилась надежда на возможность справедливого следствия в России, где на протяжении последнего десятилетия в общей сложности безнаказанно убиты 18 журналистов», - сказала она. Отметим, 2 июля члены семьи Хлебникова сообщили журналистам о намерении подать жалобу против России в Европейский суд по правам человека в Страсбурге по обвинению в неспособности добиться справедливости. «Мы перепробовали все возможное в рамках российской судебной системы, и теперь мы серьезно обсуждаем возможность подать иск в ЕСПЧ. Потому что мы просто не уверены, что добьемся правосудия в России», - от имени семьи журналиста заявил Reuters его брат Майкл Хлебников. «Есть подозрение, что в деле замешан серьезный конфликт интересов российских коррумпированных политиков, бизнесменов и преступников», - добавил он.


ИЮЛЬ, 13
Магомед Ханмагомедов
В Дагестане ведется следствие в рамках уже заведенного уголовного дела по факту распространения видеоролика, на котором видно, как 16 июня в Дербенте якобы милиционеры расстреливают боевиков. Журналист местного еженедельника «Черновик», житель Дербента Магомед Ханмагомедов опубликовал после этого материал «Живыми не брать», где поставил под сомнение официальную версию событий, согласно которой четверо мужчин, ехавшие на машине, отказались остановиться и открыли огонь по милиционерам. После выхода этого материала Магомеду Ханмагомедову начали звонить сотрудники правоохранительных органов, возмущавшиеся по поводу статьи, и стали приходить СМС с неизвестных номеров, в которых утверждалось, что ему платят из-за границы, и что он работает на вооружённые группировки. Из конфиденциального источника Магомеду Ханмагомедову стало известно, что местная прокуратура, возможно, готовится возбудить против него уголовное дело.


ИЮЛЬ, 13            
Газета «Дело & КО»
ООО «Акварель», учредитель издания «Дело & КО», пожаловалось в Пермское УФАС на пермскую городскую Думу. По информации антимонопольного ведомства, Пермское УФАС возбудило дело в отношении пермской гордумы по признакам нарушения федерального закона «О защите конкуренции». Пермское УФАС посчитало, что гордума необоснованно препятствования осуществления деятельности ОАО «Акварель» на рынке печатных средств массовой информации в Перми. Из заявления «Акварель» следует, что пермская гордума не соблюдает условия муниципальных контрактов, предусматривающих информирование населения о ее деятельности через печатные средства массовой информации. Другие СМИ, освещающие работу пермской гордумы, вовремя получают необходимые объемы информации и не имеют проблем во взаимодействии с органом представительной власти в рамках выполнения муниципальных контрактов. Таким образом, в действиях пермской гордумы ведомство усмотрело признаки нарушения федерального закона «О защите конкуренции». В случае подтверждения факта нарушения антимонопольного законодательства пермской гордуме будет выдано предписание об устранении нарушений.


ИЮЛЬ, 13                
«Газета.Ру»
Движение «Наши» подало в суд на «Газету.Ру» и Федерацию автовладельцев России, сообщает «Интерфакс» со ссылкой на руководителя пресс-службы движения Кристину Потупчик. Поводом стала информация, которую ответчики распространяли о проведенной «Нашими» акции против неправильной парковки. Напомним, в июне стало известно, что активисты движения клеили большие стикеры на лобовые стекла автомобилей, которые, по их мнению, были припаркованы в ненадлежащем месте. На наклейках была надпись «Мне плевать на всех, паркуюсь, где хочу». «Наши» подали в суд на «Газету.Ру» из-за статьи «Красные наклейки против синих ведерок». По сообщению движения, неверное утверждение содержится в первой фразе текста: «От действий организации «Наши» уже пострадали 10 детей, которых задержали за хулиганство». Кроме того, молодежное движение возмутилось статьей, в которой содержались следующие высказывания Федерации автовладельцев России: «Расклейщики из «Наших» являются обыкновенными хулиганами» и «Действия 'Наших» называют одним словом – хулиганство». Адвокат движения Сергей Жорин заявил, что наклеивание стикеров на машины не может быть квалифицировано как хулиганство. Помимо опровержения этих утверждений, «Наши» требуют возмещения морального вреда, однако в каком размере - неизвестно. В ноябре лояльное российским властям движение уже отсудило 20 тысяч рублей у «Газеты.Ру» за утверждение, что его активисты причастны к нападению на оппозиционера Бориса Немцова. При этом сами "Наши" требовали 500 тысяч (см. монитор за ноябрь 2009 года).


ИЮЛЬ, 13
Газета «Глобус-инфо»
«Газета для знакомства»
Газета «Челнымаркет»
Издание «ИДЕИ»
Информационное агентство «КАМА-ПРЕСС»
Радиопрограмма «Studio 13»
В Татарстане признаны недействительными 6 свидетельств о регистрации СМИ. В период с 1 по 9 июля Управлением Роскомнадзора по Республике Татарстан признаны недействительными 6 свидетельств о регистрации СМИ на основании статьи 16 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации», сообщает пресс-служба Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по РТ. Недействительными признаны свидетельства о регистрации газет «Глобус-инфо», «Газета для знакомства», «Челнымаркет», а также каталога «ИДЕИ», информационного агентства «КАМА-ПРЕСС», радиопрограммы «Studio 13» («Студия 13»).


ИЮЛЬ, 14         
Евгения Альбац
Евгений Левкович
Пресненский районный суд удовлетворил иск лидера прокремлевского движения «Россия молодая» Максима Мищенко к главному редактору журнала The New Times Евгении Альбац и журналисту Евгению Левковичу. Как сообщила официальный представитель движения Наталья Маслова, Альбац и Левкович должны будут выплатить по 50 копеек. Поводом для иска стала статья «Наци на марше», опубликованная в журнале 9 ноября 2009 года. В ней говорилось, что неонацистскую организацию «Русский образ» курирует Максим Мищенко (см. монитор за февраль 2010 года).


ИЮЛЬ, 14                
Газета «Факты с аргументами»
В Ельце (Липецкая область), где 25 июля должны состояться досрочные выборы мэра, разгорается скандал. Главный редактор местной оппозиционной газеты «Факты с аргументами» Николай Соколов обратился в прокуратуру с заявлением о краже 20-тысячного тиража номера издания с критическими публикациями в адрес кандидата «Единой России», спикера горсовета Сергея Панова. Поддерживающий газету оппозиционный кандидат Павел Евграфов подозревает в диверсии штаб господина Панова. Однако сам кандидат-единоросс и эксперты усматривают в обвинениях попытку господина Евграфова «добрать себе голоса». Николай Соколов рассказал, что издание было отпечатано в Воронеже, и вечером в субботу тираж на автомобиле прибыл в Елец. Дальше ситуация, по его словам, развивалась как в детективной истории. «В центре города машину остановили сотрудники милиции под предлогом проверки документов. Двух водителей и автомобиль отправили в отдел, где продержали до трех часов ночи», – пояснил он. Далее, как рассказывает редактор, автомобиль отправился к почтовому отделению. «Возле него машину уже ждали неизвестные на Mitsubishi Lancer, которые показали поддельную доверенность от депутата горсовета Павла Соколова. Тем не менее, водители поверили бумажке и отгрузили им весь тираж, который увезли в неизвестном направлении», – отметил Николай Соколов.


ИЮЛЬ, 14
«Фонтанка.Ру»
Корреспонденту «Фонтанки» отказали в участии в работе Всероссийского молодежного форума движения «Наши» «Селигер», причем отказали уже тогда, когда сотрудник редакции прибыл к месту проведения форума в Тверскую область. Основание — якобы существующий иск «нашистов» к интернет-газете «Фонтанка.Ру». Утром корреспондент «Фонтанки» Александра Гармажапова, по предварительной договоренности (которая подтверждается имеющейся у редакции аудиозаписью), прибыла в лагерь. Представитель пресс-службы движения «Наши» Анастасия Федоренчик (с которой, собственно, и велись переговоры об участии в работе форума) сообщила Александре, что не может оставить ее на территории лагеря, так как движение «Наши» якобы судится с «Фонтанкой» из-за статей, посвященных акции «Стопхамы» — при этом редакции об иске ничего не известно. И, кроме того, «нашистам» неприятно видеть человека, от которого «не ожидается ничего хорошего». По словам А. Гармажаповой, обсуждалась возможность ее участия хотя бы в сегодняшнем пресс-туре, однако и в этом ей в конце концов было отказано. В сопровождении охранника Александру вывели за территорию, отобрав на КПП аккредитацию и сообщив, что автобус в сторону Москвы будет в 17 часов. Под запись объяснить причину такого отношения к петербургскому журналисту «нашисты» отказались. В разговоре с редактором «Фонтанки» были приведены те же доводы, что и Александре — вскоре читатели смогут ознакомиться с аудиозаписями.


ИЮЛЬ, 15                
Газета «Саратовский Арбат»
Газета «Арбат»
ИД «Провинция» с 1998 года выпускает в Саратове газету «Саратовский Арбат». А еженедельник с названием «Арбат» появился на местном рынке в прошлом году. Его издатель предъявил в арбитражный суд области требование о запрете использования словосочетания «Саратовский Арбат» в названии издаваемой «Провинцией» еженедельной газеты. Игорь Молодцов, генеральный директор ИД «Провинция», уверен, что компания выиграет процесс. «Это лишь первый шаг на пути возвращения «Саратовскому Арбату» заслуженного доверия читателей и лидерских позиций на рынке», - говорит руководитель ИД. В конце апреля 2010 года ИД «Провинция» уже выиграл похожий судебный процесс в Смоленске против издателей газеты-клона. Имея в регионе еженедельник «Никольское кольцо», издательский дом столкнулся на рынке с конкурирующей структурой, которая решила выпускать газету со сходным названием. В «Саратовском Арбате», который, по словам Молодцова, нуждается в антикризисном менеджменте, уже сменилось руководство - должность директора занял Сергей Демин, которые имеет большой опыт работы в области полиграфии, маркетинга и рекламы.


ИЮЛЬ, 15
Олег Дементьев
В Пскове городской суд отклонил иск журналиста, преданного анафеме местной епархией РПЦ за публикации. Олег Дементьев требовал взыскать с епархии 1,5 миллиона рублей компенсации, напоминает РИА «Новости». Сейчас он заявил о намерении обжаловать это решение в высшей инстанции. Весной 2009 года статья Дементьева «Осиное гнездо» под золотыми куполами» была судом признана клеветнической и порочащей честь и достоинство насельниц и игуменьи Спасо-Елеазаровского монастыря. За эту статью «в связи с гнусной клеветой и сатанинской ложью» епархиальный совет Псковской епархии отлучил Дементьева от православного церковного общения и предал анафеме (см. монитор за август, ноябрь 2009 года).


ИЮЛЬ, 15
Infox.ru
Интернет-издание «Частный корреспондент»
Девятый арбитражный апелляционный суд Москвы отказал в удовлетворении апелляционной жалобы ООО «Инфокс-Интерактив», в которой оно просило пересмотреть решение Арбитражного суда Москвы по иску «Инфокса» к ООО «Частный корреспондент» о защите деловой репутации и взыскании 1 миллиона рублей. Напомним, что поводом для предъявления иска «Инфокса» к интернет-изданию «Часкор» послужило интервью Анастасии Алексеевой с Антоном Носиком «Не нужно маскироваться под жёлтую прессу». В статье, в частности, обсуждалась заметка на Infox.ru, в которой шла речь о том, что интернет-газета «Взгляд» перестала покупать рекламные баннеры на сайте новостного агрегатора news.mail.ru и её место заняла реклама издания Bfm.ru, где главным редактором на тот момент был Носик. В интервью «Часкору» Антон Борисович охарактеризовал заметку в «Инфоксе» как «просто фантастически непрофессиональную работу с информацией» и всячески отрицал факт покупки баннеров в том масштабе, о котором писал «Инфокс». Апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции о недоказанности факта распространения именно сведений, информации порочащего характера.


ИЮЛЬ, 15
«Московский комсомолец»
Президент Чечни Рамзан Кадыров обвинил «Московский комсомолец» в попытке подорвать боеспособность элитных подразделений. Он не исключает, что может подать в суд на «Московский комсомолец» за публикацию о том, что уфимский спецназ обвиняет бойцов чеченского батальона «Север» в предательстве. Публикацию Кадыров назвал ложью. «Между военнослужащими батальона «Север» и их товарищами из названных в газете подразделений никогда не было и нет конфликта, статья носит заказной характер», - заявил Кадыров журналистам. По его мнению, цель публикации - разжечь межнациональную рознь, подорвать боеспособность элитных подразделений, «вызвать между ними недоверие». «Это на руку всем, кроме тех, кому небезразлична судьба России, кому небезразлично, когда перестанут гибнуть лучшие сыновья Отечества», - сказал президент Чечни. Опубликованную в газете информацию проверит военная прокуратура Северо-Кавказского военного округа.


ИЮЛЬ, 15
Телекомпания Останкино
Мосгорсуд признал законным отказ удовлетворить иск футболистов сборной России Алексея и Василия Березуцких к ведущему программы «Человек и закон» Алексею Пиманову и ЗАО «Телекомпания Останкино». По словам представителя пресс-службы Мосгорсуда Анны Усачевой, суд оставил кассационную жалобу защиты без удовлетворения. «Таким образом, решение Останкинского суда Москвы, который отклонил иск Березуцких о защите чести и достоинства, вступило в законную силу», - подчеркнула Усачева. В программе Первого канале 3 декабря 2009 года, сообщалось, что ряд игроков сборной России перед первым стыковым матчем со сборной Словении в Москве допоздна засиживаясь в ресторанах, курили кальян и употребляли алкоголь (см. монитор за февраль, апрель 2010 года).


ИЮЛЬ, 16
Сайт «Родник»
Арбитражный суд Приморья рассмотрел иск о защите чести и достоинства, инициированный компанией по продаже водяных фильтров «Аква-Тест» против приморской компании ООО «Родник». Как сообщила коммерческий директор ООО «Родник» Ирина Латышева, по результатам предварительных слушаний и судебного заседания судья вынес решение - в иске ООО «Аква-тест» к ООО «Родник» отказать. Напомним, ООО «Аква-тест» подало в суд на компанию «Родник» за то, что та процитировала на своем сайте высказывания на Интернет-форумах возмущенных покупателей фильтров для воды Sintra. По словам Ирины Латышевой, в компанию «Родник» до сих пор обращаются люди, которые купили дорогостоящий фильтр для воды в компании «Аква-тест» и теперь не могут расторгнуть сделку. «В основном это пожилые, больные люди – пенсионеры. Мы не знаем, как можно им помочь, возможно, при поддержке СМИ», - говорит Ирина Латышева.


ИЮЛЬ, 16
Газета «Новое время»
Недавно наше «Движение в защиту детства» начало заниматься еще одной семьей - это семья Елены Смоляковой. Мы разослали в ряд СМИ информацию о ситуации с ними. И вот газета «Новое время» (город Дзержинск Нижегородской области), созвонившись и уточнив у Смоляковой суть проблемы, опубликовала статью «Без места жительства». Все бы хорошо, но тут вмешались «родственники», те самые, которые выкинули женщину с ребенком на улицу. Они подали иск в суд на газету, которая всего лишь напечатала то, что увидели и услышали журналисты. Истцы сочли это вмешательством в личную жизнь и обвинили газету в оскорблении чести и достоинства, потребовав денежной компенсации морального вреда в размере 900 000 рублей.
                   
ИЮЛЬ, 16
Галина Ярцева
Верховный суд РФ удовлетворил кассационное представление прокуратуры Новгородской области и отменил оправдательный приговор, вынесенный главному редактору газеты «Русский караван» Галине Ярцевой. Об этом сообщили в прокуратуре Новгородской области. Приговор был вынесен 4 мая 2010 года Новгородским областным судом на основании вердикта присяжных заседателей о невиновности Галины Ярцевой, обвинявшейся в неуважении к суду. «Государственным обвинителем представлены суду доказательства вины Галины Ярцевой в том, что в июле 2008 года и феврале 2009 года, присутствуя в зале судебных заседаний в качестве представителя истца, она в ходе открытого рассмотрения гражданского дела допустила оскорбительные высказывания в неприличной форме в адрес председательствующего судьи и представителя ответчика, чем унизила их честь и достоинство», - сообщили в прокуратуре. Однако присяжные заседатели пришли к выводу, что события преступлений, предусмотренных частями первой и второй статьи 297 УК РФ, инкриминируемых Ярцевой, не доказаны (см. монитор за май 2010 года). В кассационном представлении прокуратура указала на нарушения порядка рассмотрения уголовного дела с участием присяжных заседателей, которые существенно повлияли на выводы присяжных. «Отмена оправдательного приговора означает, что уголовное дело будет направлено в Новгородский областной суд для повторного рассмотрения», - пояснили в прокуратуре.

ИЮЛЬ, 17
Сергей Власов
Частично удовлетворен иск главы администрации города Кудымкара (Пермский край) Бориса Соколова к учредителю и главному редактору газеты «Ракурс» Сергею Власову и директору муниципального предприятия «Кудымкарский  водоканал» Анатолию Голубкову. Газета «Ракурс» в Коми – Пермяцком автономном округе - самое молодое независимое издание. Выпускается меньше года. Тираж небольшой, всего пять тысяч экземпляров. Редакция газеты старается быть в центре всех значимых событий, информировать о них своих читателей. Но правового опыта у местных журналистов пока маловато… Еще зимой в Кудымкаре проходили публичные слушания о поправках в устав города. В «Ракурсе» по итогам этих слушаний была опубликована полоса под общим заголовком «Момент истины». Со ссылкой на выступавших во время слушаний в газете были опубликованы резкие негативные оценки деятельности местных чиновников и депутатов. Был приведен и фрагмент речи Анатолия Голубкова с указанием сведений: «Депутату Чугаеву дали без конкурса земельный участок под строительство в центре города, Иванову позволили «аптечку» подешевле прикупить, еще двум народным  избранникам должности пообещали». Вот эту часть публикации ответчики в ходе судебного разбирательства доказать не смогли. Кудымкарский городской суд признал сведения «не соответствующими действительности, порочащими честь, достоинство, деловую репутацию Соколова Бориса Константиновича», обязал редакцию опубликовать опровержение и взыскал с обоих ответчиков, С. Власова и А. Голубкова, в пользу истца по 5 000 рублей в качестве компенсации морального вреда. Пермский краевой суд рассмотрел кассационную жалобу редакции и это решение оставил без изменения. В следующем номере «Ракурса» будет опубликовано опровержение.


ИЮЛЬ, 19
Газета «Новое дело»
В Дагестане принят к рассмотрению иск еженедельника «Новое дело» к ООО «Роспечать». Генеральный директор общества с ограниченной ответственностью «Новое дело» Гаджимагомед Курамагомедов сообщил сегодня корреспонденту «Кавказского узла», что поступило уведомление от Арбитражного суда Дагестана о принятии к рассмотрении искового заявления о взыскании долга с республиканского государственного унитарного предприятия ООО «Роспечать» в размере более 1 миллиона рублей. «Вчера также позвонил генеральный директор «Роспечаи» Сайпула Гайдарбеков. Он сообщил, что скоро перекинет на счета «Нового дела» требуемую сумму денег. Если это произойдет, исковое заявление может быть отозвано», - отметил Курамагомедов. В Арбитражном суде Дагестана заявили, что скоро будет назначена дата рассмотрения искового заявления. Напомним, 5 июля Гаджимагомед Курамагомедов обратился в Арбитражный суд республики с исковым заявлением о взыскании долга с ООО «Роспечать». В 1999 году «Новое дело» заключило договор с «Роспечатью» о распространении еженедельника по льготным условиям. В течение последних 7-8 лет «Роспечать», ссылаясь на трудности, постоянно не выполняет условия договора, что и способствовало появлению долга и обращению в суд», - сообщил генеральный директор корреспонденту «Кавказского узла». Курамагомедов отметил, что долг только за последний год вырос на сумму более 600 тысяч рублей.


ИЮЛЬ, 19
Газета «Томская неделя»
Редакция издания «Томская неделя» ушла от учредителя. Последний номер газеты журналисты выпускали в буквальном смысле «на коленке». Временно редакция разместилась в помещении, которое предоставило ей демократическое движение «Солидарность». Компьютеры принесли свои, из дома, вместо столов – коробки. Конфликт между редакционным коллективом и собственником издания ЗАО «Сибирские инвестиции» случился после того, как учредитель заявил о смене курса газеты. Главный редактор «Томской недели» Юлия Иванова объясняет, что после этого редакции ничего не оставалось, как совершить демарш: «Учредители СМИ – руководители ЗАО «Сибирские инвестиции» – собрав коллектив, заявили, что редакционную политику они намерены в корне менять и заниматься ею сами. И к тому же коллективу в ультимативной форме было предложено: или мы меняем редакционную политику и идем на все их условия, или просто не допускаемся в помещение. После чего мы просто вынуждены были уйти. Мы готовы делать газету в таких условиях и дальше, но редакционную политику менять не собираемся принципиально». Председатель редакционного совета, в недавнем прошлом главный редактор «Томской недели» Александр Деев называет действия учредителей попыткой давления на свободу слова. И не исключает, что единственную оппозиционную газету в регионе таким образом хотят заставить замолчать. В октябре в Томске пройдут выборы городской Думы, и в «Томской неделе» опять наступили тревожные времена, хотя нынешние собственники газеты заявляют: политики или попытки давления на свободу слова в их действиях нет. Есть только финансовый интерес. Газета должна приносить прибыль, а если не приносит, значит нужно что-то менять, говорит Алексей Фролов, учредитель ЗАО «Сибирские инвестиции». Сейчас редакционный коллектив «Томской недели» ищет новых спонсоров. Уступать учредителям журналисты не намерены. Продавать или закрывать газету нынешние собственники тоже не собираются. Так что вопрос, кто будет выпускать «Томскую неделю» – нынешний коллектив или новые сотрудники, которых наберет собственник, – будет решать суд. Обе стороны заявляют о том, что готовят исковые заявления.


ИЮЛЬ, 19
ВГТРК
Апелляционный суд Санкт-Петербурга принял решение присудить 1 миллион рублей ВГТРК со стороны соцсети «В контакте» за нарушение авторских прав медиахолдинга. Дмитрий Медников, заместитель гендиректора ВГТРК, отметил, что на данный момент у него нет на руках документов суда, однако, по словам адвокатов ВГТРК, в Апелляционном суде было изменено решение суда нижней инстанции, и с «В контакте» постановлено взыскать 1 млн. рублей за нарушение авторских прав ВГТРК. Требование удаления контента из социальной сети осталось без удовлетворения, так как по указанному конкретному адресу контента ВГТРК больше нет. В целом Дмитрий Медников доволен данным решением: «Для нас главное было не выиграть какие-то деньги, а получить подтверждение того, что это наш контент. С этой позиции мы уже можем договариваться о совместном сотрудничестве на взаимовыгодных условиях».


ИЮЛЬ, 19
СМИ Архангельска
Депутаты Архангельского городского совета воспротивились присутствию журналистов на очередной сессии, на которой решалась судьба спикера горсовета.  Но, несмотря на требования депутатов, журналистская братия осталась на своих местах в зале, где проходила сессия, потому что Закон о СМИ никто не отменял.


ИЮЛЬ, 19
Газета Калмыкии «Хальмг унн» («Калмыцкая правда»)
Пять человек из числа представителей оппозиции, общественности и творческой интеллигенции обратились с исками о защите чести, достоинства и деловой репутации к национальной двуязычной газете Калмыкии «Хальмг унн» («Калмыцкая правда»), сообщил правозащитник Семен Атеев. Поводом для обращения послужила статья «Новая зондеркоманда Радия Бурулова», опубликованная в газете и перепечатанная районными изданиями. В ней содержались компрометирующие сведения на 28 человек, имеющих то или иное отношение к калмыцкой оппозиции. Герои статьи, в частности, названы алкоголиками, ворами, садистами. Ранее Центр славянской культуры Калмыкии обратился к Президенту РФ Дмитрию Медведеву с открытым письмом, в котором указывалось на то, что при попустительстве главы Калмыкии Кирсана Илюмжинова в республике разрушается межнациональное согласие, а главная республиканская газета позволяет себе оскорбительные, неподобающие нападки на уважаемых людей. Главный редактор «Хальмг унн», председатель Союза журналистов Калмыкии Санал Шавалиев от комментариев отказался.


ИЮЛЬ, 20
«БФМ.РУ»
Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил взыскать с ООО «БФМ.РУ» 1 00 000 рублей по иску ЗАО «Строительное управление №155» о защите деловой репутации. Истец требовал взыскать с интернет-издания 150 миллионов рублей в качестве компенсации вреда и 19,627 миллиона рублей убытков, а с учредителя радиостанции «Бизнес FM», ООО «Медиа Новости» 50 миллионов рублей компенсации репутационного вреда и 135,683 миллиона рублей убытков. Поводом послужили материалы интернет-издания и радиостанции о «пропавших» 17 миллиардах рублей, выделенных Минобороны на строительство жилья для офицеров. Вина издания заключалась, по мнению истца и суда в том, что журналисты увязали обыски, прошедшие в строительной компании СУ-155 с нецелевым расходованием «оборонных денег», сообщает РАПСИ. строителей также возмутило, что их компания была названа не существующей. Арбитражный суд Москвы в декабре 2009 года полностью отклонил требования к ООО «Медиа Новости», посчитав, что информация о прекращении существования компании не являлась утверждением о факте, а была предположением и субъективным мнением радиоведущего (см. монитор за декабрь 2009 года). Суд первой инстанции отказал также во взыскании убытков с ЗАО «БФМ.РУ», поскольку, по мнению суда, истец документально их не подтвердил. В то же время суд признал, что ответчик распространил не соответствующую действительности и порочащую истца информацию, так как обыски, о которых говорилось в публикации, проводились в офисе СУ-155 в рамках уголовного дела, возбужденного по статье «Незаконное предпринимательство» в отношении генерального директора другого юридического лица – ООО «Маш Техно Центр». Арбитраж Москвы решил взыскать с ЗАО «БФМ.РУ» 10 миллионов рублей компенсации вреда деловой репутации истца, уменьшив ее сумму по сравнению с исковыми требованиями. Девятый арбитражный апелляционный суд в апреле 2010 года оставил решение суда первой инстанции в силе. ФАСМО, рассмотрев кассационные жалобы СУ-155 и ЗАО «БФМ.РУ», исходя из требований разумности и справедливости уменьшил сумму взыскания до 100 000 рублей. В остальной части решение арбитража Москвы и суда апелляционной оставлено в силе.


ИЮЛЬ, 20
Марии Соловенько
Приморской журналистке Марии Соловенько отказали в следственном управлении СКП в возбуждении уголовного дела за оскорбление ее сотрудником следственного комитета, сообщила РИА PrimaMedia старший помощник руководителя следственного управления СКП РФ по Приморскому краю Аврора Римская. Отделом по расследованию особо важных дел о преступлениях против государственной власти и в сфере экономики следственного управления СКП РФ по Приморскому краю проведена проверка по сообщению главным редактором газеты «Народное Вече» М. Соловьенко в статье «Как один рапорт кучу уголовщины наворотил» сведений об оскорблении её сотрудником Следственного комитета по Приморскому краю О. Кравченко. По результатам проверки вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием события преступления.


ИЮЛЬ, 21
Сергей Михайлов
В Республике Алтай в отношении главного редактора местной газеты «Листок»Сергея Михайлова возбуждено уголовное дело по статье 129 УК РФ («Клевета»), сообщает РИА Новости со ссылкой на СКП. Дело возбуждено из-за статьи «Фигура умолчания», опубликованной в июле 2009 года. В ней, в частности, упоминалось, что губернатор республики Александр Бердников якобы страдает алкоголизмом. Следственные органы сочли, что эта публикация содержит заведомо ложные сведения, которые порочат честь и достоинство главы региона и подрывают его репутацию. Для журналиста и депутата регионального парламента Михайлова это уже второе уголовное дело. В мае в отношении него было заведено дело по статье 130 УК РФ («Оскорбление»). Инициатором уголовного преследования Михайлова стал губернатор Бердников, которого оскорбила заметка «К вопросу о «гадюшниках», опубликованная «Листком» в мае 2009 года. В ней, в частности, содержались нелицеприятные высказывания в отношении главы региона и призыв к его отставке (см. монитор за май 2010 года). Сам Михайлов считает уголовные дела в отношении себя оказанием давления и попытками закрыть его газету.


ИЮЛЬ, 21
Газета «Вечерние Челны»
Газета «Ва-банкъ. Казанский выпуск»
Журнал «Интерьерный вопрос»
В трех печатных изданиях Татарстана выявлены нарушения закона о СМИ. В отношении главных редакторов двух газет и журнала составлены протоколы об административных правонарушениях. В ходе мониторинга печатных СМИ, распространяющихся на территории Татарстана, сотрудниками Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по РТ были выявлены нарушения в публикации выходных данных в газетах «Вечерние Челны», «Ва-банкъ. Казанский выпуск», а также в журнале «Интерьерный вопрос». Как сообщили сегодня в пресс-службе ведомства, в газете «Вечерние Челны» выходные данные опубликованы не были, а в двух других изданиях они были опубликованы не в полном объеме, что является нарушением ст.27 закона о СМИ. В отношении главных редакторов вышеуказанных газет и журнала составлены протоколы об административных правонарушениях.


ИЮЛЬ, 21
Сергей Михайлов
Волжский райсуд Саратова приняли производству иск Саратовской государственной академии права к главному редактору газеты «Саратовский репортер» Сергею Михайлову. В заявлении говорится, что 11 июня 2010 года в статье «Суровое - ректор и пароход» этого издания опубликованы недостоверные сведения, которые порочат честь, достоинство и деловую репутацию этого вуза и его ректора, члена президиума регионального политсовета «Единой России» Сергея Суровова. СГАП пытается оспорить четыре эпизода статьи. Они приведены на сайте интернет-газеты «Четвертая власть», мы процитируем их частично: «Избранию Суровова предшествовала правка устава академии права, который предусматривал возможность избрания на эту должность лишь сотрудника академии, имеющего юридическое образование и проработавшего в ней не менее пяти лет. Чтобы избрать Суровова на эту должность, и подредактировали устав». «Перед выборами в 2007 году иногородние студенты были сняты с занятий на неделю и отправлены за открепительными талонами... Вот так, студенческим «стадом» они и голосовали за партию власти. И потом мы хотим, чтобы из таких студентов выросли настоящие граждане России?..». «На выделенные из бюджета академии деньги на поездку студентов отправляют... школьников. А потом мы смотрим сюжет по местному телевидению о том, что только благодаря спонсорской помощи партии «Единая Россия» могла состояться эта экскурсия саратовских школьников в Госдуму... <... > А самый массовый сбор денег происходит, например, на подарки выпускникам подшефных школ. Деньги сдают сотрудники (некоторые для подстраховки своего кресла отдают до 15 тысяч). Но вот что интересно. При награждении детей подарками им говорят, что это - от депутата Саратовской областной думы Суровова...». «Одному из сотрудников СГАПа дано было поручение создать студенческий потребительский кооператив. Чтобы деньги за учебу, в обход основного счета, шли на счет кооператива... Но беда была в том, что сотрудник, которому поручили разработать структуру кооператива, долгое время стажировавшийся за границей, очень хорошо разбирается в теме управления капиталами. Подумал и о последствиях лично для него. Подумал-подумал, дайне стал принимать участие в создании такого кооператива...». В исковом заявлении эти эпизоды опровергают: «Вся эта статья имеет крайне дискредитациошый характер, имеет своей целью ввести читателя в заблуждение относительно деятельности академия». От Сергея Михайлова требуют «опровергнуть» озвученную информацию, а в качестве компенсации морального вреда взыскать с него 1 миллион рублей. Медийная общественность Саратова уже окрестила данный судебный иск очередной попыткой местных представителей партии власти  «заткнуть рот» неугодным журналистам.


ИЮЛЬ, 22
Михаил Вербицкий
Мосгорсуд признал законным решение по иску руководителя театра кошек Юрия Куклачева к блогеру Михаилу Вербицкому, согласно которому последнему предстоит выплатить 40 000 рублей в качестве компенсации морального вреда за то, что он называл артиста живодером и утверждал, что тот мучает кошек электрошоком, сообщили в пресс-службе суда. Таким образом, кассационная коллегия отклонила жалобу защиты Вербицкого, и решение Нагатинского суда от 5 февраля 2010 года вступило в силу. Судья Алексей Халдеев в феврале частично удовлетворил иск Куклачева, который требовал 100 000 рублей и хотел, чтобы суд обязал блогера удалить порочащую честь и достоинство артиста информацию со странички Вербицкого в интернете.


ИЮЛЬ, 22
СМИ Ульяновской области
В Ульяновской области Региональное управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, по информации прокуратуры, нарушило права редакций нескольких СМИ. Прокуратура сообщает об установлении случаев применения управлением не предусмотренных законодательством Российской Федерации мер реагирования. Так, главным редакторам газет «Кумяк Кюч», «Симбирский дом», «Наш край», «Симбирский курьер», «73 Регион» и «Симбирская округа» Ульяновска и области были вынесены предупреждения. Эта форма ответственности предусмотрена исключительно в связи с распространением СМИ экстремистских материалов, уточняет прокуратура, чего СМИ не совершали. При этом вынесение нескольких предупреждений влечет закрытие СМИ. Кроме того, в приказах управления о проведении плановых выездных проверок ряда телекомпаний отсутствовали сроки реализации мероприятий по контролю, а также перечень необходимых документов.


ИЮЛЬ, 22
Анджей Зауха
Польский журналист Анджей Зауха, задержанный при попытке сфотографировать высокоскоростной электропоезд «Сапсан» на станции Леонтьево в Тверской области, не имел специального разрешения на это от ОАО «Российские железные дороги» (РЖД), сообщили в пресс-службе компании. Шеф московского бюро польского телеканала TVN Анджей Зауха сообщил в эфире радиостанции «Эхо Москвы», что был задержан милицией, когда фотографировал поезд «Сапсан», курсирующий между Москвой и Санкт-Петербургом. Он выразил недоумение инцидентом, поскольку был уверен, что на съемки «Сапсана» какого-либо специального разрешения не требуется. Однако, по словам журналиста, милиция заявила, что «Сапсан» - это режимный объект. В свою очередь, в пресс-службе РЖД отметили, что существуют документы, которые определяют порядок проведения теле-, видео-, кино- и фотосъемок на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта, принадлежащих «Российским железным дорогам». «Железная дорога - это стратегический объект, и мы действуем в государственных интересах. Ряд железнодорожных объектов и движение ряда поездов относятся к государственной тайне и, разумеется, нельзя проводить их съемку. Именно поэтому сотрудникам ОАО «РЖД» необходима полная информация о том, где именно, в какое время, кем и в каких целях будет проводиться съемка. Перед выдачей разрешения ответственные специалисты компании проверяют, не будет ли находиться в месте съемок объектов, которые, согласно законодательству, являются сведениями, составляющими государственную тайну», - прокомментировали РИА «Новости» в пресс-службе РЖД необходимость предоставления сведений о съемках.


ИЮЛЬ, 23
Телепрограмма «Персона»
Самарский частный телеканал «РИО» закрыл ежемесячную программу «Персона» независимого депутата губернской думы Михаила Матвеева. В эфир не вышел последний выпуск, запланированный на 21 июля. В телекомпании депутату сообщили, что «Персону» закрыли по приказу Ивана Скрыльника, главы пресс-службы губернатора области Владимира Артякова. Поскольку от руководителя «РИО» Виталия Добрусина депутату не удалось получить комментариев, он обратился к Скрыльнику. Тот признал, что попросил телеканал на месяц «отправить «Персону» в отпуск». «После чего поправился и уточнил, что программа идет в отпуск в плановом порядке», - рассказал Матвеев. В ответ на обвинение в политической цензуре Скрыльник посоветовал обратиться в ООН или на «Радио Свобода». Программа «Персона» выходила ежемесячно в записи. Михаил Матвеев сам оплачивал эфирное время. В Самаре 10 октября пройдут выборы мэра города. Согласно опросу Фонда социальных исследований, Матвеев опережает кандидата от «Единой России» Дмитрия Азарова.


ИЮЛЬ, 23
Анастасия Бабурова
Станислав Маркелов
Фигурантам дела об убийстве адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой предъявлены обвинения в окончательной редакции. Как сообщил источник, знакомый с ходом расследования, в ближайшее время Никита Тихонов и Евгения Хасис приступят к ознакомлению с материалами дела. Также, по его словам, с Хасис сняты обвинения в соучастии в убийстве Бабуровой, теперь она обвиняется только в соучастии в убийстве Маркелова. Обвинения непосредственно в убийстве адвоката и журналистки предъявлены Тихонову.  Адвокат Хасис Александр Васильев подтвердил, что из дела Хасис исключен один из эпизодов. «Действительно, следствие решило, что в организации убийства Бабуровой она не участвовала. Это был так называемый эксцесс киллера, когда преступники планируют убийство одного человека, а в итоге киллер убивает двух, руководствуясь какими-то своими соображениями», – сказал Васильев.


ИЮЛЬ, 23, 27
Елена Костюченко
Юрий Тимофеев
Корреспондент «Новой газеты» Елена Костюченко, задержанная милицией в Химкинском лесу (Московская область), где она выполняла редакционное задание, оправдана судом и готовит жалобу по поводу своего задержания. «Заседание суда в отношении Елены уже состоялось, ее отпустили, не обнаружив в ее действиях ничего противоправного», - сообщила пресс-секретарь «Новой газеты» Надежда Прусенкова. По ее словам, также были оправданы задержанный фотокорреспондент «Радио Свобода» Юрий Тимофеев и лидер защитников Химкинского леса Евгения Чирикова. «Новая газета» 27 июля опубликовала «Заявление о преступлении». В нем, в частности, говорится: «Во время исполнения редакционного задания сотрудниками милиции была задержана специальный корреспондент «Новой газеты» Елена Костюченко, освещавшая события вокруг варварской вырубки. Сотрудники УВД города Химки действовали настолько жестко, что Лена получила травму шейного отдела позвоночника, а потом еще более четырех часов провела в отделении вместе с другими арестованными: активистами-экологами и журналистами. Мы настаиваем: сотрудники милиции должны ответить за свои действия согласно Уголовному кодексу. Мы считаем, что они совершили преступления, подпадающие под четыре статьи УК РФ: ст. 286, ч. 3, п. «а» — превышение должностных полномочий лицом, занимающим государственную должность, с применением насилия; ст. 301 — незаконное задержание; ст. 112, ч. 2, п. «б» — умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью лица в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности; ст. 144. ч. 2 — воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов, совершенное лицом с использованием своего служебного положения». Редакция требует тщательного расследования, «потому что любая безнаказанность порождает большие трагедии. И эти трагедии последнее время происходят с журналистами и правозащитниками именно по причине нежелания государства привлекать к ответственности тех, кто позволяет себе насилие, прикрываясь «государственными интересами».

   
ИЮЛЬ, 23-31
Газета «Заря Тимана»
Сергей Волковинский
В Сосногорске (Республика Коми) происходит захват газеты «Заря Тимана». Началось с того, что главный редактор «Зари Тимана», заслуженный ра6отник РК Сергей Волковинский был уволен по указанию заместителя руководителя администрации района Игоря Петрова. В соответствии с п.6 ст. 45 №67-ФЗ Волковинского как журналиста участвовавшего в информационном о6еспечении вы6оров, нельзя увольнять в течение года после их проведения  «за исключением случая, когда на него было наложено в соответствии с трудовым законодательством взыскание, не оспоренное в судебном порядке либо признанное в судебном порядке законным и обоснованным». Год не прошел. Взыскание 6ыло  22 июля 2010 года, но уже 23 июля его уволили распоряжением Петрова, не дав возможности о6жаловать. Самое интересное - причину для взыскания (несвоевременную выплату зара6отной платы) создала районная администрация, передав публикацию нормативных документов в Информационный вестник. Поэтому впервые за 30 лет существования газеты появилась не6ольшая задержка в выплате зара6отной платы. Но никто из сотрудников редакции на эту задержку не жаловался. Пожаловалась администрация района - в прокуратуру, на нарушения трудового законодательства. Волковинского оштрафовали. Далее 22 июля последовало дисциплинарное замечание... Аналогичная попытка увольнения (в период действия «журналистско-из6ирательного» иммунитета 6ыла в дека6ре 2007 - январе 2008 г.г. со стороны главы администрации И. Леонова, но тогда она 6ыла пресечена прокуратурой (вот почему сейчас на документах о6 увольнении нет ни одной подписи Леонова). На должность главного редактора «ЗТ» с гру6ыми нарушениями Устава редакции назначена по совместительству, с выплатой полного оклада муниципальная служащая Комитета по управлению имуществом И. Ведойник, не имеющая никакого опыта ра6оты в СМИ. Ее кандидатура не выносилась на о6суждение коллектива редакции, как тре6ует Устав. Кроме того, совмещение Ведойник двух названных должностей нарушает ст. 21 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»: директорам МУПов категорически запрещено 6ыть одновременно муниципальными служащими. Поэтому не удивительно, что коллектив «ЗТ» не признает Ведойник законным  руководителем и ей не подчиняется. Последний номер «ЗТ» был отпечатан 30 июля и сдан под подписку в Сосногорский узел почтовой связи. Однако 31 июля в доставку он не попал. Под давлением «сверху» читателям 6ыла доставлена другая газета, отпечатанная в Ухтинской типографии. Исчезло неугодное обращение редакции (соучредителя газеты) к читателям, которое было заменено другой информацией (вместо фамилии и.о. главного редактора Стаховской указали в выходных данных фамилию незаконно назначенной на должность редактора Ведойник). А настоящий номер газеты был изъят. 1 августа дверь редакции 6ыла вскрыта представителями администрации района. Что происходило внутри помещений, журналисты не знают. ФЗГ обратился к главе районной администрации И. Леонову с предложением разобраться в ситуации и прекратить беззаконие.


ИЮЛЬ, 25
Газета «Петровские новости»
В Петровском (Ивановская область) четвертый день голодают рабочие спиртзавода. Эта акция сопровождается активным вбрасыванием дезинформации. В прошедшие выходные на территории Петровского городского поселения неизвестными лицами распространялась грязная провокационная листовка под хорошо известным логотипом «Петровские новости». В издании считают, что выпуск данной листовки является инструментом для стравливания жителей Петровского, работников завода, участников голодовки между собой. В связи с этим подано заявление в прокуратуру Гаврилово-Посадского района с просьбой провести необходимые следственные действия.
 

ИЮЛЬ, 25
Бэлла Ксалова
В Карачаево-Черкесской Республике погибла корреспондент «Кавказского узла» 26-летняя Бэлла Ксалова, ранее жаловавшаяся на слежку. Около 21 часа у своего дома в Черкесске ее сбил автомобиль. По данным МВД Карачаево-Черкесии, девушка переходила дорогу в «неустановленном месте». По предварительным материалам следствия, водитель сбившего Бэллу автомобиля Арсен Абайханов в момент аварии был трезв, и с места происшествия не скрылся. Он находился за рулем служебной «Волги» Росприроднадзора. Бэллу доставили в Карачаево-Черкесскую республиканскую клиническую больницу, где она скончалась от полученных травм. Материалы Бэллы Ксаловой отличались остротой и критичностью, что нередко вызывало резкое недовольство у местных властей. Продолжительное время на корреспондента и ее родственников оказывалось давление, избиению подвергался отец Бэллы. Она писала о проблемах со свободой слова в Карачаево-Черкесии, освещала чрезвычайные съезды черкесского народа, на которых звучала критика руководства республики. Бэлла также успела подготовить ряд видеосюжетов, посвященных различным сторонам жизни людей в республике. Среди них - острый сюжет о митинге памяти врача Аламата Кечерукова, переросшем в агиткампанию президента Эбзеева, видеорепортажи о черкесском вопросе, об опасной близости тубдиспансера в Черкесске к социальным объектам, проблемах жильцов городских общежитий и многие другие. Последние материалы Бэллы, опубликованные на «Кавказском узле», были посвящены созидательным тенденциям в республике, возрождению черкесской культуры и национальных традиций, абазинского языка. Бэлла Ксалова буквально накануне гибели вернулась с семинара, проходившего в Москве. Своим коллегам по «Кавказскому узлу» Бэлла неоднократно рассказывала о том, что за ней ведется слежка. Журналистка рассказывала, что один таксист открыто ей заявил, что за ее домом следит машина с представителями спецслужб. Накануне гибели Бэлла говорила коллегам, что в республике, по ее мнению, нашлось бы очень много желающих, чтобы ее острые материалы больше никогда не выходили.


ИЮЛЬ, 26
Наталья Червякова
Временно исполняющий обязанности главы администрации Мурманска Алексей Лыженков восстановил в должности главного редактора газеты «Вечерний Мурманск» Наталью Червякову. Журналист была освобождена от должности главного редактора в мае после того, как обвинила мэра города Сергея Субботина в давлении на редакцию. Она обратилась с заявлением в Генпрокуратуру РФ, Общественную палату, а также в Фонд защиты гласности и к губернатору Мурманской области с просьбой провести проверку фактов давления на редакцию со стороны администрации Мурманска и градоначальника. Червякова тогда рассказала о требовании градоначальника отменить публикацию ранее анонсированной статьи под заголовком «Все в суд?». «Требование мэра сопровождалось угрозами личного характера, в том числе увольнения, ликвидации газеты, отправкой меня в вынужденный отпуск с предварительным назначением на должность заместителя главного редактора указанного им человека», - заявляла Н. Червякова. Главред отметила, что под давлением она была вынуждена снять публикацию с печати, после чего приняла решение обратиться в правоохранительные органы и общественные организации. Комиссия Общественной палаты РФ по коммуникациям, информационной политике и свободе слова в СМИ в связи с обращением редактора приняла решение взять под контроль ситуацию вокруг газеты «Вечерний Мурманск», а горсовет отказал администрации города в согласовании увольнения главного редактора газеты (см. монитор за апрель, май 2010 года). В июне этого года Субботин сам был отправлен депутатами в отставку по девяти основаниям. Главная претензия, предъявленная тогда градоначальнику депутатами - серьезные проблемы в жилищно-коммунальном хозяйстве Мурманска. Решение депутатов поддержали Октябрьский районный суд и коллегия Мурманского областного суда.


ИЮЛЬ, 26
ИА «Новый регион»
Префект Северного округа Москвы Олег Митволь подал в Тверской суд столицы иск на ИА «Новый регион». Поводом для иска стала фраза из отчета по итогам пресс-конференции представителей КПРФ, состоявшейся 21 июля. Коммунисты, в частности, рассказали о двух тысячах фальшивых бюллетеней, обнаруженных после выборов в Мосгордуму в октябре прошлого года на улице на территории Северного округа. Человек, передавший бюллетени представителям КПРФ, согласно сообщению агентства, сказал, что за фальсификациями стоит Олег Митволь. Истец требует опровержения фразы, в которой упоминается его имя, и 500 000 рублей в качестве моральной компенсации.

ИЮЛЬ, 26
Светлана Ярош
Уже больше года Тимашевский межрайонный отдел следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Краснодарскому краю ведет расследование уголовного дела в отношении главного редактора телекомпании Тимашевского «ТТВ» Светланы Ярош, возбужденного по статье 129 УК РФ («Клевета»). Дело было возбуждено по заявлению местного депутата Виталия Лебедева. 14 мая прошлого года в районной газете «Антиспрут» был опубликован материал под заголовком «Как депутат Лебедев «купил» прокуратуру». Автором этой статьи был сам депутат Лебедев. В этой статье народный избранник изложил собственную версию покупки им муниципального здания на рынке города Тимашевска за низкую цену. Через два дня телепрограмма «Наше время. Итоги» обнародовала официальный документ - ответ прокуратуры Тимашевского района, в котором говорилось о том, что в ходе проверки при продаже муниципального имущества администрация Тимашевского района нарушила законодательство. Перед этим сюжетом ведущая С. Ярош, дословно процитировала заголовок вышедшей в газете «Антиспрут» статьи. Это и послужило поводом для возбуждения в отношении нее уголовного дела. Под давлением Тимашевской прокуратуры и краевой прокуратуры администрация Тимашевска была вынуждена расторгнуть сделку как незаконную. Однако ее организаторы не понесли заслуженного наказания. Более того, они обвиняют журналиста в клевете. Следователем межрайонного следственного отдела В. Козловым в отношении С. Ярош было возбуждено уголовное дело, его расследование затянулось на полтора года. В деле имеется заключение экспертно-криминалистического Центра ГУВД по Краснодарскому краю. Там четко указано, что высказывания Ярош можно признать порочащими только в случае установления ложности сведений, содержащихся в передаче. Эксперты в области СМИ Краснодарской краевой общественной организации «Голос Кубани» пришли к выводу, что журналистка «ТТВ», предваряя сюжет, сообщила только то, что в газете «Антиспрут» опубликована статья под заголовком «Как депутат Лебедев «купил» прокуратуру». Вопрос: журналистку преследуют за исполнение профессионального долга?


ИЮЛЬ, 26
Все СМИ
Президент Фонда защиты гласности Алексей Симонов по просьбе региональной журналистской организации 26 июля встретился с сотрудниками СМИ Пермского края. Тема мероприятия: «Журналистика – искусство свободы». В Пермь Алексей Кириллович приехал на шестой международный гражданский форум «Пилорама-2010», который проходил на территории мемориального музея истории политических репрессий «Пермь-36». Здесь Симонов принял участие в различных дискуссиях, массовых мероприятиях. Но главной темой его деятельности многие годы является изучение информационных проблем страны и активное участие в их решении. Вот и на этой встрече, а в ней принимали участие и опытные, и совсем молодые газетчики региона, Симонов выделил самые актуальные аспекты деятельности СМИ. Центральными, конечно же, являются взаимоотношения власти и СМИ. Тем более, что в марте этого года Фонд защиты гласности подготовил и опубликовал «Карту гласности» в нашей стране. Проведенная экспертиза показала, что в стране нет ни одного региона с преобладанием свободной и независимой прессы, лишь в нескольких СМИ  «относительно свободны». В основной же части регионов России наблюдается преобладание не свободных от власти СМИ. Особенно это актуально для редакций городских, районных газет и местных телерадиокомпаний. В целом в стране информационная обстановка продолжает ухудшаться, считает Симонов. Например, с 2005 года число исков к СМИ о защите чести, достоинства и деловой репутации возросло более чем в пять раз. За прошедший год их было более 1500. В регионах, в том числе и в Пермском крае, становится правилом при смене главы снимать с работы и главного редактора местного СМИ. Фонд защиты гласности активно вмешивается в такие конфликты. Но всегда при этом внимательно изучает их причины (в частности, в Пермском крае при вмешательстве ФЗГ в этом году был восстановлен на работе главный редактор газеты «Краснокамская звезда» Олег Борисенко). За прошедшие два года при содействии ФЗГ в стране сделано существенное продвижение к открытости судов: у них появились собственные сайты, во многих случаях разрешается видеосъемка на судебных заседаниях и т.д. Пленум Верховного Суда РФ принимал решение о соразмерных суммах при принятии решений об удовлетворении исковых требований. Наказание не должно ставить редакцию на грань ликвидации из-за возникших финансовых проблем. Тем не менее, суммы исков к СМИ по судебным решениям выросли уже в несколько раз. Но самое тревожное то, что сами журналисты привыкли к плохой информационной ситуации. Большинство считает, что ее невозможно изменить. Это свидетельствует о проблемах в самом журналистском сообществе, в профессиональном уровне сотрудников редакций. Все более актуальной становится проблема «самоцензуры» журналистов. Высказанную тревогу Алексей Симонов подтвердил и такими фактами: в стране сокращается число участников правозащитных конкурсов имени Андрея Сахарова, имени Артема Боровика. В них принимают участие почти одни и те же люди… На встрече пермские журналисты задали А. Симонову много вопросов: о его деятельности в составе Совета при президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества, о возможностях преодоления экономической зависимости прессы, особенно местной, проблемах взаимоотношений прессы и правозащитников.


ИЮЛЬ, 26
Телекомпания «Елец»
В Липецкий областной суд утвердил отказ по иску администрации города Ельца и ее экс-главы В. Соковых к местной телекомпании. 31 мая Елецкий горсуд вынес решение, которым полностью отказал в удовлетворении иска мэрии и ее бывшего главы В. Соковых к телекомпании «Елец». Причиной судебного разбирательства стал новостной сюжет, показанный в августе 2009 года, где корреспондентка Оксана Окорочкова рассказывала о ситуации, связанной с ремонтом городского парка. В частности, в репортаже использовалось выступление руководителя Елецкого межрайонного следственного отдела СКП РФ по Липецкой области Валерия Смольянинова, в котором он указывал на злоупотребления при реконструкции парка.


ИЮЛЬ, 27
Виктор Шендерович
Александр Подрабинек
Перовский суд Москвы начнет рассмотрение по существу иска главы Федерального агентства по делам молодежи Василия Якеменко и его брата  - руководителя «Православного корпуса движения «Наши» Бориса Якеменко к радиостанции «Эхо Москвы», «Новой газете», Виктору Шендеровичу и Александру Подрабинеку. Братья Якеменко хотят отсудить у ответчиков 4 миллиона рублей за оскорбленные честь и достоинство. Поводом для иска послужили заявления Подрабинека и Шендеровича, а также публикации СМИ, в которых утверждалось, что братья Якеменко организовали публикацию в интернете роликов «Слово и дело», в которых оппозиционные деятели давали взятки сотрудникам ГАИ и совершали непристойные поступки (см. монитор за апрель 2010 года).


ИЮЛЬ, 27
Информационное агентство «Псковская Лента Новостей»
В ФЗГ обратилась редакция Информационного агентства «Псковская Лента Новостей». Нам сообщили: «К нам в редакцию поступило письмо, в котором говорится о том, что используемая нами фотография в одном из сообщений, является авторской и за нее требуется заплатить определенную сумму. Письмо пришло в конце июля на адрес коммерческого редактора, хотя автор письма указывает, что направлял на адрес редактора ранее аналогичные письма. Одним из наших корреспондентов действительно была взята эта фотография (Спасская башня) в мае этого года, однако, она была взята из поисковика Яндекс (не с личной страницы пользователя, а с другого сайта, где не были указаны исходные данные фото). Фотография для редакции не представляет особой ценности, и была удалена. Однако ее автор настаивает на выплате ее гонорара за нее».


ИЮЛЬ, 27
Портал «Ингушетия.Org»
Прокурор Ингушетии обратился в суд республики, чтобы обязать провайдера закрыть доступ к  интернет-порталу «Ингушетия.Org». Об этом заявил в эфире радиостанции «Эхо Москвы» владелец сайта Магомед Хазбиев. «Это единственный сайт в республике, у которого есть официальный владелец и главный редактор. Нам не приходило никаких предостережений по поводу того, что мы печатаем какие-то экстремистские статьи, в суд нас не вызывали», - отметил он. Хазбиев добавил, что «уже месяца два происходят очень сильные атаки на сайт, его трудно открыть». Напомним, раньше на сайт уже подавали в суд «за разжигание межнациональной розни», «экстремизм».


ИЮЛЬ, 27
Газета «Коммуна»
В Воронежском арбитражном суде прошли предварительные слушания по иску о защите чести, достоинства и деловой репутации к областной газете «Коммуна» Истцом выступил руководитель серпуховского крестьянско-фермерского хозяйства «Стройагроресурс» Владимир Шепелев. Господин Шепелев требует признать недостоверными и порочащими сведения, изложенные в публикации «Коммуны» от 08.09.2006 «Солярка для аферистов». В материале, подготовленном журналистом Юрием Баклановым, утверждается, что глава  «Стройагроресурса» обманным путем получил и затем сбыл топливо на сумму в 3,5 млн рублей, не заплатив поставщику. Истец требует также взыскать с редакции 6 миллионов рублей в качестве компенсации за моральный вред.


ИЮЛЬ, 27
Газета «Воронежский курьер»
В Воронеже в Ленинском районном суде рассматриваются два иска о защите чести, достоинства и деловой репутации к газете «Воронежский курьер». Поводом для них стала публикация журналиста Антона Валагина «Господин оформитель», напечатанная в выпуске «Воронежского курьера» от 14.03.2010. В материале, в частности, рассказывалось о дорожно-транспортном происшествии с участием автомобиля Audi Q7. Истцы – водитель Audi Александр Беляев, и его супруга Татьяна, владелица автомобиля, – требуют опровергнуть слова журналиста: «номер у джипа (стоит тот, кстати, как хорошая трехкомнатная квартира в центре Воронежа) был непростой». Кроме того, А. Беляев посчитал оскорбительной характеристику, которую дал ему журналист в тексте публикации: «Пишет как школьник – по слогам, медленно, проговаривая вслух». Каждый из истцов требует также от редакции компенсации за моральный вред по 100 000 рублей. В настоящее время назначена лингвистическая экспертиза текста публикации.


ИЮЛЬ, 28
«Курьер-плюс»
«РадиоТелеКом»
В Пензе две компании, предоставляющие услуги связи, оштрафованы за то, что не предоставили правоохранительным органам возможность прослушивать разговоры и читать переписку своих клиентов. Как сообщили Каспарову.Ru в управлении Роскомнадзора, ООО «Курьер-плюс» оштрафовали на 35 тысяч рублей, а гендиректора ООО «РадиоТелеКом» (имя не называется) — на 9 тысяч. Максимальный штраф по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ («Осуществление предпринимательской деятельности с нарушение лицензии») для должностного лица составляет 4 тысячи рублей. Таким образом, мировой судья приговорил главу ООО «РадиоТелеКом» к штрафу большему, чем предусмотрено законодательством. По делу ООО «Курьер-плюс» решение вынес Арбитражный суд. К мировому судье и в арбитраж инспекторы Роскомнадзора обратились после проверки, в ходе которой установили, что компании «не обеспечили должных мер по внедрению на своей сети системы оперативных розыскных мероприятий», так называемой СОРМ. В этом и заключалось нарушение лицензии, решил Роскомнадзор, а следом и судьи. Согласно приказу «Об утверждении требований к сетям электросвязи для проведения оперативно-розыскных мероприятий», оператор должен дать чекистам или милиционерам техническую возможность, не выходя из офисов, читать переписку подозреваемых, а также прослушивать их переговоры. Аналогичные требования содержались и в «Правилах взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность» от 2005 года.


ИЮЛЬ, 28
Максим Зуев
Обвиняемый в убийстве популярного калининградского журналиста и блогера Максима Зуева приговорен к 11 с половиной годам лишения свободы с отбыванием срока в исправительной колонии строгого режима. 19-летний Роман Житков признан виновным в убийстве и краже с причинением значительного ущерба потерпевшему. Житков убил Зуева в ночь с 13 на 14 марта (см. монитор за март 2010 года). По данным следствия, в тот вечер молодой человек пришел в гости к 34-летнему журналисту, по версии следователей, для оказания интимных услуг. Впоследствии между ними произошла ссора, в ходе которой Житков нанес Зуеву 26 ножевых ранений. От полученных ранений журналист скончался. Житков вынес из квартиры ценные вещи убитого - часы, оргтехнику, мобильный телефон и деньги. Следователи оценили добычу преступника в более чем 33 тысячи рублей. Тело Максима Зуева обнаружили только через несколько дней.


ИЮЛЬ, 28
YouTube
Интернет-архив web.archive.org
Электронная библиотека lib.rus.ec
thelib.ru
zhurnal.ru
Центральный районный суд Комсомольска-на-Амуре (Хабаровский край) предписал местному интернет-провайдеру «Роснет» заблокировать для абонентов доступ к пяти веб-сайтам, на которых был обнаружен экстремистский контент. В список запрещенных интернет-ресурсов попали видеохостинг YouTube, интернет-архив web.archive.org, электронная библиотека lib.rus.ec, а также thelib.ru и zhurnal.ru. Причиной такого вердикта стало обнаружение на этих сайтах книги Адольфа Гитлера «Моя борьба», а также видеоролика Russia for Russians - эти материалы признаны экстремистскими или содержат признаки экстремизма. Несмотря на то, что, по словам ответчиков, провайдер не имеет права ограничивать доступ своих абонентов к определенным сайтам, добиться отзыва иска не удалось. Представители российского Google (напомним, что YouTube входит в состав поискового гиганта) подчеркивают, что условиями пользования сервисом запрещается размещение незаконных материалов, в том числе, материалов, признанных экстремистскими в установленном порядке. На взгляд компании, решение суда в отношении провайдера ограничивает право пользователей на доступ к информации, что гарантировано статьей 29 Конституции РФ. На главной странице сайта провайдера «Роснет» в настоящее время опубликован текст, в котором выражается несогласие с решением суда. Кроме того, в сообщении говорится, что компания подала кассационную жалобу в установленные сроки - 28 июля 2010 года.                                препятствование деятельности интернет-изданий – 5 раз

ИЮЛЬ, 28
СМИ Челябинска
Чиновники Челябинской области воспитывают СМИ, как могут. И как умеют. Получается у них иногда забавно. Вице-губернатор Челябинской области Вадим Евдокимов на минувшей неделе после одного из губернаторских брифингов не постеснялся предъявить журналистам претензии. Чиновнику показалось, что журналисты были чересчур дерзки с губернатором, задавая ему «недозволенные» вопросы. Например, что будет с коллективом расформированного Челябинского автомобильного училища, или с землёй, на которой расположено училище. Еще губернатора спросили, как фамилия директора Златоустовского металлургического завода. Губернатор смешался, и все это заметили. «Зачем такие вопросы задавать губернатору, спрашивайте Сердюкова»! - кричал потом Евдокимов всей толпе журналистов. «Скажите вашим директорам, чтоб купили «удочки», а то вы в кадре друг другу мешаете!, - раздавал наставления телевизионщикам Евдокимов. – И вообще, такое ощущение, что большинство с утра встало, накрасилось, а мозги включить забыло!». Фраза мгновенно стала крылатым выражением. И облетела все блоги, аськи, повторившись в электронных письмах и телефонных разговорах. Теперь на официальных встречах журналисты друг у друга интересуются: мозги принесли, нет, а то Вадичка (бывший диджей радиостанции когда то был для них коллегой) потребует их предъявить. Если учесть, что большинство в челябинской журналистике сегодня составляют женщины, замечание чиновника попахивает дискриминацией.


ИЮЛЬ, 28
ВГТРК
Девятый арбитражный апелляционный суд оставил в силе решение арбитража Москвы, который отклонил иск ООО «Планета» к ФГУП «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» о защите деловой репутации и взыскании 300 304 000 рублей компенсации, сообщил представитель суда. Истец требовал опровергнуть информацию, распространенную в передаче «Специальный корреспондент», о причастности ООО «Планета» и ее руководителя Виталия Ансерова к организации детского секс-туризм, а также взыскать с ответчика компенсацию морального вреда. В передаче, на которую ссылался истец, рассказывалось, в частности, об осужденном за развратные действия в отношении несовершеннолетних москвиче Виталии Замуле, который после отбытия наказания сменил фамилию на Ансеров и открыл турфирму, занимающуюся организацией детского отдыха. Суд первой инстанции установил, что в сюжете, представленном ООО «Планета», не употребляется фирменное наименование истца и не содержится каких-либо иных сведений, позволяющих его идентифицировать, поэтому довод о распространении сведений об истце противоречит фактическим обстоятельствам дела. При этом сведения о личной жизни Ансерова не имеют никакого отношения как к его профессиональной деятельности в качестве генерального директора ООО «Планета», так и к деятельности самого истца, и не могут быть предметом рассмотрения по делу о защите деловой репутации фирмы, отметила в решении судья Наталья Карева. В решении Арбитражного суда Москвы говорится также о том, что сюжеты ВГТРК «носят авторский характер, представляют собой выражение субъективной позиции журналиста, содержат оценочные категории, собственное мнение, суждение автора, его субъективные выводы», поэтому в телепрограммах отсутствовали какие-либо сведения, которые могут быть квалифицированы в качестве не соответствующих действительности. ООО «Планета», не согласившись с данным решением, подало апелляционную жалобу в Девятый арбитражный апелляционный суд.


ИЮЛЬ, 28
Мари Басташевски
Фотографу Мари Басташевски, гражданке Дании, интересующейся темой похищений людей на Кавказе, отказано во въезде в Россию. Фотопроект Басташевски «Статья 126 (Похищения на Кавказе)» начался более 2-х лет назад с просмотра и прочтения сводок «Мемориала». Мари стала ездить в Чечню, Ингушетию, Дагестан, встречаться с родственниками исчезнувших людей и, процитируем «Радио Свобода», «искать в пустых комнатах, застеленных кроватях, задернутых занавесках отпечатки людей, которые когда-то там жили». Датский фотограф, с ее собственных слов, «снимала пустоту». Главным ее помощником в работе была убитая в июле прошлого года правозащитница Наталья Эстемирова. Этим летом Мари Басташевски собиралась посетить пустую грозненскую квартиру Натальи Эстемировой, но это оказалось невозможным. 23 июня Басташевски обратилась в посольство России в Копенгагене за журналистской визой. Через 3 дня ей ответили, что «вопрос еще рассматривается в Москве». Дальнейшие трехнедельные попытки Мари выяснить судьбу своего запроса сначала в посольстве, затем в отделе печати МИД, потом в самом МИДе успеха не имели. Корреспондент «Радио Свобода» узнала, что Басташевски - в списках лиц, которым запрещен въезд в Россию. Сама фотограф уверена, что это связано с ее работой. В свою последнюю командировку на Кавказ, закончившуюся в январе, она была задержана сначала в Дагестане, потом в московском аэропорту Шереметьево, при этом все содержимое ее компьютера было изучено. «Меня задержали по дороге из Махачкалы в Хасавюрт 17 января сотрудники миграционной службы, остановив маршрутку, в которой я ехала. За мной, вероятно, следили. Сначала эти люди без формы пытались допрашивать меня, не предъявляя документов, потом отвезли в ФМС. Меня обвинили в том, что я больше трех дней находилась в Махачкале без регистрации, хотя, во-первых, это было не так, потому что я постоянно выезжала из города, а во-вторых, они не могли знать, когда я приехала, потому что мои документы последний раз проверяли за 23 дня до этого. Но под давлением и из-за спешки - я торопилась на самолет в Москву - я согласилась заплатить штраф в 500 рублей. Видимо, это было ошибкой. На самолет в Москву я все равно опоздала, так как машина без номеров высадила меня с чемоданом в лесу. В аэропорту Шереметьево, откуда я через день улетала в Копенгаген, история продолжилась. Еще до регистрации ко мне подошла девушка, представившаяся сотрудницей таможни, и сказала, что мне необходимо пройти с ней на досмотр. Меня провели за штору и вытряхнули все вещи, забрали ноутбук и фотоаппарат. Содержимое компьютера было скопировано. На мой взгляд, все это было незаконно, однако я не хотела поднимать шум, понимая, что мне надо продолжать работу в России, и не желая осложнять отношения с властями. Видимо, это тоже было неверным решением», - рассказала Мари Басташевски.


ИЮЛЬ, 28
Петр Липатов
Более года редактор оппозиционной газеты «Согласие и правда» (город Клин, Московская область) Петр Липатов пытался отмести обвинения в разжигании экстремизма посредством публикации статей, создающих «негативные стереотипы» и негативные образы представителей органов безопасности (см. монитор за август 2009 года). Наконец, суд отклонил иск против Петра Липатова. Суд постановил, что экспертные оценки, на которые опирались обвинители для доказательства экстремистского характера статей, неубедительны. В мае Липатов сделался героем статей в The New York Times и видеоролика на сайте издания. Он сказал, что после такого освещения в СМИ судебным властям, похоже, пришлось рассмотреть свидетельства обвинения более тщательно. «Они побоялись, что станет заметно, что они подходят к делу нечестно и несправедливо», - заявил он в интервью.


ИЮЛЬ, 28
Андрей Сковородников
Красноярского журналиста Андрея Сковородникова лишили возможности выходить в эфир после его вступления в партию «Другая Россия». Как сообщает «Газета.Ru» со ссылкой на «Радио Свобода», с лета прошлого года в эфире канала ТВ Центр-Красноярск выходят телеблоги. Одним из таких телеблогеров выступал красноярский музыкант, журналист и политик Андрей Сковородников, являющимся одним из соорганизаторов акций Стратегия 31 в Красноярске. Вечером 28 июля состоялась встреча А. Сковородникова и дирекции компании, где ему сообщили, что его снимают с эфира. Это произошло после вступления журналиста в партию «Другая Россия».


ИЮЛЬ, 28
«Новая газета»
«Известия»
«Комсомольская правда»
«Газета.Ру»
Елена Костюченко
В Химкинском лесу (Московская область) вечером сотрудники милиции задержали активистов – экологов и журналистов, дежуривших на месте вырубки. В частности, задержаны два корреспондента «Новой газеты» (в том числе Елена Костюченко, которая неделю назад при задержании милицией там же, в Химкинском лесу, получила травму шейного отдела позвоночника), «Известий», «Комсомольской правды», «Газеты.Ру». Задержанных доставили во 2-й отдел Химкинского УВД. Пока их везли в милицию, туда позвонил заместитель главного редактора «Новой газеты» Сергей Соколов и спросил, почему опять задержали журналистов. Ему заявили, что журналисты не представлялись, на что он сказал, что у них на груди висят удостоверения. После этого сотрудников СМИ отпустили.


ИЮЛЬ, 29
Телеканал «Россия»
Мещанский суд Москвы отклонил иск префекта Северного округа столицы Олега Митволя к политику Владимиру Жириновскому. Истец требовал от лидера ЛДПР 20 миллионов рублей за распространение недостоверных данных о коррупции в правительстве Москвы. Соответчиком по иску выступала телекомпания ВГТРК, транслировавшая выступление Жириновского, во время которого он раскритиковал власти Москвы. По каким причинам иск был отклонен, не сообщается. В суде была оглашена только резолютивная часть решения, содержание мотивировочной части будет раскрыто позднее. Помимо денежной компенсации, Митволь требовал от Жириновского также публично опровергнуть свои слова, а ВГТРК - передать сообщение об опровержении. Поводом для иска стало выступление вице-спикера Госдумы 20 апреля 2010 года во время ежегодного отчета премьер-министра Владимира Путина перед депутатами. Жириновский в ходе выступления назвал правительство Москвы мошенниками и передал Путину папку с компроматом на мэра Юрия Лужкова и его подчиненных (см. монитор за апрель 2010 года).

ИЮЛЬ, 29
Газета «Купи-продай. Казань»
Газета «Исследование и проекты»
Газета «Abagan.ru»
Журнал «Дворянское гнездо»
Журнал «Мой выбор»
Журнал «Агрофактум»
Журнал «Аргус»
В Татарстане по решению суда признаны недействительными свидетельства о регистрации 7 СМИ. Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) по РТ обратилось в суды с исками о признании недействительными свидетельств о регистрации семи СМИ на основании пункта 2 статьи 15 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-I «О средствах массовой информации» (невыход издания в свет более года). По результатам рассмотрения исков судами были вынесены решения о признании недействительными свидетельств о регистрации: газеты «Купи-продай. Казань», газеты «Исследование и проекты», газеты «Abagan.ru», журнала «Дворянское гнездо», журнала «Мой выбор», журнала «Агрофактум», журнала «Аргус». Указанные судебные решения в июле 2010 года вступили в законную силу, сообщает пресс-служба Роскомнадзора по РТ.


ИЮЛЬ, 29
Александр Артемьев
Главный редактор газеты «Коммерсант» Михаил Михайлин, до недавнего времени возглавлявший интернет-издание «Газета.ру», объявил о выходе из состава общественного совета при ГУВД Москвы. По словам Михайлина, он счел невозможным продолжить свое общение с представителями правоохранительных органов в связи с тем, что до сих пор не установлены лица, сломавшие руку журналисту «Газеты.ру» Александру Артемьеву 31 мая 2010 года на несанкционированном митинге на Триумфальной площади. Журналист интернет-издания находился на митинге в защиту 31-ой статьи Конституции как частное лицо и был задержан сотрудниками милиции. После задержания выяснилось, что у Артемьева в двух местах сломана рука (см. монитор за май 2010 года). В связи с произошедшим Михайлин, возглавлявший в то время «Газету.ру», потребовал созвать экстренное совещание Общественного совета. В ГУВД Москвы провели собственное расследование инцидента и установили, что рука у Артемьева была сломана в результате «перетягивания». В милиции объяснили, что это «перетегявание» произошло в тот момент, когда журналиста вытаскивали из автобуса для задержанных, а других участников оппозиционной акции в это время заводили внутрь. Уголовное дело по факту получения травмы возбуждено так и не было. Еще одной причиной, по которой главный редактор «Коммерсанта» покинул общественный совет, стал отказ ГУВД от своего обещания оплатить Артемьеву лечение. По словам Михайлина, в ГУВД заявили, что сделать это будет «довольно проблематично». Тем временем прокуратура вернула на доследование в Следственный комитет при прокуратуре дело об инциденте с журналистом Александром Артемьевым. Как сообщает РИА Новости, общественный совет ГУВД Москвы также создал собственную рабочую группу для разбора этого инцидента.


ИЮЛЬ, 29
Павел Нетупский
В ФЗГ поступил ответ из прокуратуры Центрального района Санкт-Петербурга. В документе говорится о расследовании нападения на корреспондента интернет-газеты Fontanka.Ru Павла Нетупского, которое было совершено 11 мая 2010 года (см. монитор за май 2010 года). В частности, сообщается, что постановление об отказе в возбуждении уголовного дела от 21 мая 2010 года, вынесенное и.о. дознавателя 5 отдела милиции УВД Центрального района Санкт-Петербурга С. Шведовым, «признано незаконным, необоснованным, и 17 июня 2010 года отменено, материал отправлен в отдел дознания УВД Центрального района для решения вопроса об уголовном преследовании. 23 июня 2010 года ОД УВД Центрального района Санкт-Петербурга по факту причинения телесных повреждений Нетупскому П. И. со стороны неустановленного лица возбуждено уголовное дело по ч. 1 статьи 116 УК РФ»».


ИЮЛЬ, 29
Николай Сванидзе
На территории молодежного лагеря «Селигер-2010» (Тверская область) «нашисты» вкопали в землю палки, на которых висели пластиковые головы в головных уборах с нацистской символикой. На головах – фотографии тех, кого участники форума считают своими врагами, в том числе журналиста Николая Сванидзе. Позднее организаторы акции заявили, что журналист попал туда «по ошибке» и принесли ему извинения, однако Н. Сванидзе их не  принял.


ИЮЛЬ, 29
Владимир Леонов
Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга оправдал бывшего депутата Законодательного собрания Ленобласти национал-большевика Владимира Леонова, обвинявшегося по ч. 2 ст. 205.2 УК РФ («Публичное оправдание терроризма, совершенное с использованием средств массовой информации»). Напомним, в июне 2008 года Следственный комитет при прокуратуре Петербурга возбудил уголовное дело на основании публикации в газете «Трудовая Гатчина» от 16.02.2008, редактором которой является Владимир Леонов, статьи «Новый Че Гевара?». В ней комитет усмотрел пропаганду террористической деятельности Усамы бен Ладена (см. монитор за январь 2009 года). Владимир Леонов был первым из политических деятелей в России, кому предъявили обвинение по данной статье. Всего за время следствия и рассмотрения дела в суде было проведено три экспертизы спорной статьи, по итогам которых судья Дондик пришел к выводу о невиновности Леонова в «публичных заявлениях о признании идеологии и практики терроризма правильными, нуждающимися в поддержке и подражании».

ИЮЛЬ, 30
Газета «Арсеньевские вести»
В Приморском крае в очередной раз выпущен фальшивый номер газеты «Арсеньевские вести». В 2008 году неизвестными лицами было выпущено три номера фальшивок. В них говорилось о перевороте в редакции: дескать, редакция взбунтовалась, прогнала прежнего главного редактора Ирину Гребневу и выбрала редактором второго соучредителя Романенко. Авторов и издателей фальшивок так и не удалось найти ни милиции, ни прокуратуре, ни ФСБ, ни Роскомнадзору. Новый фальшивый выпуск газеты «Арсеньевские вести» выпущен в далёком Пожарском районе накануне выборов главы администрации. Ясна главная цель выпуска – очернить наиболее вероятного победителя. Потому на страницах популярной в крае газеты и появилась статья «Бандиты рвутся к власти», направленная против Владимира Синицына, обогнавшего представителя «Единой России». Явно преследовалась и ещё одна цель: подставить под удар «Арсеньевские вести», публикуя агитационный материал на страницах газеты, не заявлявшей об участии в предвыборной кампании. Тем более, что среди «почитателей» «Арсеньевских вестей» уже широко распространились слухи о возможном закрытии газеты. Таким образом, одновременно преследовались две цели: подставить под удар оппозиционную газету и очернить наиболее вероятного победителя на выборах главы администрации района. О выходе фальшивки в редакцию сообщили читатели из Пожарского района и по просьбе «АВ» прислали копии газеты. Редактор «Арсеньевских вестей» Марина Завадская направила объяснительную записку в управление Роскомнадзора в Приморском крае. Направлены официальные заявления о поиске авторов фальшивки в прокуратуру Приморского края, органы УВД и ФСБ. Возможно, новый поиск выпускающих фальшивки будет более удачным, чем два года назад.


ИЮЛЬ, 31
Яна Порубова
Более 8 лет сражалась за свои права свердловская журналистка Яна Порубова, которая в 2002 году была приговорена к 1,5 годам заключения за клевету и оскорбление. Такое наказание вынес суд за публикацию в редактируемой ею предвыборной газете «Д.С.П.», в которой содержалась компрометирующая информация на высокопоставленных лиц в областном правительстве и депутатском корпусе. И вот недавно президиум Верховного суда РФ полностью ее реабилитировал, определив, что в ее действиях не было ни состава, ни события преступления. Ранее Порубова выиграла иск и в Страсбургском суде. Согласно закону о реабилитации, теперь журналистка должна быть восстановлена во всех правах и может требовать моральной компенсации и компенсации судебных издержек от Минфина РФ. Отметим, что сразу после приговора Яна попала под действие амнистии, поэтому реальный срок ей отбывать не пришлось.


ИЮЛЬ, 31
Валентина Шепелева
В Курганском городском суде рассмотрен гражданский иск редактора районной газеты «Голос целинника» Валентины Шепелевой к областному комитету по печати и СМИ и редакции самой районки. Истица требовала отменить незаконный, по ее мнению, пункт приказа председателя комитета Дениса Литовченко о снижении ей суммы ежегодной премии и взыскать с органа власти и с редакции «Голоса целинника» причитающийся ей остаток в размере 31 тысячи рублей, считая, что в отношении нее была допущена дискриминация. В итоге, несмотря на то, что все требования истицы полностью были поддержаны представителем одного из ответчиков – редакции «Голоса целинника», суд решил по-иному. Как сообщает информагентство «URA.Ru», решением суда комитет по печати и СМИ должен отменить пункт приказа своего руководителя, в котором говорится о снижении премии Валентине Шепелевой «за систематическое нарушение сроков предоставления срочной информации по запросам». Что касается взыскания денег в пользу истицы, в этой части суд постановил отказать в удовлетворении иска. У сторон есть 10 дней на обжалование решения.


ИЮЛЬ, 31
Все СМИ
Евгения Альбац
В Москве журналистов не пропускают на Триумфальную площадь, где проходит акция оппозиции в защиту 31-й статьи Конституции РФ, ссылаясь на указания вышестоящего начальства, сообщила в эфире радиостанции «Эхо Москвы» главный редактор журнала The New Times Евгения Альбац. «Лейтенант сказал, что у него указание вышестоящего начальства никого не пропускать. Я ему сообщила, что генерал Козлов на заседании Общественного совета при ГУВД Москвы говорил о том, что журналисты будут беспрепятственно работать на освещении этого митинга. Несмотря на то, что на мне журналистское удостоверение, никого не пропускают», — рассказала она.


ИЮЛЬ, 31
Александр Афанасьев
Михаил Обозов
Ростислав Кошелев
Журналистов, задержанных в Санкт-Петербурге во время акции у Гостиного двора, из отделения милиции отпустили только  в 23.30. Об этом рассказал один из задержанных, фотокорреспондент газеты «Мой район» Александр Афанасьев. После пятичасового пребывания в 79 отделении милиции Центрального района журналистам выдали протоколы об административном правонарушении и административном задержании. По словам Афанасьева, в документе говорилось, что он задержан за нарушение установленного порядка, так как участвовал в несанкционированном митинге. Во втором протоколе отмечалось, что журналист был доставлен в отделение из-за неповиновения законным распоряжениям сотрудников милиции, которые исполняли свои служебные обязанности. «Якобы сотрудники милиции по мегафону призывали собравшихся разойтись, так как акция была не согласована с администрацией, но журналисты продолжали находиться в группе граждан», - добавил редактор издательства «Европеец» Руслан Линьков, который помогал задержанным представителям СМИ. Данная формулировка, по его мнению, является абсурдной: «Журналисты выполняли свою работу, но получается, они должны были или раствориться в группе граждан или растворить эту группу граждан». Александр Афанасьев отметил, что они связывались также с юристом петербургского Союза журналистов. Как отметил Руслан Линьков, организация будет заниматься вопросом задержанных журналистов. Также по факту задержания должны состоятся судебные разбирательства по месту жительства журналистов. Когда они состоятся, пока не известно. «Уже в отделении милиции фотографу журнала «Европеец» Михаилу Обозову стерли все фотографии с мероприятия. Когда меня заталкивали в машину, мне сломали фиксатор аккумулятора в фотоаппарате. Это и спасло мои снимки», - рассказал также Афанасьев. По его словам, сотрудники ОМОНа обходились с журналистами грубо. Так в милицейской машине его ударили кулаком под дых. Всего в ходе акции оппозиции в защиту 31-й статьи Конституции у станции метро «Гостиный двор» в Петербурге были задержаны трое петербургских фотокорреспондентов: Ростислав Кошелев («БалтИнфо»), Александр Афанасьев («Мой район») и Михаил Обозов («Европеец»).

 

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни